Вопрос 3 Технология педагогического общения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3 Технология педагогического общения



Общение - важнейшее условие и средство развития личности, духовное богатство которой зависит, в частности, от уровня коммуникативной культуры. В процессе педагогического общения учитель обучает школьников способам умствен­ной деятельности, управляет процессами учения, поддерживает заинтересованность учащихся на уроке, обучает нормам взаимоотношений с людьми, стремится к мотивационному обеспечению учебного процесса и снятию эмоциональной напря­женности. Воспитать у ребенка положительное отношение к к.-л. нормам возможно только через сложившийся механизм

общения, т.о., педагогическое общение - это многоплановый процесс организации и развития комму­никации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый их совме­стной деятельностью. Педагогическое общение в технологическом плане выражается в умениях: - нала­дить контакт, управлять общением учащихся на уроке, - эффективно организовать взаимоотношения с детьми на основе понимания их состояния; - управлять собственным психическим состоянием в обще­нии, - передавать собственное эмоциональное отношение к учебному материалу. В педагогическом процессе общение выполняет несколько функций. Классификация А.В. Мудрика:

- нормативная функция общения - отражает освоение школьниками социальных норм поведения: а) в ходе специально организованных учителем мероприятий, б) в обычной повседневной работе; в) в общении учащихся между собой, если оно целенаправленно корректируется воспитателем, г) в семье, где осваиваются первые правила поведения;

- познавательная - усвоение знаний об окружающем мире, природных и общественных явлени­ях: а) в ходе повседневной работы на уроках; б) на внеурочных и факультативных занятиях; в) при групповой работе на уроке; г) в результате стихийного общения;

- эмоциональная - обогащение положительных состояний воспитанников в течение разнообраз­ных методов и видов воспитательной работы (урок, перемена, мероприятия). В это время обогащается память, развивается мышление, совершенствуются эмоции ребенка, возбуждается определенное отно­шение к знаниям, собеседникам, себе, миру;

- актуализирующая - реализация в процессе общения типических и индивидуальных сторон лич­ности школьника, самоутверждение его и учителя, понимание собственной значимости и индивидуаль­ности всеми учащимися.

Для понимания сущности ТЕХНОЛОГИИ пед. общения нужно обратиться к понятию «коммуникативная задача», т.к. процесс профессионально-педагогического общения может быть пред­ставлен как система коммуникативных задач. В процессе их решения педагог реализует две основные цели: передать учащимся сообщение и побудить их к действию. Коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации. (Педагогическая задача - осмысленная пе­дагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования дейст­вительности). (Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, че­рез которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой).

Этапы решения коммуникативной задачи

: /. Ориентирование в условиях общения. Педагогу важно приспособить общий стиль своего обще­ния к конкретным условиям общения на уроке (мероприятии и т.п.). Он должен осознать собственный стиль общения с учащимися; мысленно восстановить предыдущие особенности общения в данном коллективе; уточнить стиль общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуа­ции в классе и текущих педагогических задач.

II. Этап привлечения к себе внимания. Приемы: а) вербальное общение с учащимися; б) выдерж­ка паузы, но не просто молчание, а активное внутреннее требование внимания к себе; в) двигательно-знаковый - применение наглядных пособий, запись на доске и пр.; г) смешанный вариант, включающий элементы трех предыдущих (используется чаще всего).

III. Предварительное выяснение особенностей объекта (класса, ученика). На основе данных I и II этапа педагог уточняет сложившееся представление об условиях общения и возможных коммуника­тивных задачах, пытается уловить уровень готовности аудитории к началу продуктивного общения. Здесь важно умение точно истолковывать т.наз. «мелочи» в поведении, жестах, отдельных репликах.

IV. Вербальное общение - основной этап, успешность которого определяется выразительной ре­чью педагога, умением логически излагать информацию, ориентацией речи на собеседника, инициатив­ностью в общении, способностью управлять общением, владеть жестами, мимикой, интонацией и др.

V. Организация обратной связи. Выделяют два вида такой связи: 1) содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала учащимися. Она осуществляется с по­мощью фронтального или индивидуального опроса и т.п. 2) Эмоциональная обратная связь устанавли­вается педагогом через чувствование настроя класса на уроке (мероприятии) - по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. В совокупности они эти два вида обратной связи дают педагогу информацию об уровне восприятия материала и познава­тельно-нравственной атмосфере проводимого занятия.

Стили педагогического общения Стиль пед. общения отражает особенности коммуникативных возможностей педагога; его общую и педагогическую культуру, профессионализм, творческую индивидуальность, сложившийся характер взаимоотношений с воспитанниками. Общепринятой классификацией стилей педагогического об­щения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный (Маркова А.К.).

При авторитарном стиле общения педагог единолично, исходя из собственных установок, при­нимает решения, касающиеся жизнедеятельности класса и каждого учащегося, субъективно оценивает ее результаты, акцентирует внимание на негативных поступках школьника, не принимая во внимание мотивы этих поступков. Он не позволяет проявлять учащимся самостоятельность и инициативу, оцен­ивание учащихся неадекватно, основано лишь на показателях успеваемости, т.е. ученик - объект воз­действия. Методы: приказ, поучение. Несмотря на хорошую успеваемость и дисциплину на уроке, пси­хологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная, часто возникают устойчивые конфликтные ситуации.

Либеральный (попустительский) стиль общения характеризуется невмешательством педагога в деятельность класса, равнодушием к проблемам учащихся. Такой педагог формально выполняет свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. При этом контроль за деятельно­стью школьников и динамикой развития их личности практически отсутствует. Успеваемость и дисцип­лина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны.

Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противопо­ложность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособ­ленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения.

Альтернативой этим стилям общения является демократический стиль, ориентированный на взаимодействие, на привлечение каждого к решению общих дел. Учащийся - субъект общения. Призна­ки этого стиля - взаимоприятие, сотрудничество, свободное обсуждение возникающих проблем, актив­но-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, сти­мулирование учащихся к творчеству, инициативе, организация условий для самореализации, глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Показатели успеваемости и дисциплины могут быть не очень высокими, но психологическая атмосфера в таких классах весьма благополучна. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высо­кой требовательностью к себе и другим. Методы: совет, просьба, побуждение к действию.

В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" стили общения. Н-р, некоторые приемы авторитарного стиля общения иногда оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с т. наз. «трудными» учащимися и классами. Однако и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на диалог и сотрудничество с учащимися, т.е. демократический стиль общения, так как он в большей степени способствует личностному росту воспитан­ников.

 

Вопрос 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.193.77.196 (0.005 с.)