Задачи, методы и приемы обучения письму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, методы и приемы обучения письму



 

План:

1. Формирование графического действия.

2. Психолого-физиологические особенности обучения письму.

3. Структура урока обучения письму.

 

1.

В задачи уроков письма в 1 классе входит: научить детей рас­познавать значение букв, как печатных, так и рукописных, развить до автоматизма умение правильно, быстро, чисто писать все бук­вы русского алфавита в двух вариантах - прописные и строчные, рационально их соединять с целью увеличения скорости письма. Заметьте, что орфографические задачи в период обучения грамоте не ставятся, но орфографическая зоркость формируется с первых уроков знакомства с буквами ж, ш, ч, щ, а в последней четверти решаются задачи освоения первого правила - правописания бук­восочетаний жu-шu, ча-ща, чу-щу, чк-чн-нч.

После подготовительного периода, когда дети занимаются в основном штриховкой, рисованием различных фигур и бордюров, включающих элементы письменных букв, начинается основной период обучения письму. В начальной школе происходит станов­ление рукодвигательного навыка, выполняющего определенные графические действия, которые необходимо довести до автоматиз­ма, поскольку это многокомпонентное действие и от его сформированности зависит успешность освоения грамотного письма. Да­вайте посмотрим, что составляет природу письменного навыка, состоящего из графического, каллиграфического и орфографиче­ского действий.

В операционный состав орфографического действия, которое является главной целью школьного письменного навыка, включа­ются:

- вычленение на слух из звучащего слова отдельных звуков-фонем;

- произношение их в «чистом» виде, т. е. без призвуков;

- дифференцировка звуков-фонем по акустико-артикуляционным признакам;

- установление их последовательности в слове;

- перекодирование в соответствующие графические символы (буквы);

. - актуализация в памяти печатных и рукописных букв;

- воспроизведение их на бумаге с помощью определенных дви­жений руки;

- обратное перекодирование букв в соответствующие звуки­-фонемы;

- слияние звуков-фонем в процессе чтения;

- соотнесение прочтенных звуко-фонемно-буквенных комплексов с определенным смысловым значением.

Но прежде чем приступить к орфографическому навыку, мы формируем графическое действие, которое является основным учебным действием. Это значит, что графическое действие - важный структурный компонент учебной деятельности, так как, во­-первых, представляет собой произвольную и преднамеренную ак­тивность ребенка, направленную на достижение осознаваемой (цели, а именно: овладение элементарными навыками чтения и письма, усвоение норм русской графики. Во-вторых, это действие связывает ученика со специфической (речеязыковой) областью че­ловеческого знания. В-третьих, графическое действие как учебное решает познавательные задачи обобщенным способом: через си­cтeмy конкретных операций, т. е. является умственным (менталь­ным) действием.

Для того чтобы сформировать любое умственное действие, не­обходимо определить его структуру и те пути, посредством кото­рых самостоятельные операции превратятся в компоненты едино­го умственного действия (В. В. Давыдов, В. В. Репкин).

Проведенный анализ большинства традиционных методик по­казал, что они в основном ориентированы на работу памяти. Од­нако современные методы должны быть направлены на ускорен­ное научение чтению без отрыва от письма, иначе они лишены необходимой лингвистической основы, противоречат русскому фонемному правописанию и психофизиологическому механизму графического действия, не позволяют реализовать возможности развития мыслительных операций, часто требуют от ребенка ин­туитивной догадки о принципе чтения, языковых связях.

В основе понятия «графическое действие» лежит сложный пси­хофизиологический механизм взаимосвязанной и взаимообуслов­ленной деятельности пяти анализаторных систем ребенка: слухо­вой, артикуляционной, зрительной, общедвигательной и рукодви­гательной.

Графическое действие «вбирает» в себя все содержание графи­ки в широком и узком лингвистическом смыслах этого слова. Его следует отличать от орфографического действия и каллиграфическо­го почерка, письма. Результаты исследований психологов (Б. Г. Анань­ева, Е.В.Гурьянова, Н.И.Жинкина, А.Р.Лурии, М.к.Щербак) и дефектологов (М.А.Александровской, Р.И.Лалаевой, И. Н. Садов­никовой) показывают, что в графическом действии фокусируются все трудности, которые первоклассники испытывают, овладевая всеми видами речевой деятельности. как правило, эти трудности объясняются не общим или частным недоразвитием ребенка, а не­достаточным вниманием к периоду обучения грамоте со стороны взрослых, педагогов и родителей. По мере выработки умений чте­ния и элементарного графического действия у детей навык озву­чивать написанное и писать услышанное или увиденное входит в их ежедневную познавательную деятельность уже как средство освоения новых, более сложных действий чтения и письма.

Все требуемые графические действия представляют для учащих­ся большой труд: они вызывают сильное мышечное напряжение и быструю утомляемость. Поэтому наиважнейшая задача на уроке ­замечать индивидуальный темп освоения учеником этого действия и помогать ему освобождаться от этой напряженности.

Причинами мышечной напряженности ученика во время пись­ма являются: необходимость выполнения непривычных, тонких, мелких движений рукой; трудность движений, необходимых для письма; сложность их координирования.

Современные программы и учебно-методические пособия по-­разному предлагают обучение рукодвигательному умению пись­ма. Чтобы осуществить выработку операционного состава графического действия, многие пособия включают три типа важ­нейших упражнений: на развитие фонематического слуха и куль­туры звукопроизношения учащихся, на усвоение норм графики и на отработку зрительно-двигательного и рукодвигательного об­раза букв.

Становление графического действия начинается с развернутых внешних операций: учитель показывает детям практическое дей­ствование с предметами (карандашом, ручкой, листом бумаги, с моделями букв и их элементов и т.д.), затем эти действия сокра­щаются, свертываются, протекают во внутреннем плане.

Выявление психофизиологического механизма графического действия и фонемно-графического характера русской письменно­сти определяет операционный состав графического действия:

- вычленение в рукописном облике буквы отдельных знакомых элементов (палочек, крючков, петелек, овалов и полуовалов);

- разложение буквы на знакомые элементы и анализ вариантов их возможного соединения;

- различение букв по наличию или отсутствию элемента, по их ' количеству и другим признакам;

- установление их последовательности в букве (позднее - букв в слове);

- перекодирование звуков в соответствующие графические сим-

волы (буквы);

- восстановление по памяти облика буквы и ее элементов;

- сравнение печатных и рукописных букв;

- воспроизведение их на бумаге с помощью определенных дви­жений руки;

- обратное перекодирование рукописных букв в соответствую­щие звуки-фонемы;

- слияние звуков-фонем в процесс е чтения и соединение букв в слоге на письме;

- соотнесение прочтенных звуко-фонемно-буквенных комп­лексов с определенным смысловым значением.

Методика овладения графическим действием имеет следующий

алгоритм:

1)рассматриваем букву;

2)выделяем основные составляющие ее элементы;

3)вспоминаем и прописываем их по воздуху;

4) ориентируемся на листе: ищем строку, нужное на ней место (нижняя линяя, верхняя линия, середина рабочей строки и т.п.);

5) ставим ручку на нужное место строки и прописываем пер­вый элемент буквы;

6) так же работаем со следующими элементами.

При формировании графического действия решается несколь­ко задач параллельно. Дети учатся различать четыре основных эле­мента русской графики: прямая наклонная («палочка»), прямая с закруглением внизу или вверху «крючок»), овал, прямая с петлей вверх или вниз «петелька»); тренировать навык их начертания; правильно держать ручку и тетрадь.

2.

Психологи и физиологи доказали вредность навязы­вания траектории написания элементов букв и безотрывного пись­мa. Учитель показывает рациональную (традиционную) траекто­рию движения руки при написании буквы, однако, если ребенок настойчиво выполняет элемент по-своему, не следует добиваться переучивания. Это вызывает у первоклассника тревожность, которая серьезно тормозит его продвижение в освое­нии письменных умений, как двигательных, так и интеллектуаль­ных. Если учитель неукоснительно требует безотрывности при письме, то очень часто ученики (и леворукие, и праворукие) дер­жат ручку неправильно. Это естественная реакция детей, которым трудно координировать одновременное передвижение руки вдоль строки и сложную траекторию движений при выполнении каждой буквы при безотрывном письме. Поэтому рекомендуется после ус­тановления порядка написания буквы по образцу оставлять за каж­дым ребенком право выбора удобной ему траектории движения ручки при воспроизведении элемента буквы и безотрывности пись­ма или отрыва линии в удобном для ученика месте.

Если вы хотите избежать серьезных проблем, начинайте учить писать только карандашом. Более того, руку для письма следует ставить так же, как это делают начинающие музыканты. Шарико­вая ручка пишет в любом положении, поэтому дети чаще всего «везут» ее, положив руку на ребро внешней стороны. Это порож­дает трудности в скорописи и каллиграфии. Если вы хотите, что­бы у школьника был красивый почерк, следует писать пером (пе­рьевой ручкой). На данном этапе очень важны упражнения, тре­нирующие мышцы кисти, предплечья и спины.

Очень важна правильная посадка детей за партой. Основная проблема первоклассников заключается в том, что у детей еще слабые мышцы спины, а при письме очень важно держать себя именно группой мышц спины. Прежде были парты, которые сво­ей конструкцией заставляли ребенка сидеть правильно. В настоя­щее время, к сожалению, часто не соблюдаются санитарные нор­мы в отношении школьной мебели и возникает типичная ситуа­ция - дети не держат правильного положения спины при письме (мышцы не тренированы), чаще всего «ложатся» на парту и пишут, облокачиваясь на руки, грудью на стол и т.п. Это сказывает­ся отрицательно и на темпе письма, и на почерке и разборчивости записи, аккуратности тетради, и, наконец, на физическом здоро­вье, так как от неправилъной посадки возникает мышечное на­пряжение, как результат - быстрая утомляемость, а в перспекти­ве - болезни позвоночника, грудного отдела и т.п.

Следующая опасность подстерегает ребенка на пространстве парты (рабочего стола). Ученик плохо ориентируется на поверх­ности парты, на листе бумаги, на странице учебника. Некоторые учителя наклеивают небольшую ленту пластыря, тем самым обо­значая границу и наклон верхней линии тетради: перед тем как начать писать, дети укладывают тетради вдоль обозначенной ли­нии. Опытный учитель обязательно сориентирует ребенка: скажет, сколько клеток отступить от края, сколько строчек пропустить между рабочими cтpoками и т, п.

«Грязная» тетрадь, неаккуратные записи значительно сильнее травмируют самого ребенка, нежели его «угнетателей»: учителей и родителей. Дети переживают из-за своих небрежно оформленных тетрадей, сами страдают от того, что часто невозможно понять, что же они «понаписали». Терпения и прилежания надолго не хва­тает, и это нормально с точки зрения физиологии и психологии возраста. Если не приучать их к чистописанию в игровой форме, то очень скоро учитель сталкивается с «сопротивлением материа­ла», Т.е. эмоционально-волевая сфера детского организма реаги­рует в зависимости от темперамента: от тревожности вплоть до невроза при выполнении письменных работ до защитной реакции в виде равнодушия. Эта проблема должна решаться на протяже­нии всего периода начальной школы, однако правильная поста­новка руки, посадки, чередование графических действий с фонематической работой, позволяющей переключитъ анализаторы с од­ного (зрительный, тактильный) на другой (слуховой, речедвига­тельный), дающей возможность отдохнуть мышцам тела, форми­рует успешность письменного навыка уже в период обучения гра­моте и определяет дальнейшую успешность обучения без излиш­него физиологического напряжения, которое является основной причиной замедления развития и обучения растущего организма. Психология, педагогика и физиология разъясняют учителям осо­бенности этого переходного периода ребенка вполне научно обос­нованными доводами, выдвигают объективные требования к ор­ганизации учебного процесса и дают точные медико-психолого-­педагогические рекомендации. Фактор внимательного отношения к каждому первокласснику определяет дальнейшее либо успешное, либо травматическое состояние ученика на протяжении всего обу­чения в школе. Однако в самой школе сложилась порочная прак­тика, в результате которой учитель думает лишь о выполнении программы в ущерб здоровью школьников.

Показательными в этом смысле становятся и тетради учеников.

Очень важно с первых уроков грамотно использовать доску. На­сколько рационально вы используете доску и другие наглядные средства (наборное полотно, картинки, буквы, выставляемые на панель у доски), насколько рационально и четко расположен на­глядный материал урока, настолько точно он структурирован и в вашем сознании («в голове»). От этого зависит и отношение к за­писям на доске и в тетради учеников. Если классная доска - это «экран сознания учителя», то тетрадь - это «экран сознания» (кор­ковые процессы мозга) ученика (включая и его бессознательное, т. е. подкорковые процессы). Если учитель методически верно де­лает записи, из урока в урок, используя части доски целенаправ­ленно, то ребенок всегда может восстановить ход урока, рассужде­ний и объяснений по теме. Так, небрежный почерк учителя, хао­тично расположенный материал на доске демонстрируют ученику соответствующие образцы прилежания. Следовательно, если ре­бенка не научили правильно вести записи в тетради в начальных классах, то это повлечет серьезные трудности в обучении в сред­ней школе. Поэтому необходимо уделять этой работе особое вни­мание, потратить время на выработку правильного оформления записи в тетради. Если ребенок не успевает записывать, сокращай­те часть его письменных упражнений и проводите тренинг по по­степенному увеличению темпа письма. Доброжелательная требо­вательность и индивидуальный подход принесут вполне ощутимые результаты: спокойный, здоровый ученик будет увеличивать темп аккуратного письма очень быстро. Достаточно включить в урок письма (независимо от класса с 1-го по 4-й год обучения) пя­тиминутку чистописания, дав ей постоянное название, например: «Пишем быстро, но красиво!», или «5 минут искусства каллигра­фии», или «В мастерской каллиграфа» (включите свою фантазию!), и прописывать элементы, затем буквосочетания, затем, диктуя, на­пример, словарные слова. Важно правильно поставить цель такой пятиминутки, а эта цель - умение решить три задачи одновремен­но: записать орфографически грамотно, каллиграфически красиво, максимально быстро проводитъ этот этап следует ежеурочно, оце­нивая каждое записанное слово плюсом или минусом по трем на­званным критериям (карандашом над каждым словом). Причем оценить должен сам ученик, а оценка учителя будет итоговой по результатам еженедельной проверки тетрадей. Суммируя плюсы и минусы, в конце недели ученик получает один (средний) балл в качестве оценки в журнал. Такая методика имеет широкое распро­странение и дает высокие результаты.

3.

Обучение первоначальному письму на основе формирования графического действия закладывает основы к усвоению орфогра­фического действия и русского языка в целом. Этому также спо­собствуют развитый фонематический слух, являющийся необходимым условием для формирования орфографической зоркости, сформированные в памяти детей четкие зрительно-двигательные образы буквенных знаков и эффективное усвоение норм графики.

Рассмотрим фрагмент урока письма по введению буквы в строч­ной.

Цепь урока: для учителя - научить писать букву в строчную; дети с помощью учителя формулируют свою цель на уроке.

У ч и т е л ь. Дети, я сейчас загадаю вам загадку:

Говорят, они воришки,

Эти серые малышки,

И шумливы, и драчливы,

Все щебечут:

- Чьи вы? Чьи вы?

У ч е н и к и. Это, наверное, мышки, а может быть, гномики.

У ч и т е л ь. Давайте будем внимательнее. Я прочитаю еще раз. Обра­тите внимание, что делают эти малышки. На что похоже: чьи вы, чьи вы?

У ч е н и к и. Это же воробьи!

У ч и т е л ь. Да, правильно. А теперь слушаем слово: воробей. Какой

звук мы слышим в начале этого слова?

Ученики. Звук [в].

У ч и те л ь. Давайте определим, как мы произносим этот звук.

У ч е н и к и. Этот звук мы произносим с преградой, петь его нельзя, значит, это согласный.

У ч и т е л ь. Каков характер этого звука?

У ч е н и к и. Ручку приложим к горлышку - оно дрожит, значит, это звонкий согласный, проверяем «ноготочки [в] - подушечки [в']') - этот звук [в] «ноготочки» - значит, твердый.

У ч и т е л ь. Вы догадались, что мы будем делать на этом уроке?

У ч е н и к и. Да, учиться писать букву в.

У ч и т е л ь. Правильно, тема нашего урока: «Буква в строчная». Что мы знаем по этой теме?

Ученики. Мы знаем, что буква - это знак звука, буквы бывают за-

главные и строчные, буква в обозначает согласные звуки [в] и [в'].

У ч и т е л ь. А что мы уже умеем делать?

У ч е н и к и. Мы умеем писать элементы букв.

У ч и т е л ь. Что же мы будем делать на этом уроке?

У ч е н и к и. Мы будем анализировать, из каких элементов состоит бук­ва в строчная, и учиться писать эту букву.

У ч и т е л ь. Хорошо. Посмотрите на доску, перед вами плакат со строчной буквой в. Из каких элементов состоит эта буква?

Ученики. Я увидел овал; а я вижу петельку!

У ч и т е л ь. Вспомним, как пишутся эти элементы, и потренируемся в их написании: находим верхнюю линию рабочей строки, ставим точку, через эту точку должна пройти наша петелька. Отступаем чуть ниже верх­ней линии рабочей строки, под углом вверх ведем через точку, которую мы поставили, ручку вверх до середины нерабочей строки, закругляем назад, ведем руку вниз и про водим через ту же точку (учитель показывает это на доске). Посмотрите еще раз (учитель рисует вторую петель­ку рядом). Возьмите ручки, поставьте руку на локоток и повторяйте за мной, я рисую на доске, а вы повторяете за мной по воздуху. И еще раз. И еще раз. Посмотрите-ка: правда, похоже на воробышков, сидящих на проводах? Что вы сейчас будете делать, как вы думаете?

У ч е н и к и. Наверное, мы тоже сейчас в прописях будем писать эти петельки. Да?

У ч и т е л ь. Давайте откроем прописи и посмотрим, угадали вы или нет. Открыли? Молодцы. Что вы видите на страничке?

У ч е н и к и. Мы видим букву в маленькую и еще две строчки, на кото­рых написаны элементы буквы в: петелька вверх и овал.

У ч и т е л ь. Обведите петельку. Скажите, пожалуйста, получилось у вас оба раза пройти через одну точку? Напишите мысленно букву и по­ставьте точку на верхней линии рабочей строки, еще раз мысленно на­пишите букву и на верхней линии рабочей строки и поставьте точку. Вы помните, для чего мы мысленно пишем букву и?

У ч е н и к и. Этой буквой измеряется расстояние между словами.

У ч и т е л ь. Сейчас с помощью этой невидимой буквой и мы поставим точки на верхней линии рабочей строки, как будто это провод, а точки ­место, где будут сидеть наши птички-петельки. Ставим точку, мысленно пишем букву и: раз-и, два-и, доводим руку до верхней линии рабочей строки, ставим точку, от этой точки опять пишем невидимую букву и: раз-и, два-и, доводим руку до верхней линии рабочей строки, ставим точку, от этой точки опять пишем невидимую букву и: раз-и, два-и, до­водим руку до верхней линии рабочей строки, ставим точку, от этой точ­ки опять пишем невидимую букву и. Посчитайте, сколько у вас получи­лось точек на верхней линии рабочей строки - столько птичек-петелек должно оказаться в ваших прописях. Повторим со мной вместе, как мы пишем петельку. (Учитель встает спиной к классу и рукой В воздухе по­казывает движение под счет: раз-и, два-и). Ну, полетели! И на точечки сели - пишите, а я вам буду помогать счетом: раз-и, два-и. Сравните своих птичек с моими птичками на доске. Получилось? Молодцы. Теперь самостоятельно пропишите петельки на пустой строке. Это только пол­буквы в, надо учиться писать вторую половинку. Какой элемент будем тренировать, чтобы написать букву, полностью?

У ч е н и к и. Овал.

У ч и т е л ь. На что похож овал? Ученики. На яйцо.

У ч и т е л ь. Пропишем одну строчку овала. Прописали? Молодцы. Те­перь соединим эти элементы и напишем букву в полностью. Смотрите, я буду писать на доске и считать: раз-и, два-и, три. Повторяйте за мной­ пишите ручкой по воздуху. Молодцы. Теперь строчку в прописях.

Теперь встали из-за парты. Я буду читать вам загадки, а вы будете по­казывать то, что в них услышите. Кто догадается, что это такое, тот скажет мне разгадку на ушко и напишет первую букву этого слова на доске:

Меня спроси, как я тружусь:

Вокруг оси своей кружусь.

(Ученик подходит к учителю, шепчет на ухо ответ: волчок, и учитель разреша­ет ему написать на доске букву в.)

Все догадались, тогда скажем хором.

У ч е н и к и. Волчок.

У ч и т е л ь. Записываем в прописях первую букву этого слова.

Авторы комплекта «Ступеньки к школе», М. М. Безруких, член-­корреспондент Российской академии образования, директор Ин­ститута возрастной физиологии РАО, и Т.А.Филиппова, старший научный сотрудник института, кандидат биологических наук, пред­лагают 12 тетрадей, книгу для педагогов и родителей и конспекты занятий. В пособиях представлена уникальная и продуктивная си­стема развития школьно-значимых функций и подготовки детей к школе. В тетрадь этих же авторов «Учимся учиться» входят за­дания, необходимые для формирования организации деятельности (понимание инструкции, составление плана работы, проверка вы­полнения задания и др.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 3183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.240.205 (0.058 с.)