Тема 1. Сущность целостного педагогического процесса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность целостного педагогического процесса.



Понятие целостного педагогического процесса (ЦПП) и его структура. Функции ЦПП: воспитывающая, социальная, развивающая и образовательная. Диалектика и движущие силы педагогического процесса. Взаимодействие в педагогическом процессе.

Закономерности педагогического процесса как выражение его сущности.

Закономерности, обусловленные социальными условиями; Закономерности, обусловленные природой человека: определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса: взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе. Принципы целостного педагогического процесса

Как проявление должного: целенаправленность ПП; гуманизация и демократизация; культуросообразность, связь с жизнью; природосообразность; научность; доступность, систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность; творчество и инициатива воспитанников в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения, развития; единство знаний и поведения; положительный эмоциональный фон ПП.

 

Тема 2. Теории целостного педагогического процесса.

Понятие о педагогическом процессе и педагогической системе. Структура педагогического процесса. Понятие о педагогической технологии. Закономерности и принципы педагогического процесса.

Взаимодействие социальных и природных факторов в развитии личности. Возрастосообразность педагогического процесса. Личность как предмет воспитания.

 

Тема 3. Сущность целостного педагогического процесса

Понятие целостного педагогического процесса (ЦПП) и его структура. Функции ЦПП: воспитывающая, социальная, развивающая и образовательная. Диалектика и движущие силы педагогического процесса. Взаимодействие в педагогическом процессе.

Закономерности педагогического процесса как выражение его сущности.

Закономерности, обусловленные социальными условиями; Закономерности, обусловленные природой человека: определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса: взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе. Принципы целостного педагогического процесса.

Педагогическая деятельность и ее характеристика.

Семинарское занятие №4.1.

Тема: Сущность целостного педагогического процесса.

Цель:

 

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

 

Целостный педагогический процесс (ЦПП), его структура, функции и движущие силы, принципы.

 

 

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

 

 

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

Задание 1.

· Дополните понятия.

А. Направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы – это есть……………………………………………………………………

Б. Целостность педагогической системы представляет собой совокупность…………………………………………., направляющих и преобразующих детскую жизнь.

 

· Дайте определение:Педагогический процесс – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Выделите компоненты системы, в которой протекает педагогическийпроцесс:1. Педагог2. Форма взаимодействия3. Академический час4. УсловияОтвет: __________________________________________________________________ · Перечислите известные Вам функции педагогического процесса:Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Дополните определение понятия:Педагогический процесс – это система, объединяющая в себе процессы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Ответьте на вопрос:Кто относится к основным (непосредственным) и неосновным участникампедагогического процесса в вузе, а кто к непосредственным? 1. бухгалтер 7. учебно-вспомогательный персонал2. методист 8. студент3. охранник 9. декан4. преподаватель 10. зав. кафедрой5. медицинский работник 11. аспирант6. аспирант 12.библиотекарь Ответ:Основные частники: ______________________________________________________Неосновные участники: ___________________________________________________ · Перечислите известные Вам принципы педагогики:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________· Перечислите пять основных компонентов содержания педагогическогопроцесса:1. ______________________________________________________________________2. ______________________________________________________________________3. ______________________________________________________________________4. ______________________________________________________________________5. ______________________________________________________________________ · Дополните перечень функций педагогического процесса:1. ______________________________________________________________________2. ______________________________________________________________________3. Развивающая4. ______________________________________________________________________5. Воспитательная6. ______________________________________________________________________7. ______________________________________________________________________ · Ответьте на вопросы:1) В рамках какой системы происходит педагогический процесс?Ответ: __________________________________________________________________

2) Основные составляющие педагогического процесса:

a. обучение и воспитание;

b. обучение и развитие;

c. воспитание и развитие.

Единство дидактических принципов воспитания, реализуемых в целостном ПП:

a. общедидактические принципы;

b. система педагогических принципов;

c. система принципов развития личности.

3) К какому из принципов относятся следующие правила: 1) постановке цели учитывать интересы отдельной личности и социум котором она находится; 2) умейте доводить начатое дело до конца планируйте свою деятельность и др.:

a. систематичности;

b. целеустремленности;

c. доступности.

4) К какому принципу относятся следующие правила: используйте современные научные теории, понятия, учения; знакомьте учащихся с научными методами познания; организуйте педагогический процесс на основе новейших достижений:

a. систематичности;

b. научности;

c. гуманизации.

 

5) Основные составляющие педагогического процесса:

a. обучение и воспитание;

b. обучение и развитие;

c. воспитание и развитие.

6) Объект деятельности педагога — это

a. учебная задача;

b. педагогический процесс;

c. родители учащихся;

d. формы обучения;

e. методы обучения.

7) Принцип гуманизации характеризуется:

a. Вседозволенность;

b. уважение права человека быть самим собой;

c. развитие познавательных сил учащихся;

d. воспитание трудолюбия;

e. воспитание аккуратности, бережливости.

Задание 2. Установите соответствие компонентов педагогического процесса.

1. Цели. А. Целевой.

2. Задачи. Б. Содержательный.

3. Содержание. В. Деятельностный.

4. Методы. Г. Результативный.

5. Формы взаимодействия.

6. Результат.

Ответ: А…….., Б…….., В………, Г……….

Задание 3. Творческое задание.

Изучить принципы педагогического процесса по следующему плану: формулировка принципа, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реализации принципа на практике. Выбрать один из принципов обучения, записать правила его реализации.

Образец самостоятельного изучения.

Принцип доступности.

Требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Правила (по Я. Коменскому):

- - переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история);

- - переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Этот принцип требует использования методов обучения, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.

 

Задание 4.

1) Выпишите в словарь определения терминов: педагогический процесс, педагогическая технология, педагогическая ситуация, педагогические закономерности, принципы.

2) Заполните схему Педагогической системы:
1. Учащиеся 2.... 3. Содержание обучения 4.... 5. Учителя или ТСО 6....
3) Впишите названия компонентов Педагогического процесса и укажите N__ в циклическом порядке.


N__ Определение педагогических процедур, методов и форм воспитания/обучения....................
N__ Диагностика процесса и разработка целей воспитания/обучения....................
N__ Проверка и анализ результатов воспитания, обучения, установление степени достижения целей....................
N__ Разработка содержания воспитания/обучения, определения состава знаний, умений, ценностей учащихся....................
Слова для вставки: оценочный, содержательный, целевой, деятельностный.

4) Впишите краткие характеристики особенностей педагогического процесса: цикличность.................................................... целостность.................................................... технологичность................................................

 

Литература.

1.Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с.

2.Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с.

3.Педагогика: Учебник для пед. учебн. Заведений/ Под ред.П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с.

4.Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб.для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с.

5.Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь.-М.:2000

6. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5.

7. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998.

8. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64.

9. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.

 

Семинарское занятие №4.2.

Тема: Противоречия в педагогическом процессе. Деятельность учителя и учащихся.

 

Цель:

 

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

 

1. Как Вы представляете себе новые взамоотношения учителя и ученика?

2. Где Вам видится область применения педагогических знаний?

3. Возможно ли познание без обучения и обучение без познания?

 

 

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

 

 

Задание 1.Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:

 

1. Проанализируйте педагогические взгляды К.Д. Ушинского и С.Т. Шацкого на проблему организации деятельности учащихся.

2. Почему учителю необходимо в процессе обучения решать подобные задачи: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; организация познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры? Можно ли найти им альтернативу?

3. Перечислите основные компоненты, предполагающие деятельность педагога. Поясните их надобность.

4. Определить противоречия, возникающие в процессе: выполнения контрольной работы, домашнего задания, урока-изучения нового материала.

5. Перечислите этапы процесса педагогического взаимодействия:

1._______________________________________________________________________

2._______________________________________________________________________

3._______________________________________________________________________

4._______________________________________________________________________

5._______________________________________________________________________

6._______________________________________________________________________

7._______________________________________________________________________

8._______________________________________________________________________

9._______________________________________________________________________

Задание 2.Прокомментируйте отрывки:

  • «Быть достойным человеком – значит обладать добродетелями… Добродетель есть некая середина между противоположными страстями. … Избыток и недостаток присущи порочности, а обладание серединой – добродетели. … добродетель есть сознательно избираемый склад души, состоящий в обладании серединой по отношению к нам, причем определенной таким суждением, каким определит ее рассудительный человек. … недаром человек, желающий быть уважаемым за свой нрав, должен соблюдать середину во всяком движении чувств. Оттого и трудно быть достойным человеком, ведь в любом деле трудно держаться середины.» Аристотель.
  • «… Я убежден, что какие-то первые семена истин, которые присущи человеческим умам от природы и которые мы в себе заглушаем, ежедневно читая и слыша о стольких различных заблуждениях, обладали в той безыскусной и незатейливой древности такою силой, что благодаря тому самому свету ума, при посредстве которого люди видели, что следует предпочитать добродетель удовольствию, а честное – полезному, даже если они и не знали, почему это обстояло именно так, они также познали истинные идеи философии и математики, хотя и не могли еще овладеть в совершенстве самими науками.» Рене Декарт.
  • «Указать путь, каким мы приходим ко всякому знанию, достаточно для доказательства того, что оно не врождено. Некоторые считают установленным взгляд, будто в разуме есть некоторые врожденные принципы, некоторые первичные понятия, так сказать запечатленные в сознании знаки, которые душа получает при самом начале своего бытия и приносит с собою на свет. Чтобы убедить непредубежденного читателя в ложности этого предположения, достаточно лишь показать, как люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных запечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий или принципов. Ибо, я думаю все согласятся охотно, что дерзко преджполагать врожденными идеи цветов в существе, которому Бог дол зрение.» Джон Локк.
  • «Нравственность твоя должна быть не только не запятнанной, но, как у жены Цезаря, вне подозрений. Малейшее пятнышко или изъян на ней ведут к погибели. Ничто так не унижат и не чернит, ибо, допустив их ты возбуждаешь к себе не только отвращение, но и презрение. Есть, однако, на свете негодяи на столько растленные, что стараются подорвать все представления о добре и зле; Они утверждают, что эти представления различны, в разных местах и целиком зависят от укоренившихся в иных странах обычаев и привычек; Бывают, правда, если только это вообще возможно, и еще более безответственные подлецы; я говорю о тех, кто с притворным рвением проповедует и распространяет нелепые и нечестивые взгляды, а сам ни в какой степени их не разделяет. Это треклятые лицемеры. Старайся всячески избегать подобного рода людей, ибо общение с ними бросает на человека тень и легко может опозорить всякого. Но, коль скоро ты ненароком можешь очутиться в такой компании, ни в коем случае не показывай им, - даже когда ты охвачен порывом учтивости или добродушия или разгорячен веселой пирушкой, - что ты хотя бы снисходишь к этим постыдным взглядам, не говоря уже о том, что одобряешь их или им рукоплещешь. Вместе с тем не оспаривай их и не заводи серьезных разговоров по поводу столь низких вещей; Достаточно того, что ты скажешь этим апостолам, что убежден в несерьезности того, что они говорят, что мнение твое о них гораздо лучше того, которое они себе создают, и что ты уверен, что сами они никогда не станут исполнять то, что сейчас проповедуют. Вместе с тем запомни этих людей и до конца жизни их избегай. Самое драгоценное для тебя - это твое доброе имя, и чистоту его ты должен беречь, как зеницу ока. Стоит людям только заподозрить тебя в несправедливости, злонамеренности, вероломстве, лжи и т.п., как никакие таланты и никакие знания не помогут тебе добиться их благоволения, уважения или дружбы.» Ф. Честерфилд
  • «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком, и поэтому постоянно растущее, приносящее плоды. … Если из наших знаний исключить то, что менее необходимо, то у нас было бы в распоряжении по меньшей мере вдвое больше времени и мы затрачивали бы вдвое меньше труда. … Все нужно преподавать основательно, кратко и убедительно. Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи. Все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего.» Я.А. Коменский.
  • «Будьте осмотрительны, чтобы слово не стало кнутом, который, прикасаясь к нежному телу, обжигает, оставляя на всю жизнь грубые рубцы. Слово щадит и оберегает душу подростка только тогда, когда оно правдивое и идет от души воспитателя, когда в нем нет фальши, предубежденности, желания «распечь», «пробрать». … Характерной особенностью душевного равновесия является спокойная обстановка целенаправленного труда ровные товарищеские взаимоотношения, отсутствие раздражительности. Без душевного равновесия невозможно нормально работать; Там, где нарушается это равновесие, жизнь коллектива превращается в ад.» В.А Сухомлинский.
  • «Следует передать ученику не только те или иные познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания… Воспитание должно действовать не на одно увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека. … Предметом воспитания является человек, и если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях. … Дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а однообразием и односторонностью. Чем моложе возраст, тем больше требует он разнообразия деятельности.» К.Д. Ушинский.
  • «Преимущества, или привилегии, доставляемые высшим образованием, конечно, зовут к себе многих, и никакому сомнению не подлежит, что многие из жаждущих – не образования, а привилегий им доставляемых, - не в силах вынести на своих плечах ни того, что нужно для достижения этого высшего образования, ни тех общественных обязанностей, которые оно налагает на лиц, его получивших… Высшие учебные заведения должны быть доступны для всех подготовленных к восприятию тех специальностей, для которых они назначаются… Широта доступа в высшие учебные заведения, по моему крайнему разумению, вполне необходима, потому что по отношению к основной цели высших учебных заведений вполне приложимо изречение «много званых, но мало избранных» и более всего приложимо понятие о том, что между избранными будут лишь немногие.» Д.И. Менделеев.

 

 

Литература.

1.Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с.

2.Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с.

3.Педагогика: Учебник для пед. учебн. Заведений/ Под ред.П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с.

4.Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб.для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с.

5.Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь.-М.:2000

6. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5.

7. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998.

8. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64.

9. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.

Семинарское занятие №4.3.

Тема: Педагогические законы и закономерности

Цель: Называть специфику проявления педагогических закономерно­стей, называть отличия законов от закономерностей, принципов от правил, характеризовать важнейшие закономерности, соотносить законо­мерности и принципы.

 

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

• Значение законов и закономерностей. Специфика проявления педагогических закономерностей.

• Связь педагогических принципов с закономерностями.

• Система педагогических принципов и раскрывающих их правил.

 

 

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

 

Задание 1. Допишите формулировки педагогических закономерностей. 1Продуктивность учебно-воспитательного процесса зависит от:

1) интенсивности и качества чувственного______;

2) логического____________ воспринятого;

3) практического___________ осмысленного.

Задание 2. Напротив номера элемента левого списка впишите буквы соответствующих элементов правого списка. Установите соответствие

КАТЕГОРИЯ ПРИМЕР

1) закономерность А) связь обучения и воспитания

2) принцип Б) непрерывности в воспитании

В) социальная обусловленность целей
1____ 2_____ Г) социальная сущность образования

Задание 3. Как известно, правило конкретизирует педагогический принцип, указывая как надо реализовать принцип в практической рабо­те. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип.

Задание 4. Заполните в местах пропуска таблицу.

Таблица: Соотношение дидактических принципов и правил

 
Дидактический принцип Дидактическое правило
  Стройте учебный процесс так, чтобы накопление новых знаний одновременно закрепляло старые.
Принцип систематичности обучения  
  Работая со всем классом, помните о каждом обучающемся.
Принцип наглядности обучения.  
  Не требуйте от обучающегося заучивания того, что всего лишь надо помнить.
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

 

Литература.

1.Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с.

2.Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с.

3.Педагогика: Учебник для пед. учебн. Заведений/ Под ред.П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с.

4.Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб.для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с.

5.Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь.-М.:2000

6. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5.

7. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998.

8. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64.

9. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.074 с.)