Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема педагогического мастерства учителя физической культуры.

Поиск

Что же это такое — педагогическое мастерство? Какова его сущность? В психолого-педагогической литературе в настоящее время имеют разные характеристики понятия «педагогическое мастерство», но, на наш взгляд, нет единого определения, точно и полно раскрывающего его содержание и сущность. Так, например, М.И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович пишут: «Педагогическое мастерства — это высокой уровень профессиональной деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом решении самых разнообразных педагогических задач, в эффектом достижении способов и целей учебно - воспитательной работы.

С внутренней стороны педагогическое мастерство - это функционирующая система знаний, навыков, умений, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполнение педагогических задач».

Педагог - мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания».

Определяющей составной частью педагогического мастерства являются педагогические способности.

В психолого — педагогической литературе чаще всего отмечаются следующие виды педагогических способностей:

1. Дидактические - это такие способности, которые составляют основу умения излагать материал учащимся доступно, интересно, четко, ясно. Обладая дидактическими способностями, учитель сумеет проявить изобретательность, чтобы вызвать мыслительную активность школьников, внести в учебно - воспитательный процесс новое, необычное, затрагивающее не только ум, но и чувства.

2. Организаторские - проявляются, во - первых, в способности организовать учащихся, вовлечь их в различные виды общественно — полезной деятельности, создать коллектив и сделать его инструментом, при помощи которого формируется соответствующая структура личности.

3. Коммуникативные - это способности, позволяющие устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися, что рождает у последних доверие и доброжелательность, готовность идти вместе с педагогом. Коммуникативные способности взаимодействуют с организаторскими и вместе обеспечивают должное влияние на школьников, управление детским коллективом, делая его идейно направленным, со здоровым общественным мнением, с правильными межличностными отношениями.

4. Перцептивные - это способности, лежащие в основе умения проникать во внутренний мир ребенка.

Перцептивные способности вооружают воспитателя «вторым видением», умением улавливать тонкие и очень сложные вопросы психики, видеть психическое состояние школьника.

5." Суггестивные способности с помощью твердого волевого слова добиваться нужного результата воздействия, это эмоционально — волевое влияние, заставляющее учащихся согласиться с установкой педагога, принять ее суггестивные способности - это способности внушать. Поэтому они тесно связаны с авторитетом, волевыми качествами личности учителя, его убежденностью в правоте своих действий и поступков.

6. Научно — познавательные (академические) — это способности к овладению информацией, знаниями из соответствующей области науки, что помогает учителю идти в ногу с современной мыслью, детально, абсолютно свободно владеть учебным материалом, творчески, последовательно подходить к проблемам, которые ставит передним учебно - воспитательная работа. Итак, педагогическое мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, в носе которого лежат формирующиеся профессиональные

знания, умения и способности.

 

Тема 7.3. Педагогическое общение на занятиях физической культурой и спортом.

1. Педагогическое общение и его место в профессиональной деятельности спортивного педагога.

2. Стили педагогического общения и руководства учителя физкультуры, их характеристика.

3. Педагогическая этика и такт спортивного педагога.

4. Технология педагогического общения

Сущность педагогического общения и его особенности в деятельности учителя физической культуры.

Для уяснения сущности и значения общения следует обратиться к основным методологическим и теоретическим посылкам. Современной наукой выявлена огромная роль общения в жизни и деятельности людей и общества в целом. Вне общения невозможно представить становление личности и ее деятельность. В процессе общения формируются ценностные ориентации человека, вырабатывается его жизненная позиция, происходит обмен идеями и мыслями.

Общение - универсальное явление социальной жизни, так охватывает все ее стороны. По мнению известного психолога Б. Д. Парыгина, общение — «сложный! и многократный процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияниями друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах: но - первых, коммуникативная деятельность преподавателя направлена на организацию своих отношений с учащимися, это — управление своих общением. И второй аспект - управление общением в коллективе учащихся. Совокупность относительно устойчивых и конкретных для данной личности приемов и методов организации общения, направленной на решение коммуникативных задач, мы называем стилем общения. Специалисты, изучающие проблемы управления коллективами, так характеризуют стили руководства: 1. авторитарный (автократический), когда в отношениях руководителя с подчиненными преобладают строгость, жесткие методы руководства. 2. либеральный (не вмешивающийся, попустительский); 3. демократический, особенностью которого является участие каждого члена коллектива в обсуждении задач, стоящих перед коллективом, и совместном принятии каких- либо решений. В действиях руководителя сочетаются убеждение с требовательностью к подчиненным.

В педагогической этике нравственные качества тренера перестают быть делом индивидуальным, приобретают общественную ценность и значимость, становятся необходимой составной частью профессиональных качеств тренера.

Правилом нормативной педагогической этики следует считать требование: быть уверенным в себе, но не самоуверенным, не считать себя непогрешимым. Неудовлетворенность — верный залог творчества и совершенствования.

Игнорирующий стиль руководства - это организация учебно-тренировочного процесса без воспитательной функции

Индивидуальный стиль деятельности - это устойчивая система способов действий

Авторитарный стиль руководства — это работа тренера, в которой совместные обсуждения вопросов почти отсутствуют

Либеральный стиль руководства — это работа тренера, общающегося, прежде всего, с сильными занимающимися

Индивидуальный стиль руководства зависит свойств нервной системы

Демократический - стиль руководства тренера обладающего планомерной направленностью обращений ко всем занимающимся

автократический стиль руководства — это единоличное управление работой с занимающимися

Непоследовательный - стиль тренера, в работе которого перемежаются стили руководства

Организаторско-коммуникативный стиль - тренерам с сильной подвижной нервной системой соответствует

Список литературы

Основная:

1. Прохорова М.В., Сидоров А.А., Синюхин Б.Д., Семенов А.Г. Педагогика физической культуры: Учебник - М.: Издательство «Путь»: ТИД «Альянс», 2006. - 288 с.

2. Педагогика. Курс лекций. - Алматы, КазНПУ им. Абая, 2003.-368 с.

3. Педагогика: Учебник для институтов физической культуры. / Под ред. В.В. Белорусовой и М.Н. Решетень - 2-е издание, дополненное и переработанное - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 288 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2 кн. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. -576 с.

5. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства / Серия «Учебники, учебные пособия»/ - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003,- 288 с.

6. Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для высших учебных заведений. И.А. Зязюн и др. - М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

7. Тер - Ованесян А.А., Тер - Ованесян И.А. Педагогика спорта. - Киев, 1986.

Дополнительная:

1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Теория и методика воспитания: Учебник для студентов педвузов - М.: Издательство «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2003.-368 с.

2. Белорусова В.В. и др. Основы профессионально - педагогического мастерства преподователя (тренера) - Л.: ГДЦИФК, 1988.

3. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта. - М.: Просвещение, 1985.

4. Жмарев Н.В. Управленческая и организаторская деятельность тренера. - Киев: Здоровья, 1986. - 126 с.

5. Психология спорта: Хрестоматия / Сост. - ред. А.Е. Тарас/ - М: АСТ; Мн: Харвест, 2005. - 352 с.

6. Ильин Е.П. Психология физического воспитания - М.: Просвещение, 1980

7. Хмель Н.Д. Теоретические основы профессиональной подготовки учителя. - Алматы: Гылым, 1998. - 320 с.

8. Кудайкулов М.А., Кудайкулов СМ. Проблемы формирования квалификационных умений учителей - предметников (Пособие для студентов и учителей) - Алматы, «Школа ХХГ-века», 2006. - 180 с.

7. План занятий в рамках самостоятельной работы

Введени

1. Педагогика как наука о воспитании.

2. Основные понятия и категории педагогики.

3. Общественно-исторический характер и этапы развития отечественной и зарубежной педагогики.

4. Педагогическая профессия и её назначение в обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.95 (0.009 с.)