Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В. Основные положения и движения

Поиск

Способ держания эспадрона

 

Правильное держание эспадрона обеспечивает точное управление им в бою. Эспадрон держится следующим образом: большой палец накладывается на верхнюю сторону рукоятки (спинку), слегка не доходя до гарды. Против него со стороны нижней части рукоятки (брюшка), охватывая ее первым и вторым суставами, лежит указатель­ный палец, касаясь гарды. Остальные пальцы охватывают рукоятку вторыми суставами со стороны ее брюшка, прижимая ее к мякоти ладони. Три точки опоры (охват большим и указательным пальцами и упор в мякоть ладони) придают эспадрону надлежащую устой­чивость. Это предохраняет от выбивания противником эспадрона из руки и создает хорошее управление клинком.

 

Выбор оружия

 

При выборе оружия обращают основное внимание на: а) соответ­ствие толщины рукоятки особенностями строения кисти бойца: при большой ладони и длинных пальцах необходима более толстая руко­ятка, а при коротких пальцах — более тонкая; б) развеску эспадрона— эспадрон должен иметь центр тяжести на расстоянии 2—3 см по клинку от эфеса (гарды); в) качество клинка: он не должен хлестать, и не быть очень жестким — упругим. Боец должен чувствовать удобство в упра­влении эспадроном. Необходимо также обратить внимание на правиль­ность закалки и соотношения толщины слабой, средней и сильной частей клинка. Правильно закаленный и соответствующий по форме клинок должен иметь при уколе прогиб в первой трети, считая от конца.

 

Стойка «смирно» (с оружием и маской)

 

Уставная стойка «смирно»: эспадрон в левой руке, большой палец на внутренней поверхности гарды, остальные четыре пальца обхва­тывают клинок под гардой. Острие напра­влено вниз (назад) и находится на расстоя­нии 10—15 см от пола. Левая рука, согнутая в локте, держит маску: большой палец ле­вой руки пропускается вовнутрь маски с ле­вой стороны внизу у подбородка, остальные пальцы обхватывают маску снаружи. Маска упирается в плечо и обращена сеткой вперед (рис. 141).

 

Исходное положение

 

Положение ног и туловища такое же, как в рапире. Вооруженная рука выносится вперед, под углом в 45° к телу бойца. Кисть левой руки на бедре, большим пальцем назад (рис. 142).

 

Приветствие (салют)

 

Исполняется из исходного положения сле­дующим образом: согнув руку в локте, под­нести кисть вооруженной руки к подбородку, лезвие направлено влево, клинок вертикально. Для приветствия противника надо вытянуть руку вперед в направлении противника до горизонтального положения, лезвие вправо.

После приветствия прини­мается исходное положение.

 

 

Фехтовальная стойка

 

Особенности фехтовальной стойки в эспадроне: вооружен­ная эспадроном рука, слегка согнутая в локте, поднята впе­ред; кисть на высоте 4—6 ребра, локоть слегка повернут внутрь, острие эспадрона на высоте во­ротника и в линии правого глаза; лезвие направлено впра­во — вниз; кисть невооруженной руки на бедре — большой палец назад (рис. 143).

Переход в фехтовальную стойку из исходного положения может выполняться на три, два и на один счет.

1) На три счета: раз — правая рука вытягивается горизонтально, вперед — лезвие, вправо — вверх,

два — правая рука сгибается в локте под углом 110 — 115°, острие на высоте воротника и в линии правого глаза,

три — правая нога выставляется вперед по направлению к против­нику на 2 ступни. Ноги сгибаются в коленях под углом 130—135°.

2) На два счета: раз — рука — то же, что в первом случае, два — одновременное выполнение вышеопи­санного 2-го и 3-го приема.

3) На 1 счет: из ис­ходного положения при­нимается в один счет описанное выше поло­жение фехтовальной стойки. В дальнейшем, при усвоении занимающимися основных движений вооруженной руки, переход из исходного положения в боевую стойку произ­водится круговьм движением оружия в вертикальной плоскости сна­чала на себя, концом назад, и далее концом вверх — вперед, до 3-й позиции. Движение происходит в локтевом суставе. Одновременно правая нога выставляется вперед на 2 ступни и сгибается в коленном суставе.

Фехтовальная стойка в эспадроне, в зависимости от индивидуаль­ных особенностей бойца, может видоизменяться. Для примера дается описание стоек некоторых ма­стеров.

Стойка мастера Булочко. Свободная, непринужденная фех­товальная стойка, характери­зующаяся частым чередованием выпрямления и значительного сгибания ног в коленных су­ставах. Вооруженная рука ча­сто опускается вниз. Левая рука свободно опущена (рис. 144, 145).

Стойка мастера Сазонова. Низкая фехтовальная стойка. Плечи сильно поданы вперед. Центр тяжести перемещен на правую ногу. Вооруженная рука значительно ниже, чем в обычной стойке. Боец сгруппирован; все поражаемые части тела закрыты (рис. 146).

 

 

Сбор

 

Для возвращения из фехтовальной стойки в исходное положение дается команда «сбор». Сбор выполняется следующим образом:

1. Правая нога приставляется к левой, одновременно обе ноги выпрямляются; вооруженная рука вытягивается горизонтально впе­ред — лезвие эспадрона вправо.

2. Сгибанием в локтевом суставе кисть вооруженной руки под­носится к подбородку, клинок вертикально, лезвие влево.

3. Разгибанием в локтевом суставе вооруженная рука приводится в исходное положение.

 

Передвижения

 

Передвижения в эспадроне производятся так же, как в рапире, но так как в поражаемое пространство входит рука, то надо быть особенно внимательным и осторожным при сближениях с противником.

 

Выпад

 

Техника выполнения выпада при фехтовании на эспадроне отли­чается от выпада при фехтовании на рапире лишь тем, что левая рука остается на бе­дре. Однако в ряде случаев бойцы произ­водят левой рукой дви­жение, напоминающее движение в рапире. Учитывая, что при фех­товании на эспадронах производятся довольно значительные по ампли­туде движения воору­женной рукой, необхо­димо строго следить за тем, чтобы выпад выполнялся лишь в тот момент, когда вооруженная рука почти закончила свое движение (рис, 147).

Чрезмерно большой выпад, затрудняющий возвращение в фехто­вальную стойку, невыгоден, так как, в случае неудавшейся атаки, трудно защититься, оставаясь на выпаде. Возвращение с выпада про­изводится, как в рапире.

 

Атака «стрелой»

 

Для нанесения удара или укола с дальней дистанции применяется, кроме шага вперед и выпада, атака стрелой. Техника выполнения: из боевой стойки, толчком левой ноги — центр тяжести переносится на правую ногу. При дальнейшем движении правая нога энергично выпрямляется в момент, когда корпус и вооруженная рука сильно наклонены вперед. Удар должен произойти тогда, когда правая нога, туловище, рука, оружие — составляют почти прямую линию. Левая нога в момент удара свободно висит в воздухе, слегка согнутая в ко­лене. После нанесения удара левая нога служит «подставкой» для того, чтобы тело бойца не упало при дальнейшем движении.

В виду сильного и стремительного броска боец после нанесения удара пробегает, имея противника слева или справа от себя.

 

«Вольно»

 

В перерывах принимается положение «вольно». Боец находится в фехтовальной стойке, выпрямляет ноги и свободно опускает руки вниз.

 

Позиции

 

В фехтовании на эспадронах имеется шесть позиций.

1-я позиция. Вооруженная рука поднята впе­ред до положения кисть и локоть на высоте плеча, лезвие вверх — влево (8-е направление клинка — рис. 148—149).

Выполнение из 2-й позиции: рука сгибается в локтевом суставе, оружие и предплечье напра­вляются полукруговым движением на себя и затем от себя влево под углом в 45° до положения 1-й позиции.

Выполнение из 3-й позиции: поворотом предплечья эспадрон опускается острием справа вниз налево, как бы подхватывая клинок против­ника, вооруженная рука перемещается до поло­жения 1-й позиции.

Выполнение из 5-й позиции: поворотом пред­плечья эспадрон опускается острием слева — на­право с дальнейшим движением вниз — налево, как бы подхватывая клинок противника. Воору­женная рука перемещается до положения 1-й позиции. В этом переходе амплитуда движения несколько больше по сравнению с предыдущей.

 

 

2-я позиция. Вооруженная рука поднята вперед; кисть на высоте пра­вого соска, рука слегка согнута в локте; острие клинка на высоте ко­лена, лезвие направлено вправо— вверх (5-е направление клинка —

рис. 150—151).

Выполнение из 1-й позиции: рука сгибается в локтевом су­ставе, оружие и предплечье на­правляются полукруговым дви­жением на себя и от себя вперед ш несколько вправо, принимая положение 2-й позиции.

Выполнение из 3-й позиции: рука сгибается в локтевом су­ставе, оружие и предплечье на­правляются влево от себя. Затем, за счет разгибания в локтевом и небольшого движения в пле­чевом суставах, при опускании локтя принимается 2-я позиция.

Выполнение из 5-й позиции: рука сгибается в локте, оружие й предплечье направляются на себя вниз. Затем, за счет разгибания в локтевом, небольшого движения в плечевом суставах, принимается 2-я позиция.

3-я позиция. Рука поднята до уровня плеча и слегка согнута в локте­вом суставе, эфес незначительно выше локтя, локоть слегка повернут внутрь, острие на уроппе воротника и в линии правого глаза, лезвие направлено вниз — на­право (6-е направление клинка — рис. 152—153). Выполнение из 2-й позиции: рука сгибается в локте, оружие и предплечье направляются на себя. Затем, за счет опускания локтя про одновременном разгиба­нии в локтевом и небольшого движения в плечевом суставах, при­нимается 3-я позиция.

Выполнение из 4-й позиции: за счет разгибания в локтевом и незначительного движения в лучезапястном суставах рука, направляется вперед — вправо. Во время движения руки эспадрон направляется большим пальцем из почти вертикального положения в положение 3-й позиции.

4-я позиция. Вооруженная рука, согнутая в локте, поднята вперед, кисть на высоте пояса, острие эспадрона на высоте и в линии левого глаза, лезвие направлено влево — впе­ред (7-е направление клинка—рис, 154—155).

Выполнение из 3-й позиции: рука за счет движения в плечевом и локтевом суставах направляется на себя и незначительно влево. Кисть при движении в лучезапястном су­ставе перемещает лезвие эспадрона из напра­вления вниз — направо в направление влево — вперед.

Выполнение из 5-й позиции: рука за счет движения в плечевом и локтевом суставах направляется на себя вниз и незначительно влево. Кисть при движении в лучезапяст­ном суставе перемещает лезвие эспадрона из направления вверх — вперед в направление

влево — вперед.

Выполнение из 2-й позиции: после незна­чительного выпрямления руки и вращатель­ного движения предплечьем вооруженная рука направляется на себя и незначительно влево. При движении пред­плечья оружие описывает значительную полудугу снизу — вверх — налево от себя, причём локтевой сустав приводится к правому боку.

 

 

5-я позиция. Вооруженная рука поднята так, что эфес находится на высоте лба, несколько правее головы, локоть слегка согнут, лезвие обра­щено вверх — вперед, острие клинка чуть выше эфеса и направлено диа-, тонально вперед — влево (5-е напра­вление клинка—рис. 156—157).

Выполнение из 2-й позиции: рука сгибается в локтевом суставе, оружие и предплечье полукруговым движением направляются на себя. Затем, за счет разгибания в локтевом су­ставе, вооруженная рука направляется вперед — вверх. При движе­нии направление лезвия не меняется.

Выполнение из 3-й позиции: пово­ротом предплечья эспадрон опускается вниз — влево, как бы подхватывая клинок противника. Затем, за счет разгибания руки в лок­тевом суставе, оружие направляется вверх — вперед.

Выполнение из 4-й позиции: направляя острие эспадрона вперед — вверх с одновременным поворотом предплечья, вооруженная рука направляется вверх — вперед за счет разгибания в локтевом и плечевом суставах, принимая 5-ю позицию.

 

 

6-я позиция. Аналогична пятой, но эфес на высоте лба с левой стороны лица, лезвие обращено вперед — вверх. Острие клинка чуть выше эфеса и направлено диагонально вперед—вправо (рис. 158—159).

Выполнение из 3-й позиции: направляя гарду эспадрона вперед — влево за счет выпрямления руки и сгибания в кисти, поворотом пред­плечья справа — налево принимается 6-я позиция.

Выполнение из 2-й позиции: после не­значительного выпрямления руки и вра­щательного движения предплечья воору­женная рука посылается вверх — влево. Направление острия клинка регулирует­ся большим пальцем и движением кисти.

 

Отбивы

 

Отбивом называется конечное движение, совершаемое при пере ходе из одной позиции в другую и направленное на выведение из ли нии пришедшего в соприкосновение оружия противника.

Производится энергичным сжиманием всех (особенно большого пальцев и ротационным дгзижением предплечья вооруженной руки

 

Полуразмахи

 

Для создания представления о направлениях клинка и об амплитуде движений при ударе на эспадронах используются в виде подго товительных упражнении, так называемые, полуразмахи. Они произ водятся по 5 основным направлениям.

 

 

1. Вертикальное движение — удар по голове. Из фехтовальной стойки: а) замах — предплечье и оружие прини­мают вертикальное положение; б) энер­гичным разгибанием руки в локте, с одновременным нажимом большим паль­цем на спинку рукоятки, оружие посы­лается вперед, клинок в 3-м направле­нии. В момент удара кисть на высоте лба (рис. 160).

2. Горизонтальный удар с левой сто­роны (по правой щеке) (рис. 161). Из фех­товальной стойки производится: а) за­мах — оружие и предплечье через вер­тикальное положение полукруговым дви­жением на себя переходят в горизон­тальное положение; лезвие влево — острие клинка назад; б) энергичным разгибательным движением руки ору­жие повылается вперед: большой палец направляет оружие в момент удара, рука выпрямляется в локте.

3. Диагональный удар слева — сни­зу — вверх (по правому боку) (рис. 162). Из фехтовальной стойки производится: а) замах — оружие и предплечье полу­круговым движением через вертикаль­ное положение перемещаются до поло­жения — оружие и предплечье диаго­нально перед собой, кисть несколько ниже плеча и слегка ниже ле­вого плеча; острие направлено влево и вверх; лезвие влево и слегка назад, так чтобы плоскость клинка совпала с плоскостью предпола­гаемого удара; б) энергичным выпрямлением руки оружие посылается вперед. В момент удара рука вытянута, лезвие направлено вверх — направо, острие слегка ниже уровня подмышечной впадины.

4. Горизонтальное движение справа — налево (удар по левой щеке). Из фехтовальной стойки производится: а) замах — оружие и пред­плечье полукруговым движением через вертикальное положение от себя вправо переходят в положение, близкое к го­ризонтальному, — острие направлено вправо и слег­ка вверх, лезвие — на се­бя; б) разгибательным дви­жением руки оружие по­сылается вперсд — влево и незначительным движением из горизонтального поло­жения (рис. 163).

5. Диагональное движе­ние справа — снизу—вверх (удар по левому боку). Из фехтовальной стойки про­изводится: а) замах — ору­жие и предплечье через вер­тикальное положение по­лукруговым движением отводятся назад и вправо, после чего, б) про­должая полукруговое движение, рука посылается вниз — вперед — вверх, оружие, за счет незначительного движения в кисти, описывает несколько больший полукруг, чем рука.

 

Удары

 

Удар по голове. Из положения фехтовальной стойки вооруженная рука резко посылается вперед. В момент удара кисть на высоте лба.

Удар по правому боку. Из положения фехтовальной стойки полу­круговым движением в локтевом суставе последовательно — на себя, вниз — влево и затем вперед — вверх производится удар по правому боку. В конце движения рука энергично разгибается. При окончании удара клинок в 5-м направлении.

Удар по правой щеке. Из положения фехтовальной стойки рука, выпрямляясь, производит энергичное дугообразное движение вперед — влево (минуя руку и грудь противника). При окончании удара клинок во 2-м направлении.

Удар по левому боку. Из положения фехтовальной стойки рука вы­тягивается вперед — вправо с поворотом до положения лезвия вниз — налево; движение заканчивается режущим диагональным ударом по туловищу. Одновременно с ударом производится выпад.

После удара вооруженная рука возвращается в 3-ю позицию.

Удар по левой щеке. Из положения фехтовальной стойки рука вы­тягивается вперед и незначительно вправо с поворотом лезвия влево и наносится удар по левой щеке. Удар может быть простой, как удар по голове, и режущий но направлению — на себя, влево — вниз. После удара вооруженная рука возвращается в 3-ю позицию.

Удары по руке. В современной технике и тактике фехтовального боя на эспадронах удлры по руке имеют большое значение. Тонкие движения кистью и дорчщее управление оружием большим пальцем, при быстрых перемещениях вооруженной руки, делают удары по руке весьма опасными для противника, если удачно выбран момент их применения.

Эти удары могут наноситься по кисти и предплечью вооруженной руки противника.

Они производятся аналогично ударам по руке, правой щеке, пра­вому и левому боку, но с меньшей амплитудой движений. Особое значение при ударе по руке имеет точность направления конца оружия, регулируемая движением пальцев и кисти.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.143 (0.009 с.)