Характеристика основных методов обучения интегративного курса «Окружающий мир». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика основных методов обучения интегративного курса «Окружающий мир».



Метод обучения — это весьма сложное и неоднозначное понятие. Слово «метод» в переводе с греческого означает «путь исследования, теория». Словарь С. И. Ожегова определяет методе как «способ теоретического исследования или практическо­го осуществления чего-либо».

Н.М. Верзилин считает, что определение метода должно логически вытекать из признания единства обучающей деятельности учителя и учебной деятельность учащихся. «Учеб ный методспособ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися»1. В данном определении на первом месте стоит деятельность учителя.

Методы обученияэто способы организации учителем учебно-познавательной деятельности обучаемых с целью реализации поставленных задач образования и развития личности детей.

В методике преподавания естествознания выделяют три группы методов обучения:

Словесные, в которых источником знаний служит устное или письменное слово. Деятельность учащихся при этом выражается в слушании (или чтении), осмысливании и в последующих устных и письменных ответах.(рассказ, беседа, лекция, объяснение)

Наглядные, в которых источником знаний служат средства обучения. Деятельность учащихся выражается в восприятии наглядных, экранных пособий или опытов.(демонстрация)

Практические, источником знаний в которых является:самостоятельная практическая деятельность детей под руководством учителя.(наблюдение, распознавание и определение признаков, эксперимент, моделирование)

Словесные методы обучения.

1 Рассказ – это последовательное, описательное изложение учебного материала.

Требования к рассказу:

1)Продолжительность от 1 мин. До 5-7 мин. К концу 4 класса.

2)Речь учителя должна быть чёткой, доступной, живой и образной.

3)При необходимости рассказ иллюстрировать наглядными пособиями.

4)Обязательна связь с изученным.

5)В рассказ учителя может включаться рассказ учащихся и отрывки из художественных произведений и других источников.

2.Объяснение – это последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений, с формированием вывода.

Разновидностью объяснения является инструктаж.

3.Беседа - это метод обучения, с помощью которого учитель путём целенаправленно постановки вопросов мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому знанию.

Основным структурным компонентом беседы является вопрос.

Наглядные методы обучения.

Этапы применения наглядных методов:

1)присутствие объекта изучения;

2)определение вида деятельности ребёнка с данным объектом;

3)наличие определённой продолжительности этапа самостоятельных исследований и оформление их виде выводов.

4)обсуждение частных выводов и формулировка обобщённого результата.

Практические методы обучения.

1.Наблюдение – это непосредственное, целенаправленное восприятие предметов и явлений окружающего мира всеми органами чувств.

Предварительная подготовка учителя к наблюдению:

1)цель;

2)объект;

3)разрабатываются задания и производится ознакомление учащихся с этими заданиями;

4)подбирается необходимое оборудование;

5)необходимо познакомить детей с приёмами проведения наблюдения и формой фиксации результатов.

Наблюдения бывают:

- кратковременные;

- длительные;

- самонаблюдение.

2.Метод распознания и определения признаков.

Действие данного метода основано на анализе морфологических особенностей предметов и явлений. Он применяется при работе с раздаточным материалом на основеиспользования инструктажа.

3.Эксперимент или опыт.

Эксперимент применяется, когда в обычных условиях изучить объект или явление невозможно и требуется специальные условия.

Эксперименты бывают длительные и кратковременные.

При проведении эксперимента обязательно должны быть объект экспериментальный и объект контрольный.

Все наблюдения, измерения и подсчеты необходимо фиксировать в специальных тетрадях, на основе их будут выводы.

4. Моделирование – это метод обучения, в ходе которого осуществляется создание продуктов, процесс познания.

Модель – это наглядное пособие, средство обучения, уже готовый, созданный кем-то продукт.

Этапы моделирования:

1)первоначальное ознакомление с объектом или процессом;

2)анализ полученных восприятий и представлений, выделение существенных признаков;

3)построение каждым учеником мысленной модели и коллективное обсуждение вариантов;

4)выбор формы представления модели;

5)самостоятельное моделирование объекта, процесса, явления;

6)контроль, взаимо- и самоконтроль, соответствия созданной модели оригиналу;

7)использование созданной модели в учебном процессе.

 

Вопрос 24.

Формирование системы естественнонаучных понятий на уроках интегративного курса «Окружающий мир».

 

Одной из самых сложных проблем в теории и практике обучения младших школьников является проблема образо­вания и развития научных понятий. В настоящее время существуют два подхода к данной проблеме. Первый бази­руется на эмпирической теории познания и предполагает необходимость «живого созерцания». Этот подход освещен в работах К.Д. Ушинского, К.П. Ягодовского, М.Н. Скаткина, Н.А. Рыкова, В.М., С.А. Павловича, В.А. Сухомлинского и др. '

Второй подход разработан в технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова. Он провозглаша­ет повышение роли теоретических знаний, которые выходят за пределы чувственных представлений, опираются на мыс­ленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи.

Большинство педагогов-естественников придерживается классических взглядов на теорию формирования и развития понятий.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ

Процесс познания человеком окружающего мира проходит два уровня — чувственный (эмпирический) и логический. На первом уровне познания главную роль играют органы чувств (анализаторы) человека. На втором — процесс мыш­ления, который заключается в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями.

Главной задачей учителя является руководство процессом усвоения качественных знаний. Это возможно лишь при ус­ловии правильной организации мыслительной деятельности детей.

У младших школьников преобладает конкретно-образное мышление. При этом главная роль принадлежит непосред­ственному восприятию предметов и явлений природы, т.е. чувственному (эмпирическому) уровню познания.

Исходным моментом в познании окружающего мира явля­ются ощущенияотражение в коре головного мозга отдель­ных свойств предметов и явлений при помощи анализаторов. При этом в соответствующих зонах коры больших полушарий головного мозга возникают очаги возбуждения. Чем больше органов чувств задействовано в процессе познания, тем актив­нее происходит аналитическая деятельность коры. Сущность этого процесса выразил Я. А. Коменский еще три столетия назад: «Начало познания должно всегда исходить от чувств. Все, насколько можно, надо представлять чувствам: види­мое — зрению, слышимое — слуху, обоняемое — обонянию, осязаемое — осязанию; а что может быть одновременно вос­принимаемо несколькими чувствами, то должно одновремен­но преподноситься нескольким чувствам»1. Это положение лежит в основе дидактического принципа наглядности.

Но отдельных, изолированных от предмета свойств в ма­териальном мире не существует. Поэтому на втором этапе познания включается синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Между очагами возбу­ждения в зонах различных анализаторов образуются времен­ные связи. Это служит основой для восприятия, т.е. отра­жения в коре головного мозга предмета в целом при непосред­ственном контакте с ним.

На этом этапе познания ученик воспринимает уже сово­купность свойств предмета. Известняк, например, воспри­нимается им как белое, твердое, непрозрачное природное тело, определенной формы и размеров, не имеющее блеска.

Третьим этапом познания является образование представ­ления, т.е. отражение внутреннего образа предмета, хра­нимого в памяти человека. Физиологической основой пред­ставлений является сохранение связей между очагами воз­буждения в коре больших полушарий. Так образуются представления памяти.

Этот этап является мостиком между чувственным и логи­ческим познанием. Образы в известной мере уже являются обобщениями, но при их возникновении могут отражаться несущественные признаки предмета, а часть свойств опус­каться.

Представления могут возникать и без непосредственного восприятия предмета, а только на основе устного рассказа учителя или текста учебника. Например, на основе описания ученик может представить себе природу Арктики или пус­тыни. Это представления воображения. Они не вызывают в памяти ребенка ярких образов и являются нечеткими, расплывчатыми. Представления воображения в большей степени зависят от индивидуальных особенностей детей, чем представления памяти. Поэтому любое описание должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий.

Младшие школьники мыслят образами, поэтому форми­рование представлений — важнейшая задача учителя.

Понятиеформа мышления, в которой отражаются общие, существенные и необходимые признаки предметов и явлений.

В начальном курсе естествознания формируются, в ос­новном, элементарные понятия, которые впервые вводят учащихся в понимание закономерностей окружающего мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1054; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.014 с.)