II. Метод анализа документов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Метод анализа документов



К числу наиболее распространенных количественных методов относится контент-анализ. Слово "контент" означает содержимое (или содержание) документа. Контент-анализом называют метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах. Под документом при этом понимается не только официальный текст (типа инструкции или правового закона), но все написанное или произнесенное, все, что стало коммуникацией. Контент-анализу подвергаются книги, газетные или журнальные статьи, объявления, телевизионные выступления, кино- и видеозаписи, фотографии, лозунги, этикетки, рисунки, другие произведения искусства, а также, разумеется, и официальные документы. В журналистике он применяется для самонаблюдения в редакционном коллективе. Например, для изучения содержания публикаций читательской почты, или звонков в студию и подготовки материалов на основе большого массива документов.

Этот метод используется социологами уже более ста лет. С его помощью изучалась религиозная символика и популярные песни, устанавливалась мера эффективности политических слоганов (лозунгов, используемых в выборных кампаниях), реклам и вражеской пропаганды, определялись особенности суицидального поведения, проявившиеся в предсмертных записках самоубийц, стереотипы сознания различных социальных групп, выявлялась направленность демонстрации людей определенной национальности на телеэкранах, идеологическая подоплека передовиц газет, отличия в трактовках одного и того же события в разных СМИ, исследовались многие другие темы.

Контент-анализ не отменяет необходимости обычного (т.е. содержательного) анализа документов. Первый дополняет второй, их сочетание углубляет понимание смысла любого текста. Контент-анализ позволяет обнаружить в документе то, что ускользает от поверхностного взгляда при его традиционном изучении, но что имеет важный социальный смысл. Принципиальное отличие этих методов анализа заключено в явно выраженной строгости, формализованности, систематизированности контент-анализа. Он нацелен на выработку количественного описания смыслового и символического содержания документа, на фиксацию его объективных признаков и подсчет последних. Кроме того, контент-анализ отличается от всех прочих способов изучения документов, тем, что он позволяет "вписать" содержание документа в социальный контекст, осмыслить его одновременно и как проявление, и как оценку социальной жизни. "Вписывание" документа в изучаемую проблему предполагает выявление того, что: а) существовало до него и получило в нем отражение, б) наличествует только в нем, в) будет после него, т.е. явится итогом его восприятия адресатом.

Заключение

За последнее время значительно изменилась направленность интересов исследователей российских СМИ. Раньше, для советского периода были весьма характерны историко-описательные работы (с очень сильным идейно-политическим уклоном), а также изучение мастерства, поэтики, форм журналистской деятельности. В период перестройки (1985-1991 годы) и в период пост-перестройки 1990-х годов усилился интерес к социальному статусу, общественным связям и эффектам прессы.

Традиционным направлением социологических исследований для большинства исследовательских центров СМИ Российской Федерации является исследование свободы слова и печати, взаимоотношений журналистики с институтами власти и гражданского общества, соответствия модели СМИ потребностям социальной системы, исследование журналистских кадров, новой типологии СМИ, процессов коммерциализации прессы, телевидения и радиовещания, исследование текстов прессы, телевизионных и радиопередач и эффективности их воздействия на аудиторию, исследование и обучение новым технологиям и их внедрение в деятельность СМИ, обеспечение рекламных кампаний и кампаний паблик рилейшнз, исследования аудитории СМИ, определение ее типологии, состава, читательских и зрительских интересов, тенденций развития.

Сегодня журналисты все чаще используют в своей работе количественные методы изучения аудитории. Это в свою очередь требует от них овладения техникой социологических измерений. Необходимо, чтобы все журналисты научились правильно использовать эти методы в своей работе.

 

 

Билет №18 вопрос 2

региональные издания в системе периодической печати

Региональные издания в системе периодической печати.
Укрепление позиций региональной прессы на информационном рынке, усиление ее влияния на общественные отношения обусловлено целым рядом причин:
1. Экономическое и политическое укрепление самостоятельности регионов упрочило позиции местной прессы. Толчок к усилению центробежных тенденций в нашей стране дали изменения в российской государственности и связанные с ними разломы вертикальных управленческих связей между центром и провинцией, произошедшие в начале 90-х гг.
2. Снизилась покупательная способность населения: потенциальный читатель вынужден делать выбор в пользу лишь одного издания, причем сравнительно недорогого, из выписываемого ранее набора. Таким изданием оказывается чаще всего местная газета (районная, городская, областная, краевая, республиканская).
3. Монополизм связистов, взвинтивших стоимость услуг по доставке прессы, сделал невыгодным распространение больших тиражей на большой территории.
4. Активность региональных властных и деловых элит привела к появлению и укреплению местной прессы, которая способна обеспечить информационную поддержку в реализации как политичес­ких, так и коммерческих проектов; местная пресса воспринимает­ся региональными элитами как канал влияния на аудиторию.
5. Крушение идеалов сильного централизованного государства повлекло за собой переключение интересов аудитории с общефедеральных на региональные. Усиливается идеология возрождения России через провинцию.
Целый ряд факторов — политических, экономических, социокультурных, идеологических — обусловливает развитие региональных СМИ. Российское государство — большое и неоднородное образование, региональные субъекты, входящие в состав федерации, заметно отличаются друг от друга, а следовательно, и система СМИ этих регионов во многом зависит от местных особенностей.
Важным для развития региональных СМИ является и их географическое положение — удаленность от центра, близость рубежей государства и т.д. Местные СМИ пограничных территорий должны учитывать повышенный интерес своей аудитории как к новостям из Москвы, так и к тому, что происходит в соседних государствах. Пресса отдаленных территорий может минимально конкурировать с центральной (трудности доставки последней, ее запаздывание), но должна принимать во внимание воздействие зарубежных информационных каналов на свою аудиторию.
Все очевиднее становятся различия между системами СМИ регионов, где есть мегаполисы, и регионами с сельскохозяйственным профилем. Пресса мегаполисов, перенасыщена. В сельскохозяйственных районах, напротив, спектр местных изданий значительно уже, а экспансия центральной прессы заметнее. Например, в Твери выходит около восьми крупных местных газет (в том числе «Тверская жизнь», «Тверские ведомости»). Почти все они работают в нише традиционных общественно-политических изданий. Тиражи региональных вкладок центральных изданий («КП» в Твери», «АиФ» в Твери», «МК» в Твери») вполне сопоставимы с тиражами сугубо местных изданий, хотя последние, с точки зрения местных экспертов, считаются наиболее авторитетными.
Российские регионы не равновесны в производстве собственного информационного продукта. Они демонстрируют разные по наполнению, по структуре модели прессы. Учитывая насыщенность рынка местной (издаваемой в регионе) периодикой, можно выделить группу информационных лидеров. В национальных республиках развитию местной прессы способствовали интенсивно протекающие процессы федерализации, развития национальной культуры.
К типологии региональных изданий сегодня вполне подходит трехрядная модель, применяемая обычно к всероссийским изданиям: 1) печатные СМИ, адресуемые «всем» (в пределах своего ареала распространения) и повествующие «обо всем». 2) СМИ, адресуемые «всем», но вместе с тем определенному социальному слою, и поэтому имеющие более узкую область информационного внимания: деловая, новая партийная, культурно-просветительная, 3) СМИ узко специализированные и по социальному адресу, и по области информационного внимания

Среди региональных универсальных изданий, адресуемых «всем» и повествующих «обо всем», — традиционная общественно-политическая пресса. Ее главные функции — информационная, обзорная, аналитическая. Все остальные — рекламная, развлекательная и т.д. — присутствуют обычно в качестве второстепенных. Основной предмет освещения — местные события, аудитория — самая широкая в рамках своего региона. Традиционно издания этого типа имели ежедневную периодичность (или 5 раз в неделю), но в последнее время появляется все больше еженедельников и даже ежемесячников.
Традиционная универсальная пресса оказалась активно вовлечена в общие кризисные процессы, происходящие на отечественном рынке информации, связанные прежде всего с неблагоприятными социально-экономическими факторами. К тому же ниша общественно-политических изданий уже давно плотно заполнена, а пресса рекламная проходит этап становления. Кроме того, состояние читательского кошелька диктует жесткий выбор — в итоге самыми высокотиражными оказываются наиболее дешевые и бесплатные издания.
Нельзя сбрасывать со счетов и уже вполне заработавшие рыночные механизмы — конкуренцию между изданиями, распространяемыми на одной территории. Снижение тиражей традиционных региональных газет происходит и за счет вытеснения их с рынка: а) местными газетами, как новыми, универсального типа, так и рекламно-информационными (последние — за счет бесплатного распространения); б) региональными выпусками центральных изданий, которые имеют поддержку всей мощи общероссийского издания (финансы, издательский комплекс, твор­ческий потенциал редакционного коллектива), одновременно дают читателям общероссийскую и местную информацию.
Говоря о региональной печати в целом, необходимо остановиться на некоторых тенденциях, характерных для всех региональных печатных СМИ:
1) Сегодня не получили широкого распрост­ранения, но постепенно формируются издания, использующие осо­бые способы организации информационного пространства. Отдельные региональные газеты и журналы претендуют на распространение по всей России, возникают межрегиональные издания.Вообще следует заметить, что образование «встречных потоков» информации — не из центра в провинцию, как было в советский период, а из провинции в центр — становится заметным явле­нием последнего времени.
2) Региональная печать, так же как и центральная пресса, оказалась вовлечена в процессы концентрации и монополизации. Холдинг — самая перспективная линия в достижении самодос­таточного развития местной прессы. И это быстро поняли журналисты и редакторы. Чрезвычайно важным для местных печатных СМИ остается вопрос об их техническом и ресурсном обеспечении. Развитие местных полиграфических баз — самая серьезная проблема. В большинстве регионов есть одно государственное издательство — местный монополист, и это сдерживает развитие печатных СМИ, увеличивает их стоимость, влияет на качество региональных изданий. Тем не менее, подвижки в полиграфической отрасли происходят: многие региональные типографии приватизируются, приобретают современное оборудование за рубежом, процветают и имеют свободные деньги. А там, где есть хорошая полиграфическая база и средства, возможно создание новых перспективных газетно-издательских концернов. В ряде регионов сами типографии наладили выпуск газет, ориентированных на городскую и районные аудитории.
3) Симбиоз медиа-бизнеса с другими видами экономической деятельности — явление чрезвычайно распространенное. Большинство концернов активно осваивает смежные виды деятельности. Газетным концернам проще решить и другую немаловажную проблему — распространение изданий. Они создают собственные службы доставки, услуги которых обходятся читателям гораздо дешевле, чем услуги «Роспечати». В целом бюджет местных изданий складывается из доходов от рекламной деятельности, реализации тиража, внегазетной деятель­ности, госдотаций или спонсорской поддержки.

 

 

Билет №8 вопрос 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.007 с.)