Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Научная работа в области пеиияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С пятидесятых годов в консерваториях и научных учреждениях оживилась научная работа по изучению певческого голоса. Начали функционировать лаборатории в Ленинградской консерватории, в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в Институте уха, горла, носа б Киеве. Продолжает исследования по певческому голосу акустическая лаборатория Московской консерватории. Оживилась деятельность и в Институте художественного воспитания детей АПН РСФСР. Полезным начинанием было проведение этим институтом двух совещаний по воспитанию детского голоса, которые прошли на высоком научном уровне и где выступали с сообщениями гости из-за рубежа. Труды этих совещаний, вышедшие в виде книг, содержат интересный и полезный материал для каждого, кто интересуется проблемой воспитания голоса 2. 1 Частично, этот интересный материал опубликован во 2-м и 3-м изда 2 Развитие детского голоса. М., Изд. АПН РСФСР. 1963. Вторая научная Весьма важным начинанием был выпуск сборников «Вопросы вокальной педагогики»1 как изданий, где вокальные педагоги могли публиковать свои работы. Однако в архивах вокальных кафедр консерватории еще имеется много методических материалов, статей, сборников упражнений и т. п., которые, к сожалению, не опубликованы. Только некоторые консерватории включили в свои сборники трудов статьи вокальных педагогов. Среди них: Свердловская, Киевская консерватории и Государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных2. В конце пятидесятых годов и в начале шестидесятых проведен ряд семинаров по повышению квалификации педагогов, явившихся трибуной обмена опытом между педагогами. Кроме того, в 1962 году проведено специальное совещание по вокальной методике и утверждена программа курса «Основы вокальной методики»3. Крупным событием была Всесоюзная вокальная конференция, проведенная в начале 1966 года в Москве. Эта конференция подтвердила основные принципы воспитания певцов, принятые на конференции 1954 года, и обсудила текущие дела вокального образования. На конференции был заслушан ряд докладов,.подытоживающих практическую деятельность вокальных педагогов, а также доклады о научных работах лабораторий по изучению голоса при Ленинградской государственной консерватории, Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и акустической лаборатории Московской консерватории4. На Всесоюзной вокальной конференции были утверждены новые программы по сольному пению, составленные коллективом педагогов Московской консерватории. Труды по певческому искусству, вокальной педагогике и голосообразованию За время после 1945 года вышло множество книг, посвященных вопросам пения. Интересный материал по истории отечественного 1 Вопросы вокальной педагогики, вып. I. M., Музгиз, 1962 (ред. Л. Дмит 2 Уральская консерватория им. Мусоргского. Научно-методические за 3 Основы вокальной методики. Программа курса для консерватории, * Материалы этой конференции частично опубликованы в 3-м издании хрестоматии Й. Назаренко «Искусство пения», 1967. вокального искусства и по вокальному и с-полнительсту можно найти в трудах: А. Шавердяна, М. Львова, |И. Назаренко, Е. Грошевой, Н. Бахуташвили, A. Орфенова, А. Доливо, в сборниках, посвященных Ф. Шаля Методическая литература обогатилась книгами B. Мордвинова, П. Голубева, Д. Аспелунда, С. Юдина, В. (По Большую помощь вокальным педагогам оказали книги п о фониатрии и гигиене голоса И. Фомичева и А. Егорова, а также по орфоэпии в пении В. Садовникова. Научные исследования по голосообразованию, акустике и строению голосового аппарата, психологии музыкальных способностей представлены 'в трудах Н. Жинкина, Б. Теплова, М. Грачевой, Е. Рудакова и Д. Юрченко, О. Агаркова, Л. Дмитриева, В. Морозова, Е. Петровой, А. Борисовой и М- Сергиевского. Наиболее значительные данные о строении голосового аппарата, голосообразовании и акустическом составе певческого голоса, полученные советскими учеными в послевоенные годы, следующие: 1954 год. Е. А. Рудаков и Д. Д. Юрченко экспериментально показали определяющую роль высокой певческой форманты в образовании тембра, полетности, а также, в значительной мере, силы певческого голоса. Удаление этой форманты из голоса лишает его полетности, уменьшает силу, делает голос глухим, старческим. 1954 год. Л. Б. Дмитриев впервые произвел 'массовые рентгенологические исследования профессиональных певцов >и установил факт различного уровня стояния гортани в пении у разных типов голосов. Им установлена зависимость уровня гортани в пении от длины надставной трубки. 1954 год. Л. Б. Дмитриев установил факт сужения входа в гортань во время пения у профессиональных певцов на всем диапазоне, включая прикрытый регистр мужских голосов. Им выдвинута теория роли надсвязоч-ной полости гортани в фонации, роли, аналогичной «предрупорной камере» в рупорах. 1954 год. И. Л. Ямштекин на массовом материале показал, что вокальная функция меняется при экспериментальном изменении формы нёбного свода пластмассовыми пластинками. 1956 год. М. С. Грачева установила расположение рецеп-торных зон гортани и дала подробную иннервацию гортани. 1958 год. Н. И. Жинкин установил разногромкость гласных звуков в речи и регулирующую роль гладких мышц бронхов и диафрагмы в фонации. 1959 год. В. П. Морозов экспериментально показал роль вибрационной чувствительности в контроле над голо-сообразованием. I 1961 год. Е. А. Рудаков выдвинул теорию образования высокой певческой форманты как краевого тона голосовых связок. 1963 год. В. П. Морозов показал звучание высокой певческой форманты, выделенной в изолированном ; виде. 1963 год. М. С. Грачева установила варианты расположения волокон в вокальной мышце у разных людей. 1965 год. И. Н. Гоуфман, Л. Б. Дмитриев и ',М. В. Н о- задзе произвели рентгенокиносъемку работы гортани и дыхания у певцов. 1966 год. Е. П. Петрова установила большую роль динами- ческого вибрато в восприятии силы певческого голоса. Ниже мы даем краткие аннотации к наиболее интересным книгам то вокальному искусству, методике пения и го-лосообразования, вышедшим в послевоенные годы. В 1947 году вышла работа психолога, профессора Б. М. Т е п л о в а, «Психология музыкальных способностей», в которой был обобщен интереснейший материал по различным видам музыкальных способностей. Книга является первым полным психологическим анализом основных музыкальных способностей. (Б. М. Теплое. Проблемы индивидуальных различий. М., изд. АПН, 1961). Две книги С. П. Юдина, известного певца Большого театра, а затем доцента Московской консерватории, обобщают его длительный творческий и педагогический опыт. Автор подходит к проблеме воспитания певца как практик. Он считает целесообразными при обучении пению осознанные ощущения торможения воздушной струи в голосовой щели. Ученик должен ощущать место, где родится звук голоса, и постепенно научиться регулировать его в месте рождения, то есть на уровне голосовой щели. Опора дыхания дает устойчивость — опертость звука. Певец должен уметь так артикулировать звуки, чтобы опора звука и дыхания сохранялись. Необходима координация всех частей голосового аппарата, что вначале должно достигаться осознанностью механизма правильного звукообразования, а затем переходить в автоматизм. Книга С. П. Юдина отражает его личные взгляды, не претендует на установление каких-либо общих положений. Момент сознательного управления торможения выдоха в голосовой щели у большинства практиков вызывает возражение (С. П. Юдин. Певец и голос. М.— Л., Музгиз, 1947; С. П. Юдин. Формирование голоса певца. М., Музгиз, 1962), В 1948 году появилась книга «Певец и песня» А. Л. Доливо, певца, профессора Московской консерватории. Книга обобщает его большой опыт работы над песней и романсом. Это глубокий и содержательный научный труд человека большой эрудиции и таланта. Она охватывает как вопросы народной песни и принципов исполнительства народных певцов, так и принципы работы над романсом и песней профессиональных исполнителей. В ней подробно разбираются вопросы слова, дыхания в пении; такие вопросы исполнительского творчества, как проблема голоса певца и выбора песни, как вопрос индивидуальности певца и песни, получают в книге интересную разработку. Дальнейшее развитие основных положений книги можно найти в статьях А. Л. До-лнво, вышедших в последующие годы в сборниках «О музыкальном исполнительстве» (М., Музгиз, 1954) и «Вопросы музыкально-испольнитель-ского искусства», вып. II (М., Музгиз, 1958) и вып. III (М., Музгиз, Ш62). (Анатолий Доливо. Певец и песня. М.—Л., Музгиз, 1948). Небольшая брошюра В. Мордвинова «Практика основной работы по постановке голоса» (М., Музгиз, 1948) написана опытным педагогом-практиком с целью помочь всем ведущим работу в кружках самодеятельности. Написанная популярным языком, оиа излагает основные практические проблемы воспитания голоса, встающие перед педагогом в процессе работы, и их разрешение с позиций опыта автора (В. Мордвинов. Практика основной работы по постановке голоса. М., Музгиз, 1948). В 1948 году была издана книга И. К. Назаренко — певца и педагога — «Искусство пения», содержащая материалы по истории вокальной педагогики в России и за рубежом. Являясь хрестоматией, книга лишена связного изложения истории развития методической мысли в разных школах пения, но содержит много ценных сведений о взглядах различных авторов на проблемы воспитания голоса. Второе издание 1964 года, значительно дополненное за счет включения материалов из современной научной литературы по голосу и вокальных конференций, выгодно отличается от первого большей полнотой и связностью материала. Хрестоматия И. К- Назаренко — важный материал для педагогов и певцов (И. К. Назаренко. Искусство пения. М.( Музгиз, 1964, 1967). В 1949 году появилась книга фониатра и певца-любителя М. И. Фомичева «Основы фониатрии», написани?.я больше для врачей, чем для певцов. В ней даются сведения по анатомии, физиологии и патологии голосовых органов в связи с вокальной функцией. Наиболее интересны оригинальные исследования по анатомии гортани и голосовых связок у певцов, данные в возрастном аспекте (М. И. Фомичев. Основы фониатрии. Л., Медгиз, 1949). Работа П. Органова — педагога пения, представляет собой обобщение его многолетнего опыта по воспитанию певцов. П. Органов работал в музыкальных училищах периферийных городов. Автор является сторонником аналитического подхода к организации работы голосового аппарата. Он предлагает сначала изучить теоретически, как работает гортань, дыхание, артикуляция, понять определенные нужные движения, установки, осознать и освоить все это без звука, а затем уже делать эти движения во время голосообразования. Он категоричен в вопросе привлечения внимания поющего к работе гортани и требует ее сознательной установки и тренировки беззвуковыми упражнениями. В отношении дыхания ои держится взглядов Л. Д. Работнова, считая, что надо активизировать работу гладких мышц бронхов, тормозя скелетные мышцы вдоха. К целостной работе голосового аппарата — к пению, можно приступить тогда, когда уже отработаны дозвуковыми упражнениями верная атака, положение гортани, умение брать дыхание и т. д. С этой установкой автора согласиться трудно. Заметных учеников П. Органов не воспитал (П. Органов. Певческий голос и методика его постановки. М., Музгиз, 1951). Д. Л. Аспелунд — певец и педагог, профессор Московской консерватории, доктор искусствоведческих наук, много сил отдавший разработке теории вокального искусства, один из основателей фониатрической лаборатории Московской консерватории, автор нескольких книг по голосообразованию и докторской диссертации «Развитие певца и его голоса». В его книге — переработке диссертации, которая вышла под тем же названием в 1952 году, читатель найдет много обобщающих сведений по вопросам воспитания голоса. Автор — сторонник обучения пению с детского возраста. Только это, по его мнению, дает возможность воспитать певца-музыканта. В процессе развития ребенка, когда он начинает говорить, на естественную вокальную фонацию (детский крик) накладываются новые требования — артикуляция звуков речи, проблема слова. Это нарушает младенческий вокальный голос и превращает его в голос разговорный. При обучении пению с детства, появляется возможность влиять на растущий голосовой аппарат, вырабатывая в нем необходимые приспособления и структурные изменения. Автор подчеркивает почти неограниченные приспособительные возможности голосового аппарата и ведущее влияние языка, на котором говорит певец, на формирование его голоса. Автор много работал с певцами среднеазиатских республик и делится своими мыслями по поводу воспитания певцов-националов. Д. Аспелунд, совместно с Е. Н. Малютиным, исследовал дыхание у певцов методом пневмографии и работу голосовых связок — методом стробоскопии. И тот и другой методы показали, что при естественном пении у необученных певцов, как и у опытных певцов, голосовые связки работают равномерно, устойчиво, дыхание тратится мало и вытекает спокойно. Учащиеся показывают неравномерность работы связок и неравномерный расход воздуха. Это связано с перестройкой в работе голосового аппарата в процессе учебы, с проблемой нейтрализации гласных и с переходом к использованию смешанного голосообразования (Д. Л. Аспелунд. Развитие певца и его голоса. М., Музгиз, 1952). В книгах А. М. Егорова «Гигиена певца» (Медгиз, 1955) и «Гигиена голоса и его физиологические основы» (Музгиз, 1962) можно найти много полезных сведений о деятельности нервной системы, личной гигиене, гигиене голоса певца и профилактике болезней голосового аппарата. Написанные врачом и певцом, книги трактуют вопросы физиологии и гигиены со знанием запросов певческой практики и используют новые научные знания по голосообразованию у певцов (А. М. Егоров. Гигиена певца. М., Медгиз, 1955; Гигиена голоса и его физиологические основы. М., Музгиз, 1962). Книга В. С. Канторовича, врача-фониатра, «Гигиена голоса» (Муз-гнз, 1955) содержит сведения по физиологии голосообразования, болезням голосового аппарата и гигиене певца. В разделе физиологии голосообразования автор пользуется устаревшими данными и допускает многочисленные ошибки, что не позволяет рекомендовать эту часть работы современному чи- тателю. Разделы о болезнях голоса и гигиене написаны без учета читателя-певца, содержат много ненужных сведений и необъясненных терминов {В.С. Канторович. Гигиена голоса. М., Музгиз, 1955). Большим вкладом в науку о голосе является книга профессора-анатома М. Грачевой «Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани» (Медгиз, 1956), а также ее последующие работы, посвященные анатомии гортани. Наиболее важными данными этих работ являются: обнаружение трех рефлексогенных зон в гортани, наличие чувствительных нервных окончаний в местах прикрепления волокон голосовых связок, подтверждение наличия у большинства людей косых систем мышечных волокон в голосовой мышце и индивидуальность расположения мышечных волокон этой мышцы у разных людей (М. С. Грачева. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М., Медгиз, 1956). Крупным событием было появление в 1955 году книги СЮ. Левика «Записки оперного певца», переизданной с дополнениями в 1962 году. Певец, рано покинувший сцену по болезни, сумел живо, образно и правдиво нарисовать быт и изложить события и факты музыкально-театральной жизни России первых двух десятилетий нашего века. С большим знанием специфики певческого искусства он дает многочисленные характеристики рядовых и ведущих оперных певцов дореволюционной России. Чрезвычайно мсНны его тонкий анализ вокально-исполнительского процесса у выдающихся певцов прошлого и мысли о путях формирования певца. Большое количество фактического материала по вопросам воспитания певца и певческого творчества вообще, освещение с позиций профессионального вокалиста делают эту книгу чрезвычайно ценной для певцов и педагогов (С. Ю. Левик. Записки оперного певца. М., «Искусство», 1962). Профессор Харьковского института искусств, давший за свою долгую педагогическую деятельность многих хороших певцов, П. В. Голубев, написал в 1956 году небольшую книжку «Советы молодым педагогам-вокалистам» и в 1959 году — монографическую работу о своем ученике Б. Р. Гмыре. Книга «Советы» — сжато, но достаточно полно и просто излагает взгляды автора на многие вопросы воспитания голоса. Эта работа — большой и полезный вклад в вокальную литературу. Заслуживает внимания и его книга о формировании дарования Б. Р. Гмыри. Педагоги очень редко делятся с широкой аудиторией опытом воспитания певцов. Монографий о воспитании выдающихся исполнителей вообще почти нет. Книга о Гмыре, написанная рукой его педагога,— один из первых, и несомненно удачных, опытов такого порядка. Автор — сторойник целостной организации работы голосового аппарата и основными способами возбуждения на организацию голоса считает специальный набор музыкального материала. В книге разрабатываются некоторые вопросы психологии пения (П. В. Голубев. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., Музгиз, 1956 и 1962; П. В. Голубев. Борис Романович Гмыря. Записки педагога. М., Музгиз, 1959). Исключительно важным для советского музыкального искусства был выпуск в 1957 году двухтомника «Ф. И. Шаляпин», в который вошли как иапи-санные самим артистом «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» (в отрывках), так и важнейшие критические и мемуарные материалы. Книга раскрывает творческую лабораторию гениального артиста и содержит ценные материалы по истории русского оперного театра. («Ф. И. Ш а л я п и н», т. I и II. М., изд. «Искусство», 1957). В 1958 году вышла книга певца и педагога, профессора В. С а д о в н и-к о в а, «Орфоэпия в пеиии», написанная в помощь вокалистам. Это первое русское руководство по правильному произношению в пении написано популярно и с использованием современных научных данных по русскому литературному произношению. В приложении даются орфоэпические транскрипции текстов ряда произведений. Появление этой работы важно для улучшения произношения в пении. Эта книга является одним из средств повышения культуры речи в пении. (В. Садовников. Орфоэпия в пении. М., Музгиз, 1958). Большим событием в науке о голосе явилось появление в 1958 году книги Н. И. Жиикииа «Механизмы речи». Психолог, занимающийся вопросами физиологии речи, Жинкин провел многочисленные экспериментальные исследования над речеобразованием, что позволило ему выдвинуть концепцию о механизмах, участвующих в образовании речи. Для певцов весьма важными являются экспериментальные данные автора по разногромкости звуков речи, по движениям диафрагмы и бронхов во время речи и его концепция о динамических формантах. (Н. И. Жинкин. Механизмы речи. М., изд., АПН, 1958). В 1958 году Медицинское издательство выпустило книгу К- В. 3 л о б и-н а «Физиология пения в профилактике заболеваний голосового аппарата». Ее автор — вокальный педагог, занимающийся как с лицами, страдающими недостатками речевого голоса, так и с певцами (самодеятельность). В книге приводится большой интересный теоретический материал по голосообразова-нию, из которого автор выводит практические заключения. Автор ратует за целостное воспитание певца, касается вопросов нервной регуляции голосовой функции, уделяет большое место автоматизмам работы гортани, дыхания. Автор не вполне последователен: признавая приоритет гортани в методике пения и подчиненную роль дыхания, он драктически все воспитание голоса сводит к привитию единого для всех голосов нижнебрюшного дыхания. Необходимость этого типа дыхания не вытекает из логических заключений автора. Обоснование его рациональности только «наибольшим удалением» от гортани звучит неубедительно. Автор переоценивает также роль автоматизмов, понимающихся им не как конечный этап сознательной работы, а как безусловный рефлекс. Ряд его заключений следует отнести к числу дискуссионных. Методика работы с певцом не приводится (К. В. Злобин. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов». Л., Медгиз, 1958). В 1959 году Н. Бахуташвили, доцент Тбилисской консерватории, выпустила книгу «Очерки истории вокального образования в Грузии». В ней кроме общей истории грузинской вокальной музыки изложены методические взгляды трех ведущих педагогов: Е. Ряднова, А. Вронского и О. Бахута-швили-Шульгиной, определивших методику воспитания профессиональных певцов в Тбилисской консерватории (Н. Бахуташвили, Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский. Очерки по истории вокального образования в Грузии. Тбилиси, «Заря Востока», 1959). В книге В. Подольской — концертмейстера класса Неждановой — «А. В. Нежданова и ее ученики» приводится большой материал по работе великой певицы со своими учениками и даются упражнения, которые Неждано- ва давала для развития голоса (В. Подольская. А. В. Нежданова и ее ученики. М., Музгиз, 1960). Полезным начинанием послевоенного периода был выпуск сборников «Вопросы вокальной педагогики». (Музгиз, вып. I, 1962, вып. II, 1964, вып. III, 1966). Поскольку в нашей стране еще нет периодического издания, которое печатало бы труды, посвященные проблемам воспитания певца и его голоса, эти сбориики явились важиой формой обмена педагогическим опытом. В первом выпуске собраны работы разных авторов, в частности — педагогов самодеятельности; во втором — работы педагогов Московской консерватории. В третьем — представлены работы педагогов Киевской консерватории. Труды эти посвящены различным вопросам, связанным с воспитанием певца. В 1963 году вышла книга народного артиста Союза А. П. Иванова «Об искусстве пения». В ней изложены основные представления этого большого артиста о процессе голосообразования, развитии голоса и воспитании певца. Автор дает многочисленные советы, приводит некоторые упражнения для усовершенствования голоса. Хотя книга рассчитана для использования участниками художественной самодеятельности, она полезна и интересна для студентов и педагогов профессиональных учебных заведений (А. П. Иванов. Об искусстве пения. М., Профиздат, 1963). В 1963 году украинское издательство «Мистецтво» выпустило книгу Д. Евтушенко и М. Михайлова-Сидорова «Вопросы вокальной педагогики». Написанная известными педагогами, профессорами консерватории, эта книга объединила в себе вопросы истории, теории и практики вокальной педагогики. В первой части авторы кратко излагают исторические материалы по методике обучения певцов в зарубежных и русских школах и останавливаются на важнейших научно-методических работах советского периода. Во второй части рассматриваются практические вопросы формирования голоса и воспитания певцов. Это солидное пособие, написанное на высоком теоретическом уровне, к сожалению, издано пока только на украинском языке и потому не всем доступно (Д. Евтушенко, М. Михайлов-Сидоров, Вопросы вокальной педагогики. Кш'в. «Мистецтво», 1963). В 1964 году вышла книга «Из истории вокального исскуства» певца и педагога, доцента М. Львова, представляющая собой краткое изложение курса по истории вокальной педагогики и исполнительства, который он читал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В книге имеется краткое изложение развития вокального искусства за рубежом и более подробное — русского вокального искусства. Обосновывая самобытность русской национальной школы пения, автор приводит многочисленные портреты-характеристики русских певцов, носителей черт этой школы. Книга М. Львова — ценное пособие по истории русского вокального искусства (М. Львов. Из истории русского вокального искусства. М., Музгиз, 1964). В 1965 году появилась книжка В. Морозова «Вокальный слух и голос». В. Морозов — физиолог и певец-любитель, возглавляющий лабораторию акустики и физиологии пеиия Ленинградской консерватории, с середины пятидесятых годов провел множество ценных и интересных исследований (см. список литературы), посвященных певческому голосу и его образований. В книге, написанной популярно и в то же время строго научно, разбираются вопросы роли органов чувств в контроле за голосообразованием. Пением управляет «ансамбль» органов чувств. В понятие вокальный слух входит не только слух. Подробно разбираются вопросы роли мышечной и вибрационной чувствительности в контроле за звукообразованием. Важная книга В. Морозова может служить образцом для популярных научных брошюр, предназвачен-ных в помощь вокальным педагогам (В. Морозов. Вокальный слух и голос М.—Л., «Музыка», 1965). Книга доцента Новосибирской консерватории А. П. Здановича «Некоторые вопросы вокальной методики» в популярной форме излагает вопросы психологии исполнительского творчества, говорит о значении психологических категорий в выработке певческих навыков и о физиологических основах развития вокальной техники. Это первое и удачное популярное изложение вопросов психологии применительно к исполнительскому творчеству и вокальной педагогике. В последней части книги автор делится своими собственными наблюдениями над развитием вокальной техники и ставит качество голосов своих учеников и легкость или трудность их развития в связь со строением нёбных сводов. Эта книга — пример глубокого освоения педагогом-практиком современных данных из физиологии и психологии и умения применить их в педагогике (А. П. Зданович. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965). В 1966 году издательство «Музыка» выпустило книгу Ю. П. Фролова «Пение и речь в свете учения И. П. Павлова». Автор книги — физиолог, доктор медицинских наук — дает популярное изложение некоторых положений учения Павлова в применении к вокальной педагогике. К сожалению, освещая вопросы голосообразования, автор почти не использовал современных работ по физиологии и акустике голосового аппарата. В книге имеется ряд спорных положений, которые оговорены в предисловии редактора и редакторских замечаниях. (Ю. Фролов. Пение и речь в счете учения И. П. Павлова. М., «Музыка», 1966). Дальнейший рост и совершенствование системы подготовки певцов в нашей стране В заключение раздела послевоенного периода развития вокального искусства в стране хочется отметить то внимание, которое государство оказывает советским людям в деле "их йо-кального и музыкального воспитания. В своей политике в отношении искусства Партия и Правительство руководствуются ленинским лозунгом — искусство принадлежит народу. Широкая сеть музыкальных школ, курсов музыкального образования, училищ и консерваторий, наличие во многих из них вечерних и заочных отделений, бесплатное обучение и обеспечение стипендиями нуждающихся студентов — все это лишний раз напоминает нам, что совете"чй человек имеет все условия для всестороннего развития. Сеть музыкальных профессиональных учебных > заведений беспрерывно растет. В настоящее время в стране 24.высших музыкальных учебных заведений и 174 музыкальных училища, в 114 из которых есть вокальные отделения. Если р 1954 году в училищах и вузах училось 2300 певцов, то в 1965 году училось уже '5672. Соответственно выросла и;армия вокальных педагогов. В нашей стране одаренный голосом и музыкальностью человек имеет прямую дорогу к профессиональному вокальному образованию посредством существующей системы музыкальных учебных заведений. Учиться и сделаться профес-сиональным певцом — зависит лишь от его личных качеств: воли, настойчивости и целеустремленности. Дорога к вокальному образованию всегда открыта. Однако не все студенты ясно понимают и с полной ответственностью относятся к своему положению ученика.профессионального музыкального учебного заведения — училища или консерватории. Встречаются такие, которые позволяют себе манкировать уроками, недобросовестно относиться к учебной работе, имеют иждивенческие настроения, позволяют себе критически относиться как к существующей системе воспитания певцов, так и к работе педагогического коллектива. Привыкшие к постоянной заботе со стороны нашего общества, они не понимают преимуществ системы вокального и музыкального образования в Советской стране. Принимая все как должное, они не замечают 'логичного, разумного, гуманного начала, лежащего в ее основе. Позволим себе привести некоторые сравнительные данные о положении студента-вокалиста 'в консерваториях Советского Союза и зарубежных стран. В наших консерваториях, например, студент имеет на двух подготовительных курсах консерватории по четыре сорокапятиминутных урока в неделю, то есть, ежедневно, кроме двух дней. Именно на первых курсах постоянное общение с педагогом по сольному пению особенно необходимо для ученика. На первом курсе консерватории студент имеет четыре урока в неделю по специальности, а на остальных курсах по три. Это уменьшение часов специального пения объясняется увеличением певческой нагрузки в оперном и камерном классах, а также специальными занятиями с концертмейстером. Такая система дает совершенно достаточное и правильно распределенное по курсам время занятий основной специальностью. Педагог по норме должен иметь не более восьми учеников, то есть может уделить всем им достаточное внимание. В Парижской консерватории, например, студент вокального факультета имеет всего два пятнадцатиминутных урока в неделю, в течение всего срока обучения! Никаких концертмейстеров не полагается. Студент должен разучивать репертуар сам. Такое | же положение, например, в Токийской консерватории. Дополнительные часы занятий с педагогом," как «концертмейстер требуют специальной оплаты и такой, которая далеко не всем под силу. Подобная же ситуация была в России до революции: студенты занимались два раза в неделю и концертмейстеров не полагалось. Большинство студентов Парижской кон- серватории вынуждено работать, так как существовать на стипендию тем, кто ее получает, нет возможности. Педагог имеет в классе более двадцати учеников, что не дает ему возможности уделить достаточно времени каждому из них. При переходных экзаменах в зарубежных музыкальных заведениях комиссия лишь ставит оценки, но не проводит обсуждения — разбора достоинств и недостатков студента, его успехов, 1как это принято у нас. Педагоги разобщены, не пытаются найти общего языка, хранят свои педагогические тайны. Процветает система закрытых дверей. Широко развита система частного домашнего преподавания, что требует высокой оплаты, труднодоступной большинству обучающихся. Научная работа, повышение теоретической оснащенности педагогов не являются предметом забот руководства консерваторий капиталистических стран. Практика консерваторий и наука, существующая лишь в научных учреждениях, разобщены между собой. У нас в стране половина оплачиваемого времени педагога, т. е. 3 часа в день из шести выделяется на научную работу, на повышение квалификации. Мы привели лишь некоторые данные, чтобы подчеркнуть очевидные преимущества дела вокального образования в нашей стране, как в отношении положения студента, так и в отношении педагога. Конечно и в нашей системе вокального образования имеются недостатки такие, например, как перегруженность учебных планов, многопредметность, излишняя опека студента, мешающая проявлению его самостоятельности И т. п. Несмотря на эти еще не изжитые недостатки студенты-вокалисты могут законно гордиться системой в о_-кального образования, созданной в Советской стране. От них зависит правильно использовать ее и обеспечить расцвет отечественного вокального искусства. Заключение В советское время вокальное искусство получило.необычайно широкое развитие и достигло больших высот. Это качественно новый, более высокий этап развития русской вокальной культуры. Достижения вокального искусства советского периода отмечены во всех сферах. Созданы классические советские оперы, нашедшие высокохудожественное воплощение на сценах страны. Выращены новые высококвалифицированные кадры певцов — достойных продолжателей лучших традиций русской национальной школы пения. Советское вокальное искусство вы-соко оценено за рубежом. Молодые советские исполнители выходят победителями международных конкурсов. Лучшие советские певцы с успехом гастролируют во многих театрах мира. Подлинный расцвет вокальной культуры наблюдается в нацио- нальных республиках. Растет камерное творчество советских певцов, неуклонно повышающих уровень исполнительской культуры. Самодеятельное искусство в своих лучших образцах смыкается с профессиональным. Система вокального образования создает все условия для полноценного развития таланта молодых певцов и повышения педагогического мастерства вокальных педагогов. Значительный разворот получила теоретическая деятельность педагогов и ученых, выразившаяся в выходе многих книг и пособий по голосу и его воспитанию. Советское вокальное искусство находится на подъеме. 3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВЕТСКОМУ ПЕВЦУ Эти требования весьма сложны и обнимают различные стороны личности певца, они неизмеримо более многогранны и высоки, чем были прежде. Определяется это не только тем, что современному певцу приходится исполнять большой и несравненно более сложный репертуар, чем было прежде, но и тем, что общая исполнительская культура советских музыкантов растет с каждым] годом и слушатель становится все более требовательным к исполнителям. Поступательное развитие исполнительской 'культуры несомненно, хотя обычно мало ощутимо современниками. То, что ранее было уделом немногих выдающихся исполнителей, в настоящее время является повседневным, рядовым. Не подлежит сомнению, что в общем вся масса певцов, неизмеримо более многочисленная, чем прежде, стоит на более высокой ступени общей и музыкальной культуры. Исполнительское мастерство наших певцов развивается и совершенствуется вместе с развитием jBcefi советской исполнительской культуры. Между прочим, это можно проследить, если сравнить граммофонные записи исполнения репертуара русскими певцами начала XX века р современными. Конечно, звукозапись того времени была несовершенной в смысле передачи тембра, но она вполне дает возможность судить об исполнительском замысле певца и основных приемах его воплощения. Если откинуть записи таких замечательных исполнителей, как Ф. Шаляпин, Л. -Собинов, А. Нежданова, и взять известных певцов начала XX века, таких, | как i Г. Бакланов, В. Дамаев, И. Грызунов, О. Камионский и др., то можно отметить весьма невысокий уровень исполнительской культуры. Исполнение многих произведений |носит с современной точки зрения весьма примитивный характер. Когда слушаешь
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 766; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.219.131 (0.023 с.) |