Научная работа в области пеиия



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научная работа в области пеиия



С пятидесятых годов в консерваториях и научных учрежде­ниях оживилась научная работа по изучению певческого голо­са. Начали функционировать лаборатории в Ле­нинградской консерватории, в Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, в Институте уха, гор­ла, носа б Киеве. Продолжает исследования по певческому голосу акустическая лаборатория Московской консерватории. Оживилась деятельность и в Институте художественного воспи­тания детей АПН РСФСР. Полезным начинанием было прове­дение этим институтом двух совещаний по воспитанию детского голоса, которые прошли на высоком научном уровне и где выступали с сообщениями гости из-за рубежа. Труды этих совещаний, вышедшие в виде книг, содержат ин­тересный и полезный материал для каждого, кто интересуется проблемой воспитания голоса 2.

1 Частично, этот интересный материал опубликован во 2-м и 3-м изда­
ниях хрестоматии И. Назаренко «Искусство пения».

2 Развитие детского голоса. М., Изд. АПН РСФСР. 1963. Вторая научная
конференция по вопросам развития музыкального слуха и певческого голоса
у детей. Тезисы докладов. М., Изд. АПН РСФСР, 1965.


Весьма важным начинанием был выпуск сборников «Вопросы вокальной педагогики»1 как изданий, где вокальные педагоги могли публиковать свои работы. Одна­ко в архивах вокальных кафедр консерватории еще имеется много методических материалов, статей, сборников упражнений и т. п., которые, к сожалению, не опубликованы. Только неко­торые консерватории включили в свои сборники трудов статьи вокальных педагогов. Среди них: Свердловская, Киевская кон­серватории и Государственный музыкально-педагогический ин­ститут им. Гнесиных2.

В конце пятидесятых годов и в начале шестидесятых прове­ден ряд семинаров по повышению квалификации педагогов, явившихся трибуной обмена опытом между пе­дагогами. Кроме того, в 1962 году проведено специальное сове­щание по вокальной методике и утверждена программа курса «Основы вокальной методики»3.

Крупным событием была Всесоюзная вокальная конференция, проведенная в начале 1966 года в Москве. Эта конференция подтвердила основные принципы воспитания певцов, принятые на конференции 1954 года, и об­судила текущие дела вокального образования. На конференции был заслушан ряд докладов, .подытоживающих практическую деятельность вокальных педагогов, а также доклады о научных работах лабораторий по изучению голоса при Ленинградской государственной консерватории, Государственном музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных и акустической лабора­тории Московской консерватории4.

На Всесоюзной вокальной конференции были утверждены новые программы по сольному пению, составленные коллекти­вом педагогов Московской консерватории.

Труды по певческому искусству, вокальной педагогике и голосообразованию

За время после 1945 года вышло множество книг, посвя­щенных вопросам пения.

Интересный материал по истории отечественного

1 Вопросы вокальной педагогики, вып. I. M., Музгиз, 1962 (ред. Л. Дмит­
риев); вып. II, М., «Музыка», 1964 (ред. А. Доливо); вып. Ill, M., «Музыка»,
1966 (сост. Д. Евтушенко).

2 Уральская консерватория им. Мусоргского. Научно-методические за­
писки. Вып. I, П, III, IV. Свердловск, 1957—1961; Киевская консерватория
им. Чайковского. Научно-методические записки. Т. I (сборник 1956 года),
т. II, вып. III, 1964, Киев, Мистецтво; Труды Государственного музыкально-
педагогического института им. Гнесиных, вып. I, M., изд. Министерства куль­
туры СССР, 1959.

3 Основы вокальной методики. Программа курса для консерватории,
автор Л. Дмитриев. М., изд. Министерства культуры СССР, 1965.

* Материалы этой конференции частично опубликованы в 3-м издании хрестоматии Й. Назаренко «Искусство пения», 1967.


вокального искусства и по вокальному и с-полнительсту можно найти в трудах: А. Шавердяна, М. Львова, |И. Назаренко, Е. Грошевой, Н. Бахуташвили,

A. Орфенова, А. Доливо, в сборниках, посвященных Ф. Шаля­
пину, А. Неждановой, И. Ершову, В. Петрову. |В воспомина­
ниях: С. Левика, Н. Озерова, В. Лосского, А. Хессина, А. Па-
зовского, А. Иванова, в монографиях о Б. Гмыре, В. !Ба,рсовой,
И. Козловском, К- Держинской и др.

Методическая литература обогатилась книгами

B. Мордвинова, П. Голубева, Д. Аспелунда, С. Юдина, В. (По­
дольской, Л. Дмитриева, А. Здановича, Д. Евтушенко и М. Ми­
хайлова-Сидорова, П. Органова, К. Злобина.

Большую помощь вокальным педагогам оказали книги п о фониатрии и гигиене голоса И. Фомичева и А. Его­рова, а также по орфоэпии в пении В. Садовникова.

Научные исследования по голосообразова­нию, акустике и строению голосового аппара­та, психологии музыкальных способностей представлены 'в трудах Н. Жинкина, Б. Теплова, М. Грачевой, Е. Рудакова и Д. Юрченко, О. Агаркова, Л. Дмитриева, В. Мо­розова, Е. Петровой, А. Борисовой и М- Сергиевского.

Наиболее значительные данные о строении голосо­вого аппарата, голосообразовании и акустическом составе пев­ческого голоса, полученные советскими учеными в послевоенные годы, следующие:

1954 год. Е. А. Рудаков и Д. Д. Юрченко эксперименталь­но показали определяющую роль высокой певческой форманты в образовании тембра, полетности, а так­же, в значительной мере, силы певческого голоса. Удаление этой форманты из голоса лишает его по­летности, уменьшает силу, делает голос глухим, стар­ческим.

1954 год. Л. Б. Дмитриев впервые произвел 'массовые рент­генологические исследования профессиональных пев­цов >и установил факт различного уровня стояния гортани в пении у разных типов голосов. Им уста­новлена зависимость уровня гортани в пении от дли­ны надставной трубки.

1954 год. Л. Б. Дмитриев установил факт сужения входа в гортань во время пения у профессиональных певцов на всем диапазоне, включая прикрытый регистр муж­ских голосов. Им выдвинута теория роли надсвязоч-ной полости гортани в фонации, роли, аналогичной «предрупорной камере» в рупорах.

1954 год. И. Л. Ямштекин на массовом материале пока­зал, что вокальная функция меняется при экспери­ментальном изменении формы нёбного свода пласт­массовыми пластинками.


1956 год. М. С. Грачева установила расположение рецеп-торных зон гортани и дала подробную иннервацию гортани.

1958 год. Н. И. Жинкин установил разногромкость гласных

звуков в речи и регулирующую роль гладких мышц бронхов и диафрагмы в фонации.

1959 год. В. П. Морозов экспериментально показал роль

вибрационной чувствительности в контроле над голо-сообразованием. I

1961 год. Е. А. Рудаков выдвинул теорию образования вы­сокой певческой форманты как краевого тона голо­совых связок.

1963 год. В. П. Морозов показал звучание высокой певче­ской форманты, выделенной в изолированном ; виде.

1963 год. М. С. Грачева установила варианты расположе­ния волокон в вокальной мышце у разных людей.

1965 год. И. Н. Гоуфман, Л. Б. Дмитриев и ',М. В. Н о-

задзе произвели рентгенокиносъемку работы гор­тани и дыхания у певцов.

1966 год. Е. П. Петрова установила большую роль динами-

ческого вибрато в восприятии силы певческого го­лоса.

Ниже мы даем краткие аннотации к наиболее инте­ресным книгам то вокальному искусству, методике пения и го-лосообразования, вышедшим в послевоенные годы.

В 1947 году вышла работа психолога, профессора Б. М. Т е п л о в а, «Психология музыкальных способностей», в которой был обобщен интересней­ший материал по различным видам музыкальных способностей. Книга яв­ляется первым полным психологическим анализом основных музыкальных спо­собностей. (Б. М. Теплое. Проблемы индивидуальных различий. М., изд. АПН, 1961).

Две книги С. П. Юдина, известного певца Большого театра, а затем доцента Московской консерватории, обобщают его длительный творческий и педагогический опыт. Автор подходит к проблеме воспитания певца как прак­тик. Он считает целесообразными при обучении пению осознанные ощущения торможения воздушной струи в голосовой щели. Ученик должен ощущать ме­сто, где родится звук голоса, и постепенно научиться регулировать его в месте рождения, то есть на уровне голосовой щели. Опора дыхания дает устойчи­вость — опертость звука. Певец должен уметь так артикулировать звуки, что­бы опора звука и дыхания сохранялись. Необходима координация всех частей голосового аппарата, что вначале должно достигаться осознанностью меха­низма правильного звукообразования, а затем переходить в автоматизм. Кни­га С. П. Юдина отражает его личные взгляды, не претендует на установление каких-либо общих положений. Момент сознательного управления торможе­ния выдоха в голосовой щели у большинства практиков вызывает возражение (С. П. Юдин. Певец и голос. М.— Л., Музгиз, 1947; С. П. Юдин. Формирова­ние голоса певца. М., Музгиз, 1962),


В 1948 году появилась книга «Певец и песня» А. Л. Доливо, певца, профессора Московской консерватории. Книга обобщает его большой опыт ра­боты над песней и романсом. Это глубокий и содержательный научный труд человека большой эрудиции и таланта. Она охватывает как вопросы народной песни и принципов исполнительства народных певцов, так и принципы работы над романсом и песней профессиональных исполнителей. В ней подробно раз­бираются вопросы слова, дыхания в пении; такие вопросы исполнительского творчества, как проблема голоса певца и выбора песни, как вопрос индиви­дуальности певца и песни, получают в книге интересную разработку. Даль­нейшее развитие основных положений книги можно найти в статьях А. Л. До-лнво, вышедших в последующие годы в сборниках «О музыкальном исполнительстве» (М., Музгиз, 1954) и «Вопросы музыкально-испольнитель-ского искусства», вып. II (М., Музгиз, 1958) и вып. III (М., Музгиз, Ш62). (Анатолий Доливо. Певец и песня. М.—Л., Музгиз, 1948).

Небольшая брошюра В. Мордвинова «Практика основной работы по постановке голоса» (М., Музгиз, 1948) написана опытным педагогом-прак­тиком с целью помочь всем ведущим работу в кружках самодеятельности. Написанная популярным языком, оиа излагает основные практические про­блемы воспитания голоса, встающие перед педагогом в процессе работы, и их разрешение с позиций опыта автора (В. Мордвинов. Практика основной ра­боты по постановке голоса. М., Музгиз, 1948).

В 1948 году была издана книга И. К. Назаренко — певца и педаго­га — «Искусство пения», содержащая материалы по истории вокальной педа­гогики в России и за рубежом. Являясь хрестоматией, книга лишена связного изложения истории развития методической мысли в разных школах пения, но содержит много ценных сведений о взглядах различных авторов на проблемы воспитания голоса. Второе издание 1964 года, значительно дополненное за счет включения материалов из современной научной литературы по голосу и вокальных конференций, выгодно отличается от первого большей полнотой и связностью материала. Хрестоматия И. К- Назаренко — важный материал для педагогов и певцов (И. К. Назаренко. Искусство пения. М.( Музгиз, 1964, 1967).

В 1949 году появилась книга фониатра и певца-любителя М. И. Фоми­чева «Основы фониатрии», написани?.я больше для врачей, чем для певцов. В ней даются сведения по анатомии, физиологии и патологии голосовых ор­ганов в связи с вокальной функцией. Наиболее интересны оригинальные иссле­дования по анатомии гортани и голосовых связок у певцов, данные в возраст­ном аспекте (М. И. Фомичев. Основы фониатрии. Л., Медгиз, 1949).

Работа П. Органова — педагога пения, представляет собой обобще­ние его многолетнего опыта по воспитанию певцов. П. Органов работал в музыкальных училищах периферийных городов. Автор является сторонни­ком аналитического подхода к организации работы голосового аппарата. Он предлагает сначала изучить теоретически, как работает гортань, дыхание, артикуляция, понять определенные нужные движения, установки, осознать и освоить все это без звука, а затем уже делать эти движения во время голосообразования. Он категоричен в вопросе привлечения внимания поюще­го к работе гортани и требует ее сознательной установки и тренировки без­звуковыми упражнениями. В отношении дыхания ои держится взглядов


Л. Д. Работнова, считая, что надо активизировать работу гладких мышц бронхов, тормозя скелетные мышцы вдоха. К целостной работе голосового аппарата — к пению, можно приступить тогда, когда уже отработаны дозву­ковыми упражнениями верная атака, положение гортани, умение брать дыха­ние и т. д. С этой установкой автора согласиться трудно. Заметных учеников П. Органов не воспитал (П. Органов. Певческий голос и методика его по­становки. М., Музгиз, 1951).

Д. Л. Аспелунд — певец и педагог, профессор Московской консерва­тории, доктор искусствоведческих наук, много сил отдавший разработке тео­рии вокального искусства, один из основателей фониатрической лаборатории Московской консерватории, автор нескольких книг по голосообразованию и докторской диссертации «Развитие певца и его голоса». В его книге — пере­работке диссертации, которая вышла под тем же названием в 1952 году, чи­татель найдет много обобщающих сведений по вопросам воспитания голоса. Автор — сторонник обучения пению с детского возраста. Только это, по его мнению, дает возможность воспитать певца-музыканта. В процессе развития ребенка, когда он начинает говорить, на естественную вокальную фонацию (детский крик) накладываются новые требования — артикуляция звуков речи, проблема слова. Это нарушает младенческий вокальный голос и превращает его в голос разговорный. При обучении пению с детства, появляется возмож­ность влиять на растущий голосовой аппарат, вырабатывая в нем необходи­мые приспособления и структурные изменения. Автор подчеркивает почти неограниченные приспособительные возможности голосового аппарата и веду­щее влияние языка, на котором говорит певец, на формирование его голоса. Автор много работал с певцами среднеазиатских республик и делится своими мыслями по поводу воспитания певцов-националов. Д. Аспелунд, совместно с Е. Н. Малютиным, исследовал дыхание у певцов методом пневмографии и работу голосовых связок — методом стробоскопии. И тот и другой методы показали, что при естественном пении у необученных певцов, как и у опытных певцов, голосовые связки работают равномерно, устойчиво, дыхание тратится мало и вытекает спокойно. Учащиеся показывают неравномерность работы связок и неравномерный расход воздуха. Это связано с перестройкой в работе голосового аппарата в процессе учебы, с проблемой нейтрализации гласных и с переходом к использованию смешанного голосообразования (Д. Л. Аспе­лунд. Развитие певца и его голоса. М., Музгиз, 1952).

В книгах А. М. Егорова «Гигиена певца» (Медгиз, 1955) и «Гигиена голоса и его физиологические основы» (Музгиз, 1962) можно найти много по­лезных сведений о деятельности нервной системы, личной гигиене, гигиене голоса певца и профилактике болезней голосового аппарата. Написанные вра­чом и певцом, книги трактуют вопросы физиологии и гигиены со знанием запросов певческой практики и используют новые научные знания по голосо­образованию у певцов (А. М. Егоров. Гигиена певца. М., Медгиз, 1955; Гигие­на голоса и его физиологические основы. М., Музгиз, 1962).

Книга В. С. Канторовича, врача-фониатра, «Гигиена голоса» (Муз-гнз, 1955) содержит сведения по физиологии голосообразования, болезням голосового аппарата и гигиене певца. В разделе физиологии голосообразова­ния автор пользуется устаревшими данными и допускает многочисленные ошибки, что не позволяет рекомендовать эту часть работы современному чи-


тателю. Разделы о болезнях голоса и гигиене написаны без учета читателя-певца, содержат много ненужных сведений и необъясненных терминов {В .С. Канторович. Гигиена голоса. М., Музгиз, 1955).

Большим вкладом в науку о голосе является книга профессора-анатома М. Грачевой «Морфология и функциональное значение нервного аппара­та гортани» (Медгиз, 1956), а также ее последующие работы, посвященные анатомии гортани. Наиболее важными данными этих работ являются: обна­ружение трех рефлексогенных зон в гортани, наличие чувствительных нервных окончаний в местах прикрепления волокон голосовых связок, подтверждение наличия у большинства людей косых систем мышечных волокон в голосовой мышце и индивидуальность расположения мышечных волокон этой мышцы у разных людей (М. С. Грачева. Морфология и функциональное значение нервного аппарата гортани. М., Медгиз, 1956).

Крупным событием было появление в 1955 году книги СЮ. Левика «Записки оперного певца», переизданной с дополнениями в 1962 году. Певец, рано покинувший сцену по болезни, сумел живо, образно и правдиво нарисо­вать быт и изложить события и факты музыкально-театральной жизни России первых двух десятилетий нашего века. С большим знанием специфики певче­ского искусства он дает многочисленные характеристики рядовых и ведущих оперных певцов дореволюционной России. Чрезвычайно мсНны его тонкий ана­лиз вокально-исполнительского процесса у выдающихся певцов прошлого и мысли о путях формирования певца. Большое количество фактического материала по вопросам воспитания певца и певческого творчества вообще, освещение с позиций профессионального вокалиста делают эту книгу чрезвы­чайно ценной для певцов и педагогов (С. Ю. Левик. Записки оперного певца. М., «Искусство», 1962).

Профессор Харьковского института искусств, давший за свою долгую пе­дагогическую деятельность многих хороших певцов, П. В. Голубев, напи­сал в 1956 году небольшую книжку «Советы молодым педагогам-вокалистам» и в 1959 году — монографическую работу о своем ученике Б. Р. Гмыре. Книга «Советы» — сжато, но достаточно полно и просто излагает взгляды автора на многие вопросы воспитания голоса. Эта работа — большой и полезный вклад в вокальную литературу. Заслуживает внимания и его книга о формировании дарования Б. Р. Гмыри. Педагоги очень редко делятся с широкой аудиторией опытом воспитания певцов. Монографий о воспитании выдающихся исполни­телей вообще почти нет. Книга о Гмыре, написанная рукой его педагога,— один из первых, и несомненно удачных, опытов такого порядка. Автор — сторойник целостной организации работы голосового аппарата и основными способами возбуждения на организацию голоса считает специальный набор музыкального материала. В книге разрабатываются некоторые вопросы пси­хологии пения (П. В. Голубев. Советы молодым педагогам-вокалистам. М., Музгиз, 1956 и 1962; П. В. Голубев. Борис Романович Гмыря. Записки педагога. М., Музгиз, 1959).

Исключительно важным для советского музыкального искусства был вы­пуск в 1957 году двухтомника «Ф. И. Шаляпин», в который вошли как иапи-санные самим артистом «Страницы моей жизни» и «Маска и душа» (в отрыв­ках), так и важнейшие критические и мемуарные материалы. Книга раскры­вает творческую лабораторию гениального артиста и содержит ценные


материалы по истории русского оперного театра. («Ф. И. Ш а л я п и н», т. I и II. М., изд. «Искусство», 1957).

В 1958 году вышла книга певца и педагога, профессора В. С а д о в н и-к о в а, «Орфоэпия в пеиии», написанная в помощь вокалистам. Это первое русское руководство по правильному произношению в пении написано попу­лярно и с использованием современных научных данных по русскому литера­турному произношению. В приложении даются орфоэпические транскрипции текстов ряда произведений. Появление этой работы важно для улучшения произношения в пении. Эта книга является одним из средств повышения куль­туры речи в пении. (В. Садовников. Орфоэпия в пении. М., Музгиз, 1958).

Большим событием в науке о голосе явилось появление в 1958 году книги Н. И. Жиикииа «Механизмы речи». Психолог, занимающийся вопросами физиологии речи, Жинкин провел многочисленные экспериментальные иссле­дования над речеобразованием, что позволило ему выдвинуть концепцию о механизмах, участвующих в образовании речи. Для певцов весьма важными являются экспериментальные данные автора по разногромкости звуков ре­чи, по движениям диафрагмы и бронхов во время речи и его концепция о динамических формантах. (Н. И. Жинкин. Механизмы речи. М., изд., АПН, 1958).

В 1958 году Медицинское издательство выпустило книгу К- В. 3 л о б и-н а «Физиология пения в профилактике заболеваний голосового аппарата». Ее автор — вокальный педагог, занимающийся как с лицами, страдающими недостатками речевого голоса, так и с певцами (самодеятельность). В книге приводится большой интересный теоретический материал по голосообразова-нию, из которого автор выводит практические заключения. Автор ратует за целостное воспитание певца, касается вопросов нервной регуляции голосовой функции, уделяет большое место автоматизмам работы гортани, дыхания. Автор не вполне последователен: признавая приоритет гортани в методике пения и подчиненную роль дыхания, он драктически все воспитание голоса сводит к привитию единого для всех голосов нижнебрюшного дыхания. Необ­ходимость этого типа дыхания не вытекает из логических заключений автора. Обоснование его рациональности только «наибольшим удалением» от гортани звучит неубедительно. Автор переоценивает также роль автоматизмов, пони­мающихся им не как конечный этап сознательной работы, а как безусловный рефлекс. Ряд его заключений следует отнести к числу дискуссионных. Мето­дика работы с певцом не приводится (К. В. Злобин. Физиология пения в профилактике заболеваний голоса певцов». Л., Медгиз, 1958).

В 1959 году Н. Бахуташвили, доцент Тбилисской консерватории, выпустила книгу «Очерки истории вокального образования в Грузии». В ней кроме общей истории грузинской вокальной музыки изложены методические взгляды трех ведущих педагогов: Е. Ряднова, А. Вронского и О. Бахута-швили-Шульгиной, определивших методику воспитания профессиональных певцов в Тбилисской консерватории (Н. Бахуташвили, Ряднов, Бахуташвили-Шульгина, Вронский. Очерки по истории вокального образования в Грузии. Тбилиси, «Заря Востока», 1959).

В книге В. Подольской — концертмейстера класса Неждановой — «А. В. Нежданова и ее ученики» приводится большой материал по работе ве­ликой певицы со своими учениками и даются упражнения, которые Неждано-


ва давала для развития голоса (В. Подольская. А. В. Нежданова и ее ученики. М., Музгиз, 1960).

Полезным начинанием послевоенного периода был выпуск сборников «Вопросы вокальной педагогики». (Музгиз, вып. I, 1962, вып. II, 1964, вып. III, 1966). Поскольку в нашей стране еще нет периодического издания, которое печатало бы труды, посвященные проблемам воспитания певца и его голоса, эти сбориики явились важиой формой обмена педагогическим опытом. В пер­вом выпуске собраны работы разных авторов, в частности — педагогов са­модеятельности; во втором — работы педагогов Московской консерватории. В третьем — представлены работы педагогов Киевской консерватории. Труды эти посвящены различным вопросам, связанным с воспитанием певца.

В 1963 году вышла книга народного артиста Союза А. П. Иванова «Об искусстве пения». В ней изложены основные представления этого боль­шого артиста о процессе голосообразования, развитии голоса и воспитании певца. Автор дает многочисленные советы, приводит некоторые упражнения для усовершенствования голоса. Хотя книга рассчитана для использования участниками художественной самодеятельности, она полезна и интересна для студентов и педагогов профессиональных учебных заведений (А. П. Иванов. Об искусстве пения. М., Профиздат, 1963).

В 1963 году украинское издательство «Мистецтво» выпустило книгу Д. Евтушенко и М. Михайлова-Сидорова «Вопросы вокаль­ной педагогики». Написанная известными педагогами, профессорами консер­ватории, эта книга объединила в себе вопросы истории, теории и практики вокальной педагогики. В первой части авторы кратко излагают исторические материалы по методике обучения певцов в зарубежных и русских школах и останавливаются на важнейших научно-методических работах советского периода. Во второй части рассматриваются практические вопросы формиро­вания голоса и воспитания певцов. Это солидное пособие, написанное на вы­соком теоретическом уровне, к сожалению, издано пока только на украинском языке и потому не всем доступно (Д. Евтушенко, М. Михайлов-Сидоров, Вопросы вокальной педагогики. Кш'в. «Мистецтво», 1963).

В 1964 году вышла книга «Из истории вокального исскуства» певца и пе­дагога, доцента М. Львова, представляющая собой краткое изложение курса по истории вокальной педагогики и исполнительства, который он читал в Музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных. В книге имеется крат­кое изложение развития вокального искусства за рубежом и более подроб­ное — русского вокального искусства. Обосновывая самобытность русской национальной школы пения, автор приводит многочисленные портреты-харак­теристики русских певцов, носителей черт этой школы. Книга М. Львова — ценное пособие по истории русского вокального искусства (М. Львов. Из исто­рии русского вокального искусства. М., Музгиз, 1964).

В 1965 году появилась книжка В. Морозова «Вокальный слух и го­лос». В. Морозов — физиолог и певец-любитель, возглавляющий лабораторию акустики и физиологии пеиия Ленинградской консерватории, с середины пятидесятых годов провел множество ценных и интересных исследований (см. список литературы), посвященных певческому голосу и его образований. В книге, написанной популярно и в то же время строго научно, разбираются вопросы роли органов чувств в контроле за голосообразованием. Пением


управляет «ансамбль» органов чувств. В понятие вокальный слух входит не только слух. Подробно разбираются вопросы роли мышечной и вибрационной чувствительности в контроле за звукообразованием. Важная книга В. Морозо­ва может служить образцом для популярных научных брошюр, предназвачен-ных в помощь вокальным педагогам (В. Морозов. Вокальный слух и голос М.—Л., «Музыка», 1965).

Книга доцента Новосибирской консерватории А. П. Здановича «Не­которые вопросы вокальной методики» в популярной форме излагает вопросы психологии исполнительского творчества, говорит о значении психологических категорий в выработке певческих навыков и о физиологических основах раз­вития вокальной техники. Это первое и удачное популярное изложение вопро­сов психологии применительно к исполнительскому творчеству и вокальной педагогике. В последней части книги автор делится своими собственными наблюдениями над развитием вокальной техники и ставит качество голосов своих учеников и легкость или трудность их развития в связь со строением нёбных сводов. Эта книга — пример глубокого освоения педагогом-практи­ком современных данных из физиологии и психологии и умения применить их в педагогике (А. П. Зданович. Некоторые вопросы вокальной методики. М., «Музыка», 1965).

В 1966 году издательство «Музыка» выпустило книгу Ю. П. Фролова «Пение и речь в свете учения И. П. Павлова». Автор книги — физиолог, док­тор медицинских наук — дает популярное изложение некоторых положений учения Павлова в применении к вокальной педагогике. К сожалению, освещая вопросы голосообразования, автор почти не использовал современных работ по физиологии и акустике голосового аппарата. В книге имеется ряд спорных положений, которые оговорены в предисловии редактора и редакторских за­мечаниях. (Ю. Фролов. Пение и речь в счете учения И. П. Павлова. М., «Му­зыка», 1966).

Дальнейший рост и совершенствование системы подготовки певцов в нашей стране

В заключение раздела послевоенного периода развития во­кального искусства в стране хочется отметить то внимание, которое государство оказывает советским людям в деле "их йо-кального и музыкального воспитания. В своей политике в отношении искусства Партия и Правительство руководст­вуются ленинским лозунгом — искусство при­надлежит народу. Широкая сеть музыкальных школ, курсов музыкального образования, училищ и консерваторий, наличие во многих из них вечерних и заочных отделений, бес­платное обучение и обеспечение стипендиями нуждающихся студентов — все это лишний раз напоминает нам, что совете"чй человек имеет все условия для всестороннего развития.

Сеть музыкальных профессиональных учебных > заведений беспрерывно растет. В настоящее время в стране 24 .высших музыкальных учебных заведений и 174 музыкальных училища, в 114 из которых есть вокальные отделения. Если р 1954 году


в училищах и вузах училось 2300 певцов, то в 1965 году учи­лось уже '5672. Соответственно выросла и ;армия вокальных педагогов. В нашей стране одаренный голосом и музыкаль­ностью человек имеет прямую дорогу к профессиональному вокальному образованию посредством существующей системы музыкальных учебных заведений. Учиться и сделаться профес-сиональным певцом — зависит лишь от его личных качеств: воли, настойчивости и целеустремленности. Дорога к вокаль­ному образованию всегда открыта. Однако не все студенты ясно понимают и с полной ответственностью относятся к свое­му положению ученика .профессионального музыкального учеб­ного заведения — училища или консерватории. Встречаются такие, которые позволяют себе манкировать уроками, недобро­совестно относиться к учебной работе, имеют иждивенческие настроения, позволяют себе критически относиться как к суще­ствующей системе воспитания певцов, так и к работе педагоги­ческого коллектива. Привыкшие к постоянной заботе со сторо­ны нашего общества, они не понимают преимуществ системы вокального и музыкального образования в Советской стране. Принимая все как должное, они не замечают 'логичного, разум­ного, гуманного начала, лежащего в ее основе.

Позволим себе привести некоторые сравнительные данные о положении студента-вокалиста 'в консерваториях Советского Союза и зарубежных стран. В наших консерваториях, напри­мер, студент имеет на двух подготовительных курсах консерва­тории по четыре сорокапятиминутных урока в неделю, то есть, ежедневно, кроме двух дней. Именно на первых курсах посто­янное общение с педагогом по сольному пению особенно необ­ходимо для ученика. На первом курсе консерватории студент имеет четыре урока в неделю по специальности, а на осталь­ных курсах по три. Это уменьшение часов специального пения объясняется увеличением певческой нагрузки в оперном и ка­мерном классах, а также специальными занятиями с концерт­мейстером. Такая система дает совершенно достаточное и пра­вильно распределенное по курсам время занятий основной специальностью. Педагог по норме должен иметь не более вось­ми учеников, то есть может уделить всем им достаточное вни­мание.

В Парижской консерватории, например, студент вокального факультета имеет всего два пятнадцатиминутных урока в неде­лю, в течение всего срока обучения! Никаких концертмейстеров не полагается. Студент должен разучивать репертуар сам. Та­кое | же положение, например, в Токийской консерватории. Дополнительные часы занятий спедагогом," как « концертмей­стер требуют специальной оплаты и такой, которая далеко не всем под силу. Подобная же ситуация была в России до рево­люции: студенты занимались два раза в неделю и концертмей­стеров не полагалось. Большинство студентов Парижской кон-


серватории вынуждено работать, так как существовать на стипендию тем, кто ее получает, нет возможности. Педагог имеет в классе более двадцати учеников, что не дает ему воз­можности уделить достаточно времени каждому из них. При переходных экзаменах в зарубежных музыкальных заведениях комиссия лишь ставит оценки, но не проводит обсуждения — разбора достоинств и недостатков студента, его успехов, 1как это принято у нас. Педагоги разобщены, не пытаются найти общего языка, хранят свои педагогические тайны. Процветает система закрытых дверей. Широко развита система частного домашнего преподавания, что требует высокой оплаты, трудно­доступной большинству обучающихся.

Научная работа, повышение теоретической оснащенности пе­дагогов не являются предметом забот руководства консервато­рий капиталистических стран. Практика консерваторий и наука, существующая лишь в научных учреждениях, разобщены меж­ду собой. У нас в стране половина оплачиваемого времени пе­дагога, т. е. 3 часа в день из шести выделяется на научную работу, на повышение квалификации.

Мы привели лишь некоторые данные, чтобы подчеркнуть очевидные преимущества дела вокального образования в на­шей стране, как в отношении положения студента, так и в от­ношении педагога. Конечно и в нашей системе вокального образования имеются недостатки такие, например, как перегру­женность учебных планов, многопредметность, излишняя опека студента, мешающая проявлению его самостоятельности И т. п.

Несмотря на эти еще не изжитые недостатки студенты-вока­листы могут законно гордиться системой в о_-кального образования, созданной в Советской стране. От них зависит правильно использовать ее и обес­печить расцвет отечественного вокального искусства.

Заключение

Всоветское время вокальное искусство получило .необычай­но широкое развитие и достигло больших высот. Это качествен­но новый, более высокий этап развития русской вокальной культуры. Достижения вокального искусства советского перио­да отмечены во всех сферах. Созданы классические советские оперы, нашедшие высокохудожественное воплощение на сценах страны. Выращены новые высококвалифицированные кадры певцов — достойных продолжателей лучших традиций русской национальной школы пения. Советское вокальное искусство вы-соко оценено за рубежом. Молодые советские исполнители выходят победителями международных конкурсов. Лучшие со­ветские певцы с успехом гастролируют во многих театрах мира. Подлинный расцвет вокальной культуры наблюдается в нацио-


нальных республиках. Растет камерное творчество советских певцов, неуклонно повышающих уровень исполнительской куль­туры. Самодеятельное искусство в своих лучших образцах смы­кается с профессиональным. Система вокального образования создает все условия для полноценного развития таланта моло­дых певцов и повышения педагогического мастерства вокаль­ных педагогов. Значительный разворот получила теоретическая деятельность педагогов и ученых, выразившаяся в выходе мно­гих книг и пособий по голосу и его воспитанию. Советское во­кальное искусство находится на подъеме.

3. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К СОВЕТСКОМУ ПЕВЦУ



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.33.139 (0.016 с.)