Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рентгенологические наблюдения за артикуляцией у певцовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Если сравнить положение артикуляторных органов по моментальным рентгеновским снимкам, сделанным нами во время естественного'произнесения слова в речи и в пении, то видно, что певческие приспособления артикулятор-яых органов и гортани отличаются от рече-в ы х. Естественно, что отличие касается гласных, на которых, собственно, и осуществляется пение. Произношение согласных в речи и пении не имеет существенных отличий. Основное, что отличает установку голосового аппарата в пении по сравнению с речью, — это гортань. В пении гортань занимает определенное для данного певца положение и сохраняет его в,основном на всех гласных и на всем диапазоне. Это положение гортани, как правило, не совпадающее с речевым, связано с нахождением новой, певческой координации в работе ■голосового аппарата. Отличительной чертой певческого положения гортани является ее стабильность и независимость от артикуляторных движений голосового аппарата. Если в речи различные артику-ляторные установки меняют уровень гортани и влияют на степень наклона надгортанника, размеры входа в гортань, то у профессионального певца уровень гортани и узкий вход в гортань всегда, в основном, стабильны. Получается впечатление, что в речи гортань и артикуляционный аппарат гибко взаимосвязаны и все, что делает артикуляция, находит свое отражение в гортани, а в пении, наборот, видно, что гортань и артикуляционный аппарат работают совершенно независимо друг от друга. Гортань, постоянная в своем положении и приспособлении, никак не реагируют на изменение артикуляторных укладов (см. например, рис. 73,48,49). Эта характерная картина, наблюдаемая у профессиональных певцов, имеет свое естественное объяснение. В пении профес-
Рис. 73. Положение покоя, речевые установки (верхняя строчка) и певческие приспособления (нижние две строчки) баса солиста Большого театра при разных вокальных заданиях. Видно, что при речи гортань находится на уровне положения покоя, вход в гортань, положение надгортанника резко меняются при смеие гласных. В пении гортань I опускается, вход в гортань суживается и положение надгортанника стандартизуется. сионала все звуки голоса должны быть равновокальны, т. е. в равной степени содержать все характерные особенности певческого тембра голоса, высокую и низкую певческие форманты, постоянное, ровное вибрато. Это делает голосовой аппарат музыкальным инструментом с единым тембром. Именно для этого гортань принимает единую позицию и остается одинаково ор- ганизованной на всех певческих гласных и всех звуках вокальной мелодии. В речи же, где интонация скользит вверх и вниз по звуковой шкале на каждом слоге, где не требуется ровности, где голос беспрерывно и быстро меняет и высоту, и тембр, и акцентировку, гортань гибко следует за артикуляцией, выполняя те задания, какие диктуются ей смыслом, интонацией, мелодикой речи.
Специфичность певческого положения гортани для каждого певца особенно ясна в тех случаях, когда смещения ее в речи Рис. 74. Схема изменения глоточной полости при поднятой (слева) и опущенной (справа) гортани на гласном звуке и. Глоточная полость заштрихована. При опускании гортани она сильно увеличивается. и пении противоположны. В ряде случаев нам встретилась у одного и того же певца речь на повышенной гортани, а пение на сильно пониженной (см. рис. 48). Естественно, что в этих случаях артикуляционному аппарату приходилось особенно сильно перестраиваться для того, чтобы выполнить свою работу по формированию гласных и согласных. В отношении формирования гласных в пении надо отметить, что артикуляторному аппарату приходится работать в условиях изменившейся длины надставной трубки (из-за певческого положения гортани) и в условиях более широко открытого рта (из-за стремления к большей силе голоса). Между тем для того, чтобы получить желаемый гласный звук, необходимо образовать строго определенные объемы глоточной и ротовой полостей, в которых усилились характерные обертоны,— возникли бы форманты соответствующего гласного. Для этого артикуляторный аппарат, и прежде всего язык, ищет новой позиции, при которой нужные размеры полостей будут осуществлены.
Уже заранее можно сказать, что если гортань приняла новое положение и размер ротоглоточного канала стал иным, а также если раствор рта стал большим, то для того чтобы образовать тот же самый гласный звук, — надо изменить положение языка. Таким образом, сохранение речевых укладов языка в пении возможно лишь в том случае, когда положение гортани в речи и пении не меняется, а это бывает весьма редко. Как показывают рентгенограммы, сделанные во время речи и пения, певческие уклады языка не совпадают с речевыми, хотя, разумеется, общая конфигурация языка, характерная для того или иного гласного звука, остается. Из сравнения формирования различных гласных звуков в речи и пении можно сделать заключение, что пение всегда осуществляется при более широком ротоглоточном канале, чем в речи. Эта большая ширина ротоглоточного канала ведет к меньшей выраженности артикуляционных сужений, что в свою очередь в известной мере уменьшает различия в форме канала на разных гласных, как бы несколько нивелирует их. Эта картина певческих артикуляционных приспособлений вполне соответствует нашим слуховым представлениям о певческих гласных. Певческие гласные хорошо поставленного певческого голоса более округлы и более ровно звучат по сравнению с речевыми. Они, так сказать, «менее чисты» по звучанию и поэтому ближе друг к другу, чем речевые. Так, певческий звук а не чистый, а с примесью о; у также несколько тяготеет к о, е имеет тенденцию к э, а и в известной мере содержит ы. Иначе говоря, гласные светлые и близкие по звучанию и и е несколько более широки и округлены, чем в речи. То же происходит с гласным звуком а, от которого требуется полнота и округленность. Далекий и темный по звучанию звук у несколько выводится вперед и высветляется за счет приближения к о. Как говорят в вокальной педагогике, певческие гласные должны звучать полно и благородно. Бытовое произношение гласных в пении делает его плоским, вульгарным. При пользовании речевыми укладами в пении звучание приобретает характер открытой народной манеры типа народных хоров или частушечной манеры пения. Таким образом, округление и благородство произношения гласных в современной оперно-концертной манере пения зависят от тех изменений артикуляционных укладов, которые были отмечены нами на рентгенограммах во время пения профессиональных певцов. Рассмотрим характерные особенности произношения гласных звуков в профессиональном пении у разных типов голосов. Гласный звук и, в пении, как и в речи (см. рис. 75), характеризуется самым близким и высоким укладом языка по сравнению с другими гласными. n«J Формирование гласного звука и у профессиональных S0! на "^нтРе Диапазона голоса, при пенин mezzo-forte. №№ б, 5, 4, 2, 8-сопрано: 17, 23, 19, 22- меццо-сопрано, 31, ьг — драматические теноры, 41—баритон, 47, 43, 44, 46 —басы. На этом гласном звуке передняя часть спинки языка и его конец подняты к своду твердого нёба так, что остается небольшая полость, в которой, как и в речи, происходит образование ■одной из формант гласного звука и, а именно —форманты в 3000 колебаний в секунду. Сзади же, в глотке, имеется большая 47»
л? 47 Л/? 43 /v?32 /у? 44 л/.* 5 Рис. П. Формирование гласного звука а (при тех же условиях, что и в рис. 75 и 76 и у тех же певцов).
.Рис. 76. Формирование гласного звука е у профессиональных певцов на центре диапазона голоса при пении mezzo forte №№ 6, 5, 4, 2, 8 — сопрано, 17, 23, 22 — меццо-сопрано, 32 — лирический тенор, 31, 52 — драматические теноры, 37 — баритон, 47, 43, 44 и 46 — басы. полость, где образуется нижняя форманта этого гласного звука — форманта в 400 колебаний в секунду. Эти полости образуются независимо от того, поднята или опущена гортань у данного певца. Поперечные черточки на
16 Основы вокальной методнки
Рис. 78. Формирование гласного звука у (при тех же условиях и у тех же певцов). каждом контуре проведены на уровне покойного положения го-лосовых связок у данного индивидуума. По отношению к ним | можно судить о том, в каком направлении и насколько подня- л лась или опустилась гортань. На гласном звуке е в пении рот открывается более широко, чем на и; язык, отходя назад, принимает более индифферентную форму, ротовая полость расширяется, а глоточная сужается. Гласный звук а в пении образуется при наиболее широко открытом ротовом отверстии по сравнению со всеми другими гласными. Язык при гласном а делит ротоглоточную полость на две, из которых передняя-—ротовая, больше по объему, чем задняя-— глоточная. Сужение между полостями не всегда хорошо выражено и образуется за счет спинки языка, которая приближается или к небному своду, или к задней стенке глотки, в зависимости от индивидуальной длины и формы ротоглоточного канала. Если гортань опущена и ротоглоточный канал удлинен, то сужение, как правило, образуется за счет приближения спинки языка к задней стенке глотки. Если гортань поднята и, соответственно, ротоглоточный канал укорочен, то чаще всего спинка языка поднимается к задней части небного свода. Гласный звук у в пении характеризуется меньшим раскрытием ротового отверстия, хорошо выраженным сужением, отделяющим ротовую полость от глоточной. Язык отодвинут назад, и нижняя часть глотки расширена. Передняя — ротовая, полость, больше задней — глоточной. Последняя на гласном звуке у имеет размер больший по сравнению с а. Из рассмотрения приспособлений артикуляционного аппарата при формировании различных гласных звуков в пении, можно сделать ряд заключений о функции отдельных органов ротоглоточного канала в пении. Работа губ в пении Поведение губ у певца в речи ничем не отличается от обычной картины формирования речевых звуков. В речи на разных гласных они принимают характерное для данного звука положение, т. е. на и — они открывают зубы, на у — вытянуты вперед. Звуки е, а и о образуются при последовательном все большем и большем огублении. В пении на выдержанных нотах губы чаще всего стадартизи-р у ю т с я в одном положении, какой бы гласный звук певец ни произносил. Лишь степень раствора рта позволяет догадаться о том, какой звук был произнесен (см. рис. 79 и 80). Таким образом, губы в пении только в момент зарождения гласного могут на какой-то момент принять характерное положение, а затем переходят в стандартную для всех гласных позицию. Эта стандартная позиция в определенной мере связана с ха-
рактером голоса, которым пользуется певец'. Сопрано и легкие тенора преимущественно пользуются улыбкой, и поэтому на всех гласных, даже на тех, которые требуют значительного огубления, как у и о, верхние зубы у них открыты и губы стандартизованы в этом положении. Наборот, басы, баритоны и меццо-сопрано чаще а 0 у пользуются губами, стандартизованными в
вперед позиции. В этом случае даже гласные и и е, npiH которых верхние зубы обычно открыты и губы прижаты к деснам, формируются на вытянутых вперед губах.
Как мы предполагаем, это стандартное положение губ на разных гласных в одном случае в положении улыбки, в другом— в положении вытянутых вперед, осуществляется в щелях получения характерного для данного типа тембра зву- лл д^\ уу^ /у-^ чания голоса. Типично (' ^) / i светлое звучание сопра- \ но и тенора требует бо-
лее высокого звучания всех формант, что и достигается раскрытием рта в ширину и улыбкой. Темные тембры требуют смещения всех формант несколько вниз, что достигается удлинением ротоглоточного канала за счет вытягивания губ и сужения ими выхода из ротовой полости.
Естественно, что эти приспособления губ возникают у профессиональных певцов в процессе работы над голосом, в поисках наилучшего, характерного и ровного звучания голоса. Как правило, они возникают без специального привлечения внимания к этому моменту. Однако многие педагоги от всех учеников требуют улыбки и открытия верхних зубов, считая это обязательным для правильного звукообразования. В противовес этому мнению, кроме рентгенологического материала приведем мнение замечательной певицы с идеальным звучанием го- 484 лоса, солистки театра Ла Скала Миреллы Френи. На наш вопрос — пользуется ли она во время пения улыбкой, думает ли об оттягивании углов рта в стороны, Френи ответила так: «Нет, открывать его в ширину для меня нехорошо. А вообще, по-моему, этот вопрос следует решать индивидуально. Вот, например, Рената Скотто открывает рот в ширину, оттягивает углы рта, то есть поет «на улыбке». Для нее это поло- и \ е а о у жение хорошее. Именно /, при нем она чувствует себя vj> \о \к_) s_b> хорошо в отношении голо- са....Что касается.меня, то U-~). V—л я не могла бы петь при та- С ^~) ^^~) <р кой позиции рта, как у) \ ' Скотто». Певица мирового класса Тоти даль Монте, и е а о и сказала по этому поводу / " так: «Рот при пении дол- щ дд\ Ч жен быть естественным, о к- ~fZ р у г л ы м. Любая специально удержанная позиция рта — величайшая ошибка».
Как мы видим, мастера вокального искусства не всегда следуют принципу формирования звука на улыбке, что вполне закон-но, особенно для темных тембров, и легко объясняется теоретически. Из приведенных рентге- рцс работа в _ гласных играют активную, 'формирующую роль лишь в начальном этапе образования гласного, при его зарождении, а дальше они стабилизуются в одном положении, участвуя в окраске голоса певца в целом, не проявляя активности при переходе от одного гласного звука к другому. Позиция языка в пении В отношении работы главного артикулярного органа — язы-к а, мы уже показали те характерные черты, которые отличают его работу в пении. Однако, говоря о работе артикуляционного аппарата, нельзя не коснуться тех педагогических установок и некоторых приемов в отношении положения языка, которые бытуют в педагогической практике. Существуют школы педагогов, которые считают обязательным для певческого правильного звукообразования так называемое классическое положение языка в форме ложечки с концом, лежащим у нижних зубов. Всякий подъем языка вверх в форме горба или с поднятым кончиком языка считается по этой школе порочным, обязательным для исправления. Свое мнение о необходимости для правильного звукообразования ложкообразного языка, защитники этого положения обычно обосновывают тем, что язык в форме горба или с поднятым концом якобы «тампонирует» ротоглоточный канал, «мешает», «затыкает» проход звуку, в результате чего звук получается неправильным. Для того чтобы уложить язык, применяются разнообразные методы, в частности укладывание при помощи ложки, которой отдавливают язык вниз, не давая ему подниматься. Исторически известна машинка Джиральдони, которая служила этой цели. Чаще всего, педагоги, требующие укладки языка в классическую позицию, употребляют для этого визуальный контроль при помощи зеркала. Как показывают наши рентгенологические наблюдения, «классическое» положение не обязательно для отличного певческого голосообразования и не оно является причиной хорошего или плохого звучания голоса. Достаточно посмотреть на уклады языка на гласном певческом звуке а у разных певцов (см. рис. 77), чтобы убедиться в этом. Среди отлично звучащих певческих голосов и у выдающихся певцов мирового класса язык не обязательно лежит в классической позиции. Как известно, язык Ф. И. Шаляпина был приподнят, и видимый копчик его дрожал во время пения. То же отмечалось и у Титта Руффо. По рентгеновским исследованиям Рассела \ язык знаменитой певицы Лукреции Бори также не лежал в классической позиции. Не лежит он в этой позиции и у большинства исследованных нами профессиональных певцов первого положения. Как показывают рентгеновские наблюдения, язык с поднятым концом или в виде «горба» на гласном а не является дефектным положением и не мешает отличному пению больших профессиональных певцов с отличным звучанием певческого голоса. Да этого можно было бы ожидать, так как никакое классическое положение языка, даже если оно было бы достигнуто на гласном звуке а, не может быть сохранено при переходе к { 1 R u s s e 1 О. X-ray photographs of the tongue and vocal organ position другим гласным, таким, например, как и или у, где все равно создаются сужения и «горбы». В действительности артикуляцию гласных у хороших певцов характеризует большая свобода и легкость перехода от одного уклада к другому, без каких-либо напряжений, зажимов. Эта артикуляция абсолютно не отражается на положении и приспособлении гортани. При свободе артикуляционных движений язык принимает самые разнообразные положения, необходимые для формирования соответствующих гласных звуков. Эти положения языка препятствуют выходу звука в наружное пространство не больше, чем в речи. О свободе артикуляционного аппарата, без стремления удержать язык в какой-то одной позиции, хорошо сказала Тоти даль Монте: «Укладывать язык специально в классическую позицию не надо. Язык должен быть только естественным, свободным, мягким. Жесткий язык —это беда. Иногда он может быть в классической позиции, с кончиком у зубов, но держать его там специально не надо. У меня он свободно и естественно лежит на дне рта». Как мы уже отмечали, артикуляционные уклады и работу гортани связывает импеданс, разногромкость и механическая взаимосвязанность языка с гортанью. Во всяком случае нельзя считать, что если на звуке а язык лежит «горбом», — это всегда плохо, а язык «ложечкой» — хорошо. На звуке и язык лежит еще большим горбом и в сильной степени сужает выход из ротовой полости. Однако именно гласный звук и считается многими педагогами наиболее целесообразным для занятий над голосом. Практически укладке языка на звуке а не следует придавать большого значения уже потому, что на любом другом гласном звуке язык неминуемо уйдет из этой «уложенной» позиции. Попытки оставить язык уложенным, например, на и или е неизбежно приведут к искажению этих гласных, так как соответствующие резонаторные полости, в которых должны образоваться форманты гласных, не смогут быть сформированы. В процессе занятий можно проэкспериментиро-вать над укладами языка с целью найти наиболее удобные позиции при формировании тех или других гласных. При этом не следует смущаться, если язык будет принимать позиции, не совпадающие с классическими. Если звукообразование правильное, гласные не искажены и артикуляционный аппарат не скован, можно допустить любые, даже кажущиеся нелогичными, уклады языка. Не абстрактное представление о классической позиции должно руководить педагогом, а поиск верного звучания голоса в сочетании с абсолютной свободой артикуляционного аппарата. Исследуя рентгенограммы певцов, можно прийти к выводу, что классическое положение языка (или близкое к нему) на
гласном а чаще всего встречается у легких женских голосов и у теноров. Наоборот, язык с поднятым концом или «горбом» — чаще всего является уделом низких голосов. Это лишний раз подтверждает, что уклады языка в пении тесно связаны с оптимальным импедансом и не могут рассматриваться вне общих размеров и конфигураций надставной трубки. При уложенном языке — импеданс меньше, а при поднятом он больше, что, очевидно, выгодней для низких, тяжелых голосов. Говоря об артикуляционных укладах языка, следует отметить, что их нельзя рассматривать абстрактно, без учета положения гортани. Характерные положения для гласного звука а у высоких голосов, пользующихся повышенным положением гортани, приводятся на рис. 77 вверху. В этом случае язык часто лежит в форме ложечки и корень его прижимает надгортанник ко входу в гортань. Это участие корня языка в прикрытии входа в гортань является весьма типичным для певцов, пользующихся в пении повышенным или нейтральным положением гортани. В случае пользования опущенной гортанью корень языка не участвует в прикрытии входа в гортань. Он отстоит от надгортанника и нижней части глотки, где всегда имеется более широкое пространство (рис. 77 внизу). Вероятно, резонанс этого пространства участвует в образовании более темного тембра этого типа голосов. У певцов, пользующихся пониженной гортанью, язык чаще всего принимает более вертикальное положение и как это наблюдалось у Шаляпина, Титта Руффо, кончик его поднимается вверд, отходя от передних зубов. В другом случае — он становится горбом. Говоря о гласных в пении, следует сказать о том, что наши ощущения положения языка и полостей ротоглоточного канала весьма обманчивы. Не следует смешивать артикуляторные ощущения и реальную картину приспособления языка, глотки и мягкого нёба. Так, например, когда мы произносим гласный звук и, он в нашем представлении по ощущению является звуком несколько зажатым, более узким, напряженным, как будто глотка на нем узка. Наоборот, гласный звук а по ощущению кажется нам свободным, широким, таким звуком, на котором глотка раскрыта наиболее широко. Если сравнить эти субъективные ощущения с объективной картиной положения артикулярных органов, можно легко убедиться в том, что они противоположны. На узком гласном и глотка наиболее широка, на широком и свободном а — она наиболее узка. Очевидно ощущения узости и широты глотки зависят не от состояния глотки, а соответствуют общему впечатлению от усилий, затрачиваемых на производство этих звуков. Звук и — наименее громкий и потому наиболее напряженный, требующий наибольших усилий и по ощу- > шению «узкий», гласный а, наоборот, наиболее громок, наиме- нее напряжен и поэтому ощущается как наиболее легкий, свободный. Субъективно, по ощущениям трудно судить как о положении.языка, так и о степени перекрытия мягким нёбом хода в носоглотку, и о свободе или напряженности мышц глотки. Только весьма грубо, ориентировочно можно судить об их положении. Состояние напряженности или расслабленности этих мышечных органов ощущается гораздо более точно. Тем более нельзя переводить наши слуховые впечатления от того или иного характера звука или от имеющихся в нем призвуков на якобы имеющие при этом место положения языка, глотки, нёба и т. п. Так, например, в горловом призвуке винят сжатие глотки, а «нажатие корня языка на гортань» считают причиной зажатого звука и т. п. Как показывают объективные научные наблюдения, причины этих дефектов кроются в другом и не имеют отношения к указанным органам. Что касается «нажатия корня языка на гортань», т. е. прилежания его к надгортаннику и наклона последнего ко входу в гортань, то это явление всегда сопровождает пение на несколько повышенной гортани и отмечается у лучших современных певиц, со свободными и полноценными голосами. Однако в вокальной педагогике такие неверные взгляды ведут, например, к приему пения с высунутым языком. При помощи вытягивания языка педагог стремится «открыть горло», «поднять корень языка», что является грубым, необоснованным и недопустимым вмешательством в работу сложного механизма голосообразования. Правильно поступит педагог, если он, «не мудрствуя лукаво», пойдет от слуховых представлений о верном звучании певческого голоса и будет внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата ученика. Приемы, которые фиксируют внимание ученика на положении языка, губ, глотки, должны даваться в минимальном количестве и быть строго обоснованы. Приведенный в наших работах рентгенографический материал может помочь педагогу в выборе целесообразных методов воздействия на артикуляцию. Мягкое нёбо в пении Что касается работы мягкого нёба в пении, то оно, как известно, выполняет роль заслонки, перекрывающей ход в носоглотку. Фонетика говорит, что чистые гласные русского языка являются неназализованными, т. е. не имеют носового оттенка, и, следовательно, произносятся с практически полным перекрытием хода в носоглотку. Небольшое, неполное прилегание мягкого нёба к стенке глотки еще не вызывает носового оттенка звучания. Ощутимая щель уже вызывает носовой призвук, а значительная ведет к гнусавости. Как показывают рентгеновские снимки, снятые во время пения, у профессиональных певцов ход в носоглотку активно перекрыт поднятым мягким нёбом. Это перекрытие сохраняется на всех гласных и на всем диапазоне, что соответствует чистому, неназализованному звучанию голоса у хороших профессионалов. Рентгеновский метод, однако, еще не дает возможности судить о полноте перекрытия хода в носоглотку. Небольшие щели в боковых отделах мягкого нёба могут не быть зафиксированы рентгеновским снимком. Однако в случае действительно неплотного прилегания мягкого нёба к оттрнкя пР°ИСХ0*дение носового задней стенке глотки по всей его оттенка голоса. Слева показа-
но несколько опущенное мягкое длине 'Рентгеновские снимки да-бо и проход в носоглоточную ют четкую картину щели. Лишь на некоторых согласных, например на м и н, на которых рот замкнут и мягкое иё-бо опущено, звук достигает наружного пространства через носовые ходы. В вокальной педагогике имеются разнообразные взгляды ia положение мягкого нёба в пении. Если одни требуют пол-юго перекрытия хода в носоглотку активно поднятым мягким нёбом, то другие требуют расслабленного мягкого нёба и считают необходимым примешивать известную долю носового резонирования к звуку, полагая, что это облагораживает звучание. Эти мнения порождают соответствующие приемы, которыми пользуются педагоги. Как известно, мягкое нёбо поддается изолированной тренировке. Глядя в зеркало, можно тренировать мышцы, поднимающие нёбную занавеску. Это и рекомендуют делать сторонники активного, поднятого нёба. Мягкое нёбо хорошо поднимается при зевании, откуда родилась формула «зевать, всегда зевать», которую любят педагоги — сторонники поднятого мягкого нёба. В методике многих педагогов развитию активности мягкого нёба придается чрезвычайно большое значение. Считается необходимым при ходе к верхним нотам чрезвычайно активно поднимать мягкое нёбо (Тессейр, Туччи, Тоти даль Монте и многие другие), без чего эти ноты не получаются удачными. Сторонники другого взгляда требуют пения как бы «через рот и нос одновременно» или «с заходом в носовой резонатор». В связи с этим они употребляют приемы, связанные с развитием навыка пения при несколько расслабленном мягком нёбе, с элементами носового резонирования. В этом случае они избегают зевка, стараются о нем не говорить. В лучшем случае говорят о «мягком полузевке»; желая приучить ученика петь с элементами носового резонирования, они большое место уделяют «мычанию» и «нычанию», т. е. пению на согласные мин. Как известно; эти согласные приучают голосовой аппарат фони-ровать при закрытом рте и опущенном мягком нёбе. После того как голосовой аппарат привыкнет к этой координации, даются сочетания этих согласных с гласными ма, на и т. п. При этом педагог просит сохранить элементы звучания (место звучания) этих согласных на протяжении последующего гласного, т. е. формировать гласные при несколько опущенном, расслабленном мягком нёбе. В связи с этим разнобоем во взглядах на положение мягкого нёба в пении следует рассмотреть его функцию и значение различных приспособлений с точки зрения современных научных данных. Прежде всего следует отметить, что мягкое нёбо в его функции нельзя рассматривать изолированно, оторванно от других частей голосового аппарата, с которыми оно непосредственно связано в своей функции. Мягкое нёбо — это часть нёбного свода, часть одной из стенок ротоглоточного рупора. Этот рупор бывает построен у разных индивидуумов весьма различно' и правильно судить о наилучшем его положении можно только исходя из общей конфигурации рупора у данного человека. Форма рупора надставной трубки (ротоглоточного канала) играет значительную роль как в вопросе выведения звуковой энергии в наружное пространство, так и в создании импеданса колеблющимся связкам. Как показали рентгенологические наблюдения, у большинства лучших профессиональных певцов ротоглоточный канал на гласном звуке а (см. рис. 77) имеет более или менее правильную форму расходящегося рупора. Форма со значительным перегибом встречалась у певцов с недостаточно качественными голосами. Очевидно, форма нёбного свода имеет определенное значение для проявления и развития певческого голоса. С какой бы стороны мы ни рассматривали вопрос прохождения звуковых волн по ротоглоточному каналу: с точки зрения низких частот, обтекающих стенки канала, или с точки зрения высоких, частично отражающихся от них, — форма стенок, тем более вогнутых, играет в этом вопросе несомненную роль. Плавный контур перехода от глотки через поднятое мягкое нёбо к твердому, характерный для ротоглоточного рупора певцов с полноценным голосовым материалом, способствует наилучшему выведению звуковой энергии в наружное пространство. Раз- 1 Л. Б. Д м и т р и е в. Голосообразование у певцов. Указ. изд. личные перегибы и дополнительные углубления в контуре в той или иной степени препятствуют этому. Как показывают наши рентгенологические наблюдения, анатомические взаимоотношения между мягким нёбом, твердым нёбом и задней стенкой глотки бывают весьма различны. Еще давно было отмечено, что небольшие размеры носоглотки и короткое, мясистое мягкое нёбо всегда предпочтительней для
пения, чем длинное, мягкое нёбо и большие размеры носоглотки (см. рис. 83) (Тарно) *. Ямште-К1ин И. Л.2 при изготовлении коррелирующих пластинок нёбного овода, как правило, удлиняет твердое нёбо, сокращая участок мягкого.
По нашим рентгенологическим 'наблюдениям, при коротком, мягком нёбе и небольших размерах носоглотки, «сегда формируются более удачные контуры перехода от глотки к твердому нёбу. 3 этих условиях хорошо поднятое мягкое нёбо создает наилучшие отношения для формирования хорошей, ру-порообразной формы ротоглоточ-ного канала. При длинном м я г-к о м нёбе сильное его поднятие ведет к созданию в заднем отделе нёбного свода дополни- хорошо формируется.правильная тельного углубления (см. рис. куполов — заднего, за счет поднятого мягкого нёба, и переднего — за счет естественного углубления твердого нёба. Такая форма не способствует хорошему выведению звуковой энергии в наружное пространство. В этих случаях полузевок создаст лучшие условия для прохождения звука (см. рис. 83г). Приведенные анатомические отношения, складывающиеся у певцов при пении, помогают понять, почему одни профессионалы стремятся к полузевку, к некоторой назальности, при которой получаются лучшие взаимоотношения между задней стенкой глотки и нёбным сводом 'за счет несколько поднятого мяг- 1 Tarneaud, I. Traite pratique de phonologie et de phoniatrie, (Pa 2 И. Л. Я м ш т е к и н. Личное сообщение. Koto нёба, а другие — к полному, сильному поднятию мягкого нёца. Мы не думаем, что указанные причины являются единственными и исчерпывающими, но, несомненно, они играют значительную роль в трактуемом вопросе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.119 (0.013 с.) |