Памятка: «Как решить уравнение» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Памятка: «Как решить уравнение»



1) Прочитай уравнение различными способами.

2) Назови, что известно и что неизвестно в уравнении.

3) Вспомни, как найти неизвестный компонент.

4) Найди неизвестное число, выполнив соответствующее арифметическое действие.

5) Запиши, чему равен х.

6) Сделай проверку.

Вывод: в начальной школе используются два способа решения уравнений:

· Способ подбора

· На основе правила, отражающего зависимость между компонентами арифметического действия.

Упражнения на закрепление:

ü Реши уравнения с проверкой.

Х-7=20

Х=20+7

Х=27 корень подчёркиваем.

27-7=20

20=20

ü Сделай проверку и объясни ошибки.

19-х=12 х+6=14 х-6=7

Х=19-12 х=14+6 х=7-6

Х=7х=20 х=1

19-7=12 20+6 14 1-6 7

12=12 26 14 (из 1 вычесть 6 нельзя)

ü Составь уравнения с числами и реши их: х,10,7.

Х+7=10 10-х=7 х-10=7 х-7=10 х:7=10

ü Из данных уравнений выбрать те, где неизвестный компонент находят вычитанием или делением.

ü Вставьте пропущенные знаки действий в уравнения, исходя из его решения.

а…2=14 а…2=14

а=14:2 а=14*2

ü Сравнить уравнения и их решения.

Х+5=12 Х*2=24

Х-5=12 Х:2=24

2-ой класс.

Решение уравнений вида 12+х=12, 25-х=20, х-2=8 способом подбора 58-х=27, х-36=23, х+38=70 на основе взаимосвязи между компонентами.

3-ий класс

Х*3=21, х:4=9, 27:х=9 – решение подбором.

Х*6=72; х:8=12; 64:х=16

4-ый класс

Х+312=654+79, 729-х=217+163, 6*х=429+120

Сложные уравнения

1. Их решения сводятся к простому.

а) 35+Х+Х+Х=35, Х=0;

б) Х-7=20+12

Х-7=32

Х=32+7

Х=39

2. Второе слагаемое выражено разностью 45 и 17.

Х+(45-17)=40

х+28=40

х=40-28

х=12

3. Для решения таких уравнений дети должны хорошо знать порядок действий и взаимосвязь между компонентами.

(Х+8)-12=16 Х+8 - единый неизвестный компонент

Х+8=16+12

Х+8=28

Х=28-8

Х=20

Уменьшаемое выражено суммой Х и 8, вычитаемое – 12, разность – 16. Найти уменьшаемое. Неизвестное число входит в уменьшаемое. При проверке подставляем вместо неизвестного или в сложное уравнение или в простое.

80+(30-Х)=86

30-х=86-80

30-х=6

Х=30-6

Х=24

Проверка:

80+(30-24)=86

80+6=86

86=86

 

(y-3)*5-875=210

Определяем порядок действий:

Вид выражения в левой части определяем по последнему действию: последнее действие – вычитание, значит, начинаем рассматривать выражение как разность.

(y-3)*5 –уменьшаемое; 875- вычитаемое; 210 – разность

(y-3)*5=210+875

(y-3)*5=1085

Снова определяем порядок действий: по последнему действию считаем выражение в левой части произведением: (y-3) – первый множитель; 5 – второй множитель; 1085 – произведение.

(y-3)=1085:5

y-3=217

Получили уравнение, в котором неизвестно уменьшаемое. Найдем его:

y=217+3

y=220

Проверка:

(220-3)*5-875=210

210=210

Анализ приведенного способа решения показывает, что это длительный трудоемкий процесс, требующий от ученика четкого знания всех правил, высокого уровня анализа и умения воспринимать комплексную структуру переменной, получаемую при пошаговом решении, как единое целое (высокий уровень синтеза и абстрагирования).

 

Уравнения на подбор значений буквы

 

С+с=6; с=3 5+х=х+5 Х - любое

А*а=16; а=4 а*0=0 а - любое

8*х=0; х=0 с:1=с с-любое

7*d=7; d=1

3 Этап. Решение задач на основе составления уравнения

Обучение младших школьников решению задач с помощью уравнений является дискуссионным вопросом, многократно обсуждаемым за последние 40 лет. В последней редакции учебника М.И.Моро знакомство с этим способом решения задач включено в содержание 4 класса. Следует отметить, что решение задач с помощью составления уравнений практикуется в большинстве альтернативных учебников математики (И.И.Аргинская, Н.Б.Истомина, Л.Г.Петерсон).

Охарактеризуем суть этого метода. Для решения задачи с помощью составления уравнения искомое число (неизвестное) обозначают буквой, выделяют в условии задачи связи, которые позволяют составить равенство, содержащее неизвестное (уравнение), записывают соответствующие выражения и составляют равенство. Полученное уравнение решают.

Методика рекомендует обучать детей решению задач с помощью уравнения в несколько этапов.

Подготовительный этап

1. Обучение составлению выражений, содержащих неизвестное, в соответствии с текстом задания.

Например, запиши уравнения и реши их:

а) если неизвестное число умножить на 35, то получится 1505;

б) если вычесть из 3010 неизвестное число, то получится 973.

Выполнение:

а) обозначьте неизвестное число буквой х. Составим равенство:

х ∙ 35 = 1505

Неизвестен множитель. Для нахождения неизвестного множителя разделим произведение на известный множитель:

х = 1505: 35

х = 43

Проверим решение: 35 ∙ 43 = 1505

2. К какому числу надо прибавить частное чисел 240 и 3, чтобы получить 500?

Выполнение: обозначим неизвестное число буквой «а». Составим равенство: а + 240: 3 = 500. Определим порядок действий: а + 240: 3 = 500. Выполним деление: 240: 3 = 80

Составим новое уравнение:

а + 80 = 500

а = 500 – 80

а = 420

3. Объясни, что обозначают выражения: b ∙ 3 – а ∙ 4; (b ∙ 3): (а ∙ 4).

Выполнение: выражение b ∙ 3 – а ∙ 4 читают так: разность двух произведений, из которых первое – произведение b и 3, а второе – произведение а и 4.

Выражение (b ∙ 3): (а ∙ 4) читают так: частное двух произведений, из которых первое – произведение b и 3, а второе – произведение а и 4.

4. В универмаге за день продали 52 одинаковых детских пальто и 38 костюмов по той же цене, что и пальто. За пальто получили на R рублей больше, чем за костюмы. Запиши выражения, которые обозначают, сколько денег получили за пальто и костюмы в отдельности.

Выполнение: найдем разницу в количестве проданных пальто и костюмов: 52 – 38 = 14 (шт.) – на столько штук пальто продали больше, чем костюмов.

Все пальто одинаковые, значит и цена у них одинаковая. Разница в стоимости по условию равна R рублей, значит, можно выразить цену одного пальто:

R: 14 – цена одного пальто, такая же цена одного костюма.

Составим выражение, которое обозначает, сколько денег получили за все пальто:

(R: 14) ∙ 52 рублей получили за все пальто;

(R: 14) ∙ 38 рублей получили за все костюмы.

5. Мальчик купил 6 тетрадей в клетку и 5 – в линейку по одинаковой цене. Всего он заплатил d рублей. Объясни, что обозначают выражения:

6 + 5; d: (6 + 5); d: (6 + 5) ∙ 6

Выполнение:

Выражение 6 + 5 – обозначает количество купленных тетрадей;

выражение d: (6 + 5) – обозначает цену одной тетради, поскольку все затраченные деньги (d) делятся на все купленные тетради;

выражение d: (6 +5) ∙ 6 – обозначает стоимость 6 тетрадей в клетку, поскольку цену одной тетради умножают на количество купленных тетрадей.

На втором этапе с помощью уравнений решаются простые задачи. Например:

В классе 17 мальчиков и ещё девочки. Всего в классе 28 человек. Сколько девочек в классе?

Выполнение: обозначим количество девочек в классе буквой х. Мы знаем, что всего детей в классе 28 человек. Составим равенство: х + 17 = 28. В данном уравнении неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.

х = 28 - 17

х = 11

Проверим решение: 11 + 17 = 28

Буквой х мы обозначили девочек, значит, в классе 11 девочек.

На третьем этапе уравнения используются при решении составных задач.

Например: В книге 48 страниц. Даша читала книгу в течение трёх дней, по 9 страниц ежедневно. Сколько страниц ей осталось прочитать?

Выполнение: обозначим количество оставшихся страниц буквой х. За три дня Даша прочитала 9 ∙ 3 страниц. Составим уравнение: х + 9 ∙ 3 = 48. Упростим уравнение: 9 ∙ 3 = 27, значит, х + 27 = 48. Неизвестно слагаемое. Найдем его: х = 48 - 27; х = 21.

Буквой х мы обозначили количество оставшихся страниц, значит, осталось прочитать 21 страницу.

Решение задач с помощью уравнений является перспективным с точки зрения преемственности с курсом математики средней школы.

 

Вопрос 18

Методико-процессуальные основы изучения геометрического материала в курсе математика начальной школы (раскрыть одно понятие!)

1. Методико-процессуальные основы изучения геометрического материала в курсе математики начальной школы.

2. Особенности изучения геометрических понятий.

 

l. Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения к геометрии. В начальных классах ставится задача расширить и уточнить представления учащихся о геометрических фигурах, а также развивать их пространственное мышление в процессе выполнения различных практических упражнений.

Для осуществления методической работы, направленной на решение этих задач, учителю начальных классов необходимо знать, что геометрия как наука строится на базе основных понятий и аксиом, а новые факты (теоремы) вводятся дедуктивным путем. Изучать геометрию можно на разных уровнях абстракции - в зависимости от того, какие выбираются основные понятия и аксиомы. Школьный курс геометрии - это Евклидова геометрия на плоскости и в пространстве. Большинство геометрических понятий в начальной школе не определяется, и все, что о них предполагается известным, выражается в аксиомах.

В основе организации деятельности школьников, направленной на усвоение элементов геометрии в начальных классах, лежат следующие положения:

1. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Первый характеризуется тем, что геометрическая фигура воспринимается ими как целое, на уровне узнавания, и отношения между элементами фигур и самими фигурами не устанавливаются. На втором этапе учащиеся начинают различать элементы фигур и устанавливать отношения, как между элементами, так и между самими фигурами. На этом этапе ученики могут распознавать фигуры по их свойствам и устанавливать отношения между ними на наглядно-образной основе (например: понимать, что любой квадрат можно назвать

 

прямоугольником, а любой прямоугольник - четырёхугольником и так далее).

2. Формируя у младших школьников целостное представление о геометрических фигурах, следует идти от реальных предметов к их моделям (геометрическим фигурам) и, наоборот: от геометрических моделей к реальным предметам.

3. В основе усвоения учащимися свойств геометрических фигур лежат практические действия (моделирование, измерение, вычерчивание), а также приёмы наблюдения, сравнения, классификации.

2. Геометрический материал в начальных классах не выделяется в отдельный раздел, а распределяется по всему курсу обучения математике.

Точка

Точка - неопределяемое понятие геометрии. С точкой обычно знакомят методом показа - рисуют или прокалывают стержнем ручки в листке бумаги. Практическое знакомство начинается в 1 классе при обучении письму цифр: «Поставь точку в верхнем правом уголке клетки...». Затем дети ставят точки на прямой, проводят прямую линию через две точки, определяют, лежит ли точка на прямой.

При знакомстве с многоугольниками узнают, что их вершины - точки. При изучении числа и цифры 3 учитель предлагает поставить 3 точки, не лежащие на одной прямой, и соединить их отрезками. Какая фигура получилась? Почему? (3 вершины, 3 угла, 3 стороны). Во 2 классе младшие школьники учатся обозначать точки заглавными латинскими буквами и называть их: А, В, С, N, Е.

 

 

 

 


Упражнение: Выписать точки, которые лежат внутри круга, вне круга, на границе круга.

 


E

N

 

Считается, что точка не имеет ни длины, ни ширины, ни площади.

Линия - неопределенное понятие в геометрии Представления о прямой линии формируется в 1 классе методом показа. Понятие о прямой линии даётся в сопоставлении с кривой при помощи модели шнура (тесьма). Прямую линию удобно моделировать, сгибая любой лист бумаги - линия сгиба всегда прямая. Основное свойство прямой линии -прямая линия бесконечна.

Кривую линию удобно моделировать из шнура. Кривая линия также бесконечна (если она не замкнутая).

Примеры из жизни: прямая линия - рельсы, улица. Кривая линия -радуга, извилистая тропинка. Учащиеся должны узнавать прямую линию в любом положении, проводить по линейке, чертить через две данные точки. Классификация линий: Прямые кривые ломаные


Незамкнутые Замкнутые

 

 

 

 


Обобщаются знания:

a) Через одну точку можно провести множество прямых и множество кривых

b) Через две точки можно провести только одну прямую и множество кривых.

В программе 1-го класса линии рассматриваются только на плоскости.

Луч - это часть прямой, лежащая по одну сторону от некоторой её точки.

----- 9 ----------------------------------------------------------------------------------------------

Отрезок

При знакомстве учащихся с отрезком их внимание должно быть обращено на следующие моменты:

1) при формировании понятий «точка» и «отрезок» важно использовать как можно больше практических упражнений, при выполнении которых они опираются на имеющиеся у них представления об образах этих объектов;

2) чтобы научить учеников называть и правильно показывать отрезки, точки, полезно предлагать задания на изображение этих фигур на бумаге, на вычленение их в многоугольниках, на предметах окружающей обстановки.

Отрезок - часть прямой, заключенная между двумя точками. Отрезок имеет определенную длину, которую можно измерить. Линейка - инструмент для измерения длин отрезков.

Знакомство - практически. Учащиеся чертят прямую линию. Учитель предлагает на прямой линии отметить две точки.

Учитель: Часть прямой, лежащая между точками (ограниченная с двух сторон), называется отрезком, а точки - его концами.

Отрезок можно обозначить одной строчной латинской буквой или двумя заглавными. (Почему сравнивать по длине можно только отрезки, а луч и прямую нет?) Упражнения:

a) Показать отрезки прямой на окружающих предметах

b) Провести отрезок через 3 точки. Назвать точки буквами. Сколько отрезков получилось? (3 отрезка)

c) Черчение и измерение отрезков

d) При изучении многоугольников убеждаются, что их стороны - отрезки. 1 отрезок может быть общей стороной нескольких многоугольников.

e) Провести отрезок внутри многоугольника, чтобы образовались новые фигуры.

 

 

 


f) Провести отрезок так, чтобы образовался:

■ треугольник и четырёхугольник

■ два четырёхугольника

■ треугольник и шестиугольник.

 

 

 

 


Ломаная линия (1класс)

Опираясь на понятие отрезка, учащихся знакомят с ломаной линией. Ломаную линию удобно моделировать, используя счетные палочки или складной металлический метр. Ломаная линия содержит конечное количество звеньев. Звено ломаной - отрезок. Точки соединения концов звеньев называют вершинами ломаной. Звенья ломаной должны быть соединены последовательно. Учитель может предложить учащимся построить ломаную линию из счетных палочек.

Необходимо обучить младших школьников чертить ломаную на доске и в тетради: поставить три точки, не лежащие на прямой, соединить их отрезками. Сколько отрезков содержит ломаная?

 

 

 


2 отрезка 3 отрезка

С опорой на практические работы вводят понятия незамкнутой и замкнутой ломаной линии. Если начало и конец ломанной соединить отрезком, то получится замкнутая ломаная. Устанавливают связь между замкнутой ломаной и многоугольником, для которого ломаная линия является границей: замкнутая ломаная линия из трех звеньев ограничивает -треугольник, из четырех звеньев - четырехугольник и т. д.

Уточняются представления об измерении ломаной линии. Измерить ломаную линию - значит измерить в одних мерках длину всех звеньев и сложить полученные результаты.

Геометрические фигуры

Многоугольник - плоская фигура, ограниченная замкнутой ломаной.

Понятия о геометрических фигурах у младших школьников формируются постепенно.

С геометрическими фигурами младшие школьники знакомятся с первых уроков обучения математике, используя их в качестве счётного материала при изучении нумерации первого десятка. Используя модели геометрических фигур, учащиеся учатся считать, решать задачи, сравнивать.

Попутно уточняются представления отдельных фигур, запоминаются их названия.

Затем приступают к изучению отдельных видов многоугольников: вычленяют элементы: стороны, углы, вершины. При изучении числа 3 рассматривается модель треугольника - три угла, три стороны, три вершины. Подмечают связь между числом элементов и названием фигуры (1 класс).

Понятие треугольника можно определить двумя способами:

1. Треугольник - геометрическая фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой, и трех попарно соединяющих их отрезков. Точки называются вершинами, а отрезки - его сторонами.

2. Треугольником называется часть плоскости, ограниченная тремя отрезками, попарно соединяющими три точки, не лежащие на одной прямой.

Позднее учащихся знакомят с видами треугольников: разносторонние, равносторонние, равнобедренные.

4 класс: Виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный.

В том же порядке рассматриваются понятия о четырёхугольниках.

Четырехугольник ограничен ломаной из четырех звеньев. Соответственно имеет четыре стороны и четыре вершины. В начальной школе знакомят с прямоугольником и квадратом, причем оказывается возможным определить эти фигуры через род и видовое отличие. На пропедевтическом уровне происходит знакомство с такими четырехугольниками, как параллелограмм, ромб и трапеция.

Четырёхугольник геометрическая фигура, у которой 4 угла, 4

стороны.

В основе организации деятельности учащихся, направленной на формирование представлений о прямоугольнике и квадрате, лежат следующие определения:

Прямоугольник - четырёхугольник, у которого все углы прямые. Устанавливают, что у прямоугольника противоположные стороны равны путём наложения или измерения.

Учащимся предлагается начертить прямоугольник по 2 заданным сторонам (прямые углы чертят по клеточкам в тетради).

Квадрат - прямоугольник с равными сторонами. Использование родовых и видовых понятий способствует

постепенному осознанию учащимися, что любой квадрат является прямоугольником и в то же время не всякий прямоугольник является квадратом.

Чтобы учащиеся увидели не только отличительные признаки прямоугольника и квадрата, но и их общие признаки, работу целесообразно проводить по двум направлениям: а) по вычленению существенных признаков прямоугольника (квадрата); б) по установлению связей между ними.

Вычленению существенных признаков прямоугольника (квадрата) способствуют специальные задания на распознавание геометрических фигур, их моделирование, вычерчивание.

1. Измерение сторон у нескольких прямоугольников, вырезанных из бумаги.

2. Нахождение прямоугольника, у которого все стороны равны (уточнение понятие о квадрате).

Упражнения:

■ покажи прямоугольники, которые не являются квадратами. Найди вокруг нас предметы прямоугольной формы;

■ среди четырёхугольников укажи прямоугольники;

 

 


■ среди прямоугольников найдите 2 квадрата. Свой ответ дети аргументируют.

Полезны задания на деление заданных фигур или составление новых фигур из заданных (конструирование):

1. разделить квадрат на 2 прямоугольника, треугольника, на 4 треугольника

2. найдите 3 треугольника и 3 четырёхугольника

 

 

 


4. сколько всего четырёхугольников на чертеже? (9)

 

 

 


В процессе работы над многоугольниками учащиеся получают первые сведения об углах.

Угол

Понятие угла можно определить разными способами:

1. Углом называется фигура, которая состоит из двух различных лучей с общим началом. Эта точка называется вершиной угла, а лучи - его сторонами.

Угол обозначается либо указанием его вершины, либо указанием его сторон, либо указанием трех точек: вершины и двух точек на сторонах угла

 

(тогда буква, обозначающая вершину, ставится посередине). Слова «угол» иногда заменяют значком

 

 

А a

 

 

b

O В

 

1. О

2. (а,b)

3. АОВ

Углы измеряются в градусах. Два угла называются равными, если они имеют одинаковую угловую меру в градусах.

2. Углом называется часть плоскости, ограниченная двумя различными лучами, исходящими из одной точки. Эти лучи называют сторонами угла.

Для уточнения представлений учащихся об углах используется следующий методический прием: от бумажного многоугольника (треугольника, четырехугольника) отрываются части таким образом, чтобы каждая из них содержала вершину и две стороны. Угол образуют две стороны многоугольника, выходящие из одной его вершины.

Такая модель угла может быть использована при обучении школьников правильному показу углов многоугольника. Это можно сделать, применив следующие методические приемы:

а) указка совмещается с одной из сторон многоугольника, толстый конец ее помещается в вершину угла этого многоугольника, и затем веерообразным движением она поворачивается до тех пор, пока не совместится с другой стороной многоугольника.

б) мелом (карандашом или фломастером) заштриховывается часть угла многоугольника веерообразным движением, начиная от одной стороны многоугольника до другой.

Определения учащимся не сообщаются, но при выполнении упражнений, они должны понимать «угол» в двух смыслах.

1. Если им предлагается смоделировать угол из палочек, то имеют в виду угол в смысле первого определения.

2. Если предлагается задание вырезать угол из бумаги, то понимают угол в смысле определения два.

Понятие об угле можно дать, используя стрелки часов. Стрелки похожи на 2 луча. Стрелки прикреплены к циферблату в одной точке, а расстояние между ними различно. Та часть плоскости, которая находится между стрелками, называется углом.

Знакомство с прямым углом лучше начать с практической работы. Учащиеся получают произвольные листы цветной бумаги, при этом их внимание обращается на то, что листы бумаги у всех различны по форме и размерам. Затем под руководством учителя они складывают листы сгибанием сначала вдвое, затем вчетверо.

Учитель предлагает развернуть сложенный лист: линии сгиба листа бумаги разделили на четыре угла, у которых одна вершина - одна точка. Младшие школьники практическим путем убеждаются в том, что все четыре угла равны между собой, так как при складывании листа бумаги по линиям сгиба углы совпадают.

Учитель сообщает, что эти углы называются прямыми. При этом подчеркивается, что, несмотря на различные формы листов и их размеры, получены равные углы. Это устанавливается практическим путем: с помощью наложения моделей прямых углов, взятых у разных учеников.

Выполняется простейшая классификация углов. Школьники узнают названия - прямые и непрямые углы. Учащиеся тренируются находить и сравнивать прямые и непрямые углы путем наложения на окружающих предметах и чертежах.

В дальнейшем при изучении четырёхугольников (в т. ч. прямоугольников и квадратов) путём наложения модели прямого угла приходят к выводу о том, что у квадрата и прямоугольника все углы прямые.

Позднее учащихся знакомят с видами углов: прямой, острый, тупой.

Понятие о величине угла даётся с помощью раздвижного угла. Нужно наглядно показать, что величина угла зависит не от длины сторон, а от их положения.

 

 

 


Круг. Окружность

Окружность и круг образованы замкнутой кривой линией.

Круг - часть плоскости, ограниченная окружностью. Граница круга - окружность.

Поскольку в начальных классах не знакомят учащихся с классическим определением окружности (множество точек плоскости, равноудаленные от центра), знакомство с окружностью проводят методом показа, связывая его с непосредственной практической деятельностью по вычерчиванию окружности при помощи циркуля. Замкнутая кривая линия, которую рисует грифель циркуля - это окружность.

Окружность (круг) имеет центр - центр окружности (круга).

Радиус окружности (круга) - отрезок, соединяющий центр окружности с любой ее точкой. Основное свойство радиусов одной окружности: радиусы одной окружности (круга) равны.

Диаметр окружности (круга) - отрезок, проходящий через центр окружности (круга) и соединяющий две любые ее точки. Основное свойство диаметров: диаметры одной окружности (круга) равны.

Отношения между радиусом и диаметром одной окружности (круга): диаметр равен двум радиусам.

Учащимся предлагается сравнить многоугольник и окружность. (Многоугольник - замкнутая ломаная линия, окружность - замкнутая кривая линия), а также диск, обруч и глобус. (Общее - круглые фигуры. Различия: l.Kpyг - предмет округлой формы, однородный внутри. Геометрическая фигура, ограниченная снаружи окружностью. 2. Окружность - от лексического значения самого слова - окружить что-либо. Это всего лишь линия, граница, внутри которой может быть, нечто иное.)

Важнейшую роль при изучении геометрического материала в начальных классах играют геометрические задания, специально направленные на развитие у младших школьников пространственных представлений и воображения, их речи, мышления, на формирование практических умений и навыков. К ним можно отнести упражнения на:

а) классификацию геометрических фигур;

б) деление фигур на части;

в) составление геометрических фигур заданной формы из других фигур;

г) вычленение фигур на чертеже сложной конфигурации;

д) распознавание фигур знакомых видов в окружающей обстановке;

е) выяснение геометрической формы предметов или их частей.

Вопрос 19

Раскрыть методические особенности работы над произведениями различных родов и жанров(+ примеры эпоса, лирики, драмы…)

1. О родах литературных произведений.

2. Методика работы над эпическими произведениями в начальных классах.

3. Методика работы над лирическими произведениями в начальных классах.

4. Методика работы над драматическими произведениями в начальных классах.

5. Чтение научно-познавательной литературы.

1. При выборе конкретных методических приемов для работы на уроке над художественным произведением учитель должен руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, а также его композиционными особенностями и спецификой его формы.

Традиционно в литературоведении выделяется три рода литературы:

1) эпос охватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетности);

2) лирика запечатлевает внутренний мир личности в его импульсивности и спонтанности, в становлении и смене впечатлений, грез, настроений, ассоциаций (экспрессивности);

3) драма фиксирует речевые акты в их эмоционально-волевой устремленности и социально-психологической характерности, в их внутренней свободе и внешней обусловленности, т.е. в их двойственной экспрессивно-сюжетной соотнесенности, позволяющей видеть в этом роде литературы смешение черт лирики и эпоса.

2. Автор эпического произведения изображает реальную действительность во внешнем проявлении. Художественное содержание эпического произведения представлено в материальном выражении: в действующих лицах, которые участвуют в определенных событиях, связанных между собой и развивающихся во времени и пространстве, т.е. выстраивающихся в сюжет произведения. Главное в этих связях подчеркивается благодаря взаиморасположению изобразительных деталей произведения, т.е. его композиции.

В учебный материал для чтения в начальной школе включены такие виды эпической литературы: художественный рассказ, эпическое произведение в стихах (или эпическое стихотворение), сказка, басня.

При анализе любого эпического произведения внимание сосредотачивается на действующих лицах, главных героях произведения, дается их характеристика. Прослеживается сюжетная линия:

- С чего все началось?

- Как развивались события?

- Какой момент повествования является самым напряженным (самым важным)?

- Чем все закончилось?

При работе над эпическим произведением одним из ведущих приемов становится пересказ текста, а значит, и предварительное составление плана. Выбор приема пересказа, кроме родовой принадлежности произведения, должен быть поддержан другими факторами. Стихотворная форма произведения исключает его переск аз, а значит, снимает и необходимость работы над составлением плана. Поэтому, работая н ад такими жанрами, как басня или эпическое произведение в стихах, целесообразнее предложить детям выучить их наизусть. Тип пересказа прозаического текста выбирается в зависимости от его композиции: произведения последовательно-повествовательной композиции удобны для подробного пересказа; повествовательно-описательная структура произведения может стать основой выборочного пересказа; произведения, в которых главная сюжетная линия осложнена многими деталями, могут быть выбраны для краткого пересказа; а, работая над произведениями, построенными на диалоге, от пересказа следует вообще отказаться. Такие произведения рекомендуется читать по ролям и драматизировать.

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ СКАЗОК

* Сказка. - один из видов повествовательной литературы, произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором речь идет о вымышленных событиях, иногда фантастического характера, но имеющих

реальную основу. К.Д.Ушинский называл сказки «первыми попытками народной педагогики», т.к. сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сюжет сказки нереален, далек от жизни, но вывод всегда жизнен: «Сказка - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Ценность сказок в подходе изображения простых людей, народа. Он талантлив, трудолюбив, великодушен, хитер на выдумку, мастер на все руки.

Выделяют 3 основных типа сказок

Сказки о животных

Очень широко распространены отличительные особенности:

а) четкость, простота построения;

б) встречаются, как правило, два персонажа (может быть и более) «Лиса и журавль»;

в) между персонажами идет борьба или противостояние «Кот, петух и лиса»

г) характерная черта - антропоморфизм - наделение животных и вещей чертами, присущими людям: ходить на двух лапах, могут иметь характер, мыслить и думать, прогнозировать поступки.

Через взаимоотношения персонажей дети познают социальное устройство общества.

Волшебные сказки

Данные сказки появились в результате стремления человека облегчить свой труд, свою работу и свою жизнь, овладеть силами природы. В результате фантазий древние люди создавали сюжетные линии: мечтали о полетах, передвигаясь со скоростью ветра.

Отличительные особенности:

а) специфика структуры пространства: наличие двух миров и границы между ними, обязательный переход главным героем этой границы «туда» и «обратно», перерождение героя в конце сказки; „ б) помимо людей в сказке могут быть вымышленные персонажи: кикимора, водяной, Кащей. Эти

образы пришли из мифов древних славян;

в) действия героев сопровождаются чудесами - действиями, которые совершаются без реальных мотивов, т.е. их нельзя объяснить («по-щучьему велению, по моему хотению», «молочная река с кисельными берегами»);

г) наличие волшебных вещей: шапка-невидимка, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка. Волшебные сказки - это остросюжетное произведение, в котором повествуется о страстной борьбе

героя с противником, о борьбе добра и зла. Все персонажи участвуют в борьбе со злом.

З. Бытовые сказки

Создают представления о людях, их жизни, устоях, привычках. Ядро сказок - борьба враждующих социальных сил. Этот конфликт разрешается через контрастность персонажей (барин и крестьянин; поп и мужик).

В сборнике Афанасьева (1955-1963) были представлены сказки всех регионов России: воронежские, курские, вологодские, казанские. В них не нарушена идея, сохранены нравственные законы и поэтический стиль сказки.

При первичном восприятии народную сказку как фольклорный жанр следует детям рассказать, в то время как литературная авторская сказка должна быть прочитана по книге.

В традициях русской методики не обсуждать с детьми аллегорический смысл сказки: «Пусть в сказке все говорит само за себя» (В.Г.Белинский). Дети без постороннего вмешательства улавливают идейную направленность сказки: добро побеждает зло. Уже после первичного восприятия учащиеся проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам. Задача учителя при анализе сказок - помочь детям заме тить формальные признаки данно го жанра. Очень важно научить детей отделять сюжет сказки о т способа ее рассказывания, поэтому при анализе внимание концентрируется на формулах:

начала: жили-были..., в некотором царстве, в некотором государстве...;

продолжения: долго ли, коротко ли..., скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...;

конца: и я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

Отмечаются две существенные особенности сказки: наличие вымысла и своеобразие композиции (зачин, повторы, концовка). В сказке обычно повторяется один основной эпизод, при этом в последний раз повтора эпизода, как правило, совершается контрастное событие и следует развязка.

При анализе сказок необходимо обратить внимание на ключевые слова, слова-образы, сказочные выражения.

Велико значение сказок как средства развития речи учащихся. Текст сказок - прекрасный материал для рассказывания, пересказа, инсценировки, живого диалога и т.д.

Виды работ со сказкой используются те же, что и при анализе художественного произведения.

МЕТОДИКА ЧТЕНИЯ БАСЕН

* Басня - небольшое произведение повествовательного рода в стихах или - реже - в прозе, с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием. В хрестоматии для начальной школы входят в основном басни нравоучительного характера И.А.Крылова.

Особенности:

1. Каждая басня - метко нарисованная сценка из жизни, поэтому заключает в себе большие возможности для нравственного воспитания.

2. Как правило, присутствует осуждение того или иного порока, недостатка, поступка, что при правильно организованной работе хорошо осознается школьниками.

3. Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость народного языка много дают для развития мышления и речи учащихся.

4. Размер басни обычно не превышает 20-30 строк, но по содержанию это пьеса со своей завязкой, кульминацией и развязкой.

5. Образные выражения из басен, ставшие со временем пословицами, привлекают как глубиной заключенной в них мысли, так и своей яркостью.

Существенные признаки басни - наличие морали (нравоучения) и аллегории (иносказания). Действующими лицами в баснях являются люди или животные. Стихотворная форма не является обязательной (басни Л.Н.Толстого).

В отличие от сказки, при чтении которой аллегории не разбирается, иносказательный смысл басни обязательно раскрывается и обсуждается с детьми, иначе ее эстетическое содержание и жизненная мудрость не предстанут перед учащимися в полном объеме. Встает вопрос: когда раскрывать аллегорию - до анализа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.166 с.)