Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Б. Фехтование в средние векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В средние века владение холодным оружием являлось привилегией рыцарства. В войнах того времени бой решался столкновением конницы. Иногда бой заменялся единоборством двух представителей враждебных армий. Тацит3 в произведении «Германия» дает описание борьбы двух противников, исход которой решал победу армий. Религиозное изуверство средневековья породило другую форму единоборства — «суд божий». Он представлял собой поединок, происходивший по постановлению суда, в случае, если одна из тяжущихся сторон оспаривала справедливость приговора. Победитель «суда божьего» признавался выигравшим судебное дело. Появившийся впервые в Скандинавских странах «суд божий» впоследствии вылился в форму дуэлей, получивших широкое распространение. Меч и шпага как оружие нападения пользовались большим почетом. Свидетельство этому имеется в песнях скандинавских народов. Сведения о технике и методике обучения владению холодным, оружием в первой половине средних веков крайне скудны. Известно лишь, что одной из семи «благородных страстей»4, которыми должен был владеть рыцарь, являлось фехтование. Повидимому, в этот период в фехтование начали вносить ряд дополнительных театрализованных движений, так как оно нередко являлось зрелищем на рыцарских играх. Обучение фехтованию детей рыцарского сословия начиналось примерно с 10-летнего возраста. Во всяком случае к 14 годам мальчик должен был владеть оружием (Тацит, «Германия»). Применение рыцарями тяжелых предохранительных доспехов вызывало утяжеление и удлинение оружия. Бой с таким оружием, естественно, делал почти невозможным применение сколько-нибудь усложненной техники и тактики. Техника сводилась в основном к нанесению сильного удара для повреждения доспехов Противника, с тем, чтобы вторым ударом нанести поражение. Защита от такого удара была возможна лишь в форме уклонения от удара. Так как действовать длинным, тяжелым мечом было не легко, очень часто оружие отбрасывалось, и бой переходил в рукопашную схватку. В X в. во Франции и Англии появились, как спортивно-зрелищные формы, рыцарские турниры, которые затем были перенесены в Германию. Турниры существовали до конца XVI столетия, т. е. около 600 лет. Они проводились как тупым, так и отточенным оружием и в большинстве случаев оканчивались человеческими жертвами. Главным оружием на турнирах была палица, которой старались сбить противника с лошади. Затем использовался меч, которым стремились отрубить украшения на шлеме, и, наконец, применялось копье, которым стремились выбить противника из седла. В рыцарских турнирах господствовал культ грубой силы и ловкости управления конем. В технике фехтования не было необходимости. Ближе к фехтованию стояла техника владения холодным оружием горожан и крестьянского ополчения феодальных армий. Не имея средств для покупки дорогих доспехов, они упражнялись и вели бои двуручной шпагой или мечом (рис. 1, 2, 3). Щит использовался не только как средство защиты, но и для нападения (рис. 4). Наличие щита создавало необходимость боевой стойки — левой ногой вперед (рис. 4). Тяжесть оружия заставляла часто прибегать к рукопашной схватке с противником (рис. 5). Наименее обеспеченные дрались на окованных железом палках и алебардах (рис. 6). Следует отметить впервые появляющиеся приемы защиты оружием, о существовании которых в древние века нет упоминаний (рис. 7 и 9). Обучение горожан производилось в фехтовальных школах (Франция, Германия). Вначале задачей школ была подготовка горожан к владению холодным оружием на случай, если поединок судебного или иного порядка понудит горожанина взяться за оружие. В последующем фехтование стало одним из любимых развлечений у членов цехов средневекового города. Наиболее успешно и часто выступавшие горожане начали образовывать самостоятельные гильдии (цеха), сделав фехтование своим ремеслом.
Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые и уже бесполезные доспехи. Отпала необходимость и в тяжелом оружии. Появляются облегченная шпага и круглый щит. Организуются наемные армии городов, и создается каста офицеров-профессионалов. Усиление абсолютистских монархий, подчинивших себе независимых князьков-феодалов, создает придворное дворянство, для которого умение фехтовать было доказательством «благородной крови». Все эти обстоятельства повели к тому, что фехтование в XV— XVI вв. начало приобретать спортивно-прикладной характер. Это был период зарождения спортивного фехтования. В конце XV в. и в течение всего XVI столетия фехтование наиболее широко развивалось в Испании. Этому способствовало производство всемирно известных толедских клинков, чрезвычайно широкое развитие поединков, возникновение специальной касты «браво». Испанцы заменили тяжелый двуручный меч шпагой, употребляемой для нанесения ударов и для уколов, а вместо щита для обороны стали пользоваться кинжалом или плащом (рис. 10). «Браво» пользовались также стилетом, представляющим, собой длинную шпагу с широким лезвием и глубоким жолобом. В 1474 г. появляется первый печатный труд испанских учителей Понс-де-Перпиньяна и Педрос-де-Торре, излагающий основы техники и тактики фехтования. Вначале шпага испанцев остается только наступательным оружием, а кинжал или плащ, навернутый на левую руку, — оборонительным. В последующем функции шпаги и кинжала распределяются, более точно. К тому времени (вторая половина XVI в.) начали различаться внешняя и внутренняя фехтовальные линии (Жак Грасси1). Продолжает существовать боевая стойка — левой ногой вперед. Шпага служит для атаки и защиты внутренней, а кинжал — внешней линии. В конце XVI в. испанский мастер фехтования Карранцо вводит в технику фехтования пассы и вольты (рис. 11—12). Испания явилась родиной только колющего оружия — рапиры с классическим типом рукоятки с поперечным стержнем (1610 г.) (рис. 13) — которое почему-то принято считать итальянским. Колющим оружием рапира стала не сразу. В XV столетии рапирой называют широкую шпагу с отточенными лезвиями и острием. В XVI столетии рапира служит уже только для уколов. Вслед за Испанией фехтование начинает развиваться в Италии, и она становится страной, в которой фехтование достигает в то время наиболее высокого уровня техники. Первым итальянским автором по фехтованию, книга которого появилась в 1509 г., был Пьетро Мончио. Гораздо более полно, почти исчерпывающе для того времени, принципы фехтования излагает в своем труде Ахилле Мароццо из Болоньи (1517 г.1). Мароццо отдает предпочтение уколу. Мароццо считается родоначальником, а Болонья — родиной итальянского фехтования.
Несомненно использовав опыт испанских фехтовальщиков, в одном из последующих изданий своей книги Мароццо вместе с Грасси (1571 г.) описывает применение кинжала как оборонительного оружия. В труде Мароццо имеется описание современного способа держания итальянской шпаги. Распределение функций шпаги и кинжала еще больше уточняется. Кинжал (дага) уже начинает использоваться как наступательное оружие. Бой ведется обеими руками, дага служит для боя вплотную (кор-а-кор). В развитии техники итальянского фехтования нельзя не отметить установления семи положений оружия и тела, называющихся по номерам, произведенного итальянцем Вирджиани в 1560 г. По своей сущности они очень близко подходят к современным представлениям о позициях в рапире. В дальнейшем итальянское фехтование продолжает прогрессировать. В 1606 г. в трудах итальянского фехтмейстера Фабриса появляются описания батмана, дубле, дается представление об обманах. Большое внимание он уделяет теоретическому обоснованию техники и тактики, отмечая огромное значение учета времени и дистанции. К тому времени устраняется из фехтования кинжал, и шпага становится единственным средством нападения и обороны. Поэтому Фабрис поднимает вопрос о преимуществе двух темпов (отбив-ответ) перед одним (слияние отбива с ответом). В силу того что оружие продолжало оставаться тяжелым, это его указание было мало доступно для практической реализации и вызвало сильную оппозицию преподавателей того времени. В 1608 г. итальянец Жиганти дает описание современной боевой стойки и выпада правой ногой. В теоретическом разборе он оценивает учет времени и дистанции как основные условия успеха в бою. В 1610 г. итальянский мастер Каппо Ферро окончательно устанавливает, что шпага должна являться средством и нападения и обороны. К этому времени устанавливается поражаемое пространство для рубящих ударов и запрещается нанесение ударов в нижнюю часть тела. Одновременно с этим было расширено поле нападения для уколов. Во второй половине XVII в. итальянская школа фехтования распространилась за пределы Италии. Германия, Франция, Испания, Англия, Дания, Скандинавские страны пользовались услугами преподавателей-итальянцев, насаждавших там свои методы и технику. Франция, также одна из стран классического фехтования, значительно позже вступила на путь самостоятельного развития техники и тактики фехтования. До конца XVII в. во Франции господствует итальянская школа. В конце XVII в. в Париже корпорацией преподавателей фехтования была организована фехтовальная академия, пользовавшаяся в основном теоретическими предпосылками итальянцев. В 1573 г. Сан-Дидье — французский автор — печатает трактат, где не только синтезирует итальянскую и испанскую школу, но и, несколько опережая в этом итальянцев, указывает на необходимость перехода к единой шпаге. Правда, эта попытка не сделала революции во французском фехтовании того времени. Еще несколько десятилетий кинжал (дага) или плащ остается неизменной принадлежностью фехтования. В 1633 г. французский мастер Бенар Ренне, в выпущенной им книге, излагает технику фехтования, очень близкую к современной. Им описывается боевая стойка, салют, движения, выпад и вольты, соединения и переводы; защиты у него подразделяются на прямые, полукруговые и уступающие, имеются удары и атаки, описывается обезоруживание. Сущность фехтования того времени, остающаяся верной в основном и сейчас, блестяще определена Мольером (1650 г.). «Фехтование, — говорит он, — есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию». Одной из причин прогресса техники фехтования в то время явилось облегчение и укорочение французами шпаги. Это дало возможность значительно разнообразить и усложнить технику приемов и увеличить быстроту их применения. Профессиональная французская школа в XVIII в., и особенно во второй его половине, явно завоевывает главенствующую роль и начинает широко применяться во всех европейских государствах. К тому времени уже окончательно сложились ее характерные особенности; полный отказ от рубящих ударов, включение купе, использование атак с действием на оружие (захваты, батманы), использование в технике теории двух темпов (отбив не сливается с рипостом) и, наконец, правильное понимание тактики боя — в основе тактики нападения и активной обороны (рис. 14, 15, 16).
Остались, однако, еще отбивы и захваты левой рукой, которые заменили кинжал. Широко применялись боковые движения корпуса (вольты, пассы) для уклонения от ударов (рис. 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24). Техника была раскрашена, как мишурой, рядом дополнительных движений, поклонов, реверансов. Бою предшествовал сложный церемониал в виде различного рода салютов. Изложению всего этого посвящен трактат преподавателя фехтования Доне, изданный в Париже в 1766 г. Завершающим развитие французского фехтования явилось введение в 1736 г. восьмой защиты (почти на 200 лет позже 7 первых) и позднее — введение фехтовальной маски. При облегченном весе оружия отсутствие маски явно задерживало прогресс техники и в частности возможность усложнения «фехтовальной фразы». В 1755 г. в статье «Фехтование», помещенной во Французской энциклопедии, ставится вопрос о необходимости защиты лица для предупреждения возможных ранений во время фехтования. Через 10 лет Фехтование в Германии XV—XVI вв. выросло на базе городских фехтовальных школ, превратившихся в своего рода спортивные общества. Такими обществами были фехтовальные «Братства святого Марка» в Левёнберге, «Вольные фехтовальщики пера» в Праге и др. Техника фехтования в Германии в этот период стояла на очень низком уровне. Оружием служили «дуссок» (кинжал) и колюще-рубящая шпага (рапира). Дуссок представлял собой короткое деревянное оружие с отверстием для держания на верхнем конце. В изданной в Германии книге преподавателя фехтования Иохима Мейера, (1570 г.) имеется указание о разделении фехтования на школы колющего удара и фехтоёание рапирами (колюще-рубящее оружие). Имеется также упоминание о выпаде.
Дальнейшие издания — работы германских фехтмейстеров Мая, Зутара (1612 г.) и переводные работы итальянцев Кавалькабо и Де-Фуори — указывают на господство в этот период итальянской школы в Германии. В конце XVII столетия преобладающее значение в Германии получает французская школа в лице мастеров Лаже и Пашена. Специфичным для Германии является «мензурное» фехтование. Оно производится на отточенном оружии типа эспадрона (шлегер). Техника его сводится к нанесению удара по лицу или голове. При бое шея защищается широкой, повязкой, глаза — очками-консервами. Из своеобразной позиции, защищающей голову от удара, каждый из бойцов, почти не сходя с места, старается нанести другому удар в лицо или в голову.
В. ФЕХТОВАНИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ
Выше мы видели, что в эпоху средневековья зародилось и начало развиваться спортивное фехтование. Оформились две основные школы — итальянская и французская. Начавшаяся борьба между этими школами стала основным стимулом развития техники и тактики фехтования нового времени. Во Франции в конце XVIII и в XIX вв. фехтование продолжает быстро прогрессировать. Особенно способствовало этому появление маски, давшей возможность отбросить ограничения, имевшие место ранее для того, чтобы избежать повреждений. Совершенствование французского фехтования шло по линии улучшения техники на биомеханической основе, значительного усложнения «фехтовальной фразы», введения, более интересных с тактической точки зрения, предупреждающих и останавливающих ударов и уколов, борьбы с различными ненужными, тактически и технически не оправдываемыми «прикрасами» техники. Выразителем этого прогрессивного направления был Лафожер, один из выдающихся мастеров Франции начала XIX в.
Совершенствование французской школы шло также по пуги рационализации и тактической осмысленности каждого действия, каждого движения. Однако далеко не сразу французское фехтование избавилось от ряда недочетов. Еще в конце XIX в. один из выдающихся мастеров и преподавателей фехтования К. Прево требовал прямого движения корпуса даже на выпаде. Смягчение толчка в грудь, рекомендованное им же, вызвало появление ломаной линии между рукой и оружием и запаздывание острия (рис. 25, 26). Боевая стойка даже в Жуанвилльскои военной школе (Париж), являющейся центром фехтовальной мысли Франции, была с перенесением тяжести на левую ногу. Корпус оставался совершенно бездеятельным, в силу чего замедлялось начало атаки, страдала подвижность, укорачивалась атака и т. д. Одновременно с этим французская школа не избежала чрезвычайного осложнения боевых фраз, комбинированных из атак, рипостов, контратак и контррипостов. Наиболее рельефно эта особенность французской школы выражена была у Жакоба. Занесенное наполеоновскими войсками на север Италии французское фехтование создает предпосылки к модернизации итальянской школы. Северные провинции Италии ввели у себя легкое французское оружие без поперечника на рукоятке и с гардой в форме восьмерки. Приняв новый тип оружия, итальянцы под руководством преподавателей-французов в значительной мере использовали технику, методику и тактику французов. В борьбе против и за внедрение методов французского фехтования в Италии образовались три школы: северо-итальянская, ставшая под руководством Радаелли, Енрикетти, Замерри и др. на позиции французской школы, южно-итальянская (Паризе и др.), сохранившая итальянское оружие и итальянскую школу, и средняя (Маркианни, Розаролли, Гризетти, Пини и др.), воспринявшая и сохранившая наиболее ценное из обеих школ. Обострившаяся борьба между школами привела к созданию в 1879 г. правительственной комиссии, которая в угоду шовинистическим тенденциям приняла в 1883 г. систему южно-итальянской школы. Она рекомендовала как руководство трактат по фехтованию на шпаге и сабле, написанный Мазаниелло Паризе («Теория и практика боя» на шпаге и сабле»). Забракованный комиссией трактат руководителя Миланской военной школы Радаелли (издан в 1861 г.) стоял значительно выше работы Паризе с точки зрения теоретических обоснований, описания тактических приемов и, наконец, систематики упражнений. Радаелли синтезировал все наиболее существенные особенности техники боя на саблях (в основе — движения от локтя), дал ее биомеханическое обоснование и разобрал тактику. По существу говоря, это был первый серьезный труд по эспадрону, и Радаелли может по праву считаться основателем современного эспадронного боя. Блестяще эспадрон разобран у Фердинандо Мазиелло в его труде «Бой на саблях». Несмотря на нивеллировку итальянской и французской школы, итальянская школа продолжала страдать рядом недочетов. Вытянутая вооруженная рука итальянского бойца в рапире и шпаге, создавая постоянную угрозу противнику, делает стойку несколько напряженной. Для компенсации напряженности боец вынужден иметь более широкую боевую стойку. Она является более устойчивой, но зато сокращает выпад и требует значительно большей работы корпусом, предварительного сближения и создает благоприятные условия После империалистической войны фехтование получило довольно широкое распространение в Америке, Турции и других странах. В эспадронном бою широкое применение получила итальянская школа. Как эспадронные бойцы, особенно выделяются венгры. В ра-пирном и шпажном бою преимущество, но значительно меньшее, также на стороне современной итальянской школы. Взаимное общение на многочисленных международных соревнованиях бойцов различных школ ведет сейчас к формированию единой школы. Французская школа упрощает сложность своих фраз в целях выигрыша скорости и активности. Итальянская школа идет по линии несколько более широкого применения круговых отбивов, купе, более свободного держания вооруженной руки и менее широкой боевой стойки. Обе школы стремятся достигнуть максимальной быстроты действий и подвижности бойцов. Классическим примером этого является введение «атаки стрелой». Современная школа фехтования — это школа, взявшая все лучшее от итальянской и французской школ. В послевоенный период в странах Западной Европы и Америки наблюдается несомненный подъем интереса к фехтованию как военизированному виду спорта. На мировой олимпиаде 1936 г. в соревнованиях по фехтованию приняли участие 18 государств. Итоги олимпиады 1936 г. указывают, с одной стороны, что уделяемое капиталистическими странами внимание фехтованию дает свои спортивные результаты, а, с другой стороны, подтверждают ранее отмеченное спортивное преимущество итальянской школы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 6822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.013 с.) |