Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные элементы и структура педагогической системы предмета «Физическая культура»

Поиск

Для понимания системности явлений и процессов, протекаю­щих в рамках дидактических оснований, обеспечивающих учеб­но-воспитательную работу по предмету «Физическая культура», велика роль знаний о составе и структуре дидактической систе­мы, т. е. количественном составе элементов и форме их располо­жения в системе. И здесь на первый план выдвигается элемент дидактической системы предмета «Физическая культура». В общей теории системы элемент рассматривается как минимальный ее компонент или максимальный предел ее расчленения. Собствен­ное строение элементов обычно не принимается во внимание. Более того, элемент не может быть описан вне его функциональных ха­рактеристик. Отсюда для системы важно в первую очередь устано­вить не то, каков субстрат элемента, а то, что он делает.

Под элементом системы понимается минимальная единица, ко­торая способна выполнить относительно самостоятельную функ­цию в ее структуре. По этой причине любой элемент должен быть востребован для реализации своей специфичной функции.

Выделение элементов структуры наиболее сложно для обще­ственной системы. Чтобы определить место элемента в обществен­ной системе, возможность его включения в ее структуру, необхо­димо найти ответы на такие вопросы, как кто действует? На что


направлено действие (деятельность)? Каким образом осуществля­ется интересующая нас деятельность? Каковы средства, формы организации и механизмы реализации этой деятельности?

В структуре элемент занимает строго определенное место. По­этому, говоря о структуре системы, подразумевают форму распо­ложения элементов и характер взаимодействия их сторон1.

В педагогической системе предмета «Физическая культура» тер­мин «структура» содержит информацию о количестве элементов, которые объединены в целостность, об их характере (сущности), способах взаимосвязи и особенностях воздействия на объект уп­равления, информационных процессах взаимодействия педагогов и учащихся и др.

Понятие «структура» обозначает переход на более сложный уро­вень объяснения того, почему качество целостной педагогической системы учебного предмета отличается от простой суммы свойств элементов. Элементы, которые до формирования системы служи­ли научно-методической основой предмета «Физическая культу­ра» (как и любой другой учебной дисциплины) — преподаватель (учитель), учащиеся, учебники, программы, уроки, методы обу­чения и воспитания, — выступают вне системы как участники одной общей деятельности. При этом они могут быть мало или недостаточно взаимосвязанными, без каких-либо закономернос­тей во взаимосвязи.

В структуре педагогической системы каждый элемент имеет свое место, свою функцию, обусловленную именно этим местом, свои связи с другими элементами, которые также определены позици­ей элемента относительно других элементов. Таким образом, по­нятие «структура» обладает более глубоким содержанием, чем по­нятия «состав элементов», или «сумма свойств элементов». Эле­менты обсуждаемой системы взаимодействуют друг с другом только своими определенными сторонами, свойствами, а не в целом. От­сюда качество рассматриваемой системы зависит от формы рас­положения ее элементов.

В педагогической системе выделяются структуры двух уровней: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная струк­тура отражает связи ее элементов с источником информации. В данном случае это социальный заказ государства в сфере обра­зования и физической культуры. Системообразующий элемент пе­дагогической системы учебного предмета получает информаци­онную энергию от функций данной дисциплины. Такова верти­каль информационного обеспечения педагогической системы школьной физической культуры, которая обладает собственной внутренней вертикальной структурой.

1 См.: Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические пробле­мы. - М., 1985.-С. 71.


Горизонтальная структура педагогической системы предмета «Физическая культура» отражает внутреннюю взаимосвязь элемен­тов самой системы.

Упомянутые структуры во взаимосвязи и взаимодействии об­разуют ту целостность, которая именуется педагогической систе­мой предмета «Физическая культура». Вне этой структуры систем­ность не формируется, только в структуре элементы приобретают свойства и качества, способные обеспечить функционирование системы как целостного механизма.

Понятие «структура» — одна из категорий теории систем. Од­нако его определение пока не устоялось. В качестве ключевых ис­пользуются слова «связь» или «совокупность связей».

Расходятся ученые и в вопросах выражения конечной цели свя­зей элементов или объектов. Одни авторы не указывают на ориен­тированность отмеченных связей на что-либо. Другие подчеркива­ют предназначение связей элементов для сохранения основных свойств конкретного объекта при различных внешних и внутрен­них изменениях1 и обеспечение его целостности2. Третьи указы­вают на обеспечение воспроизводимости при изменяющихся ус­ловиях.

Понятие «структура» применительно к педагогической систе­ме предмета «Физическая культура» может быть определено как совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают сохранение основных свойств, целостность и устойчивость самой системы при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования.

Таким образом, в структуре изучаемой системы отражаются:

- число и характер ее составляющих;

- способы их взаимосвязи в процессе функционирования;

- особенности воздействия субъектов на объекты их взаимо­действия;

- основные свойства элементов и осуществляемых функций, своеобразие информационных процессов и связей.

Для понимания системности педагогических основ предмета «Физическая культура» важное значение имеет понятие «элемент». В философии в качестве доминирующей характерной особенности чего-либо, что возможно рассматривать как элемент системы, выд­вигается его инвариантность, необходимость непосредственного участия в образовании системы настолько, что без него она не может существовать. Отсюда элемент системы определен как нераз­ложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрения.

В общей теории систем, отмечая возможность расчленения це­лого на части различными способами, не ограничиваются подоб-

1 Философский энциклопедический словарь. — М., 1989. — С. 629.

2 Философский энциклопедический словарь. — М., 1997. — С. 438.


ной констатацией при характеристике элемента. Считают, что го­ворить «элемент» можно лишь применительно к четко фиксиро­ванному способу деления. Иное расчленение конкретной системы может привести к выделению другого образования в качестве ис­ходного элемента.

Элементный состав педагогических систем — одна из сложных научных проблем. В литературных источниках нет единства в отно­шении количества элементов педагогической (дидактической, вос­питательной, образовательной) системы и их конкретных назва­ний. В одних учебниках и пособиях по педагогике и научно-мето­дических материалах количество элементов системы учебного пред­мета колеблется от 6 до 13 и более (педагоги, учащиеся, админи­страция школ, цели, задачи обучения, воспитания, развития; системы организации педагогических процессов; средства и мето­ды реализации; результаты деятельности, условия и др.). В других — конкретная информация по данной проблеме отсутствует.

Основываясь на положениях общей теории систем и теории социальных систем предмета «Физическая культура», в струк­туре педагогической системы выделены:

- субъекты деятельности (в соответствии с вопросом, кто дей­ствует: учитель-педагог и учащиеся);

- предмет, на который направлена человеческая деятельность (цель и содержание образования по данной учебной дисциплине);

- механизм деятельности субъектов, направленной на предмет деятельности;

- обеспечение совокупного эффекта функционирования сис­темы (дидактические процессы).

Последний содержит в себе такие весьма важные составляю­щие, как формы организации деятельности субъектов, методы и средства ее реализации и др.

Состав элементов, образующих структуру педагогической сис­темы предмета «Физическая культура», определен с учетом их востребованности и инвариантности. Принята во внимание необ­ходимость избегать чрезмерного усложнения структуры системы множеством, т.е. привлечения большого числа элементов. В ин­вариантных элементах рассматриваемой системы вы­делены:

- цель учебного предмета;

- содержание образования и дидактические процессы;

- последующее определение порядка их расположения и обо­снование связей между ними (рис. 1).

Данная схема не совпадает по своей структуре, по количеству элементов, по наименованиям, способу расположения, характе­ру взаимосвязей, содержанию и форме со схемами педагогиче­ских систем, предложенных другими авторами, поскольку пред­ставляет иной ракурс исследования педагогических систем. В на-


стоящем пособии представлен частнодидактический подход и пред­метный уровень функционирования системы.

Между элементами структуры рассматриваемой системы суще­ствуют виды связей, взаимодействия, порождения, преобразова­ния, строения, функционирования, развития, управления. Из многообразия связей, характерных для структуры системы, в да­ном случае выделяем связи строения, или структурные связи, связи взаимодействия и функционирования системы. Необходимо выя­вить силы или связи, которые дают импульс для возникновения (образования) системы.

Элемент «дидактические процессы», будучи сложным образо­ванием, представляющим своеобразную подсистему, передает информацию элементам, которые обусловили его возникновение, через обратные связи о характере протекания процессов; обуслов­ливает возникновение внутренних горизонтальных связей, отра­жающих связи взаимодействия педагога и учащихся путем исполь­зования средств, форм и методов взаимодействия.

Таким образом, в структуре дидактической системы возникли и функционируют горизонтальные и вертикальные связи, отра­жающие ее строение — структуру, взаимодействие и функциони-


рование. Последняя разновидность связей возникает в процессе специфического, в данном случае дидактического, взаимодействия элементов системы. Это взаимодействие опосредовано целями, ко­торые реализуют каждая из сторон взаимодействия (учитель и уча­щиеся); оно адекватно отражает специфику дидактического под­хода к обучению.

Связи между элементами структуры педагогической системы отражают основные виды связей, существующие в системных ис­следованиях: универсальные, закономерные, причинно-следствен­ные и функциональные, а также характерные для педагогических систем.

Сформированность структуры исследуемой системы придает ей целостность и способность реализовать социальный заказ госу­дарства и общества адекватно цели и функциям предмета «Физи­ческая культура» в содержании общего среднего образования.

Педагогическая система предмета «Физическая культура», ко­торая описана в настоящей главе, составляет первооснову для разработки множества производных — дидактических, воспита­тельных, развивающих комбинированных (сочетающих в себе все три разновидности) — систем в соответствии с циклами техноло­гии учебно-воспитательного процесса по этой дисциплине в лю­бом из типов учреждений общего среднего образования, с учетом реальных условий их функционирования, своеобразия среды (го­род, село, рельеф местности, климат, особенности контингента учащихся, специфика направленности физкультурных интересов, этническое наследие населения и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.009 с.)