Подготовительный период обучения грамоте: задачи, методы и приёмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подготовительный период обучения грамоте: задачи, методы и приёмы



Второй ступени обучения

 

План:

1. Содержание работы на второй ступени подготовительного периода обучения грамоте. Примерная структура урока.

2. Переход от устной речи к письменной.

 

1.

 

На второй ступени подготовительного периода изучаются глас­ные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы А а, Уу, О о, И и, ы (шесть уроков). Темы уроков чтения на этой ступени: «Гласный звук [а], буква А, а»; то же - с гласными звуками [о], [и], [ы], [у]. Темы уроков письма: «Строчная письменная буква а (2 урока)», то же с другими буквами (заглавная буква А пишется позже).

Так может быть построен урок обучения письму в подготови­тельный период:

Тема урока: буква а (строчная).

Цель урока: научить писать букву а строчную.

У ч и т е л ь. Какой у нас будет урок?

У ч е н и к и. Урок письма.

У ч и т е л ь. Что мы обычно делаем на уроке письма?

У ч е н и к и. Мы учимся писать буквы.

У ч и т е л ь. Посмотрите, на доске написана буква. Кто-нибудь узнал эту букву?

У ч е н и к. Я знаю - это буква а.

У ч и т е л ь. Верно. Так какая цель у нас сегодня?

У ч е н и к и. Научиться ее писать.

У ч и т е л ь. Чтобы научиться ее писать, нам надо выбрать знакомые фигурки, из которых она состоит. Какие фигурки мы с вами научились писать?

У ч е н и к и. Мы уже умеем писать овал и полуовал, палочку и крю­чок.

У ч и т е л ь. Прекрасно. Посмотрим внимательно на букву а. Из каких знакомых фигурок (элементов) состоит эта буква?

У ч е н и к и. Эта буква состоит из полуовала и крючка (маленькой пря­мой линии с закруглением внизу).

У ч и т е л ь. Отгадайте загадку:

Висят на ветках подружки,

Прижавшись тесно друг к дружке.

Что это? Посмотрите на картинку – там дерево, а на нем вы увидите подсказку.

У ч е н и ки. Это рябина.

У ч и т е л ь. Правильно. Какой формы ягоды рябины?

У ч е н и к и. Они кругленькие или немножко вытянутые.

У ч и т е л ь. На какой буквенный элемент похожа эта ягодка? Правиль­но. Вспомните, как пишется этот элемент. Что сейчас будем делать? Вер­но, в прописи мы с вами напишем две строчки овалов. А зачем?

У ч е н и к и. Чтобы потренироваться.

У ч и т е л ь. Сначала потренируемся писать как?

У ч е н и к и. В воздухе, и будем проговаривать.

(Дети берут руку, смотрят, правильно ли они ее держат, ставят руку с ручкой на локоток и под комментарий пишут по воздуху).

Мы начинаем писать чуть ниже верхней линии рабочей строки, ручку ведем влево вверх, выписываем закругление, ведем руку вниз и, не до­водя ручку до нижней линии рабочей строки, выписываем закругление внизу, ведем ручку вправо и поднимаемся вверх до того места, с кото­рого мы начинали писать.

У ч и т е л ь. Старайтесь писать так, как вам удобно, но чтобы ваши овалы были красивой округлой формы. Вы все хорошо справились с заданием.

У ч и т е л ь. Овал мы уже потренировались писать, да? Следующий элемент, который мы вспомним, будет?..

У ч е н и к и. Крючок - это маленькая прямая линия с закруглением внизу.

У ч и те л ь. Кто нам расскажет, как мы пишем этот элемент?

У ч е н и к и. Начинаем писать с верхней линии рабочей строки, ведем под наклоном прямую линию вниз, не доводя ручку до нижней линии ра­бочей строки, выписываем закругление вправо вверх. Чуть выше нижней линии рабочей строки письмо заканчиваем.

У ч и т е л ь. Вы хорошо справились с заданием. Напишите две строчки этого элемента.

У ч и т е л ь. Правильно. Посмотрите, как на доске напишу эту букву я.

Сначала мы чуть ниже верхней линии рабочей строки начинаем писать овал, ручку ведем влево. Прописав нижнее закругление, мы начинаем писать следующий элемент: ведем прямую линию вверх под наклоном до верхней линии рабочей строки. От этой линии прописываем прямую с закруглением внизу, не отрывая ручки от бумаги, пишем под наклоном. Сначала пропишем эту букву в воздухе, а затем напишем две строчки в прописи.

У ч и т е л ь. Следующее задание для тех, кто хорошо справился с написанием буквы. Обведите по точкам слова с буквой а: ананас, каран­дааш.

Учитель. Д это задание для тех, кто уже справился с крючочками.

Соотнесите количество букв в словах с количеством клеток в схемах:

роза (три клеточки)

астра (четыре клеточки)

мак (пять клеточек)

У ч и т е л ь. Давайте найдем у себя в прописях самую красивую букву а. Нашли? Обведите ее красным карандашом. Посчитайте, сколько таких красных «красавиц» у вас получилось. Замечательно. Теперь составьте схемы слов бак, вата. На следующей строчке под схемами напишите бук­ву а на своем месте.

У ч и те л ь. Мы много успели сделать на уроке. Давайте вспомним, что мы делали и достигли ли мы своей цели.

У ч е н и к и. Мы отгадывали загадку, писали овалы и маленькие пря­мые линии с закруглением внизу, узнали, что из этих элементов состоит буква а строчная, учились писать ее.

Включение этого материала в подготовительный период объяс­няется тем, что ученики осознают соотнесенность звука и буквы и их различие, поскольку даже само чтение изолированных глас­ных есть не что иное, как называние букв. В это время они начи­нaют заполнять ленту звуков и букв, которая является обобщаю­щей таблицей, помогающей осознать соотнесенность звуков и букв.

2.

Чтобы от устной речи перейти к письменной, к соотнесению звука и буквы, на уроках письма ученики начинают прописывать первые буквы гласных. Второй этап подготовительного периода включает звуковой анализ, упражнение на определение и постановку ударения, развитие речи.

Расширение словарногo запаса происходит через упражнения, помогающие практическим образом обнаружить отношения между словами на лексическом и синтаксическом уровнях: слова-«братья» (синонимы), слова-«близнецы» (омонимы), слова-«соперники» (антонимы); упражнения на правильное построение предложения в виде, например, игры «Помоги иностранцу}) (учитель называет слова вразнобой в начальной форме, а ученики устно помогают составить из них правильную фразу).

Так может быть оргaнизован традиционный урок чтения в под­готовительный период (вторая ступень):

Тема урока: гласный звук [а] и буква А, а.

Цель урока: для учителя - ввести букву А, а, сформировать знание о ее значении («гласный звук») и умение обнаруживать ее в слове;

дети определяют цель «самостоятельно» В специально организован­ной учителем ситуации.

У ч и т л ь. Тема нашего урока: «Гласный звук [а] и буква А, а». Давай­те вспомним, что мы с вами уже знаем, и определим, что нам неизвест­но, какие тайны языка мы раскроем на этом уроке.

У ч е н и к и. Мы знаем, что слова состоят из звуков. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь, а согласные - нет, их труднее произносить, во рту возникает преграда. Звуки отличаются от букв - звуки мы произносим, а буквы пишем.

У ч и т е л ь. Выходит, что мы с вами все знаем?

Ученики, Нет, мы не знаем, какой звук называет эта буква (А, а). У ч и т е л ь. Так чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

У ч е н и к и. Мы будем читать слова с этой буквой и слушать звук, ко­торый эта буква называет [а] в разных словах.

У ч и т е л ь. Хорошо, давайте откроем букварь и посмотрим на страницу

11.Что там нарисовано? Помните, что мы не просто перечисляем нарисо­ванные художником предметы, а составляем небольшой текст из нескольких предложений. Будем работать все вместе, и у нас все получится.

(На картинке нарисована девочка, которая поливает цветы, растущие на клумбе у дома. Учитель пpeдлагает детям назвать девочку по имени и помогает школь­никам составить текст.)

У ч е н и к и. Ася летом жила в деревне у бабушки. Перед домом была красивая клумба. На ней росли астры. Ася помогала бабушке. Она по­ливала из лейки цветы.

У ч и т е л ь. У нас получился текст. Давайте произнесем его еще раз и сосчитаем, из скольких предложений он состоит.

У ч е н и к и. Пять предложений.

У ч и т е л ь. Молодцы, а теперь сосчитайте, сколько слов в предложе­нии Ася поливала лейкой астры. Составим схему этого предложения.

У ч е н и к и. В этом предложении четыре слова. Схема предложения: ‌‌

‌______‌‌‌‌‌‌‌‌‌‌__ __ __.

У ч и т е л ь. Назовите первое и последнее слова этого предложения.

У ч е н и к и. Ася, астры.

У ч и т е л ь. Произнесем хором слово Ася. Сколько слогов в этом слове? Как нам это узнать?

У ч е н и к и. Давайте хлопать: А-ся. В этом слове два слога.

У ч и т е л ь. Назовите первый слог.

У ч е н и к и. А.

У ч и т е л ь. Из скольких звуков он состоит?

У ч е н и к и. Из одного.

У ч и т е л ь. Давайте пропоем этот слог. Кто догадался, какой характер у звука [а]?

У ч е н и к и. Это «певец» - гласный звук! Этот звук можно тянуть. Из одного согласного звука слог состоять не может, а из гласного может!

У ч и т е л ь. Молодцы. Обозначим первый слог на нашей схеме. Ирочка, иди к доске. Сначала покажи все слово: ___________.

Правильно. Теперь покажи, сколько слогов мы обнаружили в слове. ___ │ ____ Назовите первый слог. Как мы обозначим на нашей схеме этот звук? Правильно,

У ч е н и к и. Это гласный звук [а].

У ч и т е л ь. Назовите второй слог.

У ч е н и к и. - ся.

У ч и т е л ь. Как устроен этот слог?

У ч е н и к и. Это слог-слияние. В нем два звука: первый - согласный мягкий [с'] и гласный [а] - [с'а], они «сливаются», их трудно разделить, мы их называем «дружная семейка».

У ч и т е л ь. Составим схему этого слога.

У ч е н и к и. Схема всего слова:

У ч и те л ь. Мы слово произносили, а теперь я запишу его на доске печатными и рукописными буквами: Ася, Ася. Найдите букву звука [а], опишите ее. На что похожа эта буква?

У ч е н и к и. Буква А первая в этом слове. Она похожа на две палочки с перекладинкой между ними.

У ч и т е л ь. Послушайте два стихотворения. Вот как описывают эту

букву поэты С. Маршак и А. Шибаев:

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

(С. Маршак)

А – начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко:

Ноги ставит широко.

(А.Шибаев)

 

Выложите букву А из счетных палочек. Найдите заглавную и строчную буквы в кассе букв и выложите их на наборном полотне.

(Ученики выполняют задание и проверяют правильность его выполне­ния друг у друга. Сравнивают с образцом на доске.)

У ч и т е л ь. А теперь я вам дам задание посложнее. Помните, какие цветы поливала Ася?

У ч е н и ки. Астры.

У ч и т е л ь. Я запишу это слово на доске, а вы найдите нужную букву: астры.

У ч е н и к и. Это буква а, она первая в этом слове, а пишется она по- другому.

У ч и т е л ь. Правильно. В слове Ася буква А заглавная, а в слове астры - строчная. Посмотрите на доску, перед вами карточка с печат­ными и рукописными буквами А. Сосчитайте, сколько всего вариантов этой буквы.

У ч е н и к и. Четыре буквы: печатные - заглавная и строчная, прописные - заглавная и строчная.

У ч и т е л ь. На уроке письма мы научимся писать эти буквы. А сейчас давайте поиграем. Мы будем с вами ловить звук [а]. Если вы услышите его в начале слова - хлопаем в ладоши один раз, если в середине - два раза, если в конце слова - делаем три хлопка. Все готовы слушать вни­мательно? Я называю слова: аист, утка, мак, муха, кот, кошка, арбуз.

У ч е н и к и. В слове аист звук [а] в начале слова - один хлопок. В сло­ве утка звук [а] в конце слова - три хлопка. В слове мак звук [а] в середи­не слова - два хлопка. В слове муха звук [а] в конце слова - три хлопка. В слове кот звука [а] нет - нет хлопков. В слове кошка звук [а] в конце слова - три хлопка. В слове арбуз звук [а] в начале слова - один хлопок.

У ч и т е л ь. Какие вы внимательные! Не смогла я вас запутать. А те­перь другая игра. В названии каких овощей есть звук [а]? Вы услышите звук [а], поднимите карточку с буквой этого звука. Репа, капуста, каба­чок, лук, тыква, картошка, чеснок, баклажан.

У ч и т е л ь. Молодцы, вы все хорошо справились с заданием. Наш урок подходит к концу, давайте вспомним, что мы хотели узнать на этом уроке. Достигли ли мы своей цели?

У ч е н и к и. Да. Мы узнали, что на письме гласный звук [а] обознача­ется буквами А, а - заглавной и строчной. Буквы есть печатные и пись­менные.

У ч и т е л ь. А помните ли вы, что мы делаем, чтобы составить звуковую схему слова?

У ч е н и к и. Сначала мы произносим слово и обозначаем его чертой, определяем, какой слог ударный, затем делим его на слоги и показыва­ем черточками сверху вниз на схеме, в каждом слоге определяем коли­чество звуков и как он устроен, составляем схему каждого слога, над ударным ставим черточку-ударение.

 

 

О сновной период обучения грамоте. Задачи, методы и приёмы обучения чтению

План:

1. Задачи обучения чтению в основной период обучения грамоте.

2. Слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

3. Роль игровых приёмов при обучении грамоте.

 

1.

Основной период обучения элементарному чтению и письму начинается через две недели после подготовительного, однако сле­дует учитывать реалии современной жизни - часто первоклассни­ки приходят в школу, умея читать и - реже - писать. Поэтому первая и главная трудность учителя, заключается в том, что ему придется планировать урок с учетом разного уровня подготовки учеников. Огромную помощь в преодолении названной трудности оказывает коммуникативно-деятельностная методика. Обучая де­тей ставить цель, давая способы познания и самоконтроля, учи­тель тем самым дает возможность себе и ученикам индивидуали­зировать работу на уроке.

Цель основного периода обучения грамоте - научить беглому, правильному, сознательному и выразительному чтению. В задачи этого периода входят формирование умений звукового, слогового, звуко-буквенного анализа, практическое освоение учениками основных лингвистических единиц: звук, буква, слово, слог как часть слова, словосочетание, предложение и текст. С самого на­чала обучения учащийся усваивает, что существует устная речь и письменная, письменная - это обозначение слышимой, произно­симой речи особыми графическими знаками - буквами. Учиться читать написанное, самому записать свою мысль - в 1 классе вы­зывает неподдельный интерес. Поэтому поначалу ученики моти­вированы к обучению без специальных усилий учителя. Детям, однако, несвойственна усидчивость, и длительное пребывание в сидячем положении за партой им противопоказано: они быстро устают, утрачивают интерес к происходящему, что делает обучение неэффективны. Следовательно, еще одна важная задача - орга­низовать усвоение системы обозначения звуков буквами, звукосо­четаний - буквосочетаниями через игровые ситуации, поддержи­вающие интерес к учебной деятельности.

Языковое обучение, по мнению педагогов развивающего обу­чения, должно начинаться с тех предельно общих знаний о стро­ении языка, письменности, которые могут стать основой будущей системы лингвистических знаний и умений учащихся.

Слоговой принцип русской графики диктует учителю выбор единицы, с которой мы начинаем учить читать, - слога. Слог - минимальная произносительная единица: односложное слово обра­зуется при естественном выбросе воздуха на выдохе. Дети легко осваивают слогоделение слова в отличие от членения его на звуки. Достаточно задержать дыхание и попробовать сказать что-нибудь, как становится очевидным, что дыхание (струя воздуха) необхо­димо для произведения речевых единиц. Обнаружить слог можно в игре «Заблудились». Детям предлагается представить, что они будут делать в лесу, если их товарищи далеко. Все варианты вы­слушиваются, но один, который обязательно прозвучит, следует использовать для знакомства со слогом: «Надо позвать кого-нибудь из друзей или родителей: "Ма-ма!", "А-у!" "Эй! Лю-ди!", "Та-ня!", "И-ва-ну-шка!",>

Обратимся к методике, предложенной в учебном пособии под ред. М. С. Соловейчик. Психологи считают, что «знакомиться с делением слова на слоги удобнее всего в ситуации, когда человек неосознанно переходит на произнесение слова по слогам. Эта си­туация моделируется в игре «На стадионе».

- Знаете ли вы, что на фyrбoльных и хоккейных матчах болель­щики постоянно изучают русский язык? Не верите? Сейчас объ­ясню. Какое слово кричат болельщики, когда хотят, чтобы хок­кеисты забили гол? Давайте и мы крикнем так, как кричат болель­щики: шай-бу! шай-бу! шай-бу! Болельщики кричат слово по сло­гам. Слоги - это такие кусочки, на которые делится слово, но все равно его можно узнать на слух.

- Давайте снова вернемся на стадион. Что кричат болельщики, когда команда забивает гол? Верно, они кричат: [ма-ла-цы! ма-ла­-цы!] (При произнесении слова по слогам нельзя говорить его так, как оно пишется. При произнесении по слогам должно сохранять­ся орфоэпическое произношение слова.)

Теперь, когда захотите разделить слово на слоги, представьте себе, что вы болельщики и кричите (только не громко!) это слово игрокам. Тогда оно само разделится на слоги. Покажем деление слова на слоги на схеме - полосочке, разделенной на кусочки­-слоги. У меня сейчас две cxeмы:

 

 

Какая из них подходит к слову шайба, а какая - к слову мо­лодцы?

К сожалению, учителя нередко навязывают детям неверное чле­нение на слоги из боязни, что правильное деление может помешать им впоследствии членить слово на морфемы и правильно перено­сить слова. Это ложные опасения. Зато навязанное неверное деление на слоги (кус-ты взамен ку-сты, уз-кий взамен у-зкий, рас-ту взамен ра-сту и т.п.), так же как и неверное вычленение звуков, отучает детей доверять слуху в работе со звучащим словом».

Так как гласные звуки - ртораскрыватели, то определить ко­личество слогов в слове можно с помощью руки, поставленной на локоток, кисть - под подбородком: сколько раз подбородок уда­ряет о тыльную сторону ладошки при произнесении слова, столь­ко слогов в этом слове.

Понятие ударения формируется с первого дня обучения парал­лельно с работой по слогоделению и выделению звуков. Продол­жается эта работа и в основной период обучения грамоте. Чтобы поставить проблему, о которой первоклассники даже не задумы­ваются, можно прочитать небольшой текст с понятными (извест­ными) детям словами, намеренно искажая постановку ударения. Дети сразу замечают «неладное» и возникает проблемная ситуа­ция, благодаря которой ученики начинают замечать, что ударе­ние - фактор, формирующий слово. Сначала учитель произносит одно и то же слово, искусственно перемещая ударение со слога на слог, и просит сказать детей, как правильно (кошка, домик, краски, колобок и т.п.). Затем (на другом уроке) предлагает поиграть так же с другими словами, используя омографы: кружки, замок, на горе, стрелки и Т.п. В этом случае делается вывод о смыслоразли­чительной роли ударения (<<из-за неправильно поставленного уда­рения может произойти путаница, и люди друг друга не поймут!»). П.С.Жедек предлагает для этой же цели игру в «иностранцев»: произнесите слова по-русски, а потом - как французы, которые всегда ставят ударение на последний слог: шапка, шубка, варежки, тулуп, пальто, куртка, носки, валенки, сапожки. Добавим к этой игре развивающий компонент: Можно ли все эти слова назвать од­ним общим словом? (Одежда.) А как француз произнесёт это слово?

В русском языке ударение не закреплено за определенным сло­гом, как, например, в польском или французском языках. Более того, русское ударение подвижное: в разных формах одного и того же слова ударение может перемещаться (гора - горы, нора - норы, пирог - пирогом, длинный - длиннее и т.п.). Внимание к ударению в период обучения грамоте необходимо еще и потому, что это фор­мирует фонематический слух и орфографическую зоркость, без ко­торых ученикам не справиться с проблемой грамотного письма.

Находить ударный слог можно с помощью таких приемов, как «похлопывание» или «постукивание»: учитель, читая слова, выделяет голосом ударный слог и одновременно «ударяет» пальцем по книге (указкой по доске или наборному полотну, где выставлено слово, или ногой по полу или хлопком), сопровождая это движение пояснением: «Это ударный слог». Когда дети освоят ориентацию на ударный слог, можно в качестве физкультминутки предлагать им игру, закрепляющую опре­деление ударения в слове: «Я буду произносить слова, а вы вни­мательно слушать. Если ударный слог стоит первым, вы присе­даете, если вторым - вытягиваете руки вверх, если третьим ­кладете руки на пояс. Приготовились? Парта (дети приседают вместе с учителем), портфель (вместе с учителем вытягивают руки вверх), карандаш (вместе с учителем ставят руки на пояс). Что по смыслу объединяет все эти слова? Молодцы! Конечно, школа. А теперь без меня... Скрипка, тромбон, пианино, гитара, туба, труба, саксофон, рояль, альт, дудочка и т. п. Кстати, а как можно назвать все эти слова одним словосочетанием? Правиль­но, музыкальные инструменты». Первые игры проводятся в мед­ленном темпе, так как детям необходимо время, чтобы сообра­зить, можно помогать постукиванием ноги. Одновременно мы расширяем их словарный запас, занимаемся развитием речи. Когда учитель будет уверен, что все дети освоили данное поня­тие, можно устраивать соревнование «Кто быстрее?» или «Кто сложнее?» (если предложить детям самим называть слова).

Основной период обучения грамоте начинается с введения букв согласных звуков и чтения слогов-слияний, или, как их еще на­зывают, прямых слогов ма, мы, на, но, су, си и т.д. Во многих бук­варях и азбуках (В.Г. Горецкого, О.В. Джежелей и др.) установлен определенный порядок изучения букв, связанный с частотным принципом: чем чаще употребляется буква в словах русского язы­ка, тем больше разнообразия на страницах азбук. Сначала исполь­зуются самые употребительные а, о, С, Н, к (исключение составля­ют ы и у), затем идут менее употребительные г, ф, ж и др., и, на­конец, группа малоупотребительных э, ю, знаки ь и ъ.

По мере введения новых букв в основной период обучения гра­моте дети учатся читать прямые слоги - это объясняется психо­физиологическими особенностями русского произношения. Со­четание согласного с последующим гласным (слияние) представ­ляет собой неразрывную в артикулярном отношении целостность, поэтому, с одной стороны, его легко вычленить и произнести, с другой стороны, нужно специально обучать членению его на от­дельные звуки. Но для того чтобы при знакомстве с первыми бук­вами, при чтении и письме первых слогов и слов ребенок смог открыть позиционный принцип русского чтения, т. е. учился ори­ентации на букву гласного, следующую за буквой согласного, не­обходимо, чтобы в добуквенный период обучения дети научились различать звуки (фонемы) гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые. Известно, что в осно­ве русской письменности лежит позиционный принцип, суть ко­торого состоит в том, что любая языковая единица обнаруживает свое действительное значение - или функцию - только в сочетании с другими языковыми единицами. В зависимости от языко­вого окружения, от позиции в слове, предложении, тексте едини­ца языка играет ту или иную роль. Эта закономерность проявля­ется на всех языковых уровнях. для познания звуковой стороны языка нужна развитая способность слышать Звучащее слово. При­менение игр со слогами и словами для формирования умений зву­кового (фонемного) анализа сопровождается показом или состав­лением соответствующих слоговых схем.

2.

При обучении детей грамоте в основной период по азбукам В.Г.Горецкого (с соавторами), О.В. Джежелей первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Важ­нейшей составной частью всей работы на уроках обучения грамо­те является слого-звуковой анализ слов. Проведение анализа звуча­щей речи представляет для обучающихся грамоте довольно слож­ную задачу, поскольку сам объект анализа подвижен, не зафикси­рован во времени и в пространстве. Только на слух проанализи­ровать структуру слова ребенку трудно. Помогает многократное проговаривание анализируемого отрезка речи. Еще в большей сте­пени способствует снятию указанных трудностей применение гра­фических моделей различных отрезков речи, которые выступают в качестве внешнего средства фиксации анализируемой речи и служат вследствие этого для учащихся опорой при проведении зву­кового анализа. Поэтому формирование умения слышать звучащее слово продолжается с помощью звуко-буквенного анализа, исполь­зования звуковых моделей, игр со звучащими словами.

Один из главных психологических принципов обучения по си­стеме Д. Б. Эльконина - обеспечить практические, материальные действия ребенка со словом, в ходе которых ученик открывает но­вые лингвистические закономерности, поэтому «Букварь» Д. Б. Эльконина ориентирует ребенка не на рассматривание гото­вых схем, а на их самостоятельное построение. Учащийся вписы­вает буквы, делит слова на слоги, ставит ударения и т.д.

Средством материализации неуловимой для ребенка звуковой формы слова являются звуковые модели (схемы) слов, необходи­мость которых на первых этапах обучения грамоте доказана Д. Б. Элькониным столь убедительно, что из его эксперименталь­ного «Букваря» схемы и модели заимствовали все современные отечественные буквари. Но, с точки зрения Д. Б. Эльконина, мо­дели и схемы в обучении не только носят «подсобный» характер, обслуживая начальный, добуквенный этап работы со словом, но и являются универсальным инструментом мышления. Обучаясь читать по системе Д. Б. Эльконина, ребенок сразу учится позици­онному чтению. для этого гласные буквы вводятся парами: а-я, о-ё, у-ю, ы-и, э-е. Такой подход имеет два преимущества. Читая свои первые слоги, ученик сразу овладевает общим спосо­бом чтения любых слогов: учится ориентироваться на букву гласного, следующую за согласным; моделируя отношение согласных и гласных, ученик открывает первую в своей жизни закономер­ность родного языка, решает первую учебную задачу. Обучаясь чтению, ребенок учится и мыслить и, наоборот, обдумывая зада­чу, попутно научается читать. Поэтому первая тема букварного периода обучения посвящена буквам гласных и имеет решающее значение в системе Д. Б. Эльконина.

Д. Б. Эльконин писал, что для формирования способов звуково­го (фонемного) анализа естественный механизм членения звуковой структуры слова необходимо перестроить. Современная методика проведения звукового анализа слов уточнена его последователями, технология на данном этапе обучения отработана и включена в ме­тодические разработки к «Букварю» Д. Б. Эльконина.

Рассмотрим порядок действий при звуковом (фонетическом) разборе.

 

Общий алгоритм Разбор конкретного слова
1. Скажем слово и послушаем себя. Протянем первый звук в полном слове. Назовём его «характер» Нарисуем его «портрет» (схему). [áист] [а а а а а ист] – [а] «поётся», без препятствий, значит, гласный  
2. Протянем (выделим голосом) второй звук в полном слове. Назовём его «характер». Нарисуем его «портрет» (схему). [а и и и и и ст] – [и] ] «поётся», без препятствий, значит, гласный  
3. Проверим, все ли звуки слова уже выделены. Прочитаем свою запись. Произносим [аист] – видим два звука , продолжаем.
4. Протянем (выделим голосом) третий звук в полном слове. Назовём его «характер». Нарисуем его «портрет» (схему). [аис с с с с т] – [с] – согласный, твёрдый, получается:
5. Протянем (выделим голосом) четвёртый звук в полном слове. Назовём его «характер». Нарисуем его «портрет» (схему). [аист т т т т т] – [т] – согласный, твёрдый, получается: [аист]
6. Прочитаем, поставим ударение, проверяем, получилось ли слово, читаем по схеме.   [áист] – да, получилось: это название птицы

 

Переход к буквам целесообразно осуществлять после того, как все звуки в слове найдены, чтобы избежать переориентации на букву в работе со звуками у тех детей, которые еще не вполне овладели способами фонемного анализа. Проведение звукового раз­бора показывает, что звуками можно оперировать и без букв.

Правило русской графики, регулирующее твердость (мягкость) согласных при чтении и письме, осваивается практическим образом. Знакомство детей с этим правилом осуществляется приемом сопоставления графической схемы звуков и буквенной формы слова.

Различение по твердости - мягкости согласных учитель проводит с помощью приема сопоставления звуков и сравнения состояния ротовой полости при образовании пары звуков: составим звуковые схемы трех слов, которые я про­uзнесу, и понаблюдаем за их внешностью и характером. Как на­зывают причал для катеров? Правильно, мол. Сколько слогов в данном слове? Один. Протяните этот слог. Какие отношения у звуков? Сначала «дружная семейка» (слог-слияние), а затем «за­мочек» - согласный звук [л]:

 

Сравним состав слова мол с последним словом в стихотвор­ной строчке: У Пегги умный жил козёл: он бородой дорожки мёл. Послушаем эти два слова и найдем в них различия. Правиль­но, они называют разное: мол (причал) и мёл (действие с мет­лой). Составим звуковую модель последнего слова:

Сравним схемы слов: по строению и по «характеру» звуков: слог-слияние с «замочком», но первый звук различается (в сло­ве .мол - твердый, а в слове мёл - мягкий). Посмотрите, вот еще прилетело какое-то насекомое, вредное: все шапки и ва­режки у нас в шкафу поело. Да, это моль. Послушаем само слово [мол'], составим схему:. Что мы увидели? Пра­вильно, опять слог-слияние с «замочком», но отличается от двух предыдущих слов мягким звуком [л]. Вот три разные схе­мы. Что можно сказать об этих словах? Верно, три разных сло­ва, потому что хоть у них и одинаковые по количеству звуков и типу слоги («слияние с замочком»), но каждый имеет по одному отличающемуся звуку (по характеру), и сразу слово ста­новится другим по смыслу. Значит, у звука в слове очень важ­ная роль, правда? Он помогает отличать слова друг от друга по смыслу, Или, как говорят ученые, по значению. А вот уже и наш дружок «Как?» прибежал, о чем он спрашивает, не могу никак расслышать. А вы понимаете, что он хочет спросить? Да­-да, как мы догадались о том, что один звук может изменить целое слово. Давайте расскажем ему, как мы это узнали. Что мы делали сначала? Слушали слова, определяли их устройство: сколько слогов, какие они («дружная семейка» или «дружная семейка» с «замочком»), потом послушали, из каких по «харак­теру» звуков состоят эти слова. Чтобы лучше это увидеть, мы нарисовали схемы этих звучащих слов, а на схеме сразу и уви­дели и сходство и различие. А потом подумали, что же эти слова обозначают, да? Выяснили, что значение (смысл) у них разное: мол (причал), мёл (действие с метлой) и моль (насекомое). Теперь ты понял, «Как»? Знаете, что мне сейчас на ушко сказал «Каю>? Он сказал, что вы умеете думать и действовать, как уче­ные! (для закрепления, можно понаблюдать за звучащими пара­ми: брат - брать, шест - шесть, лук - люк, мать - мять, составляя схемы и сравнивая слова по структуре и значению.)

Прием сопоставления звуков мы используем при Формирова­нии представления о глухости - звонкости согласных, однако здесь звуковые схемы нам не помогут, так как различение происходит на уровне образования звука при помощи голоса или его отсут­ствия. для наглядности берем зеркальце и наблюдаем, как обра­зуются звуки. Нам помогает наш любопытный дружок «Как?».

Учитель создает проблемную ситуацию: произносит специально подобранные слова парами и просит угадать, почему он поставил именно эти слова в одну пару:. суп - зуб, финт - винт, том - дом, шесть - жесть, кот -,-. год, кол ­гол, круша - кружа. Есть дeти, которые могут догадаться сразу, но чаще всего придется повторить несколько раз каждую пару слов, прежде чем ученики обнаружат, что слова в паре разные по смыслу, Но «внешность» различается только одним звуком. Теперь понаблюдаем, каким образом этот звук отличается от по­хожего. Выпишем эти звуки-«домоседы» по парам. Из первой пары - с]/[з], из второй –[ф']/[в'],затем [т]/[д], [ш]/[ж], [к]/[г] и т.д. Мы уже узнали, что согласные звуки составляют пары по твердости - мягкости, потому что при их произнесении меняется объем ротовой полости («Во рту места нужно меньше для мягких, и больше - для твёрдых»). Послушаем, как образу­ются эти пары согласных: положим руку на ГОРЛЬШIКО и произ­несем [з]/[с], [з]/[с], [з]/[с], [з]/[с[. мы почувствовали, что при звуке [з] Горлышко немного дрожит, а при звуке [с] - спокой­но. Теперь возьмем зеркальце и посмотрим, как образуются эти звуки [з]/[с], произносим несколько раз [з]/[с]/[з]/[с]: язычок, который приближается к зубкам, положения не меняет, звуки отличаются только «дрожанием горлышка». Понаблюдаем и за другими парными согласными, обнаружим то же различие в об­разовании звуков. При анализе звукового состава слова первое время будем постоянно использовать эти приёмы:

- руку на локоток под подбородок, чтобы посчитать количество сло­гов;

- зеркальце в руку, чтобы проверить, как образуется звук: без прегра­ды с помощью разной формы губ - гласный, с преградой - согласный;

- большая ягодка помещается во рту (прием Н.А.Зайцева) - твердый со­гласный, маленькая - мягкий согласный;

- руку на горлышко: дрожит - звонкий, спокойно - глухой.

для формирования соответствующих навыков требуется регу­лярность и методичность применения данных приемов. По мере введения букв мы учимся сопоставлять звучащую и письменную речь: наблюдаем за «звуками В безопасности» (фонемы в сильной позиции: зубы - супы) и за «звуками В опасности» (фонемы в сла­бой позиции: зуб - суп). Постепенно выясняем, что «в опасности» звуки прячутся, изменяются так, что их трудно узнать, например: гора и горы, нора и норы - гласный безударный может походить на другой: кора - [а]/[о], гряда - [а]/[иЭ], лесной - [э]/[иЭ], ше­стой - [э]/[ ы]; для согласных опасные места там, где их сразу много подряд, и на конце слова: праздник [праз'н'ик]/[д] - выпа­дает; безвкусный - [б'иэсфкусный] - «замаскировались» под сво­их «глухих» напарниц; лоб [лоп] - [лбы], глаз - [глас] - [глаза] ­на конце слова никогда не бывает звонкого согласного звука, но парные согласные на письме обязательно требуют проверки.

Чем больше дети узнают букв, тем важнее сопоставительный анализ фонемного и графического облика слова. Следовательно, постепенно учитель переходит к звуко-буквенному анализу слов.

Звуко-буквенный разбор способствует осознанию детьми сло­гового принципа русской графики, обусловливающего позицион­ный принцип чтения. «Слоговой принцип графики, который на­зывают также буквосочетательным, заключается в том, что фонем­ное соответствие букв может быть установлено только с учетом ее окружения... - пишет Д. Б. Эльконин. - Слоговой принцип свя­зан с двумя особенностями русской графики: обозначением на письме фонемы [j] и обозначением твердости - мягкости соглас­ных фонем».

Порядок звуко-буквенного анализа начинается с чтения слова, так как важно видеть буквенное его изображение и тем самым формировать фонематический слух, а затем требуется составление транскрипции слова:

1. Читаем слово трава, слушаем его, определяем ударный слог: [трава].

2. Еще раз слушаем слово, выписываем каждый звук в «доми­ке», даем ему характеристику и показываем, какой буквой он обо­значен:

[т] - согласный, парный, глухой, твердый, выражен буквой т

[р] - согласный, непарный, звонкий, твердый, выражен буквой р

[а] - гласный, безударный редуцированный, выражен буквой а

[в] - согласный, парный, звонкий, твердый, выражен буквой в

[а] - гласный, ударный, выражен буквой а

5 звуков 5 букв

Первые слова, выбранные для анализа, должны совпадать по звучащему облику и буквенному изображению: сын, стол, пол, луна, рыба и т.п.

Далее предлагается выбирать слова, в которых будет различать­ся буквенный состав



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.109 с.)