Дидактика как компонент пед. Процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактика как компонент пед. Процесса



Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие основ организа­ции процесса обучения (закономерности, принципы, методы), а также на поиск и разработку новых принципов, методик, технологий и систем обучения. Впервые термин «дидактика» (от греч. - поучаю­щий, изучающий) ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке в XVII в., и чуть позже использовал Я.А.Коменский, однако они использовали его в том же значении, что и «педагогика». В XVIII-XIX вв., значительный вклад в развитие дидактики внесли И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Д. Дьюи, В. Лай. На развитие отечественной дидактики в конце ХГХ-начале XX вв. большое влияние оказали П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, П.П. Блонский; в период СССР - Л.В. Занков, М.Н. Скаткин, М.А. Данилов и др. Научное обоснование обучения, определение объекта и предмета дидактики, методологию дидактических исследований и другие вопросы в своих трудах дали В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер и др.

С т.зр. П.И. Пидкасистого, объектом дидактики как науки является обучение во всем его объе­ме и всех его аспектах. Предметом дидактики выступает система отношений: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие ученики. Многообразие этих отношений составляет сущность обу­чения.

Обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности, способы осуществления педагогического руководства деятельностью и поведением учащихся.

Выделяют 3 функции обучения:

1. Образовательная - вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков их ис­пользования на практике. При этом должны быть обеспечены полнота, систематичность, прочность знаний и сознательное оперирование ими.

2. Воспитательная вытекает из содержания форм, методов обучения и специальной организации общения учителя и учащихся. Обучение всегда воспитывает (н-р взгляды, качества), но важно правиль­но понять воспитательные задачи (ведь можно воспитать и негативные черты).

3. Развивающая предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической сис­темы (а не отдельно памяти, речи и т.д.). Обучение всегда развивает, но такая специальная направлен­ность взаимодействия учителя и учащихся нужна для большей эффективности.

Основные категории дидактики - обучение, преподавание, учение.

Обучение - способ организации образовательного процесса. Это специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. В основе любого обучения заложена система: преподавание - учение.

Преподавание - специальная профессиональная деятельность педагога, направленная на реали­зацию цели обучения, организацию эффективной учебно-познавательной деятельности, оценку дости­жений учащихся, воспитание в процессе обучения, оказание помощи при затруднениях, стимулирова­ние самостоятельности и творчества. Цель преподавания - организация эффективного учения школьни­ков в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения.

Учение - познавательная деятельность обучаемых, направленная на освоение, закрепление и применение знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности; осознание личностного смысла человеческого опыта, культурных ценностей и процессов окружающей действительности; самооценку учебных достижений и самостимулирование к поиску и решению учебных задач.

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями.

К внешним критериям относятся: - степень адаптации выпускника к социальной жизни и про­фессиональной деятельности, - темпы роста процесса самообразования, - уровень образованности или профессионального мастерства, - готовность повысить образование.

Внутренние критерии: - успешность обучения, - академическая успеваемость, - качество знаний и степень наработанности умений и навыков, - уровень развития обучающегося, - уровень обученности (запас усвоенных понятий и способов деятельности, соответствующих ГОС) и обучаемости (приобретенная учащимися внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответст­вии с новыми программами и целями дальнейшего обучения).

Вопрос 9

Принципы обучения

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения, определяют его направлен­ность на развитие личности. В них раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им.

Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и организационно-методических принципов.

Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования. К ним относятся:

1) Принцип гражданственности выражается в ориентации содержания образования на разви­тие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости. Он предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которая позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности, и связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о соци­альном и политическом укладе России, о психологических особенностях российского этноса, приорите­тах национальной политики и культуры.

2) Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уров­ню развития современной науки и техники, требует, чтобы содержание образования было на­правлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближая к раскрытию современных достижений и перспектив развития.

Принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников, использованию дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных про­блемах и современных достижениях.

Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. Педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного мышле­ния, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует ис­пользование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного выбора, специальное обуче­ние умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести науч­ную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с литературой.

3) Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, трудовой, коммуникативной. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным разви­тием, и, прежде всего с развитием креативности, индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых.

Воспитывающий эффект в обучении зависит от разносторонности содержания образования, его гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала не только развивает по­знавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требо­вательность к себе и другим, дисциплинированность.

Существенное воспитывающее влияние оказывает и личность педагога, если она является ре­ферентной для учащегося.

Организационно-методические принципы предполагают знание закономерностей соци­ального, психологического и педагогического характера.

1) Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения. Пре­емственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодейст­вия субъектов в учебном процессе. Она предполагает построение определенной системы и последова­тельности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более про­стых. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, его сопоставимость и ценность.

Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется: - в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин, - в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине, - в прохождении тем учебного материала в определенном порядке, - в обосно­ванных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств.

2) Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание и обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря его общению и взаимодей­ствию с другими людьми, а также своему собственному стремлению и обособлению. Общение пред­ставляет собой особый вид деятельности, в процессе которой возникают представления о другом чело­веке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности.

Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив, основанный на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимопомощи. Групповое обучение, отражая общность инте­ресов обучаемых, создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответст­венности, социальную и личностную значимость.

Не меньшее значение имеет возможность получить в процессе группового общения опыт оцен­ки и взаимооценки, необходимый для обобщения личного опыта. Впоследствии личный опыт ста­новится главным фактором развития рефлексии, лежащей в основе личностных новообразований на всех этапах развития.

Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, различия в темпе и степени усвоения материала. Т.е. наряду с групповыми формами обучения следует применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы. Новации предшествующих десятилетий были связаны с поисками путей индивидуализации обучения: разработка идей программированного обуче­ния, его компьютеризация и увеличение времени на самостоятельную работу. Формами индивидуа­лизации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым.

3) Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного разви­тия, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообраз­ных условий, в которых происходит формирование личности.

4) Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъектив­ность в учебном процессе. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий ха­рактер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование побуждающим указаниям педагога, на выполнение учебных заданий по образцу.

Но хакое обучение оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творче­ское отношение к учебной деятельности, самостоятельность мышления. Творчество обучаемых нахо­дится в прямой зависимости от творчества педагога, который не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования, апробации различных способов реше­ния одних и тех же задач, делает контролирующую функцию прерогативой ученика, тем самым как бы «обрекая» ученика на творчество, «заставляя» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий.

Реализация данного принципа предполагает развитие инициативы и самодеятельности обу­чаемых. Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по-своему, должен стремиться к тому, чтобы они занимали в актах учебного взаимодействия субъективную по­зицию. Этому способствует применение в учебном процессе различных форм самоуправления. Однако сначала обучаемые должны освоить опыт самоуправления учебной деятельностью, т.е. умение при­нимать самостоятельные решения, делать целесообразный выбор и прогнозировать свое продвижение в обучении. Для этого педагог должен уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демократические формы. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности уча­щихся, от ненужной опеки является необходимым условием реализации идеи самоуправления в обу­чении.

5) Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета ре­альных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы школьников. Одна­ко обучение не должно быть легким, в нем должна быть соблюдена мера психической напряженно­сти, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального тонуса, активности поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей.

Принцип доступности обучения требует осмысления проблемы трудности и объема учебного материала, подлежащего усвоению. Трудность определяется степенью предсказуемости или не­предсказуемости последующего элемента, а объем — количеством относительно самостоятельных эле­ментов. Вот почему реализация доступности обучения во многом зависит от уровня методической под­готовленности педагога, от его умения обоснованно построить изучение основных понятий и катего­рий с целью их последующего углубления.

При предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается мотивация уче­ния, ослабевает производительность психических процессов, падает работоспособность, быстрее на­ступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию ответственного отношения к нему, не содействует развитию личности. Обучение, оставаясь доступным, должно сопровождаться интеллектуальными, нравственными и фи­зическими усилиями.

5) Принцип наглядности является одним из важнейших положений, лежащих в основе органи­зации процесса обучения (Я.А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики), согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека.

Наглядность в обучении основана на движении познания от чувственного к логическому, от кон­кретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п.

Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий: слайдов, карт, схем и т.п. Наглядность, может применяться на всех этапах процесса обучения. Чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями, тем важнее роль наглядности. По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы объективной реально­сти и действия с ними), экспериментальную (опыты, эксперименты), объемную (макеты, фигуры), изобра­зительную (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуко­вую (магнитофонные записи), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словес­ную (образные словесные описания событий, фактов, действий). В использовании наглядности важно чувст­во меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых.

Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, для де­монстраций кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения.

Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом. Любой из принципов приобретает свое значение лишь в связи с другими. Только совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее целесообразной деятельности как педагогов, так и обучаемых.

Вопрос 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 397; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.018 с.)