Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Знания, умения и навыки учащихсяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Таблица 2
В ходе обучения целесообразно привлечь внимание школьников к тому, что при чтении ХТ в сознании разных читателей рождаются не одинаковые проекции текста. Осознать эту специфическую особенность ХТ можно, сравнив различные интерпретации одного текста или текстового фрагмента, выявив сходство и различие вариантов их понимания и определив на уроке, какие из представленных интерпретаций имеют право на существование, ибо не выходят за пределы допустимого коридора смыслов, а какие являются недопустимым отхождением от инварианта содержания. В ходе наблюдений можно предложить школьникам ответить на вопрос: «Почему взору одного читателя открылись одни смыслы, а другого – иные?». Следует добиться уяснения учащимися того, что в основе определённого понимания текста лежит как жизненный опыт реципиента, так и его способность к медленному, вдумчивому прочтению. Весьма эффективным методом для формирования понятия старшеклассников о неоднозначности интерпретаций ХТ может стать групповая дискуссия, в ходе которой будут обозначены и сопоставлены разные видения ХТ, его проблематики, идеи автора, его мотивов, определивших выбор средств выразительности и создание художественных образов. Например, по итогам прочтения рассказа А.П. Чехова «Спать хочется!» можно рекомендовать для обсуждения тему «Кто есть Варька: преступница или жертва?». Можно предложить школьникам ролевое участие в дискуссии (прокурор, психолог, адвокаты и др.), что сделает поиск ответа на поставленный вопрос зависимым от ролевой позиции участника. Главным итогом обсуждения должен стать вывод о том, что в ХТ не программируется однозначный вариант его прочтения, однако средства, использованные автором, направляют мыслительную деятельность читателя. Понятие философского подтекста можно показать школьникам на примере стихотворения-песни В.С. Высоцкого «Затяжной прыжок». За конкретной ситуацией – герой прыгает с парашютом и наслаждается ощущением, вызванным свободным падением до момента раскрытия парашюта, – угадывается подтекст философского, социально-этического характера. Внимание школьников следует привлечь к строкам, являющимся сигналом подтекстовой информации: Но и падать свободно нельзя – потому, Что мы падаем не в пустоте. Можно предложить школьникам подумать над возможностью переноса смысла этих строк на морально-этические правила поведения человека. В этом плане лексемы «падать» и «не в пустоте» приобретают новое звучание и могут толковаться соответственно как «опускаться в результате недостойного поведения» и «в обществе, в котором каждый зависит от других, от принятых в этом социуме норм». Вопрос о наличии такого подтекста – дискуссионный, но то, что он имеет право на существование, подкрепляется обращением к следующим строкам: Нет свободных падений с высот, но зато Есть свобода раскрыть парашют! Целесообразно предложить школьникам подумать над лексемами «свобода», «свободных» и найти ответ на вопросы: «О какой свободе говорит автор?», «Свободен ли герой в своём решении раскрывать или не раскрывать парашют?», «Как “свободное падение” одного человека влияет на жизнь другого?», «А что мы подразумеваем под свободой в жизни?». В стихотворении неоднократно встречается выражение «воздушные потоки», причём в разных строфах, являющихся песенным припевом, эпитеты к нему меняются: «веселые, беспечные», «упруги и жестоки, невидимые встречные», «бездушные и вечные», «прямые, безупречные». Рассредоточенный повтор, как было сказано выше, по мнению Т.И. Сильман, может служить средством создания подтекста, поэтому следует спросить у школьников как об авторском мотиве включение этого образа в песенный припев, повторения его в тексте, так и о том значении, которое откроется, если понимать выражение метафорически. В этом случае семантическое расширение приобретут и эпитеты, т.к. будут относиться к скрытому за образом явлению влияния на человека социально-политических, экономических, культурных и других факторов. Стоит обратить внимание школьников и на образ ветра, наделённого автором чертами живого существа. Поддавшись наслаждению, вызванному свободным падением, герой впадает в искушение не останавливать процесс падения, и ветер, пользуясь слабостью человека, внушает неправильное решение, ведущее к гибели. Глагол «шепчет», обозначающий действие ветра, отсылает нас к библейскому образу змея-искусителя: Ветер в уши сочится и шепчет скабрезно: «Не тяни за кольцо – скоро лёгкость придёт...» Открытие аналогии возможно, благодаря ассоциативности мышления, поэтому целесообразно предложить детям вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас при восприятии этих строк?», а после подумать над вопросом: «Что в жизни искушает нас и подталкивает к роковым решениям?». Завершить работу над произведением следует заданием написать сочинение-интерпретацию «Как я понимаю стихотворение-песню В.С. Высоцкого “Затяжной прыжок”». Вместе с работой над усвоением континуума знаний о неоднозначном понимании ХТ и наличием в нём подтекста и формированием соответствующих умений, учителю следует проявить заботу о формировании качеств языковой личности школьников, способствующих умению интерпретировать ХТ с подтекстовой информацией, в том числе расширять тезаурус, совершенствовать способность видеть в тексте грамматические явления и оценивать их влияние на трансформацию текстовой семантики. Другим направлением работы должно стать развитие эмоционального интеллекта как способности понимать собственные эмоции, эмоции других людей, в том числе и открыто или скрыто представленные в тексте. Важно обеспечить включение в обучение видов деятельности, способствующих расширению и углублению энциклопедических знаний школьников и формированию у них умения интегрировать знания, полученные при изучении разных школьных дисциплин. Этому будет способствовать как работа с различными источниками информации (словарями, энциклопедиями, учебными фильмами, Интернет-ресурсами), так и применение метода проектов, когда в составе проектной команды для производства определённого интеллектуального продукта школьник должен находить, анализировать и систематизировать информацию. Так, например, до изучения поэмы А.А. Ахматовой «Реквием» можно предложить школьникам исследовательские проекты «Жизнь творческой интеллигенции в период репрессий», «Семья А.А. Ахматовой: люди и судьбы», «Петербург в первой половине ХХ века». Презентация этих проектов позволит школьникам актуализировать знания, которые будут служить опорой для интерпретации стихотворного произведения.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.101 (0.007 с.) |