Состояние перед выступлением




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние перед выступлением



Перед выступлением, кроме внутренней настройки, о кото­рой мы говорили выше, также необходимо распеться. Распе-вание перед выступлением должно включать привыч­ные распевочные упражнения. Пение привычных, впетых упраж­нений, кроме того что приводит голосовой аппарат в рабочее певческое состояние, помогает в борьбе с излишним волнением, что, как мы уже писали, может привести к затруднению в вы­полнении намеченной исполнительской задачи.

И. П. Павлов 1писал,—«Сильное возбуждение от эмоций повышает возбудимость коры, и это быстро ведет раздраже­ние ее к пределу и за предел ее работоспособности» '. Сильные волнения перед выступлением, вследствие этого, могут повести к торможению 'нервной системы и невозможности петь. К ана­логичному состоянию может привести и слишком длительное ожидание выступления. Длительное волнение, даже умеренное, приводит к утомлению 'нервных клеток, к апатичному состоя­нию.

Во всех этих .случаях пение привычных упражнений или лег­ких, хорошо впетых произведений оказывает благоприятное влияние на нервную систему, повышая ее функциональные воз­можности, и создает предпосылки к успешному выступлению.

Если 'нервная система слишком возбуждена, певец сильно волнуется, то и в этом случае пение привычных упражнений оказывает благотворное влияние, приводя к более спокойному течению возбуждения. Распевание снимает лишнее возбужде­ние при перевозбуждении и возбуждает при апатии.

Говоря о слишком сильном возбуждении нервной системы перед выступлением, нужно указать и на благоприятную роль слова в снятии этого мешающего момента. Словами можно снять излишнее возбуждение. Поэтому умелое исполь­зование внушения Словом — в виде совета, беседы, перед вы­ступлением может оказать большую услугу певцу. Педагог дол­жен использовать могучее действие слова для воздействия на ученика перед выступлением: успокоить слишком возбужден­ного, Подбодрить, активизировать апатичного.


Заключение

Никакая работа не удается сразу в полную силу. Надо в нее втянуться, вработаться. Это свойство связано С преодоле­нием инертности нервных процессов. Время врабатываемости сокращается при тренировке. Распевание — это врабатывае-мость певца. К ней надо относиться С вниманием. Нельзя при­ступать к пению без распевания, это может привести к неже­лательным последствиям. Распевание певца включает два мо­мента: разогревание, т. е. действительное распевание, и работу над совершенствованием техники. Методически их не следует смешивать. Выступление требует определенной настройки нерв­ной системы и хорошего разогревания .голосового аппарата на распевочных упражнениях. Распевание следует вести в стиле предстоящего пения.

УТОМЛЕНИЕ Нервная система и развитие утомления

Каждый певец хорошо знает, что пение, это не только ра­бота голосового аппарата и мышц — это большой нервный труд. Потому, говоря об утомлении в пении, следует сразу от­метить, что 'процесс ' утомления нельзя 'сводить только к утомлению мышц, хотя таковое и может на­ступить.

Утомление выражается в падении работоспособности в ре­зультате произведенной работы. Это падение работоспособно­сти возникает вследствие того, что наступают определенные функциональные Сдвиги в нервной системе пев-ц а. Кора больших полушарий мозга, являющаяся наиболее высоко организованным органом, наиболее чувствительным «сторожевым пунктом организма», по словам И. П. Павлова,— подвержена и наиболее быстрой утомляемости. И. П. Павлов писал, что нервная клетка коры больших 'полушарий «...вла­деет высшей реактивностью, а ! следовательно, ' стремительной функциональной разрушимостью, быстрой утомляемостью»'.

Современная физиология считает, что в возникновении яв­ления утомления главная роль принадлежит цент­ральной нервной системе. Еще И. М. Сеченов писал: «Источник ощущения усталости помещают 'обыкновенно в 'ра­ботающие мышцы; я же помещаю его... исключительно в цент­ральную нервную систему»2.


 


1 И. П. П а в л о в, т. III, кн. 2-я, стр. 207.


1 И. П. П а в л о в, т. IV, стр. 210.

2 И. М. С е ч е н о в. Избранные сочинения, т. II, стр. 861.


 




Пение — творческий труд, 'связанный с выполнением сложных исполнительских задач, и, кроме того, — это мышечный труд прежде всего. Известно, насколько утомительным является пе­ние концерта или исполнение оперной партии, какой большой подготовки и нервной настройки они требуют. Во время вы­ступления отдается огромная нервная энергия, так 'как вы­ступление происходит в состоянии сильного эмоционального возбуждения. Поэтому часто после спетого концерта или вы­ступления !в опере певец сохраняет это возбуждение, вернув­шись домой, не -может успокоиться, даже уснуть. Частые бес-соницы артистов — результат большого перевозбуждения на спектакле. На следующий день результат выступления сказы­вается в -понижении работоспособности, некоторой вялости и разбитости. Разумеется, все это протекает у разных певцов в. разной форме.

Не только во время выступления, но и в процессе трениров­ки, в период нахождения, установления и закрепления певче­ских навыков, ©о время занятий ;затрачивается значительный нервный труд.

Активная мышечная работа, которая происходит при пении,, есть результат интенсивной деятельности нервных центров, за­ведующих движением. Если петь долго и интенсивно, т. е. за­ставлять двигательные нервные центры находиться в 'состоянии повышенной интенсивной деятельности продолжительное время, то функция их нарушается, 'что выражается прежде ©сего в изменении равновесия между возбудительным и тормозным процессами. Начинает преобладать тормозное состояние, нару­шается тонкая координация, изменяются и условия | литани» нервных клеток и мышц, что мешает работе контролирующих, систем. Все это ведет к нарушению голосообразования. Сна­чала 'пропадают тонкие нюансы, страдают края диапазона, но певец еще может петь, потом он охрипает, голос «садится», пе­ние становится невозможным.'

Факторы, препятствующие утомляемости

Однако имеются многочисленные способы, позволяющие | нервной системе бороться с развивающимися явле­ниями утомления. Есть большое количество факторов, под­нимающих активность нервной системы. Многочисленные раз­дражители нервной системы могут оказать на нее возбуждаю­щее действие. Одним из них является эмоциональный1 | фактор.

Если работа нравится, т. е. выполняется эмоционально и | эмоции положительны, то она не вызывает утомления, та же работа по принуждению вызывает утомление значительно» | скорее.


Почти любая скучная, монотонная, однообразная работа, как правило, очень быстро вызывает усталость. Такая же работа при смене впечатлений усталости не вызывает. Не слу­чайно, что при длительном марше солдаты поют, и монотонность движения скрадывается, усталость меньше. Известно возбуж­дающее влияние, которое производит музыка при монотонной физической работе. Эмоциональное переживание исполняемого повышает деятельность центральнной нервной системы, позво­ляет легче преодолевать трудности произведения и бороться с утомляемостью.

Весьма большое значение имеют обратные связи, несущие в центральную нервную систему возбуждающее влияние от работающих мышц, от рецепторов слухового, вибрационного и других анализаторов. Известно, например, что раздражения, поступающие в кору головного мозга от тройничного нерва, иннервирующего кожу лица, рта, носовой и придаточных полостей носа, возбуждают деятельность центров, управляющих работой голосового аппа­рата, помогают бороться с утомляемостью.

Этим между прочим, вероятно, и объясняется облегчение голосообразования, когда «включаются резонаторы», т. е. когда певец испытывает сильные вибрационные ощущения в голове. Эти вибрации по нервным путям оказывают Стимулирующее влияние на нервные центры, заведующие деятельностью голосо­вого аппарата.

Чрезвычайно большое влияние на снижение утомляемости могут оказывать и сигналы второй сигнальной систе­мы — речь. Слова одобрения, поощрения и поддержки помо­гают более легко выполнять ту или иную работу. В педагогиче­ской практике эти рлияния должны применяться широко. Пение в условиях постоянного недовольства педагога, раздражитель­ности, недружелюбия подавляют ученика, понижают работоспо­собность, резко повышают утомляемость. Одно из важнейших правил педагогики — сделать урок интересным, т. е. повысить эмоцинальное состояние ученика — основывается в частности, на стимулировании деятельности нервной системы, на лучшем протекании возбудительного и тормозного процессов, на мень­шей утомляемости нервной системы.

О том, что в утомлении основную роль играют процессы, протекающие в центральной нервной системе, а не в мышцах, убедительно показывает опыт с внушением. В гипнотическом состоянии человек способен выполнить такие мышечные напря­жения, какие он в жизни делать не может.

Интересны опыты, проделанные в состоянии гипноза, когда испытуемому при работе с поднятием тяжелого груза внуша­лось, что он поднимает легкий, а при поднятии легкого — что он тяжелый. Явления утомления развивались быстрее в том слу­чае, когда груз был легким, а загипнотизированный думал, что


это тяжелый груз. Такие опыты убедительно показывают, что утомление связано с процессами, происходящими в нервной системе и, что слово, убеждение, представления могут иметь чрезвычайно существенное значение в развитии или преду­преждении процесса утомления.

В пении внушение и самовнушение, т. е. воздействие посред­ством слова, имеет чрезвычайно большое значение для выпол­нения сложных творческих задач, ставящихся перед голосовым аппаратом. Уверенность, ободряющее слово помогают выпол­нять голосовые задачи.

На развитие процесса утомления оказывает большое влияние состояние вегетативного отдела нервной си­стемы. Функциональные свойства нервов и 'мышц зависят от действия вегетативной нервной системы, регулирующей обмен веществ в этих тканях. Образно говоря, додвоз необходимых для функции нервов 'и мышц материалов и вывоз шлаков, про­дуктов деятельности, лежит на этом отделе нервной системы. Воздействие через вегетативную систему, например посредством активизации ее симпатического отдела, может существенно по­влиять на предупреждение развития явления утомления. Дейст­вие некоторых медикаментозных средств, типа фенамина имеют подобное воздействие, влияя на обмен веществ утомленных клеток.

Таким образом, основные явления, связанные с утомлением, развиваются в центральной нервной системе.

Утомление в мышцах

Однако при утомлении происходят нарушения и в самих мышцах. Утомление в мышце выражается в том, что ампли­туда ее сокращений становится все меньше и меньше, фаза рас­слабления все больше и больше увеличивается, а само расслаб­ление становится все менее и менее полным, наконец, оно перестает осуществляться и наступает судорожное состояние (контрактура). Мышца на ощупь имеет жесткий, «одервенелый» .1 характер, ощущается тяжесть, появляется отечность и боль. ' Нужен отдых, массаж, чтобы она расправилась.

Явления утомления, развивающиеся в мышцах, сложны по своему характеру. При утомлении мышцы недостаточно попол­няются запасом питательных веществ, необходимых для их ра­боты, поэтому при некоторых видах спорта рекомендуют во время прохождения дистанции есть сахар. Это помогает работе утомленных мышц. Мышцы потребляют во время работы много I кислорода и поэтому должны хорошо кровоснабжаться. В них»! накапливаются продукты обмена веществ, шлаки, в частности *' молочная кислота, и 'необходима усиленная циркуляция лимфы'' и крови для ее удаления.


Все эти явления меняют возбудимость мышц, повышают их вязкость. Нужен покой и массаж для того, чтобы привести к норме все эти нарушения обмена веществ в мышце.

Как известно из последних исследований, голосовые мышцы и нервный аппарат гортани являются совершенно особы-м и по сравнению с !другими мышцами и нервами человеческого тела, о чем мы подробно расказываем в главе о гортани. Здесь же следует подчеркнуть, что явления переутомления в гортани вызывают субъективно те же ощущения, что и в других мышцах: тяжесть, неудобство, одервенелость и просто болезненные, су­дорожные ощущения. Естественно, что звук при этих явлениях бывает резко изменен. Особенно страдают края диапазона, от­мечается резкое понижение силы голоса и динамических воз­можностей, резко меняется тембр за счет уменьшения числа иинтенсивности высоких обертонов и появления дополнительных призвуков.

Сильные степени утомления могут повести к несмыканию связок, иногда протекающему по типу частичного пареза.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.011 с.)