Методика написания сочинений по системе Л. В. Занкова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика написания сочинений по системе Л. В. Занкова

Поиск

По системе Занкова ученики начинают пробовать писать сочинения со второго класса.

На сочинения отводится один час каждую неделю в течение учебного года.

Методика написания сочинений отличается от общепринятой в начальной школе.

Перед написанием сочинения не проводится обычно принятая в практике подготовительная работа: составление на уроке общего плана, проговаривание содержания каждого его пункта, словарная и орфографическая работа, устное составление всего связного текста и его последующая запись в тетради. При такой методике проведения сочинений остаются невостребованными живая мысль ребенка, эмоциональное самовыражение, работы получаются похожими одна на другую.

С первого дня пребывания ребенка в школе весь процесс обучения подчинен задаче достижения оптимального общего развития каждого ученика, составной частью которого является развитие связной речи. Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих впечатлениях, чувствах, мыслях, наблюдениях. Такая потребность складывается только тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными впечатлениями, богата духовно и эмоционально, когда в классе царит атмосфера дружеского общения, заинтересованного внимания к каждому.

Одним из важнейших источников для устных высказываний и письменных сочинений являются экскурсии. В школе проходят утренники, сборы, встречи с интересными людьми. Необходимо водить учеников в театры, музей на выставки.

Все впечатления школьной и внешкольной жизни требуют выхода, у ребенка появляется естественная потребность поделиться своими чувствами, открытиями, мыслями. Он выражает себя в рисунке, игре, а также в слове.

Задача учителя - научить детей пользоваться словом, учить точной речи, правильной и последовательной, ясной и выразительной.

На первых парах во втором классе следует один раз в неделю на уроке давать ученикам задание: составить несколько предложений на определенную тему, чаще всего, связанную с самостоятельными наблюдениями в природе, например: капризный апрель, осенний воздух. Дети пишут эти работы без всяких подсказок. Также следует практиковать сочинения-миниатюры. Например, опиши цветок, любой по своему выбору. Исключительное значение имеет разбор сочинений. Учитель читает, дети слушают и участвуют в обсуждении. Работая над сочинением по любой теме, ученики должны знать, к чему они стремятся, по каким показателям оцениваются их работы:

- соответствие теме;

- полнота и последовательность изложения;

- не подражательность, не пересказ чужих мыслей, а самостоятельность, собственные чувства;

- стилистическая и орфографическая грамотность.

Учитель доводит до учеников эти требования на понятном им языке. Например, что требование стилистической грамотности предполагает следование в описании выбранному стилю речи.

После проверки сочинений наступает этап их обсуждения в классе. Учитель дает общую оценку выполненной работы, затем зачитывает две - три удачных, по его мнению, работы и привлекает детей к обсуждению сочинений по соответствию требованиям.

 

Задание № 7(это всё?)

Разработать пропедевтические задания, направленные на предупреждение ошибо к. возникающих у младших школьников при изучении приемов письменного деления на однозначное число.

Пропедевтика (от др.-греч. предварительно обучаю) — введение в какую-либо науку, сокращенное изложение науки в элементарной форме, приготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета.

Пропедевтические задания -

Подготовительные упражнения-1. Замени число суммой разрядных слагаемых 678(600+70+8)

2)вставь нужные числа

6тыс.7сот.=67сот

28дес. = 2 сот.8дес.

3)выдели первое неполное делимое. Определи кол-во цифр в частном, обозначь эти цифры точками

8436:4=...

2545:5=...

4)выполни деление с остатком

86:9=9(ост.5)

5)выполни действия 11-6=

48-44=

6)использ.алгоритм(:)

А)определи первое неполное делимое

Б) узнай сколько цифр в частном

в) найди 1 цифру частного

г) проверь её

д) определи второе неполное делимое и т.д. Объясни как выполн.действ. 7296:8(в столбик)

Задание 8?

Провести сравнительный анализ содержания 2-3 учебников и рассмотреть логику изложения учебного материала по теме «Уравнение. Способы решения уравнений».

В настоящее время наблюдаются две кардинально противоположные тенденции в определении объема содержания алгебраического материала в курсе математики начальной школы. Одна тенденция связана с ранней алгебраизацией курса математики начальных классов, с насыщением его алгебраическим материалом уже с первого класса, другая тенденция связана с введением алгебраического материала в курс математики для начальной школы на его завершающем этапе, в конце 4 класса. Представителями первой тенденции можно считать авторов альтернативных учебников И.И.Аргинскую, Э.Н.Александрову, Г.Г.Микулину, Л.Г.Петерсон, В.Н.Рудницкую. Представителем второй тенденции можно считать Н.Б.Истомину. Учебник М.И.Моро можно считать представителем «серединных» взглядов – он содержит достаточно много алгебраического материала, но знакомит учащихся с алгебраическими понятиями, начиная со 2 класса, распределяя материал на три года.

В основе организации процесса усвоения учащимися алгебраического материала лежат следующие положения:

1. Включение алгебраического материала в курс математики начальных классов должно прежде всего способствовать формированию у школьников абстрактного мышления.

2. Алгебраические понятия вводятся в курс математики начальных классов в тесной взаимосвязи с изучением арифметического материала и получают своё развитие в зависимости от его содержания, что обусловливает определенную поэтапность в изучении каждого алгебраического понятия.

 

Рассмотрим особенности изучения алгебраического материала (в частности, изучение темы: «Уравнение») на примере учебников математики традиционной системы обучения (М.И.Моро, Л.Г.Петерсон) и развивающей системы Л.В. Занкова (И.И.Аргшинская)

 

Содержание и методические особенности изучения темы: «Уравнения» по учебнику М.И. Моро

По учебнику М.И. Моро учебный материал построен концентрически по принципу: от простого к сложному, от общего к частному. Материал учебника изложен в доступной для младших школьников форме.

В 1-ом классе алгебраические понятия не вводятся. Во 2-ом полугодии 1-го класса с целью подготовки младших школьников к решению уравнений предлагаются задания с окошками:

3+ =7

Во 2-ом классе учащиеся знакомятся с такими алгебраическими понятиями, как «выражение», «значение выражения», «буквенное выражение», «числовое выражение», «равенства», «неравенства», «уравнение».

Младшие школьники решают элементарные уравнения на сложение и вычитание способом подбора: 7- x = 2

В 3-ем классе учащимся предлагают решить уравнения вида: x + 29 = 36;

74 – x = 8. Данный вид уравнений учащиеся уже решают на основе взаимосвязи между компонентами. Вводятся уравнения не только на сложение и вычитание, но и на табличные и внетабличные случаи умножения и деления.

Следует отметить достаточное разнообразие упражнений:

1. Реши уравнения с объяснением:

18 * x = 54

Или: объясни решение уравнений и проверку:

X: 3 = 24

X = 24 * 3

X = 72

72: 3 = 24

24 = 24

2. Найди уравнения, которые решены неправильно и реши их.

3. Реши уравнения, не вычисляя:

X * 18 = 18; X * 24 = 0; 36: X = 1

4. Сравни уравнения каждой пары. Сравни решения:

X: 4 = 160; 170 + X = 510; 80: X = 5;

X * 4 = 160; 170 * X = 510; 80 – X = 5

На протяжении 4-го класса совершенствуются навыки решения уравнений. Учащиеся решают уравнения с числами в пределах 100 и 1000. Вводятся сложные уравнения вида: X + 15 = 68: 2.

В содержание 4-го класса включено обучение младших школьников решению задач с помощью уравнений.

Обучение школьников решению задач с помощью уравнений происходит поэтапно.

Подготовительный этап

1. Обучение составлению выражений, содержащих неизвестное, в соответствии с текстом задания.

Например, запиши уравнения и реши их:

а) если неизвестное число умножить на 35, то получится 1505;

б) если вычесть из 3010 неизвестное число, то получится 973.

2. К какому числу надо прибавить частное чисел 240 и 3, чтобы получить 500?

3. В универмаге за день продали 52 одинаковых детских пальто и 38 костюмов по той же цене, что и пальто. За пальто получили на R рублей больше, чем за костюмы. Запиши выражения, которые обозначают, сколько денег получили за пальто и костюмы в отдельности.

Выполнение: найдем разницу в количестве проданных пальто и костюмов: 52 – 38 = 14 (шт.) – на столько пальто продали больше, чем костюмов.

Все пальто одинаковые, значит и цена у них одинаковая. Разница в стоимости по условию равна R рублей, значит, можно выразить цену одного пальто:

R: 14 – цена одного пальто, такая же цена одного костюма.

Составим выражение, которое обозначает, сколько денег получили за все пальто:

(R: 14) ∙ 52 рублей получили за все пальто;

(R: 14) ∙ 38 рублей получили за все костюмы.

5. Мальчик купил 6 тетрадей в клетку и 5 – в линейку по одинаковой цене. Всего он заплатил d рублей. Объясни, что обозначают выражения:

6 + 5; d: (6 + 5); d: (6 + 5) ∙ 6

Выполнение:

Выражение 6 + 5 – обозначает количество купленных тетрадей;

выражение d: (6 + 5) – обозначает цену одной тетради, поскольку все затраченные деньги (d) делятся на все купленные тетради;

выражение d: (6 +5) ∙ 6 – обозначает стоимость 6 тетрадей в клетку, поскольку цену одной тетради умножают на количество купленных тетрадей.

На втором этапе с помощью уравнений решаются простые задачи. Например:

В классе 17 мальчиков и ещё девочки. Всего в классе 28 человек. Сколько девочек в классе?

Выполнение: обозначим количество девочек в классе буквой х. Мы знаем, что всего детей в классе 28 человек. Составим равенство: х + 17 = 28. В данном уравнении неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

х = 28 - 17

х = 11

Проверим решение: 11 + 17 = 28

Буквой х мы обозначили девочек, значит, в классе 11 девочек.

На третьем этапе уравнения используются при решении составных задач.

Например: В книге 48 страниц. Даша читала книгу в течение трёх дней, по 9 страниц ежедневно. Сколько страниц ей осталось прочитать?

Выполнение: обозначим количество оставшихся страниц буквой х. За три дня Даша прочитала 9 ∙ 3 страниц. Составим уравнение: х + 9 ∙ 3 = 48. Упростим уравнение: 9 ∙ 3 = 27, значит, х + 27 = 48. Неизвестно слагаемое. Найдем его: х = 48 - 27; х = 21.

Буквой х мы обозначили количество оставшихся страниц, значит, осталось прочитать 21 страницу.

Решение задач с помощью уравнений является перспективным с точки зрения преемственности с курсом математики средней школы.

 

Содержание и методические особенности изучения темы: «Уравнения» по учебнику Л.Г. Петерсон

В учебно-методическом комплекте «Школа 2000» построена новая модель обучения, которая обеспечивает синтез не конфликтующих между собой идей развивающего обучения (П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Давыдов) с позиции преемственности с традиционной школой.

Автором учебника по математике является Людмила Георгиевна Петерсон. Учебник построен в форме тетрадей на печатной основе. Весь курс математики для начальной школы содержит 12 тетрадей (по 3 тетради в год).

Изучение алгебраического материала прослеживается уже во 2-ом полугодии 1-го класса:

- школьники знакомятся с понятием «уравнение»;

- решают уравнения с неизвестным слагаемым и уменьшаемым;

- сопоставляют уравнения и решают изученные типы уравнений.

Для знакомства с понятием «уравнение» учитель проводит пропедевтическую работу с начала учебного года:

1. Сложение и вычитание групп предметов

+ =

2. Числа. Состав чисел. Сложение и вычитание чисел на основе их состава.

3. Равенства и неравенства

4. Понятие величины (на примере измерения отрезков)

 


3 см? см

7 см

5. Понятие выражения (5 + 4; 2 + 7)

6. Решение задач на нахождение части и целого:

5 +? = 9

Решать уравнения школьники учатся ассоциативным способом, т. е. опираясь на законы соотношения между целым и частями.

Названия компонентов действий сложения и вычитания в речевую практику младших школьников введены в начале учебного года, поэтому для решения любого уравнения достаточно принять уже известные правила:

- целое = сумме частей;

- чтобы найти часть, надо из целого вычесть другую часть.

X + 4 = 8 X и 4 – части; 8 – целое;

X – 3 = 4 3 и 4 – части; X – целое

В устные упражнения, предваряющие введения понятия «уравнение» включены примеры с «окошками», решаемые по принципу: часть – целое, а также много заданий вида:

+ =

Учащиеся заменяют известные компоненты в мешочках числами, а неизвестный компонент X:

3 + X = 5

X = 5 – 3

X = 2

С первых уроков школьников приучают к алгоритму решения уравнений:

1) читаю уравнение;

2) в этом уравнении части……, целое ….

3) неизвестна часть: применяем правило: чтобы найти часть, необходимо из целого вычесть часть;

4) X равен разности … и …;

6) ответ: X равен …

Предлагаются задания для закрепления:

 

пол + X = полка

X = полка – пол

X = ка

Во 2-ом классе учащиеся знакомятся с уравнениями вида: a * X = b;

a: X = b; X: a = b

Пропедевтическая работа:

1. Знакомство с компонентами – 1 множитель, 2 множитель, произведение.

2. Нахождение площади прямоугольника.

3. Знакомство с понятиями: «делимое», «делитель», «частное».

На уроке «открытия нового знания» предлагаются задачи, в которых требуется по известной стороне и площади найти длину другой стороны:

подчеркни в уравнении компоненты действий, соответствующие сторонам, одной чертой, а компоненты, соответствующие площади, обведи в квадрат.

X * 4 = 12 8 * X = 16

- реши уравнение, используя правило нахождения стороны прямоугольника

X = 12: 4 X = 16: 8

X = 3 X = 2

Таким образом, учащихся подводят к новому алгоритму решения уравнения:

1) читаем уравнение;

2) определяем неизвестный компонент и правило его нахождения;

3) применяем правило;

4) находим корень уравнения;

5) делаем проверку

В 3-ем классе учащимся открываются «новые знания» - решение составных уравнений путем их сведения к уже изученным видам.

X + 2 = 5 + 3;

20 * Y + 50 = 890

Учитель подводит к решению составных уравнений также с помощью алгоритма:

1. Найти последнее действие

2. Выделить неизвестный компонент

3. Применить правило нахождения неизвестного

4. Упростить правую часть

5 Корень уравнения найден?

 

нет да

 

сделай проверку

В 4-ом классе решение уравнений служит средством развития математической речи, алгоритмического мышления, вычислительных навыков. В процессе их решения отрабатываются названия компонентов арифметических действий, алгоритмы нахождения неизвестных компонентов.

- при проверке решения уравнения закрепляется понятие «корень уравнения»:

16 + 48: X = 40

48: X = 40 – 16

48: X = 24

X = 48: 24

X = 2

16 + 48: 2 = 40

40 = 40

- решают уравнения с дробями вида:

X + 7 5/8 = 10 6/8

X = 10 6/8 – 7 5/8

X = 3 1/8

3 1/8 + 7 5/8 = 10 6/8

10 6/8 = 10 6/8

- используют уравнения для нахождения неизвестного в текстовых задачах на различные виды моделирования:

У Васи в 3 раза больше рублей, чем у Вани; у Пети в 9 раз больше рублей, чем у Вани; у Феди в 27 раз больше рублей, чем у Вани; у всех вместе 1000 рублей. Сколько рублей у Вани?

 

X + X * 3 + X * 9 + X * 27 = 1000

X + 3X + 9X + 27X = 1000

40X = 1000

X = 25

Таким образом, изучение алгебраического материала, в частности, темы «Уравнение» проходит на уровне «зоны ближайшего развития», поэтому при изучении учебного материала учащихся побуждают к действию и предоставляют возможность самостоятельно достигать успеха.

 

Содержание и методические особенности изучения темы: «Уравнения» по учебнику И.И. Аргинской (система развивающего обучения Л.В. Занкова)

В комплект входит: в первом классе - 4 учебника – тетради в 2,3, 4 к ласах к учебнику прилагаются рабочие тетради. Во 2-м классе 4 тетради на каждую четверть, в 3-м классе - 3 тетради, в 4-м классе 2 тетради.

Главными задачами обучения в системе развивающего обучения Л.В.Занкова являются достижение максимального результата в общем развитии школьников и овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой.

Под общим развитием в системе Л.В.Занкова понимается развитие ума, воли, чувств, формирование нравственных позиций ребёнка, то есть развитие и формирование всех сторон его психики.

Программа и содержание учебника по математике, как и по другим предметам, опирается на дидактические принципы, сформулированные Л.В.Занковым:

1) Обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением меры трудности).

2) Ведущая роль теоретических знаний.

3) Быстрый темп изучения учебного материала.

4) Осознание процесса учения учащихся.

5) Достижение наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых.

При организации познавательной деятельности учащихся с различным уровнем развития при выполнении самостоятельных письменных работ играет использование учителем индивидуальной дозировки помощи:

- стимулирующая помощь - если по тем или иным причинам ученик не приступает к работе: одобрение, дополнительное разъяснение задания, помощь в организации деятельности и т.д.;

- направляющая помощь - заключается в том, что учитель указывает путь, который может привести к выполнению работы или исправлению ошибок;

- обучающая помощь - раскрывается перед учеником путь выполнения данного конкретного задания.

Отличительными особенностями учебников математики И.И. Аргинской, является то, что автор уделяет большое внимание не технической стороне начального курса математики (научить решать и считать), а учит младших школьников построению причинно-следственных цепочек в системе связей между понятиями.

В данном учебнике много внимания уделяется формированию первых подходов к алгоритмическому мышлению, которое является необходимой составной частью математического мышления.

Обучение, строящееся только на актуальном уровне развития (наглядно- действенном и наглядно-образном), не стимулируе т продвижения в нем. Только «забегание» в зону ближайшего развития создает благополучные условия для движения вперед. В связи с этим, если в начале года школьники в основном оперируют рисунками или реальными предметами, то к его концу появляется большое количество заданий, где деятельность учащихся регулируется только текстом.

 

По учебнику И.И. Аргинской первое знакомство с уравнением происходит в третьей четверти 1-го класса. При поиске выхода из проблемной ситуации (жизненной ситуации) дети составляют первое уравнение, знакомятся с определением этого понятия и решают его методом подбора.

Учащиеся знакомятся с термином «значение неизвестного» и «корень уравнения». Эти термины дети привыкают употреблять как синонимы. Что бы на более поздних этапах обучения второй термин занял первенствующее положение. К концу первого класса дети должны

знать: термин «уравнение», «корень уравнения»;

уметь: решать уравнения вида х+а=в и а+ж=в различными способами (подбором, движением по натуральному ряду, при помощи таблицы сложения, вычитания).

Во 2-ом классе ученики знакомятся с делением с остатком и на этой основе учатся решать уравнения вида х: 7 = 9 (ост 3). К концу второго года обучения ученики должны знать: термины «уравнение», «корень уравнения». Уметь решать простые уравнения, используя действия 1-ой и 2-й ступени.

 

В 3-ем классе изучение элементов алгебры проходит в течение всего учебного года. На третьем году обучения решаются уравнения типа а * х = в, а: х = в, х: а = в. Происходит знакомство с системами простейших неравенств, а также со сложными уравнениями вида а * х + в = с; (а + в): х = с

К концу 3 - го класса дети должны уметь:

- найти значение выражения с переменной при данном ее значении

(выражения в 1-3 действия);

- решать уравнения, требующие 1-3 тождественных преобразований на основе взаимосвязи между компонентами действий;

- находить решения неравенств с одной переменной подбором и на основе решений уравнения;

- находить решения систем неравенств на основе подбора сопоставлений решений каждого неравенства системы.

-

В 4-ом классе учащиеся читают и записывают выражения с двумя и более переменными, находятзначения выражений при заданных значениях переменных. Изучаются свойства равенств и их использование для решения таких уравнений.

X + 5 = 7 + 2

X + 5 – 2 = 7 + 2 – 2

X + 3 = 7

К концу 4-го класса учащиеся должны уметь:

- решать уравнения, требующие 1 – 4-х тождественных преобразований на основе взаимосвязи между компонентами действий и на основе использования основных свойств равенств;

- решать несложные неравенства с переменной подбором и на основе решения соответствующих уравнений.

 

Следует отметить большое количество упражнений на закрепление умений решать уравнения. Учащимся предлагается не только решать уравнения, данные в учебнике, но и самостоятельно составить несколько подобных уравнений или изменить в данном уравнении одно число так, чтобы корень стал на 23 меньше; на 8 больше. Или, например, после решения нескольких уравнений, определить во сколько раз каждый следующий множитель больше предыдущего. Сравнить найденные корни, как они изменяются?

 

Задание № 9

Разработать систему заданий, целью которых является обучение порядку выполнения действий в выражениях.

 

Порядок действий в математических выражениях

1. Если в выражениях без скобок есть действия только одной ступени (+, -) или (х,:), то они выполняются в том порядке, в котором записаны.

2. Если в выражениях без скобок есть действия различных ступеней, то сначала выполняются действия умножения и деления, а затем сложение и вычитание по порядку.

3. Если в выражениях со скобками есть действия различных ступеней, то действия в скобках выполняются первыми, затем выполняют действия умножения и деления, затем действия сложения и вычитания.

 

1)5+7-4=; 25:5•8=;

2) 12+24:6-5=; 75-3•8:6+15=;

3) 34+(86-14•2-38):4=

4) Определи порядок действий и составь план действий по образцу:

2 3 1 4

a -b-(c+d)+k План: 1) c+d 3) 2-е действ.-1-е

2) a-b 4) 3-е+ к

 

a-(b-c+d)+k a-(b-c)+(d+k)

5) Составь программу действий и вычисли:

(33-6+13)-(7+11)-9

6) Составь по данной программе выражение и найди его значение:

200 - 15 643 - 489

11 + 517 + + 52

 

Задание №10.Дать сравнительную характеристику программ по «Окружающему миру»Программа 3. А. Клепининой «ПРИРОДА И ЛЮДИ» Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленном варианте всеположительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курсаприродоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Онаставит цель - сообщить учащимся элементарные сведения о живой и неживойприроде, познакомить с различными явлениями, научить детей проводитьнаблюдения за изменениями в природе, дать знания о значении охраны природыи мероприятиях по сохранению природных богатств, сформироватьпервоначальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитыватьчувство прекрасного и гуманное отношение к природе. Значительное место впрограмме отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направленона создание условий для непосредственного участия младших школьников вприродоохранной деятельности.Программа разработана как единая для трех- и четырехлетней начальной школы,причем изучение предмета начинается с I класса, для которого программасоздана заново. Основой для отбора природоведческого содержания сталикраеведческий, экологический и практический принципы, деятельностный подходк обучению и развитию учащихся.Содержание материала первых классов о сезонных изменениях в природе своейместности группируется в трех темах: «Летние и осенние изменения вприроде», «Зимние изменения в природе», «Весенние изменения в природе». Вкаждой теме в основном выдержан единый план изложения: изменения в неживойприроде; изменения в жизни растений и их охрана; изменения в жизни животныхи их охрана; сезонный труд людей. Эта последовательность вытекает изестественных связей, существующих в самой природе. Учителю следует раскрытьэти связи, показать, что изменения, происходящие в разные времена года внеживой природе, влекут за собой определенные изменения в жизни растений иживотных, оказывают влияние на характер и содержание сельскохозяйственныхработ, на другие виды деятельности человека. При таком подходе к изучениюприроды учащиеся не просто знакомятся с ее явлениями и предметами, но и,что очень важно, получают объяснения этих явлений, пусть на самомэлементарном уровне. Во всех темах рассматривается вопрос об охране иукреплении здоровья человека в связи с сезонными изменениями в природе.Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиесянаблюдают за явлениями природы, изменениями, происходящими с растениями,поведением животных и т.д.Наблюдения помогают школьникам получитьправильное представление о природе, взаимосвязях, существующих в ней,содействуют накоплению знаний о родном крае.В теме «Природа нашего края» продолжается изучение природы своего края. Ноесли в I-П классах учащиеся знакомятся с природой местности, окружающейшколу, то в III-IV классах они изучают природу своей области (края,республикиРастительный и животный мир изучается по сообществам. В программе указаны практические работы, которые должны выполнить учащиесяпри изучении предмета, а также основные требования их к знания и умениям. ПРОГРАММЫ ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ Программа А. А. Плешакова «ЗЕЛЕНЫЙ ДОМ» Программа представляет собой систему учебных курсов с экологическойнаправленностью, разработанную для всех классов трехлетней и четырехлетнейначальной школы.Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I класс школы I- III или I и II классы школы I- IV) дети знакомятся с окружающим миром,включая природу, общество, человека, а основные природоведческие иэкологические понятия изучаются в последующих классах (III- IV). Программапостроена с учетом присущих младшим школьникам эмоциональной отзывчивости,любознательности и вместе с тем способности овладевать определеннымитеоретическими знаниями. Ее экологическую направленность определяют идеимногообразия и экологической целостности природы, единства природы ичеловека. Основные курсы дополнены факультативными. Структурные программы:1. Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I-II класс.2. Природоведение (основной курс) III, IV класс.3. Экология для младших школьников (факультативный курс).4. Планета загадок (факультативный курс).Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация ирасширение представлений детей о предметах и явлениях природы иобщественной жизни, обогащение их нравственного опыта, формированиебережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильногоповедения в природной и социальной среде.В курсе раскрываются доступные пониманию детей этого возраста взаимосвязи,существующие в природе и общественной жизниКурс «Ознакомление с окружающим миром» играет важную роль в экологическомвоспитании младших школьников. В нем на конкретном материале раскрываетсяэстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значениеприроды для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе,происходящих под воздействием человека, убеждаются в необходимости ееохраны, вовлекаются в посильную природоохранную деятельность.Программа I класса: Вопросы, составляющие еесодержание, сгруппированы в блоки: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Нашгород (село)», «Родная страна». Кроме того, учащимся даются общие сведения о семье, профессиях, о школе,родном городе, стране, а также элементарные гигиенические сведения. Вкачестве дополнительного материала в программе дана тема «Что, как ипочему». В ней предлагается познакомить учащихся с разнообразными явлениямиокружающего мира: светом, звуком, электричеством. Таким образом, к концупервого года обучения ребята должны знать о своей стране, городе, правилаповедения в обществе, на улице, различать времена года, природные объекты иизделия, сделанные руками человека. Они должны иметь представления орастениях и животных, вести наблюдения в природе. Цель наблюдений - датьпервоклассникам элементарные представления о природе, окружающем мире,явлениях природы.Учебный материал П класса логически продолжает изученное в I классе исгруппирован в следующих темах: «Природа вокруг нас», «Дом и школа»,«Родной край», «Наша страна». По названию тем можно судить, как они близкис материалом первого года обучения. В то же время представления здесь болееконкретизированы. Большее внимание уделяется экскурсиям. Основная цель курса «Природоведение» (IH-IV классы) - воспитание гуманной,творческой, социально активной личности, ответственно относящейся кбогатствам природы и общества. Приоритеты в программе отданы экологическомуобразованию и воспитанию. Наряду с этим продолжается формирование знаний опредметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.Кроме основного курса в программе «Зеленый дом» предлагаются двафакультативных: «Экология для младших школьников» и «Планета загадок». Основные задачи факультативных курсов:- расширение кругозора учащихся;- формирование и укрепление устойчивого интереса к познанию тайн природы, кпредметам естественного цикла;- расширение экологических представлений младших школьников;- углубление теоретических знаний учащихся в области экологии и воспитаниеэкологически грамотной личности.Факультативный курс «Экология для младших школьников» включены следующие вопросы: экология как наука о связях живыхорганизмов и среды обитания; распознавание животных и растений, окружающихребенка; знакомство с исчезающими растениями и животными, Красной книгой;выяснение роли неживой природы в жизни живого; изучение экологическихсвязей в природе, влияния природы на состояние здоровья человека. Факультативный курс «Планета загадок» знакомит учащихся с удивительныммиром природы, ее тайнами и загадками. Программа А. А.Вахрушева, О. В. Бурского, А.С.Раутиан «МИР И ЧЕЛОВЕК» Альтернативный по отношению к другим программам по естествознанию курс «Мири человек» изучается в I-IV классах четырехлетней начальной школы. Онставит своей задачей познакомить учащихся с элементарной целостной научнойкартиной мира, воспитать человека, осознающего свое место и месточеловечества в этом мире. Такое изложение относительно целостной картинымира значительно расширяет кругозор учащихся, придает творческий характерпроцессу обучения, развивает интерес ребенка к освоению предмета иосознанию важности решения экологических проблем.Обучение сводится не к простому усвоению определенной суммы знаний, а к формированию определенного миропонимания, к выработке навыков обобщения, объяснения собственного опыта, решения конкретных задач. Поэтому формы организации иметоды преподавания при изучении предмета весьма разнообразны: уроки вклассе и в природе, экскурсии, домашняя работа, игра, практическая работа,творческие задания, самостоятельная работа и т.д.Программа I класса называется «Окружающий нас мир» и строится в основном наоснове личного опыта учащихся. В ней школьники познают мир, сравнивая его ссобой как наиболее известным объектом. Поэтому вся программа написана спозиции узнающего мир человека. Главная ее цель - показать всеобщуювзаимосвязь школьника со всей окружающей его действительностью. При этомвсе предметы и явления рассматриваются через призму «профессий» в жизничеловечества. Обобщая представления учащихся, полученные до школы, учительформирует базу для изучения основных природоведческих понятий в последующихклассах.В первых двух темах «Как ты узнаешь мир» и «Что нас окружает» учащиесязнакомятся с миром чувств человека, различными источниками информации:книгой, телевидением, кино, радио и другими. Они узнают правила общениядруг с другом, животным и растительным миром, окружающей природой. Воздух,вода, солнечный свет, почва рассматриваются не как условия среды, а какосновные богатства и кладовые природы.Программа Iкласса завершается темой «Времена года», где обобщаются и систематизируютсяпредставления учащихся о признаках и особенностях каждого сезона.Программа II класса «Земля. Части света» ставит своей целью формированиеосновных географических понятий. Главная идея программы для III класса «Живые обитатели планеты» состоит вобосновании ведущей роли живых организмов в поддержании порядка наповерхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, котороевводится в III классе - круговорот веществ в природе и роль в нем живыхорганизмов. Программа IV класса «Человек» посвящена человеку и его роли в биосфереЗемли. К концу изучения курса уучащихся должно быть сформировано представление о единственной стратегиивыживания человечества - вписывании своего хозяйства в историческисложившийся круговорот веществ в биосфере. Задание №11.Проанализировать предложенный фрагмент тематического планирования по теме «Эта удивительная природа» (программа А.А.Плешакова, 3 класс) (см стр. 146) Задание № 12.Разработать разноуровневые задания для дидактической карточки по теме «Планеты Солнечной системы» (программа А.А. Плешакова, 4 класс). 1. Какая планета Солнечной системы самая большая? (Юпитер)2. Какая планета Сс самая маленькая? (Плутон)3. Какая планета имеет плоское светящееся кольцо? (Сатурн)4. Какая планета имеет больше всего спутников?(Сатурн)5. Какая планета Сс самая тяжёлая? 6. Какое небесное тело не является планетой? (Луна) 7. Зависит ли температура на поверхности планет от удаленности от солнца?8. На сколько созвездий астрономы разделили небо? 9. Какая звезда самая яркая на небе?10. Какая звезда указывает точное направление на север?11. Какая планета названа в честь римского бога войны?12. Звезда, вокруг которой вращается Земля?13. Планета, названная в честь бога торговли?14. Пространство, окружающее Землю, звёзды и планеты. Задание № 13.Разработать систему заданий, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся, для этапа закрепления (тема урока «Дикие и домашние животные», программа А.А. Плешакова, 2 класс). 1. Закончи предложения: Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются… Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилище, заботятся о их потомстве, называются…2. Из перечисленных названий животных, выбери сначала домашних, а потом диких. Попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, куница, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.3. Соедините стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек: Корова яйца Куры мёд Овцы молоко, сыр, мясо Пчёлы шерсть4. Соедини стрелками название животного и название его жилища: Корова берлога Медведь хлев Куры конюшня Лиса курятник Лошадь нора Можно предложить игру «Угадай по описанию».1. Эта птица отличается от других перекрещенным клювом, питается семенами ели. Птенцов выводит зимой. (Клёст)2. Это крупное животное. Его называют лесным великаном. Кормится он разнообразной растительной пищей: корой, веточками. У самцов - рога с большой плоской частью, которую называют «лопатой». В начале зимы животные их сбрасывают. (Лось)3. Копытное животное, родственник


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.93.183 (0.021 с.)