Методы организации обучения в нач. звене школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы организации обучения в нач. звене школы



1. Понятие метода обучения.

2. Сущность и содержание методов обучения.

1. Методы обучения.

Методы обучения - это система последовательных, взаимосвязанных действий субъектов образовательного процесса, обеспечивающая усвоение содержания образования, развитие способ­ностей учащихся, овладение ими средствами самообразования. Категория методов обучения свя­зана с традиционным дидактическим вопросом - Как учить? В методе обучения находят отраже­ние объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. В структуре ме­тодов выделяют объективную и субъективную части. Объективная часть обусловлена теми по­стоянными незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требование законов и закономерно­стей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания и форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями уча­щихся, конкретными условиями.

Существуют различные классификации методов обучения.

1. По источнику получения знаний. Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе выделяют:

A) словесные методы - рассказ, беседа, дискуссия, лекция, инструктаж, работа с книгой и др. Б) наглядные - демонстрация материала, иллюстрирование и др.

B) практические - лабораторные и практические работы, игры, упражнения - устные, графические, письменные, учебно-трудовые

2.По характеру деятельности обучаемых или степени самостоятельности и творчества. М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер выделяют:

A) Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания в «готовом» виде на занятии, из учебной или методической литературы и т.д. Восприятие и осмысление информа­ции развивает только репродуктивное мышление, хотя этот метод является самым экономным способом передачи большого массива информации.

Б) Репродуктивный. Деятельность учащихся носит алгоритмический характер, т.е. выпол­няется по инструкции, предписанию.

B) Проблемного изложения. Используя различные средства, учитель ставит: проблему

—► познавательную задачу —► излагает материал, сравнивая различные точки зрения — показывает способ решения поставленной задачи. При этом учащиеся становятся соучастниками научного по­иска.

Г) Частично-поисковый (эвристический) - учитель организует активный поиск решения познавательных задач либо под собственным руководством, либо на основе эвристических указа­ний в учебных пособиях. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, предполагает творческую деятельность учащихся, но поэтапно контролируется педагогом.

Д) Исследовательский - в наибольшей степени способствует развитию инициативы уча­щихся, творческого поиска. Учитель ставит проблему, задачу, дает краткий инструктаж, а учащих­ся самостоятельно ведут поиск решения, приобретая опыт исследовательской деятельности. Эта классификация предполагает нарастание степени активности и самостоятельности.

3. Бабанским Ю.К. выделена организационная классификация и особая группа методов стимулирования и мотивации учения, которая направлена на стимулирование активной познава­тельной деятельности. Эта группа подразделена на 4 подгруппы:

а) методы эмоционального стимулирования - ситуация успеха, поощрение, порицание, иг­ровые формы и др.

б) развития познавательного интереса - занимательное содержание, творческий поиск, иг­ровой сюжет и др.

в) формирования ответственности и обязательности - разъяснение личностной значимо­сти учения, требование, оперативный контроль (выявление сложных вопросов для учащихся),

г) развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств - твор­ческое задание, проблемная ситуация, дискуссия, творческая игра, креативное поле (творческое).

2. Сущность и содержание методов обучения.

I. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной

Деятельности учащихся

Ведущее место в системе методов обучения занимают словесные методы, позволяющие в кратчайший срок передать большой объем информации, поставить проблемы и указать пути их решения. Среди словесных методов выделяют: рассказ, объяснение, беседу, дискуссию, лекцию.

1) Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного мате­риала. Он применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. По целям выделяется 3 вида рассказа:

A) Цель рассказа-вступления - подготовить учащихся к восприятию нового учебного мате­риала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволя­ющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении.

Б) Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществля­ет изложение по определенному логическому развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с применением иллюстраций и убедительных примеров.

B) Рассказ-заключение проводится в конце урока, когда учитель кратко обобщает главные мысли, делает выводы, обобщения, дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по теме.

Методические приемы используемые в ходе рассказа: изложение информации, активизация внимания, логические сравнения, сопоставления, выделение главного. Педагогические требования к рассказу: - обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания; - содержать только научно проверенные факты, доказывающие правильность выдвигаемых положений; - четкая логи­ка изложения; - эмоциональность; - излагаться простым и доступным языком; - отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям.

2) Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучае­мого объекта, отдельных понятий, явлений. Это монологическая система изложения. К объяс­нению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решения химических, фи­зических, математических задач, теорем; при раскрытии причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует: - точного и четкого формули­рования задачи, сути, проблемы, вопроса; - последовательного раскрытия причинно-следственных связей, - аргументации и доказательств; - использования сравнения, сопоставления, аналогии; -привлечения ярких примеров; - безукоризненной логики изложения.

3) Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тща­тельно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебно­го материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидакти­ческом процессе выделяют различные виды бесед: А) эвристическая, в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и ус­воению новых знаний, формулированию правил и выводов. Б) Для сообщения новых знаний ис­пользуются сообщающие беседы. В) Если беседа предшествует изучению нового материала, ее на­зывают вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Г) Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. Д) В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивиду­альная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа).

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопро­сы должны будить мысль ученика, быть краткими, четкими, содержательными. Преимущества ме­тода беседы: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания уча­щихся; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством. Не­достатки беседы: требует много времени; содержит элемент риска (неправильный ответ воспри­нимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); необходим запас знаний.

4) Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Ее целесообразно использовать, когда учащиеся обладают значительной степенью самостоя­тельности мышления, умеют доказывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия учит более глубокому пониманию проблемы, умению считаться с мнением других.

Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с приме­нением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играют иллюстрации и де­монстрация учебных пособий. Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значи­тельной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений. При использовании наглядных пособий необходимо соблюдать ряд условий:

- применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

- наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

- наблюдение должно быть организовано так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый объект;

- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

- демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

- привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.91.79.134 (0.009 с.)