Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Операционно-деятельностный компонент наиболее ярко (конкретно) отражает процессуальную сущность учебно-воспитательного процесса. Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредственной взаимосвязи с познавательной деятельностью класса, постоянного (в пределах учебного года) состава учащихся примерно одного уровня обученное™, занимающихся по общей для всех единой образовательной программе. В процессе такого взаимодействия осуществляются перевод системы знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений в элементы структуры личности учащихся, развитие у них двигательных качеств в пределах не ниже требований учебной программы, а также воспитание духовно-нравственных и волевых качеств. Операционно-деятельностный компонент реализуется с помощью заранее отобранных и обоснованных средств, методов и форм организации преподавания и учения. Данный вид дидактического взаимодействия представлен центральным звеном «шага» — единицы функционирования дидактических процессов — и подробно описан ранее. Особенностью непосредственного взаимодействия учителя и учащихся служит его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны. Учитель взаимодействует с учащимися, потому что он обязан управлять передачей им определенной порции содержания образования по физической культуре и вследствие обратного отражения школьниками его собственных воздействий. В зависимости от состояния фактической обученное™ учащихся, учебной дисциплины в коллективе класса, учебных возможностей школьников и других обстоятельств дидактическое взаимодействие может протекать в различных вариантах (варианты 1 и 2). Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культуры Вариант 1 Организация репродуктивной дея- Репродуктивная учебная деятель- ганизма учащихся, или по другим вопросам курса физической культуры Осуществляет вербально-зритель- Воспринимают учебную информа- программой Вариант 2 Объяснительно-иллюстративное построение взаимодействия учителя и учащихся Деятельность учителя Деятельность учащихся Информирует учащихся о новом Воспринимают учебную информа- знании, новых способах выполне- цию Объясняет и демонстрирует узло- Усваивают важные элементы ос- вые, важные элементы техники изу- новы техники изучаемого двига- чаемого двигательного действия тельного действия Организует осмысливание двига- Применяют различные способы тельной задачи и учебной инфор- для осознания учебной информа- мации о способах ее решения ции, детализируют сущность учеб Организует активную учебную де- Выполняют учебные задания, со- вия, усиливает контрольно-коррек- усвоенное двигательное действие ем привычных условий (легкая атлетика, лыжная подготовка) Содержание изучаемого материала подается на основе ранее описанных дидактических принципов. Непосредственное дидактическое взаимодействие может быть осуществлено с использованием элементов проблемного обучения (вариант 3). Вариант 3 Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культуры с использованием элементов проблемного обучения Деятельность учителя Деятельность учащихся Ставит перед учащимися в вводной, Воспринимают задачу и активи-основной или заключительной ча- зируют учебную деятельность по сти урока проблемную задачу. На- поиску способов ее решения пример: «На предыдущих уроках мы с вами изучили прыжок в высоту способом "перешагивание". Может ли быть иной способ преодоления планки?» или: нибудь по-другому сделать это?» Организует интеллектуально-дви- Обсуждают возможные варианты гательную деятельность по реше- решения двигательной задачи нию двигательной задачи Предлагает демонстрировать ре- Выполняют свой вариант реше- шения поставленной задачи ния двигательной задачи Рекомендует доказать рациональ- Доказывают рациональность или ния задачи по сравнению с ранее ния двигательной задачи изученным с учетом конкретных условий Предлагает учащимся определить, Делают выводы и обобщения по в каких конкретных ситуациях це- сути поставленной задачи лесообразно использовать тот или иной способ решения задачи Могут быть и иные варианты использования проблемного и иллюстративно-объяснительного обучения на уроках физической культуры. Их реализация требует содержательной, целенаправленной и системной работы учителя на этапах, предшествующих непосредственному дидактическому взаимодействию или следующих за ними. Как известно, предшествующая уроку и последующая за ним работа учителя по своему содержанию и характеру отнесена к опосредованному взаимодействию с учащимися. Значительную по объему и важную работу в рамках опосредованного взаимодействия со школьниками учитель выполняет в компонентах целеполагания, программирования, отбора, обоснования и др. Выбор оптимального для соответствующих условий вида непосредственного взаимодействия составляет наиболее важный элемент процедуры опосредованного взаимодействия. Задача учителя состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выбрать самый удачный вариант дидактического взаимодействия, когда наиболее полно учитываются возможности учащихся, чтобы на уроке они могли проявить познавательную самостоятельность. Однако нельзя шаблонно построить основное звено технологии учебно-воспитательного процесса, важно проявлять творческий подход1. Подготовка учителя к уроку физической культуры Сущность операционно-деятельностного компонента сводится к подготовке к уроку физической культуры, содержание которого соответствует предыдущим компонентам — целеполаганию и программированию. Необходимость предварительной подготовки к уроку заложена в функциональной структуре процесса обучения, в четырех из шести его звеньев. Наиболее жестко это обстоятельство отражено * в третьем звене, когда педагог, прежде чем идти на урок, составляет план предстоящего взаимодействия с коллективом учащихся класса. В общей и частной дидактике вопрос о необходимости подготовки к уроку не дискутируется. Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что к хорошему уроку учитель готовится всю жизнь. Один из старейших специалистов по теории и практике школьного урока физической культуры К. X. Грантынь подчеркивал, что даже высококвалифицированные учителя не могут пренебрегать подготовкой к уроку. Действительно, систематическая подготовка к уроку — одновременно одна из наиболее эффективных форм и методов повышения педагогической квалификации самого учителя. Специалисты по вопросам теории и практики урока выделяют этапы подготовки к уроку. В одних случаях два этапа: общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к каждому уроку. Структурно-логическая схема процесса обучения на уроках физической культуры также обусловливает этапность подготовки учителя к уроку по данной дисциплине, предварительная работа включает сложную деятельность учителя, о которой говорилось ранее. 1 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. — М., 1989. -С. 25-27. Подготовка учителя к уроку требует значительного времени. Планы первых четырех этапов подготовки многие учителя составляют за 1 — 2 недели до начала нового учебного года. Это и есть общая подготовка. Важно, чтобы еще до окончания текущего учебного года педагоги знали, в каких классах конкретно они будут работать в следующем учебном году. Если классы новые для учителя, необходимо за оставшееся время изучить их, выявить индивидуальные особенности детей: направленность общих и физкультурно-спортивных интересов, дисциплинированность, отношение к урокам физической культуры и внеклассным физкультурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприятиям и др. Полезной информацией располагают учитель, который работал с ними ранее, классный руководитель и физкультурный актив школы. В ходе подобного изучения могут быть обнаружены пробелы в подготовленности учащихся, которые затруднят усвоение программного материала в будущем году. Изучая коллективы классов, с которыми предстоит работать, педагог определяет не только негативные моменты, но и их причины. Такие материалы позволят конкретизировать цели, задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательного процесса по физической культуре в новом учебном году. Одна из главных задач подготовки — определить цель и задачи на учебный год (полугодие), четверть (месяц) и на отдельный урок. После составления плана урока, который представляет собой модель организации учебно-воспитательного процесса, необходимо подготовить: а) себя к работе; б) актив класса; в) место для проведения занятия; г) состояние оборудования и учебного инвентаря и т.д. обоснования, определения и конкретизации его педагогических целей и задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных. Наибольшую трудность испытывают учителя при конкретизации образовательных (дидактических) целей и задач. Приводим примеры их конкретизации для педагога (но не для учащихся, для которых эти цели и задачи должны формулироваться более доступно). Например, задачи при обучении технике бега: - сформировать представление о беге с высокого (или низкого) старта; - научить правильно работать руками в беге на скорость, на выносливость и т.д.; - научить правильным положениям туловища или головы в беге; - научить правильной постановке стопы. Если в следующем классе также предстоит обучать технике бега, более сложной ее разновидности, то здесь формулируются иные образовательные задачи: - научить сохранять правильную осанку в беге, ставить ногу с передней части стопы; - учить быстро и плавно увеличивать скорость движения в стартовом разгоне. При обучении т е х н и к е прыжка в длину с разбега: - научить разбегу в 4 шага, с попаданием толчковой ноги в зону отталкивания; - научить сочетанию отталкивания с высоким выносом вперед—вверх бедра маховой ноги; - научить удачному попаданию на брусок толчковой ногой с 5 шагов разбега и т. д. Конкретная формулировка образовательной задачи позволит более глубоко разработать содержание урока: подобрать рациональные виды деятельности учителя, задания-задачи для учащихся, разновидности методов (словесный и наглядности), обеспечить их единство и взаимосвязь. В соответствии с намеченными целью и задачами урока подбираются действия, формы организации деятельности учащихся, устанавливается их взаимосвязь с деятельностью педагога,'* уточняются типичные для данного этапа обучения и конкретного двигательного действия затруднения занимающихся, их причины, меры профилактики возможных ошибок, пути исправления. Для этой цели широко используются так называемые картотеки физических упражнений. Особенно помогает картотека при подборе средств для вводной части и начала основной части урока: общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление основных мышечных групп; подводящие и подготовительные упражнения, связанные с содержанием основной части. Наиболее рационален вариант, когда один и тот же комплекс общеразвивающих упражнений выполняется на 2 — 3 уроках, если он состоит из 6 —8 упражнений; на 4—5 уроках, если в комплексе их 12—13. Логично, когда вначале проектируется, моделируется основная часть урока, а затем вводная и заключительная. При подготовке к уроку педагог должен обратить внимание на свою речевую и двигательную подготовленность. Заранее должны быть продуманы разновидности словесного метода (рассказ или беседа), чтобы заинтересовать школьников и добиться сознательного отношения к выполнению цели урока; сформулированы предложения, с помощью которых учащимся будет сообщена цель (задачи) урока; подготовлено грамотное, доходчивое объяснение техники выполнения физического упражнения. В плане (плане-конс- пекте, конспекте) должны быть отмечены возможные ошибки при выполнении физического упражнения на всех этапах усвоения техники. Такие ошибки и затруднения изучены, обобщены и описаны в методических пособиях. Во взаимосвязи, а не рядоположенно с возможными ошибками в поурочном плане должны быть указаны средства и методы профилактики возможных неточностей, искажений изучаемой техники. Педагогу полезно проверить себя в подаче (произношении) команд, заранее сформулировать определения, указания, рекомендации, которые должны быть восприняты и осознаны учащимися, форму вводной беседы, описания игры; определить интонации, смысловые акценты; продумать другие речевые приемы, связанные с использованием словесных методов. Для учителя физического воспитания важно иметь требуемый уровень двигательной подготовленности. Немаловажное значение имеет внешний облик (одежда, манера держаться, умение пользоваться жестами и др.). Подготовка актива класса, на который можно опираться в организации различных видов учебной деятельности, заключается в их инструктивно-методическом просвещении. Учащиеся должны знать назначение различных физических упражнений, ошибки и уметь их подмечать; уметь устранять ошибки, оказывать помощь и поддержку одноклассникам при выполнении ими двигательных действий, страховать, судить подвижные и спортивные игры. Такой подготовке следует придавать опережающий характер, т.е. актив класса должен состоять из учащихся, успешно усваивающих программный материал по физической культуре, отличающихся дисциплинированностью и способных поддержать ее в классе. Важное место в подготовке к уроку занимает дозировка объема и интенсивности физической нагрузки, отчего зависит и дифференцированный подход к учащимся по результатам углубленного медицинского осмотра, контрольным испытаниям двигательной подготовленности и итогам текущего учета успеваемости. Например, при обучении лазанью по канату кроме основного упражнения намечаются: вис на качающемся канате с последующим приземлением в пределах отметки на гимнастическом мате или прыжок через гимнастического коня из виса на качающемся канате и т.д. Это рассчитано на сильных учащихся. Для менее подготовленных предлагаются относительно простые по координационной сложности и проявлению физических качеств упражнения. В поурочном плане должно быть предусмотрено, когда из общей работы исключаются учащиеся со слабым уровнем физической подготовленности и какая дополнительная физическая нагрузка предусматривается для выполнения сильными. Намечается, когда пройдет предварительная подготовка к усвоению сложных двигательных действий, обучение которым предстоит через 4 — 8 уроков. Эта работа начинается с подбора общеподготовительных, специальных упражнений, а за 3 — 4 урока — с подводящих упражнений. Например, прежде чем приступить к разучиванию техники опорного прыжка, в вводную часть предшествующих уроков включают упражнения на преодоление прыжком препятствий различной высоты, постепенно увеличиваемой (гимнастические скамейки, гимнастическое бревно). Учитель определяет, какие технические средства обучения он будет использовать. В вводной части может быть применено музыкальное сопровождение (магнитофоны, радиолы). На магнитную пленку можно записать музыку, команды, методические указания. Это позволяет учителю контролировать качество выполнения общеразвивающих упражнений. У творчески работающих учителей физической культуры спортивные залы оборудованы проекционной аппаратурой для изучения техники наиболее сложных упражнений. Воссоздавая самые трудные фазы упражнений, можно облегчить их зрительное восприятие, осознание, чтобы сформировать точную схему двигательного образа. Эти и другие возможности (магнитная доска для воспроизведения размещения игроков на футбольном поле, баскетбольной, волейбольной и гандбольной площадках, их тактических комбинаций, которые активизируют познавательную деятельность школьников) должны быть отражены в поурочном плане. Полезным может быть и такой опыт учителей, когда для большей наглядности и формирования навыков самостоятельной работы используются карточки. На плотном листе бумаги размером с обычный машинописный лист схематически изображается разучиваемое на данном уроке двигательное действие, а под ним — подготовительные и подводящие упражнения. Это своеобразные задания. Каждое задание пронумеровано. Учитель указывает в поурочном плане номер задания и время его выполнения, а на уроке он называет номер задания, и ученики начинают его самостоятельно выполнять при взаимопомощи, страховке и контроле. После определенного количества повторений учащимся предлагается выполнить упражнение в целом, сверяя правильность друг у друга по рисунку на картинке. Рисунки может сделать учитель, если владеет навыками графического изображения движений. Еще проще найти нужную схему в книгах и перефотографировать ее, например в школьном фотокружке. Карточки готовят по темам «Бег», «Прыжки», «Метания», «Акробатика», «Висы», «Упоры». Контрольные вопросы и задания 1. Каковы место и функции непосредственного дидактического взаимодействия в структуре технологии учебно-воспитательного процесса? 2. В чем выражаются взаимосвязь и взаимообусловленность деятель-ностей учителя и учащихся в компоненте непосредственного дидактического взаимодействия? 3. Назовите и дайте характеристику каждого вида взаимодействия учителя и учащихся в преподавании и учении по физической культуре. 4. Каковы сущность и содержание подготовки учителя к уроку? Назовите этапы подготовки и дайте их характеристику. 5. Как формулируется цель урока? 6. Определите взаимосвязь целей и задач урока при подготовке учителя к уроку. ГЛАВА 15
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.016 с.) |