Организация Индивидуально внеклассной воспитательной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация Индивидуально внеклассной воспитательной работы

Поиск

Общей целью индивидуальной внеклассной воспитательной работы является обеспечение педагогических условий для полноценного развития личности ребенка. Она достигается через формирование у школьника положительной «Я-концепции» и развитие индивидуального потенциала. Сущность индивидуальной внеклассной воспитательной работы заключается в социализации ребенка, формировании у него потребности в самосовершенствовании, самовоспитании.

Эффективность индивидуальной внеклассной воспитательной работы зависит от точного выбора формы в соответствии с целью, а также от включения ребенка в определенный вид деятельности. Важнейшее условие эффективности индивидуальной внеклассной воспитательной работы - установле­ние контакта между педагогом и ребенком, достижение которого возможно при соблюдении следующих правил:

1. Полное принятие ребенка, его чувств, переживаний и пр. По силе пережи­ваний детские чувства не уступают чувствам взрослого и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому учителю очень важно показать, что он понимает и принимает ребенка, что отнюдь не означает согласия со всеми действиями ребенка. Принять - не значит согласиться.

2. Свобода выбора. Задача педагога - не заставить ребенка принять предлагаемое учителем решение, а создать все условия для правильного выбора. Нужно помнить, что ребенок имеет полное право на собственное мнение, даже если с точки зрения педагога оно неудачное. Педагог, думающий об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, имеет больше шансов на успех, чем тот, кто думает лишь о внешнем благополучии.

3. Понимание внутреннего состояния ребенка требует от учителя умения читать невербальную информацию, посылаемую ребенком. Важно также развивать в себе: эмпатию – умение понимать внутренний мир другого человека; конгруэнтность – умение быть самим собой; доброжелательность; искренность.

4. Умение «слушать» и «слышать» ребенка. Способность слышать - физиологический акт непроизвольного восприятия звуков. Слушание - волевой акт, требующий определенных волевых усилий. От понимающего слушателя требуется: а) продемонстрировать рассказчику свое внимание и желание понять; б) не перебивать; в) не давать советов, если в них не нуждаются; г) не давать оценок, заменяя их невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика – быть «зеркалом».

Кроме запланированного компонента в индивидуальной внеклассной воспитательной работе имеет место спонтанный компонент, так называемые «нештатные» педагогические ситуации. В исследовании Н.И. Шелиховой предлагается алгоритм решения педагогических ситуаций. Это совокупность последовательных действий, направленных на достижение воспитательного эффекта и укрепление контакта в общении между ребенком и взрослым. Систематическое применение алгоритма делает воспитательный процесс более целенаправленным, последовательным и гуманным, предупреждает педаго­гические ошибки и помогает лучше понять ребенка.

Первый этап - условно называется «стоп!» - направлен на оценку учителем ситуации и осознание собственных эмоций. Этот этап необходим для того, чтобы не навредить ребенку поспешными дейст­виями и не осложнить отношения с ним. Исключение составляют ситуации, представляющие опасность для жизни и здоровья ребенка и окружающих. Во всех остальных случаях рекомендуется, воспользовавшись паузой, спросить себя: «Что я сейчас чувствую? Что я сейчас хочу?».

Второй этап - «почему?» - вопрос, задаваемый педагогом самому себе для анализа мотивов и причин поступка ребенка. Это очень важный этап, так как каждая причина требует особого подхода и разных средств педагогического воздействия. Чтобы правильно определить мотивы поведения и точно ответить на вопрос нужно владеть невербальным общением – понять, н-р, на самом деле ребенок спит, или только делает вид, что спит. Если делает вид, то: - хочет насолить учителю, - просто неинтересно, - обиделся, - хочет привлечь внимание одноклассников, т.к. испытывает недостаток в признании… Ответить на вопрос «почему» нужно хотя бы в общих чертах.

Третий этап - «что?» - заключается в постановке педагогической цели и формулируется в виде вопроса: «Что я хочу получить в результате своего педагогического воздействия?». Однако в каждом конкретном случае следует показать ребенку, что вы его принимаете таким каков он есть, но в то же время не одобряете его действия, т.к. они не достойны такого замечательного ребенка. Т.е. педагогическое воздействие направлено не против личности ребенка, а против его поступка. Если ребенок осознает, что он сам хороший, но в этот раз поступил не очень хорошо, тогда у него возникнет чувство стыда за недостойный поступок и желание больше так не делать.

Четвертый этап - «как?» - заключается в выборе оптимальных средств достижения поставленной педагогической цели. Продумывая способы и средства достижения цели педагогического воздействия, учитель должен оставлять свободу выбора за ребенком, который может поступить так, как хочет педагог, а может и иначе. Мастерство педагога проявляется в умении созда­вать такие условия, чтобы ребенок мог сделать правильный выбор, а не заставлять его поступить так, как нужно. При этом следует избегать угроз, наказаний, насмешек, записей в дневнике, жалоб родителям, т.к. они малоэффективны и свидетельствуют о низком уровне профессионализма.

Педагог-профессионал предложит ребенку несколько вариантов, но самым привлекательным представит оптимальный вариант. Этим он поможет ребенку сделать правильный выбор.

Пятый этап - практическое действие педагога. Его успех зависит от правильного определения: - мотивов и причин поступка; - точной формулировки педагогической цели, - выбора оптимальных средств ее достижения, - умелого воплощения их в реальном педагогическом процессе.

Известно, что результаты педагогических воздействий, как правило, отдалены во времени, поэтому педагог должен действовать на перспективу, опираясь на лучшее в ребенке, даже если это лучшее еще не проявилось. Он должен обращается к нему не к такому, каков он «сегодня», а к такому, каким он может быть «завтра».

Шестой этап - анализ педагогического воздействия и оценка эффективности общения. Важно сравнить поставленную цель с достигнутыми результатами, на основе чего можно объективно определить эффективность работы педагога и сформулировать новые перспективы.

 

Задания по педагогике (12)

1. Смоделировать личностную ситуации для урока (по выбору студента) в начальном звене школы и охарактеризовать педагогические условия ее использования.

"Личностная ситуация" (ЛС) - совокупность условий и обстоятельств, порождающих лично-значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает.

Это ситуация взаимодействия, затрагивающая смысловую, рефлексивную, оценочную, мотивационную сферы личности, обращенная к ее собственным мыслям и чувствам, побуждающая выбирать, оценивать, наделять смыслом, творчески преоб­разовывать, принимать ответственное решение. Она связана с "жизнью личности", а не исполнителя указаний, готовых рецептов мышления и поведения.

На уроке изучаются притяжательные местоимения в русском языке. "Как вы считаете, почему в стихотворении А.С.Пушкина, которое мы с вами вчера чи­тали, так много притяжательных местоимений ("голубка дряхлая моя" и т.п.)?"

Краткое, заинтересованное обсуждение, в котором ученики высказывали свое мнение, не боясь ошибиться (поскольку ответы не делятся на "правильные" и "неправильные"), позволяет прояснить смысл употребления притяжательных ме­стоимений в речи. "Мы наделяем ими людей, предметы, явления, которые нам доро­ги", -мысль, самостоятельно сформулированная учениками в открытом диалоге...

...Варианты контрольной по математике, написанные на доске, —разной степени сложности. Учитель поясняет, что выбрать можно любой, но "отлично" оценивается лишь выполнение всех задании избранного варианта, добавив: "Для тех, кто рискнет испытать свои возможности, самый лучший вариантчетвертый". Ученик, "идущий на медаль", уже прикинув вариант попроще, вдруг замечает уст­ремленные на него глаза одноклассников. Секунды замешательства, и его рука, по­медлив, выводит номер "трудного" варианта...

Главный механизм создания ЛС в педагогическом взаимодействии — не нау­чение, а переживания самого ученика: чтобы создать такую ситуацию, учителю не­обходимо "придумать", что будут переживать его ученики в конкретных обстоятель­ствах общения, совместной деятельности (на уроке, или вне его).

К основным условиям, позволяющим, смоделировать ЛС, можно отнести следующие:

1) совместная деятельность учителя и учеников, в которой смысло-поисковая и проблемно-поисковая активность последних важнее любых "готовых" истин;

2) сотрудничество учителя с учениками, предполагающее положительный эмоциональный фон взаимодействия и другие признаки сотрудничества;

3) "межсубъектное" диалогическое общение в педагогическом взаимодейст­вии;

4) личностная ориентация педагогического мышления учителя, позволяю­щая ставить цели и принимать решения в интересах развития личности (принцип "личностного функционирования").

 

2. Смоделировать «коммуникативную атаку» для уроков в начальном звене школы (2 урока по выбору студента).

Впрочем, здесь мы уже вплотную подходим к приему, о котором следует сказать особо.

Называется он - коммуникативная атака. Смысл его в том, чтобы в началь­ный период взаимодействия аудиторию увлечь, мобилизовать, "собрать" - назовите как угодно, чтобы дать сразу "что-то такое", что заставило бы учеников моментально включиться в урок. Правило это отнюдь не новость для психологов, специалистов по общению, но - постоянно убеждаемся - новость для подавляющего большинства на­ших учителей.

Урок по лирике Пушкина. Учительница зажигает свечу в красивом под­свечнике. "Именно в этот день много лет назад умер великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Пусть горит эта свеча..."

Урок по Маяковскому, "Стихи о советском паспорте". Учительница: "Ска­жите, у всех есть паспорта? А вот теперь посмотрим на этот паспорт. Это паспорт моей бабушки, ровесник того, о котором в своем стихотворении пишет Маяков­ский..."

Пушкин, "Пиковая дама" (спортивный класс). Учительница:

- Вы когда-нибудь в карты играли?

- Еще бы!

- Вот эти три карты - тройка, семерка, туз - определили судьбу человека и стали полноправными "героями" пушкинского произведения. Впрочем, главная ге­роиня, кажется, эта карта: пиковая дама.

Учительница держит в руках две розы, белую и красную.

- Найдите эпитеты к белой розе.

- Чистая, робкая, хрупкая, нежная, юная...

- А теперь к алой.

- Страстная, жгучая...

- Знаете, ребята, эти две розы, как героини пушкинского "Бахчисарайского фонтана" Зарема и Мария...

В общем же можно выделить (хотя такая "классификация" довольно услов­на) несколько направлений коммуникативной атаки.

Первое. Что-то интересное, "захватывающее" аудиторию (от алмаза "за Ва-зир-Мухтара до вопроса "кто видел в зоопарке волка? в начале урока по "Лобо" Се­тон-Томпсона).

Второе. Что-то близко связанное с интересами учеников (от вопросов "кто получил паспорт?" и "играете ли вы в карты?" до "сколько стоят сейчас кроссовки?").

Третье. Нечто личное для учителя, прочувствованное им, волнующее его.

Четвертое. Оригинальное, необычное начало, вызывающее внимание ауди­тории именно своей неожиданностью. (Алая и белая розы, свеча на уроках по Пуш­кину).

 

3. Разработать план и охарактеризовать основные этапы работы по сплочению классного коллектива.

Коллектив - группа людей, обладающая единой целью (благородной, социально значимой и т.п. - короче, положительной), организованная (имеющая структуру, отношения ответственной зависимости - несут ответственность за общее дело, друг перед другом, зависят друг от друга; кроме того нужно, чтоб то одни руководители, а другие подчинялись, то наоборот). Принцип параллельного действия: на личность влияет (па­раллельно) и руководитель и коллектив (или: руководитель через коллектив). Систе­ма перспектив: у коллектива должны быть ближняя и дальняя перспективы ("завтрашняя радость"). В коллективе должны складываться свои (этого коллектива) традиции. Должно быть общественное мнение (то есть, если это коллектив, то за плохое здесь осудят, за хорошее поддержат). В коллективе мажорный (радостный, оптимистический) тон, настрой; здесь, но идее, всем (его членам) должно быть хо­рошо. Что касается детского коллектива, то в нем также должен быть единый коллек­тив воспитателей и воспитанников.

Сплоченность - под ней понимают ценностно-ориентационные единство группы, т.е. степень совпадения мнений и оценок (целей, людей, событий), наиболее значимых для группы.

И все же есть некоторая условность в таком построении. Потому что глав­ное предназначение школы все-таки - дать образование. Но суть в том, что общие цели, в основном не касающиеся учебной деятельности, объективно работают на это главное. Они помогают создать объединение. Они позволяют хорошо чувствовать себя в классе, наладить отношения со сверстниками и учителями, подняться мораль­но и интеллектуально. Они не отрывают от учебы (как, например, многие детские объединения без взрослых), а, наоборот, предполагают высокую ценность учебы в системе ценностей группы, потому что здесь ценности подвластны контролю педаго­га. И в то же время позволяют не подвергать остракизму неспособных, дают возмож­ность самовыразиться любому.

Поскольку эти цели (внеучебные дела) идут в классе параллельно с учебой (и объективно, как сказано, работают на долговременную основную - получение об­разования), мы называем их параллельными целями. Оговоримся: для удобства мы часто употребляем слова "цель" и "дело" как синонимы (но если, скажем, цель - спек­такль на школьном вечере, то "дело" включает всю подготовку).

Мы бы выделили несколько основных направлений, по которым возможна постановка общих целей (определение конкретных дел для группы). Такая классифи­кация, конечно, весьма условна.

Первое. Внеклассные мероприятия разового характера, но требующие под­готовки: постановка спектакля, вечер отдыха, подготовка турпохода и т.п.

Второе. Долговременные внеклассные объединения, фундаментом которых является общение: школьный театр, различные клубы - компании и т.п. Здесь тоже постоянны общие конкретные цели.

Третье. Цели (дела), связанные с учебной деятельностью: скажем, подготов­ка научно-фантастического проекта (к уроку физики), изготовление какого-либо из­делия (наглядного пособия) и т.п. Такие дела задействуют меньшее количество ребят.

Четвертое. Ситуативные пели. Цель (может быть, и неожиданную для учи­теля) "подбрасывает" ситуация. Все предыдущие направления включают дела, зара­нее известные, их можно выбрать, спланировать; школьная же непредсказуемая дей­ствительность способна дать новый поворот, парадоксальный стихийный вариант. Главное в том, чтобы учитель воспользовался ситуацией, зная детей, класс.

Кроме этого, учитель должен моделировать педагогические ситуации, направленные на сплочение коллектива младших школьников:

1)Особенности поведения.

2)Выявить положительные качества ребёнка, узнать интересы.

3)Разработать мероприятия «Мои увлечения».

4)Проведение мероприятий личностно – ориентированного характера.

5)Коллективный анализ и поощрение детей.

 

4. Разработать проблематику и содержание родительских собраний в начальном звене школы и сформу­лировать ожидаемые результаты.

Пр облематика:

Типы семейных отношений и их влияние на развитие ребёнка.

Капризы и неврозы, как избежать возникновения и закрепления страхов.

Психологическая готовность к школе.

Как помочь ребёнку в приготовлении уроков.

Как воспитать любовь к труду.

Воспитание уверенности у детей.

Как приучить ребёнка к порядку и дисциплине.

В чём причина проявления у детей пониженной способности к обучению.

Физическое и нравственное воспитание младших школьников.

Здоровье ребёнка.

Дайте ребёнку радость умственного труда и радость успеха в учении.

Содержание:

Возрастные особенности младшего школьника.

Особенности темперамента ребёнка.

Гиперактивные дети.

Противоречивые роли первоклассников.

Начинается новый день. Встречайте с ребёнком утро радостно.

Истоки неорганизованности младших школьников.

Природа как средство формирования мышления и чувства прекрасного.

Ожидаемые результаты:

Тесное сотрудничество учителя с родителями.

Позитивный настрой детей и родителей на учёбу.

Помощь родителей во всех необходимых случаях.

Умение слушать и слышать учителя.

Создание семьёй необходимых условий для хорошего учения ребёнка.

Позитивное сотрудничество родителей и школы.

 

5. Разработать план классного часа на основе личностно-ориентированного подхода для начального зве­на школы.

Классный час (4 класс) Тема: Города земли Русской Воронеж. Форма проведения: путешествие. Цель: формировать понятие «характер города»;

познакомить учащихся с памятниками архитектуры родного города;

познакомить с профессией зодчего и её особенностями.

Ход мероприятия:

1.Вступительная беседа.

Исторический экскурс в архитектуру города Воронежа.

2. Постановка проблемы.

Каковы особенности дома наших предков?

3. Обсуждение темы.

Отчет групп о проделанной работе.

Группа 1: Особенности старинной архитектуры города Воронежа.

Группа 2: Особенности современных построек.

Группа 3: Профессия зодчего.

4. Проведение упражнений.

Выявление особенностей архитектуры прошлого и знакомство с особенностями профессии зодчего.

5.Выводы. Подведение итогов.

Рефлексия: 1) Могу ли я воспользоваться данными знаниями в построении проекта «Дом моих предков»?

2) Какие знания мне понадобятся при выполнении проекта «Дом моих предков»?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.222 (0.016 с.)