Знания, умения и навыки учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Знания, умения и навыки учащихся



Таблица 2

Знания Умения и навыки
1. Неоднозначность интерпретации ХТ. 1. Сравнивать собственную интерпретацию с иными вариантами.
2. Адекватная и неадекватная интерпретация ХТ. 2. Обосновывать истинность собственной интерпретации.
3. Подтекст в прозаическом и стихотворном ХТ 3. Отличать открыто представленную в тексте информацию и подтекст
4. Сигналы подтекстовой информации: текстовые деформации, неожиданное словоупотребление, изменение структуры текста и предложения. 4. Видеть сигналы подтекстовой информации в ХТ.
5. Рациональный и иррациональный подтекст. Скрытые оценки и эмоции автора. 5. Различать типы подтекста. Видеть в тексте иррациональный подтекст. Применять приёмы его интерпретации.
6. Приёмы, способствующие толкованию подтекста: медленное чтение с пометами, вопросы к тексту и автору, соединение текстовой информации с внетекстовыми знаниями (экстралингвистической информацией), социокультурный комментарий, толкование лексического значения слов, построение ассоциативных цепочек и др. 6. Использование приёмов, способствующих толкованию подтекста.

В ходе обучения целесообразно привлечь внимание школьников к тому, что при чтении ХТ в сознании разных читателей рождаются не одинаковые проекции текста. Осознать эту специфическую особенность ХТ можно, сравнив различные интерпретации одного текста или текстового фрагмента, выявив сходство и различие вариантов их понимания и определив на уроке, какие из представленных интерпретаций имеют право на существование, ибо не выходят за пределы допустимого коридора смыслов, а какие являются недопустимым отхождением от инварианта содержания. В ходе наблюдений можно предложить школьникам ответить на вопрос: «Почему взору одного читателя открылись одни смыслы, а другого – иные?». Следует добиться уяснения учащимися того, что в основе определённого понимания текста лежит как жизненный опыт реципиента, так и его способность к медленному, вдумчивому прочтению. Весьма эффективным методом для формирования понятия старшеклассников о неоднозначности интерпретаций ХТ может стать групповая дискуссия, в ходе которой будут обозначены и сопоставлены разные видения ХТ, его проблематики, идеи автора, его мотивов, определивших выбор средств выразительности и создание художественных образов. Например, по итогам прочтения рассказа А.П. Чехова «Спать хочется!» можно рекомендовать для обсуждения тему «Кто есть Варька: преступница или жертва?». Можно предложить школьникам ролевое участие в дискуссии (прокурор, психолог, адвокаты и др.), что сделает поиск ответа на поставленный вопрос зависимым от ролевой позиции участника. Главным итогом обсуждения должен стать вывод о том, что в ХТ не программируется однозначный вариант его прочтения, однако средства, использованные автором, направляют мыслительную деятельность читателя.

Понятие философского подтекста можно показать школьникам на примере стихотворения-песни В.С. Высоцкого «Затяжной прыжок». За конкретной ситуацией – герой прыгает с парашютом и наслаждается ощущением, вызванным свободным падением до момента раскрытия парашюта, – угадывается подтекст философского, социально-этического характера. Внимание школьников следует привлечь к строкам, являющимся сигналом подтекстовой информации:

Но и падать свободно нельзя – потому,

Что мы падаем не в пустоте.

Можно предложить школьникам подумать над возможностью переноса смысла этих строк на морально-этические правила поведения человека. В этом плане лексемы «падать» и «не в пустоте» приобретают новое звучание и могут толковаться соответственно как «опускаться в результате недостойного поведения» и «в обществе, в котором каждый зависит от других, от принятых в этом социуме норм». Вопрос о наличии такого подтекста – дискуссионный, но то, что он имеет право на существование, подкрепляется обращением к следующим строкам:

Нет свободных падений с высот, но зато

Есть свобода раскрыть парашют!

Целесообразно предложить школьникам подумать над лексемами «свобода», «свободных» и найти ответ на вопросы: «О какой свободе говорит автор?», «Свободен ли герой в своём решении раскрывать или не раскрывать парашют?», «Как “свободное падение” одного человека влияет на жизнь другого?», «А что мы подразумеваем под свободой в жизни?».

В стихотворении неоднократно встречается выражение «воздушные потоки», причём в разных строфах, являющихся песенным припевом, эпитеты к нему меняются: «веселые, беспечные», «упруги и жестоки, невидимые встречные», «бездушные и вечные», «прямые, безупречные». Рассредоточенный повтор, как было сказано выше, по мнению Т.И. Сильман, может служить средством создания подтекста, поэтому следует спросить у школьников как об авторском мотиве включение этого образа в песенный припев, повторения его в тексте, так и о том значении, которое откроется, если понимать выражение метафорически. В этом случае семантическое расширение приобретут и эпитеты, т.к. будут относиться к скрытому за образом явлению влияния на человека социально-политических, экономических, культурных и других факторов.

Стоит обратить внимание школьников и на образ ветра, наделённого автором чертами живого существа. Поддавшись наслаждению, вызванному свободным падением, герой впадает в искушение не останавливать процесс падения, и ветер, пользуясь слабостью человека, внушает неправильное решение, ведущее к гибели. Глагол «шепчет», обозначающий действие ветра, отсылает нас к библейскому образу змея-искусителя:

Ветер в уши сочится и шепчет скабрезно:

«Не тяни за кольцо – скоро лёгкость придёт...»

Открытие аналогии возможно, благодаря ассоциативности мышления, поэтому целесообразно предложить детям вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас при восприятии этих строк?», а после подумать над вопросом: «Что в жизни искушает нас и подталкивает к роковым решениям?».

Завершить работу над произведением следует заданием написать сочинение-интерпретацию «Как я понимаю стихотворение-песню В.С. Высоцкого “Затяжной прыжок”».

Вместе с работой над усвоением континуума знаний о неоднозначном понимании ХТ и наличием в нём подтекста и формированием соответствующих умений, учителю следует проявить заботу о формировании качеств языковой личности школьников, способствующих умению интерпретировать ХТ с подтекстовой информацией, в том числе расширять тезаурус, совершенствовать способность видеть в тексте грамматические явления и оценивать их влияние на трансформацию текстовой семантики. Другим направлением работы должно стать развитие эмоционального интеллекта как способности понимать собственные эмоции, эмоции других людей, в том числе и открыто или скрыто представленные в тексте. Важно обеспечить включение в обучение видов деятельности, способствующих расширению и углублению энциклопедических знаний школьников и формированию у них умения интегрировать знания, полученные при изучении разных школьных дисциплин. Этому будет способствовать как работа с различными источниками информации (словарями, энциклопедиями, учебными фильмами, Интернет-ресурсами), так и применение метода проектов, когда в составе проектной команды для производства определённого интеллектуального продукта школьник должен находить, анализировать и систематизировать информацию. Так, например, до изучения поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» можно предложить школьникам исследовательские проекты «Жизнь творческой интеллигенции в период репрессий», «Семья А.А. Ахматовой: люди и судьбы», «Петербург в первой половине ХХ века». Презентация этих проектов позволит школьникам актуализировать знания, которые будут служить опорой для интерпретации стихотворного произведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.79.70 (0.004 с.)