Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика изучению творческого мышления↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(Гилфорд, Торренс) В данном параграфе предлагается батарея тестов по изучению творческости. Большинство тестов является модификацией тестов Гилфорда и Торранса (55, 56, 19). Показатели по всей батарее определяются факторами, установленными в исследованиях Дж.Гилфорда, а именно: 1) Беглость (легкость, продуктивность) - этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов; 2) Гибкость - фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и" определяется числом 3) Ори г инально сть - фактор характеризует оригинальность, 4) Точность - фактор, характеризующий стройность, логичность, Поскольку трудно создать факторно чистые тесты, а мы пытаемся получить модели творческих процессов, отражающие их природную сложность, показатель каждого теста отражает два или три упомянутых фактора. Более того, если показатели надежности тестов творческого мышления достаточно велики и равны 0,8-0,9, а коэффициент надежности, определенный метод взаимозаменяемых форм-0,7 - 0,9 /3/, то с факторным анализом дело обстоит сложнее. Факторный анализ заполнения тестов Торранса не подтверждает интерпретацию этих показателей на основе единичных конструкций. Взаимокорреляции разных показателей единичного теста выше взаимокорреляции аналогичного показателя (например беглость) по разным тестам. Два показателя оригинальности, полученные в батарее образного творческого мышления /9/ дают корреляцию на уровне 0,30 и 0,40 друг с другом и еще ниже с показателями оригинальности тестов вербальной и образной батарей. Отсюда, по мнению А.Анастази, нецелесообразно рассматривать одинаково названный показатель из различных тестов как меру одного и того же свойства личности. По нашему мнению, этот вопрос однозначно не решен и требует дальнейшего изучения. Относительно процедуры проведения тестов, следует отметить, что тесты можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме. С тем, чтобы избежать беспокойства испытуемых и создать благоприятную психологическую атмосферу, тесты называются занятиями, и как все время подчеркивается, занятиями веселыми. Часто занятия проводятся в игровой форме. Креативные качества – эмоционально-образные качества, эмоциональный подъём в творческих ситуациях; образность, ассоциативность, созерцательность, воображение, фантазия, романтичность, чувство новизны, необычного, чуткость; способность к творчеству и организации творчества других, сравнению и сопоставлению идей, умение участвовать в дискуссии. Культура – общефилософская категория, в которой выражены качественная определенность„технологичность, высокий уровень развитости и самоорганизации человеческого общества, творческих сил и способностей людей, их духовный потенциал. В культуре синтезируется совокупность материальных и духовных ценностей различных обществ. Понятие культуры употребляется для характеристики и человека и общества, ступеней и этапов их развития. Культура является сложной и открытой системой, имеющей разные структурные уровни (макро-, мезо-, микро-). По данному определению видно, что уровни и качество развития и самоорганизации любой сферы общества (например, образования) должны иметь культурные характеристики. Культура поведения – совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культурологический подход – методологическая основ образования, ориентированного на человека; реализация образования через культуру, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, способность его к культурному самоопределению и саморазвитию в мире культурных ценностей. Культуросообразность – принцип использования в воспитании культуры того общества, в котором осуществляется воспитание. Необходимость принципа обусловлена самой природой человека, так как в содержании понятия «культура» заключено: а) всё, что сделано на планете, сделано разумом, трудом и чувствами многих людей; б) личностный смысл культуры – мера человеческой сущности; насколько в условиях данной цивилизации созданы условия для раскрытия внутренней сущности индивида; в) основным механизмом передачи культуры является образование К. – это диалог индивида с людьми и их культурой на протяжении всей жизни. Культурная деятельность – это все формы социально-позитивной деятельности, в процессе которой человек производит себя как человека, формируя развивая свой физический и нравственно-духовный потенциал и потенциал тех людей, которые причастны к результатам этой деятельности. Теоретический анализ позволяет выяснить девять признаков, выражающих сущностные черты тex или иных форм культурной деятельности, которая может быть: - индивидуальной или групповой; - профессиональной или любительской; - досуговой или основной трудовой; - платной или бесплатной; - руководимой извне или самоуправляющейся; - ее продукция может быть предназначена для собственного потребления или для потребления другими (главным образом); - институциализированной (юридически оформленной) или неинституциализированной (юридически не оформленной); - коммерческой (включенной в товарно-денежные отношения) или некоммерческой; - самофинансируемой (хозрасчетной) или финансируемой извне (дотационной) полностью или частично. Kультурно-досуговая деятельность – это социально-культурологический процесс, способствующий свободному духовному и физическому совершенствованию личности на основе самодеятельного творчества, освоения ценностей культуры, общественно значимого общения, разумного и полноценного отдыха. Культура досуга личности - интегральное качество, отражающее потребность и умение индивида творчески, социально значимо реализовывать в условиях свободного времени собственные сущностные силы. Признаки КДД: 1. Всякая досуговая деятельность протекает в свободное от обязательного труда время. 2. Продукты досуговой деятельности не могут иметь коммерческого характера, т. е. не могут быть включены в товарно-денежные отношения. Возможны случаи, когда продукты КДД продаются, хотя единичные акты купли-продажи не изменяют сути КДД. Но если подобные акты примут систематический характер, то КДД потеряет свою досуговую сущность и превратится в индивидуальную или групповую трудовую деятельность, которая, в отличие от деятельности досуговой, должна по закону облагаться налогом. 3. КДД, как правило, носит не профессиональный, а любительский характер, но иногда человек и на досуге продолжает заниматься своей профессиональной деятельностью, хотя и бесплатно, ради удовольствия. Профессия поглощает досуг. Иногда происходит обратное - досуговая деятельность (хобби) превращается в профессию. 4. КДД носит самоуправляемый характер, свободна от какого бы то ни было внешнего вмешательства в виде социального, педагогического или иного руководства и контроля. Здесь человек (или группа) сам должен быть полноценным и единственным субъектом своей деятельности и ее организации. Уровни КДД: l. Отдых, физическая активность. 2. Развлечения, игры. 3. Просвещение (самообразование). 4. Творчество. 5. Созерцание. 6. Праздники. Функции КДД: информационно-просветительная, рекреационная, культурно-творческая, коммуникативная, развивающая, общения. Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это вид культурной деятельности, которая реализуется, как правило, в форме любительства в свободное время, является полностью самоуправляемой, а ее продукты имеют некоммерческий характер. Культурно-досуговая деятельность детей – это процесс взаимодействия взрослых и детей, осуществляемый l. на принципах: · свободы выбора; · самореализации; · социальной значимости; · гуманистического индивидуального и личностно-деятельностного подхода; · культуросообразности; · всеобщности; · занимательности и развлекательности; 2. в деятельности, осуществляемый на основе: · метода целеполагания; · совершенствования содержания культуры досуга; · приобретения досуговой квалификации (набор умений и навыков, позволяющих активно и успешно действовать в сфере досуга) детьми, подростками, юношеством; 3. с целью; · удовлетворения растущих духовных и творческих потребностей и интересов; · освоения высоконравственных ценностей культуры; · общественно значимого общения; · разумного отдыха развивающейся личности при условии постоянного совершенствования взрослых. Лабильный – нестойкий, неустойчивый. Латентный – скрытый, внешне не проявляющийся, Л. период – физиологически скрытый период физиологической реакции; то же, что инкубационный период. Лидер - член группы, за к-рым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации Л.: 1) по содержанию деятельности (Л.-вдохновитель и Л.-исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.). Л. и руководитель не обязательно соединяются в одном лице. В отличие от руководителя, к-рого иногда избирают, а чаще назначают, и к-рый, неся ответственность за положение дел в коллективе, располагает официальным правом поощрения или наказания, Л. выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, на него не возложены никакие официальные обязанности. Если официальный руководитель группы и ее Л. - не одно и то же лицо, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же могут приобретать конфликтный характер, что определяется уровнем группового развития. Лидерский стиль: Указывающийстиль является лучшим в случае низкой зрелости последователей. Лидер вынужден проявлять высокую директивность и тщательный присмотр за работниками, помогая таким образом людям, не способным и не желающим взять на себя ответственность по работе, Уманить неуверенность в том, что работа будет закончена. Убеждающий стиль является лучшим для использования в условиях умеренно низкой зрелости последователей, реализуя в равной мере директивность и поддержку тем, кто не способен, но желает работать. Руководить, использующий этот стиль, помогает им путем объяснения и вселяет в них уверенность возможности выполнения задания. Участвующий стиль является лучшим при умеренно высокой зрелости последователей. Способные к работе, но не желающие ее выполнять подчиненные нуждаются в партнерстве со стороны лидера, чтобы быть более мотивированным на выполнение работы. Предоставляя таким людям возможность участвовать в принятии решений на своем уровне, руководитель использует данный стиль, чтобы вызвать у последователей желание выполнять задание. Лидерство - тип управленческого взаимодействия (в данном случав между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Л. является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных. Л. - социальный статус личности, реализованный благодаря совокупности методов, приемов формирования таких черт личности, которые выделяют ее в социальной организации (обществе в целом, социальной группе) и позволяют использовать силу личного влияния в создании социальной группы, социальных движений, союзов, направлять людей, с опережением выражать их коренные интересы, вести их за собой, руководить людьми. Лидер формируется в процессе социализации, под влиянием воздействия технологий, прежде всего обучающих, педагогических, саморазвивающихся. С их помощью могут лучше развиваться психологические черты личности (одаренность, талантливость, гениальность) и высокий профессионализм. Различается несколько типов социальных лидеров: лидер-организатор, лидер-генератор идей. Оптимальным является смежный тип, когда в определенной мере сочетается то и другое. Эффективный социальный лидер невозможен без таких качеств личности и профессиональных качеств, как способность и навыки к совместной работе, готовность к достижению общих целей организации, разработке и претворению ее программ в жизнь; дисциплинированность, личный пример, способность ставить четкие задачи, определять конкретные требований, четко оценивать качество выполнения. Социальное лидерство осуществляется в большей мере через привлекательность личности, через творческий образец для подражания, через систему внутренней мотивации к деятельности. Эффективный социальный лидер в меньшей мере использует силовые приемы власти и в большей мере мотивирует поведение и усиливает власть. Универсальными технологиями формирования социального лидера являются способы и методы раннего выявления способностей, одаренности к выполнению лидерских функций, в том числе управленческих, организаторских. Сегодня разрабатываются и широко используются методики профессиональной подготовки менеджеров. К числу условий и принципов формирования эффективного социального лидера относятся; атмосфера доброжелательности к неординарности, терпимость к иным мнениям; высокая управленческая культура в организации, окружении, стимулирование активности, творчества, обновление социально-психологических установок; смелое выдвижение "сильных руководителей", неординарных людей, поощрение смелых идей, "прорывных программ", умение рисковать, переносить поражения и верить в успех. Личность – человек как общественный индивидуум, субъект познания и активного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью, способностью к трудовой деятельности. Лишение родительских прав – лишение в судебном порядке права на воспитание детей. Ложь – это отход от правды, букв. – неправда. Любовь – активное участие в жизни другого человека и принятие его таким, каков есть (Эверетт Шостром). Маргинальная личность (от лат. margo – край) – индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью – ни в одну из них. Мезофакторы социализации личности – условия социализации: этнокультурные условия, этнос, тип поселения (город, село), в котором живёт и развивается человек. Менеджер - специалист, который направляет работу других работников и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в сотрудников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений. Менеджмент – 1). искусство управлять интеллектуальными, финансовыми, сырьевыми, материальными ресурсами в целях наиболее эффективной производственной деятельности; совокупность современных принципов, методой, средств и форм управления производством и сбытом с целью повышения их эффективности и увеличения прибыльности. 2). Научно-практическое направление, ориентированное на обеспечение эффективной жизнедеятельности (функционирования) организаций в рыночных условиях хозяйственных отношений. Английское слово «management» (управление) берет свое начало от латинского слова - «manus» (рука). Этот термин не имеет аналога в русском языке, хотя его часто используют как синоним «управления» и «научной организации труда». Временем становления М, как научной теории и практики управления принято считать начало XX в. Отличительной чертой исторического развития М. является его последовательная психологизация. Примерно первые три десятилетия становления М. связаны с формированием «школы научного управления». Ее основателем является американский инженер Ф.У. Тейлор. Им и его последователями были предложены качественно новые по тем временам пути совершенствования промышленных предприятий. Разработанные ими принципы управления производством не утратили своего значения и по сей день. В научном управлении акцент делается, как правило, на повышении индивидуальной производительности труда, оптимизации надзорной и распорядительской функций администрации. Рекомендации носят жестко нормативный характер. При таком подходе работник нередко рассматривается как обособленная единица, элемент производственного процесса. Его социальная природа не принималась во внимание. В 1930-е гг. все чаще стали появляться критические замечания в адрес представителей школы научного управления. Критиковались механистические и биологизаторские воззрения на человека, включенного в производство, и преимущественная ориентация да экономические вопросы организации. Мнение психологов и социологов о том, что обеспечить мотивацию человека к более производительному труду можно не только материальными средствами, стало находить все большее понимание. Складывается новый этап в эволюции менеджмента (1930-1950-е гг.), получивший название «школы человеческих отношений». Он появляется как альтернатива М., ориентированному гл.обр. на конечный продукт. Не отрицая все то полезное, что сделали Тейлор и его последователи для рационализации производства, сторонники данного направления пытались наполнить их методы гуманным содержанием. Одним из наиболее известных представителей этой школы является американский социолог и психолог Э. Мэйо. Главный вывод, к к-рому пришел Э. Мэйо в результате проведенных им исследований, заключается в том, что на эффективность трудового поведения работника, рост производительности его труда в большей мере оказывают влияние психологические и социальные факторы, чем материальные стимулы. Представители этого направления сумели показать важную роль неформальных отношений в деятельности организации. Пришло понимание, что ими следует управлять, и прежде всего в форме сотрудничества работников и администрации. Нек-рые функции администрации, такие как целеполагание, планирование, принятие решений, корректировка норм выработки и др., стали передавать рабочим группам. Организации стали рассматриваться как «социальные системы», а человек в них - как одно из центральных звеньев. В последние десятилетия XX в. наиболее яркие страницы истории М. связаны с японским опытом. Основательно изучив американский М., и заимствовав у него все самое рациональное, японские специалисты построили собственную модель управления, разрушив распространенное на Западе мнение о себе скорее как о подражателях, чем о творцах. Если попытаться кратко определить принципиальное различие между западной и японской концепциями М, то оно сводится к следующему: в первом случае доминирует ориентация на конечный результат, а во втором - на человеческий фактор. В основу японского подхода положены идеи самоуправления и самоконтроля. Упор делается на поощрение способностей работников и стимулирование их развития, партнерство и сотрудничество, взаимопомощь, формирование у работников приверженности философии «корпоративного духа», т.е. на воспитание у них чувства патриотизма к компании, в к-рой они трудятся, преданности ее целям. В центре внимания - забота о моральном состоянии работников. При приеме на работу администрация интересуется не только профессиональной квалификацией, но и морально-этическими качествами будущего сотрудника, его умением вписаться в групповую деятельность, желанием и готовностью упорно трудиться. Сегодня есть все основания говорить о формировании психологии М. как достаточно самостоятельного научного направления. Объектом изучения в психологии М. выступают люди, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность к-рых подчинена общественно полезным целям, а критериями их эффективности служат прибыльность, материальное и моральное благополучие их членов. Соответственно предметом изучения психологии выступают психологические явления организаций, к-рые включают психологические факторы, обусловливающие эффективность деятельности М., особенности принятия индивидуальных и групповых решений, лидерства, мотивирования, норм и ценностей и др. В предмет изучения психологии М. органично входят как традиционные социально-психологические явления (напр., социально-психологический климат, общение), так и вопросы психологии труда (анализ трудовой деятельности, функциональные психические состояния, организация рабочего места, психологические основы качества, надежности и бездефектности труда}, общей психологии (теории деятельности, личности, развития) и др. прикладных правлений психологии.
Метод – 1) это совокупность приемов или операций практических или теоретических освоений действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Приемы научного исследования также могут выступать в качестве метода, как и приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала. 2) в самом общем значении - способ достижения цели; совокупность определенных правил, приемов, норм познания и действия. Основная его функция -организация и регуляция деятельности в любой ее форме, а не только научной. Научный М. предстает одновременно как система предложений, формулирующих формы познавательной деятельности (т.е. как форма научного познания), и как система операций и процедур этой деятельности, детерминируемой закономерностями субъектно-объектных отношений. Напр., экспериментальный М. представляет собой такую упорядоченную цепь шагов, к-рая, с одной стороны, опирается на теоретические знания относительно объекта познания, а с другой - на концептуальный аппарат типа таких категорий, как «гипотеза», «научная теория», «аксиоматическое построение теорий», «научный закон» и др. Кроме того, экспериментальный М. как цепь шагов в процессе познания опирается также на систему таких правил, как: а) построение контрольных и экспериментальных групп; б) редукция теоретической гипотезы к эмпирически проверяемым утверждениям; в) измерение и контроль переменных и т.д. В зависимости от того, на каком уровне проводится научное исследование и какие цели оно преследует, применяются соответствующие общие М. познания. Поэтому целесообразно разделить эти М. на три большие группы: а) М. эмпирического исследования; б) М., используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования; в) М. теоретического исследования (О.М. Сичивица, 1972). Этот автор подчеркивает, что грани между М. проведены достаточно условно и что М. этих групп используются лишь преимущественно на определенном уровне познания, К М. эмпирического исследования относятся наблюдение, сравнение, измерение и эксперимент. М., используемыми на эмпирическом и теоретическом уровнях исследования, являются следующие: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и использование приборов, исторический и логический. И наконец, М. теоретического исследования - это восхождение от абстрактного к конкретному, идеализация, формализация, аксиоматический М. Нек-рые авторы предлагают следующую классификацию методов: философские, общенаучные, частнонаучные. Метод воспитания – это своеобразная процессуальная характеристика деятельности. Согласно определению Васильевой З.Г., это способ реализации целей и содержания воспитательного процесса, способ взаимосвязи цели и результата, способ воздействия и взаимодействия учителя, учащихся, педагогического, ученического коллективов, способ достижения единства сознания, чувств и поведения школьников, способ актуализации нравственных норм и ценностей. Система приёмов в методе создаёт определённую ступенчатость строения метода: начало воздействия, развитие воздействия, кульминации, завершение, создающее основу для нового этапа воздействия. Метод воспитания "игра" – способ стимулирования активности детей в различных видах деятельности. В игровом методе цель находится за пределами данной игровой ситуации и результат игрового действия выражается в виде вещественных продуктов труда, художественного творчества или новых знаний. Происходит своеобразная подмена мотивов: дети начинают действовать из желания играть, получать удовольствие, а результатом оказывается разработанная программа для компьютера, изделия декоративно-прикладного творчества для ярмарочного торжества. Игра здесь выступает лишь как средство получения нового продукта. В выполнении детьми действий, движений, операций, поступков, определяемых содержанием роли, сюжетом или правилами игры, проявляется психическая и физическая активность. Источниками игровой активности являются игровая задача, добровольно взятая на себя личностью, игровое творчество и дух соревнования, возникающие в коллективной игре. Соревнование, состязание органически присущи игре, они являются ее энергетической силой. И именно они рождают увлеченность, настойчивость, неутомляемость, азарт. В игре существуют цели трех уровней. Цель первого уровня (наиболее общая) – наслаждение, удовольствие от игры. Субъективно эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любой активности, связанной с данной игрой. Ее можно выразить словами "Хочу играть!". Цель второго уровня – функциональная. Эта и есть собственно игровая задача, т.е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли данной конкретной игры. Игровая задача существует в виде «Надо играть только так, а не иначе!». Цель третьего уровня – непосредственно связана с процессом выполнения игровой творческой задачи личностью: ответить на один из вопросов, выполнить ряд заданий, составляющих сердцевину той или иной игры; "угадай", "найди", "перевоплотись", "изобрази". Именно в творческой сути игрового действия кроется внутренняя пружина, можно сказать, душа игры. Игра является игрой, пока она дает действующим лицам широкий выбор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предусмотреть. Участники игры и зрители находятся в состоянии игрового напряжения лишь постольку, поскольку никто не знает способа, каким игроки выполняют свою функциональную задачу. Отсюда берут начало таинственность и романтика игры, которые привлекают и ребенка и взрослого. Вот почему игра всегда сопровождается ожиданием и переживанием радости: “Я могу”. В трехступенчатой мотивации игры "хочу!", "надо!", "могу!" заключен, очевидно, основной механизм ее влияния на личность, секрет добровольного усвоения ребенком воспитывающего содержания игры и самовоспитания. Метод воспитательной работы – это совокупность приемов, представляющих собой логически целесообразные действия или приспособления. Совокупность будет достаточной и необходимой не по количеству предполагаемых действий, а по последовательному, системному их расположению. Метод театрализации – это художественно-педагогический метод, являющийся, с одной стороны, способом единство драматургической обработки материала по законам театра, где есть завязка действия, его развитие, кульминация и развязка, а с другой стороны художественно оформленное действие группы, коллектива или масс участников, являющееся стимулом игрового действия самой массы участников. Метод художественного иллюстрирования – это художественно-педагогический метод, являющийся способом организации творческого дела, где идейно-эмоциональное усиление информационного материала происходит посредством внесения элементов художественности в сценарную ткань или с помощью различных жанров искусства, но без организации творческой деятельности масс участников (например, театрализованный концерт). Методика – 1. Определённый способ осуществления практической или теоретической деятельности; алгоритм конструирования и организации деятельности (воспитательного процесса). В этом значении понятие методика отвечает на вопрос «как мы действуем?» или «как надо (можно, возможно) действовать?» и выступает средством достижения практических целей. Обычно понятием методика обозначают некую осознанную систему действий, приводящих к определённым результатам. 2. Определённая область знаний, отрасль науки (в педагогической науке – методика воспитания). В этом случае, как и любая наука, методика представляет собой, с одной стороны, особую сферу человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация объективных знаний о действительности. Методикой как сферой человеческой деятельности занимаются учёные, а также институт методистов (методическая служба). С другой стороны, методика представляет собой и результат этой деятельности, то есть полученные и систематизированные знания (об организации какой-либо деятельности, процесса воспитания). Понятием методика обозначают как отрасль науки в целом (например, методика воспитания), так и отдельные её разделы, области знаний (например, методика воспитательной работы, методика досуговой деятельности, методика художественно образовательной деятельности, методика искусствознания и др.), а также знания о конкретных способах осуществления какой-либо деятельности, например, методика социального проектирования и целевого программирования в области эстетического воспитания. В этих случаях говорят: «Нами разработана такая-то методика». Методика воспитания – отрасль педагогической науки, представляющая собой особую область синтезированных педагогических знаний (методических знаний) об организации воспитательного процесса и целесообразных способах достижения воспитательных результатов. Методика воспитательной работы – 1. Алгоритм конструирования и организации воспитательного процесса; способ осуществления практической педагогической (воспитательной) деятельности. 1. Алгоритмизированный процесс целенаправленного педагогического влияния на формирование личности и коллектива осуществляется педагогом-воспитателем в конкретном воспитательном учреждении (например, методика воспитательной работы в школе, методика воспитательной работы в лагере, методика воспитательной работы во внешкольном учреждении и т.д.). 2. Систематизированное описание алгоритмов конструирования и организации воспитательного процесса, протекающего в соответствующем учебно-воспитательном учреждении (методика воспитательной работы в детском дворце творчества), осуществляемого определённой категорией педагогов организаторов (например, методика воспитательной работы руководителя клуба по месту жительства); область методических знаний, раздел методики воспитания. Методическая деятельность – совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Методическая деятельность может осуществляться учёными, методистами, практиками. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею и осуществляющими её наряду с другими, например, педагогической (являются непосредственными руководителями детского клуба, кружка и т.п.), организационно-массовой и др. Основными функциями методической деятельности являются: Методические знания – систематизированная информация, упорядоченные сведения об организации какой- либо деятельности, воспитательного процесса. Они имеют определенную специфику, которая отличает их от теоретических и эмпирических. Если теоретические знания содержат обобщение, выводы о закономерностях воспитательного процесса, эмпирические описывают характер протекания процесса, как правило, в тех или иных конкретных ситуациях, условиях, то методические знания раскрывают методику, то есть порядок и способы организации какой-либо деятельности, воспитательного процесса. Они носят прикладной характер, а это означает, что, имея необходимое научное обоснование, они должны быть как бы подготовлены для непосредственного использования, то есть представлены в таком виде, в котором они были бы удобны для педагогической практики. Методы самовоспитания. Формирование творческого самочувствия в общении - процесс сложный. Здесь педагогу нередко приходится переживать чувство, обусловленное такими особенностями педагогического творчества, как публичность деятельности, меняющиеся обстоятельства творчества, необходимость оперативного управления своими психическими состояниями, коммуникативная насыщенность труда. Для преодоления этих неприятных ощущений необходима постоянная работа по самовоспитанию. Существует ряд методов воздействия на себя: самоубеждение, самопоощрение, самонаказание, самовнушение, самоупражнение. Микрофакторы социализации личности – условия, в которых происходит социализация больших или меньших групп людей, выделяемых по различным признакам. Это те институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует: семья, детский сад, школа, внешкольные детские учреждения, религиозные организации, общество сверстников, средства массовой коммуникации и др. институты. Младший школьный возраст – это период с 7 до 9 лет, в котором происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических и формирование основных социально-нравственных качеств личности. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному называют малым кризисом, которым открывается весь период школьных возрастов. Ему свойственны проблемы готовности ребенка к обучению в школе. Готовность, по мнению А. Запорожца, представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т. д. Существуют различные методики формирования различных видов готовности к учению младших школьников через досуговую деятельность. Различные типы и виды досуговых объединений могут помочь в развитии интеллектуальной готовности (расширение кругозора, развитие памяти, формирование произвольного внимания, умственная активность„развитие речи, словарного запаса); нравственной (развитие этических знаний, умений, навыков); эстетической (формирование эстетического восприятия природы, отношений между людьми, развитие эстетических суждений, оценок образцов литературы и искусства, воображения, фантазии, художественных способностей, вкуса, эстетических чувств„ навыков эстетической культуры быта); физической (укрепление здоровья, привитие физической культуры, развитие волевых качеств личнос |
||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.242 (0.018 с.)