Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Основной период тренировки

Поиск

 

Общие задачи основного периода: дальнейшее совершенствование деятельности внутренних органов и нервно-мышечного аппарата, с осо­бым вниманием к повышению выносливости, своевременности и точности реакции на зрительные и тактильные восприятия.

Специальные задачи этого периода: 1) дальнейшее совершенство­вание фехтовальной техники а) быстроты, своевременности и авто­матичности фехтовальных движений; б) работы в темп и в контр­темп; 2) совершенствование качеств тренирующихся, необходимых в бою: а) инициативы; б) быстроты принятия выполнения решений; в) умения предугадать действия и намерения противника и расст­роить их соответствующим противодействием; г) самообладания; 3) развитие и совершенствование тактических навыков фехтовального боя: а) совершенствование присущей бойцу тактики боя, б) совер­шенствование умения применяться к тактике противника, в) при-„обретение опыта противодействовать различным неожиданностям в бою; 4) подготовка к ведению боя в обстановке соревнований; 5) подготовка к проявлению максимальных усилий в условиях сорев­нования.

 

Примерный план основного периода тренировки

Мероприятия Дни шестидневки
1—2 шестидневка
1. Утренняя гимнастика 2. Тренировка по фехтованию 3. Спортивные игры на воздухе 4. Массаж (общий) Ежедневно 2 и 4-й 6-й 1 и 3-й день
3—5 шестидневки
1. Утренняя гимнастика 2. Тренировка по фехтованию 3. Занятия по л/а (спринт, прыжки) 4. Спортивный массаж (общий) Ежедневно 1, 3, 5-й 6-й 1 и 3-й день
7—8 шестидневки
1. Утренняя гимнастика 2. Тренировка по фехтованию 3. Спортивный массаж (общий) в дни после проведе­ния тренировочных соревнований Ежедневно 1, 3, 5-й 2 раза в шестидневку

 

Тренировка в основной период строится на базе: а) дальнейшего, более форсированного повышения общефизиологической и техни­ческой тренированности; б) развития и совершенствования такти­ческих навыков в условиях постепенного усложнения заданий и методов занятий, в) интенсивного втягивания в вольный бой (вна­чале под непосредственным руководством тренера), доводя бойца до тренировочных соревнований.

В части календарных тренировок схема примерного плана заня­тий может быть-представлена в следующем виде:

Расчет времени

Мероприатия Метод Расчет времени на группу (мин.)
1—4 занятие
Упражнения по общей подготовке: а) гимнастические упражнения, б) упражнения со скакалкой, в) специальные упражнения в расслаблении и быстром сокращении мышц Групповые занятия 10—15
Специальная подготовка: занятия на подсобных снарядах по усовершенствованию простых действий Групповые и самостоятельные занятия 10—20
Совершенствование техники, тактики боя в индивидуальном уроке Индивидуальный урок в виде боя по заданию (по 5—8 мин.) 35—45
Тренировка простых и сложных действий Занятия попарно по заданию с элементами боя 35-45
Вольные бои по назначению и на заданную тему Занятия попарно, теоретический анализ боя 30—60
Подведение итогов урока Беседа, заключительная работа 5—10
Итого 1,5—2,5 часа
5 — 11 занятие
Упражнения по общей и специальной подготовке (в виде разогревания перед занятиями) Групповые и самостоятельные занятия 15—20
Свободные бои с тренером и бои в пульке. (5—10 боёв) на 3—5 ударов Бои с анализом тактики, судейство  
Подведение итогов урока Обсуждение боев, заключительные групповые занятия  
Итого 1,5—2,5 часа
12 — 15 занятие
Упражнения по специальной подготовке, в виде разминки, без оружия и с оружием Самостоятельные и парные занятия 10—15
Свободные групповые бои в паре на время (по 3—5 мин. 2—3 раза) Бои в паре с различными бойцами 15—20
Вольные бои в пульках Бои, анализ тактики и судейство 1—2 час. 10  
Подведение итогов Беседа — обсуждение боев и заключительные упражнения 5—15
Итого 1,5—3 часа
16 — 18 занятие
Разминка перед соревнованием (без оружия и с оружием) 15—12
Бой 1,5—2 часа
Анализ соревнований

 

Отдельные занятия строятся на базе следующих методических установок: а) необходимости предварительной разминки тренирую­щихся, б) проработки конкретного для каждого занятия объема так­тических вопросов, в) постепенного повышения психологической и физиологической тренированности путем повышения напряженности и удлинения времени непосредственной работы (вольные бои и пар­ные занятия нарастающей длительности), г) чередования тактических: и технических заданий.

 

Примерный урок на рапире основного периода

(№ 12 — для бойцов II разряда; в группе 16—20 человек, 2 тренера).

Тема: Вольный бой.

 

Содержание Время (мин.) Методич. указания
Вводная и подготовительная части
Разминка в виде специальной гимнастики без оружия и с оружием: а) гимнастичес-кие упражнения на гибкость, растягивание и расслабление для мышц рук и туловища (движения преимущественно с большой амплитудой); б) приседания, выпады, шаги, скачки-выпады, броски с пробежкой; в) потряхивание, расслабление и быстрые сокращения для верхних и нижних конечностей; г) уколы в мишень без выпада, с выпадом; д) перемены позиции с движениями вперед и назад    
Основная часть
Групповой бой в паре, 2 раза по 2 мин. и 2 раза по 5 мин., с различными противника-ми с двумя перерывами (по 3—5 мин.)    
Вольные бри в «пульках» по 5 чел., судейство и анализ тактики боя 1—1,5 часа  
Заключительная часть
Краткая итоговая беседа 2—3  
Спокойная ходьба с закрытыми глазами на ориен­тиры    
Потряхивание, разминание мышц верхних конеч­ностей попеременно и парами    
Ходьба четким гимнастическим шагом    
Итого — 2 часа 20 мин.

 

Методические указания

 

На основе оценки достижений подготовительного периода, до­полнительно выявленных тактических особенностей и предполагаемого состава участников предстоящих соревнований, тренер должен оп­ределить: а) окончательный тип тактики, к которой следует стреми­ться; б) комплекс технических приемов, на которых следует акцен­тировать подготовку.

В соответствии с этим составляется индивидуальный план тре­нировки.

Тренер должен: а) содействовать выработке сообразительности в комбинации с технической быстротой, доведенной до автоматизма; б) совершенствовать чувство времени и дистанции; в) в технически-тактической подготовке отдавать предпочтение простейшим такти­ческим приемам (в частности, приемам, исполненным во-время), доби­ваясь при этом одновременно достаточного разнообразия применения их; г) выработать координацию быстроты движений с тактическими замыслами; д) выработать умение изучать противника и скрывать свои тактические и технические недостатки и манеру вести бой; е) вы­работать умение действовать в активный и пассивный темп и контр­темп; ж) работая в нормальной дистанции, создать у тренирующегося запас глубины для ее неожиданного использования; з) не спешить с развитием тактического кругозора тренирующихся, последовательно вскрывая перед ними тактические комбинации, тщательно их прора­батывая и доводя до степени автоматичности действий; и) особо тща­тельно тренировать концетрированное внимание и умение удержать его на должной степени напряженности в течение всего боя; к) по мере тактического формирования бойца в процессе учебных вольных боев все чаще и чаще разбирать и обсуждать правильность и целесо­образность боевой фразы, указывая на возможные варианты решений.

Состав группы в основном периоде должен оставаться таким же, как и в подготовительный период. Изменения в составе допускаются лишь при необходимости внести коррективы в неправильное распре­деление. Распорядок занятий в основном периоде тренировки должен быть особенно четок. Должны проводиться: а) вольные бои по назна­чению — под общим контролем тренера и при обязательном наблюдении свободных от боя тренирующисхя с обсуждением фраз боя; б) пульки на число ударов и на время, под общим руководством тренера и под наблюдением судейской коллегии из свободных от боя тренирующихся; в) разбор проводится как в процессе, так и обязательно в конце заня­тий (со всей группой).

Занятия должны быть организованы так, чтобы тренирующийся без перенапражения получил возможно широкую практику боя.

План тренировок, разработанный выше, может быть с некоторым видоизменением использован для планирования учебно-тренировоч­ной работы и на срок более длительный (6—10 мес.) разбивка по пе­риодам в этом случае представляется в следующем виде: 1-й (под­готовительный) период — от 2 до 3 месяцев (октябрь — декабрь); 2-й (основной) период — от 3 до 5 месяцев (январь — май); 3-й (переход­ный, период — от 1 до 2 месяцев (июнь, июль).

В подготовительном периоде, так же как и при более кратких сроках, разрешаются задачи общефизиологической подготовки, овла­дение (или усовершенствование) техникой и тактикой фехтования, совершенствованию качеств. В этом периоде планируется: а) некото­рое преобладание упражнений, имеющих общеразвивающее значе­ние в начале периода — 1,5—1 мес; 2) преимущественное внимание специальной технической подготовке в последующие 1,5—2 мес. Это распределение особенно существенно для новичков и бойцов III рязряда.

Задачами основного периода являются: дальнейшее укрепление и подготовка организма к максимальным напряжениям; закрепле­ние и совершенствование техники; общебоевая и тактически-физиоло­гическая подготовка.

По отношению к новичкам в основном периоде можно отметить три этапа: первый этап — по преимуществу этап совершенствования техники и тактики простых и сложных действия с накоплением такти­ческого опыта и совершенствованием качеств, нужных в бою (1,5—3 мес). Второй этап — применение полученных технических и такти­ческих навыков, знаний, умений, качеств в бою с различными про­тивниками и максимальное проявление своих сил и возможностей, i в условиях боя (1—1,5 мес) и третий этап — этап практического использования боевой подготовки с проведением итоговых соревнований и участием в календарных соревнованиях (0,5—1 мес).

Для опытных бойцов основной период состоит из следующих эта­пов: а) технического и тактического совершенствования (по преимуществу); б) боевой подготовки (физиологической и тактической); в) участия в соревнованиях; г) кратковременного отдыха с занятиями, проводимыми для поддержания спортивной формы; д) боевой подготовки — с учетом результатов участия в предыдущих соревнованиях и исправлением выявленных недочетов технической и тактической подготовки; е) участия в соревнованиях и т. д.

В третьем периоде разрешаются задачи выхода из состояния специальной тренированности: переключение на другой характер работы и переход к активному отдыху с широким использованием индивидуальной гимнастики, прогулок, экскурсий и естественных факторов закаливания — солнца, воздуха, воды.

 

IV. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

 

Выигрыш боя в значительной мере зависит от морально-волевых качеств бойца. Поэтому одной из важнейших задач тренировки яв­ляется поднятие и поддержание воли к победе у бойца до и во время соревнования.

В горячих, азартных бойцах необходимо развивать выдержку и самообладание; в бойцах выдержанных и расчетливых — поддер­живать инициативность, в бойцах инертных и вялых — живость и энергию; наконец, в категорию быстро теряющихся бойцов надо все­лить уверенность в себе и быстроту решений тактических заданий.

Какими бы свойствами ни обладал боец, к периоду соревнований в нем должна быть воспитана уверенность в его силах и в хороших результатах. Меры, укрепляющие уверенность в себе, следующие: а) ознакомление с приемами вероятных противников и мерами противо­действия им; б) создание веры в ценность некоторых боевых приемов, особо тщательно разработанных; в) выработка умения держать себя в бою (особенно для начинающих бойцов) и проработка для этого с тренером некоторых комплексов действия боевого поведения; г) соз­дание общей уверенности в своих силах и возможностях путем свое­временного поощрения, отнюдь не подавляя энергии тренирующегося чрезмерной критикой и период, предшествующий соревнованиям.

Соревнования являются экзаменом, вскрывающим качества и не­достатки подготовки тренирующихся. На каждом последующем этапе тренировки хорошие качества развивать, а отрицательные изживать.

По завершении соревнований тренер должен подытожить их ре­зультаты для каждого тренирующегося в отдельности и в последую­щей после соревнований итоговой беседе (желательно в первый же день занятий после соревнований) дать объективную оценку отдель­ных бойцов.

Особо осторожно следует подходить к оценке морально-волевых качеств, чтобы не подорвать веры в успех, и особо строго к грубым, закоренелым дефектам техники.

 

Ж. УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ С ЖЕНСКИМИ ГРУППАМИ [42]

 

Необходимым условием при занятиях фехтованием с женскими группами является тщательный учет анатомо-физиологических осо­бенностей женского организма. В целях правильного всестороннего развития, подготовки женщин к труду и обороне, достижения ими высоких спортивно-технических результатов и для подготовки жен­ского организма к специальной функции материнства — указанные выше особенности должны быть учтены при построении и проведе­нии занятий по фехтованию.

По сравнению с мужчинами у женщины брюшная полость от­граничивается более длинной передней стенкой живота. В резуль­тате этого создается повышенное требование к мышцам брюшного пресса для удержания внутренностей брюшной полости. Особое анатомическое строение тазового дна и постановка таза создают по­вышенные требования к мышцам тазового дна.

Используемые в, фехтовании движения создают благоприятные условия для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна: а) положение учебной или боевой стойки обеспечивает активное уча­стие и, следовательно, укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна; б) передвижения, выпад, уход с выпада — также вызывают как статистическое, так и динамическое сокращение этих мышц; в) сокра­щения подвздошно-поясничной мышцы, проходящие через тазобедрен­ный сустав при сгибании ног, улучшают кровообращение в малом тазу.

Наряду с этим, учитывая относительное увеличение поясничного прогиба у женщин: необходимо при изучении стойки предъявлять требования сохранения наименьшего поясничного прогиба («уби­рать таз»). В результате этого увеличиваются напряжение брюшного пресса и внутрибрюшпое давление, которое в свою очередь воздейст­вует на укрепление мышц тазового дна (рис. 58, 59).

 

 

Левая рука своим положением должна обеспечивать в некоторой степени сокращение мышц спины. Женщинам, обладающим круглой спиной или слабыми мышцами спины, не следует разрешать держа­ние левой руки в свободном, висящем внизу, положении. Рука должна находиться вверху и быть несколько оттянута назад.

Амплитуда, гибкость и плавность движений в суставах у женщин большая, чем у мужчин. Нередко у новичков женщин при занятии фехтованием, в силу увеличенной гибкости в суставах и относитель­ной слабости мышц, при выпаде происходит опускание таза. Такое положение таза затрудняет переход в боевую стойку и отрицательно влияет на положение внутренних половых органов. В силу сказан­ного от занимающихся необходимо требовать при выполнении выпада прямого или тупого угла в коленном суставе правой ноги, до отказа выпрямленной в колене левой ноги и перенесения тяжести тела на правую ногу. При этом надо указывать на недопустимость опуска­ния таза (рис..60, 61).

 

 

Если такие ошибки будут, следует требовать небольшого высокого выпада, постепенно его увеличивая. Максимальный выпад в большин­стве случаев сопровождается опущенным тазом.

Для гармоничного развития организма и равномерного распре­деления нагрузки особенно необходимо проводить движения как правосторонние, так и левосторонние.

Эти упражнения могут проводиться как на элементах фехтова­ния с оружием в руках, так и на гимнастическом специально подоб­ранном материале.

Особое внимание со стороны преподавателя при двушереножной и соревновательной работе должно быть обращено на исключение всякой возможности травмы груди. Такая травма может произойти от уколов или ударов при плохо защищенных грудных железах. Необходимо особо тщательно проследить за обязательным ношением защитных приспособлений на уроках и в соревнованиях.

Следует строго придерживаться на уроках физиологической кри­вой, имеющей максимальный подъем в середине урока. В виду боль­шей плотности урока при групповом обучении, фехтованию, чем, например, в уроке гимнастики, следует особенно тщательно следить за регулированием нагрузки, чередуя наступательные действия с обо­ронительными, статическую нагрузку с динамической.

В уроке следует члще делать паузы для отдыха; используя их для технических и тактических замечаний, чаще чередовать группо­вую работу с индивидуальной поурочной проверкой.

Индивидуальный урок, являясь частью группового урока, мо­жет практиковаться в целях обучения, проверки, тренировки и боя. При индивидуальной форме лучше давать по два коротких урока, чем один продолжительный.

В менструальный период всякие занятия фехтованием должны, быть прекращены. Однако, в случае необходимости, в период трени­ровки перед самым соревнованием, можно разрешить заниматься фех­тованием тем женщинам, у которых период менструации проходит без­болезненно. Тренировка в этот период должна сводиться к поддер­жанию технического уровня и тонуса работы руки. Нагрузка должна даваться только на руку, без участия в ней ног и туловища.

В психологической подготовке женщин надо учитывать меньшую ее устойчивость, особенно во время соревнований. Зачастую бывает достаточно одного проигрыша или присуждения сомнительного удара, чтобы всякое самообладание было утеряно. В этом случае возможна апатия или тенденция под каким-либо предлогом уйти с дорожки или проиграть, не сопротивляясь. В других случаях наблюдаются про­тивоположные явления; боец «выходит из себя», теряет такт, технику и тактику ведения боя, пользуясь исключительно аттаками. Это также приводит обычно к поражениям.

Поэтому особенно существенно в психологической подготовке женщин в течение всего учебного процесса воспитывать у них волю к победе, настойчивость, решительность, выдержку.

 

З. ОСНОВНЫЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ В ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ [43]

 

Общие замечания

 

Фехтование, как одно из средств физического воспитания детей школьного возраста, имеет место в школьных кружках физической культуры, в детских спортивных школах, ДСО, дворцах пионеров[44].

Детская фехтовальная школа обычно комплектуется из учащихся средней школы, имеющих хорошую успеваемость, в возрасте от 12 до 17 лет обоего пола. Желающие заниматься в фехтовальной школе проходят врачебный осмотр и испытания по специальным нормати­вам.

Группы должны комплектоваться отдельно для мальчиков и для девочек. Исходя из возрастных особенностей растущего организма, занимающиеся делятся на три группы: младшая — 12—13 лет; сред­няя — 14—15 лет; старшая — 15—17 лет.

Целью спортивной школы по фехтованию является подготовка на базе всестороннего физического развития будущих фехтовалыциков-рукопашников. Они должны овладеть техникой фехтования и рукопашного боя до уровня первоклассных бойцов, чтобы быть гото­выми как к трудовой деятельности, так и к боевой защите нашей ро­дины.

 

 

Задачи школы: 1) обеспечить общее оздоровление, нормальное развитие и укрепление растущего организма. Развить и усовершен­ствовать навыки и качества, необходимые в трудовой и оборонной дея­тельности, воспитать преданность родине, любовь к спорту и ору­жию, дисциплинированность, коллективизм, смелость, ловкость, ак­тивность, решительность, сообразительность, находчивость, быстроту ориентировки, правильность расчета своих сил и сил противника, быстроту и точность реакции и др.; 2) выработать и усовершенство­вать основные прикладные двигательные навыки; 3) обеспечить под­готовку и сдачу нормативов на значок БГТО и ГТО I ступени; 4) дать основные знаний по самоконтролю, гигиене, теории, методике владения холодным оружием и судейству соревнований' (по фехтованию и рукопашному бою); 5) обеспечить овладение техникой, тактикой владения холодным оружием и подготовить бойцов-фехтовальщиков не ниже III разряда и кандидата в судьи III категории; 6) подгото­вить групповодов для руководства младшими группами.

Занятия фехтованием проводятся под постоянным контролем врача. Врачебные осмотры детей проводятся систематически: в начале, в середине и в конце каждого года обучения. Результаты осмотра сообщаются детям в специальных беседах врача.

В занятиях необходимо уделять основное внимание общему физи­ческому развитию, укреплению организма, выработке правильной осанки. Все упражнения как гимнастического, так и специального
характера должны носить симметричный характер, имея в виду правильное, гармоничное развитие растущего организма. Особенно осторожно нужно подходить к дозировке нагрузок по времени и плотности урока.

Занятия для младшего и среднего возраста следует проводить 1—2 раза в шестидневку. Занятия со старшим возрастом можно дово­дить до 3 раз в шестидневку. Уроки для всех групп, в зависимости от подготовки, могут быть от 45 минут до 2 часов. Плотность урока, в зависимости от возраста занимающихся, колеблется от 40 до 80%.

Дети и подростки исключительно предприимчивы и быстро пере­нимают и усваивают как хорошее, так и плохое. Поэтому препода­ватель должен в первую очередь быть воспитателем детей и являться образцом в проведении, всех мероприятий.

Помимо спортивно-технической работы по фехтованию препода­ватель осуществляет систематический контроль над овладением тех­никой, тактикой фехтования, способствует развитию творческой инициативы у занимающихся и спортивной этики, проверяет успеваемость в учебе в школе, держит связь с родителями, способствует воспитанию патриотических чувств любви к родине, труду, Красной Армии, к коллективу, к товарищам.

Добросовестное, любовное отношение преподавателя к своим обя­занностям и вверенному коллективу всегда дает положительные ре­зультаты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.01 с.)