Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина



Раздел «Развитие речи» не выделен в качестве специального раздела для изучения, но является ведущим направлением работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи сле­дующие:

1. Количественное и качественное обогащение слова­ря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т. д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, пред­ложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматиче­ской сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, текстов.

3. Развитие связной устной и письменной речи: овла­дение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи, устной учебно-науч­ной речи; навыками и умениями понимания и элемен­тарного анализа художественного и учебно-научного текста.

4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучение предполагает одно­временную работу с детьми по курсу «Детская риторика». Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нем занимают коммуника­тивные умения.

1 класс: повторение и систематизация знаний о предложении и тексте, оформление предложения на письме, признаки предложения. Отличие текста от набора предложений. Составление небольшого текста (3-4 предложения) на заданную тему и записывание его с помощью учителя.

2 класс: должны уметь определять признаки предложения, уметь членить сплошной текст на предложения (определить границы предложений на основе смысла, интонации, определять предложение на письме). Конструирование предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложении. Развитие умения находить в тексте главную мысль, соотносить ее с заглавием. Должны составлять и записывать предложение, небольшие тексты из 5-6 предложений, писать свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой. Также составлять небольшой текст (4-5 предложений) по картинке или на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

Примеры упражнений:

• дан небольшой текст. Задание: прочитать, придумать начало сказки и заглавие.

• Продолжить ряд слов на тему «Сказка»: сказки, волшебник, герой.............................................................................

• Рассмотреть картинку, придумать имена героям, кличку котенку. Составить и записать маленький текст (3-5 предложений)

• Свободный диктант (текст из восьми предложений, диктуется по абзацам, но записывается по памяти)

• Составить предложения по заданным схемам.

• Изложение (прочитай текст. О чем он? Обрати внимание на заглавие. Сколько частей в тексте? О чем говорится в первой части? Расскажи. Как можно озаглавить эту часть? Какое заглавие точнее - «Зимой», «Зимний день» или «Морозный день»? и т.д.)

Итог: во 2 классе дети согласно учебнику напишут 3 свободных диктанта, 1 рассказ по картинке и 2 изложения.

3 класс: развитие умения делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части, составлять простой план, пересказывать письменно текст по плану. Дети пишут свободные диктанты, изложения, небольшие сочинения по картинкам и опорным словам. Дети должны уметь составлять предложение с однородными членами, употреблять их в речи. Примеры упражнений:

• Составь диктант из 10 слов.

• Придумай и запиши предложения по схемам:

• Составь и запиши предложения, в которых есть (два однородных подлежащих при одном сказуемом, три однородных подлежащих при одном сказуемом, и т.д.)

• Составь и запиши два повествовательных, два вопросительных и два побудительных предложения.

4 класс: пропедевтическое введение предложений с прямой речью, показ роли таких предложений в речи. Дети должны уметь писать изложение текста повествовательного характера по плану, сочинения на предложенную тему.

Примеры упражнений:

• Напиши сочинение-описание на тему «Моя любимая игрушка». Подумай, о чем ты хочешь написать, подготовься к сочинению.

• Свободный диктант.

• Обучающее изложение (по В. Бианки «Морской чертенок»).

 

А.В. Полякова (система Л.В.Занкова)

 

Данный курс русского языка 1-4 классов четырехлетней начальной школы не является пропедевтическим, т.е. предусматривающим предварительный курс знаний, а рассматривается как начальная ступень обогащения учеников знаниями. Он предполагает системное приобретение ЗУН, начиная с первого класса.

 

В первом классе отводится примерно сорок часов на изучение русского языка, из них примерно пять часов на развитие речи.

Программа обучения русскому языку в первом классе ориентирована на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и ученика. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка. Центральным звеном обучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которой является речь. В первом классе дети знакомятся с понятиями устная и письменная речь. Учитель объясняет, что устная речь - звучащая речь, а письменная - звуковая форма фиксации речи.

Дети знакомятся с предложением, затем с текстом, его оформлением, наблюдают за его признаками (целостность и законченность сообщения). Ознакомление в конкретной речевой ситуации с порядком анализа текста: название произведения, автор, содержание текста (его тема), главная мысль текста.

Заглавие, как отражение главной мысли или темы текста. Наблюдение за структурой повествовательного текста, абзацы, как части текста. Понимание развития главной мысли от абзаца к абзацу. Также дети учатся восстанавливать небольшие деформированные тексты.

Таким образом, к концу первого класса дети должны уметь составлять предложения на заданную тему по рисунку, схеме; находить границы предложения; уметь восстанавливать деформированные предложения и небольшие тексты.

 

Во втором классе на изучение русского языка отводится примерно 170 часов, на развитие речи - 30 часов. Дети знакомятся с понятиями: речь разговорная, деловая, научная, художественная, наблюдают в конкретных речевых ситуациях соответствие цели высказывания и стиля письменной речи (разговорная, деловая, научная, художественная). Наблюдение жанра литературной речи, устного народного творчества (рассказ, сказка, загадка, стихотворение, пословица, шарада, поговорка и т.п.)

Также наблюдают за повествовательным типом речи, описанием. Например, описание цветка подснежника в стихотворении, учебнике, словаре и др.

Продолжается работа над текстом, начатая в первом классе: выделение главной мысли текста, восстановление и запись небольших деформированных текстов.

Сочинения по заданной теме («Мои друзья», «Любимый герой» и др.) Происходит постепенное включение в сочинение элементов описания и рассуждения.

 

В третьем классе дети сравнивают различные по стилю тексты (художественный, научный деловой).

Продолжается работа с текстом: выделение главного, деление текста на части, их озаглавливание, краткий пересказ прочитанного, письменные изложения.

Формируется умение пользоваться оглавлением в книге. Сочинения на тему: «В походе», «Деревья зимой» и др. Редактирование сочинения, использование толкового и орфографического словарей.

 

В четвертом классе ученики знакомятся со структурой построения текстов: зачин, средняя часть, концовка. Написание изложений. Работа с различными видами заявлений, объявлениями, инструкциями. Перед написанием сочинений дети отбирают подходящий материал, используют различные газеты, журналы, словари. Составляют план к собственному сочинению, анализируют написанные работы, редактируют их.

К концу четвертого класса дети должны уметь писать изложения повествовательного текста с элементами описания и рассуждения, а также писать сочинения повествовательного характера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.009 с.)