Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности руководства внеклассным чтением.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В начальном обучении идея формирования юного читателя проводилась разработчиками методики внеклассного чтения детей – Н.Ф Бунаковым, В.П. Шереметьевским, Ц.П. Балталоном, А.Д. Алферовым, М.А. Рыбниковой, В.А. Сухомлинским. Она связывалась с развитием школьных библиотек, с книгоиздательством для детей, особенно с развитием детской литературы. Известны успехи детской литературы в 20 в.; появились писатели-педагоги С.Я. Маршак, К.И. Чуковский, С.В. Михалков и др. Тип правильной читательской деятельности – это и есть сформированная у читателя (юного или взрослого) способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению и освоению книг до чтения, по мере его и после прочтения для осознания с их помощью того, что ему мило и необходимо, что нет; что интересно, что скучно, чего он хочет, но еще не может, а чего не хочет, хотя и может, и т.д. При формировании типа правильной читательской деятельности младшие школьники проходят 3 этапа (подготовительный, начальный и основной) и 4 периода. Этапы различаются: а) ведущими задачами и условиями обучения; б) структурой урока; в) характером постановки и разрешения учебных ситуаций. Периоды характеризуются: а) количеством времени, которое отведено на классно-урочную форму работы с детской книгой; б) учебным материалом; в) объемом и содержанием целесообразной для учащихся коллективной и индивидуальной читательской деятельности. Временные границы этапов, периодов и лет обучения (классов) совпадают лишь частично. На подготовительном этапе (1полугодие 1-го класса) главная цель обучения – пробудить интерес и поддержать у детей желание обращаться к книгам; ввести детей в доступный круг чтения. Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой (в составе урока обучения грамоте). Ведущая учебная задача этого периода – показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами (т.е. такими элементами книги как заглавие, фамилия автора, иллюстрация). На подготовительном этапе занятие начинается с беседы, которая помогает настроить детей на восприятие произведения, затем произведение читается вслух учителем, после чего в ходе беседы воссоздается содержание прочитанного, фиксируются читательские переживания детей. Только после уяснения содержания произведения учитель демонстрирует книгу, в которой оно помещено. Рассматривание книги ведется с целью отыскания прочитанного произведения. Для этого обращается внимание на буквы, которыми напечатана фамилия автора, заглавие книги, рассматриваются иллюстрации на обложке и внутри книги. В результате дети убеждаются, что содержание всегда отражено в элементах книги, а это приводит их к выводу: о содержании книги можно догадаться по ее внешним показателям. Таким образом, рассматривание книг на подготовительном этапе осуществляется после чтения вслух, чтобы дети воспринимали связь содержания книги с ее внешними приметами. Работа по цепочке содежание – иллюстрция – название – автор. Занятие заканчивается рекомендацией учителя посмотреть книги в классе или дома и найти среди них книги по теме прошедшего занятия. Решению основной задачи подготовительного этапа внеклассного чтения поможет правильный отбор материала для этих уроков. Следует отметить основные требования к книгам, используемым на этом этапе. 1. В жанровом отношении книги для чтения вслух должны содержать сказки, стихи, загадки, рассказы и охватывать традиционные темы (о Родине, о детях, о животных, о приключениях и волшебстве). 2. Отбираемые книги должны быть относительно новыми, неизвестными первоклассникам. 3. Избранная книга должна быть доступна по содержанию (тема, идея, язык). 4. Отбирать нужно те книги, которые нравятся самому учителю. 5. Книги и художественные произведения должны быть невелики по объему (3-7 минут чтения вслух). 6. Книги для чтения и рассматривания должны быть разными по структуре и содержать: а) одно произведение; б) несколько произведений одного автора; в) произведения разных авторов. 7 Книги должны быть крупного формата, с четко выраженными элементами, яркой понятной обложкой, яркими иллюстрациями и с малообъемными текстами, напечатанными жирным крупным шрифтом. Основную роль в занятии с детской книгой на подготовительном этапе отведена учителю: он отбирает учебный материал, готовит детей к восприятию выбранной книги и произведения, объявляет тему чтения и читает произведение вслух; он же демонстрирует образец рассматривания книги, дает рекомендации к деятельности с книгой во внеурочное время. Домашнего задания нет. Ученики на подготовительном этапе должны научиться слушать произведение, делиться впечатлениями по поводу прочитанного, запомнить нужные действия при рассматривании книги и уметь действовать с книгами так же во внеурочное время. 2. На начальном этапе (2-ое полугодие 1-го класса) главной становится цель – научить читать книгу. Выдвигаются новые учебные задачи – учить детей ориентироваться в группе книг и устанавливать связь между группой книг и возможной целью чтения, а также тренировать в самостоятельном прогнозировании содержания и чтения одной незнакомой книги. В уроке внеклассного чтения, который проводится 1 раз в неделю, - два обучающих центра: а) выполнение упражнений по ориентировке в книгах, специально подобранных учителем и выставленных у доски; б) самостоятельное рассматривание и чтение незнакомой книги. На начальном этапе меняется содержание деятельности учащихся и возрастает степень их активности. В первой части урока дети коллективно определяют тему урока с опорой на выставку книг; ориентируясь на название книги, фамилию автора и иллюстрации, выбирают книгу для чтения вслух учителем; слушают выбранное произведение и участвуют в его обсуждении. Работая с книгой, дети усваивают термины: обложка, переплет, корешок, страницы. Во второй части урока – самостоятельно прогнозируют содержание и читают под наблюдением учителя одно произведение из незнакомой книги; принимают участие в беседе о прочитанном; по желанию во внеурочное время выполняют рекомендации учителя относительно чтения-рассматривания книг по теме следующего урока. Домашнее задание на начальном этапе не задается, так как вся обязательная деятельность с книгой должна протекать под наблюдением учителя, А самостоятельно – только по желанию. Меняются требования и к учебному материалу. Для коллективной работы под руководством учителя привлекаются книги с осложненным оформлением: с графически осложненным начертанием надписей; с дополнительными надписями на обложке; с отсутствием надписей на обложке; с несколькими фамилиями авторов на обложке; с непривычным расположением надписей на обложке и т.п. На начальном этапе в качестве учебного материала используется детская художественная, научно-художественная и научно-познавательная книга по различным темам и разных жанров. Для самостоятельного чтения-рассматривания учебным материалом является книга в типовом оформлении объемом 8 – 30 страниц, величина шрифта должна быть не менее 4,5мм, в книге должно быть много иллюстраций, занимающих 75% страницы; длина строки – 80 – 126 мм, не более. Для организации самостоятельной работы с книгами учитель должен иметь в классе несколько комплектов книг-коллективок: наборов книг одинакового издания по количеству учеников в классе. На начальном этапе рассматривание предшествует первичному чтению. Работа по цепочке: автор – название – иллюстрации – содержание. К концу начального этапа ученики должны уметь: - правильно назвать полюбившиеся книги; - перечислить несколько книг одного автора или одной тематики; - понять и пересказать небольшое произведение; - самостоятельно читать предложенную книгу, предваряя чтение ее рассматриванием. 3. На основном этапе (2,3,4-е классы) внеклассное чтение становится по-настоящему чтением вне класса: учащиеся получают задание на дом, т.к. их читательские умения достигают порогового уровня и они могут самостоятельно действовать с книгами и среди книг. Целью обучения на этом этапе провозглашается формирование читательских интересов. Читательские интересы – это более высокая ступень читательской зрелости. Это интерес избирательный, обеспеченный широким знанием доступного круга чтения, но направленный не на книги в целом, а на книги определенного рода (тематики, авторской принадлежности, жанра), которые читатель осознанно выделяет из всех прочих книг, т.к. испытывает в них особую личную потребность, считает их наиболее подходящими для себя. Учебные задачи этого этапа определяются следующим образом: закрепить устойчивый интерес к самостоятельному чтению детских книг; учить соотносить цель чтения с читательскими действиями и результатами чтения; формировать навык самоконтроля и самооценки при чтении разнообразных книг; закреплять умение действовать в мире книг с установкой на цель чтения; расширять читательский кругозор детей. В качестве учебного материала на основном этапе обучения привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга – художественная, научно-познавательная, справочная для младшего школьного возраста – всех видов и типов (структур); детская периодическая печать. При этом учитывается вся традиционная для младших школьников тематика чтения и видо-жанровое разнообразие. Принципиально меняется содержание деятельности учащихся и учителя. Ведущая роль на уроке принадлежит детям. Они самостоятельно осуществляют отбор книг и их чтение по теме предстоящего урока; приносят прочитанные книги в класс и самостоятельно организуют из них выставку; принимают участие в обсуждении и анализе прочитанных книг, выслушивая впечатления друг друга о прочитанных дома книгах, расширяют свой читательский кругозор. Однако это не означает, что роль учителя на этом этапе незначительна. Учитель должен позаботиться о создании для своих учеников поля читательской деятельности. Познавательная задача предстоящего урока должна быть сформулирована четко и ясно. Во внеурочное время с детьми следует беседовать по поводу прочитанного, чтобы знать круг выбранных книг. На уроке учитель организует обсуждение прочитанных книг, а также демонстрирует результат собственной читательской деятельности, рассказывая о незнакомой книге по теме урока, тем самым, расширяя читательский кругозор детей. Уроки внеклассного чтения в 3-ем классе проводятся 1 раз в неделю, а на завершающем этапе – 1 раз в две недели. В уроке основного этапа – три обучающих центра, каждый из которых выполняет свою роль: 1) самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес; 2) обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного. К беседе привлекаются все дети. 3) расширение читательского кругозора детей, осуществляемое учителем. На основном этапе рассматривание книги осуществляется учеником полностью самостоятельно до чтения с опорой на автора, название, предисловие, содержание. Тематику внеклассного чтения и рекомендательный список книг учитель дает заранее. Итак, к концу обучения в начальной школе дети должны знать: - виды доступной литературы – художественной, научно-познавательной, справочной, периодической, публицистической; - возможные темы чтения; - виды возможной библиотечно-библиографической помощи; - внешние приметы книги и разные типы внетекстовой информации; - правила гигиены чтения. Должны уметь: - ставить для себя цель обращения к книгам; - обращаться к библиотечно- библиографической помощи; - пересмотреть как можно больше книг, прежде чем выбрать книгу для чтения; - выделить для себя внешние показатели содержания книги и, ориентируясь на них, осуществить прогнозирование содержания книги; - выбрать книгу, наиболее полно соответствующую поставленной цели; - осознать содержание выбранной книги, максимально используя свои читательские возможности; - соблюдать при самостоятельной работе с книгой правила гигиены чтения. Итогом занятий по внеклассному чтению должно стать понимание учеником основной заповеди читателя: читать книги не потому, что ты должен их «запомнить и отчитаться», а потому, что тебе нужно это самому, чтобы познать окружающий мир.
Умения и навыки общения с книгой формируются «ступенчато», качественно усложняясь от класса к классу. Это сказывается и в выборе книг (тематика, жанры, язык, размеры книг), и в интересе к их авторам, и в пользовании аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации и пр.), в ведении записей. Иными словами, в школе организована система руководства внеклассным чтением учащихся, предусматривающая не только углубление того, что дети читают сами, но и специальное обучение — сообщение строго очерченных знаний, умений инавыков. В настоящее время детская литература представляет собой самостоятельную отрасль литературы. Она славится такими именами, как С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, С.В.Михалков, Г.Скребицкий, В.Бианки, А. Барто. В круг детского чтения входят также произведения, специально для детей не предназначавшиеся, но доступные им: рассказы М. М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, В.М. Пескова, стихотворения М.В. Исаковского, А.Т. Твардовского, С. А. Есенина. Одна из задач методики — отбор и рекомендация книг для внеклассного чтения учащихся. Каковы же методические принципы отбора книг, рекомендуемых детям? Во-первых, при отборе книг нужно руководствоваться воспитательными целями. В круг детского чтения должны входить книги о нравственных проблемах, возникающих в семье, в быту, в школе, в отношениях между товарищами, о любви к природе и об ее охране. Во-вторых, необходимо жанровое и тематическое разнообразие: проза и стихи; художественная и научно-популярная литература; произведения писателей-классиков и современных авторов; фольклор — сказки, загадки; книга и журнал, газета; произведения русских авторов и переводы. В-третьих, учет возрастных особенностей детей, принцип доступности. Отбор литературы — дело учителя, библиотекаря. Но рекомендация должна быть тактичной, книгу нельзя навязывать, книгой надо заинтересовать юного читателя. Четвертый принцип отбора книг для детей - принцип индивидуального интереса, самостоятельности учащегося в выборе книги. Самостоятельность не означает стихийности: самостоятельность воспитывают. Для воспитания читателя ценно, если он сам выберет себе нужную книгу, и эта книга будет действительно хороша. Пятый принцип: детям нужно рекомендовать только подлинно художественные, образцовые книги, отличающиеся высокими художественными достоинствам и. Тем не менее, далеко не все книги действительно могут быть названы образцовыми по языку, по стилю и содержанию. Поэтому необходимо ориентироваться в первую очередь на книги уже признанные, получившие положительную оценку в критике, а также те, которые выдержали проверку временем. Специфика занятий внеклассным чтением требует некоторых дополнений к методике работы учителя в сравнении с методикой преподавания других дисциплин. При руководстве самостоятельным детским чтением задачи учителя осложняются тем, что именно он должен отобрать конкретный учебный материал, освоение которого детьми приведет к достижению цели.
Подготовка к уроку складывается из нескольких моментов. 1. Отбор материала к уроку. 2. Работа над планом урока. 3. Анализ проведенного урока. Принцип наглядности на уроках внеклассного чтения реализуется через непосредственное восприятие детской книги. Поэтому основным видом наглядности является книжная иллюстрация. Книжная иллюстрация, Рисунок учителя,Плакаты-задания Уголок внеклассного чтения – это специально оборудованное место, отведенное в классе под книги. Оно оборудуется: книжными полками (классная библиотечка), стендом для плаката-задания, местом для рисунков и поделок детей, полкой для книжной выставки. В «Уголке» в конце 3-го класса можно поместить заповеди читателя, к которым можно обращаться, чтобы помочь детям читать и осознавать объемные книги.
Вопрос 6
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 935; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.64 (0.008 с.) |