Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Сущность целостного педагогического процесса.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие целостного педагогического процесса (ЦПП) и его структура. Функции ЦПП: воспитывающая, социальная, развивающая и образовательная. Диалектика и движущие силы педагогического процесса. Взаимодействие в педагогическом процессе. Закономерности педагогического процесса как выражение его сущности. Закономерности, обусловленные социальными условиями; Закономерности, обусловленные природой человека: определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса: взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе. Принципы целостного педагогического процесса Как проявление должного: целенаправленность ПП; гуманизация и демократизация; культуросообразность, связь с жизнью; природосообразность; научность; доступность, систематичность и последовательность; сознательность, активность, самодеятельность; творчество и инициатива воспитанников в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого ребенка; прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения, развития; единство знаний и поведения; положительный эмоциональный фон ПП.
Тема 2. Теории целостного педагогического процесса. Понятие о педагогическом процессе и педагогической системе. Структура педагогического процесса. Понятие о педагогической технологии. Закономерности и принципы педагогического процесса. Взаимодействие социальных и природных факторов в развитии личности. Возрастосообразность педагогического процесса. Личность как предмет воспитания.
Тема 3. Сущность целостного педагогического процесса Понятие целостного педагогического процесса (ЦПП) и его структура. Функции ЦПП: воспитывающая, социальная, развивающая и образовательная. Диалектика и движущие силы педагогического процесса. Взаимодействие в педагогическом процессе. Закономерности педагогического процесса как выражение его сущности. Закономерности, обусловленные социальными условиями; Закономерности, обусловленные природой человека: определяющая роль деятельности и общения в формировании личности; зависимость воспитания и обучения от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Закономерности, обусловленные сущностью воспитательного процесса: взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания в целостном педагогическом процессе. Принципы целостного педагогического процесса. Педагогическая деятельность и ее характеристика. Семинарское занятие №4.1. Тема: Сущность целостного педагогического процесса. Цель:
Вопросы для самоподготовки и обсуждения:
Целостный педагогический процесс (ЦПП), его структура, функции и движущие силы, принципы.
Задания для самостоятельной работы по теме: В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.
В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания. Задание 1. · Дополните понятия. А. Направленное и организованное взаимодействие взрослых и детей, реализующее цели образования и воспитания в условиях педагогической системы – это есть…………………………………………………………………… Б. Целостность педагогической системы представляет собой совокупность…………………………………………., направляющих и преобразующих детскую жизнь. · Дайте определение:Педагогический процесс – это _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Выделите компоненты системы, в которой протекает педагогическийпроцесс:1. Педагог2. Форма взаимодействия3. Академический час4. УсловияОтвет: __________________________________________________________________ · Перечислите известные Вам функции педагогического процесса:Ответ:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Дополните определение понятия:Педагогический процесс – это система, объединяющая в себе процессы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ · Ответьте на вопрос:Кто относится к основным (непосредственным) и неосновным участникампедагогического процесса в вузе, а кто к непосредственным? 1. бухгалтер 7. учебно-вспомогательный персонал2. методист 8. студент3. охранник 9. декан4. преподаватель 10. зав. кафедрой5. медицинский работник 11. аспирант6. аспирант 12.библиотекарь Ответ:Основные частники: ______________________________________________________Неосновные участники: ___________________________________________________ · Перечислите известные Вам принципы педагогики:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________· Перечислите пять основных компонентов содержания педагогическогопроцесса:1. ______________________________________________________________________2. ______________________________________________________________________3. ______________________________________________________________________4. ______________________________________________________________________5. ______________________________________________________________________ · Дополните перечень функций педагогического процесса:1. ______________________________________________________________________2. ______________________________________________________________________3. Развивающая4. ______________________________________________________________________5. Воспитательная6. ______________________________________________________________________7. ______________________________________________________________________ · Ответьте на вопросы:1) В рамках какой системы происходит педагогический процесс?Ответ: __________________________________________________________________ 2) Основные составляющие педагогического процесса: a. обучение и воспитание; b. обучение и развитие; c. воспитание и развитие. Единство дидактических принципов воспитания, реализуемых в целостном ПП: a. общедидактические принципы; b. система педагогических принципов; c. система принципов развития личности. 3) К какому из принципов относятся следующие правила: 1) постановке цели учитывать интересы отдельной личности и социум котором она находится; 2) умейте доводить начатое дело до конца планируйте свою деятельность и др.: a. систематичности; b. целеустремленности; c. доступности. 4) К какому принципу относятся следующие правила: используйте современные научные теории, понятия, учения; знакомьте учащихся с научными методами познания; организуйте педагогический процесс на основе новейших достижений: a. систематичности; b. научности; c. гуманизации.
5) Основные составляющие педагогического процесса: a. обучение и воспитание; b. обучение и развитие; c. воспитание и развитие. 6) Объект деятельности педагога — это a. учебная задача; b. педагогический процесс; c. родители учащихся; d. формы обучения; e. методы обучения. 7) Принцип гуманизации характеризуется: a. Вседозволенность; b. уважение права человека быть самим собой; c. развитие познавательных сил учащихся; d. воспитание трудолюбия; e. воспитание аккуратности, бережливости. Задание 2. Установите соответствие компонентов педагогического процесса. 1. Цели. А. Целевой. 2. Задачи. Б. Содержательный. 3. Содержание. В. Деятельностный. 4. Методы. Г. Результативный. 5. Формы взаимодействия. 6. Результат. Ответ: А…….., Б…….., В………, Г………. Задание 3. Творческое задание. Изучить принципы педагогического процесса по следующему плану: формулировка принципа, его сущность и что он требует от учителя, который его применяет, правила реализации принципа на практике. Выбрать один из принципов обучения, записать правила его реализации. Образец самостоятельного изучения. Принцип доступности. Требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Правила (по Я. Коменскому): - - переходить от изучения того, что близко (история родного края), к тому, что далеко (всеобщая история); - - переходить от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Этот принцип требует использования методов обучения, отвечающих уровню развития учеников. Принцип доступности часто называют принципом нарастающей трудности.
Задание 4. 1) Выпишите в словарь определения терминов: педагогический процесс, педагогическая технология, педагогическая ситуация, педагогические закономерности, принципы. 2) Заполните схему Педагогической системы:
4) Впишите краткие характеристики особенностей педагогического процесса: цикличность.................................................... целостность.................................................... технологичность................................................
Литература. 1.Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с. 2.Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с. 3.Педагогика: Учебник для пед. учебн. Заведений/ Под ред.П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с. 4.Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб.для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с. 5.Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь.-М.:2000 6. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5. 7. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998. 8. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64. 9. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
Семинарское занятие №4.2. Тема: Противоречия в педагогическом процессе. Деятельность учителя и учащихся.
Цель:
Вопросы для самоподготовки и обсуждения:
1. Как Вы представляете себе новые взамоотношения учителя и ученика? 2. Где Вам видится область применения педагогических знаний? 3. Возможно ли познание без обучения и обучение без познания?
Задания для самостоятельной работы по теме: В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.
Задание 1.Дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1. Проанализируйте педагогические взгляды К.Д. Ушинского и С.Т. Шацкого на проблему организации деятельности учащихся. 2. Почему учителю необходимо в процессе обучения решать подобные задачи: стимулирование учебно-познавательной активности учащихся; организация познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры? Можно ли найти им альтернативу? 3. Перечислите основные компоненты, предполагающие деятельность педагога. Поясните их надобность. 4. Определить противоречия, возникающие в процессе: выполнения контрольной работы, домашнего задания, урока-изучения нового материала. 5. Перечислите этапы процесса педагогического взаимодействия: 1._______________________________________________________________________ 2._______________________________________________________________________ 3._______________________________________________________________________ 4._______________________________________________________________________ 5._______________________________________________________________________ 6._______________________________________________________________________ 7._______________________________________________________________________ 8._______________________________________________________________________ 9._______________________________________________________________________ Задание 2.Прокомментируйте отрывки:
Литература. 1.Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с. 2.Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с. 3.Педагогика: Учебник для пед. учебн. Заведений/ Под ред.П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с. 4.Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб.для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с. 5.Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь.-М.:2000 6. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5. 7. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998. 8. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64. 9. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993. Семинарское занятие №4.3. Тема: Педагогические законы и закономерности Цель: Называть специфику проявления педагогических закономерностей, называть отличия законов от закономерностей, принципов от правил, характеризовать важнейшие закономерности, соотносить закономерности и принципы.
Вопросы для самоподготовки и обсуждения: • Значение законов и закономерностей. Специфика проявления педагогических закономерностей. • Связь педагогических принципов с закономерностями. • Система педагогических принципов и раскрывающих их правил.
Задания для самостоятельной работы по теме: В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.
Задание 1. Допишите формулировки педагогических закономерностей. 1Продуктивность учебно-воспитательного процесса зависит от: 1) интенсивности и качества чувственного______; 2) логического____________ воспринятого; 3) практического___________ осмысленного. Задание 2. Напротив номера элемента левого списка впишите буквы соответствующих элементов правого списка. Установите соответствие КАТЕГОРИЯ ПРИМЕР 1) закономерность А) связь обучения и воспитания 2) принцип Б) непрерывности в воспитании В) социальная обусловленность целей Задание 3. Как известно, правило конкретизирует педагогический принцип, указывая как надо реализовать принцип в практической работе. В связи с этим подумайте, к каким принципам относятся приведенные ниже правила и в каком правиле может отразиться дидактический принцип. Задание 4. Заполните в местах пропуска таблицу. Таблица: Соотношение дидактических принципов и правил
Литература. 1.Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с. 2.Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с. 3.Педагогика: Учебник для пед. учебн. Заведений/ Под ред.П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с. 4.Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб.для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с. 5.Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. Педагогический словарь.-М.:2000 6. Кульневич С. В. Личностная ориентация методологической культуры учителя // Педагогика. – 1997. – № 5. 7. Новые ценности образования. Альманах ИПИ РАО. – М.: Инноватор, 1995-1998. 8. Орлова А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. – № 6. – С. 64. 9. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 1385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.015 с.) |