Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение основных положений и движенийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Изучение фехтования на винтовках следует начинать с основных положений и движений. Перед изучением каждого нового приема преподаватель дает краткое объяснение и образцово показывает прием в целом. После этого, если это требуется, прием показывается по элементам и дается тактическое обоснование его. Лишь затем прием прорабатывается занимающимися. Изучение основных положений и движений начинают с изучения учебной фехтовальной стойки (положения «к бою»), и только впоследствии, при переходе к вольным боям, ученик может принимать стойку, из которой ему удобнее и выгоднее вести бой. Наиболее характерные ошибки, встречающиеся при обучении фехтовальной стойке, на которые следует обратить особое внимание: 1) Тяжесть тела неравномерно распределена на обе ноги. Правая нога почти прямая. 2) Локти широко отведены от туловища, приклад не прижат к предплечью и низко опущен. 3) Левая рука выпрямлена в локте и напряжена. Штык высоко поднят или низко опущен. 4) Левое колено находится не по направлению движения, а повернуто влево или вправо и т. д. После изучения фехтовальной стойки (положения «к бою») следует переходить к изучению: а) передвижений щагом — вперед, назад и в сторону; б) показа укола; в) выпада и ьозйраВДёния из него назад и вперед. Здесь же прорабатываются и позиции, причем при их изучении, особенно вначале, не следует держать учеников в боевой стойке. Начинать изучение позиций нужно на месте, ученики должны стоять свободно на прямых ногах. После усвоения схемы переходов из одной позиции в другую они совершенствуются в боевой стойке на месте и с передвижением в виде упражнений (например: «с шагом вперед 2-й, 3-й закройсь, показать укол, коли, закройсь, с шагом назад 1-й закройсь). Такие упражнения могут выполняться под команду преподавателя или могут быть предложены для самостоятельной работы занимающихся. Упражнения при изучении основных положений и движений вырабатывают необходимую для боевых действий координацию движений и совершенствуют технику выполнения изучаемых элементов. После изучения основных положений и движений переходят к изучению уколов. Изучение производится на чучелах и мишенях. На чучелах в основном изучается техника правильного нанесения укола, на мишенях — точное нанесение укола. До изучения уколов на чучелах дается понятие о дистанции (ближней, средней и дальней). Преимущественно используется групповой метод обучения (под команду руководителя), чередующийся с поточным обучением. В этом случае проводится проверка правильности выполнения приема отдельными занимающимися (чучела те же, что и в других видах фехтования). Изучение техники укола начинают с ближней дистанции, а затем со средней и по элементам т. е. показывается укол, посылается винтовка одними руками и уже дальше делается выпад. В дальнейшем изучении два первых движения сливаются вместе, затем делается выпад и, наконец, укол с выпадом выполняется слитно, одним движением. Укол с выпадом является в бою основой большинства атак, а поэтому отработке его следует уделить особое внимание. Когда изучен укол с выпадом, переходят к уколу с шагом вперед и выпадом. Он производится с дальней дистанции (т. е. с такой, с которой можно поразить противника, сделав шаг вперед и выпад). Техника выполнения укола такая же, но предварительно делается шаг вперед. Техника уколов при всех дистанциях изучается из всех позиций и окончательно закрепляется выполнением различных упражнений. Пример упражнения (с дальней дистанции): «с шагом вперед второй закройсь, коли, закройсь и шаг назад». В начале упражнение выполняется всей группой, а затем.потоком (по одному — один заканчивает, другой начинает). Команда для выполнения упражнения может подаваться двумя способами: 1-й способ—объясняется упражнение (например упражнение, приведенное выше), затем подается команда «упражнение начи-най»; после этого упражнение производится 3—4 раза в индивидуальном темпе или по счету преподавателя. 2-й способ — команда состоит из предварительной и исполнительной частей и включает все содержание упражнения. Пример: команда подается «с шагом вперед второй закройсь, коли, закройсь и шаг назад». Словом «шаг» кончается предварительная часть команды. Делается пауза. Слово «назад» служит исполнительной частью команды. Такой способ команды употребляется с более подготовленным коллективом. С начинающими употребляется первый способ команды. К обучению уколам на мишенях следует переходить тогда, когда техника укола на чучеле уже в основном усвоена. На мишенях закрепляется техническая правильность и совершенствуется точность нанесения уколов. Более подробные указания о работе на чучелах и мишенях см. в разделе «Фехтование на рапирах». Необходимо уделить внимание чередованию работы всей группы в целом с короткой индивидуальной проверкой, дающей возможность отдыха группе и одновременно исправлению ошибок занимающихся. Не следует занимающихся долго держать в статическом положении (боевой стойки и выпада). Надо чаще давать команду «вольно». Время отдыха используют для указания характерных ошибок. По возможности применяют все разнообразие методических приемов, с включением элементов соревнования. Это оживляет проработку материала. Объяснение приемов должно быть коротким и понятным, показ — точным, хорошо видным всем занимающимся.
Изучение боевых действий
Формами занятий являются: 1) двустороннее обучение, когда одна сторона занимающихся, сочетая свои движения с движениями партнеров, выполняет тс или другие упражнения под команду руководителя; 2) парное обучение, когда занимающиеся по два прорабатывают заданный материал; 3) элементы соревнований в отдельном приеме, где один обороняется, а другой наступает; 4) индивидуальный урок, где занимающийся совершенствует свои навыки с преподавателем; 5) инструкторская практика в парной работе (т. е. тот же индивидуальный урок, но место преподавателя занимает один из занимающихся); 6) урок боя — по заданию преподавателя (занимающийся с занимающимся или занимающийся с преподавателем); 7) вольный бой. При первоначальном изучении навыка один из занимающихся предоставляет другому возможность выполнить тот или иной прием, не применяя активных действий обороны. В дальнейшем прием совершенствуется в активном противодействии. Это повышает технику и вырабатывает тактику как наступательных, так и оборонительных действий. Взаимодействие с активным противником дает возможность проработать все разнообразие материала по фехтованию и разрешает задачу овладения техникой, тактикой и воспитания морально-волевых качеств, необходимых бойцу. При изучении отдельных технических деталей надо обратить внимание на следующие моменты: 1) Соединения и их перемены вначале изучаются на месте. Затем они совершенствуются в движении (один из бойцов делает шаг назад, а другой с шагом вперед меняет соединение и т. д.). С первых же уроков надо развивать чувство дистанции и понимание взаимодействия оружия. При изучении соединений нужно предоставлять возможность владеть соединением то одной, то другой стороне зани-мающихся. Это можно сделать простым отведением оружия противника в сторону, которую нужно закрыть. 2) Простые атаки следует изучать из всех соединений. Из нижних изучается только перевод (выполняемый не под, а над оружием противника). Простые атаки прорабатываются в двустороннем обучении. Для совершенствования простых атак включается противодействие со стороны принимающих атаку занимающихся. Например ставится задача «одним нанести простую атаку, а другим не дать возможности себя уколоть — взять защиту». Перевод и перенос изучаются по разделениям, т. е. вначале изучается «показ перевода» (или переноса), а затем навык в целом. Команда для изучения: «показать перевод». После показа перевода дается команда «коли» и наносится укол. Для выполнения слитного движения перевода дается команда: «перевод». 3) Защиты прорабатываются вначале на месте, а затем с движением назад, при этом один атакует и дает возможность другому брать защиты. Оружие при изучении защит посылается атакующим замедленно, но по возможности реально (создавая настоящую угрозу). В дальнейшем защиты совершенствуются с отработкой простых атак: задача одной половины занимающихся — нанести укол, другой — взять защиту. Если занимающиеся научились хорошо брать защиту, то можно переходить к ответным атакам — взять защиту, дать ответ. 4) Ответные атаки изучаются со средней дистанции. Одна половина занимающихся по команде наносит одну из простых атак (прямой укол, перевод, перенос) с выпадом. Другая половина, стоя на месте, берет ту или иную защиту и, в зависимости от положения оружия противника, дает ответный прямой укол одними руками. Ответные атаки отрабатываются вместе с совершенствованием простых атак и защит — вначале на месте, затем в движении. 5) Подготовка к атаке отдельно не прорабатывается, но при начальном обучении сложная атака должна быть проработана по элементам. Следовательно, в начале обучения подготовка к атаке, как таковая, может быть несколько раз повторена и отдельно, но в завершении обучения она должна кончаться атакой. Так например, при изучении атак с ударом по оружию одна сторона занимающихся вытягивает винтовку (как бы показывая укол), а другая, с шагом вперед, делает удар (4—3—2-ю защиты). После повторения несколько 6) Одновременно со сложной атакой с обманом прорабатывается и сложная защита и ответы после нее. Успех сложной атаки зависит от быстроты выполнения, решительности при незаме чении ее противником. Особое внимание следует обратить на то, чтобы атаки на подготовку делались на первое движение противника. 7) Во время изучения повторных атак обороняющаяся сторона должна делать отход нпзад, для вызова атакующих на повторную атаку, — только в самый последний момент первой атаки. Атакующая сторона должна стремиться нанести укол во время первой атаки. При повторной атаке, выпадом с правой, нужно обращать внимание на то, чтобы винтовка в момент повторения выпада бралась на себя, как в боевой стойке, так как в момент повторной атаки противник может сделать контратаку, которую невозможно отразить винтовкой, оставленной на прямых руках. Из общеметодических замечаний следует указать на необходимость уделить особое внимание инструкторской практике, которая должна проводиться возможно чаще. 8) Индивидуальный урок должен иметь место, начиная с первых уроков.
Стойка преподавателя при индивидуальном уроке на прямых ногах, винтовку можно держать как одной, так и двумя руками (рис. 209, 210). При первоначальном обучении лучше держать ее одной рукой для облегчения действия ученика и получения возможности свободной рукой поправить ошибки. Преподаватель должен иметь облегченную винтовку. Вместо выпада при атаках преподаватель делает шаг вперед, посылая винтовку в желаемом направлении. В уроке должны чередоваться наступательные действия с, оборонительными (что меньше утомляет ученика). Указания, сделанные в отношении индивидуального урока, должны выполняться занимающимися, выступающими в инструкторской практике в роли преподавателей.
Примерный урок группового обучения
Урок № 4 Тема: Простые атаки (прямой укол, перевод, перенос). Условия: группа 20—30 человек работают 3 преподавателя; инвентаря хватает па всех. Расчет времени — 90 мин.
Примечание. Вторая часть урока, имеющая задачей общую проработку мускулатуры и специальную работу над осанкой, в приведенном уроке выпущена в расчете на хорошо подготовленную в физическом отношении группу. В обычных занятиях (в ДСО, коллективе) вторая часть урока обязательно должна иметь место.
Примерный урок индивидуального обучения Схема урока Урок № 3 (начальное обучение) Тема: Простые атаки (прямой укол, перевод, перенос) Расчет времени — 5—10 мин.
Примечание: По данной схеме может быть составлен, урок на любую, тему проходимого материала. Кроме основной темы, урока, в нее включаются дополнительные темы, преимущественно пройденные на предыдущих занятиях. Таким образом, урок начинается с повторения пройденного материала, а затем переходят к новому. Данный урок может иметь место при индивидуальных проверках в уроках группового обучения в специально отведенное для этого время (см. урок группового обучения) а также при проведении занятий в секциях фехтования с небольшим количеством занимающихся, где работу в основном приходится строить на индивидуальном обучении. В зависимости от подготовленности занимающихся индивидуальный урок может длиться от 5 до 30 мин. При составлении урока необходимо учитывать технический уровень занимающихся, и если группа неоднородная, то и урок должен быть составлен различно для всех. Приводим описание вышеизложенного индивидуального урока.
Примечание. Каждый отдельный прием при изучении может быть, повторен от 2 до 6 раз; слишком большое количество повторений не рекомендуется.
Глава десятая ОРГАНИЗАЦИЯ СОРЕВНОВАНИЙ И СУДЕЙСТВО* Значение соревнований
Соревнования — основная форма подведения итогов учебно-тренировочной работы. Соревнования имеют целью воспитать волевые качества, дать навыки коллективизма, организованности, дисциплинированности. Особенно ярко соревнования выявляют личную подготовку занимающихся и совершенствуют тактическую подготовку. При хорошей организации соревнования способствуют популяризации фехтования. Результаты определяют классификацию фехтовальтиков. Соревнования могут являться также формой сдачи нормативов ГТО II ступени.
Виды и условия
Соревнования могут быть личные, лично-командные и командные. Личные — определяют результаты только отдельных бойцов и важны для приобретения квалификации и разряда. Условия соревнования могут быть следующие: а) на число ударов — от 1 до 5 ударов; б) на время—для одного боя 5—15 минут (победа засчитывается получившему наименьшее число ударов); в) на удары и время — не свыше 5 ударов и не более 15 минут боя (15 минут – время фактического боя, перерывы сюда не входят). Соревнования проводятся отдельно для мужчин, женщин и детей; для мужчин и женщин соревнования проводятся: а) по разрядам—в личных и лично-командных соревнованиях и б) вне разрядов — при командных соревнованиях; детские соревнования проводятся по возрастным группам.
Участники соревнований
Соревнования для мужчин проводятся по эспадрону, рапире, шпаге и штыку. Допускаются соревнования на эспадроне против штыка. Женщины соревнуются на рапирах и шпагах. Как исключение, возможны соревнования по эспадрону (в мужских группах) с особого разрешения врача, с облегченным оружием, обязательны предохранители для грудных желез. Соревнования юношей, девушек и детей проводятся по 2 группам: группа I — мальчики и девочки (13—15 лет вкл.), группа II—юноши и девушки (16—18 лет вкл.). Группа I соревнуется лишь по рапире; условия: бой на 3 удара, длительность не свыше 5 минут, общее число боев всего соревнования не больше 6. Группа II—юноши соревнуются по рапире, эспадрону и облегченному штыку (1,5—2 кг), девушки—по рапире. Финальные бои в этой группе проводятся на 5 ударов с ограничением времени боя в 8—10 минут и числом боев не больше 9.
Проведение соревнований
Наиболее простым для личных соревнований является способ их проведения по так называемой олимпийской системе. После определения по жребию порядковых номеров участники соревнования группируются по парам и проводят первые и последующие встречи. Проигравший выбывает из соревнования. Положительная сторона этого способа проведения соревнований — короткий срок, в который можно пропустить большое количество участников. Отрицательная сторона — преобладание элементов случайности и преждевременное выбывание сильных бойцов. Запись результатов в олимпийской системе показана начрис. 211. Получившему удар ставится значок ×, нанесшему удар одновременно ставится, значок — победителю боя ставится +, проигравшему 0. Олимпийская система особенно удобна в обычной тренировке или в учебной работе. В фехтовании наиболее распространенным способом пригодным как для личных, так и ддя лично-командных соревнований, является круговая система. По этой системе при малом числе участников каждый боец встречается со всеми остальными. В случае большого числа участников (больше 9) по жребию составляются несколько групп (пулек) по 5—6 человек в каждой группе. Так, например, в соответствии, c порядковыми номерами, установленным жребием, составляется первая пулька с 1 по 6 №№, с 7 по 12 №№ вторая пулька и т. д. Для учета времени надо знать общее, количество боев, которое вычисляют по формуле: Где N – количество бойцов в группе, а K – количество боев. Если в группе 6 бойцов, тогда В среднем бой с 3 ударами продолжается 5 минут. При пульке из 6 бойцов, для проведения соревнования из 15 боев потребуется 75 минут. Зная количество участников, судейской коллегии легко заранее определить потребное время для проведения соревнования. Внутри группы бойцы распределяются в порядке номеров, определенных перед началом соревнования жребием. Для определения порядка боев в пульке при четном количестве бойцов (6 чел.) пользуются следующей таблицей:
Таблица показывает, что первый бой будет между № 1 и № 2, второй между № 6 и № 3 и т. д. Перемещение номеров (II, III, IV, V) для дальнейших боев происходит по направлению против часовой стрелки, кроме № 1, который остается на своем месте. При нечетном количестве бойцов пулька составляется так же как при четном числе бойцов, но увеличенная на одного бойца по сравнению с фактическим числом (например, при 7 бойцах группа составляется из 8 человек). Бой с несуществуюшим бойцом в этом случае вычеркивается. Учет результатов при круговой системе производится одновременно в двух разных протоколах.
Первый тип протокола
По этому протоколу секретарь вызывает бойцов, одновременно предупреждая следующую пару о предстоящем бое. В протоколе отмечается последовательность нанесенных и полученных ударов.
Второй тип протокола
Под горизонтальной чертой (через дробь) палочками отмечаются удары, над горизонтальной чертой знаком + победы, знаком 0 — поражения, знаком ½ — ничьи (при равенстве, ударов). Недостаток круговой системы — в большом количестве встреч, требующих много времени. Иногда соревнования проводятся по смешанной системе: предварительные бои идут по олимпийской системе, а 5—6 бойцов-победителей дерутся по круговой системе. Для проведения; командного соревнования применяется круговая система с некоторыми поправками в учете. Количество бойцов, входящих в команду, определяется положением. Бойцов не должно быть менее трех (участники одной команды между собой не дерутся). Основной единицей учета и составления очередности боев является команда в цеоом. После определения номера команды.в командах, которым предстоит драться, проводится дополнительная жеребьевка для распределения бойцов внутри команды по номерам. Пример: команда состоит из 5 бойцов: первая команда по жребию получает номера с 1 по 5, а вторая — с 6 по 10. Порядок боев между участниками этих команд будет следующий:
Для определения количества боев в командных соревнованиях используется следующая формула: где N — количество бопцои в одной команде n — количество команд (если их больше двух). При 5 командах по 5 чел. количество боев К = 5² · 5= 125 боев. Формула дает возможность быстро определить общее количество боев в командных соревнованиях и рассчитать необходимое количество времени для их проведения. Учет результатов при командных соревнованиях тот же, что при круговой системе. Некоторое изменение имеется во втором протоколе.
Определение результатов
При личных соревнованиях результат определяется по количеству побед. За победу участник получает 2 очка, за ничью — 1 очко, за поражение — 0. Набравший наибольшее количество очков занимает первое место. При лично-командных соревнованиях место определяют по количеству побед, а по занятому месту ставят очки. Так, за первое место ставят 1 очко, за второе 2, за третье 3 и т. д. Результаты участников каждой команды суммируются. Команда, набравшая наименьшее количество очков, занимает первое место. При командных соревнованиях за каждую победу участник получает 2 очка, за ничью 1 очко и за поражение 0. Команда, набравшая наибольшее количество очков, выигрывает и получает 2 очка. Если у обеих команд одинаковое количество очков, то они получают по 1 очку. При количестве очков меньшем; чем у другой команды, — проигравшая команда получает 0 очков. После окончания соревнований по всем видам, полученные за каждый вид отдельно очки суммируются. Команда, набравшая наибольшее количество очков, выигрывает. При определении результатов соревнования большое значение имеют не только победы, но и полученные удары. В некоторых случаях подсчитываются и нанесенные удары.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.161 (0.018 с.) |