Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рентгенологические наблюдения за артикуляцией у певцов

Поиск

Если сравнить положение артикуляторных органов по мо­ментальным рентгеновским снимкам, сделанным нами во время естественного'произнесения слова в речи и в пении, то видно, что певческие приспособления артикулятор-яых органов и гортани отличаются от рече-в ы х. Естественно, что отличие касается гласных, на которых, собственно, и осуществляется пение. Произношение согласных в речи и пении не имеет существенных отличий.

Основное, что отличает установку голосового аппарата в пе­нии по сравнению с речью, — это гортань. В пении гортань за­нимает определенное для данного певца положение и сохраняет его в,основном на всех гласных и на всем диапазоне. Это положение гортани, как правило, не совпадающее с речевым, связано с нахождением новой, певческой координации в работе ■голосового аппарата.

Отличительной чертой певческого положения гортани яв­ляется ее стабильность и независимость от артикуляторных движений голосового аппарата. Если в речи различные артику-ляторные установки меняют уровень гортани и влияют на сте­пень наклона надгортанника, размеры входа в гортань, то у профессионального певца уровень гортани и узкий вход в гор­тань всегда, в основном, стабильны.

Получается впечатление, что в речи гортань и артикуляци­онный аппарат гибко взаимосвязаны и все, что делает артику­ляция, находит свое отражение в гортани, а в пении, наборот, видно, что гортань и артикуляционный аппарат работают со­вершенно независимо друг от друга. Гортань, постоянная в своем положении и приспособлении, никак не ре­агируют на изменение артикуляторных укладов (см. например, рис. 73,48,49).

Эта характерная картина, наблюдаемая у профессиональных певцов, имеет свое естественное объяснение. В пении профес-




г JUL" pevedoe з „ п" речевое t „ У" речевое

Покой

я .Ml" mf a 10.„0" mf

11. „d" forte d, ii Ж mf F J .Jyj[a]m," арМнчака

Рис. 73. Положение покоя, речевые установки (верхняя строчка) и пев­ческие приспособления (нижние две строчки) баса солиста Большого театра при разных вокальных заданиях. Видно, что при речи гортань находится на уровне положения покоя, вход в гортань, положение над­гортанника резко меняются при смеие гласных. В пении гортань I опу­скается, вход в гортань суживается и положение надгортанника стандар­тизуется.

сионала все звуки голоса должны быть равновокальны, т. е. в равной степени содержать все характерные особенности пев­ческого тембра голоса, высокую и низкую певческие форманты, постоянное, ровное вибрато. Это делает голосовой аппарат му­зыкальным инструментом с единым тембром. Именно для этого гортань принимает единую позицию и остается одинаково ор-


ганизованной на всех певческих гласных и всех звуках вокаль­ной мелодии.

В речи же, где интонация скользит вверх и вниз по звуко­вой шкале на каждом слоге, где не требуется ровности, где голос беспрерывно и быстро меняет и высоту, и тембр, и акцен­тировку, гортань гибко следует за артикуляцией, выполняя те задания, какие диктуются ей смыслом, интонацией, мелоди­кой речи.

п

Специфичность певческого положения гортани для каждого певца особенно ясна в тех случаях, когда смещения ее в речи

Рис. 74. Схема изменения глоточной полости при поднятой (слева) и опущенной (справа) гортани на гласном звуке и. Глоточная полость заштри­хована. При опускании гортани она сильно уве­личивается.

и пении противоположны. В ряде случаев нам встретилась у одного и того же певца речь на повышенной гортани, а пение на сильно пониженной (см. рис. 48). Естественно, что в этих случаях артикуляционному аппарату приходилось особенно сильно перестраиваться для того, чтобы выполнить свою работу по формированию гласных и согласных.

В отношении формирования гласных в пении надо отметить, что артикуляторному аппарату приходится работать в условиях изменившейся длины надставной трубки (из-за пев­ческого положения гортани) и в условиях более широко откры­того рта (из-за стремления к большей силе голоса). Между тем для того, чтобы получить желаемый гласный звук, необхо­димо образовать строго определенные объемы глоточной и ро­товой полостей, в которых усилились характерные обертоны,— возникли бы форманты соответствующего гласного. Для этого артикуляторный аппарат, и прежде всего язык, ищет новой по­зиции, при которой нужные размеры полостей будут осуще­ствлены.



ыв

А/ 5

N4

А/2

Уже заранее можно сказать, что если гортань приняла новое положение и размер ротоглоточного канала стал иным, а так­же если раствор рта стал большим, то для того чтобы образо­вать тот же самый гласный звук, — надо изменить положение языка. Таким образом, сохранение речевых укладов языка в пении возможно лишь в том случае, когда положение гортани в речи и пении не меняется, а это бывает весьма редко.

Как показывают рентгенограммы, сделанные во время речи и пения, певческие уклады языка не совпадают с речевыми, хотя, разумеется, общая конфигурация языка, характерная для того или иного гласного звука, остается.

Из сравнения формирования различных гласных звуков в речи и пении можно сделать заключение, что пение всегда осу­ществляется при более широком ротоглоточном канале, чем в речи. Эта большая ширина ротоглоточного канала ведет к мень­шей выраженности артикуляционных сужений, что в свою оче­редь в известной мере уменьшает различия в форме канала на разных гласных, как бы несколько нивелирует их.

Эта картина певческих артикуляционных приспособлений вполне соответствует нашим слуховым представлениям о певче­ских гласных.

Певческие гласные хорошо поставленного певческого голоса более округлы и более ровно звучат по сравнению с речевыми. Они, так сказать, «менее чисты» по звучанию и поэтому ближе друг к другу, чем речевые. Так, певческий звук а не чистый, а с примесью о; у также несколько тяготеет к о, е имеет тенден­цию к э, а и в известной мере содержит ы. Иначе говоря, глас­ные светлые и близкие по звучанию и и е несколько более широки и округлены, чем в речи. То же происходит с гласным звуком а, от которого требуется полнота и округленность. Да­лекий и темный по звучанию звук у несколько выводится впе­ред и высветляется за счет приближения к о.

Как говорят в вокальной педагогике, певческие гласные должны звучать полно и благородно. Бытовое произношение гласных в пении делает его плоским, вульгарным. При пользо­вании речевыми укладами в пении звучание приобретает ха­рактер открытой народной манеры типа народных хоров или частушечной манеры пения.

Таким образом, округление и благородство произношения гласных в современной оперно-концертной манере пения зави­сят от тех изменений артикуляционных укладов, которые были отмечены нами на рентгенограммах во время пения профессио­нальных певцов.

Рассмотрим характерные особенности произношения гласных звуков в профессиональном пении у разных типов голосов.

Гласный звук и, в пении, как и в речи (см. рис. 75), харак­теризуется самым близким и высоким укладом языка по срав­нению с другими гласными.


J Формирование гласного звука и у профессиональных S0! на "^нтРе Диапазона голоса, при пенин mezzo-forte. №№ б, 5, 4, 2, 8-сопрано: 17, 23, 19, 22- меццо-сопрано, 31, ьг — драматические теноры, 41—баритон, 47, 43, 44, 46 —басы.

На этом гласном звуке передняя часть спинки языка и его конец подняты к своду твердого нёба так, что остается неболь­шая полость, в которой, как и в речи, происходит образование ■одной из формант гласного звука и, а именно —форманты в 3000 колебаний в секунду. Сзади же, в глотке, имеется большая

47»






N2

IS/! 17

N37

N31

N52

N22

л? 47


Л/? 43


/v?32

/у? 44


л/.* 5


Рис. П. Формирование гласного звука а (при тех же условиях, что и в рис. 75 и 76 и у тех же певцов).


 


.Рис. 76. Формирование гласного звука е у профессиональных певцов

на центре диапазона голоса при пении mezzo forte №№ 6, 5, 4, 2, 8 —

сопрано, 17, 23, 22 — меццо-сопрано, 32 — лирический тенор, 31, 52 —

драматические теноры, 37 — баритон, 47, 43, 44 и 46 — басы.


полость, где образуется нижняя форманта этого гласного зву­ка — форманта в 400 колебаний в секунду.

Эти полости образуются независимо от того, поднята или опущена гортань у данного певца. Поперечные черточки на


 


16 Основы вокальной методнки





N4

N5

N6

N44

N46

N39

N41

Рис. 78. Формирование гласного звука у (при тех же условиях и у тех же певцов).

каждом контуре проведены на уровне покойного положения го-лосовых связок у данного индивидуума. По отношению к ним | можно судить о том, в каком направлении и насколько подня- л лась или опустилась гортань.


На гласном звуке е в пении рот открывается более широко, чем на и; язык, отходя назад, принимает более индифферент­ную форму, ротовая полость расширяется, а глоточная су­жается.

Гласный звук а в пении образуется при наиболее широко открытом ротовом отверстии по сравнению со всеми другими гласными.

Язык при гласном а делит ротоглоточную полость на две, из которых передняя-—ротовая, больше по объему, чем задняя-— глоточная. Сужение между полостями не всегда хорошо выра­жено и образуется за счет спинки языка, которая приближается или к небному своду, или к задней стенке глотки, в зависимости от индивидуальной длины и формы ротоглоточного канала.

Если гортань опущена и ротоглоточный канал удлинен, то сужение, как правило, образуется за счет приближения спинки языка к задней стенке глотки. Если гортань поднята и, соответ­ственно, ротоглоточный канал укорочен, то чаще всего спинка языка поднимается к задней части небного свода.

Гласный звук у в пении характеризуется меньшим раскры­тием ротового отверстия, хорошо выраженным сужением, отде­ляющим ротовую полость от глоточной. Язык отодвинут назад, и нижняя часть глотки расширена. Передняя — ротовая, по­лость, больше задней — глоточной. Последняя на гласном звуке у имеет размер больший по сравнению с а.

Из рассмотрения приспособлений артикуляционного аппара­та при формировании различных гласных звуков в пении, мож­но сделать ряд заключений о функции отдельных органов рото­глоточного канала в пении.

Работа губ в пении

Поведение губ у певца в речи ничем не от­личается от обычной картины формирования речевых звуков. В речи на разных гласных они принимают характерное для данного звука положение, т. е. на и — они открывают зубы, на у — вытянуты вперед. Звуки е, а и о образуются при последо­вательном все большем и большем огублении. В пении на выдержанных нотах губы чаще всего стадартизи-р у ю т с я в одном положении, какой бы гласный звук певец ни произносил. Лишь степень раствора рта позволяет догадать­ся о том, какой звук был произнесен (см. рис. 79 и 80).

Таким образом, губы в пении только в момент зарождения гласного могут на какой-то момент принять характерное поло­жение, а затем переходят в стандартную для всех гласных по­зицию.

Эта стандартная позиция в определенной мере связана с ха-

16*

рактером голоса, которым пользуется певец'. Сопрано и легкие тенора преимущественно пользуются улыбкой, и поэтому на всех гласных, даже на тех, которые требуют значительного огубления, как у и о, верхние зубы у них открыты и губы стан­дартизованы в этом положении. Наборот, басы, баритоны и

меццо-сопрано чаще

а 0 у пользуются губами,

стандартизованными в
несколько вытянутой

1
У

вперед позиции. В этом случае даже гласные и и е, npiH которых верхние зубы обычно открыты и губы прижаты к деснам, формируются на вытяну­тых вперед губах.

о
У
а
N23

Как мы предполагаем, это стандартное положе­ние губ на разных глас­ных в одном случае в по­ложении улыбки, в дру­гом— в положении вы­тянутых вперед, осущест­вляется в щелях получе­ния характерного для данного типа тембра зву-

лл д^\ уу^ /у-^ чания голоса. Типично

(' ^) / i светлое звучание сопра-

\ но и тенора требует бо-

Рис 79. Работа губ в пении гласных звуков. Пение с малым участием губ, стандартизованных в J одной позиции. № 1, № 6—сопрано, № 23—меццо-сопрано.

лее высокого звучания всех формант, что и до­стигается раскрытием рта в ширину и улыбкой. Темные тембры требуют смещения всех формант несколько вниз, что достигается удли­нением ротоглоточного канала за счет вытягивания губ и су­жения ими выхода из ротовой полости.

1 Л. Б. Д м и т р и е в. Голосообразование у певцов. Указ. изд.

Естественно, что эти приспособления губ возникают у про­фессиональных певцов в процессе работы над голосом, в по­исках наилучшего, характерного и ровного звучания голоса. Как правило, они возникают без специального привлечения внимания к этому моменту. Однако многие педагоги от всех учеников требуют улыбки и открытия верхних зубов, считая это обязательным для правильного звукообразования. В противо­вес этому мнению, кроме рентгенологического материала приве­дем мнение замечательной певицы с идеальным звучанием го-

484


лоса, солистки театра Ла Скала Миреллы Френи. На наш во­прос — пользуется ли она во время пения улыбкой, думает ли об оттягивании углов рта в стороны, Френи ответила так: «Нет, открывать его в ширину для меня нехорошо. А вообще, по-моему, этот вопрос следует решать индивидуально. Вот, на­пример, Рената Скотто открывает рот в ширину, оттягивает углы рта, то есть поет «на

улыбке». Для нее это поло- и \ е а о у

жение хорошее. Именно /,

при нем она чувствует себя vj> \о \к_) s_b>

хорошо в отношении голо-

са....Что касается.меня, то U-~). V—л

я не могла бы петь при та- С ^~) ^^~)

кой позиции рта, как у) \ '

Скотто». Певица мирового

класса Тоти даль Монте, и е а о и

сказала по этому поводу / "

так: «Рот при пении дол- щ дд\ Ч жен быть естественным, о к- ~fZ р у г л ы м. Любая специ­ально удержанная позиция рта — величайшая ошибка».

а 0
 
у у у

Как мы видим, мастера вокального искусства не всегда следуют принципу формирования звука на улыбке, что вполне закон-но, особенно для темных тембров, и легко объясня­ется теоретически.

Из приведенных рентге- рцс работа в _ гласных
нологических наблюдении Звуков. Пение с -большим участием губ
ЯСНО вытекает, что губы на всех гласных. Губы стандартизова-
При формировании различ- ны в вытянутом вперед положении.
ыу гтягныу QiRwniR н почий № ' 28 — лирико-драматический тенор,
ных гласных звуков в пении № зб-баритон, № 43 —бас.

играют активную, 'форми­рующую роль лишь в на­чальном этапе образования гласного, при его зарождении, а дальше они стабилизуются в одном положении, участвуя в ок­раске голоса певца в целом, не проявляя активности при пере­ходе от одного гласного звука к другому.

Позиция языка в пении

В отношении работы главного артикулярного органа — язы-к а, мы уже показали те характерные черты, которые отличают его работу в пении. Однако, говоря о работе артикуляционного


аппарата, нельзя не коснуться тех педагогических установок и некоторых приемов в отношении положения языка, которые бытуют в педагогической практике.

Существуют школы педагогов, которые считают обязатель­ным для певческого правильного звукообразования так называ­емое классическое положение языка в форме ложечки с концом, лежащим у нижних зубов. Всякий подъем языка вверх в форме горба или с поднятым кончиком языка считается по этой школе порочным, обязательным для исправления. Свое мнение о не­обходимости для правильного звукообразования ложкообраз­ного языка, защитники этого положения обычно обосновывают тем, что язык в форме горба или с поднятым концом якобы «тампонирует» ротоглоточный канал, «мешает», «затыкает» проход звуку, в результате чего звук получается неправильным. Для того чтобы уложить язык, применяются разнообразные методы, в частности укладывание при помощи ложки, которой отдавливают язык вниз, не давая ему подниматься. Историче­ски известна машинка Джиральдони, которая служила этой цели. Чаще всего, педагоги, требующие укладки языка в клас­сическую позицию, употребляют для этого визуальный контроль при помощи зеркала.

Как показывают наши рентгенологические наблюдения, «классическое» положение не обязательно для отличного пев­ческого голосообразования и не оно является причиной хоро­шего или плохого звучания голоса. Достаточно посмотреть на уклады языка на гласном певческом звуке а у разных певцов (см. рис. 77), чтобы убедиться в этом. Среди отлично звучащих певческих голосов и у выдающихся певцов мирового класса язык не обязательно лежит в классической позиции. Как из­вестно, язык Ф. И. Шаляпина был приподнят, и видимый коп­чик его дрожал во время пения. То же отмечалось и у Титта Руффо. По рентгеновским исследованиям Рассела \ язык зна­менитой певицы Лукреции Бори также не лежал в классической позиции. Не лежит он в этой позиции и у большинства исследо­ванных нами профессиональных певцов первого положения.

Как показывают рентгеновские наблюдения, язык с подня­тым концом или в виде «горба» на гласном а не является де­фектным положением и не мешает отличному пению больших профессиональных певцов с отличным звучанием певческого голоса.

Да этого можно было бы ожидать, так как никакое клас­сическое положение языка, даже если оно было бы достигнуто на гласном звуке а, не может быть сохранено при переходе к {

1 R u s s e 1 О. X-ray photographs of the tongue and vocal organ position
of Mme Bori (Mus. Teach. Nath., 1932, Ref. Revue fr. de phoniatrie, 1935, |
No. 10). 1


другим гласным, таким, например, как и или у, где все равно создаются сужения и «горбы».

В действительности артикуляцию гласных у хороших певцов характеризует большая свобода и легкость перехода от одного уклада к другому, без каких-либо напряжений, зажимов. Эта артикуляция абсолютно не отражается на положении и приспо­соблении гортани. При свободе артикуляционных движений язык принимает самые разнообразные положения, необходимые для формирования соответствующих гласных звуков. Эти поло­жения языка препятствуют выходу звука в наружное простран­ство не больше, чем в речи.

О свободе артикуляционного аппарата, без стремления удер­жать язык в какой-то одной позиции, хорошо сказала Тоти даль Монте: «Укладывать язык специально в классическую позицию не надо. Язык должен быть только естественным, сво­бодным, мягким. Жесткий язык —это беда. Иногда он может быть в классической позиции, с кончиком у зубов, но держать его там специально не надо. У меня он свободно и естественно лежит на дне рта».

Как мы уже отмечали, артикуляционные уклады и работу гортани связывает импеданс, разногромкость и механическая взаимосвязанность языка с гортанью. Во всяком случае нельзя считать, что если на звуке а язык лежит «горбом», — это всегда плохо, а язык «ложечкой» — хорошо. На звуке и язык лежит еще большим горбом и в сильной степени сужает выход из ро­товой полости. Однако именно гласный звук и считается мно­гими педагогами наиболее целесообразным для занятий над голосом.

Практически укладке языка на звуке а не следует придавать большого значения уже потому, что на любом другом гласном звуке язык неминуемо уйдет из этой «уложенной» позиции. Попытки оставить язык уложенным, например, на и или е не­избежно приведут к искажению этих гласных, так как соот­ветствующие резонаторные полости, в которых должны образо­ваться форманты гласных, не смогут быть сформированы.

В процессе занятий можно проэкспериментиро-вать над укладами языка с целью найти на­иболее удобные позиции при формировании тех или других гласных. При этом не следует смущаться, если язык будет принимать позиции, не совпадающие с классическими. Если звукообразование правильное, гласные не искажены и артикуляционный аппарат не скован, можно допустить лю­бые, даже кажущиеся нелогичными, уклады языка. Не абстракт­ное представление о классической позиции должно руководить педагогом, а поиск верного звучания голоса в сочетании с абсо­лютной свободой артикуляционного аппарата.

Исследуя рентгенограммы певцов, можно прийти к выводу, что классическое положение языка (или близкое к нему) на


 




гласном а чаще всего встречается у легких женских голосов и у теноров. Наоборот, язык с поднятым концом или «горбом» — чаще всего является уделом низких голосов. Это лишний раз подтверждает, что уклады языка в пении тесно связаны с оп­тимальным импедансом и не могут рассматриваться вне общих размеров и конфигураций надставной трубки. При уложенном языке — импеданс меньше, а при поднятом он больше, что, очевидно, выгодней для низких, тяжелых голосов.

Говоря об артикуляционных укладах языка, следует отме­тить, что их нельзя рассматривать абстрактно, без учета положения гортани. Характерные положения для гласного звука а у высоких голосов, пользующихся повы­шенным положением гортани, приводятся на рис. 77 вверху. В этом случае язык часто лежит в форме ложечки и корень его прижимает надгортанник ко входу в гортань. Это участие корня языка в прикрытии входа в гортань является весьма ти­пичным для певцов, пользующихся в пении повышенным или нейтральным положением гортани.

В случае пользования опущенной гортанью корень языка не участвует в прикрытии входа в гортань. Он отстоит от надгор­танника и нижней части глотки, где всегда имеется более ши­рокое пространство (рис. 77 внизу). Вероятно, резонанс этого пространства участвует в образовании более темного тембра этого типа голосов. У певцов, пользующихся пониженной гор­танью, язык чаще всего принимает более вертикальное поло­жение и как это наблюдалось у Шаляпина, Титта Руффо, кон­чик его поднимается вверд, отходя от передних зубов. В другом случае — он становится горбом.

Говоря о гласных в пении, следует сказать о том, что наши ощущения положения языка и полостей ротоглоточного канала весьма обманчивы. Не следует смешивать артикуляторные ощущения и реальную картину приспособления языка, глотки и мягкого нёба.

Так, например, когда мы произносим гласный звук и, он в нашем представлении по ощущению является звуком несколько зажатым, более узким, напряженным, как будто глотка на нем узка. Наоборот, гласный звук а по ощущению кажется нам сво­бодным, широким, таким звуком, на котором глотка раскрыта наиболее широко. Если сравнить эти субъективные ощущения с объективной картиной положения артикулярных органов, можно легко убедиться в том, что они противоположны. На узком гласном и глотка наиболее широка, на широком и сво­бодном а — она наиболее узка. Очевидно ощущения узости и широты глотки зависят не от состояния глотки, а соответствуют общему впечатлению от усилий, затрачиваемых на производ­ство этих звуков. Звук и — наименее громкий и потому наибо­лее напряженный, требующий наибольших усилий и по ощу- > шению «узкий», гласный а, наоборот, наиболее громок, наиме-


нее напряжен и поэтому ощущается как наиболее легкий, сво­бодный.

Субъективно, по ощущениям трудно судить как о положе­нии.языка, так и о степени перекрытия мягким нёбом хода в носоглотку, и о свободе или напряженности мышц глотки. Толь­ко весьма грубо, ориентировочно можно судить об их положе­нии. Состояние напряженности или расслабленности этих мы­шечных органов ощущается гораздо более точно.

Тем более нельзя переводить наши слуховые впечатления от того или иного характера звука или от имеющихся в нем призвуков на якобы имеющие при этом место положения языка, глотки, нёба и т. п. Так, например, в горловом призвуке винят сжатие глотки, а «нажатие корня языка на гортань» считают причиной зажатого звука и т. п. Как показывают объективные научные наблюдения, причины этих дефектов кроются в другом и не имеют отношения к указанным органам. Что касается «нажа­тия корня языка на гортань», т. е. прилежания его к надгор­таннику и наклона последнего ко входу в гортань, то это яв­ление всегда сопровождает пение на несколько повышенной гортани и отмечается у лучших современных певиц, со свобод­ными и полноценными голосами.

Однако в вокальной педагогике такие неверные взгляды ведут, например, к приему пения с высунутым языком. При помощи вытягивания языка педагог стремится «открыть горло», «поднять корень языка», что является грубым, необоснованным и недопустимым вмешательством в работу сложного механизма голосообразования.

Правильно поступит педагог, если он, «не мудрствуя лукаво», пойдет от слуховых представлений о верном звучании певче­ского голоса и будет внимательно следить за свободой и рас­крепощенностью голосового аппарата ученика. Приемы, кото­рые фиксируют внимание ученика на положении языка, губ, глотки, должны даваться в минимальном количестве и быть строго обоснованы. Приведенный в наших работах рентгено­графический материал может помочь педагогу в выборе целе­сообразных методов воздействия на артикуляцию.

Мягкое нёбо в пении

Что касается работы мягкого нёба в пении, то оно, как известно, выполняет роль заслонки, перекрывающей ход в носоглотку. Фонетика говорит, что чистые гласные рус­ского языка являются неназализованными, т. е. не имеют носо­вого оттенка, и, следовательно, произносятся с практически полным перекрытием хода в носоглотку. Небольшое, неполное прилегание мягкого нёба к стенке глотки еще не вызывает


носового оттенка звучания. Ощутимая щель уже вызывает но­совой призвук, а значительная ведет к гнусавости.

Как показывают рентгеновские снимки, снятые во время пе­ния, у профессиональных певцов ход в носоглотку активно перекрыт поднятым мягким нёбом. Это перекрытие сохраняется на всех гласных и на всем диапазоне, что соответствует чистому, неназализованному звучанию голоса у хороших профессиона­лов. Рентгеновский метод, одна­ко, еще не дает возможности су­дить о полноте перекрытия хода в носоглотку. Небольшие щели в боковых отделах мягкого нёба могут не быть зафиксированы рентгеновским снимком. Однако в случае действительно неплот­ного прилегания мягкого нёба к оттрнкя пР°ИСХ0*дение носового задней стенке глотки по всей его

оттенка голоса. Слева показа-

бо и проход в носоглоточную полость (заштрихована). Спра­ва — схема рупора с ответвлени­ем (заштриховано), которое яв­ляется фильтром-ловушкой для частот, совпадающих с его соб­ственным тоном.)

но несколько опущенное мягкое длине 'Рентгеновские снимки да-бо и проход в носоглоточную ют четкую картину щели.

Лишь на некоторых соглас­ных, например на м и н, на ко­торых рот замкнут и мягкое иё-бо опущено, звук достигает на­ружного пространства через носовые ходы.

В вокальной педагогике имеются разнообразные взгляды ia положение мягкого нёба в пении. Если одни требуют пол-юго перекрытия хода в носоглотку активно поднятым мягким нёбом, то другие требуют расслабленного мягкого нёба и счи­тают необходимым примешивать известную долю носового ре­зонирования к звуку, полагая, что это облагораживает звучание. Эти мнения порождают соответствующие приемы, которыми пользуются педагоги. Как известно, мягкое нёбо поддается изо­лированной тренировке. Глядя в зеркало, можно тренировать мышцы, поднимающие нёбную занавеску. Это и рекомендуют делать сторонники активного, поднятого нёба. Мягкое нёбо хорошо поднимается при зевании, откуда родилась формула «зевать, всегда зевать», которую любят педагоги — сторонники поднятого мягкого нёба. В методике многих педагогов разви­тию активности мягкого нёба придается чрезвычайно большое значение. Считается необходимым при ходе к верхним нотам чрезвычайно активно поднимать мягкое нёбо (Тессейр, Туччи, Тоти даль Монте и многие другие), без чего эти ноты не полу­чаются удачными.

Сторонники другого взгляда требуют пения как бы «через рот и нос одновременно» или «с заходом в носовой резонатор». В связи с этим они употребляют приемы, связанные с развитием навыка пения при несколько расслабленном мягком нёбе, с


элементами носового резонирования. В этом случае они избе­гают зевка, стараются о нем не говорить. В лучшем случае говорят о «мягком полузевке»; желая приучить ученика петь с элементами носового резонирования, они большое место уде­ляют «мычанию» и «нычанию», т. е. пению на согласные мин. Как известно; эти согласные приучают голосовой аппарат фони-ровать при закрытом рте и опущенном мягком нёбе. После того как голосовой аппарат привыкнет к этой координации, даются сочетания этих согласных с гласными ма, на и т. п. При этом педагог просит сохранить элементы звучания (место звучания) этих согласных на протяжении последующего гласного, т. е. формировать гласные при несколько опущенном, расслабленном мягком нёбе.

В связи с этим разнобоем во взглядах на положение мягкого нёба в пении следует рассмотреть его функцию и значение раз­личных приспособлений с точки зрения современных научных данных.

Прежде всего следует отметить, что мягкое нёбо в его функ­ции нельзя рассматривать изолированно, оторванно от других частей голосового аппарата, с которыми оно непосредственно связано в своей функции. Мягкое нёбо — это часть нёбного свода, часть одной из стенок ротоглоточного ру­пора. Этот рупор бывает построен у разных индивидуумов весь­ма различно' и правильно судить о наилучшем его положении можно только исходя из общей конфигурации рупора у данного человека.

Форма рупора надставной трубки (ротоглоточного канала) играет значительную роль как в вопросе выведения звуковой энергии в наружное пространство, так и в создании импеданса колеблющимся связкам.

Как показали рентгенологические наблюдения, у большин­ства лучших профессиональных певцов ротоглоточный канал на гласном звуке а (см. рис. 77) имеет более или менее пра­вильную форму расходящегося рупора. Форма со значительным перегибом встречалась у певцов с недостаточно качественными голосами. Очевидно, форма нёбного свода имеет определенное значение для проявления и развития певческого голоса.

С какой бы стороны мы ни рассматривали вопрос прохожде­ния звуковых волн по ротоглоточному каналу: с точки зрения низких частот, обтекающих стенки канала, или с точки зрения высоких, частично отражающихся от них, — форма стенок, тем более вогнутых, играет в этом вопросе несомненную роль. Плавный контур перехода от глотки через поднятое мягкое нёбо к твердому, характерный для ротоглоточного рупора певцов с полноценным голосовым материалом, способствует наилучше­му выведению звуковой энергии в наружное пространство. Раз-

1 Л. Б. Д м и т р и е в. Голосообразование у певцов. Указ. изд.


личные перегибы и дополнительные углубления в контуре в той или иной степени препятствуют этому.

Как показывают наши рентгенологические наблюдения, ана­томические взаимоотношения между мягким нёбом, твердым нёбом и задней стенкой глотки бывают весьма различны. Еще давно было отмечено, что небольшие размеры носоглотки и ко­роткое, мясистое мягкое нёбо всегда предпочтительней для

о

пения, чем длинное, мягкое нёбо и большие размеры носоглотки (см. рис. 83) (Тарно) *. Ямште-К1ин И. Л.2 при изготовлении коррелирующих пластинок нёб­ного овода, как правило, удли­няет твердое нёбо, сокращая участок мягкого.

Рис. 82. Вверху — форма нёбного свода у некоторых «неудачных» певцов, внизу — у отлично звуча­щих профессиональных (голосов, при пенни гласного а. У профес­сиональных голосов, как правило,

По нашим рентгенологиче­ским 'наблюдениям, при корот­ком, мягком нёбе и небольших размерах носоглотки, «сегда формируются более удачные контуры перехода от глотки к твердому нёбу. 3 этих условиях хорошо поднятое мягкое нёбо создает наилучшие отношения для формирования хорошей, ру-порообразной формы ротоглоточ-ного канала. При длинном м я г-к о м нёбе сильное его подня­тие ведет к созданию в заднем отделе нёбного свода дополни-

хорошо формируется.правильная тельного углубления (см. рис.
рупорообразная форма надстав- 83в). В результате получается
ной трубки. нёбный свод, состоящий из двух

куполов — заднего, за счет под­нятого мягкого нёба, и переднего — за счет естественного уг­лубления твердого нёба. Такая форма не способствует хоро­шему выведению звуковой энергии в наружное пространство. В этих случаях полузевок создаст лучшие условия для про­хождения звука (см. рис. 83г).

Приведенные анатомические отношения, складывающиеся у певцов при пении, помогают понять, почему одни профессиона­лы стремятся к полузевку, к некоторой назальности, при кото­рой получаются лучшие взаимоотношения между задней стен­кой глотки и нёбным сводом 'за счет несколько поднятого мяг-

1 Tarneaud, I. Traite pratique de phonologie et de phoniatrie, (Pa­
ris, 1941).

2 И. Л. Я м ш т е к и н. Личное сообщение.


Koto нёба, а другие — к полному, сильному поднятию мягкого нёца. Мы не думаем, что указанные причины являются единст­венными и исчерпывающими, но, несомненно, они играют зна­чительную роль в трактуемом вопросе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.49.252 (0.02 с.)