Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Л. Проблемы целеполагания в теории и практике преподавания предмета «Физическая культура»Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Цель деятельности, будучи начальным моментом в управлении дидактическими процессами, выполняет в технологии реализации дидактических процессов по школьной физической культуре чрезвычайно важную функцию. Отсюда большое значение приобретает целеполагание, под которым понимается процедура, ориентированная на определение конечных, промежуточных и текущих результатов функционирования процесса обучения по данной дисциплине. Сложность и многоаспектность предмета «Физическая культура», где во взаимосвязи должны быть выделены ожи; даемые результаты образовательно-инструктивного, воспитательно-развивающего, оздоровительно-рекреационного характера, вызывают серьезные затруднения в деятельности учителя физической культуры именно в целеполагании. Это обстоятельство усугубляется еще и отсутствием четкости в целевой ориентации по предмету в нормативных документах и рекомендаций в методической литературе. В связи с этим необходима всесторонняя научная разработка проблем цели, особенно в педагогике. Эти проблемы отражены в разной степени полноты и глубины в трудах специалистов по теории и методике физического воспитания. Для исследования этих частнодидактических затруднений были проведены анкетный опрос и беседы с 687 учителями физической культуры со стажем работы от одного года до 30 лет и более, окончивших 27 средних и высших учебных заведений и работавших в общеобразовательных школах различных регионов России. Выявлены разноречивые толкования ими цели преподаваемой дисциплины: укрепление здоровья школьников — 29,83 % ответивших; подготовка к сдаче норм комплекса ГТО — 28,23; воспитание всесторонне развитых людей — 17,61; физическое совершенствование учащихся — 15,57 и затруднялись с ее определением 8,87%. Аналогичные результаты получены в исследованиях целевой ориентации преподавателей физического воспитания. На первое место учителя выдвинули цели, направленные на органическое развитие индивида (укрепление здоровья, повышение уровня физической готовности, силы, мышечной и циркуляторно-респира-торной выносливости, нервно-мышечное развитие). На следующих позициях расположились цели, связанные с социальным, психологическим и интеллектуальным развитием учащихся. Разноаспектность в толковании цели предмета «Физическая культура» может быть рассмотрена с различных сторон. Из возможного множества вариантов мы акцентируем внимание на двух противоположных позициях. Первое, как уже отмечалось, — широта возможностей данной учебной дисциплины воздействовать на развитие личности учащегося, что в принципе общепризнано. Второе — серьезные пробелы в формировании целеполагающего компонента педагогической деятельности, что подтверждается такими затруднениями учителей физической культуры, как формулировка цели школьного звена национальной (тогда советской) системы физического воспитания и неумение дифференцировать ее по формам организации физического воспитания учащихся образовательных школ. Есть основание полагать, что последнее и есть один из основных субъективных факторов, обусловливающих недостаточную эффективность учебно-воспитательного процесса по физической культуре в школе. Если нет ответа на вопрос: «Что является целью уроков физической культуры?», все остальные разговоры так и останутся разговорами1. Об этом говорилось в главе 4. Оперативные планы (семестр, триместр, четверть) не содержат конкретно сформулированных целей учебно-воспитательного процесса по физической культуре. Установлена также достаточная преемственность учебного материала, содержащегося в документах перспективного, оперативного и текущего планирования, вместе с тем обнаружены значительные, в большинстве случаев несовпадающие с плановыми расхождения между мнимой целью учебной деятельности педагога, на которую он якобы ориентировался в учебном году или его периодах, и реальными результатами, достигнутыми в конце соответствующих циклов. Содержание, средства, методы обучения, формы его организации слабо взаимосвязаны с теми целями предмета, на которые указывали учителя в ходе анкетного опроса и бесед. Все это свидетельствует о несформированности у учителей умения оперировать целями преподаваемой дисциплины, разрабатывать их таксономию. Поиски причин, обусловивших негативные тенденции в це-леполагающем компоненте технологии учебного процесса по физической культуре, побудили изучить научно-теоретическую разработанность проблемы цели в теории и методике физического 1 См.: Физическая культура в школе. — 1995. — № 1. воспитания. Для этого было проанализировано более 80 формулировок целей национальной системы физического воспитания в нашей и многих других странах. Оказалось, что очень мало конкретной информации содержится в учебниках и учебных пособиях, адресованных студентам учреждений профессионального физкультурного образования, учителям физической культуры, а также в нормативных документах органов управления образованием в сфере физической культуры и спорта. Информация представлена в основном о формировании и закреплении знаний, о значимости физической культуры для реализации идеологических установок государства в деле подготовки подрастающего поколения к трудовой и оборонной деятельности. Соглашаясь с важностью социального заказа государства в области образования и физического воспитания для будущих специалистов физической культуры, следует указать на необходимость формирования у них умения описать общественные цели обучения и воспитания в терминах педагогики, т.е. умения перевести социальный заказ общества в педагогическую цель по конкретному учебному предмету. Формулировка целей национальной системы физического воспитания в качестве конечного результата ее функционирования указывает на различные параметры структуры личности: формирование гармонически развитых людей, развитие у них отдельных сторон этой гармонии, обеспечение вида воспитанно-* сти, подготовка населения к трудовой и оборонной деятельности, развитие комплекса показателей психофизического состояния и др. Данное обстоятельство в совокупности с многоцелием и многозвенностью выражения конечных результатов существенно затрудняет представление параметров конечного результата функционирования учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура» учителем, администрацией учреждения общего образования и местными органами исполнительной власти в сфере образования, создает основу для пренебрежительного, поверхностного отношения к целеполагающему компоненту педагогической деятельности. Поэтому многие учителя физической культуры не указывают целей на учебный год или его периоды в документах планирования учебного процесса и формально фиксируют цель конкретных уроков в своих планах.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.239.111 (0.008 с.) |