Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 3 Технология педагогического общенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Общение - важнейшее условие и средство развития личности, духовное богатство которой зависит, в частности, от уровня коммуникативной культуры. В процессе педагогического общения учитель обучает школьников способам умственной деятельности, управляет процессами учения, поддерживает заинтересованность учащихся на уроке, обучает нормам взаимоотношений с людьми, стремится к мотивационному обеспечению учебного процесса и снятию эмоциональной напряженности. Воспитать у ребенка положительное отношение к к.-л. нормам возможно только через сложившийся механизм общения, т.о., педагогическое общение - это многоплановый процесс организации и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, порождаемый их совместной деятельностью. Педагогическое общение в технологическом плане выражается в умениях: - наладить контакт, управлять общением учащихся на уроке, - эффективно организовать взаимоотношения с детьми на основе понимания их состояния; - управлять собственным психическим состоянием в общении, - передавать собственное эмоциональное отношение к учебному материалу. В педагогическом процессе общение выполняет несколько функций. Классификация А.В. Мудрика: - нормативная функция общения - отражает освоение школьниками социальных норм поведения: а) в ходе специально организованных учителем мероприятий, б) в обычной повседневной работе; в) в общении учащихся между собой, если оно целенаправленно корректируется воспитателем, г) в семье, где осваиваются первые правила поведения; - познавательная - усвоение знаний об окружающем мире, природных и общественных явлениях: а) в ходе повседневной работы на уроках; б) на внеурочных и факультативных занятиях; в) при групповой работе на уроке; г) в результате стихийного общения; - эмоциональная - обогащение положительных состояний воспитанников в течение разнообразных методов и видов воспитательной работы (урок, перемена, мероприятия). В это время обогащается память, развивается мышление, совершенствуются эмоции ребенка, возбуждается определенное отношение к знаниям, собеседникам, себе, миру; - актуализирующая - реализация в процессе общения типических и индивидуальных сторон личности школьника, самоутверждение его и учителя, понимание собственной значимости и индивидуальности всеми учащимися.
Для понимания сущности ТЕХНОЛОГИИ пед. общения нужно обратиться к понятию «коммуникативная задача», т.к. процесс профессионально-педагогического общения может быть представлен как система коммуникативных задач. В процессе их решения педагог реализует две основные цели: передать учащимся сообщение и побудить их к действию. Коммуникативная задача есть та же педагогическая задача, но переведенная на язык коммуникации. (Педагогическая задача - осмысленная педагогическая ситуация с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности). (Педагогическая ситуация - составная часть педагогического процесса, педагогическая реалия, через которую инженер-педагог управляет педагогическим процессом и педагогической системой). Этапы решения коммуникативной задачи : /. Ориентирование в условиях общения. Педагогу важно приспособить общий стиль своего общения к конкретным условиям общения на уроке (мероприятии и т.п.). Он должен осознать собственный стиль общения с учащимися; мысленно восстановить предыдущие особенности общения в данном коллективе; уточнить стиль общения в новых коммуникативных условиях деятельности, исходя из ситуации в классе и текущих педагогических задач. II. Этап привлечения к себе внимания. Приемы: а) вербальное общение с учащимися; б) выдержка паузы, но не просто молчание, а активное внутреннее требование внимания к себе; в) двигательно-знаковый - применение наглядных пособий, запись на доске и пр.; г) смешанный вариант, включающий элементы трех предыдущих (используется чаще всего). III. Предварительное выяснение особенностей объекта (класса, ученика). На основе данных I и II этапа педагог уточняет сложившееся представление об условиях общения и возможных коммуникативных задачах, пытается уловить уровень готовности аудитории к началу продуктивного общения. Здесь важно умение точно истолковывать т.наз. «мелочи» в поведении, жестах, отдельных репликах. IV. Вербальное общение - основной этап, успешность которого определяется выразительной речью педагога, умением логически излагать информацию, ориентацией речи на собеседника, инициативностью в общении, способностью управлять общением, владеть жестами, мимикой, интонацией и др.
V. Организация обратной связи. Выделяют два вида такой связи: 1) содержательная обратная связь дает информацию об уровне усвоения учебного материала учащимися. Она осуществляется с помощью фронтального или индивидуального опроса и т.п. 2) Эмоциональная обратная связь устанавливается педагогом через чувствование настроя класса на уроке (мероприятии) - по поведению учащихся, выражениям их лиц и глаз, по отдельным репликам и эмоциональным реакциям. В совокупности они эти два вида обратной связи дают педагогу информацию об уровне восприятия материала и познавательно-нравственной атмосфере проводимого занятия. Стили педагогического общения Стиль пед. общения отражает особенности коммуникативных возможностей педагога; его общую и педагогическую культуру, профессионализм, творческую индивидуальность, сложившийся характер взаимоотношений с воспитанниками. Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный (Маркова А.К.). При авторитарном стиле общения педагог единолично, исходя из собственных установок, принимает решения, касающиеся жизнедеятельности класса и каждого учащегося, субъективно оценивает ее результаты, акцентирует внимание на негативных поступках школьника, не принимая во внимание мотивы этих поступков. Он не позволяет проявлять учащимся самостоятельность и инициативу, оценивание учащихся неадекватно, основано лишь на показателях успеваемости, т.е. ученик - объект воздействия. Методы: приказ, поучение. Несмотря на хорошую успеваемость и дисциплину на уроке, психологическая атмосфера в таких классах, как правило, неблагополучная, часто возникают устойчивые конфликтные ситуации. Либеральный (попустительский) стиль общения характеризуется невмешательством педагога в деятельность класса, равнодушием к проблемам учащихся. Такой педагог формально выполняет свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием. При этом контроль за деятельностью школьников и динамикой развития их личности практически отсутствует. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны. Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения. Альтернативой этим стилям общения является демократический стиль, ориентированный на взаимодействие, на привлечение каждого к решению общих дел. Учащийся - субъект общения. Признаки этого стиля - взаимоприятие, сотрудничество, свободное обсуждение возникающих проблем, активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, стимулирование учащихся к творчеству, инициативе, организация условий для самореализации, глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Показатели успеваемости и дисциплины могут быть не очень высокими, но психологическая атмосфера в таких классах весьма благополучна. Межличностные отношения в них отличаются доверием и высокой требовательностью к себе и другим. Методы: совет, просьба, побуждение к действию.
В реальной педагогической практике чаще всего имеют место "смешанные" стили общения. Н-р, некоторые приемы авторитарного стиля общения иногда оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с т. наз. «трудными» учащимися и классами. Однако и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на диалог и сотрудничество с учащимися, т.е. демократический стиль общения, так как он в большей степени способствует личностному росту воспитанников.
Вопрос 4
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.136.117 (0.013 с.) |