Технолог социально-культурной деятельности. Преподаватель. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технолог социально-культурной деятельности. Преподаватель.



Челябинск 2006

 

 

ББК 77.0

С 48

Автор - составитель:

B.C. Русанова, кандидат педагогических наук, профессор

 

В словарь вошли наиболее употребительные в отечественной наук и практике социально-культурные, педагогические, психологические понятия термины. Брошюра адресована педагогам, студентам, преподавателям вузов культуры, колледжей, училищ, широкому кругу специалистов, связанных по характеру своей деятельности в сфере досуга.

 

Утверждено редакционно-издательским советом Челябинской государственной академии культуры и искусств

Рецензенты: Игнатьева Л.Д., кандидат филологических наук, профессор

© Челябинская государственная академия культуры и искусств, 2006

© Русанова B.C., 2006


Авторская школа – школа, училище, класс, досуговые учреждения, досуговые объединения, созданные самими педагогами (или одним педагогом) на основе собственных педагогических концепций образования, концепций дополнительного образования, или как выводы специального экспериментального исследования. Авторские концепции, как и созданные на их основе авторские школы, проходят экспертизу и лицензирование через органы управления.

Агрессивность – враждебность, негативные чувства по отношению к другим людям, стремление нанести им ущерб, проявить жестокость. В основе агрессивности лежит нарушение, деформация ценностной сферы, ценностного отношения к другим людям, отсутствие идентификации себя сдругими.

Агрессивное поведение – действие, имеющее целью причинение морального или физического ущерба другим. По своей направленности А.П. может быть непосредственным, т.е. прямо направленным на раздражающий объект, либо смещённым, когда человек по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки.

Активность – энергичная, усиленная деятельность, деятельное состояние; деятельное участие в чем-либо личности, группы, коллектива. Активность личности – активная жизненная позиция человека, выражающаяся в его идейной принципиальности, единстве слова и дела, последовательности в отстаивании своих взглядов. Активность ребенка – степень внутренней обусловленности его поведения (в отличие от реактивности, прямой обусловленности поведения внешними причинами). Активность ребёнка по мере его взросления постепенно возрастает, т.к. внешние воздействия начинают преломляться сквозь призму накопленного опыта.

Уровень активности у разных детей может существенно различаться. Одни дети жадно ищут, “ловят” впечатления, другие остаются безучастными. В дальнейшем активность ребенка проявляется не только в его движениях, но и в тех видах деятельности, которыми он овладевает в его общении со взрослыми и сверстниками.

Активность деятельности и общения проявляется в инициативности ребенка, создании замыслов игр, рисунков, моделей и др. Наиболее активные дети обычно становятся лидерами в детских группах: лидерами-эрудитами, лидерами-генераторами идей, лидерами эмоционального притяжения, лидерами-организаторами, лидерами-мастерами. В школьном возрасте возникают условия для эффективного развития социальной активности – активного участия в общественной жизни, формирования активной жизненной позиции, составляющей важную положительную черту личности.

Активность личности (от лат. activus — деятельный) - деятельное отношение личности к миру, способность произво­дить общественно значимые преобразования материальной и ду­ховной среды на основе освоения исторического опыта человече­ства; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания.

Активность надситуативная (неадаптивная) — способность че­ловека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть к-рой заключается в самой при­тягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку из­вестно, что выбор, к-рый он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывает­ся психологом В. А. Петровским. А. н. выступает в явлениях творче­ства, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескоры­стного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.

Активность познавательная — деятельное состояние личности, к-рое характеризуется стремлением к учению, умственному напря­жению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знани­ями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А. п. — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность общественная — деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носи­тель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-во­левое качество личности. Предполагает наличие интереса к обще­ственной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, тре­бовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении об­щественных заданий.

Активность социальная — родовое понятие относительно видо­вых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. А. с. реализуется в виде соц. полезных действий, под влиянием мо­тивов и стимулов, в основе к-рых лежат общественно значимые потребности. Субъектом— носителем А. с. выступает человек, соц. группа и др. общности. Как общественное свойство личности А. с. развивается через систему связей человека с окружающей соц. средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А. с. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А. с. зависит от соотношения между соц. обязанностями личности в общественно значимой де­ятельности и субъективными установками на деятельность.

Акцентуации характера (личности) - чрезмерное уси­ление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы; им присуща тенденция к соц.-положи­тельному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от воз­действий среды и воспитания. Автор термина — нем. психолог и психиатр К.Леонгард. Учителю знание А. х. (л.) необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индиви­дуального подхода к ним.

Астеническая — тип акцентуации, проявляющийся в таких при­знаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенная тревожность, мнительность, нереши­тельность, склонность к самоанализу, постоянные сомнения, на­вязчивые мысли.

Гипертимная — тип акцентуации, для представителей к-рого ха­рактерны постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией раз­брасываться, не доводя дело до конца, контактность, словоохот­ливость, энергичность, инициативность и вместе с тем легкомыс­ленность, раздражительность, трудная переносимость условий жесткой дисциплины, вынужденного одиночества.

Демонстративная — тип акцентуации, носители к-рого артис­тичны, обходительны, неординарны в мышлении и поступках, стремятся к лидерству, легко приспосабливаются к другим людям и вместе с тем эгоистичны, лицемерны, недобросовестны в рабо­те, тщеславны.

Дистимная — тип акцентуации, представители к-рого серьезны, добросовестны, преданны в дружбе, редко конфликтуют, однако не в меру пассивны, немногословны, склонны к пессимизму, зам­кнутому образу жизни.

Лабильная — тип акцентуации, носителям к-рого свойственна резкая смена настроения в зависимости от ситуации.

Сензитивная — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как повышенная впечатлительность, обостренное чувство собствен­ной неполноценности, боязливость, нерешительность.

Шизоидная — тип акцентуации, связанный с эмоциональной хо­лодностью, замкнутостью, необычностью мышления.

Циклоидная — тип акцентуации, для к-рого характерно чере­дование фаз хорошего и плохого настроения с различными пе риодами. Во время душевного подъема представители этого типа ведут себя по гипертимному типу, в период спада — по дистимному.

Эпилептоидная — тип акцентуации, связанный с такими черта­ми, как склонность к злобно-тоскливому настроению, раздра­жительности, агрессивности, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме злости, гнева, ярости, жестокости, кон­фликтности. Эпилептоидная акцентуация характера нередко свя­зана с вязкостью мышления, скрупулезностью, педантичностью и др.

Алгоритм — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алго­ритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.

1) программа, определяющая способ поведения, действий; 2) система правил, предписаний для эффективного решения определенных задач; 3) совокупность действий, выполняемых в установленном порядке.

Анкета (фр. enguete – список вопросов) – методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации. Известны три вида анкет: открытая содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого; закрытая построена так, что на каждый вопрос даются готовые для выбора варианты ответов, смешанная содержит элементы той и другой. Овла­дению ими соц. и духовным опытом, ценностями и отношени­ями.

Аниматор

Анима­тором — профессионалом высокого класса называют организатора, умеющего управлять большими ауди­ториями, способного создать комфортную атмосферу — ус­ловия для реализации способностей участников игрового действа, образец доброжелательности, такта, находчивости, наблюдательности, высокой куль­туры, актера с хорошей дикцией, красивой речью, хо­рошими манерами, привлекательным внешним видом, умеющего сдерживать свои чувства и владеть вниманием собравшихся, превращать свое появление в праздник, драматурга и режиссера игры. Он сам — театр одного актера.

Анкетирование – метод исследования. Виды А.: контактное А. осуществляется при раздаче, заполнении и сборе заполненных анкет исследователем при непосредственном его общении с испытуемым; заочное А. организуется посредством корреспондентских связей, прессовое А. реализуется через анкету, размещённую в газете.

Аномальные дети – дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьёзными врождёнными или приобретёнными дефектами, и вследствие этого нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания. Генеральной Ассамблеей ООН приняты Конвенции о правах умственно-отсталых детей и детей инвалидов.

Асоциальная группа – изолированная социальная общность, выделяемая из социального целого. А.Г. характеризуется корпоративной замкнутостью, авторитарным стилем внутренней организации.

Асоциальное поведение – характеризуется совершением действий, противоречащих принятым в обществе правовым и нравственным нормам. У детей и подростков А.П. может проявляться в агрессивной и неагрессивной формах. Основные виды А.П.: а) деструктивные – резко противоречащие социальным нормам и дезинтегрирующие личность; к ним относятся аддитивное, девиантное и суицидное поведение; б) недеструктивные – не находящиеся в резком противоречии с социальными нормами и не имеющие разрушительных последствий, но нарушающие целостность личности, задерживающие её развитие, делающие его крайне односторонним, серьёзно осложняющие межличностные отношения; к ним относятся конформистское, нарцистическое, фанатическое и аутическое поведение.

Аттестация – определение профессиональной и деловой квалификации работника, участника, учащегося, характеристика их способностей и возможностей совершать определенную деятельность. Проводится также аттестация учебных заведений, учреждений дополнительного образования, составной частью которой является аттестация педагогов и учащихся,педагогов и участников досуговых объединений. Для аттестации разрабатываются показатели и критерии (нормы) оценки их состояния. В результате аттестации выявляются профессиональные качества кадров, уровень развития учебных заведений, на основании чего присваиваются звания и определяется заработная плата.

Взаимодействие – процесс, внутреннее единство которого осуществляется в непрерывном изменении процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Воспроизведение явления на основе взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя выступает как его развитие (саморазвитие). Именно взаимодействие представляет собой основу развития. В. характеризует внутренние и внешние связи процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Внешние связи являются причиной изменений. Отдельное движение стремится к равновесию, а совокупное движение снова уничтожает отдельное равновесие. Внутреннее входит в механизм развития. И в этом значении взаимодействие имеет такие характеристики, как связь, взаимосвязь, единство, систематичность, неравномерность, прерывность, непрерывность, гибкость.

Педагогический смысл термина В., которым оперирует целый ряд наук (экономические, социальные, гуманитарные и др.), происходит от многозначного его содержания в языке и имеет аспекты, означающие всеобщую форму связи процессов, осуществляющихся в их взаимном изменении. Взаимодействующие процессы составляют систему процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя, в которой совершается процесс превращения их движения, причины в действие и обратно.

Причина в качестве активной стороны В. выступает первоначально в виде движения процесса развития творческого потенциала учителя, в котором сосредотачивается движение всей системы, и вызывает в непрерывном образовании изменение, а вместе с ним обратно направленное действие, то есть противодействие. Непрерывное образование в качестве пассивной стороны В. при этом превращается, в свою очередь, в активную и обратно.

В. носит конкретный характер в том смысле, что оно всегда – отношение сторон процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Содержание В. обусловлено природой составляющих выше обозначенных процессов, взаимное изменение которых и выступает как конкретное движение данной системы.

Во В. находятся между собой процессы непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя. Непрерывное образование есть не только следствие процесса развития творческого потенциала учителя. Возникая на основе процесса развития творческого потенциала учителя и получая в ней активный стимул своего развития, непрерывное образование оказывает обратное воздействие на процесс развития творческого потенциала учителя.

При всей зависимости сторон В. ведущей является та, с которой начинается каждый новый круг развития. В отношении взаимодействия процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала ведущей стороной выступает процесс развития творческого потенциала учителя.

На основании положения и сущности всеобщей связи и взаимообусловленности явлений мы правомерны отметить, что В. процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала – это закономерность, которую целесообразно учитывать как при определении содержания, форм, методов непрерывного образования, так и при определении содержания процесса развития творческого потенциала, методического обеспечения взаимодействия данных процессов.

Данную закономерность мы не противопоставляем принципам, определяющим способы достижения цели. Педагогический смысл В. подразумевает согласованную основу процесса развития творческого потенциала учителя; условий, способствующих оптимальному развитию и саморазвитию творческого потенциала учителя.

В. совершается в определенных временных и пространственных рамках, так как включение в процесс непрерывного образования, самоопределение в процессе развития творческого потенциала, в значительной мере обретает свой уровень творческого потенциала к моменту профессионального становления учителя. В качестве пространственных ограничений взаимодействия выступает школа, которая является для учителя центром самореализации творческого потенциала.

В контексте проблемы В. непрерывного образования и процесса развития творческого потенциала может быть представлено как связь-процесс.

Воображение (фантазия) – психическая деятельность, заключающаяся в создании новых образов, представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимающихся человеком в действительности. Различают В. произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Крайнее проявление непроизвольного В. – сновидения. В бодрствующем состоянии деятельность В. может иметь различные степени произвольности. На высокой ступени развития деятельности В. – произвольный процесс, направленный на решение определённой творческой задачи.

В. – форма опосредованного, обобщенного познания, проявление творчества как доминирующего компонента мышления, создания на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий. Если восприятие – образ настоящего, память – прошлого, то В. – образ будущего.

В. – психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющихся знаний и опыта. Воображение выражается в мысленном построении программы поведения, когда неясен путь решения возникшей проблемной ситуации. Учитель осуществляет формирование воображения учащихся на всех уроках и во внеурочной деятельности. От богатства и развитости В. самого учителя во многом зависит характер его педагогической деятельности, взаимоотношения с воспитанниками, родителями, коллегами и др. людьми.

Различают также воссоздающее и творческое В. Первое представляет собой процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу; второе – процесс самостоятельного создания новых образов, воплощаемых в оригинальные продукты деятельности. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа в соответствии с собственным замыслом. Особая форма В. – мечта. Это – мысленное создание желаемых ситуаций и более или мене отдаленного будущего.

По мере общего развития человека формы В. становятся многообразнее, и все более подчиняются стоящим перед ним задачам.

Воображение репродуктивное – вид воображения, создающий образы, соответствующие описанию их.

Синоним = воссоздающее воображение.

Воображение творческое – вид воображения, создающий новые образы и понятия, чем отличается от воображения репродуктивного.

Творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности. Возникающие в труде воображения – неотъемлемая часть любого творчества.

Внедрение – стадия педагогического проектирования, при которой основная идея доведена до уровня её практического использования; при этом идея как бы передается практике и начинает там функционировать. Конечная цель внедрения перевод объекта в состояние, предусмотренное проектом.

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга учащихся, которая предоставляет широкие возможности для всестороннего развития учащихся и подготовки их к жизни. К воспитательной внеклассной работе относятся разнообразные информационно-познавательные, художественно-творческие, организационно-творческие, физкультурно-оздоровительные и др. занятия с учащимися. Организационные формы внеклассной работы предполагают индивидуальные занятия, групповую деятельность в кружках, клубах и других объединениях по интересам, массовые мероприятия, в которых участвуют большие коллективы школьников.

Внешкольная работа – образовательно-воспитательная работа с детьми, проводимая внешкольными детскими и культурно-досуговыми, культурно-просветительными учреждениями и организациями, органами образования; одна из форм организации досуга детей. Внешкольная работа осуществляется на началах добровольного участия, активности и самодеятельности детей, с учетом их интересов. Формы и методы внешкольной работы в основном те же, что и внеклассной работы, хотя и имеют свои особенности, определяющиеся типом учреждения, проводящим внешкольную работу.

Внешкольные учреждения – учреждения, ведущие внешкольную работу с детьми и подростками, организующие их досуг, помогающие семье и школе в борьбе с детской безнадзорностью. Внешкольные учреждения находятся в введении различных министерств и ведомств, профессиональных совхозов и других организаций. Различают внешкольные учреждения общего типа, осуществляющие работу с детьми в различных областях науки, культуры, спорта (дворцы и дома творчества, летние лагеря отдыха и др.), и специализированные, ведущие работу в какой-либо одной области (клубы туристов, юных техников, детские библиотеки и др.).

Воспитание – имеет много определений. 1. В науке это вид духовных отношений в обществе; в педагогике – э то воспитание внутри обучения; воспитание как специальная работа за пределами обучения, как составная часть образования и т. д.

2. Воспитание как процесс (т. е. последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-либо; процесс предполагает наличие цели, функций, структуры, динамики результата) организации совместной жизнедеятельности педагогов и школьников по достижению обоюдо значимых и социально непротиворечащих целей.

3.Это процесс взаимодействия участников в ходе социального (типичного) и духовного становления подрастающих людей и совершенствования личности взрослых.

4. Воспитание – это создание культурных, психологических, нравственных условий для саморазвития личности. Цели воспитания определяются не как формирование заданных свойств, а как личностный рост, развивающееся самосознание.

Воспитатель, в отличие от учителя-предметника, существует в личностно-ориентированной системе координат. И уже это одно понуждает его действовать, прежде всего, в культурных формах: в личностном, глубинном общении, во взаимодействии с малыми группами, где создается иная нравственная среда, чем на уроке в классе; в неформальных контактах с родителями, где он выступает их партнером в воспитании детей.

Для воспитателя главное – помочь ребенку в реальном освоении существующих и создаваемых культурных норм жизнедеятельности. Поэтому содержанием его деятельности являются не модели и значения ("знания"), а живые акты взаимодействия с ребенком, раскрывающие смыслы и мотивы поведения,

Воспитание в его истинном смысле становится в этом случаем "духовным питанием", и потому поле деятельности воспитания есть, прежде всего, культурное поле осмысления жизни.

Воспитательная работа по месту жительства – этота часть микросреды, где дети проводят определенную часть своего свободного времени. Большое значение имеют разновозрастные и неформальные объединения, создаваемые по месту жительства. Это не только форма активного, педагогически оправданного общения взрослых и детей. Она позволяет более полно раскрыться возрастным и индивидуальным особенностям детей, формирует социальную позицию школьника как будущего гражданина, труженика, семьянина. Место жительства - это нередко сфера проявления негативных сторон в поведении подростков, старшеклассников, не знающих, чем и как себя занять. Вот почему создание условий для воспитательной деятельности, активизация родителей, семьи, соседской общности в этом направлении – важное средство превращения места жительства в место воспитания.

Всестороннее развитие личности – развитие различных сторон личности, ее физических и духовных сил, всех ее творческих способностей и дарований; развитие человека, способного к умственному и физическому труду, носителя высоких нравственных качеств, эстетических и культурных ценностей с разносторонними материальными и духовными потребностями. Всестороннее развитие личности рассматривается как непрерывный процесс, начинающийся в дошкольном возрасте, организованно проходящий в средней и высшей школе и продолжающийся затем всю жизнь в общественном труде и разносторонней творческой деятельности.

Воспитательная система – целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (цели, субъекты, их деятельность, общение, отношения, материальная база и обладающий такими интегральными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.) Воспитательная система не создаётся и не задаётся извне, она является результатом сложного процесса саморазвития, в котором важную роль играет исходный замысел автора системы (концепция).

Вредные привычки – навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребёнка, его физическом и психическом развитии.

Гиперопека (сверхопека) – это неправильная (неадекватная) родительская позиция, выражающаяся в чрезмерной заботе родителей о ребенке. При гиперопеке ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, ждет помощи от родителей, развивается условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.

Гипотеза – предположение, опирающееся на конкретные эмпирические данные. Построение Г. происходит на основе анализа исходных данных, их сопоставления, выявления существенных связей и синтеза.

При использовании Г. в публичных выступлениях следует иметь в виду проблематичность выраженного в них знания. Поэтому при сопоставлении конструирующих Г. речь может идти не о достоверности, а лишь о большей или меньшей степени вероятности той или иной Г.

Выдвинуть Г. – значит сформулировать предположение о наиболее вероятных причинах вновь наблюдаемых фактов, явлений или предсказать наиболее вероятный ход и результаты эксперимента.

Нужно, в первую очередь, проанализировать и уточнить, что может быть причиной того или иного явления, что – следствием.

Всякая Г. находится в определенной связи с имеющимися знаниями (известными вам теорией, законом, правилом, решенной ранее задачей и т.д.) логический путь выдвижения Г. может быть различным:

а) индуктивный путь: от наблюдения единичных фактов – к выдвижению Г. – к последующим индуктивным обобщениям;

б) дедуктивный путь: от применения известной теории, законов, правил для объяснения наблюдаемых явлений, фактов – к выдвижению Г. – к экспериментальной проверке Г.;

- при индуктивном пути выдвижения Г. там, где возможно, используйте умозаключения по аналогии;

- при дедуктивном пути выдвижения Г. соотнесите ваши прежние знания (теорий, законов, правил и т.д.) с вновь наблюдаемыми фактами, явлениями;

- иногда бывает полезно вначале выдвинуть все возможные Г., а затем на основе критического анализа отобрать наиболее правдоподобные;

- не бойтесь думать раскованно, избегайте шаблонов в своих рассуждениях;

- в случаях затруднения при выдвижении Г. освободите вашу задачу от всех излишних представлений, сведите ее к простейшему вопросу;

- иногда полезно ставить перед собой и ответить на следующие вопросы: что известно? Какие условия являются необходимыми и достаточными, чтобы наблюдать новые для вас явления?

Нельзя ли из рассмотрения исключить ряд условий, часть того, что дано?

- проверить Г. – это значит установить, что следствия, которые должны из нее вытекать, действительно совпадают с наблюдаемыми явлениями, с результатами эксперимента;

- проверяя Г., необходимо выяснить, не противоречит ли она ранее установленным законам, правилам?

Внесли бы вы какие-либо изменения в данное предписание? Если да, то почему? На формирование каких умений нацелено это предписание?

Гипопротекция – неправильная родительская позиция, проявляющаяся в недостатке внимания и заботы о ребенке. В результате гипопротекции ребенок переживает дефицит защиты (протекции) перед незнакомым и пугающим внешним миром, ощущает свое одиночество и беспомощность в преодолении трудностей в том числе даже тех, с которыми он, имея со стороны родителей поддержку, справился бы играючи. Некоторые родители, пытаясь избежать гиперопеки и приучить ребенка с ранних лет к самостоятельности, впадают в крайность гиперпротекции. Опытный педагог или детский психолог покажет конкретные приёмы того, как не подменяя самостоятельной активности ребенка, создать ему комфортное ощущение, что родители рядом, что они страхуют его от серьезных неудач, что они поддерживают его морально, верят в его успех.

Другая причина гипопротекции более серьезна - это равнодушие к судьбе ребенка. Равнодушные родители пытаются скрыть, замаскировать свое социально осуждаемое отношение к ребенку всевозможными показными жестами (дорогими подарками, демагогическими рассуждениями об "избалованности детей", осчастливленных родительской заботой). Нередко все это является психологической защитой от собственной совести и средством самооправдания. Ребенку важнее живое общение с родным взрослым человеком, готовым вникать в его детские интересы и фантазии, готовым разделять с ним восторги и тревоги, искренне удивляться чудесам открывающегося мира.

Государственная служба занятости – биржа труда – государственный орган, призванный обеспечивать координацию и решение вопросов занятости населения, регулирования спроса и предложений на рабочую силу, содействия неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной ориентации и подготовки, оказания социальной поддержки безработным.

Готовность к школе – достижение ребёнком школьной и социальной зрелости: совокупность следующих взаимосвязанных компонентов морфофункциональная готовность, мотивационная, интеллектуальная, эмоционально-волевая, физическая, готовность в сфере общения.

Готовность ребенка к школе - комплексное поня­тие, в состав к-рого входят личностная и интеллектуальная готов­ность, а также достаточный уровень развития зрительно-мотор­ной координации. Личностная готовность — наличие мотивов учебной деятельности (наличие желания не просто пойти в шко­лу, но и учиться, выполнять определенные, связанные с учебой обязанности), познавательное отношение к внешнему миру, сформированность коммуникативных средств и навыков, желания об­щаться; достаточный уровень эмоционального и волевого разви­тия психики. Интеллектуальная готовность — достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зре­лости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышле­ния, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умения­ми и навыками в объеме стандартной программы детского сада. Для диагностики Г. р. к ш. используется комплекс разнообразных методик, направленных на исследование развития познаватель­ной и коммуникативной сфер, индивидуальных особенностей и качеств личности, в частности такие, как тест «Мотивационная готовность» (А.Л.Венгер), тест Бендер и др.

Готовность старшеклассников к самоопределению — готовность школьников к выбору своего трудового, про­фессионального пути, осознанию собственных интересов, инди­видуальных психол. особенностей своей личности.

Гражданственность — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблю­дение и уважение законов страны.

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение. Основные виды Д.П. – преступность и ненаказуемое аморальное поведение {систематическое пьянство, стяжательство, распущенность в сфере сексуальных отношений и пр.). Связь между этими видами отклоняющегося поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях Д.П. значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, возможностей их предупреждения и преодоления. В происхождении Д.П. особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности xaрактера и эмоционально-волевой сферы.

Преступность как вид Д.П. изучается преимущественно криминологией, использующей наряду с данными других наук результаты психологических исследований. Отечественная криминология объясняет преступное поведение отдельного человека сочетанием результатов неправильного развитияличности и неблагоприятной ситуации, в которой оказался человек.

Непротивоправное Д.П. также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления Д.П. иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются: 1) относительно низким уровнем интеллектуального развития; 2) незавершенностью процесса формирования личности (структура характера, особенности темперамента, способности, установки, вид деятельности); 3) отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения; 4) зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентаций.

Д.П. у подростков и детей нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Д.П. может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.

Девиация – отклонение от нормы.

Деликвент – субъект, чьё отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.

Деликт – правонарушение, преступление.

Делинквентность (соц.) – синдром патохарактерологической реакции у подростков, проявляющийся в совершении ими мелких правонарушений и проступков не достигающих степени преступления (криминала).

Детская организация – высшая форма детского движения с присущими ей структурой, органами самоуправления, ритуалами, традициями при обязательном руководстве взрослых участников организации (В.В. Лебединский).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.063 с.)