II. Методы закрепления изучаемого материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Методы закрепления изучаемого материала



1) Метод беседы чаще всего применяется тогда, когда изложенный учителем материал яв­ляется сравнительно не сложными для его усвоения, достаточно использовать приемы воспроиз­ведения (повторения). Суть беседы в таком случае заключается в том, что учитель с помощью умело поставленных вопросов побуждает учащихся активному воспроизведению изложенного ма­териала с целью его более глубокого осмысления и усвоения (запоминания). Беседа - метод усвое­ния только что воспринятого материала используется по всем предметам школьного обучения.

2) Работа с учебником и книгой. О сновные приемы самостоятельной работы с печатными источниками: 1) конспектирование - краткое изложение, краткая запись содержания прочитанно­го. Конспектирование от первого лица лучше развивает самостоятельность мышления. 2) Состав­ление плана текста, который может быть простым и сложным. Для составления плана после про­чтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую часть. 3) Тезирование - крат­кое изложение основных мыслей прочтенного. 4) Цитирование - дословная выдержка из текста; обязательно указываются выходные данные (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница). 5) Аннотирование - краткое свернутое изложение содержания прочитан­ного без потери существенного смысла. 6) Рецензирование - написание краткого отзыва с выраже­нием своего отношения о прочитанном. 7) Составление справки - сведений о чем-нибудь, полу­ченных после поисков (статистических, биографических, терминологических, географических). 8) Составление формально-логической модели - словесно схематического изображения прочитанно­го. 9) Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по раз­делу, теме. 10) Составление матрицы идей - сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов.

III. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний заключается в том, что ов­ладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала по книге и осмысления содержащихся в ней фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов). Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект учителю необходимо соблюдать следующие требования:

• правильный выбор материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику, т.". не всякий вопрос учащиеся могут освоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учите­лем. Т.о., соблюдение принципа доступности обучения являет одним из условий правильной орга­низации самостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладения новым материалом

• В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом самостоятельной работы уча­щихся, задавать некоторым из них вопросы, чтобы выяснить, как они понимают изучаемый мате­риал. Ее некоторые из них будут встречаться с затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.

• Серьезное внимание следует обращать на формирование школьников умения самостоя­тельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику.

• Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии проблемной ситуации и стимулирова­ния учащихся к более вдумчивому осмыслению изучаемого материала.

• Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме выборочного чте­ния отдельных мест с целью самостоятельного усвоения вопросов описательного характера. В та­ком случае изложение материала учителем чередуется с работой учащихся с учебником.

• При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к кратко­му воспроизведению пройденных тем. Основным методом в таких случаях, как правило, является опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях лучше использовать само­деятельную работу с учебниками.

• Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок. Ее необходимо со­вмещать с другими формами и методами бучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, давать упражнения, связанные с выра­боткой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний у

Вопрос 19

Методы и приемы воспитательного воздействия на младшего школьника.

Методы воспитания - это способы педагогически целесообразного взаимодействия, общения и т.п., а также стимулирующие их активность и регулирующие поведение. Выбор методов воспитания зависит от: цели воспитания, содержания и закономерностей воспитания, ведущего типа деятель­ности, конкретных задач и условий их решения, возрастных, индивидуальных и половых особен­ностей воспитанников, их воспитанности, мотивации поведения, индивидуальных особенностей воспитателя как личности, его профессиональной компетентности. Существуют различные клас­сификации методов воспитания, каждая из которых весьма условна. 1. Классификация, разработанная С.А. Смирновым:

Название метода Виды методов

 


1. Методы формирования социального опы­та воспитанника - это пути упорядочения влияния внешних факторов социализации (взрослые, сверстники, книги, СМИ и пр.) и создание благоприятных условий для самораз­вития личности Педагогическое требование (индивидуальное и коллективное, прямое и косвенное); Упражнение (прямое и косвенное); Поручение (индивидуальное, групповое, кол­лективное, временное);

Пример (сверстника, взрослого, великого чело­века);

Ситуации свободного выбора (реальные,

искус­ственные)

 

2. Методы осмысления ребенком Рассказ, лекция, беседа, диспут

своего со­циального опыта и поведения

3. Методы самоопределения личности «Шаг вперед», «Задание самому себе»

 

4. Методы стимулирования и коррекции действий и отношений ребенка

Поощрение, наказание, соревнование

2. Классификация, разработанная Бабанским Ю.К., Подласым И.П

Название группы методов

Виды методов

1. Методы формирования сознания - пути фор­мирования правильных понятий, оценок, мировоз­зрения

Беседа, рассказ, пример, объяснения, разъ­яснения, внушения, инструктаж

2. Методы организации деятельности и опыта поведения - пути закрепления в опыте детей по ложительных способов и форм поведения. ________

Поручения, приучения, упражнения, созда­ние воспитывающей ситуации, требование.

3. Методы стимулирования деятельности и по­ведения - пути побуждения к улучшению поведе ния, развития и мотивации поведения.

Поощрение, наказание, соревнование, субъ­ективно-прагматический метод

4. Методы самовоспитания - пути сознательного изменения человеком своей личности в соответст­вии с личным планом развития и требованиями общества.

Самоконтроль, самоанализ, самоотчет, са­мооценка, личные обязательства.

 

1. Рассказ на этическую тему — это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание, усвоение смысла моральных оценок и норм пове­дения. Условия эффективности этического рассказа: соответствие социальному опыту школь­ников, краткость, эмоциональность, доступность, соответствие переживаниям детей; рассказ со­провождается музыкальным аккомпанементом, иллюстрациями (живопись, художественные фото­графии, изделия народных умельцев); эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа; рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранялись как можно дольше (нельзя сразу после него переходить к делу, совершенно отличному и по содержанию, и настрое­нию,

н-р к спортивному соревнованию).

2. Увещевание сочетает просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Посредством увещевания педагог вселяет веру в лучшее, в возможность достижения высоких результатов. Педагогическая эффек­тивность увещевания зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убеж­денности в правоте своих слов и действий.

3. Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Этическая беседа помогает воспитанникам выработать пра­вильные оценки и суждения по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

Условия эффективности этической беседы: 1. Проблемный характер, борьба взглядов, идей. Важно стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них от­веты. 2. Беседа не должна превращаться в лекцию. Успех зависит от того, насколько теплой будет беседа, раскроют ли в ней воспитанники свою душу. В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. 3. Материал для беседы должен быть близок реальному, эмоциональному опыту воспитанников. Беседу следует проводить по «горячим следам», т.е. сразу же после события, по­ступка или несколько позже, когда дети осмыслят и поймут их. 4. Помощь воспитанникам в само­стоятельном нахождении верного вывода. Для этого воспитателю надо посмотреть на события или поступки глазами воспитанника, понять его позицию и связанные с ней чувства. Высокого про­фессионализма требуют индивидуальные этические беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Если ученик не­правильно понимает ситуацию, надо тактично, не ущемляя его достоинства, объяснить ему, что он ошибается. В присутствии товарищей беседа должна быть краткой, деловой, спокойной, без иро­нии или высокомерия. Воспитанник лишь тогда откликнется на призыв воспитателя, когда почув­ствует, что обсуждаемый вопрос действительно беспокоит его наставника, что он хочет помочь.

4. Разъяснение - метод эмоционально-словесного воздействия на данную группу воспи­танников или отдельную личность. Его применение основывается на знании особенностей класса и личностных качеств детей. Для младших школьников достаточны элементарные приемы и сред­ства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т.п. Разъяснение применяется толь­ко там и тогда, когда воспитаннику необходимо сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Оно излишне там, где речь идет о простых и оче­видных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, пле­вать и т.д. Разъяснение применяется: а) чтобы сформировать или закрепить новое моральное каче­ство или форму поведения; б) для выработки правильного отношения воспитанников к уже со­вершенному поступку.

5. Требование — это метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят деятельность воспитанника. По форме различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны определенность, конкретность, точность формулировок, не допускающих двух различных толкований. При косвенном требовании стимулом действия стано­вится уже не столько само требование, сколько вызванные им переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяют:

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, если авторитет воспита­теля признан детьми и его мнением они дорожат.

Требование-игра. Это наиболее гуманная и эффективная форма предъявления разнообраз­ных требований с использованием присущего детям стремления к игре.

Требование доверием. Когда между воспитанниками и педагогами складываются дружеские отношения, доверие проявляется как естественное отношение уважающих друг друга сторон.

Требование-просьба. В хорошо организованном воспитании просьба становится одним из наиболее употребительных средств воздействия. Она основывается на товарищеских отношениях между педагогами и воспитанниками. Сама просьба — форма проявления сотрудничества, взаим­ного доверия и уважения.

6. Поручения — с его помощью детей приучают к положительным поступкам. Поручения имеют разнообразный характер: посетить больного товарища и помочь ему в обучении; изгото­вить игрушки для подшефного детского садика; украсить к празднику классную комнату и т.д. К поручениям прибегают и для того, чтобы развить необходимые качества неорганизованным детям, н-р, дают задание подготовить и провести действие, требующее точности и пунктуальности, и т. п. Не нужно в деталях объяснять, как выполнять поручения.

7. Метод воспитывающих ситуаций. Условия их успешного применения:

- ситуации не надуманны, они отражают жизнь со всеми сложностями. Воспитатель умышлен­но создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной;

- ситуации неожиданны. Воспитанник, ожидающий определенной реакции педагога, заранее готовит себя к ней, а если действия для него неожиданны, то он чаще всего соглашается с учите­лем. Нарушителей разоружают великодушие, доброта, но при единственном и важном условии: они должны быть правильно поняты именно как гуманные действия, а не проявление слабости, неуверенности. В отдельных случаях оправдывает себя невмешательство воспитателя в развитие ситуации.

8. Поощрение - положительная оценка действий воспитанников. Оно закрепляет положи­тельные навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмо­ций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответствен­ность. Виды поощрения: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение грамотами, подарками и т.д. Метод поощрения требует тщательной дозировки и известной осторожности. Неразумное или избыточное поощрение приносит не только пользу, но и вред воспитанию. Правила поощрения:

1. Поощряя, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы поведение воспитанника моти­вировалось и направлялось не стремлением получить похвалу или награду, а внутренними убеж­дениями, нравственными мотивами.

2.Поощряйте всех, кто проявлял высокие нравственные качества — трудолюбие, ответст­венность, хотя и не добился выдающихся личных успехов.

3. Применяя поощрение, отмеряйте — кому, сколько и за что.

4. Поощрение требует личностного подхода. Очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего.

5.Соблюдать справедливость. Решая вопрос о поощрении, чаще советуйтесь со всеми вос­питанниками.

9. Соревнование — это метод, при котором естественная потребность школьников к со­перничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств, освоение опыта общественного поведения, развитие физических, нравственных, эстетических качеств. Условия проведения соревнования: 1) Организация соревнования — основа его эффективности. Опреде­ляется цели и задачи соревнования, составляется программа, разрабатываются критерии оценок, которые должны быть простыми и понятными для всех участников, создаются условия для прове­дения соревнования, подведения итогов и награждения победителей. 2) Соревнование должно быть достаточно трудным, увлекательным. Кроме того, пункты (правила) соревнования нужно сделать конкретными, чтобы результаты их выполнения можно было оценить и сравнить. 3) На­глядное подведение итогов и определения победителей.

10. Наказание — это метод педагогического воздействия, которое должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Условия эффективности наказания: 1. Сила наказания возрастает, если оно исходит от авторитет­ного для ученика человека. Ученик острее переживает чувство вины, если его проступок осудили не только воспитатель, но и его друзья. Нужно опираться на общественное мнение. 2. Не рекомен­дуется применять наказания для всего класса. 3. Если решение о наказании принято, то наруши­тель должен быть наказан. 4. Наказание действенно, когда оно понятно ученику, и он считает его справедливым. После наказания о нем не вспоминают. 5. Наказывая, нельзя оскорблять воспитан­ника. 6. Не следует торопиться с наказанием до тех пор, пока нет полной ясности в создавшейся ситуации, пока нет полной уверенности в справедливости и полезности наказания. 7. Наказание требует педагогического такта, хорошего знания возрастной психологии, а также понимания того, что одними наказаниями делу не помочь. Потому наказание применяется только в комплексе с другими методами воспитания.

11-. Личные обязательства - перечень добровольных заданий ребенка самому себе на оп­ределенный период времени. С возрастом ребенка обязательства усложняются.

12. Самоанализ - размышление над отдельными качествами своей личности, в целом над собой. Приучает ребенка думать над своими действиями и поступками, устанавливать причинно-следственные связи.

13. Самоконтроль — регулярная запись своего поведения с целью выявления новых качеств характера и борьбы с недостатками.

14. Самооценка - помогает взвесить и оценить свои возможности, посмотреть на себя со стороны, дать объективную оценку развитию как отдельных качеств личности, так и личности в целом, вызвать у себя неудовлетворенность своим поведением. Ребенок должен научиться пра­вильно оценивать себя, не завышать и не занижать самооценку.

Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, которые соответствуют педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному стилю педа­гогической деятельности (самостоятельно).


.

Вопрос 20

Правила и формы взаимодействия педагогов с семьей мл. школьника

К психолого-педагогическим правилам взаимодействия с семьей относятся:

1. Действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, т.к. он может быть источником обид, неловкости и пр. Единственной нормой взаимоотношений учителя и родителей должно быть взаимное уважение.

2. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически многие родители готовы поддержать все требования школы, даже те, кто не имеет пед. подготовки.

3. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Все знания о семье классный руководитель должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

4. Опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Трудности, неожиданности, возникающие при формировании характера воспитанника, должны восприниматься как проявление закономерностей развития.

Формы взаимодействия педагогов и родителей

1. Посещение семьи школьника. Здесь важно учесть 2 момента: а) посещение по приглашению, т.к. внезапное посещение учителя может вызвать смущение, замешательство, б) к посещению нужно готовиться (определить самое интересное и положительное в своих питомцах, осмыслить это, оценить и суметь психологически тонко озвучить).

2. Пропаганда семейного воспитания (журналы «Семья и школа», «Воспитание школьника», но главное - это слово классного руководителя, которое родители слушают с особым вниманием и волнением - похвала, ошибки и пр.).

3. Педагогические поручения. К видам педагогических поручений относятся:

непосредственная работа с детьми - индивидуальная, групповая, коллективная (руководство кружком по интересам, детским клубом, секцией, индивидуальное шефство),

оказание организаторской помощи учителю: обеспечение транспортом при проведении экскурсий, организация встреч с интересными людьми, создание классной библиотеки и др.

развитие и укрепление материальной базы школы: ремонтные работы, оборудование кабинетов, благоустройство школы.

4. Педагогический лекторий, университеты педагогических знаний для родителей с целью привлечения их внимания к активным проблемам воспитания, вооружение их систематическими знаниями основ теории воспитания. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

5. Поклассный педагогический всеобуч лучше начинать с 1 класса, т.к. здесь закладывается.отношение к школе, педагогическому просвещению. Педагогический всеобуч может объединять

классы-параллели.

6. Итоговые годовые научно-практические конференции по проблемам воспитания для родителей проводятся 1 раз в год. В начале года определяется наиболее назревшая проблема семейного воспитания. В течение года проводится ее теоретическое и практическое изучение в семье и школе. Темы должны быть конкретными: «Игра в жизни ребёнка», «Роль матери (отца) в воспитании детей», «Отцы и дети. Конфликты и пути их разрешения» и т.д.

7. Педагогические консультации - распространенная форма индивидуальной работы. В ее основе лежат ответы на вопросы родителей. Психолого-педагогическими основами консультации являются: одобрительное отношение учителей к инициативе родителей; выражение готовности в оказании помощи семье; конкретные рекомендации и советы по возникающим у родителей вопросам.

8. Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и др. специалистов, на вечера приглашаются родители детей разновозрастных групп (н-р, родители 1-классников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8-9-х классов).

9. Встречи родителей с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление перспективных планов совместной работы.

10. Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем коллектива.

11. Родительский клуб проводится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха -добровольность и взаимная заинтересованность.

12. Организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Формы совместной деятельности с семьей:

A) Формы познавательной деятельности: творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т.д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения» и др.

Б) Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение школьного двора, посадка аллей, создание классной библиотеки; ярмарка-распродажа семейных поделок, выставки «Мир наших увлечений» и др.

B) Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, экскурсии, поездки, деятельность детских групп по интересам, семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек и др.

13. Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Классное родительское собрание проводится не реже 1_ раза в четверть. Цель собрания - расширить педагогический кругозор родителей, стимулировать их желание стать хорошими родителями. На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это - взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск.*

Тематика собраний может быть разнообразной: «Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста», «Режим дня и его влияние на качество обучения». «Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса», «Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и основа формирования личности». «Роль игры в расширении кругозора ребенка», «Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье». «Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок». «Шалость и хулиганство - есть ли различия?», «Роль семьи в формировании личности ребенка». «Помочь учиться», «О воспитании интереса к чтению», «Искусство хвалить»

Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер. Формы проведения родительского собрания:

- Письменная форма, когда классный руководитель отправляет родителям некоторые документы, разработки, родители оценивают их и вносят свои предложения.

- Родительское собрание вместе с учащимися.

- Презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание.

- Родительское собрание в форме кафе.

- Родительское собрание в походе у костра.

- Родительское собрание в форме пресс-конференции с приглашением специалистов, интересующих родителей, либо когда они оказываются среди родителей.

- Родительское собрание в форме заранее создаваемых исследовательских групп, которые докладывают на собрании результаты своих исследований и опросов.

- Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса.

- Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей-предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций.

- Родительское собрание-спектакль, в котором выступают их дети.

- Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.

- Практикум - форма выработки у родителей педагогических умений, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей.

-Дискуссия. Тренинг. Ролевая игра.

- Родительское собрание мужчин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.059 с.)