Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализаторная и синтезирующая деятельность коры головного мозгаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Говоря о развитии дифференцировочного торможения в отдельных анализаторах, следует помнить, что в жизни анализаторы редко работают изолированно. Как правило, каждое явление, с которым сталкивается человек, воспринимается им комплексно, многими органами чувств одновременно. На человека всегда действует комплекс раздражителей. «Когда мы отличаем лицо одного человека от лица другого,— пишет И. П. Павлов, — мы принимаем одновременно в расчет и формы, и краски, и тени, и размеры; или когда речь идет об ориентировке в местности и т. д. Количество этих комплексных раздражителей можно было бы назвать безграничным. Ведь сколько может быть соединений из огромного ряда элементарных раздражителей...» *. Следовательно, для ориентировки в явлениях внешнего мира следует не только уметь разлагать, дифференцировать, анализировать отдельные качества предметов, явлений, но и синтезировать, соединять их. Только синтез отдельных сторон, отдельных качеств дает возможность более полно судить о явлении, с которым нас сталкивает жизнь. Наша нервная система обладает не только аналитической, но и синтетической способностью. Когда мы в витрине магазина видим предмет, который нас интересует, то нам мало той оценки, которую ему может дать зрительный анализатор: форма, цвет, размер и т. п., мы обязательно постараемся,потрогать его руками, оценив другие его качества: плотность, вес, характер поверхности, растяжимость, запах и т. п. Словом, мы постараемся ввести в действие все возможные анализаторы и потом, в результате синтеза аналитических данных, примем соответствующее решение и будем действовать в соответствии с решением. Это есть один из важнейших принципов деятельности коры «...принцип анализа и синтеза, т. е. первичного разложения целого на части, единицы и затем снова постепенного сложения целого из единиц, элементов...»2, писал И. П. Павлов. Согласно современным представлениям, следы, оставленные в центральной нервной системе различными раздражителями внешней среды, никогда не исчезают бесследно. И. П. Павлов пишет: «От всякого раздражения в нервной системе остается некоторое время след, во всех отделах нервной системы мы встречаемся с явлениями так называемого последействия»3. След в нервной системе всегда остается. Он обязан происхождением инертности нервных клеток. «Вы понимаете, — писал И. П. Павлов, — что инертность нервной клетки есть чрезвычайно важное свойство центральной нервной системы. Чем выше мы будем брать нервные клетки, поднимаясь от спинного мозга к головному, тем больше будет повышаться и это основное свойство инертности клеток. Очевидно, вся наша сложная психическая деятельность и основывается на такой инертности. Если бы у нервных клеток не было инертности, то мы жили бы секундами, моментами, у нас не было бы никакой памяти, не было бы никакой выучки, не существовало бы никаких привычек. Поэтому инертность надо считать основным свойством нервной клетки» '. В основе образования связей, их закрепления повторением и сохранения на длительное время лежит свойство инертности нервных клеток. Именно поэтому все, что было выработано организмом, все связи, все привычки, знания остаются в нервной системе так, как они были образованы. Новое лишь наслаивается на старое, образуя более сложную цепь связей. Отсюда становится понятным, почему научить чему-либо много легче, чем переучить. Инертность протекания процессов в коре создает как бы проторенность путей образования связей, создает предрасположение к повторению той же связи. Инертность, благодаря которой в нервной системе остается след, является причиной, по которой условный рефлекс может образоваться не только на реальный, действующий в настоящий момент раздражитель, но и на след от раздражения, который уже перестал действовать на «...остаток его действия в нервной системе по его прекращению»2. Говоря об условиях выработки внешних связей, мы указывали на необходимость одновременного сочетания раздражителей или непосредственное следование одного за другим. Вот это свойство образовывать связь на след после действия раздражителя позволило И. П. Павлову выделить в отдельную группу следовые рефлексы. У собаки слюна выделяется не только если ее приучить кормить под действием звонка, но и в том случае, если еда будет приноситься вслед за прекращением звучания. «Условным раздражителем станет не наличный раздражитель, не наш примененный звук, а след его в центральной нервной системе. На этом основании мы различаем рефлексы наличные и следовые»3. На основе следа от предыдущего действия образуются системы цепных рефлексов, где конец протекания одного рефлекса является сигналом для начала следующего. В частности, рит-
1 И П. П а в л о в, т IV, стр. 53. 2 И. П. П а в л о в, т. III, кн. 22-я, стр. 164. 3 Т а м ж е, т. IV, стр. 55. 1 И. П. П а в л о в, т. V, стр. 460. 2 И. П. П а в л о в, т. IV, стр. 54. 3 Т а м ж е, стр. 55.
мичность музыкального исполнения, выдерживание пауз, когда нет реального звучания, реального действия и последующее звучание должно наступить через строго определенный период времени, является типичным следовым рефлексом. Однако «следовость» относится не только к рефлексам. Это общее свойство нервной ткани сохранять след от тех процессов, которые в ней протекали. Оно выражается, с одной стороны, как в общих явлениях, таких, как повышение тонуса, возбудимости или, наоборот, тормозного состояния, так и в специфических. Человек, находясь в возбужденном состоянии, не сразу может перейти в спокойное, хотя причина для возбуждения уже прошла. Так же и человек, будучи заторможен, например после сна, длительной однотипной сидячей работы, не сразу способен выполнять сложные движения. Ему надо время, чтобы растор-мозиться. Это примеры сохранения общего характера процессов, протекающих в коре. В основе их лежит свойство инертности. Надо определенное время для смены установки нервной системы. Однако инертность сказывается и в таких специфических явлениях, как, скажем, сложность быстрой смены той или иной деятельности или техники ее выполнения. Переход от речи к пению составляет трудность для профессионала. На этом частично основан распространенный совет много не разговаривать перед выступлением. Речевая установка голосового аппарата отлична от певческой и потому может помешать, в силу инертности процесса, сразу обрести певческую координацию. Наоборот, распевка, настройка помогают в силу той же инертности, сразу выполнить на эстраде сложные певческие задания. Подробнее об этом мы скажем ниже, в анализе явлений распевки, тренировки, обретения творческого состояния. Динамический стереотип Одна из важнейших закономерностей высшей нервной деятельности, открытая И. П. Павловым, названа им «Динамиче-«кая стереотипия высшего отдела головного мозга». Большое "количество сигналов беспрерывно поступает в кору больших ■полушарий. Они различны и по характеру, и по интенсивности, и по времени действия. Соответственно им возбуждаются в разной степени и разные участки мозговой коры, образуя каждое мгновение своеобразную мозаику очагов возбуждения и торможения. Как мы помним, возбудительный и тормозной процессы не статичны, а, следуя закону иррадиации, концентрации и взаимной индукции, — весьма подвижны, т. е. динамичны. Однако если внешние сигналы, т. е. положительные и отрицательные раздражения, падают на кору больших полушарий в определенной, стер еотип ной последовательности, | как это часто бывает в жизни (при выполнении, например, однотипной работы, при жизни в определенном стандартном режиме и т. п.), то это ведет к такой же стереотипизации, уравновешиванию процесса возбуждения и торможения в коре. В этом случае наблюдается строгая последовательность течения возбудительного и тормозного процессов, связывающихся в систему, т. е. уравновешенность, слаженность работы коры мозга. Эта слаженная, стереотипная система течения возбудительного и тормозного процессов в коре мозга, возникшая под влиянием повторения стереотипной последовательности внешних раздражителей (внешний стереотип), укрепляется и, когда она выработана, — становится весьма выгодной, «экономичной» для организма. Нервная энергия не тратится зря, она упорядочена,, уложена в систему. Здесь каждое предыдущее звено цепи рефлексов подготавливает последующее и потому каждое действие протекает с наилучшим эффектом. Однако сама выработка стереотипа — это весьма ощутительная нагрузка для нервной системы. Сложная задача выработки стереотипа требует очень большой нервной энергии. Потому успешная выработка требует чередования работы и отдыха. Сложные стереотипы даже после выработки требуют большого внимания для своего выполнения и поддержания. И. П. Павлов по этому поводу пишет: «Так как все раздражители оставляют после себя большие или меньшие следы, то точные постоянные эффекты раздражителей в системе могут получиться всего легче и скорее только при одних и тех же промежутках между раздражителями, притом же применяемых в строго определенном порядке, то есть при внешнем стереотипе. В окончательном результате получается динамический стереотип, т. е. слаженная, уравновешенная система внутренних процессов. Образование, установка динамического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря,, конечно, по сложности системы раздражителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой» 1.. Однако раз выработанный и хорошо закрепленный стереотип весьма инертен, не способен к быстрому, гибкому изменению. Поскольку все звенья цепи действий, входящих в стереотип, взаимосвязаны и конец одного ведет к началу другого,. всякое изменение, внесение нового элемента требует переделки этой цепочки, перестройки стереотипа. Перестройка раз выработанных и закрепленных стереотипов весьма сложная задача* для центральной нервной системы. Например, каждый из нас обладает такими привычными двигательными стереотипами^ т. е. выработанными системами последовательных движений,, как стереотип ходьбы, бега, слова и т. п., обычно не требующих 1 И. П. Павлов, т. III, кн. 2-я, стр. 240—241. 22$ специального внимания для своего выполнения. Однако если дэрога неровная, то в стереотип ходьбы надо все время включать изменения, чтобы не упасть, не споткнуться. Потому ходьба по такой дороге очень утомительна. Опытный певец обладает певческими стереотипами, поет легко, не утомляясь. Но если приходится петь с заложенным носом или при трахеите и т. п. — то к новому состоянию надо приспосабливаться, менять привычные стереотипы, и это трудно, утомительно. И. П. Павлов понимал динамический стереотип весьма широко. «Мне кажется, — писал он, — что часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря уже об умственных кризисах в ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установки нового. При сильной напряженности и длительности таких случаев может наступить даже и болезненная меланхолия» 4. Совершенно очевидно, что учение И. П. Павлова о динамическом стереотипе как о важной закономерности деятельности коры имеет самое прямое отношение к многим вопросам организации педагогического процесса: к режиму вокальных занятий, к общему режиму учащегося, к вопросам профессиональной певческой деятельности, к образованию двигательных певческих навыков и т. п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 468; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.009 с.) |