Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика как род творческой деятельности и способ ее осуществления

Поиск

Подлинно творческое поведение журналиста предполагает знание существующих норм и правил, умение ими пользоваться в соответствующих обстоятельствах и умение превзойти их или создать новые, когда это необходимо. Самым распространенным критерием творчества считается такая характеристика продукта общественно-полезной деятельности, как новизна, оригинальность. Подразумевается, что творческая деятельность приносит новые, до сих пор неизвестные результаты. Под творчеством понимается «духовная деятельность, результатом которой являются созидание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира или духовной культуры».

Журналистскую деятельность можно представить как совокупность тесно связанных, переплетающихся и, вместе с тем, относительно самостоятельных процессов. Прежде всего, следует выделить начальный этап, сущностью которого является выбор темы, формулирование замысла, определение порядка действий по реализации этого замысла.

Выбор – это изучение действительности, т.е. этап получения информации из внешнего мира. Изучение действительности состоит из:

а) сбора информации,

б) ее интерпретации, осмысления, формулирование концепции, объясняющей суть изучаемого явления.

Воздействие на действенность, т.е. доведение созданного на основе полученной и осмысленной информации текста до сознания массовой аудитории. Этот этап складывается из двух стадий:

1. Создание журналистского текста;

2. Придания ему необходимых для «запуска» в СМИ качеств.

Процесс создания журналистского текста также состоит из двух потоков: 1) выработки концепции текста; 2) реализации этой концепции.

Процессы, стадии, этапы реального творческого поведения журналиста переплетаются, взаимодействуют. В отличие от других видов творческой деятельности, журналистское творчество одновременно и многословно, и целостно. Результатом каждого из процессов журналистской деятельности является не только информация, но и способы ее получения, преобразования и объективизации. Творческая индивидуальность может существовать и успешно развиваться только в условиях творческого коллектива. И, наоборот, творческий коллектив нуждается в развитых творческих индивидуальностях. Одна из систем, выступающих в качестве точки отсчета для творческой индивидуальности журналиста, является журналистская творческая среда. Сама творческая индивидуальность журналиста может быть понята как специфическая форма субъективного отражения объективно существующего опыта журналистского взаимодействия с реальной действительностью, как продукт тех отношений, которые возникают в ходе становления и развития творческой среды. Творческая среда отдельного журналиста складывается из непосредственного окружения, с которым он контактирует, из коллектива редакции, в которой он сотрудничает, и из всей системы «журналистика», которая через множество каналов воздействует на каждого журналиста. Творческая среда является не только хранилищем профессионального опыта, но и регулирует и контролирует деятельность и поведение каждого журналиста

Творческий потенциал журналиста, факторы роста

В развитии профессионализма журналиста выделяют три уровня: начальный средний, высший.

Начальный – это такой уровень, при котором процесс деятельности сводится к воспроизводству уже известных приемов в привычных условиях. На начальном уровне происходит освоение навыков. Субъективными условиями творчества журналиста становятся: знания, навыки, умения в структуре профессиональной деятельности.

Средний уровень – освоение новых приемов (идеальные проекты повторяющихся действий) и методик (нормативные кодексы). Источники методики журналистской деятельности разнообразны: теория систем, лингвистика, конфликтология, теории личности, социальная психология, опыт коллег.

На этом уровне достигается умелость. Она характеризуется тем, что человек способен использовать навыки в новых, нестандартных условиях. Высший уровень профессионализма мастерство. Это достижение высокого искусства в своей деятельности и сохранение творческого потенциала. На этой ступени профессионал применяет собственные методы.

Деятельность журналиста включает в себя три момента:

1. Целесообразность самого труда

2. Предмет труда, т.е. то, на что направлена эта деятельность

3. Инструменты, которыми человек воздействует на этот предмет

Основными элементами структуры журналистской деятельности являются:

– цель – осознанный образ ожидаемого результата

– способ – комбинация реальных компонентов журналистской деятельности, благодаря которой достигается результат.

– творческое отношение к труду – в его основе лежит ощущение осмысленности труда, и осознание цели как своей собственной; стремление создать объективную картину мира.

– стимулы труда – внешние факторы, побуждающие к трудовой активности

– мотивы труда – внутренние стимулы, потребность, осознаваемая как нечто важное.

– ценности и ценностные ориентации – этические императивы трудовой деятельности.

Структура творческой индивидуальности журналиста

Как и всякий труд, творчество имеет специализированный характер. Одна из таких областей журналистское творчество, однако, заниматься ею как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие от творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности.

Современный журналист должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений, которые способствовали бы успешной реализации стоящих перед сотрудником редакции задач. При этом к наиболее важным журналистским качествам можно отнести: компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма и др.

Специфика и своеобразие журналистского творчества состоит в том, что оно, нацеливая человека на адекватное отображение и осмысление действительности, требует от него характерных данному виду деятельности качеств дарования, особого психофизического склада личности, хорошей профессиональной подготовки. Среди подобных качеств можно выделить наличие у журналиста развитого восприятия.

Там, где зрение обычного человека рассеивается, не находя в окружающем ничего примечательного и существенного, профессионал должен уметь увидеть, услышать, уловить массу живых, неповторимых подробностей человеческого поведения, характерные детали во внешности людей, в окружающей их обстановке, отметить особенности их речи и мышления. При этом не следует забывать, что на человеческое восприятие, обычно влияют привычные установки, стереотипы, оценки других людей, сложившееся общественное мнение, предубеждения, общепринятые взгляды и т.д.

В познавательной деятельности журналиста большую роль играют интеллектуальные способности, а точнее – развитость мышления.

Кроме этой существует множество других классификаций, которые включают репродуктивное и продуктивное (творческой), интуитивное и логическое мышление и др. Среди умственных способностей творческой личности выделяют следующие: легкость генерирования идей, способность к переносу, «сцеплению», свертыванию, сближению понятий.

Рассмотрим принципиальные основы журналистского творчества.

Принцип - основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт размышления. Принцип на практике находит свое воплощение в методе. Метод - путь, способ исследования, изложения, система правил и приемов подхода к изучению явлений. В отличие от принципов методы подвижны и изменчивы. Разная степень обобщенности, присущая методам деятельности журналиста в разных проблемных ситуациях, порождает диапазон различий в способе его деятельности. Выделяются пять уровней, характеризующих степень обобщенности применяемых методов.

Первый - философский уровень: всеобщий метод, применяющий мировоззренческие принципы к процессу познания, творчества, практики, диалектико-материалистическая и историко-материалистическая методология.

Второй уровень - общенаучные методы познания, модифицируемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями такими как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, сравнение и другие.

Третий уровень - специально-научные методы, применяемые в журналистике, например - социологический опрос, психологическое наблюдение, статистическое обобщение, экономический анализ и так далее.

Четвертый уровень составляют междисциплинарные методы, являющие собой синтез научных методов и способов художественного отображения действительности. Наконец, пятый уровень включает в себя конкретную методику и творческий прием, адекватные особенностям данной проблемной ситуации, замыслу произведения и позволяющие добиться максимальной эффективности при воздействии на аудиторию. Все это составляет определение техники и технологии при сборе, обработке и интерпретации материала.

Творчество и система, и импровизация

Творческие способности в журналистской деятельности связаны с ее мотивацией (интересы и склонности), с темпераментом личности (эмоциональность), умственными способностями.

Следовательно, мотивы творческой деятельности во многом взаимосвязаны с особой «системой координат», на которой у каждого индивидуума в некоей последовательности представлены элементы индивидуального творческого мышления (исходя из природных, генетических и ряда других особенностей).

Она, как свидетельствуют результаты различных опросов журналистов-практиков, определяется самими носителями профессии, прежде всего, как «алогичная», то есть «не всегда и не все понимают, почему журналист обращается именно к данным фактам», «что побуждает его проявлять специфический интерес к явлениям, которые на обыденном уровне не вызывают у сталкивающихся с ними людей особых интеллектуальных усилий».

Высокая мобильность журналистского мышления, подвижность умственной ориентировки личности предполагают и цельность восприятия. Людям сугубо логического склада ума, тем, чья профессия предполагает «мыслительный» характер повседневной деятельности, свойственно как бы дробить предмет восприятия, детально изучать, а уж затем пытаться «оживить» для мыслительной деятельности. Журналист же чаще всего понятийное и образное начало диалектически соединяет. Происходит это непроизвольно, таким образом проблема или ситуация словно бы вписывается в более широкие контексты.

Гибкость мышления, иначе говоря, способность легко переходить от одного класса явлений к другому порой, достаточно далекому по содержанию, также является одной из примечательных характеристик для людей этой профессии. У журналистов он тесно связан с так называемым боковым мышлением, лучше всех которое охарактеризовал французский психолог Сурье, писавший: «Чтобы творить – надо думать около».

Легкость генерирования идей является еще одной важной составляющей творческой личности. Повседневная деятельность в сфере средств массовой информации предполагает достаточно напряженный ритм, причем журналист в силу специфики своей работы вынужден охватывать и объяснять несметное число разнородных фактов, явлений, соединять понятия и т.д. и т.п. и способность к оценочным действиям, а по-другому говоря – к выбору одной из многих альтернатив.

Способность к ассоциативному мышлению, умение сближать понятия легче всего рассмотреть на примере остроумия. Конечно же, оно свойственно многим журналистам, особенно в письменной речи, но мы в своих экспериментах попытались выявить особые способности журналистов к ассоциативному мышлению, анализируя проводимые интервью.

Творческие показатели журналиста

В целом для характеристики творческих способностей журналиста можно назвать ряд совершенно конкретных «прикладных» показателей. Можно, к примеру, предполагать, что готовность памяти, то есть способность запомнить, опознать, воспроизвести нечто немедленно, с отсрочкой или в момент творческого акта, является одним из главных «компонентов» продуктивного мышления и показателем результативности творческой деятельности журналиста. Способность предвидения позволяет обеспечивать столь необходимую любому человеку, работающему в СМИ, прогностическую деятельность, зачастую интуитивно, предугадать настроение и насущные потребности своей аудитории.

Замысел журналистского произведения. Журналистское творчество изначально индивидуально. Однако индивидуальные особенности мышления, знания, эмоции, чувства в тексте СМИ преобразуются, возвышаются над индивидуальным, обобщаются и становятся в лучших образцах этих текстов общественными, но открывающими читателю, телезрителю, радиослушателю что-то по-новому, в иной форме.

Специфика творческой интуиции состоит в том, что ее невозможно вызвать в результате какого-то «принуждения», ее можно только «культивировать». Оставив в стороне случаи, когда творческая личность, что называется, от рождения сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, быть может, потенциально являются в равной степени одаренными.

Прежде всего, нужно учитывать, что в подсознании находится не только информация, принятая подсознательно, но и информация, принятая сознательно, однако забытая. Творческое вдохновение, о котором обычно говорят только, как о чем-то эфемерном, есть не что иное, как активизация соответствующим образом памяти и творческой активности. Всякий журналист должен четко представлять, предварительно, конечно, четко зафиксировав их, ситуации, обстоятельства, условия, в которых его творческая деятельность была наиболее продуктивной. Только внутреннее «равновесие» дает возможность истинно творческой личности находиться в гармоничном «равновесии» и с окружающей действительностью.

 

 

Билет №6 вопрос 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.209.250 (0.013 с.)