Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способности и одаренность. Талант

Поиск

Каждого ученика характеризует своеобразный комплекс способностей. Одни, имея отличные музыкальные способ­ности, не имеют сценических или вокальных данных. У других, наоборот, отсутствуют музыкальные данные, а третьи сочетают в себе все, что надо для пения, и мы их называем одаренными. Одаренность — это своеобразное сочетание врожденных свойств-задатков, которые позволяют развиться всем способностям, нужным для любого вида дея­тельности.

.335


Человек не рождается с готовыми способностями, но у раз­ных людей имеются разные задатки. О способностях человека мы судим по тому, как ему удается та или иная деятельность. Способным к рисованию мы называем того ребенка, которому легко удается изобразить на бумаге предложенный предмет. Музыкально способны те, кто легко запомнит и воспроизводит мелодию, ритм, кто выразительно поет, играет. Для всякой дея­тельности надо иметь ряд способностей. Для певца кроме спо­собностей чисто музыкальных надо иметь вокальные и сцени­ческие.

Певческий голос также является одной из спо­собностей человека. Для того чтобы сделаться певцом, надо иметь определенные задатки к этому роду деятельности. Наличие певческого голоса предопределяется определенными за­датками, в которые входит природная структура и особенности функции голосового аппарата, а также природные особенности нервной деятельности — системы управления певческой функ­цией. Способности развиваются в процессе.деятельности, и иног­да с очень раннего возраста. Поэтому детям стараются всегда давать возможность разнообразного проявления своих способ­ностей. В играх, танцах, пении они находят ту почву, на кото­рой способности имеют возможность проявиться и развиться. Однако наилучшее развитие способностей происходит в процессе обучения данной деятельности. Обучение способно их довести до высочайшей степени развития.

Общеизвестно значение раннего развития способностей. Ког­да, например, музыкант начинает заниматься с раннего детства, то музыкальные способности разворачиваются особенно полно. Когда нервная система очень чутка, когда организм еще фор­мируется, целенаправленная тренировка вызывает не только образование новых связей и совершенствование нервных про­цессов в коре, но и анатомо-физиологические изменения в орга­низме, благоприятствующие данному виду деятельности.

Для певцов, которые обычно начинают обучаться будучи взрослыми, — ситуация значительно менее благоприятная, чем для музыкантов других специальностей. Там имеется планомер­ное музыкальное развитие и постепенный рост техники — при­обретение и укрепление необходимых движений, навыков начи­ная с детского возраста. Певец, даже если он имел возможность планомерного музыкального развития и имел выработанные автоматизмы в пении, например если он пел в хоре с детства, должен после мутации начинать как бы заново осваивать пение. Вся система его двигательных навыков претерпевает коренную ломку. В лучшем случае к началу обучения он имеет хорошо развитые музыкальные способности. В худшем — приходит и музыкально неподготовленным.

От способностей необходимо отличать на­выки, умения, приобретенные ранее. Малоспособный, но


успевший приобрести необходимые навыки ученик может пока­заться с первЪго взгляда более одаренным, чем способный, но никогда не учившийся. Оценить способности можно лишь в про­цессе занятий И\ недостающее—развить. Нервная система отве­чает на систематические целенаправленные воздействия разви­тием недостающих качеств. При той огромной любви к делу, которая характеризует всех талантливых людей, у них всегда развиваются те способности, которые прежде отставали.

«Талант развивается из чувства любви к делу, возможно даже, что талант, -Д в сущности его, — и есть только любовь к делу, к процессу рАботы»,— несколько парадоксально утверж­дал А. М. Горький. (Конечно, талант — это комплекс удиви­тельно развитых способностей, нужных для творческой деятель­ности, и связан он с природными задатками и особенностями деятельности нервной системы. Однако слова Горького подчер­кивают мысль, что развитие таланта определяется направлен­ностью личности, работоспособностью, любовью к делу.

Художественный и мыслительный типы восприятия жизни

Способности находятся в прямой связи с типологиче­скими особенностями нервной системы инди­видуума. Люди, обладающие сильным типом нервной систе­мы, обычно являются вообще "способными людьми, так как у них хорошо и прочно образуются связи в нервной системе. Сла­бый тип может обладать хорошими способностями, но он легко утомим и для такой активной деятельности, как пение, мало подходящ.

И. П. Павлов выделил «художественный», «мыслительный» и смешанный типы нервной деятельности на основе преимуще­ственного развития у того или иного человека первой и второй сигнальной системы. «Художественный» тип воспринимает явле­ния жизни так, как они есть, непосредственно, в образной, чув­ственной форме. «Мыслители» больше познают действительность посредством абстрактного мышления. Они действуют логичес­кими категориями, анализируют явления, сопоставляют, нахо­дят зависимость, выявляют причинно-следственные связи и т. п. Это тип восприятия жизни характерен для ученых, мыслителей.

Большинство людей сочетают оба эти типа достаточно гар­монично. Для большинства крупных певцов было характерно непосредственное, чувственное восприятие действительности, т. е. «художественный» тип нервной деятельности. Таким типом отличались, например, Ф. И. Шаляпин, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, Э. Карузо. Все они были весьма впечатлительны, непосредственны, иногда даже наивны, отличались обостренной чувствительностью, воспринимая жизнь такою, как она есть. Это давало им огромный образный материал для творчества,


который затем отбирался, осмысливался при решении творче­ских исполнительских задач. В этом процессе, разумеется, уже участвует вторая сигнальная система, т. е. мышление.

Темперамент

Одним из основных свойств личности является ее темпера­мент. Темперамент человека выражает/с я в быстроте и силе эмоциональных реакций; в общей по­движности, быстроте речи, мимике. Физиологиче­ская сущность темперамента человека — ^то индивидуальность силы, подвижности и уравновешенности \ нервных процессов. Хотя эти качества нервной системы даны Человеку от рождения, но они под влиянием среды значительно изменяются. Основные черты типа темпераментов были выделены еще в античное время.

Сангвиник — человек подвижный, с быстрой, яркой речью и быстрыми движениями, живо отзывающийся на раз­личные явления, что всегда выражается во внешнем поведении. Сангвиник стремится к смене впечатлений, неудачи и неприят­ности не выбивают его из колеи, он их легко переживает.

Флегматик — человек спокойный, уравновешенный, не­возмутимый, его трудно вывести из себя. Его стремления устой­чивы, постоянны, настроение мало меняется, а чувства во вне проявляются мало.

Холерик — характеризуется большой страстностью к делу, которым занимается, быстротой реакций, порывистостью, не­уравновешенностью. Его чувства загораются легко и ярко вы­ражаются во внешних движениях. Он может быть вспыльчив, легко возбудим, резок, невыдержан. Настроение у холерика резко меняется.

Меланхолик внешне мало реагирует на окружающее, но внутренне раним, глубоко переживает все неудачи и трудности жизни. Его чувства глубоки, сильны, постоянны.

В жизни мы часто встречаем характерных представителей этих темпераментов, но еще чаще — людей со смешанными или неярко выраженными типами.

Несомненно, что эти темпераменты, кроме ярко выражен­ного меланхолического, встречаются и у певцов, и не служат препятствием к достижению профессионализма, к успешной деятельности. Обычно человек умеет сгладить мешающие про­фессии свойства своего темперамента. Каждый должен знать особенности своего темперамента, чтобы не дать проявиться тем качествам, которые мешают исполнительской деятельности. Меланхолик, вследствие сильной внутренней ранимости, малой активности и быстрой утомляемости, не подходит для певческой деятельности. Между прочим, замечено, что сангвинический и

338 '


\

холерический темпераменты чаще встречаются у высоких голо­сов, в частности у теноров. Наоборот, флегматический — больше характерен для баритонов и басов. Известно, что работа с тено­рами— весьма урудна не только чисто вокально, но отчасти по свойствами их темперамента, часто неуравновешенного. Наобо­рот, басы — с флегматическим темпераментом — более удобный материал для педагогической работы. Они легко выдерживают длительный напряженный урок, спокойны, невозмутимы, что помогает успешному формированию навыков.

Как для педагога, так и для ученика — необходимо доби­ваться умения владеть своим темпераментом. Педагог обязан воздействовать на ученика, воспитывать его, указывая на недо­статки его темперамента и заставляя бороться с ними. Сам пе­дагог должен всегда следить за собой, проявляя большую вы­держку, спокойствие, не позволяя себе ярких эмоциональных вспышек, резкости, ярких проявлений во вне своих чувств. Да­же если он огорчен, расстроен уроком, оеГ не должен этого по­казывать ученику, всегда настраивая его оптимистически, под­бадривая и поднимая тонус. Плохое настроение, уныние, вя­лость и озабоченность — все это не должно иметь места на уро­ке. Во всяком случае это не должно выражаться педагогом и ощущаться учеником.

Горячность педагога также не создает условия для успеш-. ного развития навыков. Излишне темпераментный педагог на­столько дрвлеет над учеником, настолько «забивает» его заме­чаниями, так «дергает», что ученик перестает нормально вос­принимать и контролировать свои действия. Ведя урок на до­статочно хорошем эмоциональном тонусе, надо следить за тем, чтобы эмоциональность не перехлестывала через край, надо сдерживать себя, приучая к спокойствию и выдержке. Надо помнить, что волевой человек — хозяин своего настроения и своего темперамента.

Характер

В процессе педагогической деятельности педагогу приходится сталкиваться с весьма разнообразными характерами уче­ников. Из практики известно, что успех или неуспех педаго­гической деятельности в значительной мере зависит от харак­тера ученика и педагога. Успех в вокально-педагогической ра­боте зиждется на хорошем рабочем и человеческом контакте между учеником и педагогом, а это в свою очередь имеет пря­мое отношение к их характерам. Поэтому ознакомление с этими психологическими понятиями важно и для ученика и для пе­дагога.

О характере человека мы судим по его действиям и поступ­кам. С другой стороны, зная характер человека, мы можем


заранее предугадать,, как он поступит в той или и/ой жизнен­ной ситуации. Следовательно под характерО/М следует понимать сочетание тех основных, сдержневых качеств человека, которые определяя ют его от­ношение к действительности и в с (/ответствии с этим — его поведение. Эти основные, стержневые каче­ства личности называются чертами характера.

Характер, с одной стороны, связан с темпераментом, с типом нервной деятельности, с другой — определяется особенностями других сторон психической жизни человека. Темперамент всегда своеобразно окрашивает проявление характера. В зависимости от темперамента одна и та же черта характера будет прояв­ляться и вырабатываться по-разному. Однако сам темперамент не остается неизменным качеством личности. Человек с выра­женным сильным характером способен сгладить отрицательные проявления своего темперамента и компенсировать недостаю­щие. Природные свойства нервной системы, изменяющиеся под влиянием характера и влияющие сами на проявление тех или иных черт характера в процессе жизни, входят органически в тот своеобразный «сплав» основных свойств личности, которые составляют характер человека.

Характер и среда

Характер человека, хотя и включает в себя данные от при­роды особенности высшей нервной деятельности, ее тип, но оп­ределяется теми воздействиями, которые человек испытывал в течение своей жизни. С р ед а воспитывает человека, развивает все его психические качества, формирует его миро­воззрение и, следовательно, определяет его действия и по­ступки.

Чертами характера могут быть различные психиче­ские свойства человека, связанные и с познавательной, и с эмо­циональной, и с волевой сферами. Различные свойства человека становятся чертами характера тогда, когда они определяют по­ведение человека в целом. Все люди могут наблюдать, но на­блюдательность может быть чертой характера, все могут быть внимательными, но внимательность может определить данную личность вообще, все в жизни проявляют волю, но не каждый человек—-это волевой человек. Есть черты характера более сложные, чем те, которые приведены выше, например чуткость, коллективизм, добросовестность и т. п.

Какие психические качества сделаются чертами характера данного индивидуума, целиком зависит от воспитания в широ­ком смысле слова, т. е. от воздействий, которые претерпевает человек в процессе жизни.


Поскольку в обществе складываются разные, но определен­ные для данного этапа его развития взаимоотношения между классами, то в соответствии с этим складывается и мировоззре­ние представителей того или иного класса. Это мировоззрение и типичные обстоятельства жизни определяют проявление опре­деленных, типичных черт характера. Характер Онегина или Пе­чорина—типичный для человека того века — становится понят­ным при рассмотрении общественно-исторических условий, его породивших.

В наш век построения коммунистического общества, век вы­сокой идейности, преданности делу коммунизма, также форми­руются типические черты характера, свойственные новому, пе­редовому человеку социалистического общества.

Такие черты, как патриотизм, как коллективизм, идейность и целеустремленность, сознание долга и ответственности перед коллективом, коммунистическое отношение к труду, гуманизм, скромность, мужество и др., — все это качества, присущие пере­довым советским людям.

Воспитание характера

В ученике, несомненно, следует поддерживать и развивать начатки этих качеств, а также бороться с теми, которые мешают ему быть человеком, целиком отвечающим идеалу современного человека — строителя коммунизма. Такие качества, как эгоизм, нежелание считаться с коллективом, как зазнайство, премьер­ство, безответственное отношение к делу и т. п., не должны оставаться без решительной критики, дружного отпора со сто­роны педагога и коллектива.

На педагоге по специальности лежит особенно большая ответственность за моральный облик ученика и воспитание его характера, так как в учебном заве­дении педагог общается с ним почти ежедневно и является в высшей степени авторитетным. Этот авторитет надо использо­вать для воспитания характера ученика. Ученик должен выра­ботать в себе те качества характера, которые характеризуют лучших советских людей и которые необходимы ему для про­фессиональной деятельности. Личный пример педагога может здесь оказать весьма большое влияние.

Когда мы говорим о характере, то подразумеваем наличие ярко выраженных черт его. Если стойких черт нет, нет внут­ренней определенности и поведение человека зависит от того, как его настроят сегодня, мы называем его «бесхарактер­ным». Твердость и ясность характера определяется мировоззре­нием и убеждениями человека. Без ясного мировоззрения и твердых убеждений не следует ожидать твердого, определенного характера. Между тем определенность и ясная направленность


характера весьма важна для успеха в любом деле/ в том числе и в вокальном искусстве. Особенно важно, если/характер уче­ника отличается цельностью, т. е. когда егр мысли и по­ступки едины, когда в нем нет противоречий. 'Такие ученики, монолитные и цельные, особенно хорошо развиваются и легче преодолевают трудности, связанные с обучением. Ученики, раз­бросанные, противоречивые, мечущиеся, у которых имеется разлад между тем, что они хотят и что делают, кото­рые хотят одного, но в силу тех или иных мотивов делают дру­гое или хотят совместить в своей деятельности несовместимое — трудны для воспитания. Их развитие, в силу внутренних кон­фликтов, часто сопряжено со срывами, они не могут быть устойчиво целенаправленными, без чего трудно ожидать плано­мерного развития певца.

Классификация черт характера

Среди черт, которые свойственны характеру, психологи вы­деляют две группы, связанные одна с общей направлен­ностью личности и другая с умением воплощать или осуществлять свои намерения, т. е. с волей человека. Последние черты, в зависимости от их развития, дают возможность говорить о волевом или слабовольном харак­тере.

Черты характера, в которых выражается направлен­ность личности, многочисленны. Обычно среди них выде­ляют группу черт, в которых выражается отношение к другим людям и обществу, таких, как коллективизм, эгоизм, Гуман­ность, чуткость, откровенность, замкнутость, общительность и т. п.; черты, в которых отражается отношение к труду: настой­чивость, трудолюбие, добросовестность, аккуратность и т. п.; черты, в которых выражается отношение человека к самому себе: скромность, зазнайство, эгоцентризм, застенчивость, само­мнение, обидчивость и т. п.

Все эти черты взаимосвязаны друг с другом, образуя свое­образный сплав качеств, составляющих общую направлен­ность личности. Если человек самовлюблен и эгоистичен (отно­шение к себе), то трудно от него ожидать чуткости, коллекти­визма (отношения к другим людям), трудно ожидать и добро­совестности в отношении к труду, так как эгоист будет пытаться переложить тяжесть труда на других и т. п.

Высокие и благородные цели, связанные с мировоззрением человека, вызывают к жизни лучшие черты характера, и среди них те волевые черты, которые определяют реализацию этих целей.

Для успеха в вокальной педагогике большое значение имеет развитие в ученике тех положительных качеств, которые евя-


заны с его отношением к труду, а также наличие волевых черт характера. Добросовестность, трудолюбие, аккуратность, ини­циативность— важнейшие качества личности, способствующие успешной работе. Скромность и высокая требовательность к се­бе — залог хороших успехов.

Среди волевых качеств характера, под которыми понимается умение действовать в направлении поставленной цели, преодолевания всех трудностей и препятствий, стоящих на пути, следует назвать такие, как: целеустремленность и на­стойчивость, выдержка и самообладание, смелость и решитель­ность, самостоятельность и дисциплинированность.

Крупные певцы — всегда волевые люди. Они характеризуются большой целеустремленностью. Ради поставленной цели волевой человек действует планомерно и неуклонно, подчиняя ей все остальное. В нужные моменты он проявляет решительность, действует устойчиво и без промедления, без колебаний и сомнений. Свои решения волевой человек про­водит настойчиво, доводя их до конца. Настойчивость чрез­вычайно важное качество для обучающихся пению, без нее трудно рассчитывать на успех. Весьма существенным качеством является самостоятельность, т. е. способность действо­вать согласно своим убеждениям. Самостоятельного человека трудно склонить к тому, что противоречит его убеждениям. «Коридорные» разговоры, столь частые в певческой практике, деморализуют слабовольных, малосамостоятельных учеников. Такие ученики легко поддаются советам даже мало компетент­ных людей, их легко убедить, переубедить. В таких людях нет критического отношения к советам, они не пытаются им проти­востоять. Между тем в певческом деле необходима б о л ь-шая устойчивость во взглядах и умение противо­стоять различным влияниям, если они не убедительны. Крити­ческое отношение к чужому мнению и твер­дость, самостоятельность — очень нужные качества ученика. Не меньшее значение имеет выдержка, самообладание и дисциплина. Уметь удержать себя от того, что еще трудно, не разрешается педагогом, уметь противостоять своему желанию — важнейшее волевое качество, необходимое для ус­пеха. Каждый ученик должен приучать себя к дисциплине еще на школьной скамье. Недисциплинированный артист — явление

недопустимое.,

Для того чтобы развить в себе эти черты характера, надо действовать в соответствии с ними. Чтобы развить в себе настойчивость или решительность, надо приучать себя к постоянным настойчивым и решительным действиям. Эти во­левые качества не только проявляются в деятельности, но и

формируются в ней.

Характер всегда в руках самого человека. Он целиком зависит от воспитания и самовоспитания. Нельзя ссы-


латься на отрицательные черты своего характера как на непрео­долимые, прирожденные качества. Характер целиком воспи-туем, и каждый человек ответственен за него.

Заключение

Психология — наука о субъективном мире человека. Все ученики — индивидуальны по своему психологическому комп­лексу, который определяет успех в вокальном искусстве. Педа­гог должен быть психологом, должен воспитывать нужные для советского певца качества личности ученика. Внутренний мир принято делить на познавательную, эмоциональную и волевую сферы. Познание начинается с ощущения — простейшего психи­ческого процесса, который отражает в нашем сознании отдель­ные свойства явлений и предметов. На основе различных ощу­щений предметы и явления воспринимаются сознанием в виде целостного образа. В восприятии участвует и мышление, выде­ляя нужные части, сопоставляя, сравнивая воспринимаемое с прошлым опытом. В процессе деятельности развиваются спе­циализированные восприятия, к которым у певца надо отнести чувство звука, чувство опоры. Педагог и ученик должны разви­вать в себе наблюдательность, в процессе развития голоса и творческой деятельности. Умение быть внимательным, не поз­волять сознанию отвлекаться от объекта внимания — залог ус­пешного освоения любой деятельности. Надо тренировать вни­мание, заставляя его произвольно сосредоточиваться. Певец, исполняя, должен распределять свое внимание между многими объектами, оставляя в центре внимания творческую задачу. Для певческой деятельности необходима хорошая память, так как певцу надо держать в памяти большой репертуар, все тех­ническое умение, нужные певческие ощущения. Надо развивать свою память, заставляя себя постоянно запоминать, удержи­вать в памяти, воспроизводить запоминаемое. Следует логически связывать запоминаемый материал, повторять его, распределяя повторение во времени. Знать материал — это значит верно его воспроизводить. Для артистической деятельности, как и для вокальной педагогики, необходимо воображение. Творчество основано на развитии фантазии. Певец должен постоянно обо­гащаться материалом для развития фантазии, будить свое вооб­ражение. Вокальный педагог должен представлять себе, как будет происходить развитие ученика, воображать его будущий голос и т. п. Развитию творческого воображения надо постоянно уделять внимание в занятиях с учеником. Чувства — это пере­живания своего отношения к явлениям действительности. Му­зыка хорошо передает эти переживания, потому и говорят, что она является языком чувств. Важно вызывать у себя поло­жительные эмоции — они улучшают выполнение деятельности. 344


Ж


Урок надо вести так, чтобы у ученика возникали положительные эмоции. Когда деятельность начинает вызывать у нас отрица­тельные эмоции, мы стараемся ее избегать. Эмоциональность учеников бывает различной, и это надо учитывать в педагоги­ческом процессе. Исполнение должно всегда быть окрашено яркой эмоциональностью, поэтому необходимо развивать эмо­циональность малоэмоциональных учеников. Каждый певец должен развивать память на эмоции. При исполнении, однако, нельзя использовать натуральные эмоции, они должны пода­ваться в художественной форме. Богатство чувств необходимо для полноценной внутренней жизни человека. Настроение — это эмоциональное состояние, которое характеризуется длительно­стью и небольшой силой эмоций. Человек должен быть хозяи­ном своего настроения, это в его власти. Надо знать свои осо­бенности и так строить жизнь, чтобы всегда сохранять хорошее настроение.

Воля — умение планомерно действовать для достижения по­ставленных себе целей — определяет успех в любом деле. Во­левой человек умеет преодолевать все препятствия «а пути к цели. Для выполнения волевого акта цель должна быть ясно осознана 'и определяться необходимыми, жизненно важными мотивами. Для обучения пению, как и для певческой деятель­ности, необходима большая воля. Без нее не следует пытаться стать певцом. Волю можно выработать, постоянно тренируя ее, не отступая от выполнения поставленных себе целей.

Всякая деятельность предполагает владение техникой. Только тогда техника «е отвлекает внимание и оно может быть сосредоточено на выполнении творческих задач. Творческая деятельность никогда не автоматизируется, подобно ее техниче­ским компонентам. Творчество — это преодоление всяких штам­пов, это создание новых общественно ценных продуктов. Артист-ремесленник использует готовые штампы исполнения, артист-художник, творец, создает новые убедительные образы. Творческая деятельность всегда предполагает собирание мате­риала,— подготовительный период для творчества, большой труд и как его результат — вдохновение — особо активное со-состояние организма, целиком погруженного в творчество. Большую роль в творческой деятельности играет мировоззрение человека, определяющее направление творчества. Творческое от­ношение к вокально-педагогическому процессу — это учет свое­образия каждого ученика, это преломление своих педагогиче­ских принципов через призму особенностей учеников.

Личность определяют такие качества, как интересы и склон­ности, способности и одаренность, темперамент и характер. Все эти качества, в основном, зависят от среды, ib которой разви­вается человек. Устойчивый, глубокий интерес к пению и склон­ность заниматься им — важные предпосылки для успеха в преодолении трудностей обучения. В интересах отражается


внутреннее богатство мира человека. Наличие центрального интереса не исключает широты и разносторонности интересов большого художника. Для истинного педагога голос полон неис­сякаемого интереса..Педагог все время занят решением твор­ческих задач 'и чувствует большое удовлетворейие, когда удает­ся их решить. Способным к какой-либо деятельности мы назы­ваем человека, у которого она удается легче, чем у других. Люди рождаются не со способностями, а лишь с их задатками. Сами же способности формируются только в процессе деятель­ности. Чтобы способность к деятельности проявилась, надо ею заниматься. Способности лучше всего развиваются планомерно и с детства. Однако певческая способность у мужчин, в силу мутации, не имеет этой возможности. Человека, одаренного всеми необходимыми способностями для данного вида деятель­ности, мы называем талантливым. Большинство людей сочета­ют в себе способности «художников» и «мыслителей», как их назвал Павлов. Все же выдающиеся певцы, как правило, обла­дали «художественным» типом нервной системы, воспринимая жизнь целостно, -непосредственно.

Темперамент — одно из основных свойств личности. Сам пе­вец, как и его педагог, должен учитывать свойства темперамен­та, знать их и работать в направлении сглаживания мешающих профессиональной деятельности качеств. Характер — сочетание стержневых качеств личности — во многом определяет успеш­ность обучения и творческой деятельности. Контакт между пе­дагогом и учеником, главным образом зависит от их характе­ров. Характер — результат воспитания. Педагог должен воспи­тывать характер ученика, вырабатывая в нем нужные для пев­ческой деятельности качества. Чертами характера могут стать различные психические качества человека. Определяясь средой, характер зависит от эпохи, в которой живет человек. Совет­ский строй вырабатывает качества, характерные для советско­го человека. Твердость характера связана с твердостью убеж­дений. Человек сам ответственен за свой характер, в нем нет прирожденных отрицательных качеств, и человек всегда может себя перевоспитать.


Глава третья РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В ПЕНИИ

ДЫХАНИЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.204 (0.019 с.)