Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
V. Проверка решения задачи, запись ответаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Способы проверки: - составление и решение обратной задачи; - решение задачи другим способом; - соотнесение полученного результата и условия задачи; - прикидка ответа или установление его границ VI. Работа над задачей после ее решения: - варьирование данных, условия и вопроса; - решение задачи путем введения в ее условие дополнительных данных; (Расшифровка таблицы Традиционно в методике разделяют процесс обучения решению задач на две ступени: решение простых задач и решение составных задач. Различные учебники отводят каждой из этих ступеней различный временной промежуток. В настоящее время имеют место две тенденции: в одних учебниках реализовано раннее знакомство с простой задачей (ноябрь—декабрь 1 класса) и раннее знакомство с составной задачей (февраль—март 1 класса) — это учебники традиционной школы (2001) и учебники Л.Г. Петерсон (Школа 2100). В других учебниках знакомство с простой задачей отодвинуто на 2 класс (октябрь—ноябрь), но при этом почти сразу за знакомством с простой задачей следует знакомство с составной задачей — это учебники И.И. Аргинской (учебник — тетрадь) и учебник Н.Б. Истоминой. Цель работы над простой задачей можно определить как обучение ребенка самостоятельной работе над текстовой формой простой задачи с применением на практике всех приобретенных ранее умений: 1) моделирование (в том или ином виде) заданной в задаче ситуации; 2) составление математического выражения соответственно смыслу ситуации (выбор действия); 3) оформление записи в равенство с наименованием; 4) запись ответа в краткой форме. Суть и смысл работы над простой задачей заключается в том, чтобы перевести текстовое описание ситуации (словесную модель) любого вида в упрощенную схему (предметный или схематический рисунок, краткую запись), показывающую взаимоотношения между данными и искомым и оформить это отношение в виде равенства с наименованием, т. е. непосредственно записать решение, а затем ответ (можно сказать, что при этом выполняется второй перевод ситуации с языка графики — рисунка или схемы на язык математических символов — чисел и знаков). Материальными условиями создания модели методической деятельности учителя является наличие в каждой текстовой задаче: 1) числовых или буквенных данных; 2) условия, то есть текста, который поясняет, что обозначают эти данные; 3) вопроса-требования найти значение искомой величины. Решение текстовых задач осуществляется поэтапно. К этапам решения задачи относятся: 1. Восприятие и первичный анализ. При этом предполагается, что ученик понимает значение каждого слова в тексте задачи и мысленно представляет ситуацию, изложенную в ней. 2. Моделирование задачи. 3. Поиск решения и составление плана решения задачи. Запись решения и ответа задачи. 4. Осуществление плана решения. 5. Проверка решения, запись ответа. 6. Работа над задачей после ее решения. Названные этапы являются соответственно составляющими модель методической деятельности учителя в процессе обучения решению текстовых задач. Рассмотрим алгоритм методической деятельности учителя в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач. I. Восприятие и первичный анализ. На этом этапе можно выделить следующие методические приемы: а) выделение в тексте условия задачи и ее вопроса; б) представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче (мысленное рисование, словесное рисование), мысленное участие в ней (если это возможно); в) разбиение текста задачи на смысловые части, переформулировка текста задачи; выделение ключевых слов, которые определяют выбор действия: «было», «взяли», «осталось», «больше на столько-то» и др. Проверка, достаточно ли в условии задачи исходных данных для определения неизвестной величины? Или имеются лишние исходные данные? Какие? Не противоречивы ли исходные данные? Каждый из перечисленных выше приемов начинается с чтения или слушания задачи. От того, как она будет прочитана или прослушана, зависит ее понимание. Основные требования к чтению задачи: - правильное чтение всех слов, сочетаний слов, соблюдение знаков препинания; - правильная расстановка логических ударений, особенно при чтении вопроса задачи. Необходимо учить младших школьников правильной постановке логического ударения в вопросе задачи. Для этого можно предложить следующие упражнения: 1. Прочитать предложенный вопрос задачи, выделив в нем нужное слово в зависимости от той ситуации, к которой он задан. Ситуации и вопрос учитель подбирает, учитывая возможную вариативность логического ударения. 2. Придумать ситуацию (условие задачи), к которой можно поставить такой вопрос… Выделение условия и вопроса из текста задачи в некоторых случаях проходит формально; учитель предлагает задание: - прочитать условие задачи; - прочитать вопрос. Возможно использование приема постановки вопросов к тексту задачи: - о чем говорится в задаче? - что обозначает число…? - что известно о…? - что требуется узнать? И т.п. Продумывание вопросов, связанных с осознанием текста задачи, может оказаться настолько эффективным, что после ответа на них большинство учащихся уже самостоятельно справляются с дальнейшей работой. Представлению описанной в задаче ситуации учащихсянеобходимо также обучать с помощью таких упражнений, как: 1) по тексту задачи представить ситуацию, описанную в нем. Через 1 – 2 минуты после чтения учитель просит 1 – 2 учеников рассказать, что они представили (нарисовать «словесную» картинку). Учитель совместно с другими учениками анализирует качество представления; обращает внимание на существенные детали, которые обязательно нужно представить, и не существенные, которые лучше опустить; 2) один из учеников читает задачу про себя и затем рассказывает о том, как он представляет себе, о чем говорится в задаче. По его рассказу остальные учащиеся воссоздают текст задачи. При разбиении текста задачи на смысловые части и выделении необходимой для поиска решения информации происходит не только понимание, но и запоминание содержания задачи. На разных этапах обучения разбиение может производиться по-разному. В начале работы над простыми задачами полезно разделить текст на части, описывающие: а) начало события: «В саду росло 6 кустов малины»; б) действие, которое произвели (произошло) с объектами задачи: «3 куста засохли»; в) конечный момент события, результат действия, о чем обычно говорится в вопросе задачи: «Сколько кустов осталось?» Для других простых задач выделяют описания двух связанных определенным отношением совокупностей предметов, двух значений величины и т.п. Например: «У Коли 7 марок, а у Саши на 3 марки меньше. Сколько марок у Саши?» Для составных задач разбиение текста может служить основой выделения простых задач, последовательное решение которых составляет решение исходной составной задачи. Пример: «В саду 23 вишни, черешен на 3 меньше, чем вишен, а яблонь столько, сколько вишен и черешен вместе. Сколько яблонь в саду?» Разбиение текста задачи происходит при фронтальной работе над ее содержанием. О чем эта задача? Что требуется узнать? На какие логические части можно разделить ее текст? Выясняется, что задачу можно разбить на следующие части: 1. В саду 23 вишни, а черешен на 3 меньше, чем вишен. 2. Яблонь в саду столько, сколько вишен и черешен вместе. 3. Вопрос задачи: Сколько яблонь в саду После такого разбиения поиск решения заключается в выяснении того, что в каждом случае можно и нужно узнать и как это сделать. Разбиение текста задачи сопровождается переформулировкой текста. Цель — отбрасывание несущественных деталей, уточнение и раскрытие смысла важных элементов задачи. При использования этого приема у учащихся развивается абстрактное мышление, что так необходимо для успешного обучения математике. Постепенное сокращение текста задачи и формирование у учащихся умения выделять ее основной математический смысл — одно из стержневых направлений в работе по системе Л.В. Занкова. Самостоятельное и сознательное исключение из текста задачи всех необязательных слов приводит к составлению ее краткой записи и является, по мнению И.И. Аргинской, средством для глубокого и полного анализа математических связей, данных в задаче.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.009 с.) |