Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
О курсовых и дипломных работахСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В заключение, учитывая основную направленность данной книги, предназначенной в первую очередь студентам, приведем некоторые советы, касающиеся подготовки курсовых и дипломных работ по педагогике. Они заимствованы из книги Е. В. Бережновой, в которой излагаются требования к курсовым и дипломным работам (см. список рекомендуемой литературы). В процессе познания, кто бы его ни осуществлял, действуют общие закономерности, и студенческая работа по замыслу, по логике и средствам проведения аналогична научной работе любого исследователя (отличаются они масштабностью, широтой охвата эмпирического материала, глубиной анализа и, разумеется, объемом). Дипломная работа, конечно, не диссертация, и студент нуждается в неизмеримо большей помощи руководителя, чем тот, кто занимается, например, научной работой в системе подготовки специалистов высшей квалификации. Есть различия также между курсовой и дипломной работами, хотя они имеют много общего. В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными исследовательскими умениями. С этой целью будущим педагогам необходимо: – научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.; – изучить определенный минимум литературы по теме и уметь записать нужную информацию; – грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа; – проанализировать педагогический опыт, имеющийся в различных типах образовательных учреждений (если это определено темой); – выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы. Конкретная тематика студенческих работ должна отвечать следующим требованиям: – соответствовать задачам подготовки специалистов; – учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований; – приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и сотрудники кафедры педагогики в целом; – учитывать разнообразие интересов студентов в области педагогической теории и практики, а также результаты работы в научном студенческом обществе; – разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения детей. По содержанию между курсовой и дипломной работой, как правило, должна существовать связь: дипломная работа становится дальнейшим развитием курсовой путем углубления и детализации проблемы. Однако чисто механически, дословно, включать курсовую работу в дипломную нельзя. Основные выводы курсовой могут служить исходным материалом для творческой разработки проблематики дипломной работы. План действий по выполнению дипломной работы можно представить следующим образом. (В качестве примера в табл. 4 рассматривается тема индивидуализации обучения английскому языку.)
Таблица 4 Соотношение тематики курсовой и дипломной работы
1. Выбор одного из направлений курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы. 2. Составление списка литературы по теме исследования. 3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике. 4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования. 5. Составление плана работы. 6. Обоснование актуальности темы с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.). 7. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования. 8. Написание раздела «Анализ литературы по теме исследования», в котором представлены: а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса); б) общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования; в) дидактические положения*;, г) методические положения; д) психологические положения. * Курсивом выделены пункты, которые могут быть включены в структуру работы. 9.Написание раздела: «Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования». 10. Разработка различных способов решения выделенной проблемы. 11. Определение оптимального пути разрешения проблемы. 12. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование; разработка методики; подготовка оборудования; разработка планов-конспектов уроков, воспитательных дел, дидактических тестов и т.д.). 13. Констатирующий эксперимент с целью получения представления об уровне исследуемого предмета. 14. Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем иллюстраций, формулирование выводов. 15. Написание раздела «Констатирующий эксперимент». 16. Обучающий эксперимент с целью проверки предположения. 17. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.). 19. Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.). 20. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента. 21. Написание раздела «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к осуществлению обучающего эксперимента, условия, в которых он протекал, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации. 22. Повторное проведение обучающего эксперимента (если возникает необходимость). 23. Компоновка подготовленных текстов в главы. 24. Написание выводов к главам. 25. Составление заключения. 26. Составление списка литературы. 27. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т.д.). 28. Уточнение оглавления дипломной работы. 29. Оформление титульного листа. Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является организация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения курсовой студент может ограничиться констатирующим экспериментом. Для его осуществления он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), наблюдение и др. Вопросы и задания для самоконтроля
1. Зачем нужно знать методологию? 2. Что изучает методология? 3. Каковы уровни методологии? 4. Определите различие между методологической культурой ученого и педагога-практика. 5.Назовите основные формы отражения действительности в общественном сознании. 6. Укажите различия между научным и художественно-образным отражением педагогической действительности. 7. Укажите различия между научным и стихийно-эмпирическим познанием. 8. Перечислите признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики. 9. Чем различаются научная проблема и практическая задача? 10. Охарактеризуйте соотношение между объектом исследования и его предметом. 11. Каково главное требование к педагогической гипотезе и формулированию защищаемых положений? 12. Назовите принципиальное различие между описанием новизны результатов проведенного исследования, с одной стороны, и определением его значения для науки – с другой. 13. Охарактеризуйте логику педагогического исследования, его основные этапы. 14. Должна ли модель того или иного педагогического объекта, например урока, полностью соответствовать реальному объекту? Аргументируйте свой ответ. 15. В каких случаях конструирование математических моделей педагогических объектов, связанное с применением математических методов, возможно и полезно, а в каких – нецелесообразно? 16. Объясните функции теоретических и нормативных моделей изучаемых объектов в прикладных педагогических исследованиях. 17. Охарактеризуйте основные требования к курсовым и дипломным работам студентов педвуза и этапы их выполнения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 2001. – № 4. 2. Герасимов И.Г. Научное исследование. – М., 1972. 3. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М., 1985. 4. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973. 5. Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. – М., 1973. 6. Коршунова Н.Л. Методологические условия однозначности терминов в педагогическом исследовании. – М., 1990. 7. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). – М., 1977. 8. Кузин Ф.А. Методика написания диссертации, правила оформления и порядок защиты: Дис.... канд. пед. наук. – М., 1998. 9. Лекторский В.А., Швырев B.C. Методологический анализ науки: Философия, методология, наука. – М.,1972. 10. Митрофанов Б.С. Методологическая деятельность и системная организация науки // Системный метод и современная наука. – Новосибирск, 1983. 11. Наушабаева С. Гипотеза как средство развития дидактического знания: Дис.... канд. пед. наук. – М., 1987. 12. Новиков A.M. Методология образования. – М., 2002. 13. Новикова Т. В. Условия готовности результатов педагогических исследований к реализации их в школьной практике. – М., 1976. 14. Петров Ю.А. Логика и методология научного познания // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. – 1987. – № 2. 15. Прикот О. Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. – СПб., 1995. 16. Душкин Л. С. Соч.: В 3 т. – М., 1985. – Т. 1. 17. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. – М., 1969. 18. Розов М.А., Розова С.С. К вопросу о природе методологической деятельности // Методологические проблемы науки. – Новосибирск, 1974. – Вып. 2. 19. Садовский В.Н. Проблемы методологии дедуктивных теорий // Вопросы философии. – 1963. – № 3. 20. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского и И.Я. Лернера. – М., 1989. 21. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. – М., 1984. 22. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978. 23. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2001. ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
1. Научный статус педагогики как теоретической дисциплины. 2 Моделирование как метод педагогического исследования. 3. Теоретическое, эмпирическое и нормативное знание в педагогике. 4. Методы исследований в педагогике. 5. Способы верификации знания, полученного в результате педагогического исследования. 6. Экспериментальная работа в структуре педагогического исследования. 7. Методологический аппарат исследования по педагогическим наукам. 8. Успехи и неудачи реформирования современного образования. Рекомендуемая литература для самостоятельной работы
Закон Российской Федерации «Об образовании». – 1992. Бережнова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика. – 2001. – № 9. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. – Волгоград, 2003. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М., 1999. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 1996. –- № 4. Бережнова Е.В. Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях // Педагогика. – 2001. – № 4. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М., 1985. Коршунова Н. Л. Зачем нужна однозначность научных понятий? // Педагогика. – 1992. – № 3, 4. Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. – 2001. – № 3. Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. – 1991. – № 1. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. – 2002. – № 1. Краевский В.В. Методология педагогической науки: Учебное пособие. – М., 2001. Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. – 1994. – № 6. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. – 1997. – № 4. Полонский В.М. Критерии актуальности педагогических исследований // Советская Педагогика. – 1982. – № 5. Полонский В.М. Методы определения новизны результатов педагогических исследований // Советская педагогика. – 1981. – № 1. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 2000.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 2 ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.. 4 1.1. Объект и предмет педагогической науки. 4 1.2. Задачи педагогической науки. 8 1.3. Система педагогических научных дисциплин. 10 1.4. Категориальный аппарат педагогики. 14 1.5. Образование как общественное явление и как педагогический процесс. 20 1.6. Содержание образования. 23 ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ.. 36 2.1. Единство и различия педагогической науки и практики. 36 2.2. Педагогическая наука и практика как единая система. 44 2.3. Связь науки и практики в движении. 50 2.4. Учитель и педагогическая наука. 53 ГЛАВА 3. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.. 61 3.1. Суверенность педагогики и прозрачность ее границ. 62 3.2. Педагогика и философия. 66 3.3. Педагогика и психология. 76 3.4. Условия формирования педагогической теории. 84 3.5. Определение качества педагогической теории. 86 ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 92 4.1. Понятие «методология педагогической науки». 92 4.2. Методология как система знаний и как деятельность. 97 4.3. Методологическая рефлексия научного работника. 101 4.4. Научное исследование в педагогике. 103 4.5. Методологические характеристики педагогического исследования. 108 4.4.1. Система характеристик. 108 4.4.2. Проблема. 110 4.4.3. Тема. 111 4.4.4. Актуальность. 111 4.4.5. Объект и предмет исследования. 114 4.4.6. Цель и задачи. 118 4.4.7. Логика педагогического исследования. 119 4.4.8. Гипотеза и защищаемые положения. 126 4.4.9. Новизна результатов, их значимость для педагогической науки и практики. 130 4.6. Методы исследования. 135 4.7. О курсовых и дипломных работах. 140 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.. 144 Рекомендуемая литература для самостоятельной работы.. 144 Содержание. 145
|
||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1006; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |