соль, ми, ми,ми, фа, фа, ре, ре, ре, ми, ми, до, до,до, ре, ре, си, си,си, до



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

соль, ми, ми,ми, фа, фа, ре, ре, ре, ми, ми, до, до,до, ре, ре, си, си,си, до



Упражнения для работы над арпеджио (№№ 100—109)

Упражнения 100—109 служат для отработки различных комбинаций арпеджио, простые формы которого даны в упражнениях 17, 20, 21, 22. Эти упражнения способствуют выработке гибкости голоса, рас­ширению диапазона, умению переходить от пения legato к staccato (103, 107, 109), преодолевать большие интервалы. Петь их следует в основном на гласном звуке а, но полезно включать и другие глас­ные звуки н слоги. При исполнении следить за точностью динами­ческих оттенков и акцентов. Упражнения 101, 107, 108 полезно да­вать чередуя forte и piano, для выработки разной динамики, а

: также чередуя исполнение legato с исполнением staccato.


 




                           
   
 
   
 
       
         
 
 
 
 





/CN

10!) Andante | Allegro

П. Виардо ( арсиа

loe Andante - Allegro


П. Внардо-Гарсна


• Упражнения для работы над гаммами (№№ 110—t21) I

Упражнения ПО—121—различного вида гаммы, простейшие виды ко-торых-даны ранее в упражнениях 12, 13, 14, 15, 21, 23, 24,- 25, 29. Упражне­ния ПО—117—мажорные гаммы, 118—119 — минорные, 120—121.— хромати­ческие. Их следует изучать вначале в спокойном движении на гласные а, о, е, затем движение можно ускорять. При пении мажорных гамм следует всегда обращать внимание на полутонные интервалы с III на IV и с VTl на VIII ступени, которые следует всегда делать теснее, ближе друг к другу. Для этого при восходящих ходах следует III и VII ступени петь с тенденцией к повышению, строя их как можно выше, а при нисходящих ходах осторожно спускаться с VIII и IV ступеней, делая полутоны возможно теснее к этим ступеням. Гаммы ■—важнейшее упражнение для выработки подвижности, для расширения диапазона, для умения распределять дыхание, вырабатывать его длительность, поэтому на каждом занятии им следует уделять достаточ­ное внимание.

Упражнение ПО—гамма в интервале нонны в восходящем движении. Во втором варианте дано нисходящее движение. Петь в умеренном темпе спокойно беря дыхание после каждой фигуры.

Упражнение 111. Восходящая и нисходящая гаммы в пределах октавы, повышающаяся по интервалам мажорной гаммы. Полезна для вы­работки умения распределять дыхание н добирать его не нарушая ритмического рисунка. Доборы дыхания следует деЛать после пер­вой восьмой доли такта. Постепенно увеличивая темп и уменьшая количество доборов дыхания, можно добиться умения петь большое количество гамм на одном дыхании.

Упражнение 112 и ИЗ полезно петь для выработки подвижности голоса. Вначале их следует петь в умеренном движении, следя за тем, что­бы все ноты выпевались, не смазывались. Постепенно темп можно убыстрять. Если ноты смазываются, то полезно петь на слоги да, та, ла, что помогает добиться точности и выпевания каждого слога. Этот прием следует употреблять и в других упражнениях, где надо добиться четкости в быстром движении.

Упражнение 114 — гамма в широком диапазоне. Ее следует исполнять точно придерживаясь указаний акцентуации.




Упражнения 115—117 гаммы с различными ритмическими вариантами. Упражнение 115 — гамма с остановками в движении, торажнеиие 116 — гамма триолями и 117 — гамма синкопами. Осшзение этих упражнений способствует выработке ритмической и шронационион точности.

Упражнения 118 и 119 даны как примеры исполнения мжнорных гамм. Следует внимательно следить за точностью интонацф повышенных и натуральных ступеней гаммы. Упражнение 118 поется по ступеням гаммы, упражнение 119, включающее не гаммобр^зное движение, следует петь, транспонируя по полутонам.

Упражнения 120 и 121 даны как примеры исполнения хроматических ходов на небольшом участке гаммы. В упражнении 120 следует сначала хорошо укрепить в сознании интервал, а затем «заполнить» его хроматическим ходом. Полезно пропевать эти упражнения че­редуя legato и staccato, что позволяет сделать "более четким хро­матический ход, каждый звук которого должен быть четок. Упраж­нение 120 можно затем петь в более широких интервалах — секстах, октавах.

Гареме
Allegretto II вариант


Allegretto 110* ваРИ8НТ


112Andante - Allegro sempre legato

113Andante -Allegro

 

.,,. Andante - Allegro sempre legato

Andante -Allegra


 

M. Донец.-Тессейр

M Донец -Тессейр


 



Ш Allegro


 

Andantino   А. Ифферт
  и --~~~ „I m n •44—^T^1^ rJtfJflJ ■Hi   г------- 1----
       


 



1 667



Andante- Allegro

184 Presto

stmpre leg:

Allegro

Sempre legato


П. Виардо-Гарсиа

В Рождественская


 



Г ПанОфка

126 Allegretto

Упражнения для развития дыхания (№№ 122—126)

Упражнения 122—126, построенные, в основном, на гаммообразных дви­жениях, рассчитаны на выработку длнтельного дыхання, умения его распределять н добирать. Их следует давать хорошо подвинутым

i ученикам. Петь их нужно на гласные а, е, о в быстром движении, четко акцентируя сильные доли тактов, делая плавное crescendo к верхним звукам. Количество гаммообразных фнгур в упражнениях 123—125 можно постепенно увеличивать в соответствии- с возмож­ностями дыхання у ученика. Надо помнить, что никогда не следует использовать дыхание до конца, оставаться без дыхания. Это деформирует звук. Лучше ограничиться меньшим количеством фигур. Упражнение 126 рассчитано на приобретение навыка оста-, навлнвать дыхание на паузах без его добора. Все упражнения сле-

i дует петь на одном дыхании.

M. Маркези

Allegro con brio

Presto sempre legato

Донец-Теееейр



umprt legato


Упражнения для развития техники беглости (№№ 127—143)

Упражнения 127—143 служат для выработки техники беглости и посвя­щены главным образом «мелкой» технике, форшлагам, gruppetto, трели. Широкие гаммообразные и арпеджированные движения уже приводились нами выше. Упражнения 127—143 в высокой степени способствуют приобре­тению гибкости, упругости гортани, вырабатывают подвижность, способность быстро менять характер движения, тнп исполнения, снимают форсировку звука, делают его более ясным, ярким, определенным. Все упражнения этой группы надо сначала учнть в умеренном темпе. Для четкости полезно ис­пользовать слоги да, фа, ля, ма и т. п. Выполняя этн упражнения, надо следовать акцентам, отделяя этнм одну группу нот от другой. Упражнения 127, 128 исполнять связно, не стремясь распространять их на края диапазона. Следить за ритмической и интонационной чет­костью.

Упражнение 129 исполняется связно, с акцентами. Следить за точностью выпевання чередуемых интервалов. Это упражнение в быстром дви­жении хорошо подготавливает трель. Его. следует транспонировать по полутонам в пределах центральной части днапазона.

Упражнение 130 исполняется на одном дыхании связно. Его полезно также петь, меняя ритмический рисунок путем задержания на верх­нем звуке каждой фигуры.

Упражнение 131 рассчитано на смену движения legato и staccato, a также смену динамики звука. Первая фигура legato исполняется энергично на forte, вторая — легким staccato на piano. Упражнение 132—арпеджио вверх с гаммообразным Движением вниз.




Его следует исполнять энергично и четко, следя за тем, чтобы звук» нисходящей гаммы не смазывались. Фигуру упражнения полезно повторить второй раз иа piano.

Упражнение 133 рассчитано на смеиу движения по трезвучию на гаммо-образные ходы. Следует точно выполнять акценты и постепенно убыстряя движения довести его до presto.

Упражнение 134 представляет собою смену legato и staccato в гаммооб-разных ходах. Следить за тем, чтобы ноты в пассажах legato не смазывались. Довести упражнение до быстрого темпа.

Упражнение 135 — пение быстрых мелких фигур, где legato прерывается staccato. Надо пропевать весь пассаж на одном дыхании и научиться делать staccato без подхвата дыхания, а лишь делая необходимые остановки его.

Упражнение 136 — арпеджио, сменяющееся нисходящей гаммой с возвра­щением вверх на каждом звуке. Рассчитано на выработку способ­ности быстро изменять характер движения. Петь вначале в умерен­ном движении следуя акцентам.

Упражнения 137—138 служат для работы над форшлагами. Учрть их надо в медленном темпе постоянно доводя до форшлага.

Упражнения 139, 140 н 141 — для выработки gruppetto. Упражнение 139 изучается сначала медленно и потом доводится до фигуры gruppetto. В упражнении 140 надо четко акцентировать каждую фигуру. В упражнении 141—выполнять указанную динамику.

Упражнения 142 и 143 следует употреблять для выработки трели. Преж­де чем приступать к ней, надо поупражняться на движениях чередования соседних нот, как это дается, например, в упражнениях 39, 129, а также в движении форшлага. Чередование нот упражне­ния 142 лишь подготавливает трель, но не создает ее, так иак она не является сменой нот, а делается движением всей гортани. Этому способствует форшлаг упражнения 143, который переводит гортань в колебательное движение. Пение перед трелью чередующихся нот помогает удержать в сознании оба эти звука, которых следует достигнуть в движении трели. Трель следует давать тогда, когда гортань уже хорошо натреннрована в техннке беглостн.

J27 Allegro - Presto

sempre legato ~


Щй-


120 Allegro- Presto

130Allegretto

lalAllegretto

132Allegro

Allegro - Presto

Allegretto


П. Виардо -Гарсиа

П. Бона

Г Панофкэ

О. Сеффери


 



12.sAllegro - Presto sempn^legato


13SAllegro- Presto


Б. Карелли


 





molto moderato

Г Алчевский


-J»


M Гарсна


 


       
 
   
 


Медленно учить.


Довести до


М Глинна


 


142


В. РождественсТСая


JJJJJJiJI»


М Глинка

Медленно учить

Гц | и м1 ь,П1ч\



J


 


Довести до


139 Медленно учить


М. Глинке


I JTTJTJ г » I J- JJJJIJ » * Iй1-"-1 Г

Довести до

VU JUJU'H.ipi



 


 




Allegro

 



 
 

I

§:t

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие..................................................................................................... 3 А

Глава первая. РУССКАЯ ШКОЛА ПЕНИЯ И СОВЕТСКОЕ ВОКАЛЬ- fl
НОЕ ИСКУССТВО ............................................. ■ . . . . . 3' ii'

1. Из истории развития русской национальной школы пения . . . . 8 mi

2. Развитие советского вокального искусства......................................................... 63 | ■

Искусство после Великой Октябрьской социалистической революции. *'|

Двадцатые годы................................................................................ ,. . 63 1

Вокальное искусство в тридцатые годы................................................................ 85 >'J|'

Вокальное искусство во время Великой отечественной войны ... 97 '
Послевоенное двадцатилетие (1945—1965)..................................................... 97 if

3. Требования, предъявляемые к советскому певцу......................................... 129 fffi

4. Задачи советского педагога и требования, предъявляемые к нему . 136 >ДК

Глява вторая. СВЕДЕНИЯ ИЗ АКУСТИКИ, ФИЗИОЛОГИИ И ПСИ­
ХОЛОГИИ .............................................................................................. 152 "Я

1. Акустика голосового аппарата и акустическое строение голоса . . 152 Ш

2. Учение академика И. П. Павлова и его значение для вокальной яеда- .(Ж

гогики............................................................................................................... 202'«Ш

Основы павловского учения о высшей нервной деятельности . .202 Де Некоторые вопросы вокально-педагогического процесса в сеете сЖ

учения И. П. Павлова............................................................................... 232 , щ<

О связи техники и исполнительства........................................................................ -232

Развитие певческих навыков................................................................ '. . . 241 ' щ

Развитие ощущений и формирование вокального слуха певца . . . 257 щ
Врабатываемость. Распевание. Состояние перед выступлением . . . 270
Утомление................................................................................................................... 279 щ

3. Значение индивидуально-психологических различий в вокальной педа- Ш

гогике . ........................................................................ 289

Психологические процессы.......................................................................... 290 'В

Познавательная сфера......................................... ■.................................................. 290 •< ж

Эмоциональная сфера............................................................................................... 313 ''Ш

Волевая сфера............................................................................................................ 319 Ш

Психологический анализ деятельности........................................................ 325 /Ц

Психические свойства личности................................................................... 333 ЦШ

Глава третья. РАБОТА ГОЛОСОВОГО АППАРАТА В ПЕНИИ . . 347 Щ

1 Дыхание.................................................................................................................. 347 ^

2. Работа гортани в пенни........................................................................................ 383 Щ

Положение гортани в пении........................................................................ 383 {

Внутренняя работа гортани.......................................................................... 408 'Ц

674 '$


Атака звука............................................................................................................... 435

Регистры 44^

3. Работа артикуляционного аппарата в пении..................................................... 465

4. Головной и грудной резонаторы голосового аппарата у певцов . . 509

5. Опора певческого голоса..................................................................................... 520

Глава четвертая. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

С УЧЕНИКОМ ....................................................................................... 532

1. Задачи первого периода занятий ................................................................ 532

2. Развитие голоса ученика.................................................................................... 556

3. Работа над различными видами вокализации......................................... 591

4. Работа по исправлению некоторых недостатков тембра голоса . . 603

5. Гигиена и режим певца................................................................................. 611

Жизненный режим певца и некоторые общегигиенические правила 611

Профессиональная гигиена............................................................................ 626

Список литературы.................................................................................... 637

Упражнения .............................................................................................. 643



«■•■•.<" л ?»■


Индекс 9-2

ДМИТРИЕВ ЛЕОНИД БОРИСОВИЧ ОСНОВЫ ВОКАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ

Редактор 3. Маркова Худож. редактор А. Головкина

Художник Н. Фролов

Технический редактор Е. Непомнящая

Корректор Э. Дарович

Подп. к печ. 20/VIII 1968 г.

А-08857 Форм. бум. 6OX90'/ie

Печ. л. 42,25 (Условные 42,25)

Уч.-изд. л. 41,33 Тираж 7400 экз.

Изд. № 4817 Т. п. 68 г., № 687

Зак. 737 Цена 2 р. 26 к. Бумага № 1

Издательство «Музыка»,

Москва, Неглиниая ул., 14

Московская типография № 6

Главполиграфпрома Комитета по печати при Совете

Министров СССР Москва, Ж-88, 1-й Южио-портовый пр., 17.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.11.178 (0.023 с.)