Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и задачи гуманистического воспитания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте На современном этапе все больше внимания уделяется гуманистической направленности воспитания, показу путей гармоничного развития субъектов образовательного процесса. Цель гуманистического воспитания - создание условий для саморазвития, самореализации и гармоничного развития личности при сочетании ее собственных интересов с общественными, что предполагает гуманный характер взаимоотношений между участниками педагогического процесса. Из цели вытекают соответствующие задачи гуманистического воспитания: - дать личности возможность осознать смысл жизни, собственную уникальность, ценность, - приобщить личность к системе культурных ценностей и помочь выработать отношение к достижениям общечеловеческой и национальной культуры, * - раскрыть общечеловеческие нормы и содержание гуманистической морали, - развить интеллектуально-нравственную свободу личности, ее способность к рефлексии, - развить чувство патриотизма, уважения к законам страны, - вырабатывать отношение к труду как к социальной и личностно значимой потребности, - развить представления о здоровом образе жизни и направленности на реализацию личностных и социальных перспектив. В системе гуманистических метапринципов воспитания выделяют: 1. Принцип непрерывного гармоничного развития личности (обеспечение базовыми профессиональными знаниями, овладение общечеловеческой культурой и на этой основе развитие всех сторон личности. 2. Природосообразность воспитания, т.е. воспитание должно согласовываться с общими законами-развития природы и человека, развивать стремление к здоровому образу жизни, природоохранному поведению. i 3. Культуросообразность, т.е. основа на общечеловеческие ценности, этическую и другие виды культуры. 4. Деятельностный подход как принцип (овладение культурой происходит эффективнее в случае включения личности во все более разнообразную и продуктивную деятельность. 5. Личностный подход как принцип предполагает рассмотрение учащегося в качестве субъекта воспитания, т.е. ученик - это самоценная личность, которая должна воспринимать окружающих в таком же качестве. 6. Диалогический подход как принцип ориентирует на равноправное сотрудничество субъектов образовательного процесса. 7. Индивидуально-творческий подход как принцип предполагает создание условий для самореализации личности и развития ее творческих возможностей. Кроме данных основных принципов гуманистического воспитания существуют еще и частные принципы: - воспитания и обучения детей в коллективе, предполагающий оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса; - опоры на положительное в человеке; - единства и согласованности требований школы, семьи и общественности; - связи воспитания с жизнью и производственной практикой, т.е. систематическое знакомство учащихся с текущими событиями в жизни страны, ее экономике, политике, культуре, включение учащихся в общественно-полезную деятельность; - сочетания прямых и параллельных педагогических действий и др. Важно помнить, что для успешного определения и решения воспитательных задач, отбора содержания, методов, форм и средств необходимо использование данных принципов в совокупности, а не изолированно. Вопрос 11 Педагогические идеи Я.А.Коменского Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) возглавлял общину «чешских братьев», боровшихся за свою национальную независимость. В 1628 г. после начала тридцатилетней войны в Европе и репрессий со стороны церкви община покинула Чехию и перебралась в Польшу. Там Коменский прожил около 30 лет. Но за это время посетил: • Швецию, составляя учебники для школ, • Англию, разрабатывая планы реформы школы, • Венгрию, где работал консультантом по организации школьного обучения. В самой Польше Коменский руководил братской школой, осуществил задуманные реформы, писал учебники. За время изгнания им было написано немало трудов: «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», «Великая дидактика», «Открытая дверь языков всех наук», «Мир чувственных вещей в картинках», «Материнская школа» и др. После 1656 г. Коменский жил в Амстердаме, где он издал многие свои произведения. Там же он и умер. Обоснование системы воспитания. Коменский первым обосновал принцип природосообразности воспитания. По его мнению, природному началу в человеке присуща способность к самодвижению, и, следовательно, ребенку необходимо предоставлять возможность самостоятельного освоения и осмысления мира. Провозглашая принцип природного равенства людей, Я.А. Коменский признавал наличие у них индивидуальных задатков. По его утверждению, академические учебные занятия будут успешными, если каждый посвятит себя тому виду работы, к которому его предназначила природа. Возрастная периодизация Исходя из принципа природосообразности, Я.А. Коменский делил жизнь ребенка (от рождения до 24-х лет) на 4 шестилетних цикла: детство, отрочество, юность, возмужалость. Для каждого цикла он разработал образовательные ступени. 1. Для детей до 6 лет (детство) - «Материнская школа», т.е. дошкольное воспитание под руководством матери. Содержание обучения, по мнению Коменского, должно включать в себя: развитие речи, первоначальное знакомство с явлениями природы и общественной жизни, приучение к труду, развитие таких нравственных привычек как трудолюбие, правдивость, уважение к старшим и др. 2. Для детей 6-12 лет (отрочество) Коменский предложил школу родного языка, которая должна быть в каждом небольшом селении (это начальная школа). Традиционное содержание образования Я.А. Коменский расширил предметами: геометрия, география, естествознание, политика, экономика, религия (вместо простого заучивания молитв), знакомство с ремеслом, пение. 3. Для воспитанников 12-18 лет (юность) в каждом городе должна быть латинская школа или гимназия. К традиционным тогда «7 свободным искусствам» Коменский добавил следующие предметы: историю, географию, естествознание, латинский, греческий и родной языки, мораль, богословие, хронологию (принципы летоисчисления). 4. Для людей 18-24 лет (возмужалость) Коменский предложил создать в каждой крупной области или государстве академию с тремя традиционными факультетами: богословским, медицинским, юридическим. Для зачисления в академию Коменский требовал от молодых людей необычайных умственных способностей. Наряду с одаренностью студент должен обладать трудолюбием и честностью. Наибольшее внимание следует уделять проявлению самостоятельной работы студентов. Образование в академии должны довершать путешествия. Содержание образования Коменский не разрабатывал. Дидактические взгляды. Важнейшее место в педагогическом наследии Коменского занимает дидактика. Основные дидактические идеи носят сенсуалистический характер (т.е. основаны на чувственном восприятии человека, его ощущениях). Все проблемы, которые относятся к дидактике, Коменский связывал с построением процесса обучения, обеспечивающего успешное, легкое, краткое и основательное усвоение знаний (это сердцевина дидактики Коменского). Положив в основу теории обучения идею природосообразности, Коменский считал, что основным для обучения должен быть «естественный» метод, т.е. основанный на подражании природе. Идти вслед за природой, значит развивать в ребенке: - в «Материнской школе» - внешние органы чувств, - в школе родного языка - воображение и память (т.е. внутренние чувства) вместе с рукой и языком, - в гимназии - понимание и суждение, - в академии - волю. Т.о., речь идет о последовательности развития духовных сил ребенка. В дидактическом учении Коменского прослеживаются следующие дидактические принципы: 1) наглядности (главный). Коменскому принадлежит разработка т. наз. «золотого правила дидактики»: «Все, что можно, предоставлять для восприятия всеми органами чувств». 2) Последовательность, 3) Сознательность, 4) Систематичность, 5) Посильность, 6) Прочность. Организация школьного обучения. Заслугой Коменского является то, что он создал совершенно новую для своего времени классно-урочную систему обучения детей в коллективе (которая функционирует до сих пор). Наиболее характерные указания Коменского: необходимо создать все педагогические условия, которые обеспечивают обучение коллектива учащихся под непосредственным руководством учителя. Каждый класс должен иметь свою учебную комнату. Детально рассмотрел вопрос о распределении времени в школах. Он обосновал теорию учебного года и учебного дня (учебные занятия должны начинаться осенью; в течение года 4 раза каникулы; учебный год делится на месяцы, недели, дни, часы; был против домашних заданий - все необходимое нужно выполнять в школе). Без твердой дисциплины невозможно учить основательно и успешно. Коменский выступал за сознательную дисциплину, основанную на интересе к знаниям и уважении к учителю. Требования к учителю: честность, деятельность, призвание к своему делу, своим примером обогащать учащихся, владеть не только знаниями, но и методами обучения, вести контроль и проверку работ и знаний учащихся. Коменский создал пансофическую школу, т.е. школу всеобщей мудрости. Пансофизм - объединение всех добытых человечеством знаний и донесение их через школу на родном языке до всех людей. Эта школа была призвана: - распространять знание всего известного в то время - как выражение мудрости. В ней обучают всем предметам нужным для настоящей и будущей жизни. -Школа предназначена для всех слоев общества. - Учащиеся должны не только научиться применять знания, но и приобрести способность хорошо говорить. Т.о., Коменский придавал этой школе практический характер. Учение Коменского оказало огромное влияние на прогрессивную мировую педагогику. Его считают выдающимся основоположником педагогической науки и в наши дни, т.к. его идеи актуальны и полезны до сих пор. Вопрос 12 Педагогическая мысль эпохи просвещения в России. Реформы Петра 1 в области образования. XVIII век вошел в историю духовной культуры как век просвещения. Особенностью русских просветителей стало не только стремление освободить человеческий разум от церковных догм, но и сформировать новую национальную культуру, в частности, взгляды на воспитание. Новый нравственный идеал - это светски образованный человек, обладающий широким взглядом на мир, сохраняющий национальные традиции и готовый на подвиг ради блага Отечества. Давнее западноевропейское влияние создало базу для преобразования в разных сферах жизни, в том числе в сфере образования, что и было осуществлено в царствование Петра I (1672 - 1725). Благодаря Петру I образование стало рассматриваться как один из основных путей карьеры для человека любого сословия (кроме крепостных), что вызывало недовольство родовитых бояр. С целью преодоления культурной отсталости страны в 1700 г. в России было введено новое летоисчисление «от рождества Христова» (а не от «сотворения мира»). Началом года стало 1 января, а не 1 сентября. С 1702 г. выходит газета «Ведомости», где печатались статьи о наиболее важных событиях в стране. В 1708 г. введен гражданский шрифт. Это облегчило развитие светской литературы. По указанию Петра на русский язык были переведены некоторые иностранные книги, и, в частности, учебные книги Я.А. Коменского. Для проведения реформ были необходимы подготовленные исполнители - по мнению Петра, это должны быть отечественные кадры. У него было 2 пути подготовки специалистов: 1) путем обучения за границей, 2) путем создания собственной государственной системы образования. Именно в это время вместо традиционного на Руси слова «училище» прочно закрепляется термин «школа». Так, были открыты: Навигацкая школа, Артиллерийская (Пушкарская) школа, «русские» школы (обучение велось на русском языке). Первая основана на корабельных верфях под Воронежем. В них готовили мастеровых для строительства морских судов. Медицинская (Хирургическая) школа, Инженерная, Артиллерийская школы, 42 цифирные школы. Их цель - последующая профессиональная подготовка детей к государственной светской и военной службе. Сюда добровольно и принудительно зачисляли всех детей (от солдатских до дворянских), кроме крепостных крестьян. Их обучали грамоте, арифметике, геометрии. Однако они не получили поддержки среди всех слоев населения по ряду причин: - далеко от дома, - материальные трудности, - письменные просьбы дворян, купечества, духовенства об обучении детей на дому и т.п. Постепенно школы были закрыты. Морская академия, горные школы на Урале для детей низшего сословия. Проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу. Все школы ставили своей задачей подготовку специалистов в определенных отраслях хозяйства или военнослужащих. 1725.Г. - Академия наук, имевшая университет и гимназию (открыта после смерти Петра, но по его проекту). «Ученая дружина» петровской эпохи. Петровские реформы в области образования поддерживали известные деятели: И.Т. Посошков, Феофан Прокопович, Л.Ф. Магницкий, В.Н. Татищев и др. Это интеллектуальное объединение называли «петровской ученой дружиной». Их отличал государственный подход к проблемам образования. Иван Тихонович Посошков (1652-1726). Свои философско-педагогические взгляды он изложил в своем сочинении «Книга о скудости и богатстве». Он считал обязательным начальное образование для крестьян, в т.ч. для «малых» народов - мордва, чуваши. Просвещению народа должно способствовать создание общеобразовательных школ и профессиональных заведений. Ему принадлежит мысль о создании учебных книг на русском языке, построенных по принципу самоучителя, которыми учащиеся могли бы пользоваться самостоятельно. Говорил о необходимости упростить церковнославянский шрифт. Главную роль в распространении просвещения среди крестьян Посошков отводил духовенству. В его сочинении «Завещание отеческое сыну своему» даются рекомендации по организации воспитания и обучения детей, например, ввести в обучении строгий порядок, фиксировать знания каждого ученика в специальной книге и др. Он подробно описывает правила церковного поведения - молитвы, поклоны, борьба с ересью, при этом четко прослеживаются идеи Ветхого и Нового Заветов (т.е. сталкиваются старые и новые взгляды). Так, он призывает к суровости воспитания детей, выступает за крепкую от-цовскую власть в семье. Но при этом советует опекать детей, воспитывать в них честность, трудолюбие, милосердие по отношению к людям и животным. Феофан Прокопович (1681 - 1736) - идеолог и интеллектуальный наставник дружины. В своем сочинении «Духовный регламент» (1721) он изложил программу нового школьного обучения. Он рассматривал образование как средство подготовки и формирования нового человека, влияющего на прогресс общества и новое устройство государства. Он выступал против схоластического обучения (формального, оторванного от жизни). Считал необходимым заложить основы морального поведения, основой которого является религия. Свои взгляды он пытался применить в практике обучения в архиерейских школах, духовных семинариях и в доме для сирот и бедных детей, который он открыл в 1721 г. Василий Никитич Татищев (1686 - 1750). Он ставил перед образованием практические задачи, считая их важнее религиозного, духовно-нравственного воспитания. Он был сторонником общественного воспитания и требовал расширения сети школ. И, хотя, он отстаивал сословный принцип просвещения (для детей дворян - гимназия, кадетский корпус, академия), тем не менее, он являлся сторонником и организатором народных школ и промышленных училищ, в которых ремесленное обучение следовало сочетать с обучением счету, письму, чтению. Школа, по его мнению, должна формировать «разумного эгоиста», что предполагало осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, умение различать добро и зло. В содержание общего образования, которое должно предшествовать профессиональному, должны входить: родной и иностранные языки, красноречие, математика, физика, анатомия, история и некоторые другие «полезные» и «нужные» науки. Их должны дополнять «щегольские» науки - поэтика, живопись, танцы, музыка. Татищев предъявлял высокие требования к учителю, который должен быть высоконравственным, благоразумным, честным, хорошо знать свой предмет, не воровать, не лгать, не быть пьяницей и блудливым, учитывать индивидуальные способности ребенка и делать упор на те предметы, к которым он проявляет склонность. Нравственное воспитание должно осуществляться дома. Качества личности должны зависеть от будущего рода деятельности: для будущих гражданских служащих - терпеливость, самостоятельность, бескорыстие; для военных - рассудительность, храбрость, но не безрассудство и др. С 18 до 30 лет - госслужба, после 30 лет - женитьба. Теоретические разработки и их практическое воплощение представителями «ученой дружины» говорят как о масштабности, так и реальности замыслов. Они внесли значительный вклад в развитие педагогической науки, явились идейными предшественниками Ломоносова М.В. Педагогическая деятельность М.В. Ломоносова (1711 - 1765). Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. Образование он рассматривал как средство переустройства жизни общества. Считал, что правильно поставленное образование совершенствует нравы, развивает пытливость и способность к творчеству. Ломоносов впервые в России разработал педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание. Он разграничивал науку и религию, т.е. отстаивал идею светского образования. Впервые в русской педагогике он выступил сторонником соединения классического естественно-научного и реального образования. В его методах обучения выделяются элементы политехнического образования. Ломоносов был сторонником принципа природосообразности, считая важным руководствоваться факторами естественного природного развития ребенка. По его мнению, природные особенности и склонности детей - это основа их развития. Ломоносов видел органическую связь воспитания и обучения, настаивал на взаимосвязи умственного развития с физическим и нравственным воспитанием. В воспитании, которому он отводил большую роль, он исходил из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. Целью воспитания он считал формирование человека-патриота, способного бескорыстно служить Родине, трудолюбивого, высоконравственного, проявляющего любовь к науке и знаниям. Важным методом и условием воспитания он называл порядок и дисциплину. В случае необходимости не возражал против телесных наказаний. Обучение: Основываясь на учете детской психологии и индивидуализации обучения, Ломоносов выдвинул дидактические принципы: главные 2 - развивающего обучения и доступности, а также логичности, наглядности, научности, связи теории и практики, основательности знаний. Ему принадлежит разработка методик преподавания физики, химии, географии, русского и иностранного языков. Ломоносов принимал активное участие в создании Московского университета (1755 г.). В университете было 3 факультета: медицинский, юридический, философский. При университете было открыто 2 гимназии: 1 - для детей дворян, 2-я - для разных чинов, кроме крепостных крестьян. Ломоносов так и не сумел добиться для них права обучения в гимназии (хотя старался до последних дней жизни). Т.е. он был сторонником бессословной системы образования вплоть до университета. В гимназии изучали математику, географию, русский язык и латынь. В этих гимназиях + в академической Ломоносов начал первым внедрять классно-урочную систему, считая ее наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за д/з и экзамены. В 1755 г. вышло его учебное пособие «Русская грамматика». Он первым начал читать лекции на русском языке с 1748 г., переводил учебные пособия по разным наукам, обогатил лексику русского языка научными терминами, в частности выделил главные научные категории в педагогике, которыми мы пользуемся до сих пор. Ломоносов заложил основы педагогической этики, сформулировав идеал народного учителя, к которому он предъявлял особые требования: - быть природным россиянином, - научная подготовка, -педагогическое мастерство, - нравственная чистота, - трудолюбие, - любовь к детям, - ответственность, -быть «добрым примером». Эти требования соблюдал и он сам. Другие его произведения: «Краткое руководство к риторике», «Древняя российская история», «Проект регламента московских гимназий» и мн. др. Т.о. Ломоносов, заложив основы научной отечественной педагогики, проявил себя педагогом-новатором. Как истинный патриот, он считал, что любая наука, и в т.ч. педагогика, должна служить Отечеству. По его мнению, положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.237 (0.012 с.) |