Методика написания сочинений по системе Л. В. Занкова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика написания сочинений по системе Л. В. Занкова



По системе Занкова ученики начинают пробовать писать сочинения со второго класса.

На сочинения отводится один час каждую неделю в течение учебного года.

Методика написания сочинений отличается от общепринятой в начальной школе.

Перед написанием сочинения не проводится обычно принятая в практике подготовительная работа: составление на уроке общего плана, проговаривание содержания каждого его пункта, словарная и орфографическая работа, устное составление всего связного текста и его последующая запись в тетради. При такой методике проведения сочинений остаются невостребованными живая мысль ребенка, эмоциональное самовыражение, работы получаются похожими одна на другую.

С первого дня пребывания ребенка в школе весь процесс обучения подчинен задаче достижения оптимального общего развития каждого ученика, составной частью которого является развитие связной речи. Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, чувствах, мыслях, наблюдениях. Такая потребность складывается только тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями, богата духовно и эмоционально, когда в классе царит атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому.

Одним из важнейших источников для устных высказываний и письменных сочинений являются экскурсии. В школе проходят утренники, сборы, встречи с интересными людьми. Необходимо водить учеников в театры, музей на выставки.

Все впечатления школьной и внешкольной жизни требуют выхода, у ребенка появляется естественная потребность поделиться своими чувствами, открытиями, мыслями. Он выражает себя в рисунке, игре, а также в слове.

Задача учителя - научить детей пользоваться словом, учить точной речи, правильной и последовательной, ясной и выразительной.

На первых парах во втором классе следует один раз в неделю на уроке давать ученикам задание: составить несколько предложений на определенную тему, чаще всего, связанную с самостоятельными наблюдениями в природе, например: капризный апрель, осенний воздух. Дети пишут эти работы без всяких подсказок. Также следует практиковать сочинения-миниатюры. Например, опиши цветок, любой по своему выбору. Исключительное значение имеет разбор сочинений. Учитель читает, дети слушают и участвуют в обсуждении. Работая над сочинением по любой теме, ученики должны знать, к чему они стремятся, по каким показателям оцениваются их работы:

- соответствие теме;

- полнота и последовательность изложения;

- не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а самостоятельность, собственные чувства;

- стилистическая и орфографическая грамотность.

Учитель доводит до учеников эти требования на понятном им языке. Например, что требование стилистической грамотности предполагает следование в описании выбранному стилю речи.

После проверки сочинений наступает этап их обсуждения в классе. Учитель дает общую оценку выполненной работы, затем зачитывает две - три удачных, по его мнению, работы и привлекает детей к обсуждению сочинений по соответствию требованиям.

 

Задание № 7(это всё?)

Разработать пропедевтические задания, направленные на предупреждение ошибо к. возникающих у младших школьников при изучении приемов письменного деления на однозначное число.

Пропедевтика (от др.-греч. предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, сокращенное изложение науки в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

Пропедевтические задания -

Подготовительные упражнения-1. Замени число суммой разрядных слагаемых 678(600+70+8)

2)вставь нужные числа

6тыс.7сот.=67сот

28дес. = 2 сот.8дес.

3)выдели первое неполное делимое. Определи кол-во цифр в частном, обозначь эти цифры точками

8436:4=...

2545:5=...

4)выполни деление с остатком

86:9=9(ост.5)

5)выполни действия 11-6=

48-44=

6)использ.алгоритм(:)

А)определи первое неполное делимое

Б) узнай сколько цифр в частном

в) найди 1 цифру частного

г) проверь её

д) определи второе неполное делимое и т.д. Объясни как выполн.действ. 7296:8(в столбик)

Задание 8?

Провести сравнительный анализ содержания 2-3 учебников и рассмотреть логику изложения учебного материала по теме «Уравнение. Способы решения уравнений».

В настоящее время наблюдаются две кардинально противоположные тенденции в определении объема содержания алгебраического материала в курсе математики начальной школы. Одна тенденция связана с ранней алгебраизацией курса математики начальных классов, с насыщением его алгебраическим материалом уже с первого класса, другая тенденция связана с введением алгебраического материала в курс математики для начальной школы на его завершающем этапе, в конце 4 класса. Представителями первой тенденции можно считать авторов альтернативных учебников И.И.Аргинскую, Э.Н.Александрову, Г.Г.Микулину, Л.Г.Петерсон, В.Н.Рудницкую. Представителем второй тенденции можно считать Н.Б.Истомину. Учебник М.И.Моро можно считать представителем «серединных» взглядов – он содержит достаточно много алгебраического материала, но знакомит учащихся с алгебраическими понятиями, начиная со 2 класса, распределяя материал на три года.

В основе организации процесса усвоения учащимися алгебраического материала лежат следующие положения:

1. Включение алгебраического материала в курс математики начальных классов должно прежде всего способствовать формированию у школьников абстрактного мышления.

2. Алгебраические понятия вводятся в курс математики начальных классов в тесной взаимосвязи с изучением арифметического материала и получают своё развитие в зависимости от его содержания, что обусловливает определенную поэтапность в изучении каждого алгебраического понятия.

 

Рассмотрим особенности изучения алгебраического материала (в частности, изучение темы: «Уравнение») на примере учебников математики традиционной системы обучения (М.И.Моро, Л.Г.Петерсон) и развивающей системы Л.В. Занкова (И.И.Аргшинская)

 

Содержание и методические особенности изучения темы: «Уравнения» по учебнику М.И. Моро

По учебнику М.И. Моро учебный материал построен концентрически по принципу: от простого к сложному, от общего к частному. Материал учебника изложен в доступной для младших школьников форме.

В 1-ом классе алгебраические понятия не вводятся. Во 2-ом полугодии 1-го класса с целью подготовки младших школьников к решению уравнений предлагаются задания с окошками:

3+ =7

Во 2-ом классе учащиеся знакомятся с такими алгебраическими понятиями, как «выражение», «значение выражения», «буквенное выражение», «числовое выражение», «равенства», «неравенства», «уравнение».

Младшие школьники решают элементарные уравнения на сложение и вычитание способом подбора: 7- x = 2

В 3-ем классе учащимся предлагают решить уравнения вида: x + 29 = 36;

74 – x = 8. Данный вид уравнений учащиеся уже решают на основе взаимосвязи между компонентами. Вводятся уравнения не только на сложение и вычитание, но и на табличные и внетабличные случаи умножения и деления.

Следует отметить достаточное разнообразие упражнений:

1. Реши уравнения с объяснением:

18 * x = 54

Или: объясни решение уравнений и проверку:

X: 3 = 24

X = 24 * 3

X = 72

72: 3 = 24

24 = 24

2. Найди уравнения, которые решены неправильно и реши их.

3. Реши уравнения, не вычисляя:

X * 18 = 18; X * 24 = 0; 36: X = 1

4. Сравни уравнения каждой пары. Сравни решения:

X: 4 = 160; 170 + X = 510; 80: X = 5;

X * 4 = 160; 170 * X = 510; 80 – X = 5

На протяжении 4-го класса совершенствуются навыки решения уравнений. Учащиеся решают уравнения с числами в пределах 100 и 1000. Вводятся сложные уравнения вида: X + 15 = 68: 2.

В содержание 4-го класса включено обучение младших школьников решению задач с помощью уравнений.

Обучение школьников решению задач с помощью уравнений происходит поэтапно.

Подготовительный этап

1. Обучение составлению выражений, содержащих неизвестное, в соответствии с текстом задания.

Например, запиши уравнения и реши их:

а) если неизвестное число умножить на 35, то получится 1505;

б) если вычесть из 3010 неизвестное число, то получится 973.

2. К какому числу надо прибавить частное чисел 240 и 3, чтобы получить 500?

3. В универмаге за день продали 52 одинаковых детских пальто и 38 костюмов по той же цене, что и пальто. За пальто получили на R рублей больше, чем за костюмы. Запиши выражения, которые обозначают, сколько денег получили за пальто и костюмы в отдельности.

Выполнение: найдем разницу в количестве проданных пальто и костюмов: 52 – 38 = 14 (шт.) – на столько пальто продали больше, чем костюмов.

Все пальто одинаковые, значит и цена у них одинаковая. Разница в стоимости по условию равна R рублей, значит, можно выразить цену одного пальто:

R: 14 – цена одного пальто, такая же цена одного костюма.

Составим выражение, которое обозначает, сколько денег получили за все пальто:

(R: 14) ∙ 52 рублей получили за все пальто;

(R: 14) ∙ 38 рублей получили за все костюмы.

5. Мальчик купил 6 тетрадей в клетку и 5 – в линейку по одинаковой цене. Всего он заплатил d рублей. Объясни, что обозначают выражения:

6 + 5; d: (6 + 5); d: (6 + 5) ∙ 6

Выполнение:

Выражение 6 + 5 – обозначает количество купленных тетрадей;

выражение d: (6 + 5) – обозначает цену одной тетради, поскольку все затраченные деньги (d) делятся на все купленные тетради;

выражение d: (6 +5) ∙ 6 – обозначает стоимость 6 тетрадей в клетку, поскольку цену одной тетради умножают на количество купленных тетрадей.

На втором этапе с помощью уравнений решаются простые задачи. Например:

В классе 17 мальчиков и ещё девочки. Всего в классе 28 человек. Сколько девочек в классе?

Выполнение: обозначим количество девочек в классе буквой х. Мы знаем, что всего детей в классе 28 человек. Составим равенство: х + 17 = 28. В данном уравнении неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

х = 28 - 17

х = 11

Проверим решение: 11 + 17 = 28

Буквой х мы обозначили девочек, значит, в классе 11 девочек.

На третьем этапе уравнения используются при решении составных задач.

Например: В книге 48 страниц. Даша читала книгу в течение трёх дней, по 9 страниц ежедневно. Сколько страниц ей осталось прочитать?

Выполнение: обозначим количество оставшихся страниц буквой х. За три дня Даша прочитала 9 ∙ 3 страниц. Составим уравнение: х + 9 ∙ 3 = 48. Упростим уравнение: 9 ∙ 3 = 27, значит, х + 27 = 48. Неизвестно слагаемое. Найдем его: х = 48 - 27; х = 21.

Буквой х мы обозначили количество оставшихся страниц, значит, осталось прочитать 21 страницу.

Решение задач с помощью уравнений является перспективным с точки зрения преемственности с курсом математики средней школы.

 

Содержание и методические особенности изучения темы: «Уравнения» по учебнику Л.Г. Петерсон

В учебно-методическом комплекте «Школа 2000» построена новая модель обучения, которая обеспечивает синтез не конфликтующих между собой идей развивающего обучения (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов) с позиции преемственности с традиционной школой.

Автором учебника по математике является Людмила Георгиевна Петерсон. Учебник построен в форме тетрадей на печатной основе. Весь курс математики для начальной школы содержит 12 тетрадей (по 3 тетради в год).

Изучение алгебраического материала прослеживается уже во 2-ом полугодии 1-го класса:

- школьники знакомятся с понятием «уравнение»;

- решают уравнения с неизвестным слагаемым и уменьшаемым;

- сопоставляют уравнения и решают изученные типы уравнений.

Для знакомства с понятием «уравнение» учитель проводит пропедевтическую работу с начала учебного года:

1. Сложение и вычитание групп предметов

+ =

2. Числа. Состав чисел. Сложение и вычитание чисел на основе их состава.

3. Равенства и неравенства

4. Понятие величины (на примере измерения отрезков)

 


3 см? см

7 см

5. Понятие выражения (5 + 4; 2 + 7)

6. Решение задач на нахождение части и целого:

5 +? = 9

Решать уравнения школьники учатся ассоциативным способом, т. е. опираясь на законы соотношения между целым и частями.

Названия компонентов действий сложения и вычитания в речевую практику младших школьников введены в начале учебного года, поэтому для решения любого уравнения достаточно принять уже известные правила:

- целое = сумме частей;

- чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

X + 4 = 8 X и 4 – части; 8 – целое;

X – 3 = 4 3 и 4 – части; X – целое

В устные упражнения, предваряющие введения понятия «уравнение» включены примеры с «окошками», решаемые по принципу: часть – целое, а также много заданий вида:

+ =

Учащиеся заменяют известные компоненты в мешочках числами, а неизвестный компонент X:

3 + X = 5

X = 5 – 3

X = 2

С первых уроков школьников приучают к алгоритму решения уравнений:

1) читаю уравнение;

2) в этом уравнении части……, целое ….

3) неизвестна часть: применяем правило: чтобы найти часть, необходимо из целого вычесть часть;

4) X равен разности … и …;

6) ответ: X равен …

Предлагаются задания для закрепления:

 

пол + X = полка

X = полка – пол

X = ка

Во 2-ом классе учащиеся знакомятся с уравнениями вида: a * X = b;

a: X = b; X: a = b

Пропедевтическая работа:

1. Знакомство с компонентами – 1 множитель, 2 множитель, произведение.

2. Нахождение площади прямоугольника.

3. Знакомство с понятиями: «делимое», «делитель», «частное».

На уроке «открытия нового знания» предлагаются задачи, в которых требуется по известной стороне и площади найти длину другой стороны:

подчеркни в уравнении компоненты действий, соответствующие сторонам, одной чертой, а компоненты, соответствующие площади, обведи в квадрат.

X * 4 = 12 8 * X = 16

- реши уравнение, используя правило нахождения стороны прямоугольника

X = 12: 4 X = 16: 8

X = 3 X = 2

Таким образом, учащихся подводят к новому алгоритму решения уравнения:

1) читаем уравнение;

2) определяем неизвестный компонент и правило его нахождения;

3) применяем правило;

4) находим корень уравнения;

5) делаем проверку

В 3-ем классе учащимся открываются «новые знания» - решение составных уравнений путем их сведения к уже изученным видам.

X + 2 = 5 + 3;

20 * Y + 50 = 890

Учитель подводит к решению составных уравнений также с помощью алгоритма:

1. Найти последнее действие

2. Выделить неизвестный компонент

3. Применить правило нахождения неизвестного

4. Упростить правую часть

5 Корень уравнения найден?

 

нет да

 

сделай проверку

В 4-ом классе решение уравнений служит средством развития математической речи, алгоритмического мышления, вычислительных навыков. В процессе их решения отрабатываются названия компонентов арифметических действий, алгоритмы нахождения неизвестных компонентов.

- при проверке решения уравнения закрепляется понятие «корень уравнения»:

16 + 48: X = 40

48: X = 40 – 16

48: X = 24

X = 48: 24

X = 2

16 + 48: 2 = 40

40 = 40

- решают уравнения с дробями вида:

X + 7 5/8 = 10 6/8

X = 10 6/8 – 7 5/8

X = 3 1/8

3 1/8 + 7 5/8 = 10 6/8

10 6/8 = 10 6/8

- используют уравнения для нахождения неизвестного в текстовых задачах на различные виды моделирования:

У Васи в 3 раза больше рублей, чем у Вани; у Пети в 9 раз больше рублей, чем у Вани; у Феди в 27 раз больше рублей, чем у Вани; у всех вместе 1000 рублей. Сколько рублей у Вани?

 

X + X * 3 + X * 9 + X * 27 = 1000

X + 3X + 9X + 27X = 1000

40X = 1000

X = 25

Таким образом, изучение алгебраического материала, в частности, темы «Уравнение» проходит на уровне «зоны ближайшего развития», поэтому при изучении учебного материала учащихся побуждают к действию и предоставляют возможность самостоятельно достигать успеха.

 

Содержание и методические особенности изучения темы: «Уравнения» по учебнику И.И. Аргинской (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

В комплект входит: в первом классе - 4 учебника – тетради в 2,3, 4 к ласах к учебнику прилагаются рабочие тетради. Во 2-м классе 4 тетради на каждую четверть, в 3-м классе - 3 тетради, в 4-м классе 2 тетради.

Главными задачами обучения в системе развивающего обучения Л.В.Занкова являются достижение максимального результата в общем развитии школьников и овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

Под общим развитием в системе Л.В.Занкова понимается развитие ума, воли, чувств, формирование нравственных позиций ребёнка, то есть развитие и формирование всех сторон его психики.

Программа и содержание учебника по математике, как и по другим предметам, опирается на дидактические принципы, сформулированные Л.В.Занковым:

1) Обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности).

2) Ведущая роль теоретических знаний.

3) Быстрый темп изучения учебного материала.

4) Осознание процесса учения учащихся.

5) Достижение наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых.

При организации познавательной деятельности учащихся с различным уровнем развития при выполнении самостоятельных письменных работ играет использование учителем индивидуальной дозировки помощи:

- стимулирующая помощь - если по тем или иным причинам ученик не приступает к работе: одобрение, дополнительное разъяснение задания, помощь в организации деятельности и т.д.;

- направляющая помощь - заключается в том, что учитель указывает путь, который может привести к выполнению работы или исправлению ошибок;

- обучающая помощь - раскрывается перед учеником путь выполнения данного конкретного задания.

Отличительными особенностями учебников математики И.И. Аргинской, является то, что автор уделяет большое внимание не технической стороне начального курса математики (научить решать и считать), а учит младших школьников построению причинно-следственных цепочек в системе связей между понятиями.

В данном учебнике много внимания уделяется формированию первых подходов к алгоритмическому мышлению, которое является необходимой составной частью математического мышления.

Обучение, строящееся только на актуальном уровне развития (наглядно- действенном и наглядно-образном), не стимулируе т продвижения в нем. Только «забегание» в зону ближайшего развития создает благополучные условия для движения вперед. В связи с этим, если в начале года школьники в основном оперируют рисунками или реальными предметами, то к его концу появляется большое количество заданий, где деятельность учащихся регулируется только текстом.

 

По учебнику И.И. Аргинской первое знакомство с уравнением происходит в третьей четверти 1-го класса. При поиске выхода из проблемной ситуации (жизненной ситуации) дети составляют первое уравнение, знакомятся с определением этого понятия и решают его методом подбора.

Учащиеся знакомятся с термином «значение неизвестного» и «корень уравнения». Эти термины дети привыкают употреблять как синонимы. Что бы на более поздних этапах обучения второй термин занял первенствующее положение. К концу первого класса дети должны

знать: термин «уравнение», «корень уравнения»;

уметь: решать уравнения вида х+а=в и а+ж=в различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, при помощи таблицы сложения, вычитания).

Во 2-ом классе ученики знакомятся с делением с остатком и на этой основе учатся решать уравнения вида х: 7 = 9 (ост 3). К концу второго года обучения ученики должны знать: термины «уравнение», «корень уравнения». Уметь решать простые уравнения, используя действия 1-ой и 2-й ступени.

 

В 3-ем классе изучение элементов алгебры проходит в течение всего учебного года. На третьем году обучения решаются уравнения типа а * х = в, а: х = в, х: а = в. Происходит знакомство с системами простейших неравенств, а также со сложными уравнениями вида а * х + в = с; (а + в): х = с

К концу 3 - го класса дети должны уметь:

- найти значение выражения с переменной при данном ее значении

(выражения в 1-3 действия);

- решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразований на основе взаимосвязи между компонентами действий;

- находить решения неравенств с одной переменной подбором и на основе решений уравнения;

- находить решения систем неравенств на основе подбора сопоставлений решений каждого неравенства системы.

-

В 4-ом классе учащиеся читают и записывают выражения с двумя и более переменными, находятзначения выражений при заданных значениях переменных. Изучаются свойства равенств и их использование для решения таких уравнений.

X + 5 = 7 + 2

X + 5 – 2 = 7 + 2 – 2

X + 3 = 7

К концу 4-го класса учащиеся должны уметь:

- решать уравнения, требующие 1 – 4-х тождественных преобразований на основе взаимосвязи между компонентами действий и на основе использования основных свойств равенств;

- решать несложные неравенства с переменной подбором и на основе решения соответствующих уравнений.

 

Следует отметить большое количество упражнений на закрепление умений решать уравнения. Учащимся предлагается не только решать уравнения, данные в учебнике, но и самостоятельно составить несколько подобных уравнений или изменить в данном уравнении одно число так, чтобы корень стал на 23 меньше; на 8 больше. Или, например, после решения нескольких уравнений, определить во сколько раз каждый следующий множитель больше предыдущего. Сравнить найденные корни, как они изменяются?

 

Задание № 9

Разработать систему заданий, целью которых является обучение порядку выполнения действий в выражениях.

 

Порядок действий в математических выражениях

1. Если в выражениях без скобок есть действия только одной ступени (+, -) или (х,:), то они выполняются в том порядке, в котором записаны.

2. Если в выражениях без скобок есть действия различных ступеней, то сначала выполняются действия умножения и деления, а затем сложение и вычитание по порядку.

3. Если в выражениях со скобками есть действия различных ступеней, то действия в скобках выполняются первыми, затем выполняют действия умножения и деления, затем действия сложения и вычитания.

 

1)5+7-4=; 25:5•8=;

2) 12+24:6-5=; 75-3•8:6+15=;

3) 34+(86-14•2-38):4=

4) Определи порядок действий и составь план действий по образцу:

2 3 1 4

a -b-(c+d)+k План: 1) c+d 3) 2-е действ.-1-е

2) a-b 4) 3-е+ к

 

a-(b-c+d)+k a-(b-c)+(d+k)

5) Составь программу действий и вычисли:

(33-6+13)-(7+11)-9

6) Составь по данной программе выражение и найди его значение:

200 - 15 643 - 489

11 + 517 + + 52

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 789; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.53 (0.118 с.)