Тема 7 Учитель как субъект педагогической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7 Учитель как субъект педагогической деятельности.



План:

1.Общая характеристика педагогического роста учителя школы. Структура педагогического мастерства.

2.Формирование основ педагогического мастерства в условиях общеобразовательной школы.

3.Требования к учителю и его профессиональной подготовке в условиях развития современной общеобразовательной школы.

Ключевые слова: профессиограмма, педагогическое мастерство, дидактические способности, конструктивные способности, перцептивные способности, экспрессивные способности, коммуникативные способности, организаторские способности.

Совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В ее составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма.

Содержание профессиональной готовности как отражение цели педагогического образования аккумулировано в профессиограмме, отражающей инвариантные, идеализированные параметры личности и профессиональной деятельности учителя.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В.А.Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А.И.Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического образования может быть представлена как непрерывное общее и профессиональное развитие учителя нового типа, которого характеризуют: высокая гражданская ответственность и социальная активность; любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце; подлинная интеллигентность, духовная культура; желание и умение работать вместе с другими; высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений; потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему; физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Эта емкая и лаконичная характеристика учителя может быть конкретизирована до уровня личностных характеристик.

В профессиограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Рассмотрим в этой связи свойства личности учителя-воспитателя, характеризующие его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

К.Д.Ушинский писал: "Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно действовать только убеждением. Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждения воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности. Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы".

В деятельности учителя идейная убежденность определяет все другие свойства и характеристики личности, выражающие его социально-нравственную направленность, в частности социальные потребности, моральные и ценностные ориентации, чувство общественного долга и гражданской ответственности. Идейная убежденность лежит в основе социальной активности учителя. Именно поэтому она по праву считается наиболее глубокой фундаментальной характеристикой личности учителя. Учитель-гражданин верен своему народу, близок ему. Он не замыкается в узком кругу своих личных забот, его жизнь непрерывно связана с жизнью села, города, где он живет и работает.

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально-педагогической направленности. Она является тем каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога.

Профессиональная направленность личности учителя включает интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Основой педагогической направленности является интерес к профессии учителя, который находит свое выражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности в целом и к конкретным ее видам, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями. Педагогическое призвание в отличие от педагогического интереса, который может быть и созерцательным, означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу.

Наличие или отсутствие призвания может выявиться только при включении будущего учителя в учебную или реальную профессионально ориентированную деятельность, ибо профессиональная предназначенность человека не обусловлена прямо и однозначно своеобразием его природных особенностей. Между тем субъективное переживание призвания к выполняемой или даже избранной деятельности может оказаться весьма значимым фактором развития личности: вызывать увлеченность деятельностью, убежденность в своей пригодности к ней.

Таким образом, педагогическое призвание формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Отсюда можно сделать вывод, что недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя.

Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя.

Среди таких качеств - педагогический долг и ответственность. Руководствуясь чувством педагогического долга, учитель всегда спешит оказать помощь детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается, в пределах своих прав и компетенции; он требователен к себе, неукоснительно следуя своеобразному кодексу педагогической морали.

Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя. Именно в ней находит выражение его мотивационно-ценностное отношение к труду. Учитель, имеющий данное качество, работает не считаясь со временем, подчас даже с состоянием здоровья. Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и деятельность А. С. Макаренко и В.А.Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования - жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога, презревшего предложение фашистов остаться в живых и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками.

Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта, который есть одновременно и чувство меры, и сознательная дозировка действия, и способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы, предвидя его последствия, выбрать соответствующие стиль и тон, время и место педагогического действия, а также провести своевременную их корректировку.

Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Особенно отчетливо педагогический такт проявляется в контрольно-оценочной деятельности педагога, где крайне важны особая внимательность и справедливость.

Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности. В. А. Сухомлинский писал: "Справедливость - это основа доверия ребенка к воспитателю. Но нет какой-то абстрактной справедливости - вне индивидуальности, вне личных интересов, страстей, порывов. Чтобы стать справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребенка".

Качества личности, характеризующие профессионально-педагогическую направленность педагога, являются предпосылкой и концентрированным выражением его авторитетности. Если в рамках других профессий привычно звучат выражения "научный авторитет", "признанный авторитет в своей области" и т.п., то у учителя может быть единый и неделимый авторитет личности.

Основу познавательной направленности личности составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности является потребность в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования - необходимое условие профессионального становления и совершенствования.

Один из главных факторов познавательного интереса - любовь к преподаваемому предмету. Л.Н.Толстой отмечал, что если "хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя, а ты воспитаешь их; но ежели ты сам не любишь ее, то сколько бы ни заставлял учить, наука не произведет воспитательного влияния". Эту мысль развивал и В.А.Сухомлинский. Он считал, что "мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на уроке, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда".

Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает, знать ее возможности для решения социально-экономических, производственных и культурных задач. Но этого мало - он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий и гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки.

Наиболее общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления, основным признаком которого является диалектичность. Она проявляется в способности в каждом педагогическом явлении обнаруживать составляющие его противоречия. Диалектический взгляд на явления педагогической действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу нового со старым совершается непрерывное развитие, влиять на этот процесс, своевременно решая все возникающие в его деятельности вопросы и задачи.

 

 

Тема 8. Самообразование и самовоспитание как средство творческой профессианальной подготовки учителя

План:

1. Модель подготовки учителя общеобразовательной школы.

2. Фунции общепедагогической подготовки учителя в условиях развития школы.

3. Формирование системы общепедагогических знаний, умений и навыков у будущих учителей в продессе педагогической практики.

4. Педагогическое призвание и профессионапьная пригодность к работе учителем.

Ключевые слова: мастер, наставник, авторитет, непрерывность образования; гуманитаризация, демократизация, интеграция, интенсификация.

Профессиональное становление педагога, ведущее к достижению им професссинализма и педагогического мастерства, - длительный, непрерывный процесс. Используя образное выражение К.Роджерса, можно утверждать, что это путешествие длиною в жизнь. Согласно Е.А.Климовым, можно выделить следующие фазы жизненного пути профессионала. Оптант (или фаза адепта) – человек уже осознанно выбрал профессию и осваивает ее в специальном профессиональном учебном заведении. Адаптант (или фаза адаптации, «привыкания» молодого специалиста к работе). В деятельности педагога она связана с вхождением в практическую педагогическую деятельность, с постоянным возникновением нестандартных, подчас неожиданных ситуаций. Интернал (или фаза интернала) – учитель становится опытным педагогом который уже может самостоятельно и успешно справляться с основными профессиональными функциями. Мастер (или фаза мастерства) – педагог выделяется своими специальными качествами, умениями или становится универсалом, свободно ориентирующимся в различных сферах профессиональной деятельности, обретает свой почерк, индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, добивается стабильных положительных результатов. Авторитет (или фаза авторитета) – учитель как мастер своего дела становится широко известен в своем кругу или за его пределами, у него накоплен большой педагогический опыт, за которого он успешно решает любые профессиональные задачи. Наставник – педагог имеет единомышленников, последователей, учеников среди коллег, делится своим опытом с другими, помогает им в их профессиональном росте.

Ведущую роль в успешном прохождении учителем основных этапов профессионального становления играет система его подготовки и повышения квалификации, включающих три основных составляющих: довузовскую, вузовскую и послевузовскую (дополнительное педагогическое образование, осуществляемое в учреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров).

Большинство абитуриентов поступают в педагогический вуз, не имея среднего педагогического образования, и делает первые шаги своего профессионального становления (выбор профессии) в условиях общеобразовательной школы или допрофессионального обучения (педагогические классы).

Основные направления преобразования системы профессиональной подготовки педагогических кадров связаны с ведущими тенденциями развития профессионального образования, отражающими общемировые, национальные, региональные тенденции. К их числу относятся следующие: непрерывность образования; гуманизация; демократизация; интеграция; интенсификация.

Непрерывность образования. Профессиональное образование рассматривается сегодня как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности. Определение сущности непрерывного образования дано в докладе ЮНЕСКО «Учиться быть», где под ним понимается такое изменение способа бытия человека, когда он открывается новому опыту. Однако трактовка данного положения была значительно сужена стремлением свести непрерывное образование к периодически возобновляемому обучению или повышение квалификации через определенный промежуток времени.

Гуманитаризация образования как ведущая тенденция его развития означает обращенность образования к человеку, созданию условий для проявления и развития его индивидуальности. Она призвана защитить человека от опасности утраты им своей уникальности, отчуждения от жизни, мира, природы и культуры, направлена на максимальное удовлетворение его высших потребностей в самоактуализации, самореализации, духовном, социальном и профессиональном становлении. Развитие педагогического образования в направлении гуманизации предполагает планирование, организацию и реализацию подготовки учителя на основе личностного, индивидуального, культурологического, аксиологического и других личностно и профессионально ориентированных подходов, обеспечивающих становление личности выпускника, обладающей широким культурным, научным, социальным профессиональным потенциалом.

Демократизация образования является следствием гуманитаризации и рассматривается как расширение прав всех участников педагогического процесса, прежде всего студентов, посредством представления им разнообразного спектра образовательных услуг, альтернативных форм получения образования: индивидуальное обучение, экстернат, дистанционное обучение, и т.д.; повышение их роли в решении организаторских проблем в учреждении образования, развития студенческого самоуправления. Одним из появлений данной тенденции являются индивидуализация и дифференциация обучения, осуществляемое посредством свободного выбора курсов, индивидуальных путей и способов прохождения обучения. Демократизация проявляется также в активном и равноправном участии в педагогическом взаимодействии каждого субъекта деятельности учения. Демократический характер взаимоотношений позволяет создать обстановку равноправного диалога, партнерства, необходимую для присвоения студентами гуманистических общечеловеческих и профессиональных ценностей.

Интеграция образования. Тенденция к интеграции связана с необходимостью представления максимальных возможностей студенту в получении интегративной профессиональной подготовки, обеспечивающий его свободное перемещение в быстро меняющейся сфере образования, успешную социализацию и вхождение в культуру. Группировка различных федеральных интересов в подготовке специалистов на общеотраслевом и общепроизводственном уровнях.

Идентификация. Появление данной тенденции в профессиональном образовании связано с возрастающим усложнением характера профессиональной деятельности и социальной жизни, стремительно изменяющихся социально-экономическими и производственными условиями, интенсивным развитием науки и современных технологий, требующих максимальной отдачи студентов, готовности к напряженной интеллектуальной и практической деятельности.

Список основной литературы.

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М. 2001.

2. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. -М.. 2003.

З. Анин Б.М. Учитель в моей жизни. -М., 2001.

4. Ардаширова Э.Т. Основы культуры и этики учителя. - М., 2005.

З. Абылкасымова А., Молдабекова М. Профессиональная педагогическая подготовка студента с позиции развивающего обучения. / Вес. в. шк. 2001.

6. Ахметов Г.К., Абылкасымова А.Е., Башаров Р.Б., Подготовка учительских кадров в условиях реформирования высшего педагогического образования. /Вестник выс. шк. Казахстана. 2010.- Кеб.-е. 38-45.

7. Абишев Н.А, Педагогическое творчество и управление образованием. Теория, практика, технология. - Сочин. Сдавянск-на-Кубани, 2000. -104с.

8. Баймолдаев Т.М. Педагогический менеджмент к современное управление школой,- Алматы. 2000.

9. Государственная программа «Образование». Газ. УК №41-42 от 20.11.2000.

10. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века. - М., 2000.

11. Гонобояш Ф.Н. Книга об учителе. - М.. 2001

12. Горюнова Т.А.. Королева И.Ш. Путь профессии учителя.-М.. 2001.

1З. Жампеисова К.К. Формирование основ политической культуры старшеклассников в целостном педагогическом процессе школы. - Алматы: РИК,2010.

14. Закон РК. «Об образовании» - А.,1999

15. 3агвязикский В.И. Педагогическое творчество учителя. М: Педагогика. 2003

16. Концепция Государственной молодежной политики РК //Каз.правда, 28 августа, 2010.

17. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. - Армавир, Славянск-иа-Кубани. 1991. -278с.

18. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. Мн.2000. -167с.

19. Кан-Калик З.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.- М.: НИИ ВШ. 1977. 64с.

20. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.,2001.

21. Кондратенков А.Б. Труд и талант учителя, - М., 2005

22. Львова Б.Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 2010

23. Макаренко А.С. Некоторые вопросы из моего педагогического опыта. Соч. - М., 2000. -Т.5.

24. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н.. Введение в педагогическую профессию. - М.,2000.

25. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. - М., 1986.

26. Мусин К.С. Методология профессиональной подготовки учителей. -Алматы: АГУ им.Абая,1999.

27. Назарбаев Н.А. К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономики конкуретоспособной нации. Пос. президента народу Казахстана. - Астана. 19 марта2010г.

28. Нургалиева Г.К. Ценностыые ориентации личности: методология и практика формирования. Алматы: Казахстан. 2000.

29. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. И.Ф.Крювоносова, Н.Б. Тарасевич и др. - Смоленск. 1999.

29. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник в 2-х книгах. - Москва. ВЛАДОС. 1999. ЗО.Портков М.ІІ. Уроки начинающего учителя. - М., 2003. - М.: Просвещение, 2006

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.0.24 (0.04 с.)