Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок в процессе обучения физической культуреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На протяжении многих десятилетий понятие урок определялось как основная форма организации учебно-воспитательного процесса по той или иной дисциплине в общеобразовательной школе. Указывались признаки, которые его отличали от других форм организации учебной и воспитательной работы: постоянство состава учащихся, регламентированность содержания, продолжительности, места и времени проведения, обязательность посещения, ведущей роли учителя и др. Однако указание на то, что урок — основная форма организации учебного процесса, лишь частично раскрывало сущность данного понятия. Функции урока в структуре процесса обучения остаются как бы вне определяемого понятия. Из дефиниции выпадал основной признак определяемого предмета. Только проникновение в глубь процесса обучения, выделение его структурного элемента, «шага», позволило выявить функциональную взаимосвязь урока как организационной формы и процесса обучения. «Шаг» дидактических процессов содержит в себе виды непосредственного и опосредованного взаимодействия учителя и учащихся, которые соответственно объединяют 4-е и 5-е (непосредственное взаимодействие) и остальные четыре (1, 2, 3, 6-е) звена. Четвертое и пятое звенья реализуются непосредственно на уроке физической культуры — непосредственное дидактическое взаимодействие педагога и коллектива класса, направленное на достижение частичной, но завершенной цели обучения. Получение частичной цели обеспечивает сдвиг, равный реально достигнутой цели, — перевод взаимодействующих сторон (учителя и учащихся) с одного уровня обученное™ на другой, более высокий (см. рис. 6). В данной трактовке урок физической культуры может быть условно принят за один микроцикл функционирования учебно-воспитательного процесса, образующий впоследствии циклы сравнительно больших уровней — недельные, месячные, четвертные, полугодовые, годичные, ступенчатые (I —IV, V—IX, X—XI классы) и одиннадцатилетние (большие макроциклы). Понятие «урок физической культуры» определяется как ограниченная во времени единица учебно-воспитательного процесса, ориентированная на достижение завершенной, но частичной цели предмета «Физическая культура». Такая интерпретация урока физической культуры согласуется с тенденцией, наметившейся в общей дидактике, определить урок как элемент процесса обучения. Урок физической культуры отличается от уроков по другим дисциплинам специфичностью функций, цели, задач данного предмета, связанной с этим особенностью содержания, формами организации деятельности учащихся, методами обучения, воспитания и развития, комплексным характером их применения. На уроках физкультуры реализуются во взаимосвязи и взаимозависимости образовательно-инструктивные, оздоровительно-рекреационные и воспитательно-развивающие задачи. Учебно-воспитательный процесс проходит дифференцированно с учетом особенностей возраста, пола, физического развития, состояния здоровья, двигательной подготовленности учащихся. Уроки могут быть организованы на площадках, в спортивных залах, бассейне, на местности при различных температурных режимах с использованием специального инвентаря и оборудования. Таким образом, урок физической культуры, будучи основной формой организации учебно-воспитательного процесса по данной дисциплине, выступает как один из элементов дидактической системы, представленный в структуре дидактических процессов. 10.3. Содержание и структура урока физической культуры в общеобразовательной школе Содержание урока физической культуры — понятие старое, возникшее, видимо, вместе с появлением классно-урочной системы. В практике работы общеобразовательных школ довольно часто говорят о содержании урока. Вместе с тем в работах, посвященных теории урока, данное понятие не выделено в качестве аспекта, заслуживающего специального внимания и анализа. Вопросы, связанные с понятием «содержание урока», не нашли должного отражения в учебниках и учебных пособиях по педагогике. Однако в работах ученых по теории и методике физического воспитания предприняты попытки восполнить этот пробел. Несмотря на то что вопросы содержания урока физической культуры изложены в учебниках и учебных пособиях, многие учителя физической культуры под данным понятием подразумевают лишь физические упражнения, выполнение которых составляет предмет деятельности учащихся. Последнее выражается хотя бы в том, что часть поурочного плана, где написано «Содержание», обычно посвящается описанию физических упражнений. Основываясь на взаимосвязях процесса обучения и формы его организации (урока), содержание урока рассматривают как совокупность сущностных сторон процесса обучения, куда входят: 1) деятельность учителя и учащихся; 2) результаты, на достижение которых ориентировано взаимодействие педагога и учащихся, выраженные в знаниях, навыках (умениях), а также морфологических и функциональных изменениях в организме учащихся; 3) физические упражнения, выполнение которых обеспечивает достижение намеченной цели урока. Деятельность учителя — важнейший компонент содержания урока физической культуры. Она предшествует активной познавательной деятельности учащихся и направляет ее. Наиболее значимыми моментами деятельности учителя следует считать: - определение и конкретизацию цели урока; - обоснование педагогических задач урока, решение которых обеспечивает достижение соответствующей цели; - подготовку места проведения урока; - организацию учащихся для активной учебной деятельности; - постановку перед учащимися учебной задачи; - обеспечение ее восприятия; - осознание учебной задачи; - психофизиологическую подготовку учащихся к решению задач основной части урока; - организацию активной учебной деятельности; - получение конкретной информации о качестве учебной деятельности школьников; - оценку полученной информации; - анализ и обсуждение результатов учебной деятельности с учащимися; - коррекцию собственных педагогических воздействий на коллектив учащихся класса (группы учащихся или на отдельных из них); - определение содержания самостоятельных учебных заданий для учащихся; - помощь и страховку при выполнении практических учебных действий; - регулирование учебной нагрузки учащихся; - подведение итогов урока; - организованное завершение урока определением групповых, общих и индивидуальных заданий на дом. Данный перечень элементов деятельности учителя может быть дополнен, а последовательность их проявления на уроке может быть иной. Наибольшую трудность испытывают учителя при постановке цели и задач перед коллективом класса, т. е. переводе собственных целей и задач в цели и задачи коллектива класса. Иначе не может быть сформирована доминирующая мотивация у учащихся и в последующем афферентный синтез функциональной системы, соответствующий предстоящему поведенческому акту (выполнению изучаемого двигательного действия). Деятельность учащихся, реализуемая в соответствии с деятельностью учителя, может иметь следующие разновидности: - подготовку к уроку (приобретение формы, одежды, обуви, соблюдение норм личной и общественной гигиены, выполнение домашних заданий, психологической настройки к активной деятельности на уроке); - явку на место проведения урока; - сосредоточение внимания на его педагогических воздействиях (словесных, зрительных и др.); - выполнение команд, распоряжений, заданий учителя; - восприятие и осознание учебных заданий (задач); - проектирование собственных действий; - активную интеллектуальную и практическую познавательную работу; - само- и взаимоконтроль за результатами практической работы; - получение конкретной информации о качестве собственной учебной деятельности; - самооценку учебной деятельности (взаимооценка); - само- и взаимоанализ оценочных суждений; - обсуждение результатов учебной деятельности с другими учащимися и учителем; - внесение корректив в собственную учебно-познавательную деятельность и др. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры достигается цель не только данного урока, но и их серий (циклов) в четверти, полугодии, учебном году, цель начального, базового и среднего общего физкультурного образования школьников. Казалось бы, основным фактором, обусловливающим содержание школьного урока физической культуры, и должны были стать именно физические упражнения. Однако используемые без учета педагогических, физиологических и психологических закономерностей процесса обучения или используемые вне взаимосвязи с заранее намеченной дидактической целью урока, они не могут обеспечить ожидаемого образовательно-воспитательного и оздоровительно-рекреационного результата. Это достигается совместной деятельностью учителя и коллектива учащихся. Деятельность учащихся на уроке по данной дисциплине сопряжена с выполнением физических упражнений. Из 45 минут школьного урока физической культуры на непосредственное выполнение физических упражнений в VI—VII классах общеобразовательных школ (учащиеся 13—15 лет) используется до 90 % общего времени. Моторная плотность урока физической культуры тесно связана с его типом. Наибольшей моторной плотностью отличаются уроки по изучению нового материала (89,8 %), повторения пройденного (80,6 %), смешанные (83,8 %) и наименьшей — контрольные (60,6%), занимающие немного места в годичной программе1. Поэтому, говоря о деятельности учащихся на уроках физической культуры, мы и имели в виду активную познавательную деятельность, сопряженную с выполнением ими физических упражнений. Это обстоятельство делает само собой разумеющимся то, что физические упражнения составляют важнейший по объему и значимости компонент содержания урока физической культуры. Результаты взаимодействия учащихся с педагогом, регламентируемого задачами урока и его предметным содержанием, зависят от определенных функциональных процессов, происходящих в различных системах организма. Сдвиги в психофизиологических процессах и изменения в состоянии занимающихся обусловливают последующие сдвиги в развитии функций различных систем организма, сформированность конкретных знаний, двигательных и инструктивно-методических умений школьников, которые не всегда возможно точно определить на каждом уроке. Результаты взаимодействия учителя и учащихся составляют внутреннюю, относительно скрытую сторону содержания урока физической культуры. Все перечисленные составляющие содержания урока тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эта взаимосвязь характеризует другой значимый признак урока физической культуры — его структуру. Структура урока физической культуры, как и урока вообще, — объект пристального внимания и творческих поисков ученых и специалистов физического воспитания с тех самых времен, когда урок приобрел статус основной формы организации физического воспитания школьников. И на протяжении длительного периода эволюции урока по данной дисциплине использовался термин структура урока. 1 Хан А. Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры. — Саратов, 1975. — С. 53 — 57. Проблема структуры урока широко освещалась в отечественной литературе. Однако общепризнанного и исчерпывающего определения понятия «структура урока» пока нет ни в дидактике, ни в теории и методике физического воспитания. Это относится и к его составу, и к элементам, которые в своей совокупности составляют саму его структуру. Так, Н.Н.Ефремов (1959) определяет данное понятие как взаимное расположение частей и соотношение частей занятий. А.Н.Хан деление урока на три части, признание их в качестве его структурных элементов считает формальным и определяет это понятие как внешнее и внутреннее строение урока, характеризующее соотношение частей, последовательность и соотношение элементов и взаимосвязь компонентов процесса обучения и воспитания. Так же определяет структуру урока и К. X. Гран-тынь, который подразумевает при этом взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятия. При этом отмечается, что интерпретация урока как взаимосвязь и последовательность физических упражнений справедлива лишь отчасти и подчеркивается необходимость учесть при этом важность взаимосвязи и последовательность деятельности педагога и учащихся. Справедливо и то, что решающей является именно структура деятельности преподавания и учения. Понимание урока как ограниченной во времени функциональной единицы процесса обучения, сущность которой заключается в непосредственном дидактическом взаимодействии педагога и коллектива учащихся и в результате которого достигается завершенная, но частичная цель обучения, обусловливает необходимость в еще большем связывании структуры урока с самим процессом обучения. Структура урока в одном случае будет в основном повторять структуру целостного обучения, а в другом — частично отразит данный процесс. За структурные элементы урока нельзя принимать такие его компоненты, как традиционный опрос, изучение нового, закрепление и т.д. В качестве структурных элементов урока рассматриваются «шаги», обусловливающие движение к цели, т.е. усвоению его содержания. Содержание этих «шагов», их объем и порядок изменчивы, зависят от содержания учебного материала, дидактической цели, закономерностей процессов усвоения, состава класса и методического почерка учителя1. В школьном уроке физической культуры выделены его основные структурные элементы: организация внимания, подготовка организма, изучение нового, повторение, совершенствование, оценка степени усвоения, организация условий, снижение на- 1 Дидактика средней школы / Под ред. М.Н.Скаткина. — 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1982 - С. 226-227. грузки, итоги урока и задание на дом. «Наименования этих элементов далеко не совершенны, однако именно из этих основных элементов складывается та или иная часть школьного урока физической культуры»1. Части урока исторически сформировались как один из важнейших моментов, обусловливающих особенности учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура». Если структура уроков, например математики, биологии, географии, может иметь одну последовательность (рассказ учителя, требования в форме вопросов воспроизвести учебную информацию учителя, выполнение упражнений по заданному образцу) или другую (демонстрация способов деятельности, их воспроизведение обучающимися, решение задач с применением известного способа, но с некоторыми вариациями в условиях), то на уроках физической культуры такие вариации, резкие перемены в частях урока невозможны. Части урока физической культуры сформировались в соответствии с логикой развертывания учебно-воспитательного процесса, т. е. постепенное вовлечение учащихся в познавательную деятельность, достижение требуемого уровня психофизического состояния занимающихся; поддержание достигнутого уровня на протяжении определенного времени урока; постепенное доведение учащихся к состоянию, близкому к исходному, и переключение коллектива класса на очередной вид деятельности в соответствии с режимом учебного дня школы. Здесь требуются четкая структура и строгий переход от одной части к другой в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений, навыков и развития двигательных качеств. Это также сопряжено с соблюдением оздоровительной и воспитательной направленности каждого урока. Однако части урока формируются из определенных циклов взаимодействия педагога и коллектива класса, своеобразных «шагов» движения учебно-воспитательного процесса на уроке. В дидактике средней школы выделены элементы — структурные компоненты урока. Многие из них приемлемы в качестве структурных компонентов школьного урока физической культуры. Основные элементы урока: а) организация подготовки учащихся к уроку; б) постановка цели урока и обеспечение ее восприятия уча в) психофизиологическая подготовка учащихся к усвоению г) обучение двигательным действиям; 1 Хан А.Н. Педагогические основы построения школьного урока физической культуры. — Саратов, 1975. — С. 40. д) развитие двигательных качеств; е) воспитание духовно-нравственных и волевых качеств лич ж) контроль, оценка и анализ результатов учебной деятельно з) коррекция учебно-воспитательных воздействий; к) подведение итогов урока; л) задание на дом; м) организованное завершение. Эти элементы, будучи объединенными, составляют вводную, основную и заключительную части урока физической культуры, обеспечивают реализацию его педагогической цели и задач. Например, структура урока, схематично записанная с использованием букв, обозначающих тот или иной названный его элемент: Г (а б в гдежзиклм). Буква, вынесенная за скобки, обозначает тип урока — обучение, а буквы в скобках — взаимосвязь и последовательность действий педагога: - организация учащихся к уроку; - постановка цели и обеспечение его восприятия; - обеспечение готовности к учебной деятельности; - обучение (подготовка к усвоению техники двигательных действий, формирование умения выполнять движения, формирование навыка, соответствующего структуре техники двигательного действия (движения), закрепление усвоенного, формирование умения использовать знания и двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий); - контроль; - анализ; - коррекция воздействия; - снижение физической нагрузки, подведение итога урока и задание на дом. Рассмотрим один из возможных вариантов структурирования урока физической культуры, где доминирующая цель — изучение нового материала (рис. 8). Данную структуру можно усложнить за счет дифференцировки элемента Г — обучения по его этапам. Но в любом случае в структуре урока будет представлено взаимодействие педагога и учащихся. Такая форма записи содержания и структуры урока позволяет: - наглядно воспринимать тип и вид урока; - со временем составить картотеку уроков определенного содержания и структуры по годам обучения школьников; - не испытывать затруднений в разработке планов или планов-конспектов уроков физической культуры;
- привлекать к анализу и оценке своей деятельности документальные материалы, хранящиеся в картотеке уроков; - комбинировать содержание и структуру путем перестановки цифр и букв, символизирующих части и элементы урока физической культуры; - обеспечить максимально возможное варьирование элементов по частям урока при подготовке учителя к очередному уроку физической культуры с учетом метеорологических условий, материально-технической базы, направленности физкультурных и спортивных интересов школьников и других факторов; - четко выразить технологическую направленность дидактических процессов по физической культуре в школе. Под структурой урока физической культуры следует понимать взаимосвязь и последовательность деятельности педагога и коллектива класса, осуществляемые в соответствии с логикой достижения его цели. В общеобразовательных школах используется преимущественно трехчастная структура урока физической культуры. Такая структура, в частности, была принята в советской системе физического воспитания. Вводная часть урока должна играть вспомогательную роль, создавать предпосылки для основной учебно-воспитательной работы. Цель вводной части урока физической культуры — обеспечить психологическую и морфофункциональную готовность учащихся к решению задач основной части урока и достижению его целевой установки. Достижение цели осуществляется решением следующих педагогических задач урока: 1) организовать коллектив учащихся класса, овладеть их вниманием; 2) дать учащимся установку на активную познавательную деятельность; 3) создать благоприятные психические и эмоциональные условия взаимодействия деятельностей преподавания и учения; 4) организовать постепенное включение в работу органов и систем, общее разогревание опорно-двигательного аппарата учащихся; 5) сформировать готовность к выполнению учебной работы в основной части урока. По мере необходимости можно решать и некоторые образовательные и воспитательные задачи, но не в ущерб специфической функции — введению учеников в работу. Средства —- разнообразные физические упражнения, техника которых уже хорошо освоена занимающимися или же под-, дается быстрому усвоению: - различные построения и перестроения; - варианты ходьбы, бега и прыжков, выполняемых в рамках постепенно повышающихся, но относительно умеренных нагрузок; - хорошо знакомые игры (не связанные с большим напряжением или длительными паузами в деятельности отдельных учеников). В основной части урока должны быть достигнуты результаты, предусмотренные учебной программой, документами оперативного и текущего программирования и планами образовательных, воспитательных, развивающих (оздоровительных) мероприятий. Цель— обеспечить активную учебную работу учащихся класса для получения конкретных знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений, выраженных сдвигами психических и морфофункциональных показателей развития двигательных, духовно-нравственных и волевых качеств занимающихся. Достижению цели основной части способствует решение следующего комплекса педагогических задач: - общее и специальное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также воспитание и поддержание хорошей осанки, закаливания организма; - вооружение учащихся общими и специальными знаниями;
- формирование и совершенствование двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера; - общее и специальное воспитание двигательных (физических), а также проявляемых в двигательной деятельности моральных, интеллектуальных и волевых качеств. Одновременно решаются задачи нравственного и эстетического воспитания. Средства — разнообразные виды физических упражнений, которые обеспечивают эффективное решение перечисленных задач. В основную часть могут включаться и упражнения, характерные для вводной и заключительной частей, если необходимо создать какие-либо дополнительные предпосылки для проведения основных упражнений, восстановить временно снизившуюся работоспособность и т. п. Заключительная часть урока. Цель— приведение организма в оптимальное для последующей деятельности состояние, а также создание по возможности установки на предстоящую учебную деятельность. Наиболее характерные задачи этой части: - снижение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем до нормы; - снятие излишнего напряжения отдельных групп мышц; - подкрепление навыка правильной осанки; - регулирование эмоционального состояния; - подведение итогов учебной деятельности, краткий разбор, - задания на дом. - варианты ходьбы и других естественных движений, направленные на постепенное снижение напряжения функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем; - упражнения на расслабление и осанку; - специальные упражнения на внимание; - танцевальные упражнения и игры относительно спокойного характера; - художественные формы передвижений под музыку, песню. весьма изменчивы, так как зависят от особенностей и состояния занимающихся, задач, намеченных для данного занятия, специфики избранных средств, общей продолжительности урока, внешних условий работы и других факторов. В начальной школе объем времени урока (45 мин) равномерно распределяется на вводную и заключительную части и составляет 11 — 13 мин, или по 20 — 25 %. При этом в I и II классах
на первую часть урока выделяют в среднем по 13 мин и на третью — примерно по 11. Основная часть урока физической культуры в младших (I —III) классах занимает 45 —46 % общего времени (19 — 22 мин). Начиная с IV класса опытные учителя физической культуры выделяют сравнительно меньше времени на подготовительную и особенно заключительную части урока, одновременно увеличивая объем основной части (табл. 2). Младшим школьникам в силу известных особенностей возрастного развития по сравнению с подростками и юношами из V— VIII и IX—XI классов требуется больше времени для организации их к учебной деятельности и психофизической адаптации к познавательной деятельности, сопряженной с использованием физических упражнений. Кроме того, объяснение и показ подготовительных физических упражнений в младших классах ведутся учителем в несколько замедленном темпе по сравнению со старшими классами. Для подготовки учащихся к завершению основной учебной работы, которая проходила в части урока, требуется более продолжительная заключительная часть. А.Н.Хан видит некоторую закономерность постепенного перехода от более короткой основной части в младших классах к более продолжительной в старших (табл. 3). Вместе с тем установлено, что умение так дифференцировать требует от учителя повышения научно-методического мастерства путем само- и взаимоанализа на уроках физической культуры.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.49.90 (0.012 с.) |