Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взгляды Ушинского на воспитание.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Ушинскому принадлежит создание несуществующей до него области познания - педагогической антропологии. Педагогу необходимо знание законов человеческой природы, а не отдельных правил воспитательной работы. Этой проблеме посвящен его главный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В этом труде он обосновал предмет педагогики, ее основные закономерности и принципы. По его мнению, искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке. Он утверждал, что педагогика должна стоять на фундаменте таких наук о человеке как анатомия, физиология, логика, философия, история и мн. др., но особенно психологии. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его тоже во всех отношениях». Вообще, цель воспитания, по Ушинскому, - воспитание совершенного человека: гуманного, образованного, трудолюбивого, религиозного, патриота. Считая, что человек должен быть развит гармонически, среди различных сторон воспитания главное значение Ушинский придавал нравственному. Нравственность у него соединяется с религией. «Все школьное учение должно быть проникнуто разумным, религиозным и нравственным элементом». Средства нравственного воспитания, по Ушинскому: 1) непреднамеренные - природа, семья, народ и его язык, 2) преднамеренные - школа, правильная организация труда и отдыха (смена видов деятельности), игра, воспитывающее обучение, убеждение словом, доверие и любовь к детям, педагогический такт, не исключающий разумной требовательности к детям. Он призывал отказаться от педагогики страха, наказания должны носить предупреждающий характер (замечания, снижение отметки за поведение и пр.). Ушинский особо выделял одну нравственную силу - личность педагога, которую наряду с семьей он считал важнейшим фактором воспитательного воздействия на ребенка. Но чтобы деятельность учителя не стала механической, ему необходимо постоянное самосовершенствование. Выдвигая тезис двуединства обучения и воспитания, Ушинский главное значение придавал именно воспитательным задачам. Учение о дидактике. Основным средством умственного, нравственного и физического развития Ушинский считал обучение. Обучение необходимо строить на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей ребенка. Ушинскому принадлежит создание всеобъемлющей теории обучения - ДИДАКТИКИ. Он выделил следующие принципы обучения: 1. Посилъностъ и доступность. Содержание учения должно соответствовать возрасту ребенка. В обучении недопустимо чрезмерное напряжение или легкость (нельзя опускать предмет до уровня детского понимания). 2. Наглядность - одно из условий развития мышления и получения полноценных знаний. Он предлагал вести обучение на непосредственно воспринимаемых образах (картинки, модели...), а не на отвлеченных словах и представлениях. 3. Последовательность - изучение предметов от легкого к трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего. Важно постепенное усложнение в соответствии с развитием ребенка, но на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении. 4. Сознательность. Если ученик будет понимать предлагаемые знания, то это будет стимулировать развитие самостоятельности. 5. Основательность и прочность усвоения. С целью предупреждения забывания и лучшего понимания нового необходимо повторение учебного материала, а также его последующее расширение и углубление. Школа, по Ушинскому, должна ориентироваться на сочетание материального и формального образования, т.е. одновременное развитие способностей и обогащение знаниями. К условиям успешной организации занятий в школе, он отнес: - ведущую роль учителя; - классно-урочную систему; - постоянный состав учащихся; - твердое расписание занятий; - сочетание фронтальных и индивидуальных занятий. Рассматривая обучение как средство воспитания, Ушинский выделил 2 вида учения: 1) пассивное - посредством преподавания, 2) активное - посредством собственного опыта. Обучение протекает быстрее, когда готовую истину сообщает учитель, однако принятый на веру материал быстро забывается. Истина становится полной собственностью ученика, когда он сам ее находит. «Ученик - не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Активность учащихся в обучении достигается благодаря занимательности преподавания, считал Ушинский (при этом с возрастом ученика внутренняя занимательность должна вытеснять внешнюю). Он отделял учение от игры, считая учение непременной обязанностью школьника. Ребенка необходимо приучать делать не только то, что интересно, но и то, что его не занимает - ради удовольствия исполнить свою обязанность. К средствам активизации он отнес: сократический и эвристический методы, средства наглядности, отсутствие чрезмерной напряженности или легкости в изучении материала и др. Особенно опасна перегрузка для младших школьников. С целью предупреждения их утомляемости, Ушинский рекомендовал перемену занятий, а также считал, что домашние задания следует давать только после овладения правильными навыками самостоятельной работы. Идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Народность - это объективная потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями.По мнению Ушинского, школа и воспитание в каждой стране должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями конкретного народа, тогда как слепое подражание другому народу принесет только вред. В своей работе «О народности в общественном воспитании», Ушинский анализирует системы школ Европы и Америки, раскрывает их особенности и зависимость от истории народа. Так, особенность немецкой системы воспитания - страсть к систематичности и полноте знаний, ориентация на умственное развитие. Характерные черты французской системы - внешний лоск, материальная польза, тщеславие. Главная цель - передача технических знаний. Идеал английской системы - развитие характера, привычка и умение владеть собой, манеры истинного джентльмена. Главная цель американской системы - развитие характера, патриотизм, внедрение в школьную практику новых достижений. По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях. Русская национальная школа чрезвычайно самобытна, для нее характерна направленность на развитие у детей патриотизма, любви к Родине. Для этого необходимо знакомить учащихся с историй и географией России, в основу обучения должен быть положен русский язык, т.к. родной язык - лучшее выражение народности. Важное место в трактовке народности Ушинским занимает труд как ведущий фактор развития личности и ее вхождения в жизнь. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», Ушинский говорит о воспитательной силе труда, которая служит источником нравственности и человеческого достоинства. Разделяя понятия «свободный» и «несвободный» труд, Ушинский считает, что только свободный труд делает человека счастливым. Несвободный труд, труд раба, разрушает человеческую личность так же как нежелание трудиться, отказ от личного труда. Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжелым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации обучения в школе. Главная задача учителя - не в простой передаче знаний, а в приучении ребенка к умственному труду. Т.о., Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.
Вопрос 14. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого (1828 – 1910). Три периода педагогической деятельности Л.Н. Толстого. 1-й период деятельности (1859–1862 гг.). Толстой сам работает учителем в школе, которую он организовал в своей родовой усадьбе Ясная Поляна. Одним из его педагогических принципов было свободное воспитание, как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, - при осторожной помощи педагога. Цель воспитания - способствовать развитию в ребенке гармонии качеств, которые он несет в себе. Однако в 1861-1862 гг. содержание обучения было расширено: история, черчение, каллиграфия, грамматика, пение, рисование, беседы из естественных наук. Традиционные уроки в школе заменялись увлекательными оживленными беседами учителя и учеников. Твердого учебного плана, программы и расписания не было.. Учитель мог начать урок по одному предмету, а закончить другим. Все учебные принадлежности выдавались в школе. За опоздания на урок не ругали. Домашние задания не задавались. К тому же от детей не требовалось запоминания пройденного на прошлых уроках. В 1862 г. Толстой начал издавать журнал «Ясная Поляна. После проведенного летом 1862 г. обыска в школе, Толстой прекратил работу. 2-й период. В 1872-74 гг. Толстой возобновил уроки в Яснополянской школе. Дидактические взгляды (правила) Толстого. 1) обучение – многосторонний процесс активного и обязательного усвоения учебного материала. Толстой был против простого запоминания фактов, отмечая важность их творческой переработки, самостоятельного обобщения и проверки. 2) условия успешности обучения: сознательность, доступность, посильность, наглядность, учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, хорошие взаимоотношения между учителем и детьми. 3) классная дисциплина не должна быть основана на угрозах и принуждении, она устанавливается и поддерживается детьми, увлеченными работой. Отрицательные моменты дидактических взглядов: 1) не придавалось значения структуре урока. 2) Сообщение знаний не имело определенной формы. В эти годы он издает учебные пособия: «Азбуку» (позже «Новую Азбуку»), которая выдержала 30 изданий до конца XIX века, четыре «Книги для чтения». 3-й период педагогической деятельности – 80-е гг. до конца жизни. Толстой критикует современную ему систему нравственного воспитания. Толстой проповедует «панморализм» - идею подчинения всего морали. В основу нравственного воспитания он ставит свою «толстовскую» религию, развивая идею всеобщей любви к людям, всепрощения, смирения, увеличения добра в мире каждым человеком, а также идею ненасилия Теория свободного воспитания Толстого гораздо содержательнее, чем у Ж.-Ж. Руссо. Руссо считал главным воспитание вдали от общества, от искусственной культуры. А Толстой проповедует свободу в условиях общественной, хотя и свободной жизни. Педагогические воззрения Толстого получили развитие в институте развития образования г. Тулы, где в 1990 г. была создана научно-исследовательская лаборатория «Школа Л.Н. Толстого». Задача школы – найти пути, способные помочь ребенку ощутить себя частицей целого, осознать нравственную ответственность за судьбу свою и человечества. В учебный план начальной школы включены новые предметы «Азбука», «Круг чтения», «Чаша жизни», «Природа и труд». Духоведческий предмет «Чаша жизни» рассчитан на 5 лет изучения – 600 часов (по 2 часа в неделю). Почасовое планирование осуществляет учитель. Цель предмета – помочь ребенку отыскать бессмертный смысл его существования, раскрыть возможности духовной свободы, сформировать внутреннюю свободу, культуру чувства, культуру общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущение своей неповторимости. Процесс общения исключает интеллектуальный диктат над развитием учащегося. Ему предлагаются разные подходы к тем или иным вопросам, причем в доступной для него форме. «Чаша жизни» как предмет призван непроизвольно через всю систему вопросов, раздумий, разных форм общения заложить основы эмоционально-образной памяти. Интегрированный курс «Природа и труд». Главная задача – способствовать духовному образованию, нравственному становлению человека, формировать не только ответственное отношение к природе, но и развивать гуманистические начала личности, создавать совершенный механизм взаимодействия человека и природы. Предмет позволяет организовать трудовую деятельность детей в единстве с природой, создает основу для их приобщения к культуре с/х труда, ремеслу и народным промыслам. Труд при этом становится осмысленным и интеллектуально насыщенным, а познавательная деятельность обогащается практическим опытом и наблюдениями. Интегрированный курс «Азбука Л.Толстого». «Азбука»– учебное пособие, предназначенное для уроков чтения и русского языка, идущих параллельно (5 часов в неделю на каждый предмет). В нее включены былины, пословицы, притчи, рассказы бытового и научно-познавательного характера. Поэтические произведения учитель выбирает сам, используя подготовленный лабораторией цикл книг «Круг чтения». На уроках чтения учитель решает главные задачи: 1. Пробуждение у учащихся интереса к осмысленному чтению, позволяющему получать наслаждение от встречи с подлинно художественным словом; 2. Формирование нравственных понятий, определенных жизненных ориентиров, эмоционально-волевых свойств; 3. Развитие эстетических чувств, художественного вкуса, стимулирование самостоятельной творческой деятельности учащихся, направленной на создание авторских текстов; 4. Активизация мыслительной деятельности и развитие культуры речи учащихся.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 4359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.011 с.) |