ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятия с детьми в возрасте 12—13 лет



 

Исходя из анатомо-физиологических особенностей детского орга­низма в возрасте 12—13 лет, работа по фехтованию должна быть направлена главным образом на общую физическую подготовку, оздоровление и укрепление, детского организма. Занятия в младших группах должны нссить преимущественно гимнастиче­ский характер, обращая внимание на упражнения, укреп­ляющие мышцы спины, плечевого пояса, брюшного пресса, на раз­витие и укрепление органов дыхания и кровообращения.

Широко следует использовать гимнастические упражнения с боль­шой амплитудой движений для рук, ног, туловища, различного вида ходьбу, задания с элементами лазания по шведской стенке, полза­ния, подвижные групповые игры, эстафеты с палками, с элементами уколов в цель, пробежки, старты и т. п.

Для выработки быстроты и координации движений необходимо использовать упражнения с гимнастическими палками (перебрасы­вание с ловлей, метания, удары, элементы жонглирования). Палки, заменяя фехтовальное оружие, используются для изучения стоек, шагов, позиций, уколов, выпадов во все стороны. Работа про­водится как правосторонняя, так и левосторонняя.

Для тренировки органов Дыхания и кровообращения, а также для изучения прыжков, перебежек (индивидуальных и групповых), для изучения атак «стрелой» (в виде броска на ленту) используется скакалка. Необходимо чередовать занятия с отдыхом. Во время от­дыха (перерывов) проводят беседы о текущих событиях, сообщаются некоторые исторические сведения по фехтованию и рукопашному бою, о значении и влиянии фехтования, темы по БГТО.

Следует рекомендовать занятия утренней гимнастикой, пешеход­ные прогулки, катание на коньках, лыжные вылазки и т. д.

В процессе обучения фехтованию на рапирах усваиваются основ­ные положения и движения. Обязательно тактическое обоснование каждого приема, атаки, защиты. Применяются различные, методи­ческие приемы работы на чучелах, мишенях и т. д., в различном темпе, с разных дистанций, по заданиям.

Для заинтересованности и приближения к вольным боям необ­ходимо проводить соревнования на технику, точность укола по мише­ням. Не исключаются также соревнования в форме вольного, боя. Они проводятся как 1—2 атаки и защиты, попарно (друг с другом), по заданию.

Итоговые соревнования следует проводить на оценку техники выполнения приемов основных положений и движений, выполняе­мых под команду руководителя. Проводятся также соревнования на меткость поражения цели.

В младших группах необходимо проводить и культурно-массо­вую спортивную работу: экскурсии в коллективы физической куль­туры, просмотр и обсуждение соревнований взрослых и старших детских групп, культпоходы на спортивные кинокартины и спор­тивные вечера,- выступления отделения школы, товарищеские встречи и соревнования с другими спортивными детскими школами.

 

Занятия с детьми и подростками (14—15, 16—17 лет)

 

Фехтовальный материал здесь приобретает значительно боль­ший удельный вес. В основном учебно-спортивная работа строится в плане овладения техникой и тактикой фехтования на рапирах и эспадронах в средней группе (14—15 лет) и знакомства со штыковым боем в старшей группе (16—17 лет).

Практика работы детской школы мастера Булочко показала, что обучение фехтованию можно начинать и с эспадрона. Но тогда вос­питываются преимущественно только эспадронисты. Если же изу­чение фехтования начинается с рапиры, то ученики в дальнейшем успешнее овладевают техникой фехтования на штыках и эспадронах. Подготовка бойцов только по одному виду фехтовального оружия нежелательна, так как из детской школы должны выходить много­борцы; фехтовальщики и рукопашники.

По мере дальнейшего совершенствования техники и тактики фех­тования на рапирах и эспадронах в старшей группе следует перехо­дить к изучению фехтования на штыках и приемов рукопашного боя (штыковой бой, приемы боя вооруженного с невооруженным, борьба двух невооруженных, передвижения, преодоление препят­ствий, гранатометание). В зимний период в помещении проводится фехтование, а с весны на воздухе — рукопашный бой.

Изучение отдельных приемов и комбинаций их должно заканчи­ваться проверочными испытаниями на оценку или в соревнователь­ной форме на результат. Теоретический раздел в средней и старшей группах имеет большее, место, чем в младшей группе. Основные во­просы теории, фехтования здесь преподносятся более глубоко. Зани­мающиеся проходят также инструкторскую практику на специаль­ных уроках, где изучают команды, элементы методики обучения.

На культурно-массовую спортивную работу отводится в этих группах также значительно больше времени, чем в младшей группе, особенно для просмотра и обсуждения соревнований взрослых, а также на товарищеские встречи и соревнования с другими детскими шко­лами. Для поднятия спортивного мастерства и повышения интереса к фехтованию необходимо изредка в учебных занятиях устраивать встречи лучших представителей детских спортивных школ с взрос­лыми перворазрядниками и мастерами.

Элементы соревнований в среднем и особенно в старшем возрасте должны занимать значительное место. Соревнования должны про­ходить в плане боев по заданию, на технику приемов, разрешение тактических задач, боев на время, боев с преподавателем, группо­вых боев и товарищеских встреч, открытых соревнований.

 

Учебный план

 

Приведенный ниже учебный план принят на отделении детской спортивной школы владения холодным оружием мастера Булочко при Дворце пионеров г. Ленинграда (план рассчитан на 3 года).

Учебный план построен из расчета работы отделения 10 мес. в году (для младших групп 6—8 мес. в году), по два раза в шестидневку, по 2 часа, в период же подготовки к экзаменам и экзаменов — один раз в шестидневку.

Начало работы отделения 1 октября, окончание 20 июля сле­дующего года. Август, сентябрь — отдых и занятия другими видами спорта. Сентябрь отводится на подготовительную работу для руководи­тельского состава. Кроме того, на культмассовую спортработу и вра-чебно-физиологические обследования отводится дополнительное время в конце сентября и июля, и 4—6 выходных дней в год.

Итого рабочее время:

1) 9 мес. по 2 раза в шестидневку по 2 часа = 180 час:

2) 1 мес. по 1 разу в шестидневку по 2 часа = 10 час

3) Дополнительное вечернее время и выходные дни 30—50 час.

Итого, в год — 220—240 час.

 

Схема плана

Название спортивных видов и разделов работы 1-й год 2-й год 3-й год Прим.
часы
I. Теория
1. Исторический, очерк развития вла­дения холодным оружием 2. Цель, значение и влияние владения холодным оружием 3. Основы советской системы ГТО 4. Основные правила гигиены и гигиена тренировки 5. Самоконтроль и оказание первой помощи 6. Основы теории и тактики владения холодным оружием и анализ техники 7. Методика группового и индивидуального обучения 8. Разбор правил судейства 1,5 0,5 —  
Итого 8 час. 10 час. 10 час.
Просмотр кинофильмов по технике ВХО (владения холодным оружием)
II. Практика
1. Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения и подвижные игры 2. Фехтование на рапирах 3. Фехтование на эспадронах 4. Фехтование на штыках 5. Фехтование на шпагах 6. Штыковой бой 7. Бой с коротким оружием и бой невооруженного против вооруженного 8. Передвижение и преодоление препятствий   — — — — —   — —    
Итого 170 час. 180 час. 180 час.
III. Культурно-массовая спортивная работа
1. Экскурсии в коллективы ФК и институт ФК 2. Просмотр и обсуждение соревнований взрослых 3. Культпоходы и вечера школы 4. Выступление отделения 5. Товарищеские встречи, соревнования 6. Собрания отделения школы  
Итого 28 час. 38 час. 46 час.
IV. Врачебно-контрольные и физиологические обследования
1. Первичные обследования 2. Периодические обследования 3. Заключительные обследования  
Итого 8 час. 8 час. 8 час.
Всего 214 час. 236 час. 244 час.
Всего за 3 года — 694 часа

 

Глава седьмая

ФЕХТОВАНИЕ НА РАПИРАХ[45]

А. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

Фехтование на рапирах производится легко управляемым ору­жием и, сравнительно с другими видами фехтования, менее утоми­тельно. Основанное на уколах оружием в ограниченную правилами часть тела и на защитах от них, фехтование на рапирах создает благо­приятные условия для обороны и затрудняет наступление. Чтобы добиться успеха в конечной атаке, необходимы тонкие, точные дви­жения оружием при возможно меньшей их амплитуде. Все это требует подвижного и небольшого рычага управления. В фехтовании на рапи­рах это обеспечивается движениями в суставах пальцев и лучезапястном суставе, характеризующимися большой подвижностью и быстро­той при хорошей координированности движений в плечевом и лок­тевом суставах.

При фехтовании на рапирах особенно характерно непрерывное чередование сокращения и расслабления мышц пальцев, кисти и пред­плечья. Чередующиеся сокращения и расслабления, связанные с вы­полнением отдельных приемов, обеспечивают наибольшую готов­ность нервно-мышечной системы, быстроту выполнения движения и экономность в работе. В целом же фехтование на рапирах пред­ставляет большой спортивный интерес, обогащает тактическую игру двух противников и в большой мере содействует совершенствованию быстроты, точности, тонкости мышечно-суставных ощущений и дру­гих качеств.

Фехтование на рапирах является хорошей подготовкой к эспадрону и особенно к штыку и должно быть положено в основу школы фехто­вания в детских коллективах.

Техника современного рапирного боя в основном базируется на французской, с использованием некоторых элементов итальянской школы фехтования.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.009 с.)