Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика основных методов обучения интегративного курса «Окружающий мир».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Метод обучения — это весьма сложное и неоднозначное понятие. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь исследования, теория». Словарь С. И. Ожегова определяет методе как «способ теоретического исследования или практического осуществления чего-либо». Н.М. Верзилин считает, что определение метода должно логически вытекать из признания единства обучающей деятельности учителя и учебной деятельность учащихся. «Учеб ный метод — способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися»1. В данном определении на первом месте стоит деятельность учителя. Методы обучения — это способы организации учителем учебно-познавательной деятельности обучаемых с целью реализации поставленных задач образования и развития личности детей. В методике преподавания естествознания выделяют три группы методов обучения: Словесные, в которых источником знаний служит устное или письменное слово. Деятельность учащихся при этом выражается в слушании (или чтении), осмысливании и в последующих устных и письменных ответах.(рассказ, беседа, лекция, объяснение) Наглядные, в которых источником знаний служат средства обучения. Деятельность учащихся выражается в восприятии наглядных, экранных пособий или опытов.(демонстрация) Практические, источником знаний в которых является:самостоятельная практическая деятельность детей под руководством учителя.(наблюдение, распознавание и определение признаков, эксперимент, моделирование) Словесные методы обучения. 1 Рассказ – это последовательное, описательное изложение учебного материала. Требования к рассказу: 1)Продолжительность от 1 мин. До 5-7 мин. К концу 4 класса. 2)Речь учителя должна быть чёткой, доступной, живой и образной. 3)При необходимости рассказ иллюстрировать наглядными пособиями. 4)Обязательна связь с изученным. 5)В рассказ учителя может включаться рассказ учащихся и отрывки из художественных произведений и других источников. 2.Объяснение – это последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений, с формированием вывода. Разновидностью объяснения является инструктаж. 3.Беседа - это метод обучения, с помощью которого учитель путём целенаправленно постановки вопросов мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому знанию. Основным структурным компонентом беседы является вопрос. Наглядные методы обучения. Этапы применения наглядных методов: 1)присутствие объекта изучения; 2)определение вида деятельности ребёнка с данным объектом; 3)наличие определённой продолжительности этапа самостоятельных исследований и оформление их виде выводов. 4)обсуждение частных выводов и формулировка обобщённого результата. Практические методы обучения. 1.Наблюдение – это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств. Предварительная подготовка учителя к наблюдению: 1)цель; 2)объект; 3)разрабатываются задания и производится ознакомление учащихся с этими заданиями; 4)подбирается необходимое оборудование; 5)необходимо познакомить детей с приёмами проведения наблюдения и формой фиксации результатов. Наблюдения бывают: - кратковременные; - длительные; - самонаблюдение. 2.Метод распознания и определения признаков. Действие данного метода основано на анализе морфологических особенностей предметов и явлений. Он применяется при работе с раздаточным материалом на основеиспользования инструктажа. 3.Эксперимент или опыт. Эксперимент применяется, когда в обычных условиях изучить объект или явление невозможно и требуется специальные условия. Эксперименты бывают длительные и кратковременные. При проведении эксперимента обязательно должны быть объект экспериментальный и объект контрольный. Все наблюдения, измерения и подсчеты необходимо фиксировать в специальных тетрадях, на основе их будут выводы. 4. Моделирование – это метод обучения, в ходе которого осуществляется создание продуктов, процесс познания. Модель – это наглядное пособие, средство обучения, уже готовый, созданный кем-то продукт. Этапы моделирования: 1)первоначальное ознакомление с объектом или процессом; 2)анализ полученных восприятий и представлений, выделение существенных признаков; 3)построение каждым учеником мысленной модели и коллективное обсуждение вариантов; 4)выбор формы представления модели; 5)самостоятельное моделирование объекта, процесса, явления; 6)контроль, взаимо- и самоконтроль, соответствия созданной модели оригиналу; 7)использование созданной модели в учебном процессе.
Вопрос 24. Формирование системы естественнонаучных понятий на уроках интегративного курса «Окружающий мир».
Одной из самых сложных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема образования и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый базируется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К.Д. Ушинского, К.П. Ягодовского, М.Н. Скаткина, Н.А. Рыкова, В.М., С.А. Павловича, В.А. Сухомлинского и др. ' Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Он провозглашает повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи. Большинство педагогов-естественников придерживается классических взглядов на теорию формирования и развития понятий. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня — чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором — процесс мышления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями. Главной задачей учителя является руководство процессом усвоения качественных знаний. Это возможно лишь при условии правильной организации мыслительной деятельности детей. У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосредственному восприятию предметов и явлений природы, т.е. чувственному (эмпирическому) уровню познания. Исходным моментом в познании окружающего мира являются ощущения — отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений при помощи анализаторов. При этом в соответствующих зонах коры больших полушарий головного мозга возникают очаги возбуждения. Чем больше органов чувств задействовано в процессе познания, тем активнее происходит аналитическая деятельность коры. Сущность этого процесса выразил Я. А. Коменский еще три столетия назад: «Начало познания должно всегда исходить от чувств. Все, насколько можно, надо представлять чувствам: видимое — зрению, слышимое — слуху, обоняемое — обонянию, осязаемое — осязанию; а что может быть одновременно воспринимаемо несколькими чувствами, то должно одновременно преподноситься нескольким чувствам»1. Это положение лежит в основе дидактического принципа наглядности. Но отдельных, изолированных от предмета свойств в материальном мире не существует. Поэтому на втором этапе познания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбуждения в зонах различных анализаторов образуются временные связи. Это служит основой для восприятия, т.е. отражения в коре головного мозга предмета в целом при непосредственном контакте с ним. На этом этапе познания ученик воспринимает уже совокупность свойств предмета. Известняк, например, воспринимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска. Третьим этапом познания является образование представления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хранимого в памяти человека. Физиологической основой представлений является сохранение связей между очагами возбуждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти. Этот этап является мостиком между чувственным и логическим познанием. Образы в известной мере уже являются обобщениями, но при их возникновении могут отражаться несущественные признаки предмета, а часть свойств опускаться. Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пустыни. Это представления воображения. Они не вызывают в памяти ребенка ярких образов и являются нечеткими, расплывчатыми. Представления воображения в большей степени зависят от индивидуальных особенностей детей, чем представления памяти. Поэтому любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий. Младшие школьники мыслят образами, поэтому формирование представлений — важнейшая задача учителя. Понятие — форма мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений. В начальном курсе естествознания формируются, в основном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1087; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.239.189 (0.007 с.) |