Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личностный компонент педагогической культуры

Поиск

Личностный компонент педагогической культуры про­является в самореализации сущностных сил педагога — его потребностей, способностей, интересов, дарований в пе­дагогической деятельности. Процесс самореализации скла­дывается из ряда взаимосвязанных этапов: самопознание, самооценка, саморегуляция, самоутверждение, которые раскрывают интеллектуальный, профессионально-нрав­ственный потенциал личности педагога.

Важное место в культурологической подготовке педа­гога занимает его приобщение к современной бытовой куль­туре, основным правилам этикета и важнейшим нравствен­ным категориям; правилам поведения в гостях и дома, в общественных местах (в театре, музее, ресторане, кафе, столовой), правилам речевого поведения (различным фор­мам обращения: просьбы, приглашения, извинения, со­веты, приветствия, прощания, знакомства), правилам ве­дения беседы, диалога, диспута.

Одним из важнейших компонентов педагогической культуры является следованием правилам служебного эти­кета (этика ведения делового разговора руководителя с подчиненным, этика обращения с коллегами и руководи­телями), принципам деловых разговоров (уважение к со­беседнику, такт, точность и конкретность разговора, це­лесообразность обсуждения вопросов, конструктивный характер разговора). Будущим педагогам необходимо оз­накомиться с приемами, которые помогают сохранять ров­ность в общении: предупреждение раздражительности, нетерпимости, оскорбительного тона.

Этика проведения рабочих совещаний, оценки труда коллег, критических замечаний, принятия решений, рег­ламент как элемент этики поведения при коллективном обсуждении проблем - основа отношений в учительском коллективе. Формирование культуры деловых взаимоот­ношений для студентов педвузов необычайно важно, по­тому что они с первых недель пребывания в образователь­ном учреждении включаются в его жизнь со всеми оттен­ками внутренних взаимоотношений.

Необходимо также владеть всеми формами письмен­ного обращения к партнерам (письма-поздравления, пись­ма-напоминания, деловые предложения, официальные обращения).

Культура внешнего вида педагога оценивается по степе­ни соответствия его визуально воспринимаемого облика задачам педагогической деятельности. Продуманность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразитель­ность, подтянутость и собранность, умение двигаться, уп­равлять собственной мимикой и пантомимикой способ­ствуют успеху педагогической деятельности.

В этой связи будущего педагога необходимо:

♦ ознакомить с основными компонентами внешнего об­лика человека: осанкой, походкой, позой, жестами, одеждой, эмоциональным самочувствием;

♦ дать ему представление о моде, стиле;

♦ показать, как влияют на выбор одежды возраст, время года, погода, обстановка;

♦ раскрыть секреты ухода за одеждой и внешним ви­дом;

♦ показать, как влияют на выбор одежды антропометри­ческие особенности человека, цвет его глаз, волос.

Составная часть базовой культуры педагога — физичес­кая культура — реализуется как решение проблемы орга­низации и воспитания здорового образа жизни:

♦ овладение практическими умениями и навыками (бега, выполнения гимнастических упражнений, правильного дыхания при выполнении движения и др.);

♦ знание правил пользования баней, сауной, поведения на воде;

♦ владение приемами профилактики различных заболе­ваний;

♦ знание способов поддержания высокой работоспособ­ности;

♦ владение приемами снятия утомления (массаж, релак­сация, режим, иглоукалывание и др.);

♦ владение методами планирования семьи и предупреж­дения беременности;

♦ знание рекомендаций по рациональному питанию и оптимизации физиологических нагрузок при различ­ных состояниях организма, заболеваниях и др.

Условия становления педагогической культуры:

1) развитие научно-педагогической направленности пре­подавателя;

2) постоянное пополнение и обновление психолого-пе­дагогических знаний, формирование инновационной готовности;

3) становление педагогического стиля мышления, разви­тие педагогической рефлексии;

4) формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, развитие авторской, профессионально-творческой «Я» - концепции;

5) приобщение учителя к изучению, обобщению и рас­пространению лучшего опыта своих коллег, формиро­вание готовности к обобщению личного педагогичес­кого опыта;

6) формирование потребности в профессионально-пе­дагогическом самосовершенствовании и самообразо­вании.

ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Необходимость культурологической подготовки буду­щих педагогов обусловлена целым рядом факторов.

Во-первых, успешность педагогической деятельности напрямую зависит от уровня общей культуры, который проявляется особенно четко при постоянном росте требований к подготовке педагога, к его компетентности в ус­ловиях складывающегося рынка образовательных услуг и воз­никновения непривычной для российского образования кон­куренции между образовательными учреждениями.

Особенно сильно сказывается влияние уровня культуры на успешность педагогической деятельности в условиях, когда возрастает необходимость оперативного и ответственного принятия решений в условиях непредсказуемости и неопре­деленности последствий, отсутствия полной информации о предметной области деятельности и обратной связи, несу­щей информацию о результатах решения и правильности выбора той или иной логики решения проблемы.

Кроме того, необходимо учитывать, что культурологи­ческие знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя в условиях использования им новаций.

Во-вторых, образовательный процесс представляется не только и не столько путем овладения определенной профессией, сколько способом приобщения личности к со­временной культуре. Как справедливо отмечает М.С. Каган, «требуется такой разворот всей системы образования, при котором мы смотрели бы на студента не как на будущего специалиста, а как на будущего просвещенного человека, который хорошим специалистом, конечно, должен быть, но это только грань его целостного бытия».

В-третьих, современный педагог — это человек, в до­статочной мере обладающий системным мышлением, спо­собный своими действиями не только успешно достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные усло­вия жизнедеятельности участников педагогического про­цесса; учитывать во взаимосвязи интересы личные, от­дельных групп и общества; умеющий создавать благопри­ятные условия для общения, жизнедеятельности, поддер­живать свои здоровье и работоспособность, а также необходимую стабильность и надежность в функциони­ровании различных педагогических систем. А это возмож­но лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и сис­тем, своей деятельности в мировом культурном процес­се, в контексте народной культуры.

В-четвертых, приобщение будущих педагогов к совре­менной мировой и отечественной культуре выступает как важнейшее средство формирования их духовности. Нрав­ственный кризис, в который погрузилось наше общество в последние годы, можно преодолеть лишь на основе при­общения молодежи (в том числе и студенческой) к нрав­ственно-духовной деятельности, которая явилась бы ос­новой для личностного освоения культуры.

В-пятых, активное приобщение будущих педагогов к сокровищам мировой и отечественной культуры в форме духовно-творческой деятельности является, пожалуй, са­мым эффективным средством самореализации по-насто­ящему творческой личности, ее самоутверждения, рас­крытия всех ее сущностных сил, поскольку их будущая профессиональная деятельность с необходимостью со­провождается нравственной, эстетической, гражданско-правовой оценкой происходящих событий, своих и не своих действий, постановкой целей и задач, принятием нестандартных решений, выбором систем обучения и вос­питания, стратегий поведения, реализацией самых раз­нообразных идей, поиском смысла жизни и отдельных действий.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Раскройте сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры.

2. Дайте характеристику аксиологического компонента педа­гогической культуры.

3. Дайте характеристику технологического компонента педа­гогической культуры.

4. Дайте характеристику эвристического компонента педагоги­ческой культуры.

5. Дайте характеристику личностного компонента педагогичес­кой культуры.

6. В чем заключается сущность методологического поиска пе­дагога как компонента педагогической культуры?

7. Каковы условия становления педагогической культуры спе­циалиста?

8. В чем состоит значимость культурологической подготовки будущих педагогов?

 

Литература для самостоятельного изучения

1. Бондаревская Е.В, Кульневич СВ. Педагогика, М. - Ростов-н/Д, 1999.

2. Левитан К.Н. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994.

3. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. - М., 1994.

4. Пидкаситый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведе­ния и творчества). - М., 1972. — С.79

5. Словарь-справочник по педагогике / Автор-сост. В.А Мижериков. Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2004.

6. Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989. - С.306.

7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974.

8. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 11 т. - М., 1953.

9. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методоло­гия, практика. - М., 1998.

10.Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспери­ментально-дидактический комплекс. - М., 1997. - С. 249-250.

ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Педагогическое образование определяет качество про­фессиональной подготовки кадров во всех сферах функ­ционирования общества и государства. За последние годы произошло расширение сферы деятельности выпускников педагогических вузов. Это социально-педагогическая, вос­питательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая работа.

Необходимо учитывать появление разных типов обра­зовательных учреждений, для которых система педагоги­ческого образования готовит кадры: учреждения дошколь­ного образования, включая профильные; учреждения сис­темы общего среднего образования, включая лицеи, гим­назии, школы с углубленным изучением предметов; учреждения начального, среднего, высшего и послевузов­ского профессионального образования; учреждения систе­мы специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; учреждения системы переподго­товки и повышения квалификации. Помимо образователь­ных учреждений сферами деятельности выпускников пе­дагогических вузов являются: социальная (образование взрослых, службы занятости, пенсионные фонды, службы социальной и психологической реабилитации детей-бежен­цев, работа с детьми с отклонениями в поведении, бес­призорными, наркоманами, работа с несовершеннолетними правонарушителями); управления образованием; се­мейного воспитания и обучения.

Таким образом, система педагогического образования выполняет не только обслуживающую, но и опережаю­щую функцию, готовя кадры для непрерывно развиваю­щейся системы образования.

Педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, кото­рая:

♦ обеспечивает формирование профессионально компе­тентной личности педагога, способного самостоятель­но и творчески решать профессиональные задачи, осоз­навать личностную и общественную значимость педа­гогической деятельности, нести ответственность за ее результаты;

♦ способствует социальной стабильности и развитию об­щества;

♦ определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства.

Система педагогического образования России представ­ляет собой:

♦ совокупность преемственных профессиональных обра­зовательных программ среднего, высшего и послеву­зовского педагогического образования;

♦ сеть взаимодействующих между собой учебных заведе­ний и организаций среднего, высшего и послевузовс­кого педагогического образования;

♦ федерально-региональную систему управления педаго­гическим образованием.

Эти особенности позволяют считать ее системой непре­рывного педагогического образования.

Система непрерывного педагогического образования (НПО) объединяет 675 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 професси­онально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 180 государственных высших учеб­ных заведений (81 педагогический институт и университет, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российс­кой Федерации, 3 лингвистических университета, 61 госу­дарственный («классический») университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения ква­лификации и профессиональной переподготовки работни­ков образования: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образова­ния, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Министерства образования России, 90 институтов повышения квалифи­кации.

Внутри системы НПО происходят интеграционные про­цессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педа­гогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные уч­реждения начального, среднего, высшего и послевузов­ского профессионального образования.

Система НПО ориентирована на один из самых об­ширных рынков образовательных потребностей и услуг: она готовит педагогические кадры для более чем 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в кото­рых обучаются 37,27 млн. человек.

Востребованность выпускников системы НПО не ог­раничивается лишь образовательными учреждениями. Пе­дагоги профессионального обучения запрашиваются учеб­но-курсовой сетью предприятий и организаций различ­ных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники си­стемы НПО приглашаются на работу центрами по подго­товке, переподготовке и повышению квалификации неза­нятого населения.

Управление системой НПО осуществляется федераль­ным органом управления образованием, органами управ­ления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями. Координацию деятель­ности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по пе­дагогическому образованию при Министерстве образова­ния Российской Федерации.

Система непрерывного педагогического образования — ди­намично развивающаяся система, которую отличает от­крытость, многоступенчатость, многоуровневость, мно­гофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и струк­туры педагогического образования на всех ступенях и уров­нях.

Впервые созданы и внедрены государственные образо­вательные стандарты среднего профессионального педа­гогического образования, что стало существенным вкла­дом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы НПО.

В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреж­дениях системы НПО, повышению информационной гра­мотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности «Информатика», включения в федеральный блок общих математических и естественнонаучных дисциплин курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработки на­учно-методического сопровождения этих предметов, по­полнения компьютерного парка и расширения программ­ного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях.

Возрастание роли образования в современной социаль­но-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспи­тание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализиру­ются такие профессиональные функции, как прогнози­рование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В современных условиях становятся востребован­ными коммуникативные функции (умение вести соци­альный диалог, обеспечивать социальное партнерство), связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской, экологической деятельностью и др. При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объе­мов знаний, все более важным для педагога становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, возрастает значение его профессиональной моти­вации.

Приобщение педагога к ведению самостоятельной на­учно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках прове­дения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня. В системе педагогического образования сосредоточено до 17% кандидатов и 12% докторов наук всей системы выс­шего образования, на ее базе функционирует 150 диссер­тационных советов. По численности научных работников педагогические вузы занимают третье место в системе выс­шего профессионального образования.

Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и услови­ем развития системы НПО, стимулом обновления содер­жания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, ва­риативности, преемственности и практической направлен­ности.

Высокое качество предметной, психолого-педагогичес­кой, социогуманитарной и общекультурной подготовки педагога невозможно без усиления при формировании содержания педагогического образования роли фундамен­тальной составляющей, обеспечивающей интеграцию на­учных достижений из разных областей знаний в образова­ние.

Под универсальностью педагогического образования под­разумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессионального и об­щекультурного компонентов.

Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирова­ние целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.

Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для систе­мы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-региональной (вузовской) составляющей, курсов по выбору и дисциплин специализаций.

Следование принципу преемственности при формиро­вании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспече­ния непрерывности педагогического образования. Прин­цип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели — каче­ственной подготовки кадров на основе согласования кон­цептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической под­готовки специалистов для сферы образования.

Соблюдение всех вышеперечисленных принципов бу­дет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесе­ны с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования.

Внедрение системы непрерывного педагогического образо­вания предопределило постановку следующих ее целей:

♦ расширение возможностей учебных заведений в удов­летворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества;

♦ повышение гибкости общекультурной, научной и про­фессиональной подготовки специалистов в сфере об­разования с учетом меняющихся потребностей эконо­мики и рынка труда.

Достижение указанных целей может быть осуществле­но посредством многоуровневого педагогического обра­зования, реализующегося различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профес­сиональными программами и обеспечивающего решение следующих задач:

♦ личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих ин­теллектуальным, социальным и экономическим потреб­ностям;

♦ обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами;

♦ преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) — с большей полнотой реа­лизовать научные и профессионально-педагогические потенции.

Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональ­ной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами.

Под непрерывным педагогическим образованием пони­мается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкрет­ной педагогической деятельности, но и реализация индиви­дуальных образовательных траекторий конкретной лично­стью с целью удовлетворения ее образовательных потреб­ностей.

Описание системы учреждений педобразования целе­сообразно, на наш взгляд, начинать с педагогических клас­сов (лицеев), которые фактически являются педагогичес­ки или, точнее, гуманитарно-ориентированной старшей школой, решающей задачи допрофессиональной педагоги­ческой подготовки.

Допрофессиональная педагогическая подготовка реа­лизует следующие цели:

♦ помочь вхождению учащихся в педагогическую культуру;

♦ сориентировать их на человека как основную ценность;

♦ сформировать положительную установку на педагоги­ческую деятельность;

♦ раскрыть возможности этой деятельности для творчес­кой самореализации личности;

♦ развить интерес к педагогическим профессиям;

♦ помочь в осознанном выборе жизненных и профессио­нальных путей.

В современной практике сложились следующие разно­образные формы допрофессионалъной подготовки учителя:

♦ педагогические классы в школах, работающие по спе­циально разработанным программам;

♦ педагогический профиль 10—11-х классов в гимназиях (как правило, при педвузах);

♦ специализированные довузовские образовательные уч­реждения педагогического профиля;

♦ педагогические лицеи или классы лицеистов;

♦ факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов;

♦ летние лагеря «Юный педагог».

Допрофессиональная подготовка — это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное об­разование к основному школьному. Для достижения этих целей используются тренинги, различные виды практик, рефлексивные обсуждения своих практик и собственного процесса, лабораторные занятия по психологической са­модиагностике и др.

Следующий, послешкольный уровень непрерывного педагогического образования осуществляется в учебных заведениях, в которых ведется подготовка профессиона­лов, владеющих педагогическим мастерством.

В педагогических училищах происходит формирование когнитивных (знаниевых) и личностных характеристик, а также освоение навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности в рамках современного об­разовательного процесса. Из когнитивного блока на пер­вое место выходят методики, характеристики работы, со­ответствующей определенному возрасту; из личностного блока — способность к эмпатии и толерантности; из деятельностного — способность к реализации наиболее рас­пространенных технологий обучения и воспитания. Основ­ная задача, выполняемая такими учреждениями, — под­готовка кадров для детских дошкольных учреждений и на­чальной общеобразовательной школы.

Основу педагогического образования составляет базо­вое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиоиальными программами первого и второго уровней. Они предоставляют обучающемуся возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и куль­туре, получить базовую фундаментальную научную под­готовку и основы профессиональных педагогических зна­ний по избранному направлению образования.

Первый уровень — общее высшее образование — дости­гается путем освоения образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образова­ния по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изме­нить образовательно-профессиональную ориентацию.

На базе общего высшего образования в педагогических колледжах может быть реализована программа профессиональ­но-педагогической подготовки (до 18 месяцев), дающая сред­нее специальное образование. Кроме этого, для желающих в течение непродолжительного периода обучения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональная подго­товка на уровне квалификации младшего специалиста с учетом избранного научного направления. Лица, овладев­шие такими профессиональными программами, могут за­нимать в образовательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, помощник учите­ля, воспитателя). Когнитивный блок, формируемый в педколледжах, включает знания о современной естественно­научной картине мира и ее генезисе, знание современных гуманитарных представлений об обществе и человеке, об искусстве, а также философских и психологических осно­ваний выдающихся достижений мировой и отечественной практики педагогической деятельности (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, Д. Дьюи, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Деятельностные характеристики включают способнос­ти к анализу, проектированию и планированию деятельно­сти в рамках определенного педагогического подхода.

Второй уровень базового высшего педагогического обра­зования рассчитан на два года обучения и предусматрива­ет реализацию образовательно-профессиональной про­граммы по одному из предметных направлений. Студен­там, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направле­нию.

По отдельным направлениям в силу особенностей реа­лизации образовательно-профессиональных программ вто­рого уровня возможно совмещение с программой профес­сиональной подготовки (срок обучения три года). Следует отметить, что для выпускников педучилищ, желающих получить высшее образование (первый уровень), целесо­образно создавать особые образовательные программы, ориентированные прежде всего на расширение педагоги­ческого сознания — на рефлексию педагогического опыта и получение гуманитарного образования.

Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования предостав­ляется возможность в течение года освоить профессиональ­ные программы в соответствии с будущей специальнос­тью, сдать государственные экзамены и защитить выпуск­ную работу. После этого выпускник получает квалифика­ционный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям.

Полное высшее педагогическое образование основывает­ся на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и обра­зовательных программ по направлениям специализации. За счет углубленной образовательно-профессиональной про­граммы обеспечивается подготовка специалиста преиму­щественно «по заказу». Основная цель данной ступени — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность. Продолжитель­ность обучения на ступени полного высшего педагогичес­кого образования — не менее двух лет на основе четырех­летнего базового высшего образования.

Лицам, получившим полное высшее педагогическое об­разование, выдается диплом магистра образования по конк­ретному направлению науки и квалификационный серти­фикат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых ти­пах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимна­зиях, колледжах, вузах). Образовательные программы на этом уровне в основном индивидуальны и в значительной степе­ни ориентированы на проведение педагогических исследо­ваний с целью научить будущего специалиста правильно оформлять ход и результаты научного поиска. Эта ступень реализуется в учебных заведениях университетского типа.

Вершиной системы педагогического образования Рос­сийской Федерации является повышение научной квали­фикации, аспирантура. Схематически вся структура сис­темы представлена на рис. 18.

В целях реализации концепции модернизации россий­ского образования на период до 2010 г. Минобразование России разработало и утвердило в 2003 г. Программу мо­дернизации педагогического образования. Цель модерни­зации — создание механизма эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в ус­ловиях осуществления модернизации всей системы россий­ского образования.

Результатом модернизации педагогического образо­вания должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.

 

Концепция модернизации российского образования предус­матривает следующие основные направления и задачи.

1.Оптимизация структуры и совершенствование орга­низации профессиональной подготовки педагогов.

1.1. Создание системы прогнозирования изменения по­требности в педагогических кадрах с учетом имею­щегося кадрового потенциала и перспектив разви­тия системы образования.

1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразователь­ных учреждениях.

1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения пе­дагогических образовательных учреждений от уров­ня современных требований.

1.4.Поддержка учебных и учебно-научных педагогичес­ких комплексов, обеспечивающих непрерывность пе­дагогического образования.

1.5. Разработка системы взаимодействия государствен­ных органов управления образованием и педагоги­ческих образовательных учреждений разного уров­ня внутри субъектов федерации и федеральных ок­ругов в целях обеспечения доступности и повыше­ния качества педагогического образования.

1.6. Создание и внедрение современных средств контро­ля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования.

1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования.

1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогическо­го образования и хода ее модернизации.

2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов.

2.1. Приведение квалификационных требований к педа­гогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования.

2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий обще­го образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку.

2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учи­телей начальных классов с учетом вариативных про­грамм и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных тех­нологий.

2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе.

2.5. Обучение педагогов использованию информацион­ных и коммуникационных технологий в образова­тельном процессе.

2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагоги­ческой деятельности в полиэтнической и поликуль­турной среде.

2.7. Разработка и апробация в образовательных учреж­дениях современных моделей практической подго­товки студентов.

2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов.

2.9. Разработка подходов к теоретической и практичес­кой подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обнов­ления структуры и содержания общего образования.

2.10. Разработка содержания дополнительного професси­онального образования (стажировка, профессиональ­ная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педаго­гических кадров в решение задач модернизации об­щего образования.

2.11. Разработка и реализация эффективных форм допол­нительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных тех­нологий.

2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работни­ков педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к реше­нию задач модернизации образования.

3. Научное и учебно-методическое обеспечение обнов­ления педагогического образования.

3.1. Обновление государственных образовательных стан­дартов высшего и среднего профессионального педаго­гического образования с целью обеспечения преемствен­ности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности.

3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специ­альностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессио­нального образования в части педагогического образо­вания с учетом перспективных потребностей систе­мы образования, общества и государства.

3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей под­готовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ пе­дагогического профиля, направленных на подготов­ку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования.

3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступе­ней педагогического образования.

3.5. Проведение исследований для определения приори­тетных научных направлений в педагогике, психо­логии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффек­тивности использования научного потенциала сис­темы педагогического образования.

3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных на­учных исследований, развитию сложившихся науч­ных школ и приоритетных научных направлений в



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.013 с.)