Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Познавательные процессы личности младшего школьника.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
А) Восприятие. Восприятие младшего школьника первоначально носит непроизвольный характер. Учащиеся не умеют еще им управлять, не могут самостоятельно анализировать к.-л. предмет. Так, при чтении текста они перескакивают с одной строчки на другую, пропускают слова, детали. Восприятие младшего школьника определяется, прежде всего, особенностями самого предмета. Поэтому дети замечают в предметах не главное, существенное, а то, что ярко выделяется на фоне других предметов (окраску, величину, форму.). Процесс восприятия часто ограничивается только узнаванием и последующим называнием предмета. Восприятие учащихся 1-2 классов отличается слабой дифференцированностью. Они часто путают сходные в к.-л. отношении предметы, н-р, цифры 6 и 9, буквы Э и 3, Е и 3, часто зеркально перевертывают фигуры, буквы, цифры. Чтобы ученики допускали таких ошибок необходимо сравнивать сходные объекты, находить различия между ними. Н-р, между мягкими и твердыми, глухими и звонкими звуками. Постепенно процесс восприятия существенно изменяется. Дети овладевают техникой восприятия, научаются смотреть, слушать, выделять главное и множество деталей; восприятие становится расчлененным и превращается в целенаправленный, управляемый, сознательный процесс. В развитии произвольного восприятия огромную роль играет слово, причем его роль постепенно изменяется. У первоклассника слово-название как бы завершает процесс восприятия (назвав предмет, дети перестают его дальше анализировать). У учащихся 2-4 классов слово выполняет другую функцию. Назвав предмет, дети продолжают в словесной форме описывать его. Также восприятие словесного материала и словесных указаний учителя все меньше нуждается в наглядности, в показе тех или иных действий. Изменяются и причины избирательности восприятия. Оно все чаще определяется интересами, потребностями и прошлым опытом учащегося, а только внешними особенностями предмета. Особенности восприятия младшими школьниками формы предметов как пространственного свойства (особенно важно для учебной деятельности). У младшего школьника возрастает точность различения и правильность называния геометрических фигур, прежде всего плоскостных (квадрат, круг, треугольник). В то же время младшие школьники испытывают затруднения в назывании объемных фигур. Обычно до школы дети знают только две формы: шар и куб. Причем куб им знаком не как геометрическое тело, а как строительный материал (кубик). Незнакомые же объемные формы дети опредмечивают, н-р, цилиндр называют стаканом и т.п. Младшие школьники легко путают объемные тела с плоскими формами. Н-р, круг называют «шариком». Дети часто не узнают фигуру, если она расположена несколько иначе. Н-р, некоторые дети не воспринимают прямую линию как прямую, если она расположена вертикально или наклонно. В развитии восприятия формы и пространства большую роль играет измерительная деятельность ребенка на уроках труда, физкультуры, природоведения. Особенности восприятия времени. Для младших школьников оно представляет значительные трудности. Н-р, при восприятии минуты большинство учащихся преуменьшает ее реальную длительность. И, наоборот, при восприятии больших промежутков времени (5, 10, 15 мин.) - преувеличивают ее. Следует учитывать, что оценка временных промежутков зависит и от того, чем заполнено время: чем оно насыщеннее событиями, тем короче воспринимается. Развитие точного восприятия промежутков времени связано с характером организации деятельности ребенка. Систематическое выполнение учебной работы, соблюдение режима дня вырабатывает у учащихся чувство времени. Уже 2-классники, при соблюдении соответствующего режима, могут довольно точно воспринимать длительность урока, правильно ориентируются в том, сколько нужно времени, чтобы приготовить уроки, не опоздать в школу, и т.п. Младшие школьники лучше воспринимают те промежутки времени, с которыми они имеют дело в жизни: час, сутки, неделя, месяц. Знания же о больших промежутках времени (век, эпоха, эра) весьма неточны, т.к. личный опыт и уровень умственного развития учащихся не позволяют еще создать ясный образ этих промежутков времени. Поэтому при ознакомлении с историческими событиями необходимо посещать исторические и краеведческие музеи, руководить чтением исторической и художественной литературы, проводить экскурсии к памятникам старины, т.е. использовать все возможности наглядно-чувственного восприятия и познания исторической эпохи. Б) Память. У первоклассника развито непроизвольное запоминание, он часто не помнит, что было задано на дом, но легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства. Поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания, материал, с которым они действуют. Первоначально младшие школьники лучше запоминают не словесный, а наглядный материал: предметы, которые ребенка окружают и с которыми он действует, изображения предметов, людей. А при восприятии словесного материала, на всем протяжении младшего школьного возраста дети лучше запоминают слова, обозначающие названия предметов, чем слова, обозначающие абстрактные понятия. К 3 классу непроизвольное запоминание становится более продуктивным: а) с возрастом увеличивается объем запоминания интересных текстов, сказок; б) ребенок рассказывает больше подробностей и относительно глубоко передает содержание. Непроизвольное запоминание становится более осмысленным. Развитие произвольного и осмысленного запоминания идет на протяжении всего младшего школьного возраста. Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль. первоклассники, как правило, проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны, не отдавая себе отчета в том, смогут ли они воспроизвести материал на уроке. Самоконтроль, как правило, осуществляется на основе узнавания при повторном прочтении. • Показателем произвольности служат приемы запоминания. Выделяют ряд ступеней запоминания текста. Первая ступень характеризуется простым многократным чтением, одинаковой и однообразной работой над текстом в течение всего процесса запоминания. На второй ступени появляется некоторое разнообразие при чтении, но пока ученик не сознает, что каждый раз читает текст по-разному, так как сам он не ставит перед собой различных задач при повторном чтении. Третья ступень (присуща учащимся 3-4 класса) характеризуется тем, что перед каждым чтением ученик сам ставит особую задачу и сознательно использует чтение для ее решения. Дети используют такие приемы как возвращение к прочитанным частям текста с целью уяснения их содержания; мысленное припоминание прочитанного, когда чтение текста полностью еще не закончено. Младшие школьники не используют рациональных приемов и при заучивании наизусть. Они запоминают правила лишь в целом, а не по частям, поэтому понимают хуже. Членение на части учащиеся используют при заучивании больших стихотворений, но часто допускают ошибку, разбивая стихотворение не по строфам, а по строчкам. Способом, облегчающим запоминание и последующее воспроизведение, является соотнесение запоминаемого с чем-либо известным или сопоставление отдельных частей внутри запоминаемого материала. Развитие этого процесса сначала идет от непосредственного запоминания с опорой на внешние вспомогательные средства (предметы и картины), а затем - на внутренние (составление плана, воспроизведение вслух или про себя, нахождение сходства между новым и старым). Особенности воспроизведения. В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. При этом чаще всего они воспроизводят с опорой на текст. К припоминанию они прибегают реже, так как оно связано с напряжением. С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связно. В) Мышление. Сведения, почерпнутые младшими школьниками из различных источников информации, вызывают у них потребность вскрыть причины и сущность явлений, объяснить понятия, t.е. отвлеченно мыслить. В учебных программах большое внимание уделяется формированию у учащихся научных понятий. Различают предметные понятия и понятия отношений. 1) предметные понятия - это знание общих и существенных признаков предметов, н-р, птица, ручка. 2) понятия отношений отражают связи и отношения, существующие в объективном мире, н-р, больше-меньше и др. Чтобы эффективно формировать понятия, необходимо знать особенности развития мыслительных операций у учащихся: анализа, синтеза, сравнения, абстракции и др. Особенности анализа. Развитие анализа проходит ряд этапов: от частичного-к комплексному -и далее к системному. Преобладающим видом анализа у младшего школьника является частичный и комплексный. При частичном анализе ученики анализируют только отдельные части или свойства предмета. Н-р, в рассказе выделяют один - два эпизода и не соотносят одно с другим. В результате усвоение учебного материала оказывается односторонним. При комплексном анализе усвоение учебного материала более полное, так как учащиеся рассматривают практически все части или свойства изучаемого предмета, но взаимосвязи между ними еще не устанавливают, т.е. они просто перечисляют в определенной последовательности выделяемые части или свойства предметов, н-р, говорят о многих событиях рассказа без взаимосвязи между ними. На третьем этапе младшие школьники производят системный анализ изучаемых предметов и явлений. Они располагают части и свойства предметов в определенной системе, находят главные, устанавливают их взаимосвязь. Особенности синтеза. Развитие анализа протекает одновременно с развитием синтеза: от простого, суммирующего - к более сложному, системному. При простом синтезе части целого соединяются вместе, составляя простую сумму признаков. Н-р, перечисление известных птиц, растений, городов и т.п. А подлинный, системный синтез дает качественно новое знание. Н-р, глубокое знание содержания рассказа. Характерно, что синтез для младших школьников является более сложным мыслительным процессом и развивается значительно медленнее, чем анализ. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны, они совершаются в единстве. Так, некоторые слова осмысливаются только в контексте, т.е. на основе синтеза. Но анализ отдельных слов приводит к более полному и глубокому пониманию фразы, т.е. к новому синтезу. Особенности сравнения. Одни дети вычленяют большое количество признаков и сравнивают их более или менее последовательно, в их сравнении есть определенная плановость, систематичность. Другие дети проявляют слабое умение наблюдать: выделяют небольшое количество признаков сходства или различия, сравнение проводят бессистемно, фиксируя мелочи и не замечая существенного. При сравнении новых предметов младшие школьники легче находят различие, чем сходство. А при сравнении хорошо известных предметов - значительно больше признаков сходства, чем различия. При этом количество признаков увеличивается с обогащением опыта, развитием способности к наблюдению. Особенностью сравнения младших школьников является то, что они часто подменяют сравнение простым рядоположением предметов: сначала ученик рассказывает, что знает об одном предмете, явлении, а потом — о другом. Нередко младшие школьники затрудняются сравнивать предметы и явления потому, что они не могут самостоятельно составить план сравнения, поэтому необходимо вести целенаправленную работу по формированию у них приема сравнения. Особенности абстракции. Развитие абстракции у учащихся проявляется в формировании способности выделять общие и существенные признаки, а также отвлекаться от несущественных связей предметов или явлений. Одной из особенностей абстракции младших школьников является то, что за существенные признаки они порой принимают внешние и яркие. Другая особенность в том, что дети легче абстрагируют свойства предметов и явлений, а не связи и отношения, которые существуют между ними. Важно различать изолирующую и расчленяющую абстракции. Изолирующая ('младшие школьники чаще пользуются именно этим видом) заключается в полном отвлечении одного элемента от остальных. Ее результатом является, н-р, определение понятия, когда ученик формулирует только существенные признаки данного круга предметов. Расчленяющая абстракция - это сознательное разделение существенного и несущественного и их противопоставление на основе обобщенных знаний. Это вид необходим для глубокого усвоения знаний и учащихся надо учить им пользоваться. Особенности обобщения. Установлено 3 уровня развития обобщения у детей: 1) чувственное, практически-действенное; __ 2) образно-понятийное; _3) понятийно-образное, научное. 1) Чувственное обобщение (преобладает у младшего школьника в начале обучения) совершается при восприятии предметов, явлений и практической деятельности с ними. В процессе чувственного обобщения могут объединяться как существенные, так и несущественные свойства предметов и явлений. В результате возникает сумма элементарных знаний в виде общих представлений. Так, маленькие дети отличают одних животных от других, мужчин от женщин и т.п. 2) Образно-понятийное обобщение - обобщение как существенных, так и несущественных признаков в виде наглядных образов. В этом обобщении рядоположено находятся понятийные знания и единичные образы предметов. «Домашние животные — это те животные, которые живут при людях и приносят пользу. Корова молоко дает, овца — шерсть и мясо». 3) Понятийно-образное, научное обобщение — это обобщение сходных существенных признаков предметов и явлений, их существенных связей и отношений. Результатом такого обобщения являются научные понятия, законы, правила. Развитие обобщения у учащихся идет от широкого к все более дифференцированному. Если учащиеся 1-2 классов обычно обобщают корову, курицу, лису, овцу, волка, утку в одну группу — животные, т.е. делают только широкое обобщение, школьники 3-4 классов обобщают тех же животных более дифференцированно: домашние животные, домашние птицы, звери. Особенности конкретизации. Она протекает в тесном единстве с обобщением. Усвоение понятий, законов, правил происходит на основе рассмотрения отдельных предметов, фактов, схем и совершения конкретных действий с ними. Затем они применяются к решению частных конкретных задач. Было установлено, что в зависимости от характера содержания изучаемого материала, от методов обучения и от уровня развития мышления детей обобщение и конкретизация могут находиться в различном соотношении. На низшей ступени взаимная связь обобщения и конкретизации может быть неполной. Зная лишь часть общих свойств, ученик и конкретизирует тоже частично, на к.-л. примере. Н-р, при анализе басни И.А. Крылова «Мартышка и очки» сказал: «Написано здесь про людей, которые не знают, зачем нужны очки». На следующей ступени наблюдается установление единства обобщения и конкретизации в пределах учебного материала. Конкретизация проводится лишь в пределах известного как иллюстрация. Обобщение не применяется в новых конкретных условиях. Н-р, ученик говорит: «В басне «Мартышка и очки» говорится про людей, которые не понимают, не разбираются в самой вещи, а рассуждают о ней, как Мартышка об очках». Высшей формой взаимосвязи обобщения и конкретизации является их полное единство. В понимании аллегорий учащиеся достигают такой ступени, когда они не только понимают смысл, но и умело конкретизируют аллегорию новыми фактами из жизни людей. Н-р, ученик 4 класса так раскрывает содержание аллегорического образа басни «Мартышка и очки»: «Речь идет о глупом человеке, который не видит пользу, н-р, в каком-нибудь изобретении, потому что ничего в нем не понимает». Вопрос 17.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.175.80 (0.011 с.) |