Сущность и особенности процесса обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и особенности процесса обучения



1. Дидактика как теория обучения и образования.

2. Функции, категории и задачи дидактики.

3. Теории учения и инновации в обучении.

4. Сущность процесса обучения.

5. Компоненты обучения.

6. Виды и стили обучения.

7. Основные этапы овладения знаниями.

 

Дидактика представляет собой относительно самостоятельную в педагогике научную дисциплину, цель которой – раскрытие общих закономерностей обучения. Дидактика как часть педагогики изучает общие закономерности процесса обучения, его принципы, содержание, методы, организационные формы, относящиеся к обучению и образованию подрастающего поколения и взрослых людей. Учителю физической культуры и тренеру надо хорошо знать закономерности процесса обучения, чтобы управлять процессом обучения физическими упражнениями.

Сущность процесса обучения

Обучение – это процесс передачи знаний, умений, навыков и овладения ими. Это специально организованный и целенаправленный процесс, управляемый педагогом, учителем, тренером. Обязательным условием обучения является активность со стороны занимающихся.

.Под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов.

Двигательный навык — это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Весь процесс обучения двигательным действиям включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.

1. Этап начального разучивания. Цель — сформировать у учени­ка основы техники изучаемого движения и добиться его выполне­ния в общих чертах.

Основные задачи.

1. Сформировать смысловое и зрительное представления о дви­гательном действии и способе его выполнения.

2. Создать двигательные представления по основным опорным точкам.

3. Добиться целостного выполнения двигательного действия в общих чертах

4. Предупредить или устранить значительные искажения в тех­нике двигательного действия.

2. Этап углубленного разучивания. Цель — сформировать полноценное двигательное умение. Основные задачи.

1. Уточнить действие во всех основных опорных точках как в основа так и в деталях техники.

2. Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники.

3. Устранить мелкие ошибки в технике, особенно в ее основ­ном звене.

3. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования. Цель — двигательное умение перевести в навык, обладающий возможно­стью его целевого использования.

Основные задачи.

1. Добиться стабильности и автоматизма выполнения двигатель­ного действия.

2. Довести до необходимой степени совершенства индивиду­альные черты техники.

3. Добиться выполнения двигательного действия в соответствии с требованиями его практического использования (максимальные усилия и скорости, экономичность, точность, рациональный ритм и т.д.).

4. Обеспечить вариативное использование действия в зависи­мости от конкретных практических обстоятельств.

Тема 4.2. Содержание образования

1. Научные основы определения, критерии отбора и построения содержания образования.

2. Государственный стандарт образования, его содержание и структура.

3. Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия, учебно-методические комплекты.

4. Базисный учебный план школы как компонент госстандарт.

5. Учебный предмет.

6. Требования к составлению расписания учебных занятий по физкультуре.

Содержание образования в современной школе

Определение содержания образования и его виды

Содержание образование – важная педагогическая проблема, связанная с определением того, чему учить подрастающие поколение, какие знания отобрать из всех богатств, накопленных человечеством. Под содержанием образования понимают точно очерченный круг систематизированных знаний, умений и навыков, которыми овладевает учащийся в процессе обучения, и которые являются основой всестороннего развития личности.

Содержание образования определяется основными государственными документами:

учебным планом, учебными программами и учебниками.

 

Учебный план

В учебном плане перечисляются предметы, изучаемые в учебном заведении, с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого предмета, и распределением их по годам обучения.

Учебные программы

Учебная программа включает перечень вопросов и тем по каждому учебному предмету. Составляется она на основании учебных планов. В учебной программе подробно раскрывается содержание разделов изучаемого предмета, определяется объем и содержание знаний, умений и навыков.

Учебный предмет — это система дидактически обработанных научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства

Учебный материал, включенный в программу, изучается учащимися двумя путями. Один из них – изложение материала учителем - он ведет учащихся от незнания к знанию. Второй путь – самостоятельная работа учащихся. Наиболее распространенная форм ее – работа с книгой.

Пред началом изучения предмета следует ознакомить учащихся с учебником.

 

Тема: 4.3. Методы обучения и активизации познавательной

Деятельности учащихся

1. Понятие о методах обучения.

2. Назначение и функции методов обучения.

3. Методы, приемы и средства обучения.

4. Подходы к классификации методов обучения.

5. Классификация методов обучения по источнику знаний и по степени познавательной самостоятельности учащихся.

6. Совершенствование методов обучения по видам спорта, возможности использования методов обучения зарубежных школ.

7. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Методы обучения называется взаимосвязанные способы работы учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Критической оценке как установившейся системы, так и новых методов обучения посвящено значительное число работ педагогов и психологов (Лемберг Р Г, Есипов Б П, Скаткин М Н и др.). Автор труда «Дидактические изменение» Лемберг Р Г.

Выбор методов зависит от: 1. цели урока; 2. особенностей учебного предмета; 3.возраста

и подготовленности учащихся; 4. условий учебной работы; 5. личных качеств учителя.

Методы слова. Словесным методам, относятся: устное изложение знаний преподавателем (рассказ, описание, объяснение, лекции), беседа, работа с книгой.

Метод демонстрации (наглядный) заключается в показе учащимся конкретных предметов, действий или в организации наблюдения явлений окружающей действительности. Метод экскурсий заключается в организованном выходе за пределы учебного заведения с целью изучения предметов и явлений окружающей действительности в естественной обстановке. Метод лабораторных работ заключается в том что учащиеся под руководством преподавателя самостоятельно выполняют различные опыты, изучают строение растений, наблюдают поведение животных и.т.д. Метод упражнения широко применяется в преподавании всех учебных предметов. Цель его – выработать различные практические умения и навыки, формирование которых составляет очень важную задачу каждого учебного заведения. Упражнение представляет собой собственно тренировочный процесс, состоящий из многократных повторений тех или иных действий.

1.Объяснительно - иллюстративный, или репродуктивный, метод, когда учащиеся усваивают знания, полученные от учителя, из книги учащиеся усваивают знания, полученные от учителя, из книги или других источников, в готовом виде.

2.Проблемный метод, когда не только сообщаются готовые знания, но учебный материал группируется и располагается таким образом, чтобы перед учащимися была поставлена проблема, для решения которой преподаватель, применяя систему доказательств.

3.Частично поисковый метод, когда учащиеся сами по различным источникам знакомятся с фактическим материалом темы или его частью и соответствующие задания подводят их к возможному анализу фактов и их связей, построению части плана поиска и самостоятельным выводам.

4.Исследовательский метод, когда учащиеся в соответствии с поставленной перед ними проблемой изучают литературу вопроса, известные факты, строят план исследования, предварительно выдвигают гипотезу, проводят исследования и формулируют решение проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.01 с.)