Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дидактика как компонент пед. ПроцессаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Дидактика - это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие основ организации процесса обучения (закономерности, принципы, методы), а также на поиск и разработку новых принципов, методик, технологий и систем обучения. Впервые термин «дидактика» (от греч. - поучающий, изучающий) ввел немецкий педагог Вольфганг Ратке в XVII в., и чуть позже использовал Я.А.Коменский, однако они использовали его в том же значении, что и «педагогика». В XVIII-XIX вв., значительный вклад в развитие дидактики внесли И.Ф. Гербарт, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Д. Дьюи, В. Лай. На развитие отечественной дидактики в конце ХГХ-начале XX вв. большое влияние оказали П.Ф. Каптерев, Н.К. Крупская, СТ. Шацкий, П.П. Блонский; в период СССР - Л.В. Занков, М.Н. Скаткин, М.А. Данилов и др. Научное обоснование обучения, определение объекта и предмета дидактики, методологию дидактических исследований и другие вопросы в своих трудах дали В.В. Краевский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер и др. С т.зр. П.И. Пидкасистого, объектом дидактики как науки является обучение во всем его объеме и всех его аспектах. Предметом дидактики выступает система отношений: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие ученики. Многообразие этих отношений составляет сущность обучения. Обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов: цель, учебную информацию, средства коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности, способы осуществления педагогического руководства деятельностью и поведением учащихся. Выделяют 3 функции обучения: 1. Образовательная - вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков их использования на практике. При этом должны быть обеспечены полнота, систематичность, прочность знаний и сознательное оперирование ими. 2. Воспитательная вытекает из содержания форм, методов обучения и специальной организации общения учителя и учащихся. Обучение всегда воспитывает (н-р взгляды, качества), но важно правильно понять воспитательные задачи (ведь можно воспитать и негативные черты). 3. Развивающая предполагает ориентацию на развитие личности как целостной психической системы (а не отдельно памяти, речи и т.д.). Обучение всегда развивает, но такая специальная направленность взаимодействия учителя и учащихся нужна для большей эффективности.
Основные категории дидактики - обучение, преподавание, учение. Обучение - способ организации образовательного процесса. Это специально организованный процесс взаимодействия учителя и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, выработку и закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. В основе любого обучения заложена система: преподавание - учение. Преподавание - специальная профессиональная деятельность педагога, направленная на реализацию цели обучения, организацию эффективной учебно-познавательной деятельности, оценку достижений учащихся, воспитание в процессе обучения, оказание помощи при затруднениях, стимулирование самостоятельности и творчества. Цель преподавания - организация эффективного учения школьников в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Учение - познавательная деятельность обучаемых, направленная на освоение, закрепление и применение знаний, умений, навыков и способов учебной деятельности; осознание личностного смысла человеческого опыта, культурных ценностей и процессов окружающей действительности; самооценку учебных достижений и самостимулирование к поиску и решению учебных задач. Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. К внешним критериям относятся: - степень адаптации выпускника к социальной жизни и профессиональной деятельности, - темпы роста процесса самообразования, - уровень образованности или профессионального мастерства, - готовность повысить образование. Внутренние критерии: - успешность обучения, - академическая успеваемость, - качество знаний и степень наработанности умений и навыков, - уровень развития обучающегося, - уровень обученности (запас усвоенных понятий и способов деятельности, соответствующих ГОС) и обучаемости (приобретенная учащимися внутренняя готовность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям в соответствии с новыми программами и целями дальнейшего обучения).
Вопрос 9 Принципы обучения ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ — это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения, определяют его направленность на развитие личности. В них раскрываются теоретические подходы к построению учебного процесса и управлению им. Все принципы обучения связаны друг с другом и проникают один в другой, поэтому они могут быть представлены как система, состоящая из содержательных и организационно-методических принципов. Содержательные принципы обучения отражают закономерности, которые связаны с отбором содержания образования. К ним относятся: 1) Принцип гражданственности выражается в ориентации содержания образования на развитие субъектности личности, ее духовности и социальной зрелости. Он предполагает гуманистическую направленность содержания образования, которая позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности, и связан с формированием гражданского самосознания, системы представлений о социальном и политическом укладе России, о психологических особенностях российского этноса, приоритетах национальной политики и культуры. 2) Принцип научности обучения предполагает соответствие содержания образования уровню развития современной науки и техники, требует, чтобы содержание образования было направлено на ознакомление обучаемых с объективными научными фактами, явлениями, законами, основными теориями и концепциями той или иной отрасли, приближая к раскрытию современных достижений и перспектив развития. Принцип научности определяет требования к разработке учебных планов, учебных программ и учебников, использованию дополнительного материала, содержащего сведения о глобальных проблемах и современных достижениях. Принцип научности имеет отношение и к методам обучения. Педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие у учащихся познавательной активности, креативного мышления, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда. Этому способствует использование проблемных ситуаций, в том числе ситуаций личностного выбора, специальное обучение умению наблюдать явления, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, вести научную дискуссию, доказывать свою точку зрения, работать с литературой. 3) Принцип воспитывающего обучения базируется на закономерности единства обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе. Этот принцип предполагает формирование в процессе обучения базовой культуры личности: нравственной, правовой, эстетической, физической, трудовой, коммуникативной. Воспитание в процессе обучения связано с интеллектуальным развитием, и, прежде всего с развитием креативности, индивидуальных познавательных способностей с учетом интересов обучаемых. Воспитывающий эффект в обучении зависит от разносторонности содержания образования, его гуманитарной направленности и научности. Усвоение учебного материала не только развивает познавательную сферу обучаемых, но и формирует у них навыки учебного труда, такие личностные свойства, как организованность, самостоятельность, усидчивость, трудолюбие, деловитость, требовательность к себе и другим, дисциплинированность. Существенное воспитывающее влияние оказывает и личность педагога, если она является референтной для учащегося.
Организационно-методические принципы предполагают знание закономерностей социального, психологического и педагогического характера. 1) Принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения. Преемственность касается содержания обучения, его форм и способов, стратегий и тактик взаимодействия субъектов в учебном процессе. Она предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения, так как сложные задачи не могут быть решены до изучения более простых. Систематичность и последовательность позволяют прогнозировать темп усвоения того или иного учебного материала, его сопоставимость и ценность. Последовательность в обучении обеспечивает доступность учебного материала, прочность его усвоения, постепенное нарастание трудностей и развитие познавательных возможностей обучаемых. Она реализуется: - в научно обоснованном построении плана изучения учебных дисциплин, - в психологически и педагогически выверенном распределении учебного материала по каждой учебной дисциплине, - в прохождении тем учебного материала в определенном порядке, - в обоснованных действиях педагогов по развитию различных личностных качеств. 2) Принцип единства группового и индивидуального обучения предполагает их оптимальное сочетание и обусловлен тем, что индивид становится личностью благодаря его общению и взаимодействию с другими людьми, а также своему собственному стремлению и обособлению. Общение представляет собой особый вид деятельности, в процессе которой возникают представления о другом человеке. Общение, взаимодействие и обособление обеспечивают социализацию и развитие личности. Наилучшие условия для этого создает учебный коллектив, основанный на общности интересов и отношениях доверия, сотрудничества, взаимопомощи. Групповое обучение, отражая общность интересов обучаемых, создает условия для диалога, обеспечивает совместный поиск наиболее продуктивных способов решения задач, создает условия для проявления взаимопомощи, повышает чувство ответственности, социальную и личностную значимость. Не меньшее значение имеет возможность получить в процессе группового общения опыт оценки и взаимооценки, необходимый для обобщения личного опыта. Впоследствии личный опыт становится главным фактором развития рефлексии, лежащей в основе личностных новообразований на всех этапах развития.
Обучение, однако, не может быть успешным, если игнорируются индивидуальные особенности обучаемых, различия в темпе и степени усвоения материала. Т.е. наряду с групповыми формами обучения следует применять и индивидуальное обучение. При этом важно достигать оптимального сочетания коллективной и индивидуальной работы. Новации предшествующих десятилетий были связаны с поисками путей индивидуализации обучения: разработка идей программированного обучения, его компьютеризация и увеличение времени на самостоятельную работу. Формами индивидуализации обучения являются индивидуализированные творческие учебные задания, индивидуальные консультации и собеседования, самостоятельная учебная работа, оказание индивидуальной помощи обучаемым. 3) Принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых. Возрастной подход предусматривает знание уровней актуального психического и личностного развития, воспитанности и социальной зрелости обучаемых. Индивидуальный подход требует изучения сложного внутреннего мира обучаемых, анализа системы сложившихся отношений и тех многообразных условий, в которых происходит формирование личности. 4) Принцип сознательности и творческой активности обучаемых утверждает их субъективность в учебном процессе. Активность обучаемых может иметь репродуктивный или творческий характер. В первом случае она направлена на запоминание и воспроизведение изучаемого материала, следование побуждающим указаниям педагога, на выполнение учебных заданий по образцу. Но хакое обучение оставляет невостребованным личностный потенциал обучаемых, их творческое отношение к учебной деятельности, самостоятельность мышления. Творчество обучаемых находится в прямой зависимости от творчества педагога, который не требует жесткого следования своему темпу, оставляет время для мысленного экспериментирования, апробации различных способов решения одних и тех же задач, делает контролирующую функцию прерогативой ученика, тем самым как бы «обрекая» ученика на творчество, «заставляя» осознавать ход и результаты учения, намечать этапы выполнения учебных заданий. Реализация данного принципа предполагает развитие инициативы и самодеятельности обучаемых. Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по-своему, должен стремиться к тому, чтобы они занимали в актах учебного взаимодействия субъективную позицию. Этому способствует применение в учебном процессе различных форм самоуправления. Однако сначала обучаемые должны освоить опыт самоуправления учебной деятельностью, т.е. умение принимать самостоятельные решения, делать целесообразный выбор и прогнозировать свое продвижение в обучении. Для этого педагог должен уметь изменять стиль взаимодействия с обучаемыми, расширяя его демократические формы. Отказ от чрезмерной регламентации поведения и деятельности учащихся, от ненужной опеки является необходимым условием реализации идеи самоуправления в обучении.
5) Принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности требует учета реальных возможностей обучаемых, отказа от интеллектуальных и эмоциональных перегрузок. Реализация этого принципа связана и с учетом уровня развития познавательной сферы школьников. Однако обучение не должно быть легким, в нем должна быть соблюдена мера психической напряженности, необходимая для поддержания у учащихся интеллектуального тонуса, активности поисковых действий, связанных с преодолением учебных трудностей. Принцип доступности обучения требует осмысления проблемы трудности и объема учебного материала, подлежащего усвоению. Трудность определяется степенью предсказуемости или непредсказуемости последующего элемента, а объем — количеством относительно самостоятельных элементов. Вот почему реализация доступности обучения во многом зависит от уровня методической подготовленности педагога, от его умения обоснованно построить изучение основных понятий и категорий с целью их последующего углубления. При предъявлении недоступного для усвоения учебного материала снижается мотивация учения, ослабевает производительность психических процессов, падает работоспособность, быстрее наступает утомление. Вместе с тем чрезмерное упрощение материала тоже снижает интерес к учению, не способствует формированию ответственного отношения к нему, не содействует развитию личности. Обучение, оставаясь доступным, должно сопровождаться интеллектуальными, нравственными и физическими усилиями. 5) Принцип наглядности является одним из важнейших положений, лежащих в основе организации процесса обучения (Я.А. Коменский называл его «золотым правилом» дидактики), согласно которому в обучении необходимо использовать все органы чувств человека. Наглядность в обучении основана на движении познания от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному. На ранних этапах развития ребенок больше мыслит образами, чем понятиями. Научные понятия и закономерности легче усваиваются учащимися, если подкрепляются конкретными фактами в процессе сравнения, проведения аналогий и т.п. Наглядность в обучении обеспечивается применением разнообразных иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ, использованием ярких примеров и жизненных фактов. Особое место в осуществлении принципа наглядности имеет применение наглядных пособий: слайдов, карт, схем и т.п. Наглядность, может применяться на всех этапах процесса обучения. Чем менее знакомы обучаемые с изучаемыми явлениями, тем важнее роль наглядности. По мере возрастания абстрактности в обучении необходимо использовать разные виды наглядности: естественную (предметы объективной реальности и действия с ними), экспериментальную (опыты, эксперименты), объемную (макеты, фигуры), изобразительную (картины, фотографии, рисунки), звукоизобразительную (кинофильмы, телепрограммы), звуковую (магнитофонные записи), символическую и графическую (карты, графики, схемы, формулы), словесную (образные словесные описания событий, фактов, действий). В использовании наглядности важно чувство меры, так как увлечение ею может задерживать развитие абстрактного мышления обучаемых. Реализация принципа наглядности во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, владения учителем (преподавателем) навыками их использования, от созданных в образовательных учреждениях условий для изготовления пособий, схем, слайдов, фотографий, для демонстраций кинофильмов и видеофильмов, использования телевидения. Рассмотренные принципы в реальном процессе обучения выступают во взаимодействии друг с другом. Любой из принципов приобретает свое значение лишь в связи с другими. Только совокупное действие принципов обучения обеспечивает правильное определение его задач, отбор содержания, выбор форм, методов и средств наиболее целесообразной деятельности как педагогов, так и обучаемых. Вопрос 10
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.169 (0.016 с.) |