Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы организации обучения в нач. звене школыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Понятие метода обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения. 1. Методы обучения. Методы обучения - это система последовательных, взаимосвязанных действий субъектов образовательного процесса, обеспечивающая усвоение содержания образования, развитие способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования. Категория методов обучения связана с традиционным дидактическим вопросом - Как учить? В методе обучения находят отражение объективные закономерности, цели, содержание, принципы, формы обучения. В структуре методов выделяют объективную и субъективную части. Объективная часть обусловлена теми постоянными незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требование законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания и форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями. Существуют различные классификации методов обучения. 1. По источнику получения знаний. Е.И. Перовский, Д.О. Лордкипанидзе выделяют: A) словесные методы - рассказ, беседа, дискуссия, лекция, инструктаж, работа с книгой и др. Б) наглядные - демонстрация материала, иллюстрирование и др. B) практические - лабораторные и практические работы, игры, упражнения - устные, графические, письменные, учебно-трудовые 2.По характеру деятельности обучаемых или степени самостоятельности и творчества. М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер выделяют: A) Объяснительно-иллюстративный метод. Учащиеся получают знания в «готовом» виде на занятии, из учебной или методической литературы и т.д. Восприятие и осмысление информации развивает только репродуктивное мышление, хотя этот метод является самым экономным способом передачи большого массива информации. Б) Репродуктивный. Деятельность учащихся носит алгоритмический характер, т.е. выполняется по инструкции, предписанию. B) Проблемного изложения. Используя различные средства, учитель ставит: проблему —► познавательную задачу —► излагает материал, сравнивая различные точки зрения — показывает способ решения поставленной задачи. При этом учащиеся становятся соучастниками научного поиска. Г) Частично-поисковый (эвристический) - учитель организует активный поиск решения познавательных задач либо под собственным руководством, либо на основе эвристических указаний в учебных пособиях. Процесс мышления приобретает продуктивный характер, предполагает творческую деятельность учащихся, но поэтапно контролируется педагогом. Д) Исследовательский - в наибольшей степени способствует развитию инициативы учащихся, творческого поиска. Учитель ставит проблему, задачу, дает краткий инструктаж, а учащихся самостоятельно ведут поиск решения, приобретая опыт исследовательской деятельности. Эта классификация предполагает нарастание степени активности и самостоятельности. 3. Бабанским Ю.К. выделена организационная классификация и особая группа методов стимулирования и мотивации учения, которая направлена на стимулирование активной познавательной деятельности. Эта группа подразделена на 4 подгруппы: а) методы эмоционального стимулирования - ситуация успеха, поощрение, порицание, игровые формы и др. б) развития познавательного интереса - занимательное содержание, творческий поиск, игровой сюжет и др. в) формирования ответственности и обязательности - разъяснение личностной значимости учения, требование, оперативный контроль (выявление сложных вопросов для учащихся), г) развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств - творческое задание, проблемная ситуация, дискуссия, творческая игра, креативное поле (творческое). 2. Сущность и содержание методов обучения. I. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-познавательной Деятельности учащихся Ведущее место в системе методов обучения занимают словесные методы, позволяющие в кратчайший срок передать большой объем информации, поставить проблемы и указать пути их решения. Среди словесных методов выделяют: рассказ, объяснение, беседу, дискуссию, лекцию. 1) Рассказ предполагает устное повествовательное изложение содержания учебного материала. Он применяется на всех этапах школьного обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем, продолжительность. По целям выделяется 3 вида рассказа: A) Цель рассказа-вступления - подготовить учащихся к восприятию нового учебного материала, которое может быть проведено другими методами, например, беседой. Этот вид рассказа характеризуется относительной краткостью, яркостью, эмоциональностью изложения, позволяющими вызвать интерес к новой теме, возбудить потребность в ее активном усвоении. Б) Во время рассказа-изложения учитель раскрывает содержание новой темы, осуществляет изложение по определенному логическому развивающему плану, в четкой последовательности, с вычленением главного, с применением иллюстраций и убедительных примеров. B) Рассказ-заключение проводится в конце урока, когда учитель кратко обобщает главные мысли, делает выводы, обобщения, дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по теме. Методические приемы используемые в ходе рассказа: изложение информации, активизация внимания, логические сравнения, сопоставления, выделение главного. Педагогические требования к рассказу: - обеспечение идейно-нравственной направленности преподавания; - содержать только научно проверенные факты, доказывающие правильность выдвигаемых положений; - четкая логика изложения; - эмоциональность; - излагаться простым и доступным языком; - отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам, событиям. 2) Объяснение - словесное истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Это монологическая система изложения. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала, решения химических, физических, математических задач, теорем; при раскрытии причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. Использование метода объяснения требует: - точного и четкого формулирования задачи, сути, проблемы, вопроса; - последовательного раскрытия причинно-следственных связей, - аргументации и доказательств; - использования сравнения, сопоставления, аналогии; -привлечения ярких примеров; - безукоризненной логики изложения. 3) Беседа - диалогический метод обучения, при котором учитель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. В зависимости от конкретных задач, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в дидактическом процессе выделяют различные виды бесед: А) эвристическая, в ходе которой учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания и практический опыт, подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов. Б) Для сообщения новых знаний используются сообщающие беседы. В) Если беседа предшествует изучению нового материала, ее называют вводной или вступительной. Цель такой беседы состоит в том, чтобы вызвать у учащихся состояние готовности к познанию нового. Г) Закрепляющие беседы применяются после изучения нового материала. Д) В ходе беседы вопросы могут быть адресованы одному ученику (индивидуальная беседа) или учащимся всего класса (фронтальная беседа). Успех проведения бесед во многом зависит от правильности постановки вопросов. Вопросы должны будить мысль ученика, быть краткими, четкими, содержательными. Преимущества метода беседы: активизирует учащихся; развивает их память и речь; делает открытыми знания учащихся; имеет большую воспитательную силу; является хорошим диагностическим средством. Недостатки беседы: требует много времени; содержит элемент риска (неправильный ответ воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти); необходим запас знаний. 4) Дискуссия как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на мнения других лиц. Ее целесообразно использовать, когда учащиеся обладают значительной степенью самостоятельности мышления, умеют доказывать свою точку зрения. Хорошо проведенная дискуссия учит более глубокому пониманию проблемы, умению считаться с мнением других. Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играют иллюстрации и демонстрация учебных пособий. Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений. При использовании наглядных пособий необходимо соблюдать ряд условий: - применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся; - наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока; - наблюдение должно быть организовано так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый объект; - необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; - детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений; - демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; - привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.68 (0.012 с.) |