Организация Индивидуально внеклассной воспитательной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация Индивидуально внеклассной воспитательной работы



Общей целью индивидуальной внеклассной воспитательной работы является обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности ребенка. Она достигается через формирование у школьника положительной «Я-концепции» и развитие индивидуального потенциала. Сущность индивидуальной внеклассной воспитательной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании.

Эффективность индивидуальной внеклассной воспитательной работы зависит от точного выбора формы в соответствии с целью, а также от включения ребенка в определенный вид деятельности. Важнейшее условие эффективности индивидуальной внеклассной воспитательной работы - установле­ние контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих правил:

1. Полное принятие ребенка, его чувств, переживаний и пр. По силе пережи­ваний детские чувства не уступают чувствам взрослого и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому учителю очень важно показать, что он понимает и принимает ребенка, что отнюдь не означает согласия со всеми действиями ребенка. Принять - не значит согласиться.

2. Свобода выбора. Задача педагога - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Нужно помнить, что ребенок имеет полное право на собственное мнение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Педагог, думающий об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, имеет больше шансов на успех, чем тот, кто думает лишь о внешнем благополучии.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Важно также развивать в себе: эмпатию – умение понимать внутренний мир другого человека; конгруэнтность – умение быть самим собой; доброжелательность; искренность.

4. Умение «слушать» и «слышать» ребенка. Способность слышать - физиологический акт непроизвольного восприятия звуков. Слушание - волевой акт, требующий определенных волевых усилий. От понимающего слушателя требуется: а) продемонстрировать рассказчику свое внимание и желание понять; б) не перебивать; в) не давать советов, если в них не нуждаются; г) не давать оценок, заменяя их невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика – быть «зеркалом».

Кроме запланированного компонента в индивидуальной внеклассной воспитательной работе имеет место спонтанный компонент, так называемые «нештатные» педагогические ситуации. В исследовании Н.И. Шелиховой предлагается алгоритм решения педагогических ситуаций. Это совокупность последовательных действий, направленных на достижение воспитательного эффекта и укрепление контакта в общении между ребенком и взрослым. Систематическое применение алгоритма делает воспитательный процесс более целенаправленным, последовательным и гуманным, предупреждает педаго­гические ошибки и помогает лучше понять ребенка.

Первый этап - условно называется «стоп!» - направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными дейст­виями и не осложнить отношения с ним. Исключение составляют ситуации, представляющие опасность для жизни и здоровья ребенка и окружающих. Во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу?».

Второй этап - «почему?» - вопрос, задаваемый педагогом самому себе для анализа мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как каждая причина требует особого подхода и разных средств педагогического воздействия. Чтобы правильно определить мотивы поведения и точно ответить на вопрос нужно владеть невербальным общением – понять, н-р, на самом деле ребенок спит, или только делает вид, что спит. Если делает вид, то: - хочет насолить учителю, - просто неинтересно, - обиделся, - хочет привлечь внимание одноклассников, т.к. испытывает недостаток в признании… Ответить на вопрос «почему» нужно хотя бы в общих чертах.

Третий этап - «что?» - заключается в постановке педагогической цели и формулируется в виде вопроса: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?». Однако в каждом конкретном случае следует показать ребенку, что вы его принимаете таким каков он есть, но в то же время не одобряете его действия, т.к. они не достойны такого замечательного ребенка. Т.е. педагогическое воздействие направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Если ребенок осознает, что он сам хороший, но в этот раз поступил не очень хорошо, тогда у него возникнет чувство стыда за недостойный поступок и желание больше так не делать.

Четвертый этап - «как?» - заключается в выборе оптимальных средств достижения поставленной педагогической цели. Продумывая способы и средства достижения цели педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком, который может поступить так, как хочет педагог, а может и иначе. Мастерство педагога проявляется в умении созда­вать такие условия, чтобы ребенок мог сделать правильный выбор, а не заставлять его поступить так, как нужно. При этом следует избегать угроз, наказаний, насмешек, записей в дневнике, жалоб родителям, т.к. они малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма.

Педагог-профессионал предложит ребенку несколько вариантов, но самым привлекательным представит оптимальный вариант. Этим он поможет ребенку сделать правильный выбор.

Пятый этап - практическое действие педагога. Его успех зависит от правильного определения: - мотивов и причин поступка; - точной формулировки педагогической цели, - выбора оптимальных средств ее достижения, - умелого воплощения их в реальном педагогическом процессе.

Известно, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому педагог должен действовать на перспективу, опираясь на лучшее в ребенке, даже если это лучшее еще не проявилось. Он должен обращается к нему не к такому, каков он «сегодня», а к такому, каким он может быть «завтра».

Шестой этап - анализ педагогического воздействия и оценка эффективности общения. Важно сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами, на основе чего можно объективно определить эффективность работы педагога и сформулировать новые перспективы.

 

Задания по педагогике (12)

1. Смоделировать личностную ситуации для урока (по выбору студента) в начальном звене школы и охарактеризовать педагогические условия ее использования.

"Личностная ситуация" (ЛС) - совокупность условий и обстоятельств, порождающих лично-значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает.

Это ситуация взаимодействия, затрагивающая смысловую, рефлексивную, оценочную, мотивационную сферы личности, обращенная к ее собственным мыслям и чувствам, побуждающая выбирать, оценивать, наделять смыслом, творчески преоб­разовывать, принимать ответственное решение. Она связана с "жизнью личности", а не исполнителя указаний, готовых рецептов мышления и поведения.

На уроке изучаются притяжательные местоимения в русском языке. "Как вы считаете, почему в стихотворении А.С.Пушкина, которое мы с вами вчера чи­тали, так много притяжательных местоимений ("голубка дряхлая моя" и т.п.)?"

Краткое, заинтересованное обсуждение, в котором ученики высказывали свое мнение, не боясь ошибиться (поскольку ответы не делятся на "правильные" и "неправильные"), позволяет прояснить смысл употребления притяжательных ме­стоимений в речи. "Мы наделяем ими людей, предметы, явления, которые нам доро­ги", -мысль, самостоятельно сформулированная учениками в открытом диалоге...

...Варианты контрольной по математике, написанные на доске, —разной степени сложности. Учитель поясняет, что выбрать можно любой, но "отлично" оценивается лишь выполнение всех задании избранного варианта, добавив: "Для тех, кто рискнет испытать свои возможности, самый лучший вариантчетвертый". Ученик, "идущий на медаль", уже прикинув вариант попроще, вдруг замечает уст­ремленные на него глаза одноклассников. Секунды замешательства, и его рука, по­медлив, выводит номер "трудного" варианта...

Главный механизм создания ЛС в педагогическом взаимодействии — не нау­чение, а переживания самого ученика: чтобы создать такую ситуацию, учителю не­обходимо "придумать", что будут переживать его ученики в конкретных обстоятель­ствах общения, совместной деятельности (на уроке, или вне его).

К основным условиям, позволяющим, смоделировать ЛС, можно отнести следующие:

1) совместная деятельность учителя и учеников, в которой смысло-поисковая и проблемно-поисковая активность последних важнее любых "готовых" истин;

2) сотрудничество учителя с учениками, предполагающее положительный эмоциональный фон взаимодействия и другие признаки сотрудничества;

3) "межсубъектное" диалогическое общение в педагогическом взаимодейст­вии;

4) личностная ориентация педагогического мышления учителя, позволяю­щая ставить цели и принимать решения в интересах развития личности (принцип "личностного функционирования").

 

2. Смоделировать «коммуникативную атаку» для уроков в начальном звене школы (2 урока по выбору студента).

Впрочем, здесь мы уже вплотную подходим к приему, о котором следует сказать особо.

Называется он - коммуникативная атака. Смысл его в том, чтобы в началь­ный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, "собрать" - назовите как угодно, чтобы дать сразу "что-то такое", что заставило бы учеников моментально включиться в урок. Правило это отнюдь не новость для психологов, специалистов по общению, но - постоянно убеждаемся - новость для подавляющего большинства на­ших учителей.

Урок по лирике Пушкина. Учительница зажигает свечу в красивом под­свечнике. "Именно в этот день много лет назад умер великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Пусть горит эта свеча..."

Урок по Маяковскому, "Стихи о советском паспорте". Учительница: "Ска­жите, у всех есть паспорта? А вот теперь посмотрим на этот паспорт. Это паспорт моей бабушки, ровесник того, о котором в своем стихотворении пишет Маяков­ский..."

Пушкин, "Пиковая дама" (спортивный класс). Учительница:

- Вы когда-нибудь в карты играли?

- Еще бы!

- Вот эти три карты - тройка, семерка, туз - определили судьбу человека и стали полноправными "героями" пушкинского произведения. Впрочем, главная ге­роиня, кажется, эта карта: пиковая дама.

Учительница держит в руках две розы, белую и красную.

- Найдите эпитеты к белой розе.

- Чистая, робкая, хрупкая, нежная, юная...

- А теперь к алой.

- Страстная, жгучая...

- Знаете, ребята, эти две розы, как героини пушкинского "Бахчисарайского фонтана" Зарема и Мария...

В общем же можно выделить (хотя такая "классификация" довольно услов­на) несколько направлений коммуникативной атаки.

Первое. Что-то интересное, "захватывающее" аудиторию (от алмаза "за Ва-зир-Мухтара до вопроса "кто видел в зоопарке волка? в начале урока по "Лобо" Се­тон-Томпсона).

Второе. Что-то близко связанное с интересами учеников (от вопросов "кто получил паспорт?" и "играете ли вы в карты?" до "сколько стоят сейчас кроссовки?").

Третье. Нечто личное для учителя, прочувствованное им, волнующее его.

Четвертое. Оригинальное, необычное начало, вызывающее внимание ауди­тории именно своей неожиданностью. (Алая и белая розы, свеча на уроках по Пуш­кину).

 

3. Разработать план и охарактеризовать основные этапы работы по сплочению классного коллектива.

Коллектив - группа людей, обладающая единой целью (благородной, социально значимой и т.п. - короче, положительной), организованная (имеющая структуру, отношения ответственной зависимости - несут ответственность за общее дело, друг перед другом, зависят друг от друга; кроме того нужно, чтоб то одни руководители, а другие подчинялись, то наоборот). Принцип параллельного действия: на личность влияет (па­раллельно) и руководитель и коллектив (или: руководитель через коллектив). Систе­ма перспектив: у коллектива должны быть ближняя и дальняя перспективы ("завтрашняя радость"). В коллективе должны складываться свои (этого коллектива) традиции. Должно быть общественное мнение (то есть, если это коллектив, то за плохое здесь осудят, за хорошее поддержат). В коллективе мажорный (радостный, оптимистический) тон, настрой; здесь, но идее, всем (его членам) должно быть хо­рошо. Что касается детского коллектива, то в нем также должен быть единый коллек­тив воспитателей и воспитанников.

Сплоченность - под ней понимают ценностно-ориентационные единство группы, т.е. степень совпадения мнений и оценок (целей, людей, событий), наиболее значимых для группы.

И все же есть некоторая условность в таком построении. Потому что глав­ное предназначение школы все-таки - дать образование. Но суть в том, что общие цели, в основном не касающиеся учебной деятельности, объективно работают на это главное. Они помогают создать объединение. Они позволяют хорошо чувствовать себя в классе, наладить отношения со сверстниками и учителями, подняться мораль­но и интеллектуально. Они не отрывают от учебы (как, например, многие детские объединения без взрослых), а, наоборот, предполагают высокую ценность учебы в системе ценностей группы, потому что здесь ценности подвластны контролю педаго­га. И в то же время позволяют не подвергать остракизму неспособных, дают возмож­ность самовыразиться любому.

Поскольку эти цели (внеучебные дела) идут в классе параллельно с учебой (и объективно, как сказано, работают на долговременную основную - получение об­разования), мы называем их параллельными целями. Оговоримся: для удобства мы часто употребляем слова "цель" и "дело" как синонимы (но если, скажем, цель - спек­такль на школьном вечере, то "дело" включает всю подготовку).

Мы бы выделили несколько основных направлений, по которым возможна постановка общих целей (определение конкретных дел для группы). Такая классифи­кация, конечно, весьма условна.

Первое. Внеклассные мероприятия разового характера, но требующие под­готовки: постановка спектакля, вечер отдыха, подготовка турпохода и т.п.

Второе. Долговременные внеклассные объединения, фундаментом которых является общение: школьный театр, различные клубы - компании и т.п. Здесь тоже постоянны общие конкретные цели.

Третье. Цели (дела), связанные с учебной деятельностью: скажем, подготов­ка научно-фантастического проекта (к уроку физики), изготовление какого-либо из­делия (наглядного пособия) и т.п. Такие дела задействуют меньшее количество ребят.

Четвертое. Ситуативные пели. Цель (может быть, и неожиданную для учи­теля) "подбрасывает" ситуация. Все предыдущие направления включают дела, зара­нее известные, их можно выбрать, спланировать; школьная же непредсказуемая дей­ствительность способна дать новый поворот, парадоксальный стихийный вариант. Главное в том, чтобы учитель воспользовался ситуацией, зная детей, класс.

Кроме этого, учитель должен моделировать педагогические ситуации, направленные на сплочение коллектива младших школьников:

1)Особенности поведения.

2)Выявить положительные качества ребёнка, узнать интересы.

3)Разработать мероприятия «Мои увлечения».

4)Проведение мероприятий личностно – ориентированного характера.

5)Коллективный анализ и поощрение детей.

 

4. Разработать проблематику и содержание родительских собраний в начальном звене школы и сформу­лировать ожидаемые результаты.

Пр облематика:

Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребёнка.

Капризы и неврозы, как избежать возникновения и закрепления страхов.

Психологическая готовность к школе.

Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.

Как воспитать любовь к труду.

Воспитание уверенности у детей.

Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине.

В чём причина проявления у детей пониженной способности к обучению.

Физическое и нравственное воспитание младших школьников.

Здоровье ребёнка.

Дайте ребёнку радость умственного труда и радость успеха в учении.

Содержание:

Возрастные особенности младшего школьника.

Особенности темперамента ребёнка.

Гиперактивные дети.

Противоречивые роли первоклассников.

Начинается новый день. Встречайте с ребёнком утро радостно.

Истоки неорганизованности младших школьников.

Природа как средство формирования мышления и чувства прекрасного.

Ожидаемые результаты:

Тесное сотрудничество учителя с родителями.

Позитивный настрой детей и родителей на учёбу.

Помощь родителей во всех необходимых случаях.

Умение слушать и слышать учителя.

Создание семьёй необходимых условий для хорошего учения ребёнка.

Позитивное сотрудничество родителей и школы.

 

5. Разработать план классного часа на основе личностно-ориентированного подхода для начального зве­на школы.

Классный час (4 класс) Тема: Города земли Русской Воронеж. Форма проведения: путешествие. Цель: формировать понятие «характер города»;

познакомить учащихся с памятниками архитектуры родного города;

познакомить с профессией зодчего и её особенностями.

Ход мероприятия:

1.Вступительная беседа.

Исторический экскурс в архитектуру города Воронежа.

2. Постановка проблемы.

Каковы особенности дома наших предков?

3. Обсуждение темы.

Отчет групп о проделанной работе.

Группа 1: Особенности старинной архитектуры города Воронежа.

Группа 2: Особенности современных построек.

Группа 3: Профессия зодчего.

4. Проведение упражнений.

Выявление особенностей архитектуры прошлого и знакомство с особенностями профессии зодчего.

5.Выводы. Подведение итогов.

Рефлексия: 1) Могу ли я воспользоваться данными знаниями в построении проекта «Дом моих предков»?

2) Какие знания мне понадобятся при выполнении проекта «Дом моих предков»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.204.142.235 (0.066 с.)