Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, становление, сущность, приёмы анализа и синтеза, современная реализация методаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Приемы анализа и синтеза. Периодизация процесса обучения грамоте. Основные приемы и виды упражнений с использованием материалов различной методической направленности. Требования к урокам обучения грамоте. Современный метод обучения грамоте является звуковым. Обучаясь, дети знакомятся с основными звуками русского языка, учатся слышать их и выделять из речи, обозначать буквами; при этом особое внимание уделяется анализу последовательности звуков в словах и различению твердости и мягкости согласных. Обозначение звука буквой выполняется после его выделения из слов и изучения его звучания в разных словах. Это метод аналитико-синтетический. Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над словом. Звуковой анализ предшествует синтезу, но тесно с ним связан. Со времен К.Д. Ушинского звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте прошел сложный путь развития. Рассмотрим основные принципы метода. I. С точки зрения целей формирования личности 1. Обучение грамоте носит воспитывающий характер, задачи 2. Обучение носит развивающий характер, обеспечивающий умственное развитие через систему упражнений в анализе и синтезе, через речевые упражнения; оно опирается на систему наблюдений природы и окружающей жизни, требует высокого уровня сознательного чтения. П. С точки зрения психолого-лингвистической 1. Обучение опирается на живую речь учащихся, на имеющийся речевой опыт, на образцовые тексты; включает систему развития речи. 2. За основу аналитико-синтетической работы берется звук (буква вводится как обозначение звука после знакомства с ним). 3. Главное внимание уделяется звуковому анализу, артикулированию звуков, развитию речевого слуха. 4. В качестве единицы чтения берется слог (слоговой, или позиционный, принцип как следствие аналогичного принципа русской графики). 5. Особое внимание уделяется слоговой работе: чтению и произношению слогов, использованию слоговых таблиц. 6. Вводится слогозвуковой анализ слова, в процессе которого не только выделяются звуки, но и устанавливается их количество и последовательность, определяются связи между ними. III. С точки зрения организационной 1. Устанавливается определенная последовательность изучения звуков и букв (по частотному принципу или гласные звуки, затем согласные). 2. Выделяются добукварный (подготовительный) и букварный (основной) периоды обучения. 3. Письмо не отрывается от чтения, а идет параллельно с ним. 4. Систематически вводятся пропедевтические элементы грамматики, словообразования, орфографии (на практической основе). IV. С точки зрения приемов обучения 1. Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в связи со значительными различиями в их общем развитии и в готовности к чтению и письму. 2. Введение элементов моделирования. 3. Использование моделей слогов, слов, предложений. 2. Основа метода — изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы, который применяется в букварный период. Анализ 1. Выделение из речи предложений. 2. Деление предложений на слова. 3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа. 4. Деление слова на слоги, установление их количества. 5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный. 6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов. 7. Обозначение выделенного звука буквой. 1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание). 2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или /то слоговым таблицам. 3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы. 4. Чтение предложений и связных текстов. При использовании приемов звукового анализа ставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах. Выделение нового звука, т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано такими способами, как: 1) выделение из предложения звука-слова («Слива и груша» звук [и]); 2) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированного: ю-ла, я- ма; 3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? - ж-ж-ж-ж); 4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (со м, ма к); 5) выделение согласного звука из открытого слога, преимущественно «длительных» согласных [ш], [с], [ж] (Ш ура, С аша); 6) выделение глухих согласных в конце слов (ко т, су п); 7) выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных (бр ат, гр ач). Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, определение хара1сгера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети будут обучаться в последующих классах Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем). Схемы-модели являются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковой анализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения, в букваре и азбуке. 3. Процесс обучения грамоте (по программе В.Г. Горецкого) включает два периода: подготовительный и основной (букварный). Подготовительный период имеет свои цели: - выявление степени готовности учащихся к обучению. - приобщение детей к учебной деятельности; - усвоение звуков в результате анализа звучащей речи; - подготовка к чтению и письму; В подготовительном периоде выделяются две ступени. На первой ступени, безбуквенной, дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние. В это же время происходит знакомство с учебной книгой азбукой (букварем), со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма. На второй ступени подготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквами обеспечивает ориентировку на гласные при обучении чтению. С буквой э знакомятся гораздо позже, так как она редко встречается в речи; с йотированными е, я, ё, ю — также на более позднем этапе, поскольку эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного с гласным. Основной период характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного. Начало основного периода совпадает с изучением первой согласной буквы. Главные задачи основного периода: — изучение всех букв; — усвоение сочетаний букв; — практическое усвоение правил графики; — выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения; — развитие интереса к чтению, к литературе; — развитие речи и мышления. Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени. На первой ступени букварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов. На второй ступени букварного периода учащиеся овладевают быстрой ориентировкой в слогозвуковой структуре слов, закрепляют основные приемы чтения слов, включающих слияние в разных позициях. Обучаются приему выборочного чтения, правильному построению ответов на вопросы, последовательному пересказу прочитанного. На третьей ступени значительно возрастает объем чтения, появляются стихотворные тексты. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Детям разъясняют правила произношения (орфоэпия), наблюдаются некоторые орфографические явления. Больше внимания уделяется развитию связной речи (высказывания по картинке, активизация и обогащение словаря). На четвертой ступени читают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет осуществляться на уроках классного чтения. В основной период обучения грамоте один раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение занятия по внеклассному чтению. 5. Основным учебным пособием по обучению грамоте является букварь (азбука). Опираясь на его содержание, учитель организует деятельность учащихся, используя различные приемы и виды упражнений. Таблицы слогов-слияний помогают учащемуся осознать роль новой буквы, ее место, звуковое соответствие в составе слогов СГ, чтобы уметь читать их слитно, воспринимая слияние как «цельный графический элемент». Работая с таблицей, можно пользоваться букварем или выписывать ее на доске. Используя таблицу слогов-слияний, можно предложить: 1) прочитать слоги сверху вниз и наоборот; 2) прочитать слоги с твердыми или мягкими согласными, объяснив причину различного прочтения; 3) прочитать слоги с глухим или звонким согласным; 4) прочитать слог и договорить его до полного слова; 5) прочитать последовательно 2—3 слога так, чтобы получилось слово; 6) показать и прочитать слог (слоги), который услышали в произнесенных словах, и др. Столбики слов служат для первичного чтения слов с изучаемым звуком и буквой. Прочитать слово помогают графические пометы, ориентиры, например: со|с|ны ку|с|т са|ни|та|р Иногда даются примеры словоизменения и словообразования, например: стол — стул, стол — столы, стол — столик, рос — вырос. Используя столбики слов, можно проводить различные упражнения в чтении. 1. Чтение слов с предварительным их анализом по графическим пометам: — Сколько слогов в слове? — Прочитайте слияния. — Прочитайте первый слог, затем второй (третий). — Прочитайте слово целиком. 2. Чтение слов и объяснение их лексического значения. 3. Чтение слов в прямом и обратном порядке. 4. Выборочное чтение слов: — имена людей; — клички животных; — названия профессий (деревьев, инструментов и т.п.); — слова, обозначающие один или много предметов; — пары слов, противоположных по значению, и т.д. 5. Чтение слов, отличающихся одной буквой, одним слогом. 6. Чтение слов и подбор к ним синонимов, антонимов. 7. Чтение слов, являющихся ответом на вопросы: «Что растет в лесу?», «Кто живет в зоопарке?» и т.п. Использование различных приемов чтения слов помогает избежать заучивания их наизусть и механического повторения, т.е. обеспечивает сознательность прочтения. Связные тексты, помещенные в букваре, необходимо прочитывать несколько раз так, чтобы каждый из них был прочитан по слогам, целыми словами и по предложениям. Текст служит как для смыслового анализа прочитанного, так и для его структурного анализа (установление количества предложений в тексте, количества слов в отдельных предложениях, отыскивание слов с изученной новой буквой). Текст с первого раза читается самими детьми. В связи с повторным чтением и анализом букварных текстов могут проводиться различного рода упражнения и работы творческого характера: 1) чтение по предложениям «цепочкой»; 2) выборочное чтение предложений в качестве ответов на вопросы, подписей к картинкам; 3) пересказ прочитанного объемного текста; 4) придумывание названия рассказу; 5) рассказывание по аналогии; 6) чтение текста и работа над выразительностью; 7) ответы на вопросы по содержанию в целях проверки сознательности чтения; 8) чтение текста после беседы по сюжетной картинке, составление продолжения текста; 9) чтение текста и лексическая работа. Сюжетные картинки используются для разъяснения содержания текста, организации работы по развитию связной речи детей. С помощью сюжетных картинок можно провести различные упражнения: 1) ответы на вопросы (беседа); 2) составление предложений; 3) составление связных текстов. Серии сюжетных картинок используют для составления предложений по каждой из них с последующим объединением всех предложений в связный рассказ. Предметные картинки имеют разное назначение, но всегда связаны с тематикой текстового материала. Одни из них предназначены для звуковой работы. Тогда их используют так: — называют изображенный предмет и анализируют звуковой состав слова; — называют предметы и сравнивают звучание слов, определяя наличие изученного звука (звуков). Другие предметные картинки несут в себе возможности для лексической работы. В этих случаях: — называют предмет и объясняют его назначение; — называют предмет и раскрывают его понятие; — наблюдают явления многозначности слов; — сравнивают слова, являющиеся названиями предметов или признаков, и наблюдают за синонимами или антонимами. Группы предметных картинок служат для таких словарно-логических упражнений, как: - различение родовидовых понятий (Каким одним словом можно назвать все предметы?)', - упражнения в классификации (Какой предмет лишний и почему?; - сопоставление слова со звуковой схемой; - обобщение (Чьи это вещи? Где растут эти деревья?). Схемы-модели, встречающиеся на первых же страницах букваря, используются для аналитико-синтетической работы: — звукового анализа слов с опорой на данную схему; — звукового анализа слов и составления схемы; — сопоставления звукового состава слова с несколькими схемами и выбора соответствующей; — анализа структуры предложения с опорой на схему или с последующим составлением схемы; — чтения предложений, часть которых обозначена схемой, т.е. «дочитывания» предложений; — составления предложений по схемам. Во второй части букваря количество схем-моделей значительно уменьшается, но работа с ними должна продолжаться, при этом используются таблицы или подвижные модели. Методика работы по отгадыванию ребуса зависит от его вида. Это может быть: — перестановка букв в соответствии с цифрами, прочтение и сравнивание звукового состава слов; — прибавление к слову или исключение из него буквы (слога), прочтение и сравнение, объяснение лексического значения слов; — замена буквы (слога) в слове, прочтение и объяснение значения слов; — составление слов из «рассыпных» букв или слогов; — составление и чтение «цепочки» слов, где последний слог предыдущего слова является первым следующего слова. Лента букв, помещенная на многих страницах букваря, может быть выполнена в увеличенном масштабе для организации фронтальной работы с классом. Это пособие может использоваться на этапе закрепления нового звука и буквы, при этом задания могут быть различными: — назвать все буквы; — назвать гласные (согласные); — назвать гласные, обозначающие мягкость согласного звука; — назвать согласные, которые всегда твердые (мягкие, звонкие, глухие); — назвать парные согласные; — назвать буквы, которые не обозначают звука; — назвать звуки, которые могут быть обозначены данной буквой. Разнообразие существующих приемов и видов упражнений позволяет отобрать на урок те из них, которые в большей степени отвечают теме и характеру изучаемого материала, а также уровню подготовленности класса. 6. Разнообразие уроков в период обучения грамоте очень велико, однако могут быть выделены общие основные требования ко всем урокам чтения или письма и их отдельные типы. Требования к урокам по методике обучения грамоте могут быть разделены на общедидактические и специальные. Перечислим общедидактические требования: 1) воспитывающий характер урока, ясность воспитательной цели данного урока (какие нравственные качества будут развиваться на данном уроке?); 2) ясность учебной цели урока (что нового дети узнают, чему научатся, какие навыки и умения будут развивать, какова стадия развития этих умений и навыков, какова будет степень самостоятельности детей на уроке, каков будет уровень их познавательной активности, их мыслительного развития, какова будет степень завершенности темы и т.п.); 3) преемственность и перспективность урока, его связь с предыдущими уроками, его место в цепи уроков по данной теме, по данному разделу программы; 4) разнообразие выбираемых на урок методических средств и приемов работы, вариативность работы над материалом, зависимость выбора методических средств от характера материала и задач обучения, доступность методики — ее занимательный и игровой характер; 5) организация работы всех учащихся в соответствии с их возможностями, на достаточно высоком уровне их знаний, умений и мыслительного развития; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе урока; наличие обратной связи (от учащихся — к учителю) на всех этапах урока; 6) обучение детей приемам умственного труда («учить учащихся учиться»), тем умениям, которые являются необходимым условием успешного обучения в школе. Обязательны также некоторые другие дидактические требования: научность, доступность материала, систематичность и последовательность обучения и т.п. Специфика предмета «Русский язык» на уроках выражается в следующих конкретно-методических требованиях: 1) неотъемлемым условием урока русского языка является забота учителя о речевой среде: на уроке должна звучать правильная с литературной точки зрения, выразительная, образная, точная, логичная речь, царить атмосфера культуры речи. Каждый урок должен воспитывать «языковое чутье», любовь к родному языку, к живому, яркому, выразительному слову; 2) на каждом уроке чтения и письма обязательно должна проводиться работа по развитию речи учащихся: обогащение, уточнение и активизация словаря, составление и анализ предложений, работа над словосочетанием, устное рассказывание, пересказ, чтение наизусть, драматизация и т.п.; 3) на каждом уроке чтения и письма необходимыми элементами являются также разнообразные приемы звукового и буквенного анализа и синтеза — подготовка к чтению или, особенно, к письму, а также самостоятельные упражнения; 4) работа по формированию умений и навыков чтения и письма должна занимать на уроках большую часть времени — примерно 2/3 урока. Это значит, что на уроках чтения нужно в основном читать, на уроках письма — писать (в объем понятия «читать» входит подготовительная работа перед чтением, а также анализ содержания прочитанного, т.е. работа над сознательностью чтения; это же можно сказать о понятии «писать»); 5) на каждом уроке чтения и письма используется образцовый языковой материал: наряду с текстами букваря, составленными, как правило, искусственно (из тех слов, которые первоклассники в состоянии прочитать), для устной работы используются тексты К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, Е. Чарушина и других детских писателей — так осуществляется связь классного чтения с внеклассным, чтения — со слушанием; 6) уроки чтения и письма преемственно связаны и представляют собой неразрывное единство: урок чтения подготавливает школьников к уроку письма, а урок письма служит продолжением предшествующего урока чтения. Таковы общие основные требования к урокам. Эти требования могут рассматриваться одновременно как критерии оценки спланированного или проведенного урока и как примерная «схема» анализа урока после его посещения и протоколирования (или анализа плана, конспекта предстоящего урока). Вопрос 15
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 3422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.235.104 (0.015 с.) |