Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взгляды Ушинского на воспитание.

Поиск

Ушинскому принадлежит создание несуществующей до него области познания - педагогической антропологии. Педагогу необходимо знание законов человеческой природы, а не отдельных правил воспитательной работы. Этой проблеме посвящен его главный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В этом труде он обосновал предмет педагогики, ее основные за­кономерности и принципы.

По его мнению, искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке. Он утверждал, что педагогика должна стоять на фундаменте таких наук о человеке как анатомия, физиология, логика, философия, история и мн. др., но особенно психологии. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его тоже во всех отношениях».

Вообще, цель воспитания, по Ушинскому, - воспитание совершенного человека: гуманного, об­разованного, трудолюбивого, религиозного, патриота.

Считая, что человек должен быть развит гармонически, среди различных сторон воспитания главное значение Ушинский придавал нравственному. Нравственность у него соединяется с религией. «Все школьное учение должно быть проникнуто разумным, религиозным и нравственным элементом». Средства нравственного воспитания, по Ушинскому: 1) непреднамеренные - природа, семья, народ и его язык, 2) преднамеренные - школа, правильная организация труда и отдыха (смена видов деятельно­сти), игра, воспитывающее обучение, убеждение словом, доверие и любовь к детям, педагогический такт, не исключающий разумной требовательности к детям. Он призывал отказаться от педагогики страха, наказания должны носить предупреждающий характер (замечания, снижение отметки за пове­дение и пр.).

Ушинский особо выделял одну нравственную силу - личность педагога, которую наряду с семь­ей он считал важнейшим фактором воспитательного воздействия на ребенка. Но чтобы деятельность учителя не стала механической, ему необходимо постоянное самосовершенствование.

Выдвигая тезис двуединства обучения и воспитания, Ушинский главное значение придавал именно воспитательным задачам.

Учение о дидактике. Основным средством умственного, нравственного и физического развития Ушинский считал обучение. Обучение необходимо строить на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей ребенка. Ушинскому принадлежит создание всеобъемлющей теории обучения - ДИДАКТИКИ. Он выделил следующие принципы обучения:

1. Посилъностъ и доступность. Содержание учения должно соответствовать возрасту ребенка. В обучении недопустимо чрезмерное напряжение или легкость (нельзя опускать предмет до уровня дет­ского понимания).

2. Наглядность - одно из условий развития мышления и получения полноценных знаний. Он предлагал вести обучение на непосредственно воспринимаемых образах (картинки, модели...), а не на отвлеченных словах и представлениях.

3. Последовательность - изучение предметов от легкого к трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего. Важно постепенное усложнение в соответствии с развитием ре­бенка, но на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении.

4. Сознательность. Если ученик будет понимать предлагаемые знания, то это будет стимулиро­вать развитие самостоятельности.

5. Основательность и прочность усвоения. С целью предупреждения забывания и лучшего по­нимания нового необходимо повторение учебного материала, а также его последующее расширение и углубление.

Школа, по Ушинскому, должна ориентироваться на сочетание материального и формального об­разования, т.е. одновременное развитие способностей и обогащение знаниями. К условиям успешной организации занятий в школе, он отнес: - ведущую роль учителя; - классно-урочную систему; - посто­янный состав учащихся; - твердое расписание занятий; - сочетание фронтальных и индивидуальных за­нятий.

Рассматривая обучение как средство воспитания, Ушинский выделил 2 вида учения: 1) пассивное - посредством преподавания, 2) активное - посредством собственного опыта. Обучение протекает бы­стрее, когда готовую истину сообщает учитель, однако принятый на веру материал быстро забывается. Истина становится полной собственностью ученика, когда он сам ее находит. «Ученик - не сосуд, кото­рый надо заполнить, а факел, который надо зажечь».

Активность учащихся в обучении достигается благодаря занимательности преподавания, считал Ушинский (при этом с возрастом ученика внутренняя занимательность должна вытеснять внешнюю). Он отделял учение от игры, считая учение непременной обязанностью школьника. Ребенка необходимо приучать делать не только то, что интересно, но и то, что его не занимает - ради удовольствия испол­нить свою обязанность. К средствам активизации он отнес: сократический и эвристический методы, средства наглядности, отсутствие чрезмерной напряженности или легкости в изучении материала и др. Особенно опасна перегрузка для младших школьников. С целью предупреждения их утомляемости, Ушинский рекомендовал перемену занятий, а также считал, что домашние задания следует давать толь­ко после овладения правильными навыками самостоятельной работы.

Идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Народность - это объек­тивная потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличи­тельными национальными чертами и творческими проявлениями.По мнению Ушинского, школа и воспитание в каждой стране должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями конкретного народа, тогда как слепое подражание другому народу принесет только вред. В своей работе «О народности в общественном воспитании», Ушинский анализи­рует системы школ Европы и Америки, раскрывает их особенности и зависимость от истории народа. Так, особенность немецкой системы воспитания - страсть к систематичности и полноте знаний, ориен­тация на умственное развитие. Характерные черты французской системы - внешний лоск, материальная польза, тщеславие. Главная цель - передача технических знаний.

Идеал английской системы - развитие характера, привычка и умение владеть собой, манеры ис­тинного джентльмена. Главная цель американской системы - развитие характера, патриотизм, внедре­ние в школьную практику новых достижений.

По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях.

Русская национальная школа чрезвычайно самобытна, для нее характерна направленность на развитие у детей патриотизма, любви к Родине. Для этого необходимо знакомить учащихся с историй и географией России, в основу обучения должен быть положен русский язык, т.к. родной язык - лучшее выражение народности.

Важное место в трактовке народности Ушинским занимает труд как ведущий фактор развития личности и ее вхождения в жизнь. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», Ушинский говорит о воспитательной силе труда, которая служит источником нравственности и челове­ческого достоинства. Разделяя понятия «свободный» и «несвободный» труд, Ушинский считает, что только свободный труд делает человека счастливым. Несвободный труд, труд раба, разрушает челове­ческую личность так же как нежелание трудиться, отказ от личного труда.

Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжелым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации обучения в школе. Главная задача учителя - не в простой передаче знаний, а в приучении ребенка к умственному труду.

Т.о., Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.

 

 

Вопрос 14.

Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого (1828 – 1910).

Три периода педагогической деятельности Л.Н. Толстого.

1-й период деятельности (1859–1862 гг.). Толстой сам работает учителем в школе, которую он организовал в своей родовой усадьбе Ясная Поляна. Одним из его педагогических принципов было свободное воспитание, как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, - при осторожной помощи педагога. Цель воспитания - способствовать развитию в ребенке гармонии качеств, которые он несет в себе. Однако в 1861-1862 гг. содержание обучения было расширено: история, черчение, каллиграфия, грамматика, пение, рисование, беседы из естественных наук. Традиционные уроки в школе заменялись увлекательными оживленными беседами учителя и учеников. Твердого учебного плана, программы и расписания не было.. Учитель мог начать урок по одному предмету, а закончить другим. Все учебные принадлежности выдавались в школе. За опоздания на урок не ругали. Домашние задания не задавались. К тому же от детей не требовалось запоминания пройденного на прошлых уроках.

В 1862 г. Толстой начал издавать журнал «Ясная Поляна. После проведенного летом 1862 г. обыска в школе, Толстой прекратил работу.

2-й период. В 1872-74 гг. Толстой возобновил уроки в Яснополянской школе.

Дидактические взгляды (правила) Толстого. 1) обучение – многосторонний процесс активного и обязательного усвоения учебного материала. Толстой был против простого запоминания фактов, отмечая важность их творческой переработки, самостоятельного обобщения и проверки. 2) условия успешности обучения: сознательность, доступность, посильность, наглядность, учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, хорошие взаимоотношения между учителем и детьми. 3) классная дисциплина не должна быть основана на угрозах и принуждении, она устанавливается и поддерживается детьми, увлеченными работой.

Отрицательные моменты дидактических взглядов:

1) не придавалось значения структуре урока.

2) Сообщение знаний не имело определенной формы.

В эти годы он издает учебные пособия: «Азбуку» (позже «Новую Азбуку»), которая выдержала 30 изданий до конца XIX века, четыре «Книги для чтения».

3-й период педагогической деятельности – 80-е гг. до конца жизни. Толстой критикует современную ему систему нравственного воспитания. Толстой проповедует «панморализм» - идею подчинения всего морали. В основу нравственного воспитания он ставит свою «толстовскую» религию, развивая идею всеобщей любви к людям, всепрощения, смирения, увеличения добра в мире каждым человеком, а также идею ненасилия

Теория свободного воспитания Толстого гораздо содержательнее, чем у Ж.-Ж. Руссо. Руссо считал главным воспитание вдали от общества, от искусственной культуры. А Толстой проповедует свободу в условиях общественной, хотя и свободной жизни.

Педагогические воззрения Толстого получили развитие в институте развития образования г. Тулы, где в 1990 г. была создана научно-исследовательская лаборатория «Школа Л.Н. Толстого». Задача школы – найти пути, способные помочь ребенку ощутить себя частицей целого, осознать нравственную ответственность за судьбу свою и человечества. В учебный план начальной школы включены новые предметы «Азбука», «Круг чтения», «Чаша жизни», «Природа и труд».

Духоведческий предмет «Чаша жизни» рассчитан на 5 лет изучения – 600 часов (по 2 часа в неделю). Почасовое планирование осуществляет учитель. Цель предмета – помочь ребенку отыскать бессмертный смысл его существования, раскрыть возможности духовной свободы, сформировать внутреннюю свободу, культуру чувства, культуру общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущение своей неповторимости. Процесс общения исключает интеллектуальный диктат над развитием учащегося. Ему предлагаются разные подходы к тем или иным вопросам, причем в доступной для него форме.

«Чаша жизни» как предмет призван непроизвольно через всю систему вопросов, раздумий, разных форм общения заложить основы эмоционально-образной памяти.

Интегрированный курс «Природа и труд». Главная задача – способствовать духовному образованию, нравственному становлению человека, формировать не только ответственное отношение к природе, но и развивать гуманистические начала личности, создавать совершенный механизм взаимодействия человека и природы. Предмет позволяет организовать трудовую деятельность детей в единстве с природой, создает основу для их приобщения к культуре с/х труда, ремеслу и народным промыслам. Труд при этом становится осмысленным и интеллектуально насыщенным, а познавательная деятельность обогащается практическим опытом и наблюдениями.

Интегрированный курс «Азбука Л.Толстого». «Азбука»– учебное пособие, предназначенное для уроков чтения и русского языка, идущих параллельно (5 часов в неделю на каждый предмет). В нее включены былины, пословицы, притчи, рассказы бытового и научно-познавательного характера. Поэтические произведения учитель выбирает сам, используя подготовленный лабораторией цикл книг «Круг чтения». На уроках чтения учитель решает главные задачи: 1. Пробуждение у учащихся интереса к осмысленному чтению, позволяющему получать наслаждение от встречи с подлинно художественным словом; 2. Формирование нравственных понятий, определенных жизненных ориентиров, эмоционально-волевых свойств; 3. Развитие эстетических чувств, художественного вкуса, стимулирование самостоятельной творческой деятельности учащихся, направленной на создание авторских текстов; 4. Активизация мыслительной деятельности и развитие культуры речи учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 4123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.01 с.)