Тема 6. Учитель и индивидуальный стиль его деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Учитель и индивидуальный стиль его деятельности.



Гуманистическая направленность личности учителя. Педагогическое сознание. Педагогические способности. Педагогическое предвидение и прогнозирование. Авторитет учителя и специфика его проявления. Классификация типов учителей по характеру ценностных ориентаций (В.Н. Сорока-Росинский). Классификация типов учителей по специфике интеллектуально-волевой сферы (Э.Г.Костяшкин). Уровни педагогического творчества: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий. (Н.В.Кузьмина). Индивидуальный стиль деятельности учителя: эмоционально-импровизационный, эмоционально-методичный, рассуждающе-импровизационный, рассуждающе-методичный (А.К.Маркова). Педагогический кругозор учителя и пути его расширения. Культура профессионального самообразования учителя.

Раздел 1. Введение в педагогическую профессию.

Тема 1.2. Педагогическое общение. Педагогические способности и педагогическое творчество.

Формы работы на занятии

1. Определение стилей общения, объяснение возможных причин их возникновения (по результатам анализа предложенных студентами ситуаций и/или видеоурока).

3. Предложения студентов и обсуждение вариантов преодоления негативных стилей пед. общения.

4. Анализ урока на предмет определения способности учителя к творчеству.

5. Соотношение увиденного с этапами творческого процесса.

6. Предложение своих вариантов решения конфликтных ситуаций и проблем.

Педагогический словарь

Педагогические способности - качества личности, интегрирова­но выражающиеся в склонностях к работе с детьми, любви к детям, по­лучения удовольствия от общения с ними.

Задания для самостоятельной работы по теме:

Задание 1. Составить и проиграть ситуации с различными стилями пед. общения (групповая работа).

Задание 2. В структуре педагогических способностей выделяются следующие компоненты:

Гностические способности - система знаний и умений, состав­ляющая основу профессиональной деятельности педагога, а также свой­ства познавательной деятельности.

Раскройте сущность остальных компонентов, дописав состав каждой группы.

Конструктивные способности -____________________

Проектировочные способности- ____________________

Организаторские способности -____________________

Коммуникативная способность -___________________

Задание 3. Ответьте на вопросы.

1. Творчество как социально-историческое явление, возникающее и развивающееся в процессе взаимодействия субъекта и объекта на основе общественной практики.

2. В чем особенности понятий: «психология творчества» и «педагогика творчества»?

3. Какие личностные качества определяют готовность учителя к организации профессиональной творческой деятельности?

4. Дайте характеристику основным признакам педагогического творчества, как и творчества в целом (усовершенствование уже известного или создание нового; оригинальность, неповторимость результатов деятельности; взаимосвязь творчества и взаимотворчества).

5. Что включает в себя понятие «передовой педагогический опыт»? Три основных подхода к его определению. Почему ярким примером педагогического творчества является педагогическая деятельность В.А. Сухомлинского (1918—1970 гг.)? Познакомьтесь с концепцией воспитательной системы Павлышской средней школы. Используйте учебное пособие Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.

6. Педагоги-новаторы, их роль в развитии современной педагогики. Назовите общие и отличительные черты педагогов-новаторов: Ш.А. Амонашвили, В.А. Караковского, Е.Н. Ильина, С.Н. Лысенковой, А.Н. Тубельского, В.Ф. Шаталова, М.П. Щетинина и др. Расскажите об особенностях педагогической деятельности педагогов-новаторов нашей области, района. Какие из современных образовательных технологий вам близки, понятны, почему?

Задание 4. Проанализируйте педагогические ситуации и определите, какие умения недостаточно сформированы у начинающего учителя.

Ситуация 1. Саша М., ученик 5 класса, после уроков несколько задержался в школе. Он подошел к классному руководителю, когда та возвращалась из столовой.

- Я хочу рассказать о том, что у нас творится в классе и кто нарушает дисциплину, кто плохо ведет себя вне школы, - шепотом говорил Саша. –Но чтобы никто не знал, что это я. Хорошо?

Учительница внимательно выслушала мальчика и пообещала принять меры к нарушителям.

Ситуация 2. Из письма матери. «Моя дочь учится в музыкальной школе. По пению у нее «5». Учительница узнала, что она не ходит в школьный хор и поставила ей по пению двойку, а в четверти вышло «4». Я не против хора, но ведь ребенок посещает музыкальные занятия в другом месте. Можно ли снижать оценку за пение за то, что девочки не ходит в хоровой кружок»?.

Ситуация 3. На методическом объединении учителей физики разгорелся спор о содержании учебного материала по данной дисциплине. Молодой учитель с университетским образованием решительно выступил за то, чтобы в курсе физики опустить большинство материала о так называемой «старой физике», зато знакомить учащихся с новейшими достижениями в физике, увлечь перспективой развития новых направлений в этой науке.

Его коллега отстаивала ту точку зрения, что главное внимание следует уделить изучению «классической физики», а в ознакомлении с новым не выходить за рамки учебника, так как программа по физике, по его мнению, и так перегружена.

Ситуация 4. Открытый урок математики в 8 классе по теме «Разложение квадратного многочлена на множители» начался с решения уравнений. В течение 10 минут все ученики активно работали над выполнением заданий. Приступая к изучению нового учебного материала, учитель предложил учащимся вспомнить ранее изученный материал. Учитель умело вел школьников к пониманию способов разложения квадратного многочлена на множители. Затем ученики решали примеры. Решение первого примера учитель показал на доске, дальше ученики решали примеры самостоятельно. Однако со второй половины урока активность школьников резко понизилась. Побуждения учителя мало что давали. Домашнее задание и инструктаж к нему ребята приняли вовсе пассивно.

Раздел 2. Образовательная политика в России. (2 часа)

 

Тема 1. Современная система образования в России: стратегия развития.

Программа развития образования в РФ. Основные направления модернизации. Принципы образовательной политики. Проблемы доступности образования, реализации права на образование, эффективного государственно-общественного управления образованием, совершенствования содержания и технологий обучения. Кризис образования. Образовательная система России. Общее, профессиональное, дополнительное образование. Нравственное и правовое образование. Модели современного образования: как государственно-ведомственной организации, развивающего образования, традиционная, рационалистическая, феноменологическая, неинституциональная. Направления развития современного образования: гуманизация, гуманитаризация, диверсификация, стандартизация, многовариантность, многоуровневость, фундаментализация, информатизация, индивидуализация, непрерывность.

Тема 2. Система образования и ее характеристика.

Понятие о системе образования. Образование и общество. Мировое образовательное пространство. Современные концепции реформирования отечественной системы образования и школы, пути их демократизации и гуманизации. Принципы государственной политики в области образования. Модели образования: государственно- ведомственная, развивающее образование (В.В. Давыдов, В.В.Рубцов и др.), традиционная (Ж.Мажо, Л.Кро, Ж Капель и др.) рационалистическая (П.Блум, Б.Скиннер и др.), феноменологическая (А.Маслоу, К. Роджерс и др.), неинституционная (П.Гудман, И. Илич и др.)

Непрерывное образование: сущность, функции и принципы.

Структура и основные звенья системы образования и их характеристики.

Учебно- воспитательные учреждения разноуровнего образования.

Тема 3. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности.

Понятие содержания образования. Научные основы определения содержания образования. Критерии отбора и построения содержания.

Материальная и формальная теории формирования содержания образования. Факторы, влияющие на содержание образования. Историко-педагогический анализ проблем содержания образования («формальная» и «материальная» школа). Современные концепции содержания образования в отечественной (И.Я. Лернер, В.С. Леднев, Ю.К. Бабанский) и зарубежной (прагматизм, гуманистическая педагогика) практике. Составляющие базовой культуры личности: система знаний о природе, обществе, человеке, технологии и способах деятельности; система интеллектуальных и практических умений и навыков, обеспечивающих освоение и сохранение культуры; опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающему миру (труду, науке, другим людям, самому себе). Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.

 

Тема 4. Государственный образовательный стандарт и составляющие содержания образования.

Российское законодательство, регулирующее образовательную сферу. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования. Государственный образовательный стандарт. Стандарты первого поколения: Базовая, вариативная и дополнительная составляющая содержания образования. Базисный учебный план: инвариантная и вариативная части. Учебная программа, учебники и учебные пособие. Учебный предмет как педагогически адаптированная совокупность знаний, умений и навыков из определенной области действительности. Структура учебного предмета. Классификация учебных предметов. Направления модернизации предметной структуры: интегрированные курсы, модульная система, частичный и полный отказ от предметной системы.

 

Семинарское занятие №2.1.

Тема: Содержание образования. Образовательная политика государства.

Цель: охарактеризовать понятие «содержание образования»; сформировать представление об основных подходах к построению содержания образования в ОУ разных типов, выявить основные направления образовательной политики России.

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

 

1. Мировая, национальная культура и базовая культура личности как основа отбора содержания.

2.Государственный стандарт общего образования, его содержание и структура.

3. Носители содержанияцелостного педагогического процесса и их характеристики: учебные планы, программы, учебники, учебно-методические комплекты.

4. Учебный предмет, его состав и место в учебном процессе.

Характеристика компонентов базовой культуры личности: культура жизненного самоопределения, интеллектуальная культура, нравственная культура, гражданская культура, культура труда и экономическая культура, экологическая культура, эстетическая и физическая культура, культура семейных отношений.

6. Пути, формы и средства формирования компонентов базовой культуры личности.

Литература.

1.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России,2004.-606с.

2.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,2004.- 528с.

3.Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко и др.; под ред.Л.П.Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспнкт,2005.-432с.

4. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия: Учебное пособие для вузов/ Г.М.Афонина; Под ред. О.А. Абдуллиной.-2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 512с.

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

 

Задание 1. Выделите из предлагаемых определений понятия «образование» наиболее приемлемое.

1. Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков.

2. Образование – процесс и результат овладения учащимися системой научных знаний и познавательных умений и навыков, формирование на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.

3. Образование – это процесс и результат не только обучения, но и самообразования, а также воздействия средств массовой информации, в результате чего человек усваивает систему научных знаний, у него формируются познавательные умения, складывается мировоззрение.

4. Понятие «образование» включает прежде всего передачу и усвоение знаний, умений и навыков, формирование познавательных интересов и способностей, подготовку к специальной профессиональной деятельности.

Задание 2. Напишите 10 библиографических карточек по литературе к данным темам, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

· Культура и образование.

· Системный подход к содержанию образования.

· Современные концепции содержания образования в отечественной и мировой педагогике.

· Дополнительное образование в РФ: история и современность.

Задание 3. Проанализируйте любую школьную учебную программу: структура, принцип построения, содержание. Сделайте выводы.

Задание 4. Что такое содержание образования:

1) система ЗУН, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений;

2) достигнутый уровень в освоении ЗУН, опыта деятельности и отношений;

3) общие идеи построения природы и жизни общества;

4) Ваш вариант ответа

Задание 5. Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание образования»:

1) действие, доведенное до автоматизма;

2) способ достижения конкретной учебной цели;

3) межпредметные связи;

4) учебное занятие;

5)знание;

6) календарно-тематический план;

7) учебный план.

Задание 6. Найдите в литературе и впишите следующие определения.

Базисный учебный план__________________________

Государственный образовательный стандарт______________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.63.236 (0.03 с.)