Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Фехтование в средние века

Поиск

 

В средние века владение холодным оружием являлось привилегией рыцарства. В войнах того времени бой решался столкновением кон­ницы. Иногда бой заменялся единоборством двух представителей враждебных армий. Тацит3 в произведении «Германия» дает опи­сание борьбы двух противников, исход которой решал победу армий.

Религиозное изуверство средневековья породило другую форму единоборства — «суд божий». Он представлял собой поединок, проис­ходивший по постановлению суда, в случае, если одна из тяжущихся сторон оспаривала справедливость приговора. Победитель «суда божьего» признавался выигравшим судебное дело.

Появившийся впервые в Скандинавских странах «суд божий» впоследствии вылился в форму дуэлей, получивших широкое распро­странение. Меч и шпага как оружие нападения пользовались большим почетом. Свидетельство этому имеется в песнях скандинавских наро­дов. Сведения о технике и методике обучения владению холодным, оружием в первой половине средних веков крайне скудны. Известно лишь, что одной из семи «благородных страстей»4, которыми должен был владеть рыцарь, являлось фехтование. Повидимому, в этот период в фехтование начали вносить ряд дополнительных театрализованных движений, так как оно нередко являлось зрелищем на рыцарских играх.

Обучение фехтованию детей рыцарского сословия начиналось при­мерно с 10-летнего возраста. Во всяком случае к 14 годам мальчик должен был владеть оружием (Тацит, «Германия»).

Применение рыцарями тяжелых предохранительных доспехов вы­зывало утяжеление и удлинение оружия. Бой с таким оружием, есте­ственно, делал почти невозможным применение сколько-нибудь услож­ненной техники и тактики. Техника сводилась в основном к нане­сению сильного удара для повреждения доспехов Противника, с тем, чтобы вторым ударом нанести поражение. Защита от такого удара была возможна лишь в форме уклонения от удара. Так как действовать длинным, тяжелым мечом было не легко, очень часто оружие отбрасывалось, и бой переходил в рукопашную схватку.

В X в. во Франции и Англии появились, как спортивно-зрелищ­ные формы, рыцарские турниры, которые затем были перенесены в Гер­манию. Турниры существовали до конца XVI столетия, т. е. около 600 лет. Они проводились как тупым, так и отточенным оружием и в большинстве случаев оканчивались человеческими жертвами. Главным оружием на турнирах была палица, которой старались сбить противника с лошади. Затем использовался меч, которым стре­мились отрубить украшения на шлеме, и, наконец, применялось копье, которым стремились выбить противника из седла.

В рыцарских турнирах господствовал культ грубой силы и ловкости управления конем. В технике фехтования не было необхо­димости.

Ближе к фехтованию стояла тех­ника владения холодным оружием горожан и крестьянского ополче­ния феодальных армий. Не имея средств для покупки дорогих доспе­хов, они упражнялись и вели бои двуручной шпагой или мечом (рис. 1, 2, 3). Щит использовался не только как средство защиты, но и для нападения (рис. 4). Наличие щита создавало необходимость бое­вой стойки — левой ногой вперед (рис. 4). Тяжесть оружия заставляла часто прибегать к рукопашной схватке с противником (рис. 5). Наименее обеспеченные дрались на окованных железом палках и алебардах (рис. 6). Следует отметить впервые появляющиеся приемы защиты оружием, о существовании которых в древние века нет упоминаний (рис. 7 и 9). Обучение го­рожан производилось в фехтовальных школах (Франция, Германия). Вначале задачей школ была подготовка горожан к владению холодным оружием на случай, если поединок судебного или иного порядка понудит горожанина взяться за оружие. В последующем фех­тование стало одним из любимых развлечений у членов цехов средне­векового города. Наиболее успешно и часто выступавшие горожане начали образовывать самостоятельные гильдии (цеха), сделав фех­тование своим ремеслом.

 

 

 

 

Появление огнестрельного оружия заставило снять тяжелые и уже бесполезные доспехи. Отпала необходимость и в тяжелом оружии. Появляются облегченная шпага и круглый щит. Организуются наемные армии городов, и создается каста офицеров-профессионалов. Усиление абсолютистских монархий, подчинивших себе независимых князьков-феодалов, создает придворное дворянство, для которого умение фехтовать было доказательством «благородной крови».

Все эти обстоятельства повели к тому, что фехтование в XV— XVI вв. начало приобретать спортивно-прикладной характер. Это был период зарождения спортивного фехтования.

В конце XV в. и в течение всего XVI столетия фехтование наиболее широко развивалось в Испании. Этому способствовало производство всемирно известных толедских клинков, чрезвычайно широкое раз­витие поединков, возникновение специальной касты «браво». Испан­цы заменили тяжелый двуручный меч шпагой, употребляемой для на­несения ударов и для уколов, а вместо щита для обороны стали пользоваться кинжалом или пла­щом (рис. 10). «Браво» пользовались также стилетом, представляющим, собой длинную шпагу с широким лезвием и глубоким жолобом.

В 1474 г. появляется первый печатный труд испанских учителей Понс-де-Перпиньяна и Педрос-де-Торре, излагающий основы техники и тактики фехтования. Вначале шпага испанцев остается только на­ступательным оружием, а кинжал или плащ, навернутый на левую руку, — оборонительным. В последующем функции шпаги и кинжала распределяются, более точно. К тому времени (вторая половина XVI в.) начали различаться внешняя и внутренняя фехтовальные линии (Жак Грасси1). Продолжает существовать боевая стойка — левой ногой вперед. Шпага служит для атаки и защиты внутренней, а кинжал — внешней линии. В конце XVI в. испанский мастер фехтования Карранцо вводит в технику фехтования пассы и вольты (рис. 11—12). Испания явилась родиной только колющего оружия — рапиры с классическим типом рукоятки с поперечным стержнем (1610 г.) (рис. 13) — которое почему-то принято считать итальян­ским. Колющим оружием рапира стала не сразу. В XV столетии рапирой называют широкую шпагу с отточенными лезвиями и острием. В XVI столетии рапира служит уже только для уколов.

Вслед за Испанией фехтование начинает развиваться в Италии, и она становится страной, в которой фехтование достигает в то время наиболее высокого уровня техники.

Первым итальянским автором по фехтованию, книга которого появилась в 1509 г., был Пьетро Мончио. Гораздо более полно, почти исчерпывающе для того времени, принципы фехтования излагает в своем труде Ахилле Мароццо из Болоньи (1517 г.1). Мароццо отдает предпочтение уколу. Мароццо считается родоначальником, а Болонья — родиной итальянского фехтования.

 

 

 

Несомненно использовав опыт испанских фехтовальщиков, в одном из последующих изданий своей книги Мароццо вместе с Грасси (1571 г.) описывает применение кинжала как оборонительного ору­жия. В труде Мароццо имеется описание современного способа держа­ния итальянской шпаги.

Распределение функций шпаги и кинжала еще больше уточняется. Кинжал (дага) уже начинает использоваться как наступательное оружие. Бой ведется обеими руками, дага служит для боя вплотную (кор-а-кор). В развитии техники итальянского фехтования нельзя не отметить установления семи положений оружия и тела, называю­щихся по номерам, произведенного итальянцем Вирджиани в 1560 г. По своей сущности они очень близко подходят к современным пред­ставлениям о позициях в рапире.

В дальнейшем итальянское фехтование продолжает прогрессиро­вать. В 1606 г. в трудах итальянского фехтмейстера Фабриса появляются описания батмана, дубле, дается представление об обманах. Большое внимание он уделяет теоретическому обоснованию техники и тактики, отмечая огромное значение учета времени и дистанции. К тому времени устраняется из фехтования кинжал, и шпага становится единственным средством нападения и обороны. Поэтому Фабрис поднимает вопрос о преимуществе двух темпов (отбив-ответ) перед одним (слияние отбива с ответом). В силу того что оружие про­должало оставаться тяжелым, это его указание было мало доступно для практической реализации и вызвало сильную оппозицию преподавателей того времени. В 1608 г. итальянец Жиганти дает описание современной боевой стойки и выпада правой ногой. В теоретическом разборе он оценивает учет времени и дистанции как основные условия успеха в бою. В 1610 г. итальянский мастер Каппо Ферро окончательно устанавливает, что шпага должна являться средством и нападения и обороны. К этому времени устанавливается поражаемое пространство для рубящих ударов и запрещается нанесение ударов в нижнюю часть тела. Одновременно с этим было расширено поле нападения для уколов.

Во второй половине XVII в. итальянская школа фехтования рас­пространилась за пределы Италии. Германия, Франция, Испания, Англия, Дания, Скандинавские страны пользовались услугами пре­подавателей-итальянцев, насаждавших там свои методы и технику.

Франция, также одна из стран классического фехтования, значи­тельно позже вступила на путь самостоятельного развития техники и тактики фехтования. До конца XVII в. во Франции господствует итальянская школа. В конце XVII в. в Париже корпорацией препо­давателей фехтования была организована фехтовальная академия, пользовавшаяся в основном теоретическими предпосылками итальян­цев. В 1573 г. Сан-Дидье — французский автор — печатает трактат, где не только синтезирует итальянскую и испанскую школу, но и, несколько опережая в этом итальянцев, указывает на необходимость перехода к единой шпаге. Правда, эта попытка не сделала революции во французском фехтовании того времени. Еще несколько десятилетий кинжал (дага) или плащ остается неизменной принадлежностью фехтования. В 1633 г. французский мастер Бенар Ренне, в выпущенной им книге, излагает технику фехтования, очень близкую к совре­менной. Им описывается боевая стойка, салют, движения, выпад и вольты, соединения и переводы; защиты у него подразделяются на прямые, полукруговые и уступающие, имеются удары и атаки, опи­сывается обезоруживание.

Сущность фехтования того времени, остающаяся верной в основ­ном и сейчас, блестяще определена Мольером (1650 г.). «Фехтова­ние, — говорит он, — есть искусство наносить удары, не получая их. Необходимость тронуть противника, избегая его ударов, делает искусство фехтования чрезвычайно сложным и трудным, ибо к глазу, который видит и предупреждает, к рассудку, который обсуждает и решает, к руке, которая выполняет, необходимо прибавить точность и быстроту, дабы дать надлежащую жизнь оружию».

Одной из причин прогресса техники фехтования в то время явилось облегчение и укорочение французами шпаги. Это дало возможность значительно разнообразить и усложнить технику приемов и увеличить быстроту их применения. Профессиональная французская школа в XVIII в., и особенно во второй его поло­вине, явно завоевывает гла­венствующую роль и начи­нает широко применяться во всех европейских госу­дарствах. К тому времени уже окончательно сложились ее характерные осо­бенности; полный отказ от рубящих ударов, включе­ние купе, использование атак с действием на ору­жие (захваты, батманы), использование в технике теории двух темпов (отбив не сливается с рипостом) и, наконец, правильное понимание тактики боя — в основе тактики нападения и активной обороны (рис. 14, 15, 16).

 

 

 

 

Остались, однако, еще отбивы и захваты левой рукой, которые заме­нили кинжал. Широко применялись боковые движения корпуса (вольты, пассы) для уклонения от ударов (рис. 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24). Техника была раскрашена, как ми­шурой, рядом дополнительных дви­жений, поклонов, реверансов. Бою предшествовал сложный церемониал в виде различного рода салютов. Изложению всего этого посвя­щен трактат преподавателя фехтования Доне, изданный в Париже в 1766 г. Завершающим развитие французского фехтования яви­лось введение в 1736 г. восьмой защиты (почти на 200 лет позже 7 первых) и позднее — введение фехтовальной маски. При облегченном весе оружия отсутствие маски явно задерживало прогресс тех­ники и в частности возможность усложнения «фехтовальной фразы».

В 1755 г. в статье «Фехтование», помещенной во Французской энци­клопедии, ставится вопрос о необходимости защиты лица для предупреждения возможных ранений во время фехтования. Через 10 лет
появляется первый образец маски, предложенный в 1776 г. фран­цузским мастером Ла-Буассиером (отцом).

Фехтование в Германии XV—XVI вв. выросло на базе городских фехтовальных школ, превратившихся в своего рода спортивные общества. Такими обществами были фехтовальные «Братства святого Марка» в Левёнберге, «Вольные фехтовальщики пера» в Праге и др. Техника фехтования в Германии в этот период стояла на очень низком уровне. Оружием служили «дуссок» (кинжал) и колюще-рубящая шпага (рапира). Дуссок представлял собой короткое деревянное ору­жие с отверстием для держания на верхнем конце. В изданной в Гер­мании книге преподавателя фехтования Иохима Мейера, (1570 г.) имеется указание о разделении фех­тования на школы колющего удара и фехтоёание рапирами (колюще-ру­бящее оружие). Имеется также упо­минание о выпаде.

 

 

Дальнейшие издания — работы германских фехтмейстеров Мая, Зутара (1612 г.) и переводные работы ита­льянцев Кавалькабо и Де-Фуори — указывают на господство в этот пе­риод итальянской школы в Герма­нии.

В конце XVII столетия преобла­дающее значение в Германии по­лучает французская школа в лице мастеров Лаже и Пашена. Спе­цифичным для Германии является «мензурное» фехтование.

Оно производится на отточенном оружии типа эспадрона (шлегер). Техника его сводится к нанесению удара по лицу или голове. При бое шея защищается широкой, повязкой, глаза — очками-консервами. Из своеобразной позиции, защищающей голову от удара, каждый из бойцов, почти не сходя с места, старается нанести другому удар в лицо или в голову.

 

В. ФЕХТОВАНИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ

 

Выше мы видели, что в эпоху средневековья зародилось и на­чало развиваться спортивное фехтование. Оформились две основные школы — итальянская и французская. Начавшаяся борьба между этими школами стала основным стимулом развития техники и тактики фехтования нового времени.

Во Франции в конце XVIII и в XIX вв. фехтование продолжает быстро прогрессировать. Особенно способствовало этому появление маски, давшей возможность отбросить ограничения, имевшие место ранее для того, чтобы избежать повреждений.

Совершенствование французского фехтования шло по линии улуч­шения техники на биомеханической основе, значительного усложне­ния «фехтовальной фразы», введения, более интересных с тактиче­ской точки зрения, предупреждающих и останавливающих ударов и уколов, борьбы с различными ненужными, тактически и технически не оправдываемыми «прикрасами» техники. Выразителем этого про­грессивного направления был Лафожер, один из выдающихся ма­стеров Франции начала XIX в.

 

 

Совершенствование французской школы шло также по пуги рацио­нализации и тактической осмысленности каждого действия, каждого движения. Однако далеко не сразу французское фехтование избавилось от ряда недочетов. Еще в конце XIX в. один из выдающихся мастеров и преподавателей фехтования К. Прево требовал прямого движения корпуса даже на выпаде. Смягчение толчка в грудь, реко­мендованное им же, вызвало появление ломаной линии между рукой и оружием и запаздывание острия (рис. 25, 26). Боевая стойка даже в Жуанвилльскои военной школе (Париж), являющейся центром фех­товальной мысли Франции, была с перенесением тяжести на левую ногу. Корпус оставался совершенно бездеятельным, в силу чего замедлялось начало атаки, страдала подвижность, укорачивалась атака и т. д. Одновременно с этим французская школа не избежала чрезвычайного осложнения боевых фраз, комбинированных из атак, рипостов, контр­атак и контррипостов. Наиболее рельефно эта особенность француз­ской школы выражена была у Жакоба.

Занесенное наполеоновскими войсками на север Италии француз­ское фехтование создает предпосылки к модернизации итальянской школы. Северные провинции Ита­лии ввели у себя легкое француз­ское оружие без поперечника на ру­коятке и с гардой в форме восьмерки. Приняв новый тип оружия, итальянцы под руководством пре­подавателей-французов в значительной мере использовали технику, методику и тактику французов. В борьбе против и за внедрение ме­тодов французского фехтования в Италии образовались три школы: северо-итальянская, ставшая под руководством Радаелли, Енрикетти, Замерри и др. на позиции французской школы, южно-итальянская (Паризе и др.), сохранившая итальянское оружие и итальянскую школу, и средняя (Маркианни, Розаролли, Гризетти, Пини и др.), воспринявшая и сохранившая наиболее ценное из обеих школ.

Обострившаяся борьба между школами привела к созданию в 1879 г. правительственной комиссии, которая в угоду шовинистическим тен­денциям приняла в 1883 г. систему южно-итальянской школы. Она рекомендовала как руководство трактат по фехтованию на шпаге и сабле, написанный Мазаниелло Паризе («Теория и практика боя» на шпаге и сабле»). Забракованный комиссией трактат руководителя Миланской военной школы Радаелли (издан в 1861 г.) стоял значи­тельно выше работы Паризе с точки зрения теоретических обоснова­ний, описания тактических приемов и, наконец, систематики упраж­нений. Радаелли синтезировал все наиболее существенные особенности техники боя на саблях (в основе — движения от локтя), дал ее биомеханическое обоснование и разобрал тактику. По существу говоря, это был первый серьезный труд по эспадрону, и Радаелли может по праву считаться основателем современного эспадронного боя. Блестяще эспадрон разобран у Фердинандо Мазиелло в его труде «Бой на саблях».

Несмотря на нивеллировку итальянской и французской школы, итальянская школа продолжала страдать рядом недочетов. Вытя­нутая вооруженная рука итальянского бойца в рапире и шпаге, создавая постоянную угрозу противнику, делает стойку несколько напряженной. Для компенсации напряженности боец вынужден иметь более широкую боевую стойку. Она является более устойчивой, но зато сокращает выпад и требует значительно большей работы корпу­сом, предварительного сближения и создает благоприятные условия
для предупреждающих и останавливающих действий противника. Достаточно полно современное состояние итальянского фехтования отражено в книге Гризетти «Школа Микст». В эспадронном бою все эти недочеты техники итальянской школы выражены значительно меньше. Центром, направляющим в Италии работу по фехтованию и выпускающим педагогические кадры, является центральная фехто­вальная школа в Риме. С точки зрения боевой подготовки, относитель­ной простоты техники и жизненности тактики, краткости срока обу­чения — техника и методика итальянцев заслуживают самого внима­тельного изучения.

После империалистической войны фехтование получило довольно широкое распространение в Америке, Турции и других странах.

В эспадронном бою широкое применение получила итальянская школа. Как эспадронные бойцы, особенно выделяются венгры. В ра-пирном и шпажном бою преимущество, но значительно меньшее, также на стороне современной итальянской школы. Взаимное общение на многочисленных международных соревнованиях бойцов различных школ ведет сейчас к формированию единой школы. Французская школа упрощает сложность своих фраз в целях выигрыша скорости и активности. Итальянская школа идет по линии несколько более широкого применения круговых отбивов, купе, более свободного дер­жания вооруженной руки и менее широкой боевой стойки. Обе школы стремятся достигнуть максимальной быстроты действий и подвиж­ности бойцов. Классическим примером этого является введение «атаки стрелой».

Современная школа фехтования — это школа, взявшая все луч­шее от итальянской и французской школ.

В послевоенный период в странах Западной Европы и Америки наблюдается несомненный подъем интереса к фехтованию как воени­зированному виду спорта. На мировой олимпиаде 1936 г. в соревнова­ниях по фехтованию приняли участие 18 государств.

Итоги олимпиады 1936 г. указывают, с одной стороны, что уде­ляемое капиталистическими странами внимание фехтованию дает свои спортивные результаты, а, с другой стороны, подтверж­дают ранее отмеченное спортивное преимущество итальянской школы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 6822; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.013 с.)