Заключительная (третья) часть 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заключительная (третья) часть



 

В этой части успокоение организма производится занимающимися самостоятельно по указанию руководителя.

Продолжительность индивидуального урока чрезвычайно различна в зависимости от состава группы, подготовленности занимающихся, задач индивидуального урока и может быть от 3 до 30 мин. В основном индивидуальный урок должен использоваться как один из мето­дических приемов контроля, проверки, совершенствования и закре­пления техники и тактики фехтования и боевой подготовки в груп­повом уроке. В коллективах с небольшим количеством занимающихся, разнородным по составу, а также с высококвалифицированными бой­цами (при условии широкого использования инициативы занимаю­щихся в самостоятельной работе по заданию) индивидуальный урок может явиться и основной формой занятий.

 

Г. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ФЕХТОВАНИЮ

 

Обучение технике и тренировка — неразрывно связанные между собой процессы. Однако сложность техники фехтования (а, следова­тельно, и методики обучения) заставляет предварительно рассмотреть изолированно методику обучения фехтовальной технике.

Каждый фехтовальный прием, являясь физическим упражне­нием с присущими ему биомеханическими закономерностями, с одной стороны, соответствующим образом воздействует на организм и с дру­гой — представляет из себя элементы боевых действий, которые боец будет применять в практике спортивного вольного боя.

С самого начала обучения всякий прием должен преподноситься с освещением его тактического содержания и с образцовым показом для создания правильного представления о технике и назначении дви­жения. Однако в начале замятий главное внимание должно быть уделено технике движения приема. После овладения схемой приема необходимо дать занимающимся возможность самостоятельного ана­лиза деталей данного движения.

Закрепление усвоенного приема осуществляется повторением и соответствующей проверкой. Дальнейшее совершенствование осу­ществляется путем тренировки приема в сочетании с другими при­емами, практикой применения этого приема в бою с целью выработки необходимых бойцу качеств.

Следовательно, примерная схема обучения отдельному приему будет такой: 1) образцовый показ приема в целом, 2) тактическое обоснование приема, 3) краткое обоснование техники, 4) выполнение приема занимающимся под команду руководителя, 5) самостоятель­ная работа занимающихся и проверка руководителем правильности исполнения, 6) выполнение приема в сочетании с другими приемами, 7) применение сочетания приемов в процессе ведения боя. Схема эта, не являясь догмой при изучении всех приемов, может быть вы­держана либо полностью, либо частично.

В соответствии с этим и организация занятий должна предусма­тривать последовательное проведение обучения: а) без противника, б) с использованием подсобных снарядов, в) при непосредственном соприкосновении с противником (преподаватель, товарищ по трени­ровке).

 

I. ОБУЧЕНИЕ БЕЗ ПРОТИВНИКА

 

Этот метод применяется главным образом при изучении основ­ных положений и движении н некоторых элементов боевых действий. Методические приемы следующие:

 

Групповое шереножное обучение

а) В 1, 2, 3 шеренгах в зависимости от количества занимающихся, б) самостоятельное выполнение занимающимися приемов по зада­нию (индивидуально или группой), в) «поточно» — один за другим (первый выполнит прием, за ним выполняет второй, третий и т. д.), г) группой или «поточно» — на внезапный сигнал руководителя (сиг­нал зрительного или слухового характера).

 

Индивидуальное обучение

а) Самостоятельное выполнение занимающимся приемов по за­данию (индивидуально или группой 3—5 чел.), б) то же, под кон­тролем и с помощью преподавателя.

 

Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая работа (один обучает нескольких).

 

Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением элементов соревнований на лучшее исполнение техники приема производится на быстроту и точность выполнения.

 

II. ОБУЧЕНИЕ НА ПОДСОБНЫХ СНАРЯДАХ

 

Обучение на подсобных снарядах предусматривает задачи: на­учить наносить правильные, меткие уколы и удары по конкретным целям, чучелам, мишеням, рассчитывать дистанцию и выполнять приемы в соответствующем самостоятельном или заданном ритме или темпе. Методические приемы таковы:

 

Групповое поражение цели

а) Под команду руководителя (выполняют все занимающиеся одновременно), б) «поточно» — один за другим, в) на внезапный сиг­нал руководителя, группой или «поточно».

 

Индивидуальное обучение

Самостоятельно по заданию и под контролем преподавателя.

 

Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один командует другому), б) групповая (один командует нескольким).

 

Учебные соревнования

Совершенствование изучаемых приемов с внесением соревнова­тельных моментов (соревнования внутри групп) производится: а) на меткость поражения цели, б) на меткость и быстроту поражения
цели.

 

III. ОБУЧЕНИЕ БОЕВЫМ ДЕЙСТВИЯМ

 

Задача — научить нанесению боевых ударов противнику и за­щите от них, овладению приемами боевых действий: атаками, при­емами подготовки к атакам и защитам.

Методические приемы таковы:

 

Парное обучение боевым действиям

а) Под команду руководителя (партнер не обороняется), б) под команду руководителя (партнер обороняется), в) по заданию с парт­нером, который периодически то обороняется, то не обороняется.

 

Инструкторская практика

Занимающийся в роли преподавателя: а) парная работа (один обучает другого), б) групповая (один обучает несколько пар).

 

Индивидуальный урок с преподавателем

Урок проводится в форме: а) обучения приемам боевых действий, б) проверки правильности изучаемых приемов, в) тренировки прие­мов боевых действий, г) урока боя.

 

Учебные соревнования

Соревновательная работа проводится на уроке в форме боя: а) по заданию, б) с преподавателем, в) с товарищами по обучению.

 

IV. ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

 

Методика обучения фехтованию должна начинаться с объясне­ния цели, задач и содержания того или иного вида фехтования и демонстрации его в виде боя.

Изучение техники производится в известной последовательности и состоит из пяти основных этапов[40]: 1-й этап — изучение основ­ных положений и движений; 2-й этап — изучение основных элемен­тов боевых действий на чучелах, мишенях и т. п.; 3-й этап — обуче­ние основным простым действиям; 4-й этап — обучение сложным и усовершенствование простых действий и 5-й этап — обучение фех­товальному бою.

На первом этапе изучается техника основных положений и движе­ний с соответствующими тактическими указаниями. Задача — овладе­ние техникой основных приемов и усвоение основ специфической для фехтования координации. Далее необходимо создать предпо­сылки для дальнейшего овладения техникой путем: качественной проработки мускулатуры двигательного аппарата, по преимуществу ног и плечевого пояса, общефизиологической подготовки сердечно­сосудистой и дыхательной систем и мобилизации нужных психо­физических качеств — внимания, точности движений, быстроты реак­ции и т. д.

Приемы изучаются в такой последовательности: способ держания оружия, стойка «смирно» с оружием, фехтовальная стойка, стойка «вольнс», передвижение вперед, назад в сторону, сбор, приветствие, показ укола — как вытягивание руки или рук; выпад и воз­вращение назад, вперед, движение повторного выпада; основные позиции и переходы из одной позиции в другую.

Каждый из приемов изучается вначале по возможности самосто­ятельно. По мере усвоения материала обучение усложняется соче­танием нескольких приемов. Необходимо использовать тактически целесообразные сочетания приемов наступления и обороны.

Усвоение техники проверяется преподавателем.

В целях приучения к соревнованиям, наблюдения за ростом уча­щихся и повышения их интереса необходимо уже с первого этапа включать в обучение соревнования: на технику выполнения отдель­ных приемов, комбинацию их на балльную оценку и пр. и другие со­ревновательные элементы.

 

V. ВТОРОЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

 

На втором этапе основные положения и движения изучаются на подсобных снарядах.

В целях освоения основных элементов боевых действий уколы и удары с ближней, средней и дальней дистанции изучаются на чучелах и мишенях в такой последовательности:

1) Уколы без выпада из различных позиций.

2) Уколы с выпадом: а) с показом укола (в 2 темпа) и б) слитно (в 1 темп).

3) Уколы с передвижением и выпадом: а) уколы без выпада с пере­движением (шагом вперед или назад), с показом укола и выпадом и б) передвижение — укол с выпадом.

4) Укол с броском «стрелой».

5) Удары без выпада из различных позиций.

6) Удары с выпадом: а) удары с остановкой на выпаде и б) удары без остановки на выпаде (с уходом назад или вперед).

7) Удары с передвижением и выпадом.

8) Удары с броском «стрелой».

9) Отбивы, уколы или удары из различных позиций.

Вначале обучение производится на чучелах. Задача: научить правильно колоть или наносить рубящие удары и сочетать их с раз­личными движениями тела. Усложнение производится путем сочета­ния последовательно выполняемых приемов.

Для овладения меткостью укола и умения выполнять его в раз­личных условиях (на внезапный сигнал, з различного цвета квадраты, круги, треугольники, номера и т. п.) — дальнейшее совершенство­вание проводится на мишенях.

В процессе обучения должно быть принято во внимание не только овладение техникой и совершенствование ее, ной выработка быстроты, точности, чувства времени.

В заключение изучаются движения броска с пробежкой, т. е. движение атаки «стрелой». Применение его возможно только после усвоения движения выпада, уколов и ударов на чучелах и мишенях. Движение атаки «стрелой» с пробежкой изучается на обычных чучелах, на выставленную преподавателем маску, на внезапно появляющуюся и удаляющуюся маску, на подвесных качающихся малых и боль­ших мешках и на подвижных чучелах.

При занятиях на подвижных мишенях, чучелах и снарядах прак­тикуются движения потоком. Бойцы двигаются в колонне по одному, и поочередно, пробегая мимо, выполняют тот или другой прием. Вслед за тем они становятся в затылок левофланговому для последующей очередной работы.

Соревнования на этом этапе производятся на меткость: укола, удара по соответствующим целям и на удар с различных дистанций с разной скоростью.

В методике обучения первые два этапа (несколько схематично подразделенные) в большинстве случаев тесно между собой связаны и могут рассматриваться как один раздел, имеющий общую задачу подготовки бойца к боевым действиям с активным противником.

 

VI. ТРЕТИЙ ЭТАП ОБУЧЕНИЯ

 

Изучаются приемы простых боевых действий — простые атаки, защиты и ответные атаки при наличии активного противника. На этом этапе изучаются:

 

Простые атаки

а) Прямой укол, удпр, б) перевод, в) перенос. Выполняются (стоя на месте с выпадом и движением атаки «стрелой» и с пробежкой): а) из различных позиций, б) из соединения и вне соединения, в) с ближней и средней дистанции.

 

Защиты

а) Прямые, б) круговые, в) уступающие, г) отклонением корпуса, уходом или бегом. Выполняются (отводом и отбивом): а) из одной защиты в другую, б) круговой защитой, в) из одной в другую, усту­пая нажиму оружия противника.

 

Ответные атаки

а) Ответ прямым уколом или ударом, б) ответ переводом, в) от­вет переносом выполняются: без выпада и с выпадом.

Широко используется групповое парное обучение с применением различных методических приемов. Вначале необходимо научить нанесению атак уколом, ударом и принимать их, не защищаясь. В по­следующем удары изучаются с расчетом дистанций, согласованием движений своего оружия с движением оружия бойца (работающего в паре). Надо выработать соответствующую быстроту и точность атаки. Параллельно изучаются противодействующие атаке приемы защит. Здесь особое внимание уделяется точности и тонкости движе­ний, очень быстро переходя к взаимной связи их с ответными атаками. Следует добиваться максимально быстрого ответа, доводя наиболее часто встречающиеся комбинации до автоматизма. Одновременно надо создавать достаточный запас разнообразия ответных действий.

Большое значение в обучении простым действиям имеют мето­дические приемы инструкторской практики, когда один боец по за­данию руководителя обучает (тренирует) другого.

При этом оба тщательно анализируют технику и тактическое обоснование приема, совершенствуют понимание взаимодействий (взаимосвязи) атаки, защит и действий атакующего и обороняю­щегося.

На третьем этапе элементы соревнований лучше всего исполь­зуются в следующей форме: один боец стремится нанести укол или удар, а второй — взять защиту оружием. Основным требованием при этом является точное соблюдение техники выполнения приема. Таким образом, учащиеся практически усваивают основные принципы фех­тования. Для успешности того или другого действия требуются бы­строта, точность, расчет расстояния и выбор момента. Поэтому надо давать занимающимся возможность практически убедиться, что при правильном учете и хорошей технике преимущество всегда будет на стороне атакующего.

Результаты проработки простых атак, защит и ответов в группо­вом обучении должды периодически проверяться. Надо совершен­ствовать технику (в деталях) в индивидуальном уроке. Особое вни­мание надо обратить на выработку тактически наиболее целесо­образных приемов, на точность и быстроту выполнения и сочетания их.

Изучение в простых действиях атак «стрелой» с пробежкой в один темп лучше всего проводить в форме «потока» на необороняющегося, затем на обороняющегося преподавателя или заменяющих его дру­гих бойцов.

Наилучшим следует считать способ чередования бойцов, при­нимающих на себя атаки: один боец принимает не более 8—10 бой­цов, затем его место занимает другой и т. д. Выполнение атак сопровождается техническими и тактическими указаниями препо­давателя. Изучение простых действий следует заканчивать боями на 3 удара. Вначале это делается по заданию: один боец атакует про­стыми атаками с элементарным приемом подготовки — шагом впе­ред; второй — обороняется у стенки (защищается оружием, без от­ступления назад и давая ответные атаки). Работают попеременно (выполнять атаки «стрелой» с пробежкой не разрешается).

В последующем это делается в форме свободного вольного боя на основные простые действия. Бойцы свободно могут избирать лю­бой план действия (нападения или защиты), причем защита может быть и уходом назад. Следует обратить внимание бойцов на ответ­ные атаки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.028 с.)