Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Основной период тренировкиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общие задачи основного периода: дальнейшее совершенствование деятельности внутренних органов и нервно-мышечного аппарата, с особым вниманием к повышению выносливости, своевременности и точности реакции на зрительные и тактильные восприятия. Специальные задачи этого периода: 1) дальнейшее совершенствование фехтовальной техники а) быстроты, своевременности и автоматичности фехтовальных движений; б) работы в темп и в контртемп; 2) совершенствование качеств тренирующихся, необходимых в бою: а) инициативы; б) быстроты принятия выполнения решений; в) умения предугадать действия и намерения противника и расстроить их соответствующим противодействием; г) самообладания; 3) развитие и совершенствование тактических навыков фехтовального боя: а) совершенствование присущей бойцу тактики боя, б) совершенствование умения применяться к тактике противника, в) при-„обретение опыта противодействовать различным неожиданностям в бою; 4) подготовка к ведению боя в обстановке соревнований; 5) подготовка к проявлению максимальных усилий в условиях соревнования.
Примерный план основного периода тренировки
Тренировка в основной период строится на базе: а) дальнейшего, более форсированного повышения общефизиологической и технической тренированности; б) развития и совершенствования тактических навыков в условиях постепенного усложнения заданий и методов занятий, в) интенсивного втягивания в вольный бой (вначале под непосредственным руководством тренера), доводя бойца до тренировочных соревнований. В части календарных тренировок схема примерного плана занятий может быть-представлена в следующем виде: Расчет времени
Отдельные занятия строятся на базе следующих методических установок: а) необходимости предварительной разминки тренирующихся, б) проработки конкретного для каждого занятия объема тактических вопросов, в) постепенного повышения психологической и физиологической тренированности путем повышения напряженности и удлинения времени непосредственной работы (вольные бои и парные занятия нарастающей длительности), г) чередования тактических: и технических заданий.
Примерный урок на рапире основного периода (№ 12 — для бойцов II разряда; в группе 16—20 человек, 2 тренера). Тема: Вольный бой.
Методические указания
На основе оценки достижений подготовительного периода, дополнительно выявленных тактических особенностей и предполагаемого состава участников предстоящих соревнований, тренер должен определить: а) окончательный тип тактики, к которой следует стремиться; б) комплекс технических приемов, на которых следует акцентировать подготовку. В соответствии с этим составляется индивидуальный план тренировки. Тренер должен: а) содействовать выработке сообразительности в комбинации с технической быстротой, доведенной до автоматизма; б) совершенствовать чувство времени и дистанции; в) в технически-тактической подготовке отдавать предпочтение простейшим тактическим приемам (в частности, приемам, исполненным во-время), добиваясь при этом одновременно достаточного разнообразия применения их; г) выработать координацию быстроты движений с тактическими замыслами; д) выработать умение изучать противника и скрывать свои тактические и технические недостатки и манеру вести бой; е) выработать умение действовать в активный и пассивный темп и контртемп; ж) работая в нормальной дистанции, создать у тренирующегося запас глубины для ее неожиданного использования; з) не спешить с развитием тактического кругозора тренирующихся, последовательно вскрывая перед ними тактические комбинации, тщательно их прорабатывая и доводя до степени автоматичности действий; и) особо тщательно тренировать концетрированное внимание и умение удержать его на должной степени напряженности в течение всего боя; к) по мере тактического формирования бойца в процессе учебных вольных боев все чаще и чаще разбирать и обсуждать правильность и целесообразность боевой фразы, указывая на возможные варианты решений. Состав группы в основном периоде должен оставаться таким же, как и в подготовительный период. Изменения в составе допускаются лишь при необходимости внести коррективы в неправильное распределение. Распорядок занятий в основном периоде тренировки должен быть особенно четок. Должны проводиться: а) вольные бои по назначению — под общим контролем тренера и при обязательном наблюдении свободных от боя тренирующисхя с обсуждением фраз боя; б) пульки на число ударов и на время, под общим руководством тренера и под наблюдением судейской коллегии из свободных от боя тренирующихся; в) разбор проводится как в процессе, так и обязательно в конце занятий (со всей группой). Занятия должны быть организованы так, чтобы тренирующийся без перенапражения получил возможно широкую практику боя. План тренировок, разработанный выше, может быть с некоторым видоизменением использован для планирования учебно-тренировочной работы и на срок более длительный (6—10 мес.) разбивка по периодам в этом случае представляется в следующем виде: 1-й (подготовительный) период — от 2 до 3 месяцев (октябрь — декабрь); 2-й (основной) период — от 3 до 5 месяцев (январь — май); 3-й (переходный, период — от 1 до 2 месяцев (июнь, июль). В подготовительном периоде, так же как и при более кратких сроках, разрешаются задачи общефизиологической подготовки, овладение (или усовершенствование) техникой и тактикой фехтования, совершенствованию качеств. В этом периоде планируется: а) некоторое преобладание упражнений, имеющих общеразвивающее значение в начале периода — 1,5—1 мес; 2) преимущественное внимание специальной технической подготовке в последующие 1,5—2 мес. Это распределение особенно существенно для новичков и бойцов III рязряда. Задачами основного периода являются: дальнейшее укрепление и подготовка организма к максимальным напряжениям; закрепление и совершенствование техники; общебоевая и тактически-физиологическая подготовка. По отношению к новичкам в основном периоде можно отметить три этапа: первый этап — по преимуществу этап совершенствования техники и тактики простых и сложных действия с накоплением тактического опыта и совершенствованием качеств, нужных в бою (1,5—3 мес). Второй этап — применение полученных технических и тактических навыков, знаний, умений, качеств в бою с различными противниками и максимальное проявление своих сил и возможностей, i в условиях боя (1—1,5 мес) и третий этап — этап практического использования боевой подготовки с проведением итоговых соревнований и участием в календарных соревнованиях (0,5—1 мес). Для опытных бойцов основной период состоит из следующих этапов: а) технического и тактического совершенствования (по преимуществу); б) боевой подготовки (физиологической и тактической); в) участия в соревнованиях; г) кратковременного отдыха с занятиями, проводимыми для поддержания спортивной формы; д) боевой подготовки — с учетом результатов участия в предыдущих соревнованиях и исправлением выявленных недочетов технической и тактической подготовки; е) участия в соревнованиях и т. д. В третьем периоде разрешаются задачи выхода из состояния специальной тренированности: переключение на другой характер работы и переход к активному отдыху с широким использованием индивидуальной гимнастики, прогулок, экскурсий и естественных факторов закаливания — солнца, воздуха, воды.
IV. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Выигрыш боя в значительной мере зависит от морально-волевых качеств бойца. Поэтому одной из важнейших задач тренировки является поднятие и поддержание воли к победе у бойца до и во время соревнования. В горячих, азартных бойцах необходимо развивать выдержку и самообладание; в бойцах выдержанных и расчетливых — поддерживать инициативность, в бойцах инертных и вялых — живость и энергию; наконец, в категорию быстро теряющихся бойцов надо вселить уверенность в себе и быстроту решений тактических заданий. Какими бы свойствами ни обладал боец, к периоду соревнований в нем должна быть воспитана уверенность в его силах и в хороших результатах. Меры, укрепляющие уверенность в себе, следующие: а) ознакомление с приемами вероятных противников и мерами противодействия им; б) создание веры в ценность некоторых боевых приемов, особо тщательно разработанных; в) выработка умения держать себя в бою (особенно для начинающих бойцов) и проработка для этого с тренером некоторых комплексов действия боевого поведения; г) создание общей уверенности в своих силах и возможностях путем своевременного поощрения, отнюдь не подавляя энергии тренирующегося чрезмерной критикой и период, предшествующий соревнованиям. Соревнования являются экзаменом, вскрывающим качества и недостатки подготовки тренирующихся. На каждом последующем этапе тренировки хорошие качества развивать, а отрицательные изживать. По завершении соревнований тренер должен подытожить их результаты для каждого тренирующегося в отдельности и в последующей после соревнований итоговой беседе (желательно в первый же день занятий после соревнований) дать объективную оценку отдельных бойцов. Особо осторожно следует подходить к оценке морально-волевых качеств, чтобы не подорвать веры в успех, и особо строго к грубым, закоренелым дефектам техники.
Ж. УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ С ЖЕНСКИМИ ГРУППАМИ [42]
Необходимым условием при занятиях фехтованием с женскими группами является тщательный учет анатомо-физиологических особенностей женского организма. В целях правильного всестороннего развития, подготовки женщин к труду и обороне, достижения ими высоких спортивно-технических результатов и для подготовки женского организма к специальной функции материнства — указанные выше особенности должны быть учтены при построении и проведении занятий по фехтованию. По сравнению с мужчинами у женщины брюшная полость отграничивается более длинной передней стенкой живота. В результате этого создается повышенное требование к мышцам брюшного пресса для удержания внутренностей брюшной полости. Особое анатомическое строение тазового дна и постановка таза создают повышенные требования к мышцам тазового дна. Используемые в, фехтовании движения создают благоприятные условия для укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна: а) положение учебной или боевой стойки обеспечивает активное участие и, следовательно, укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна; б) передвижения, выпад, уход с выпада — также вызывают как статистическое, так и динамическое сокращение этих мышц; в) сокращения подвздошно-поясничной мышцы, проходящие через тазобедренный сустав при сгибании ног, улучшают кровообращение в малом тазу. Наряду с этим, учитывая относительное увеличение поясничного прогиба у женщин: необходимо при изучении стойки предъявлять требования сохранения наименьшего поясничного прогиба («убирать таз»). В результате этого увеличиваются напряжение брюшного пресса и внутрибрюшпое давление, которое в свою очередь воздействует на укрепление мышц тазового дна (рис. 58, 59).
Левая рука своим положением должна обеспечивать в некоторой степени сокращение мышц спины. Женщинам, обладающим круглой спиной или слабыми мышцами спины, не следует разрешать держание левой руки в свободном, висящем внизу, положении. Рука должна находиться вверху и быть несколько оттянута назад. Амплитуда, гибкость и плавность движений в суставах у женщин большая, чем у мужчин. Нередко у новичков женщин при занятии фехтованием, в силу увеличенной гибкости в суставах и относительной слабости мышц, при выпаде происходит опускание таза. Такое положение таза затрудняет переход в боевую стойку и отрицательно влияет на положение внутренних половых органов. В силу сказанного от занимающихся необходимо требовать при выполнении выпада прямого или тупого угла в коленном суставе правой ноги, до отказа выпрямленной в колене левой ноги и перенесения тяжести тела на правую ногу. При этом надо указывать на недопустимость опускания таза (рис..60, 61).
Если такие ошибки будут, следует требовать небольшого высокого выпада, постепенно его увеличивая. Максимальный выпад в большинстве случаев сопровождается опущенным тазом. Для гармоничного развития организма и равномерного распределения нагрузки особенно необходимо проводить движения как правосторонние, так и левосторонние. Эти упражнения могут проводиться как на элементах фехтования с оружием в руках, так и на гимнастическом специально подобранном материале. Особое внимание со стороны преподавателя при двушереножной и соревновательной работе должно быть обращено на исключение всякой возможности травмы груди. Такая травма может произойти от уколов или ударов при плохо защищенных грудных железах. Необходимо особо тщательно проследить за обязательным ношением защитных приспособлений на уроках и в соревнованиях. Следует строго придерживаться на уроках физиологической кривой, имеющей максимальный подъем в середине урока. В виду большей плотности урока при групповом обучении, фехтованию, чем, например, в уроке гимнастики, следует особенно тщательно следить за регулированием нагрузки, чередуя наступательные действия с оборонительными, статическую нагрузку с динамической. В уроке следует члще делать паузы для отдыха; используя их для технических и тактических замечаний, чаще чередовать групповую работу с индивидуальной поурочной проверкой. Индивидуальный урок, являясь частью группового урока, может практиковаться в целях обучения, проверки, тренировки и боя. При индивидуальной форме лучше давать по два коротких урока, чем один продолжительный. В менструальный период всякие занятия фехтованием должны, быть прекращены. Однако, в случае необходимости, в период тренировки перед самым соревнованием, можно разрешить заниматься фехтованием тем женщинам, у которых период менструации проходит безболезненно. Тренировка в этот период должна сводиться к поддержанию технического уровня и тонуса работы руки. Нагрузка должна даваться только на руку, без участия в ней ног и туловища. В психологической подготовке женщин надо учитывать меньшую ее устойчивость, особенно во время соревнований. Зачастую бывает достаточно одного проигрыша или присуждения сомнительного удара, чтобы всякое самообладание было утеряно. В этом случае возможна апатия или тенденция под каким-либо предлогом уйти с дорожки или проиграть, не сопротивляясь. В других случаях наблюдаются противоположные явления; боец «выходит из себя», теряет такт, технику и тактику ведения боя, пользуясь исключительно аттаками. Это также приводит обычно к поражениям. Поэтому особенно существенно в психологической подготовке женщин в течение всего учебного процесса воспитывать у них волю к победе, настойчивость, решительность, выдержку.
З. ОСНОВНЫЕ УКАЗАНИЯ К РАБОТЕ В ДЕТСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ [43]
Общие замечания
Фехтование, как одно из средств физического воспитания детей школьного возраста, имеет место в школьных кружках физической культуры, в детских спортивных школах, ДСО, дворцах пионеров[44]. Детская фехтовальная школа обычно комплектуется из учащихся средней школы, имеющих хорошую успеваемость, в возрасте от 12 до 17 лет обоего пола. Желающие заниматься в фехтовальной школе проходят врачебный осмотр и испытания по специальным нормативам. Группы должны комплектоваться отдельно для мальчиков и для девочек. Исходя из возрастных особенностей растущего организма, занимающиеся делятся на три группы: младшая — 12—13 лет; средняя — 14—15 лет; старшая — 15—17 лет. Целью спортивной школы по фехтованию является подготовка на базе всестороннего физического развития будущих фехтовалыциков-рукопашников. Они должны овладеть техникой фехтования и рукопашного боя до уровня первоклассных бойцов, чтобы быть готовыми как к трудовой деятельности, так и к боевой защите нашей родины.
Задачи школы: 1) обеспечить общее оздоровление, нормальное развитие и укрепление растущего организма. Развить и усовершенствовать навыки и качества, необходимые в трудовой и оборонной деятельности, воспитать преданность родине, любовь к спорту и оружию, дисциплинированность, коллективизм, смелость, ловкость, активность, решительность, сообразительность, находчивость, быстроту ориентировки, правильность расчета своих сил и сил противника, быстроту и точность реакции и др.; 2) выработать и усовершенствовать основные прикладные двигательные навыки; 3) обеспечить подготовку и сдачу нормативов на значок БГТО и ГТО I ступени; 4) дать основные знаний по самоконтролю, гигиене, теории, методике владения холодным оружием и судейству соревнований' (по фехтованию и рукопашному бою); 5) обеспечить овладение техникой, тактикой владения холодным оружием и подготовить бойцов-фехтовальщиков не ниже III разряда и кандидата в судьи III категории; 6) подготовить групповодов для руководства младшими группами. Занятия фехтованием проводятся под постоянным контролем врача. Врачебные осмотры детей проводятся систематически: в начале, в середине и в конце каждого года обучения. Результаты осмотра сообщаются детям в специальных беседах врача. В занятиях необходимо уделять основное внимание общему физическому развитию, укреплению организма, выработке правильной осанки. Все упражнения как гимнастического, так и специального Занятия для младшего и среднего возраста следует проводить 1—2 раза в шестидневку. Занятия со старшим возрастом можно доводить до 3 раз в шестидневку. Уроки для всех групп, в зависимости от подготовки, могут быть от 45 минут до 2 часов. Плотность урока, в зависимости от возраста занимающихся, колеблется от 40 до 80%. Дети и подростки исключительно предприимчивы и быстро перенимают и усваивают как хорошее, так и плохое. Поэтому преподаватель должен в первую очередь быть воспитателем детей и являться образцом в проведении, всех мероприятий. Помимо спортивно-технической работы по фехтованию преподаватель осуществляет систематический контроль над овладением техникой, тактикой фехтования, способствует развитию творческой инициативы у занимающихся и спортивной этики, проверяет успеваемость в учебе в школе, держит связь с родителями, способствует воспитанию патриотических чувств любви к родине, труду, Красной Армии, к коллективу, к товарищам. Добросовестное, любовное отношение преподавателя к своим обязанностям и вверенному коллективу всегда дает положительные результаты.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.46.108 (0.01 с.) |