Тема 4. Формы организации целостного педагогического процесса – 2 часа. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Формы организации целостного педагогического процесса – 2 часа.



Понятие о формах организации целостного педагогического процесса. Возникновение и развитие классно-урочной системы обучения.

Урок как основная форма организации учебной работы. Дидактические, воспитательные, развивающие и организационные требования к уроку.

Структура урока и его элементы. Особенности построения различных типов уроков. Виды уроков. Типы уроков по дидактической цели: сообщении новых знаний, формирование и закрепление умений и навыков, повторения, обобщающий, контрольный, комбинированный. Нетрадиционные уроки: турнир, бенефис, версия и т.д.

Подготовка учителя к уроку. Тематическое и поурочное планирование учебного материала. Планирование результатов обучения.

Экскурсии. Семинары. Практические занятия. Домашняя самостоятельная работа учащихся, ее своеобразие и назначение. Консультации. Дополнительные занятия. Факультативы.

 

Семинарское занятие №4.4.

Тема: Формы организации целостного педагогического процесса.

Цель: сформировать у студентов понятие формы организации обучения; классно-урочной системы; заложить умения сопоставлять назначение различных форм организации обучения, оценивать их результативность в соответствии с целями и задачами учебно- воспитательного процесса.

 

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

1. Формы организации обучения в истории образования.

2.Урок как основная форма организации обучения.

3.Подготовка учителя к уроку.

4. Домашняя учебная работа учащихся.

5. Другие формы обучения. Их особенности.

 

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

Задание 1. Напишите 10 библиографических карточек по литературе к данным темам, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

· Пути совершенствования урока в современной школе.

· Индивидуальная, групповая, фронтальная формы организации обучения, их оптимальное сочетание.

· Уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-экскурсии и др.

· Педагогические и организационно-методические основания выбора учителем форм организации обучения.

Задание 2. Познакомьтесь с алгоритмом подготовки учителя к уроку, предложенным в книге Ю.Л.Львовой «Творческая лаборатория учителя»(Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.-М.: Просвещение,1990.-с.44-47).

Основываясь на прочитанном, попробуйте составить алгоритм подготовки у уроку по вашему предмету. Представьте его в виде соответствующей схемы.

Форма отчета: соответствующая таблица.

Задание 3. Разработать требования (правила) к:

а) семинару;

б) лекции;

в) практическому занятию;

г) деловой игре;

д) дискуссии.

Задание 4. Познакомиться с фрагментом работы А.М.Новикова «Основания педагогики», составить таблицу классификаций и заполнить её, указывая позитивные и негативные черты:

Основание классификации Позитивные черты Негативные черты
     
     

 

 

 

Литература.

1Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с.

2.Педагогика: Учебник для пед. учебн. Заведений/ Под ред.П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с.

3.Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб.для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с.

4.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России,2004.-606с.

5.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,2004.- 528с.

6.Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко и др.; под ред.Л.П.Крившенко. –М.: ТК Велби, Изд-во Проспнкт,2005.-432с.

7. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия: Учебное пособие для вузов/ Г.М.Афонина; Под ред. О.А. Абдуллиной.-2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 512с.

 

Семинарское занятие №4.5.

Тема: Цели и педагогические задачи урока.

Цель: научиться определять обучающие, развивающие и воспитывающие аспекты цели урока

 

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

• Как определяются цели урока?

• Какие факторы влияют на определение целей урока?

• Каковы особенности формулировок целей урока?

• Чем отличается цель обучения от педагогической за­дачи?

• Сколько может быть целей и педагогических задач на одном уроке?

• Сравнительный анализ целей уроков разных типов и видов.

• Вероятностный характер педагогических задач на уроке.

• Классификации педагогических задач урока.

 

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

 

Задание 1. Найдите педагогические ошибки и неточности:

— «цель обучения — изучить правило сложения»;

— «цель развития — развить умение учиться»;

— «цель воспитания — воспитать самостоятельность»;

— «цель урока — объяснить тему»;

— «самая главная моя задача — объяснить детям новое правило».

Задание 2. Изучите конспект урока и заполните таблицу № 1. по примеру, максимально конкретизируя цель и педагогические задачи урока.

Таблица № 1.

 

Этап урока Цели урока Педагогические задачи Результат
Создание проблемной ситуации. развитие творчес­кого мышления... организация выполнения учащи­мися творческих заданий, обсуж­дения проблем в инициативных группах и др. Учащиеся активно включились в обсуждение по группировке слов, объясняя в группе значения слов и основания для их объединения или разделения.
       

Задание 3. По предложенным конспектам заполните таблицу №2.

Таблица № 2.

Планируемые результаты (личностные и предметные) Характеристика деятельности  
 
Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД  

1. (конспект для профиля русский язык и литература)

"Корень слова. Однокоренные слова" в 5 классе по системе Л.В. Занкова

Евсюкова Елена Владимировна

МОУ – лицей № 10 г. Белгорода
Русский язык, 5 класс.

Цели и задачи:

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием, репродукция с картины Шишкина «На севере диком»

ХОД УРОКА.

• I. Создание проблемной ситуации.

Слово учителя:

Вчера я стала свидетелем разговора двух товарищей.

Феде очень понравилось стихотворение, которое он прочитал в книге друга. Вот он и просит товарища:

— Дай мне книгу домой, я спишу стихотворение.

Петя говорит:

— Хорошо, только ты спеши!

А Федя и говорит с удивлением:

— Хорошо, хорошо, спишу.

А тот опять:

— Да нет, ты спеши!

А Федя ему:

— Вот чудак! Ведь я же для того и беру, чтобы списать, чего ж ты меня об этом просишь?

— Ребята, как вы думаете, почему Федя не понял товарища?

— Чем отличаются слова «спишу» и «спешу»?

«Найти корень слова – это значит найти его внутренний смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек» - писала лингвист, занимающаяся и теорией русского языка. М.А. Рыбникова.

Давайте выясним, что же такое корень слова, чем он отличается от других значимых частей слова, какую роль играет в образовании слов.

• II. Изучение нового материала

• Работа в парах.

— Распределите слова в две группы, определите, по какому признаку это можно сделать.

  • Вода, водить, поводок, половодье, водолаз, водитель.
  • Дорога, дорожный, дорогой, подорожник, дорожить, дороговизна.
  • Гори, горит, гористый, загорелся, пригорок, пригорел.

— По какому признаку сгруппировали слова (одинаковый корень и общее лексическое значение).

— Попробуйте сформулировать определение однокоренных слов и корня слова.

• III. Первичное закрепление материала

• Работа по карточкам.

— Кто уже уверен, что хорошо понял понятие однокоренных слов, может поработать самостоятельно.

Карточка № 1.

В один столбик выпишите однокоренные слова к существительному «даль», в другой – «дол». Объясните написание корней.

Д… лина роз, виднеется вд …ли, приехать изд …лека, широкое разд …лье, молча уд…литься.

Карточка № 2.

От данных корней образовать существительное, прилагательное, глагол.

Черн -, бел-, рад-, игр -.

Карточка № 3.

«Третий – лишний».

Лес, лестница, лесничий.

Смешной, смешать, смешить.

Левый, лев, налево.

Карточка № 4.

Подобрать однокоренные слова к слову «город». Составить рассказ с образованными словами.

(Подобных карточек подготовить, чтобы хватило всем желающим).

• Работа с классом.

— Жил-был много лет назад корень «земл». Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?»

А корень и говорит: «Посалите меня и я разрастусь в большое красивое дерево.

Посадили люди корень стал корень расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий….Много ростков появилось от корня - земл -. Все они похожи на корень, но и свое в каждом есть.

— Нарисуйте схему в виде дерева, которое выросло из корня – земл -, надпишите каждый росток родственным словом.

— Что общего у всех родственных слов?

• IV. Актуализация полученных на уроке знаний.

Работа с текстом (текст у каждого ученика).

— Прослушайте текст, выделите в нем однокоренные слова, кто сколько запомнит.

Голубая ель.

Мне поведали недавно историю о елке, которую посадили в одном дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы пересадили елочку сами. Привезли из лесопитомника маленькое деревце. По совету лесника, вырыли яму, подготовили рыхлую землю, обложили дно лесным дерном. Из леса привезли даже немного хвои, чтобы ель чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На еловых ветках появились свежие пушистые побеги. Ель стала гордостью всего дома, его украшением.

И вот однажды, перед Новым годом, ранним утром жильцы дома увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью, содроганием, гневом…

На следующий день прикрепили к дереву табличку: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

— Выпишите группы однокоренных слов, выделите корень, докажите, что они однокоренные.

  • Елка, ель, елочка, еловых.
  • Дерево, деревцо.
  • Лесопитомник, лесник, лесным, лес.
  • Пересадили, посадили.
  • Срубил, отрубил.
  • Прикрепили, укреплена.

— Выпишите формы одного и того, слова. Чем они отличаются от однокоренных слов.

Домашнее задание: §23 по выбору 1) упр. 174., 2)составьте лингвистическую сказку о корне и других значимых частях слова.

• V. Итог урока.

— Какие слова называются однокоренными?

— Почему же два мальчика не сразу поняли друг друга?

— А вот то стихотворение, которое понравилось Феде. Думаю, что вам оно тоже понравится. Кто захочет, может после уроков переписать его себе и помнить о его смысле.

Берегите Землю!

Берегите себя, жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики…

Берегите Землю

М. Дудин.

2. (конспект для профиля математика и информатика)

Конспект урока по математике в 5-м классе по теме "Обыкновенные дроби"

Онищук Елена Маратовна, заместитель директора по ВР, учитель математики

Обыкновенные дроби

Цель:

Содержание темы: Данная тема по программе любого действующего учебника по математике из Федерального комплекта.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации, проводимый в форме урока – путешествия.

Организационные формы общения:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • коллективная.

Структура урока:

  1. Мотивационная беседа, с последующей постановкой цели урока (игровой замысел).
  2. Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний.
  3. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний.
  4. Итог игры, подведение итогов урока.
  5. Домашнее задание.

Оборудование:

1. Видеомагнитофон с записью фрагмента;

2. Перфокарты на каждого ученика;

3. Рисунок Солнца и лучей на каждого ученика;

4. Цветные карандаши;

5. Магнитофон со звуками Земли (шум прибоя, щебет птиц и т.д.);

6. Листочки с записями вопросов по теме;

7. На доске рисунок ракеты, бумажные звезды;

8. Лист настроения для каждого ученика. (изображены лица с различным выражением: улыбающееся, грустное, без эмоций).

На доске записан план урока:

  1. Допуск к полету.
  2. Ликбез.
  3. Гость на корабле!
  4. Вспомним о Земле.
  5. Сотворим! (Взгляд их космоса).
  6. Солнечный бенефис.
  7. Мягкая посадка.

Ход урока

1. Орг. момент. Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа. У каждого из вас на парте лежит лист настроения. Я прошу вас на этом листе отметить личико человечка, настроение которого совпадает с вашим. Лист отложите на край парты, и начнем урок.

2. Постановка темы урока. Сегодня на уроке мы отправимся в космический полет, в котором вам понадобятся ваши знания по математике, умение сравнивать дроби и определять их вид. Наша миссия заключается в том, что мы должны совершить виток вокруг Солнца, провести исследования, связанные с его лучами и вернуться на Землю, совершив по возможности мягкую посадку. Я уверена, что наша миссия выполнима.

3. Устная работа. Чтобы попасть на корабль мы должны получить допуск к полету, а для этого вспомнить некоторые правила: - Что такое дробь? Что показывает числитель дроби? Что показывает знаменатель дроби? Какие виды дробей Вы знаете? Какую дробь называют правильной? Какую дробь называют неправильной? Может ли правильная дробь быть больше единицы? Всегда ли неправильная дробь больше, чем единица? Как сравнить две дроби, одна их которых правильная, а другая неправильная? Как сравнить две дроби с одинаковым знаменателем? (Дети с доски снимают звезды, читают вопрос, написанный на обратной стороне и отвечают на него. Класс оценивает ответ. По окончании этой работы на доске появляется девиз урока). Прикрепить девиз. (Будем учиться, будем расти, к звездам далеким проложим пути).

Допуск получен и полет начался.

4. Ликбез – это посещение планеты «Ликбез». (Ликвидация безграмотности). Нужно правильно прочитать следующие записи и дать объяснение выделенным дробям: 3/4, 11/10, 6/12, 3/1000, 5/247, 3/8, 9/5, 8/9, 7/14. (Дети объясняют смысл дроби).

5. Гость на корабле! Сегодня на уроке у нас гость. Это учитель из г. Санкт- Петербурга Анатолий Арсеньевич Окунев. Он хочет поделиться с вами своими знаниями. Давайте его послушаем. (см. видеозапись на кассете, Окунев А.В.)

Докажите, что 10/20 = 1/2. (Один человек из класса выполняет доказательство на доске, остальные – в тетради).

6. Физминутка. Все космонавты, находясь в космосе, очень скучают по дому, по родной планете. Мы сейчас послушаем звуки нашей планеты и попробуем определить, что это за звуки. (Релаксация - рассвет у моря). (Сделать несколько упражнений). Включить магнитофон со звуками шума волн пения птиц.

7. Сотворим! (На корабле работает художественная мастерская). Каждому ряду предстоит выполнить задание: изобразить портрет дроби. Для первого ряда дробь 3/10, для второго – 7/10, для третьего – 5/10. У вас на партах есть «холст», на котором вы будете работать. (Дети в течение 1-2 минут изображают дробь. Создается портрет дроби и персональная выставка каждого ряда).

Показать получившиеся портреты, отметить наиболее удачные.

8. Солнечный бенефис. Мы в математическом полете, и поэтому Солнце тоже математическое и лучи у него не просто лучи, а числовые лучи. Чтобы наша миссия была выполнена, нужно дроби, изображенные на звездах расположить правильно на солнечных числовых лучах. Таким образом, мы совершим виток вокруг Солнца и сможем лететь домой.3/4, 1/4, 6/4, 5/4, 2/4, 4/4. Сделайте вывод о взаимном расположении дробей и сравните их. (Дети делают выводы). Итак, миссия выполнена. Летим домой!

9. Самостоятельная работа. Чтобы посадка была мягкой необходимо поработать с перфокартами, которые находятся на партах. Задание - сравнить дроби. Задание выполняется по вариантам. Дети выполняют задание под копирку и сдают оригинал работы. Проверка по готовому эталону. (Время выполнения примерно 3 – 4 минуты).

10. Итог урока. Сначала подводят итог ученики, а потом, при необходимости, дополняет учитель. Отметка в листе настроения. (2-3 минуты).

11. Домашняя работа. (1 минута). Сочинить стих о сегодняшнем полете или дополнить рифмы до стихотворения.

  • Летали;
  • Знали;
  • Учили;
  • Повторили;
  • Решать;
  • На пять.

Резерв.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.244.83 (0.055 с.)