Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взгляды Ушинского на воспитание.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Ушинскому принадлежит создание несуществующей до него области познания - педагогической антропологии. Педагогу необходимо знание законов человеческой природы, а не отдельных правил воспитательной работы. Этой проблеме посвящен его главный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». В этом труде он обосновал предмет педагогики, ее основные закономерности и принципы. По его мнению, искусство воспитания должно опираться на данные антропологических наук, на комплексное знание о человеке. Он утверждал, что педагогика должна стоять на фундаменте таких наук о человеке как анатомия, физиология, логика, философия, история и мн. др., но особенно психологии. «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она, прежде всего, должна узнать его тоже во всех отношениях». Вообще, цель воспитания, по Ушинскому, - воспитание совершенного человека: гуманного, образованного, трудолюбивого, религиозного, патриота. Считая, что человек должен быть развит гармонически, среди различных сторон воспитания главное значение Ушинский придавал нравственному. Нравственность у него соединяется с религией. «Все школьное учение должно быть проникнуто разумным, религиозным и нравственным элементом». Средства нравственного воспитания, по Ушинскому: 1) непреднамеренные - природа, семья, народ и его язык, 2) преднамеренные - школа, правильная организация труда и отдыха (смена видов деятельности), игра, воспитывающее обучение, убеждение словом, доверие и любовь к детям, педагогический такт, не исключающий разумной требовательности к детям. Он призывал отказаться от педагогики страха, наказания должны носить предупреждающий характер (замечания, снижение отметки за поведение и пр.). Ушинский особо выделял одну нравственную силу - личность педагога, которую наряду с семьей он считал важнейшим фактором воспитательного воздействия на ребенка. Но чтобы деятельность учителя не стала механической, ему необходимо постоянное самосовершенствование. Выдвигая тезис двуединства обучения и воспитания, Ушинский главное значение придавал именно воспитательным задачам. Учение о дидактике. Основным средством умственного, нравственного и физического развития Ушинский считал обучение. Обучение необходимо строить на основе учета возрастных, индивидуальных, физиологических и психологических особенностей ребенка. Ушинскому принадлежит создание всеобъемлющей теории обучения - ДИДАКТИКИ. Он выделил следующие принципы обучения: 1. Посилъностъ и доступность. Содержание учения должно соответствовать возрасту ребенка. В обучении недопустимо чрезмерное напряжение или легкость (нельзя опускать предмет до уровня детского понимания). 2. Наглядность - одно из условий развития мышления и получения полноценных знаний. Он предлагал вести обучение на непосредственно воспринимаемых образах (картинки, модели...), а не на отвлеченных словах и представлениях. 3. Последовательность - изучение предметов от легкого к трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего. Важно постепенное усложнение в соответствии с развитием ребенка, но на таком уровне, чтобы держать учащихся в рабочем напряжении. 4. Сознательность. Если ученик будет понимать предлагаемые знания, то это будет стимулировать развитие самостоятельности. 5. Основательность и прочность усвоения. С целью предупреждения забывания и лучшего понимания нового необходимо повторение учебного материала, а также его последующее расширение и углубление. Школа, по Ушинскому, должна ориентироваться на сочетание материального и формального образования, т.е. одновременное развитие способностей и обогащение знаниями. К условиям успешной организации занятий в школе, он отнес: - ведущую роль учителя; - классно-урочную систему; - постоянный состав учащихся; - твердое расписание занятий; - сочетание фронтальных и индивидуальных занятий. Рассматривая обучение как средство воспитания, Ушинский выделил 2 вида учения: 1) пассивное - посредством преподавания, 2) активное - посредством собственного опыта. Обучение протекает быстрее, когда готовую истину сообщает учитель, однако принятый на веру материал быстро забывается. Истина становится полной собственностью ученика, когда он сам ее находит. «Ученик - не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». Активность учащихся в обучении достигается благодаря занимательности преподавания, считал Ушинский (при этом с возрастом ученика внутренняя занимательность должна вытеснять внешнюю). Он отделял учение от игры, считая учение непременной обязанностью школьника. Ребенка необходимо приучать делать не только то, что интересно, но и то, что его не занимает - ради удовольствия исполнить свою обязанность. К средствам активизации он отнес: сократический и эвристический методы, средства наглядности, отсутствие чрезмерной напряженности или легкости в изучении материала и др. Особенно опасна перегрузка для младших школьников. С целью предупреждения их утомляемости, Ушинский рекомендовал перемену занятий, а также считал, что домашние задания следует давать только после овладения правильными навыками самостоятельной работы. Идея народности в педагогической системе К.Д. Ушинского. В основе педагогической системы Ушинского лежит идея народности. Народность - это объективная потребность каждого народа в собственной системе обучения и воспитания со своими отличительными национальными чертами и творческими проявлениями.По мнению Ушинского, школа и воспитание в каждой стране должны строиться в соответствии с потребностями и особенностями конкретного народа, тогда как слепое подражание другому народу принесет только вред. В своей работе «О народности в общественном воспитании», Ушинский анализирует системы школ Европы и Америки, раскрывает их особенности и зависимость от истории народа. Так, особенность немецкой системы воспитания - страсть к систематичности и полноте знаний, ориентация на умственное развитие. Характерные черты французской системы - внешний лоск, материальная польза, тщеславие. Главная цель - передача технических знаний. Идеал английской системы - развитие характера, привычка и умение владеть собой, манеры истинного джентльмена. Главная цель американской системы - развитие характера, патриотизм, внедрение в школьную практику новых достижений. По Ушинскому, каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизводить его в отдельных личностях. Русская национальная школа чрезвычайно самобытна, для нее характерна направленность на развитие у детей патриотизма, любви к Родине. Для этого необходимо знакомить учащихся с историй и географией России, в основу обучения должен быть положен русский язык, т.к. родной язык - лучшее выражение народности. Важное место в трактовке народности Ушинским занимает труд как ведущий фактор развития личности и ее вхождения в жизнь. В статье «Труд в его психическом и воспитательном значении», Ушинский говорит о воспитательной силе труда, которая служит источником нравственности и человеческого достоинства. Разделяя понятия «свободный» и «несвободный» труд, Ушинский считает, что только свободный труд делает человека счастливым. Несвободный труд, труд раба, разрушает человеческую личность так же как нежелание трудиться, отказ от личного труда. Говоря о физическом и умственном труде, Ушинский считает необходимым их чередование. При этом умственный труд он считает очень тяжелым для человека. Говоря о воспитании у детей привычки думать, он предъявляет высокие требования к педагогу и правильной организации обучения в школе. Главная задача учителя - не в простой передаче знаний, а в приучении ребенка к умственному труду. Т.о., Ушинский своим творчеством охватил множество основных педагогических вопросов. Он по праву считается основоположником научной педагогики, первым профессиональным педагогом в России.
Вопрос 14. Педагогические взгляды и деятельность Л.Н. Толстого (1828 – 1910). Три периода педагогической деятельности Л.Н. Толстого. 1-й период деятельности (1859–1862 гг.). Толстой сам работает учителем в школе, которую он организовал в своей родовой усадьбе Ясная Поляна. Одним из его педагогических принципов было свободное воспитание, как процесс самопроизвольного раскрытия высоких нравственных качеств, присущих детям, - при осторожной помощи педагога. Цель воспитания - способствовать развитию в ребенке гармонии качеств, которые он несет в себе. Однако в 1861-1862 гг. содержание обучения было расширено: история, черчение, каллиграфия, грамматика, пение, рисование, беседы из естественных наук. Традиционные уроки в школе заменялись увлекательными оживленными беседами учителя и учеников. Твердого учебного плана, программы и расписания не было.. Учитель мог начать урок по одному предмету, а закончить другим. Все учебные принадлежности выдавались в школе. За опоздания на урок не ругали. Домашние задания не задавались. К тому же от детей не требовалось запоминания пройденного на прошлых уроках. В 1862 г. Толстой начал издавать журнал «Ясная Поляна. После проведенного летом 1862 г. обыска в школе, Толстой прекратил работу. 2-й период. В 1872-74 гг. Толстой возобновил уроки в Яснополянской школе. Дидактические взгляды (правила) Толстого. 1) обучение – многосторонний процесс активного и обязательного усвоения учебного материала. Толстой был против простого запоминания фактов, отмечая важность их творческой переработки, самостоятельного обобщения и проверки. 2) условия успешности обучения: сознательность, доступность, посильность, наглядность, учет интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, хорошие взаимоотношения между учителем и детьми. 3) классная дисциплина не должна быть основана на угрозах и принуждении, она устанавливается и поддерживается детьми, увлеченными работой. Отрицательные моменты дидактических взглядов: 1) не придавалось значения структуре урока. 2) Сообщение знаний не имело определенной формы. В эти годы он издает учебные пособия: «Азбуку» (позже «Новую Азбуку»), которая выдержала 30 изданий до конца XIX века, четыре «Книги для чтения». 3-й период педагогической деятельности – 80-е гг. до конца жизни. Толстой критикует современную ему систему нравственного воспитания. Толстой проповедует «панморализм» - идею подчинения всего морали. В основу нравственного воспитания он ставит свою «толстовскую» религию, развивая идею всеобщей любви к людям, всепрощения, смирения, увеличения добра в мире каждым человеком, а также идею ненасилия Теория свободного воспитания Толстого гораздо содержательнее, чем у Ж.-Ж. Руссо. Руссо считал главным воспитание вдали от общества, от искусственной культуры. А Толстой проповедует свободу в условиях общественной, хотя и свободной жизни. Педагогические воззрения Толстого получили развитие в институте развития образования г. Тулы, где в 1990 г. была создана научно-исследовательская лаборатория «Школа Л.Н. Толстого». Задача школы – найти пути, способные помочь ребенку ощутить себя частицей целого, осознать нравственную ответственность за судьбу свою и человечества. В учебный план начальной школы включены новые предметы «Азбука», «Круг чтения», «Чаша жизни», «Природа и труд». Духоведческий предмет «Чаша жизни» рассчитан на 5 лет изучения – 600 часов (по 2 часа в неделю). Почасовое планирование осуществляет учитель. Цель предмета – помочь ребенку отыскать бессмертный смысл его существования, раскрыть возможности духовной свободы, сформировать внутреннюю свободу, культуру чувства, культуру общения. Все это должно прийти к детям через миф, сказку, поэзию, театр, изобразительное искусство, через собственные раздумья, индивидуальный поиск своего места в мире, ощущение своей неповторимости. Процесс общения исключает интеллектуальный диктат над развитием учащегося. Ему предлагаются разные подходы к тем или иным вопросам, причем в доступной для него форме. «Чаша жизни» как предмет призван непроизвольно через всю систему вопросов, раздумий, разных форм общения заложить основы эмоционально-образной памяти. Интегрированный курс «Природа и труд». Главная задача – способствовать духовному образованию, нравственному становлению человека, формировать не только ответственное отношение к природе, но и развивать гуманистические начала личности, создавать совершенный механизм взаимодействия человека и природы. Предмет позволяет организовать трудовую деятельность детей в единстве с природой, создает основу для их приобщения к культуре с/х труда, ремеслу и народным промыслам. Труд при этом становится осмысленным и интеллектуально насыщенным, а познавательная деятельность обогащается практическим опытом и наблюдениями. Интегрированный курс «Азбука Л.Толстого». «Азбука»– учебное пособие, предназначенное для уроков чтения и русского языка, идущих параллельно (5 часов в неделю на каждый предмет). В нее включены былины, пословицы, притчи, рассказы бытового и научно-познавательного характера. Поэтические произведения учитель выбирает сам, используя подготовленный лабораторией цикл книг «Круг чтения». На уроках чтения учитель решает главные задачи: 1. Пробуждение у учащихся интереса к осмысленному чтению, позволяющему получать наслаждение от встречи с подлинно художественным словом; 2. Формирование нравственных понятий, определенных жизненных ориентиров, эмоционально-волевых свойств; 3. Развитие эстетических чувств, художественного вкуса, стимулирование самостоятельной творческой деятельности учащихся, направленной на создание авторских текстов; 4. Активизация мыслительной деятельности и развитие культуры речи учащихся.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 4123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.32.53 (0.01 с.) |