Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л. Взаимосвязь и взаимообусловленность деятельности учителя и учащихся на уроке физической культуры

Поиск

Операционно-деятельностный компонент наиболее ярко (кон­кретно) отражает процессуальную сущность учебно-воспитатель­ного процесса.

Учитель реализует свою учебную деятельность в непосредствен­ной взаимосвязи с познавательной деятельностью класса, посто­янного (в пределах учебного года) состава учащихся примерно одного уровня обученное™, занимающихся по общей для всех единой образовательной программе. В процессе такого взаимодей­ствия осуществляются перевод системы знаний, двигательных и инструктивных навыков и умений в элементы структуры личнос­ти учащихся, развитие у них двигательных качеств в пределах не ниже требований учебной программы, а также воспитание духов­но-нравственных и волевых качеств. Операционно-деятельностный компонент реализуется с помощью заранее отобранных и обосно­ванных средств, методов и форм организации преподавания и учения.

Данный вид дидактического взаимодействия представлен цен­тральным звеном «шага» — единицы функционирования дидак­тических процессов — и подробно описан ранее.

Особенностью непосредственного взаимодействия учителя и учащихся служит его причинная обусловленность. Каждая из вза­имодействующих сторон выступает как причина другой и как след­ствие одновременного обратного влияния противоположной сто­роны.

Учитель взаимодействует с учащимися, потому что он обязан управлять передачей им определенной порции содержания обра­зования по физической культуре и вследствие обратного отраже­ния школьниками его собственных воздействий.

В зависимости от состояния фактической обученное™ уча­щихся, учебной дисциплины в коллективе класса, учебных воз­можностей школьников и других обстоятельств дидактическое взаимодействие может протекать в различных вариантах (вариан­ты 1 и 2).


Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культуры

Вариант 1
Деятельность учителя Деятельность учащихся

Организация репродуктивной дея- Репродуктивная учебная деятель-
тельности учащихся: сообщает но- ность: воспринимают словесную
вые знания, связанные с влияни- или наглядную информацию учи-
ем физических упражнений на мор- теля, усваивают и воспроизводят
фофункциональное развитие ор- их знания

ганизма учащихся, или по другим вопросам курса физической куль­туры

Осуществляет вербально-зритель- Воспринимают учебную информа-
ное воздействие, организуя обуче- цию и выполняют двигательное
ние технике двигательного дейст- действие по образцу, т. е. воспро-
вия, предусмотренного учебной изводят способ деятельности

программой

Вариант 2 Объяснительно-иллюстративное построение взаимодействия учителя и учащихся

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Информирует учащихся о новом Воспринимают учебную информа-

знании, новых способах выполне- цию
ния двигательного действия с при­
менением различных методов
и приемов с использованием слов
и обеспечением наглядности

Объясняет и демонстрирует узло- Усваивают важные элементы ос-

вые, важные элементы техники изу- новы техники изучаемого двига-

чаемого двигательного действия тельного действия

Организует осмысливание двига- Применяют различные способы

тельной задачи и учебной инфор- для осознания учебной информа-

мации о способах ее решения ции, детализируют сущность учеб­
ного задания, обоснованные спо­
собы решения двигательной задачи

Организует активную учебную де- Выполняют учебные задания, со-
ятельность по упрочению правиль- средоточив внимание на трудных
но усвоенной техники или коррек- для выполнения моментах, ана-
ции искажений в основе техники лизируют контрольно-коррекци-
изучаемого двигательного дейст- онную информацию, применяют

вия, усиливает контрольно-коррек- усвоенное двигательное действие
ционную работу, организует дви- в комбинациях физических упраж-
гательную деятельность, чтобы за- нений (гимнастика), подвижных
крепить правильную технику испол- и спортивных играх, спаррингах
нения изучаемого материала (единоборство) или с усложнени-

ем привычных условий (легкая ат­летика, лыжная подготовка)


Содержание изучаемого материала подается на основе ранее описанных дидактических принципов.

Непосредственное дидактическое взаимодействие может быть осуществлено с использованием элементов проблемного обуче­ния (вариант 3).

Вариант 3

Взаимодействие учителя и учащихся на уроках физической культуры с использованием элементов проблемного обучения

Деятельность учителя Деятельность учащихся

Ставит перед учащимися в вводной, Воспринимают задачу и активи-основной или заключительной ча- зируют учебную деятельность по сти урока проблемную задачу. На- поиску способов ее решения пример: «На предыдущих уроках мы с вами изучили прыжок в вы­соту способом "перешагивание". Может ли быть иной способ прео­доления планки?»

или:
«На предыдущих уроках вы научи- Воспринимают задачу и активи-
лись штрафным броскам двумя ру- зируют деятельность по поиску
ками снизу. Можно ли еще как- способов ее решения

нибудь по-другому сделать это?»

Организует интеллектуально-дви- Обсуждают возможные варианты гательную деятельность по реше- решения двигательной задачи нию двигательной задачи

Предлагает демонстрировать ре- Выполняют свой вариант реше-

шения поставленной задачи ния двигательной задачи

Рекомендует доказать рациональ- Доказывают рациональность или
ность выбранного способа реше- нерациональность способа реше-

ния задачи по сравнению с ранее ния двигательной задачи изученным с учетом конкретных условий

Предлагает учащимся определить, Делают выводы и обобщения по в каких конкретных ситуациях це- сути поставленной задачи лесообразно использовать тот или иной способ решения задачи

Могут быть и иные варианты использования проблемного и иллюстративно-объяснительного обучения на уроках физической культуры. Их реализация требует содержательной, целенаправлен­ной и системной работы учителя на этапах, предшествующих не­посредственному дидактическому взаимодействию или следующих за ними. Как известно, предшествующая уроку и последующая за ним работа учителя по своему содержанию и характеру отнесена к опосредованному взаимодействию с учащимися.

Значительную по объему и важную работу в рамках опосредо­ванного взаимодействия со школьниками учитель выполняет в


компонентах целеполагания, программирования, отбора, обосно­вания и др.

Выбор оптимального для соответствующих условий вида не­посредственного взаимодействия составляет наиболее важный элемент процедуры опосредованного взаимодействия. Задача учи­теля состоит в том, чтобы в каждом конкретном случае выбрать самый удачный вариант дидактического взаимодействия, когда наиболее полно учитываются возможности учащихся, чтобы на уроке они могли проявить познавательную самостоятельность. Однако нельзя шаблонно построить основное звено технологии учебно-воспитательного процесса, важно проявлять творческий подход1.

Подготовка учителя к уроку физической культуры

Сущность операционно-деятельностного компонента сводится к подготовке к уроку физической культуры, содержание которого соответствует предыдущим компонентам — целеполаганию и про­граммированию.

Необходимость предварительной подготовки к уроку заложена в функциональной структуре процесса обучения, в четырех из шести его звеньев. Наиболее жестко это обстоятельство отражено * в третьем звене, когда педагог, прежде чем идти на урок, состав­ляет план предстоящего взаимодействия с коллективом учащихся класса. В общей и частной дидактике вопрос о необходимости под­готовки к уроку не дискутируется.

Известный педагог В.А.Сухомлинский говорил, что к хороше­му уроку учитель готовится всю жизнь. Один из старейших специ­алистов по теории и практике школьного урока физической куль­туры К. X. Грантынь подчеркивал, что даже высококвалифициро­ванные учителя не могут пренебрегать подготовкой к уроку. Дей­ствительно, систематическая подготовка к уроку — одновремен­но одна из наиболее эффективных форм и методов повышения педагогической квалификации самого учителя.

Специалисты по вопросам теории и практики урока выделя­ют этапы подготовки к уроку. В одних случаях два этапа: общая подготовка к преподаванию учебного предмета и подготовка к каждому уроку.

Структурно-логическая схема процесса обучения на уроках физической культуры также обусловливает этапность подготов­ки учителя к уроку по данной дисциплине, предварительная ра­бота включает сложную деятельность учителя, о которой гово­рилось ранее.

1 Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / Сост. М. Ю. Бабанский. — М., 1989. -С. 25-27.


Подготовка учителя к уроку требует значительного времени. Планы первых четырех этапов подготовки многие учителя со­ставляют за 1 — 2 недели до начала нового учебного года. Это и есть общая подготовка. Важно, чтобы еще до окончания текуще­го учебного года педагоги знали, в каких классах конкретно они будут работать в следующем учебном году. Если классы новые для учителя, необходимо за оставшееся время изучить их, выя­вить индивидуальные особенности детей: направленность общих и физкультурно-спортивных интересов, дисциплинированность, отношение к урокам физической культуры и внеклассным физ­культурно-оздоровительным и спортивно-массовым мероприя­тиям и др.

Полезной информацией располагают учитель, который рабо­тал с ними ранее, классный руководитель и физкультурный ак­тив школы. В ходе подобного изучения могут быть обнаружены пробелы в подготовленности учащихся, которые затруднят усвое­ние программного материала в будущем году.

Изучая коллективы классов, с которыми предстоит работать, педагог определяет не только негативные моменты, но и их при­чины. Такие материалы позволят конкретизировать цели, задачи, содержание и методы организации учебно-воспитательного про­цесса по физической культуре в новом учебном году.

Одна из главных задач подготовки — определить цель и задачи на учебный год (полугодие), четверть (месяц) и на отдельный урок.

После составления плана урока, который представляет собой модель организации учебно-воспитательного процесса, необхо­димо подготовить:

а) себя к работе;

б) актив класса;

в) место для проведения занятия;

г) состояние оборудования и учебного инвентаря и т.д.
Подготовка (проектирование) содержания урока начинается с

обоснования, определения и конкретизации его педагогических целей и задач: образовательных, оздоровительных и воспитатель­ных. Наибольшую трудность испытывают учителя при конкрети­зации образовательных (дидактических) целей и задач.

Приводим примеры их конкретизации для педагога (но не для учащихся, для которых эти цели и задачи должны формулиро­ваться более доступно). Например, задачи при обучении тех­нике бега:

- сформировать представление о беге с высокого (или низко­го) старта;

- научить правильно работать руками в беге на скорость, на выносливость и т.д.;

- научить правильным положениям туловища или головы в беге;


- научить правильной постановке стопы.

Если в следующем классе также предстоит обучать технике бега, более сложной ее разновидности, то здесь формулируются иные образовательные задачи:

- научить сохранять правильную осанку в беге, ставить ногу с передней части стопы;

- учить быстро и плавно увеличивать скорость движения в стар­товом разгоне.

При обучении т е х н и к е прыжка в длину с разбега:

- научить разбегу в 4 шага, с попаданием толчковой ноги в зону отталкивания;

- научить сочетанию отталкивания с высоким выносом впе­ред—вверх бедра маховой ноги;

- научить удачному попаданию на брусок толчковой ногой с 5 шагов разбега и т. д.

Конкретная формулировка образовательной задачи позволит более глубоко разработать содержание урока: подобрать рацио­нальные виды деятельности учителя, задания-задачи для учащих­ся, разновидности методов (словесный и наглядности), обеспе­чить их единство и взаимосвязь.

В соответствии с намеченными целью и задачами урока под­бираются действия, формы организации деятельности учащих­ся, устанавливается их взаимосвязь с деятельностью педагога,'* уточняются типичные для данного этапа обучения и конкретно­го двигательного действия затруднения занимающихся, их при­чины, меры профилактики возможных ошибок, пути исправ­ления.

Для этой цели широко используются так называемые картоте­ки физических упражнений. Особенно помогает картотека при подборе средств для вводной части и начала основной части уро­ка: общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление основных мышечных групп; подводящие и подготовительные уп­ражнения, связанные с содержанием основной части.

Наиболее рационален вариант, когда один и тот же комплекс общеразвивающих упражнений выполняется на 2 — 3 уроках, если он состоит из 6 —8 упражнений; на 4—5 уроках, если в комплек­се их 12—13. Логично, когда вначале проектируется, моделирует­ся основная часть урока, а затем вводная и заключительная.

При подготовке к уроку педагог должен обратить внимание на свою речевую и двигательную подготовленность. Заранее должны быть продуманы разновидности словесного метода (рассказ или беседа), чтобы заинтересовать школьников и добиться сознатель­ного отношения к выполнению цели урока; сформулированы пред­ложения, с помощью которых учащимся будет сообщена цель (за­дачи) урока; подготовлено грамотное, доходчивое объяснение тех­ники выполнения физического упражнения. В плане (плане-конс-


пекте, конспекте) должны быть отмечены возможные ошибки при выполнении физического упражнения на всех этапах усвоения тех­ники. Такие ошибки и затруднения изучены, обобщены и описа­ны в методических пособиях.

Во взаимосвязи, а не рядоположенно с возможными ошибка­ми в поурочном плане должны быть указаны средства и методы профилактики возможных неточностей, искажений изучаемой техники.

Педагогу полезно проверить себя в подаче (произношении) команд, заранее сформулировать определения, указания, реко­мендации, которые должны быть восприняты и осознаны учащи­мися, форму вводной беседы, описания игры; определить инто­нации, смысловые акценты; продумать другие речевые приемы, связанные с использованием словесных методов.

Для учителя физического воспитания важно иметь требуемый уровень двигательной подготовленности. Немаловажное значение имеет внешний облик (одежда, манера держаться, умение пользо­ваться жестами и др.).

Подготовка актива класса, на который можно опираться в организации различных видов учебной деятельности, заключа­ется в их инструктивно-методическом просвещении. Учащиеся должны знать назначение различных физических упражнений, ошибки и уметь их подмечать; уметь устранять ошибки, оказы­вать помощь и поддержку одноклассникам при выполнении ими двигательных действий, страховать, судить подвижные и спортив­ные игры. Такой подготовке следует придавать опережающий ха­рактер, т.е. актив класса должен состоять из учащихся, успешно усваивающих программный материал по физической культуре, отличающихся дисциплинированностью и способных поддержать ее в классе.

Важное место в подготовке к уроку занимает дозировка объема и интенсивности физической нагрузки, отчего зависит и диффе­ренцированный подход к учащимся по результатам углубленного медицинского осмотра, контрольным испытаниям двигательной подготовленности и итогам текущего учета успеваемости. Напри­мер, при обучении лазанью по канату кроме основного упражне­ния намечаются: вис на качающемся канате с последующим при­землением в пределах отметки на гимнастическом мате или пры­жок через гимнастического коня из виса на качающемся канате и т.д. Это рассчитано на сильных учащихся. Для менее подготовлен­ных предлагаются относительно простые по координационной сложности и проявлению физических качеств упражнения.

В поурочном плане должно быть предусмотрено, когда из об­щей работы исключаются учащиеся со слабым уровнем физиче­ской подготовленности и какая дополнительная физическая на­грузка предусматривается для выполнения сильными.


Намечается, когда пройдет предварительная подготовка к ус­воению сложных двигательных действий, обучение которым пред­стоит через 4 — 8 уроков. Эта работа начинается с подбора обще­подготовительных, специальных упражнений, а за 3 — 4 урока — с подводящих упражнений.

Например, прежде чем приступить к разучиванию техники опорного прыжка, в вводную часть предшествующих уроков вклю­чают упражнения на преодоление прыжком препятствий различ­ной высоты, постепенно увеличиваемой (гимнастические ска­мейки, гимнастическое бревно). Учитель определяет, какие тех­нические средства обучения он будет использовать. В вводной ча­сти может быть применено музыкальное сопровождение (магни­тофоны, радиолы). На магнитную пленку можно записать музы­ку, команды, методические указания. Это позволяет учителю кон­тролировать качество выполнения общеразвивающих упражне­ний.

У творчески работающих учителей физической культуры спортивные залы оборудованы проекционной аппаратурой для изучения техники наиболее сложных упражнений. Воссоздавая самые трудные фазы упражнений, можно облегчить их зритель­ное восприятие, осознание, чтобы сформировать точную схему двигательного образа.

Эти и другие возможности (магнитная доска для воспроизве­дения размещения игроков на футбольном поле, баскетбольной, волейбольной и гандбольной площадках, их тактических комби­наций, которые активизируют познавательную деятельность школьников) должны быть отражены в поурочном плане.

Полезным может быть и такой опыт учителей, когда для боль­шей наглядности и формирования навыков самостоятельной ра­боты используются карточки.

На плотном листе бумаги размером с обычный машинопис­ный лист схематически изображается разучиваемое на данном уроке двигательное действие, а под ним — подготовительные и подво­дящие упражнения. Это своеобразные задания. Каждое задание пронумеровано. Учитель указывает в поурочном плане номер за­дания и время его выполнения, а на уроке он называет номер задания, и ученики начинают его самостоятельно выполнять при взаимопомощи, страховке и контроле. После определенного ко­личества повторений учащимся предлагается выполнить упраж­нение в целом, сверяя правильность друг у друга по рисунку на картинке.

Рисунки может сделать учитель, если владеет навыками гра­фического изображения движений. Еще проще найти нужную схему в книгах и перефотографировать ее, например в школьном фото­кружке. Карточки готовят по темам «Бег», «Прыжки», «Метания», «Акробатика», «Висы», «Упоры».


Контрольные вопросы и задания

1. Каковы место и функции непосредственного дидактического взаи­модействия в структуре технологии учебно-воспитательного процесса?

2. В чем выражаются взаимосвязь и взаимообусловленность деятель-ностей учителя и учащихся в компоненте непосредственного дидакти­ческого взаимодействия?

3. Назовите и дайте характеристику каждого вида взаимодействия учи­теля и учащихся в преподавании и учении по физической культуре.

4. Каковы сущность и содержание подготовки учителя к уроку? Назо­вите этапы подготовки и дайте их характеристику.

5. Как формулируется цель урока?

6. Определите взаимосвязь целей и задач урока при подготовке учите­ля к уроку.


ГЛАВА 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 1083; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.123.24 (0.016 с.)