Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личностный компонент педагогической культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Личностный компонент педагогической культуры проявляется в самореализации сущностных сил педагога — его потребностей, способностей, интересов, дарований в педагогической деятельности. Процесс самореализации складывается из ряда взаимосвязанных этапов: самопознание, самооценка, саморегуляция, самоутверждение, которые раскрывают интеллектуальный, профессионально-нравственный потенциал личности педагога. Важное место в культурологической подготовке педагога занимает его приобщение к современной бытовой культуре, основным правилам этикета и важнейшим нравственным категориям; правилам поведения в гостях и дома, в общественных местах (в театре, музее, ресторане, кафе, столовой), правилам речевого поведения (различным формам обращения: просьбы, приглашения, извинения, советы, приветствия, прощания, знакомства), правилам ведения беседы, диалога, диспута. Одним из важнейших компонентов педагогической культуры является следованием правилам служебного этикета (этика ведения делового разговора руководителя с подчиненным, этика обращения с коллегами и руководителями), принципам деловых разговоров (уважение к собеседнику, такт, точность и конкретность разговора, целесообразность обсуждения вопросов, конструктивный характер разговора). Будущим педагогам необходимо ознакомиться с приемами, которые помогают сохранять ровность в общении: предупреждение раздражительности, нетерпимости, оскорбительного тона. Этика проведения рабочих совещаний, оценки труда коллег, критических замечаний, принятия решений, регламент как элемент этики поведения при коллективном обсуждении проблем - основа отношений в учительском коллективе. Формирование культуры деловых взаимоотношений для студентов педвузов необычайно важно, потому что они с первых недель пребывания в образовательном учреждении включаются в его жизнь со всеми оттенками внутренних взаимоотношений. Необходимо также владеть всеми формами письменного обращения к партнерам (письма-поздравления, письма-напоминания, деловые предложения, официальные обращения). Культура внешнего вида педагога оценивается по степени соответствия его визуально воспринимаемого облика задачам педагогической деятельности. Продуманность, аккуратность, сдержанность, эстетическая выразительность, подтянутость и собранность, умение двигаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой способствуют успеху педагогической деятельности. В этой связи будущего педагога необходимо: ♦ ознакомить с основными компонентами внешнего облика человека: осанкой, походкой, позой, жестами, одеждой, эмоциональным самочувствием; ♦ дать ему представление о моде, стиле; ♦ показать, как влияют на выбор одежды возраст, время года, погода, обстановка; ♦ раскрыть секреты ухода за одеждой и внешним видом; ♦ показать, как влияют на выбор одежды антропометрические особенности человека, цвет его глаз, волос. Составная часть базовой культуры педагога — физическая культура — реализуется как решение проблемы организации и воспитания здорового образа жизни: ♦ овладение практическими умениями и навыками (бега, выполнения гимнастических упражнений, правильного дыхания при выполнении движения и др.); ♦ знание правил пользования баней, сауной, поведения на воде; ♦ владение приемами профилактики различных заболеваний; ♦ знание способов поддержания высокой работоспособности; ♦ владение приемами снятия утомления (массаж, релаксация, режим, иглоукалывание и др.); ♦ владение методами планирования семьи и предупреждения беременности; ♦ знание рекомендаций по рациональному питанию и оптимизации физиологических нагрузок при различных состояниях организма, заболеваниях и др. Условия становления педагогической культуры: 1) развитие научно-педагогической направленности преподавателя; 2) постоянное пополнение и обновление психолого-педагогических знаний, формирование инновационной готовности; 3) становление педагогического стиля мышления, развитие педагогической рефлексии; 4) формирование индивидуального стиля педагогической деятельности, развитие авторской, профессионально-творческой «Я» - концепции; 5) приобщение учителя к изучению, обобщению и распространению лучшего опыта своих коллег, формирование готовности к обобщению личного педагогического опыта; 6) формирование потребности в профессионально-педагогическом самосовершенствовании и самообразовании. ЗНАЧИМОСТЬ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Необходимость культурологической подготовки будущих педагогов обусловлена целым рядом факторов. Во-первых, успешность педагогической деятельности напрямую зависит от уровня общей культуры, который проявляется особенно четко при постоянном росте требований к подготовке педагога, к его компетентности в условиях складывающегося рынка образовательных услуг и возникновения непривычной для российского образования конкуренции между образовательными учреждениями. Особенно сильно сказывается влияние уровня культуры на успешность педагогической деятельности в условиях, когда возрастает необходимость оперативного и ответственного принятия решений в условиях непредсказуемости и неопределенности последствий, отсутствия полной информации о предметной области деятельности и обратной связи, несущей информацию о результатах решения и правильности выбора той или иной логики решения проблемы. Кроме того, необходимо учитывать, что культурологические знания выступают как ценностно-ориентационная основа деятельности учителя в условиях использования им новаций. Во-вторых, образовательный процесс представляется не только и не столько путем овладения определенной профессией, сколько способом приобщения личности к современной культуре. Как справедливо отмечает М.С. Каган, «требуется такой разворот всей системы образования, при котором мы смотрели бы на студента не как на будущего специалиста, а как на будущего просвещенного человека, который хорошим специалистом, конечно, должен быть, но это только грань его целостного бытия». В-третьих, современный педагог — это человек, в достаточной мере обладающий системным мышлением, способный своими действиями не только успешно достигать намеченных целей, но и обеспечивать безопасные условия жизнедеятельности участников педагогического процесса; учитывать во взаимосвязи интересы личные, отдельных групп и общества; умеющий создавать благоприятные условия для общения, жизнедеятельности, поддерживать свои здоровье и работоспособность, а также необходимую стабильность и надежность в функционировании различных педагогических систем. А это возможно лишь в том случае, если он обладает высокой общей культурой, системными знаниями о взаимодействии человека с природой, обществом, государством; отчетливо представляет себе роль образовательных процессов и систем, своей деятельности в мировом культурном процессе, в контексте народной культуры. В-четвертых, приобщение будущих педагогов к современной мировой и отечественной культуре выступает как важнейшее средство формирования их духовности. Нравственный кризис, в который погрузилось наше общество в последние годы, можно преодолеть лишь на основе приобщения молодежи (в том числе и студенческой) к нравственно-духовной деятельности, которая явилась бы основой для личностного освоения культуры. В-пятых, активное приобщение будущих педагогов к сокровищам мировой и отечественной культуры в форме духовно-творческой деятельности является, пожалуй, самым эффективным средством самореализации по-настоящему творческой личности, ее самоутверждения, раскрытия всех ее сущностных сил, поскольку их будущая профессиональная деятельность с необходимостью сопровождается нравственной, эстетической, гражданско-правовой оценкой происходящих событий, своих и не своих действий, постановкой целей и задач, принятием нестандартных решений, выбором систем обучения и воспитания, стратегий поведения, реализацией самых разнообразных идей, поиском смысла жизни и отдельных действий.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Раскройте сущность и взаимосвязь общей и педагогической культуры. 2. Дайте характеристику аксиологического компонента педагогической культуры. 3. Дайте характеристику технологического компонента педагогической культуры. 4. Дайте характеристику эвристического компонента педагогической культуры. 5. Дайте характеристику личностного компонента педагогической культуры. 6. В чем заключается сущность методологического поиска педагога как компонента педагогической культуры? 7. Каковы условия становления педагогической культуры специалиста? 8. В чем состоит значимость культурологической подготовки будущих педагогов?
Литература для самостоятельного изучения 1. Бондаревская Е.В, Кульневич СВ. Педагогика, М. - Ростов-н/Д, 1999. 2. Левитан К.Н. Основы педагогической деонтологии. - М., 1994. 3. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. - М., 1994. 4. Пидкаситый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). - М., 1972. — С.79 5. Словарь-справочник по педагогике / Автор-сост. В.А Мижериков. Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М., 2004. 6. Соловейчик С. Педагогика для всех. - М., 1989. - С.306. 7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1974. 8. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 11 т. - М., 1953. 9. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. Теория, методология, практика. - М., 1998. 10.Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997. - С. 249-250. ГЛАВА 4. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА, СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическое образование определяет качество профессиональной подготовки кадров во всех сферах функционирования общества и государства. За последние годы произошло расширение сферы деятельности выпускников педагогических вузов. Это социально-педагогическая, воспитательная, культурно-просветительская, коррекционно-развивающая, управленческая работа. Необходимо учитывать появление разных типов образовательных учреждений, для которых система педагогического образования готовит кадры: учреждения дошкольного образования, включая профильные; учреждения системы общего среднего образования, включая лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением предметов; учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования; учреждения системы специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья; учреждения системы переподготовки и повышения квалификации. Помимо образовательных учреждений сферами деятельности выпускников педагогических вузов являются: социальная (образование взрослых, службы занятости, пенсионные фонды, службы социальной и психологической реабилитации детей-беженцев, работа с детьми с отклонениями в поведении, беспризорными, наркоманами, работа с несовершеннолетними правонарушителями); управления образованием; семейного воспитания и обучения. Таким образом, система педагогического образования выполняет не только обслуживающую, но и опережающую функцию, готовя кадры для непрерывно развивающейся системы образования. Педагогическое образование является приоритетной и системообразующей областью в сфере образования, которая: ♦ обеспечивает формирование профессионально компетентной личности педагога, способного самостоятельно и творчески решать профессиональные задачи, осознавать личностную и общественную значимость педагогической деятельности, нести ответственность за ее результаты; ♦ способствует социальной стабильности и развитию общества; ♦ определяет качество подготовки кадров для всех сфер функционирования общества и государства. Система педагогического образования России представляет собой: ♦ совокупность преемственных профессиональных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; ♦ сеть взаимодействующих между собой учебных заведений и организаций среднего, высшего и послевузовского педагогического образования; ♦ федерально-региональную систему управления педагогическим образованием. Эти особенности позволяют считать ее системой непрерывного педагогического образования. Система непрерывного педагогического образования (НПО) объединяет 675 образовательных учреждений: 346 педагогических колледжей и училищ, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации; 55 профессионально-педагогических и индустриально-педагогических колледжей и техникумов; 180 государственных высших учебных заведений (81 педагогический институт и университет, 5 вузов, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, 3 лингвистических университета, 61 государственный («классический») университет и 30 отраслевых вузов); 94 образовательных учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования: Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 3 института повышения квалификации специалистов начального профессионального образования Министерства образования России, 90 институтов повышения квалификации. Внутри системы НПО происходят интеграционные процессы, проявляющиеся в создании учебно-научно-педагогических комплексов, которые объединяют дошкольные образовательные учреждения, школы, образовательные учреждения начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Система НПО ориентирована на один из самых обширных рынков образовательных потребностей и услуг: она готовит педагогические кадры для более чем 140 тыс. образовательных учреждений всех видов и типов, в которых обучаются 37,27 млн. человек. Востребованность выпускников системы НПО не ограничивается лишь образовательными учреждениями. Педагоги профессионального обучения запрашиваются учебно-курсовой сетью предприятий и организаций различных министерств и ведомств, в рамках которой ежегодно подготавливается около 1,7 млн. человек. Выпускники системы НПО приглашаются на работу центрами по подготовке, переподготовке и повышению квалификации незанятого населения. Управление системой НПО осуществляется федеральным органом управления образованием, органами управления образованием субъектов Российской Федерации, а также государственно-общественными, общественными объединениями и организациями. Координацию деятельности педагогических учреждений по вопросам развития педагогического образования осуществляет Совет по педагогическому образованию при Министерстве образования Российской Федерации. Система непрерывного педагогического образования — динамично развивающаяся система, которую отличает открытость, многоступенчатость, многоуровневость, многофункциональность и гибкость. Показателем развития системы служит постоянное обновление содержания и структуры педагогического образования на всех ступенях и уровнях. Впервые созданы и внедрены государственные образовательные стандарты среднего профессионального педагогического образования, что стало существенным вкладом в решение проблемы обеспечения преемственности подготовки кадров на разных уровнях системы НПО. В последние годы предприняты определенные шаги по созданию и развитию информационной среды в учреждениях системы НПО, повышению информационной грамотности педагогов. Достичь этого удалось в результате подготовки учителей по специальности «Информатика», включения в федеральный блок общих математических и естественнонаучных дисциплин курсов по информатике, информационным технологиям обучения, разработки научно-методического сопровождения этих предметов, пополнения компьютерного парка и расширения программного обеспечения его в педагогических образовательных учреждениях. Возрастание роли образования в современной социально-экономической ситуации приводит к тому, что наряду с традиционными функциями педагога (обучение, воспитание, помощь в развитии, оценка, работа с родителями и т.д.) в условиях модернизации образования актуализируются такие профессиональные функции, как прогнозирование, проектирование и организация содержательной и процессуальной сторон образования и социокультурной среды. В современных условиях становятся востребованными коммуникативные функции (умение вести социальный диалог, обеспечивать социальное партнерство), связанные с управленческой, экономической, правовой, социальной, культурно-просветительской, экологической деятельностью и др. При переходе к информационному обществу, характеризующемуся постоянным ростом объемов знаний, все более важным для педагога становится умение вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, возрастает значение его профессиональной мотивации. Приобщение педагога к ведению самостоятельной научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования осуществляется как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня. В системе педагогического образования сосредоточено до 17% кандидатов и 12% докторов наук всей системы высшего образования, на ее базе функционирует 150 диссертационных советов. По численности научных работников педагогические вузы занимают третье место в системе высшего профессионального образования. Повышение требований к качеству педагогического образования становится насущной проблемой и условием развития системы НПО, стимулом обновления содержания педагогического образования на основе принципов фундаментальности, универсальности, интегративности, вариативности, преемственности и практической направленности. Высокое качество предметной, психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки педагога невозможно без усиления при формировании содержания педагогического образования роли фундаментальной составляющей, обеспечивающей интеграцию научных достижений из разных областей знаний в образование. Под универсальностью педагогического образования подразумевается полнота набора дисциплин, составляющих базовую подготовку в единстве профессионального и общекультурного компонентов. Реализация принципа интегративности обеспечивает междисциплинарные связи, ориентацию на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований. Вариативность образовательных программ, которая позволяет оперативно реагировать на запросы заказчика, учитывать адресность подготовки специалистов для системы образования, достигается за счет гибкого сочетания дисциплин федеральной составляющей с дисциплинами национально-региональной (вузовской) составляющей, курсов по выбору и дисциплин специализаций. Следование принципу преемственности при формировании содержания педагогического образования позволяет реализовать одно из необходимых условий обеспечения непрерывности педагогического образования. Принцип преемственности предполагает достижение общей для всех уровней педагогического образования цели — качественной подготовки кадров на основе согласования концептуальных подходов при определении требований к уровню и содержанию теоретической и практической подготовки специалистов для сферы образования. Соблюдение всех вышеперечисленных принципов будет иметь смысл в том случае, если они будут соотнесены с запросами рынка образовательных услуг, заказчика и потребителя, а это возможно при условии соблюдения принципа практической направленности педагогического образования. Внедрение системы непрерывного педагогического образования предопределило постановку следующих ее целей: ♦ расширение возможностей учебных заведений в удовлетворении многообразных культурно-образовательных запросов личности и общества; ♦ повышение гибкости общекультурной, научной и профессиональной подготовки специалистов в сфере образования с учетом меняющихся потребностей экономики и рынка труда. Достижение указанных целей может быть осуществлено посредством многоуровневого педагогического образования, реализующегося различными по содержанию и срокам обучения преемственными образовательно-профессиональными программами и обеспечивающего решение следующих задач: ♦ личности (студенту) — осуществить индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющих интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям; ♦ обществу (системе образования, школе) — получить специалиста в более короткие сроки с затребованными квалификационными параметрами; ♦ преподавательскому корпусу (факультета, колледжа, университета, института) — с большей полнотой реализовать научные и профессионально-педагогические потенции. Получение педагогического образования сопряжено со становлением специалиста разного уровня профессиональной квалификации, достигаемого при условии овладения соответствующими программами. Под непрерывным педагогическим образованием понимается не только последовательное прохождение цепочки учреждений педобразования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализация индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения ее образовательных потребностей. Описание системы учреждений педобразования целесообразно, на наш взгляд, начинать с педагогических классов (лицеев), которые фактически являются педагогически или, точнее, гуманитарно-ориентированной старшей школой, решающей задачи допрофессиональной педагогической подготовки. Допрофессиональная педагогическая подготовка реализует следующие цели: ♦ помочь вхождению учащихся в педагогическую культуру; ♦ сориентировать их на человека как основную ценность; ♦ сформировать положительную установку на педагогическую деятельность; ♦ раскрыть возможности этой деятельности для творческой самореализации личности; ♦ развить интерес к педагогическим профессиям; ♦ помочь в осознанном выборе жизненных и профессиональных путей. В современной практике сложились следующие разнообразные формы допрофессионалъной подготовки учителя: ♦ педагогические классы в школах, работающие по специально разработанным программам; ♦ педагогический профиль 10—11-х классов в гимназиях (как правило, при педвузах); ♦ специализированные довузовские образовательные учреждения педагогического профиля; ♦ педагогические лицеи или классы лицеистов; ♦ факультеты довузовской подготовки, существующие в структуре педвузов; ♦ летние лагеря «Юный педагог». Допрофессиональная подготовка — это первый этап в системе непрерывного образования и дополнительное образование к основному школьному. Для достижения этих целей используются тренинги, различные виды практик, рефлексивные обсуждения своих практик и собственного процесса, лабораторные занятия по психологической самодиагностике и др. Следующий, послешкольный уровень непрерывного педагогического образования осуществляется в учебных заведениях, в которых ведется подготовка профессионалов, владеющих педагогическим мастерством. В педагогических училищах происходит формирование когнитивных (знаниевых) и личностных характеристик, а также освоение навыков, необходимых для выполнения педагогической деятельности в рамках современного образовательного процесса. Из когнитивного блока на первое место выходят методики, характеристики работы, соответствующей определенному возрасту; из личностного блока — способность к эмпатии и толерантности; из деятельностного — способность к реализации наиболее распространенных технологий обучения и воспитания. Основная задача, выполняемая такими учреждениями, — подготовка кадров для детских дошкольных учреждений и начальной общеобразовательной школы. Основу педагогического образования составляет базовое высшее образование, реализуемое образовательно-профессиоиальными программами первого и второго уровней. Они предоставляют обучающемуся возможность овладеть системой знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить базовую фундаментальную научную подготовку и основы профессиональных педагогических знаний по избранному направлению образования. Первый уровень — общее высшее образование — достигается путем освоения образовательно-профессиональных программ первого уровня в течение двух лет обучения. Оно обеспечивает право личности на продолжение обучения на ступени базового высшего педагогического образования по образовательно-профессиональным программам второго уровня. Кроме того, желающие могут продолжить образование в сфере трудовой деятельности или изменить образовательно-профессиональную ориентацию. На базе общего высшего образования в педагогических колледжах может быть реализована программа профессионально-педагогической подготовки (до 18 месяцев), дающая среднее специальное образование. Кроме этого, для желающих в течение непродолжительного периода обучения (от 3 до 6 месяцев) может осуществляться профессиональная подготовка на уровне квалификации младшего специалиста с учетом избранного научного направления. Лица, овладевшие такими профессиональными программами, могут занимать в образовательном учреждении должности учебно-вспомогательного персонала (лаборант, помощник учителя, воспитателя). Когнитивный блок, формируемый в педколледжах, включает знания о современной естественнонаучной картине мира и ее генезисе, знание современных гуманитарных представлений об обществе и человеке, об искусстве, а также философских и психологических оснований выдающихся достижений мировой и отечественной практики педагогической деятельности (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, К.Д. Ушинский, М. Монтессори, Д. Дьюи, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Деятельностные характеристики включают способности к анализу, проектированию и планированию деятельности в рамках определенного педагогического подхода. Второй уровень базового высшего педагогического образования рассчитан на два года обучения и предусматривает реализацию образовательно-профессиональной программы по одному из предметных направлений. Студентам, сдавшим государственные экзамены и получившим базовое высшее педагогическое образование, выдается диплом бакалавра образования по избранному направлению. По отдельным направлениям в силу особенностей реализации образовательно-профессиональных программ второго уровня возможно совмещение с программой профессиональной подготовки (срок обучения три года). Следует отметить, что для выпускников педучилищ, желающих получить высшее образование (первый уровень), целесообразно создавать особые образовательные программы, ориентированные прежде всего на расширение педагогического сознания — на рефлексию педагогического опыта и получение гуманитарного образования. Для получения квалификации специалиста на основе базового высшего педагогического образования предоставляется возможность в течение года освоить профессиональные программы в соответствии с будущей специальностью, сдать государственные экзамены и защитить выпускную работу. После этого выпускник получает квалификационный сертификат по одной или двум педагогическим специальностям. Полное высшее педагогическое образование основывается на базовом высшем образовании и представляет собой развитие и дифференциацию профессиональных и образовательных программ по направлениям специализации. За счет углубленной образовательно-профессиональной программы обеспечивается подготовка специалиста преимущественно «по заказу». Основная цель данной ступени — подготовка педагога-исследователя, ориентированного на созидательную, творческую деятельность. Продолжительность обучения на ступени полного высшего педагогического образования — не менее двух лет на основе четырехлетнего базового высшего образования. Лицам, получившим полное высшее педагогическое образование, выдается диплом магистра образования по конкретному направлению науки и квалификационный сертификат по избранной специальности, предоставляющий право осуществлять профессиональную деятельность в любых типах образовательных учреждений (школах, лицеях, гимназиях, колледжах, вузах). Образовательные программы на этом уровне в основном индивидуальны и в значительной степени ориентированы на проведение педагогических исследований с целью научить будущего специалиста правильно оформлять ход и результаты научного поиска. Эта ступень реализуется в учебных заведениях университетского типа. Вершиной системы педагогического образования Российской Федерации является повышение научной квалификации, аспирантура. Схематически вся структура системы представлена на рис. 18. В целях реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Минобразование России разработало и утвердило в 2003 г. Программу модернизации педагогического образования. Цель модернизации — создание механизма эффективного и динамичного функционирования педагогического образования в условиях осуществления модернизации всей системы российского образования. Результатом модернизации педагогического образования должна стать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществом к педагогическим кадрам.
Концепция модернизации российского образования предусматривает следующие основные направления и задачи. 1.Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки педагогов. 1.1. Создание системы прогнозирования изменения потребности в педагогических кадрах с учетом имеющегося кадрового потенциала и перспектив развития системы образования. 1.2. Создание системы регулирования трудоустройства и закрепления выпускников вузов в общеобразовательных учреждениях. 1.3. Преодоление отставания материально-технической базы и ресурсно-информационного обеспечения педагогических образовательных учреждений от уровня современных требований. 1.4.Поддержка учебных и учебно-научных педагогических комплексов, обеспечивающих непрерывность педагогического образования. 1.5. Разработка системы взаимодействия государственных органов управления образованием и педагогических образовательных учреждений разного уровня внутри субъектов федерации и федеральных округов в целях обеспечения доступности и повышения качества педагогического образования. 1.6. Создание и внедрение современных средств контроля качества образования на всех уровнях и ступенях системы непрерывного педагогического образования. 1.7. Оптимизация структуры управления, в том числе в субъектах Российской Федерации, педагогическим образованием в целях эффективного решения задач модернизации образования. 1.8. Обеспечение мониторинга системы педагогического образования и хода ее модернизации. 2. Совершенствование содержания и форм подготовки педагогов. 2.1. Приведение квалификационных требований к педагогическим работникам в соответствие с задачами модернизации образования. 2.2. Корректировка содержания подготовки учителей с учетом обновления содержания и технологий общего образования, в первую очередь по физической культуре, дисциплинам социально-гуманитарного блока, иностранному языку. 2.3. Корректировка содержания и форм подготовки учителей начальных классов с учетом вариативных программ и введения раннего изучения иностранного языка, информационных и коммуникационных технологий. 2.4. Разработка системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для обеспечения профильного обучения в старшей школе. 2.5. Обучение педагогов использованию информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. 2.6. Разработка системы подготовки кадров к педагогической деятельности в полиэтнической и поликультурной среде. 2.7. Разработка и апробация в образовательных учреждениях современных моделей практической подготовки студентов. 2.8. Обновление форм и методов подготовки студентов к реализации задач воспитания в образовательных учреждениях всех видов и типов. 2.9. Разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров для работы в малокомплектной сельской школе в условиях обновления структуры и содержания общего образования. 2.10. Разработка содержания дополнительного профессионального образования (стажировка, профессиональная переподготовка, повышение квалификации), обеспечивающего включение действующих педагогических кадров в решение задач модернизации общего образования. 2.11. Разработка и реализация эффективных форм дополнительного профессионального образования, в том числе на основе интерактивных методов и обучения с применением дистанционных образовательных технологий. 2.12. Разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников педагогических образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в целях подготовки к решению задач модернизации образования. 3. Научное и учебно-методическое обеспечение обновления педагогического образования. 3.1. Обновление государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального педагогического образования с целью обеспечения преемственности уровней и ступеней образования и усиления его практической направленности. 3.2. Обновление Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, Классификатора специальностей среднего профессионального образования в части педагогического образования с учетом перспективных потребностей системы образования, общества и государства. 3.3. Уточнение перечня специализаций, профилей подготовки, магистерских программ и дополнительных профессиональных образовательных программ педагогического профиля, направленных на подготовку кадров для опережающего решения актуальных задач модернизации образования. 3.4. Разработка согласованных требований к содержанию и качеству психолого-педагогической и предметной подготовки с учетом специфики уровней и ступеней педагогического образования. 3.5. Проведение исследований для определения приоритетных научных направлений в педагогике, психологии и методиках преподавания предметов в целях координации научной работы и повышения эффективности использования научного потенциала системы педагогического образования. 3.6. Реализация мер по поддержке и стимулированию перспективных фундаментальных и прикладных научных исследований, развитию сложившихся научных школ и приоритетных научных направлений в
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1936; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.119 (0.013 с.) |