Как еще называются компетенции человека, связанные с возникновением общества информации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как еще называются компетенции человека, связанные с возникновением общества информации.



  1. Какие направления учебной и воспитательной работы обеспечивают формирование вышеназванных компетенций?
  2. Какими знаниями, умениями, навыками, способами мышления и деятельности, личностными качествами определяются компетенции ученика, связанные с возникновением общества информации?

Задание 5

  1. Как называются компетенции человека, реализующие способность и желание учиться всю жизнь?
  2. Как Вы понимаете международный девиз в практике образования: «От образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь»?
  3. Какие направления воспитательной работы обеспечивают формирование вышеуказанных компетенций школьника?
  4. Какими знаниями, умениями, навыками, способами мышления и деятельности, личностными качествами определяются компетенции ученика, реализующие способность и желание учиться всего жизнь?

Литература.

1.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России,2004.-606с.

2.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,2004.- 528с.

3.Педагогика: учеб./ Л.П. Крившенко и др.; под ред.Л.П.Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспнкт,2005.-432с.

4. Афонина Г.М. Педагогика: курс лекций и семинарские занятия: Учебное пособие для вузов/ Г.М.Афонина; Под ред. О.А. Абдуллиной.-2-е изд.- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.- 512с.

 

 

Раздел 3. Теоретические основы педагогики. (6 часов)

Тема 1. Педагогика как наука.

Общее представление о педагогике как науке. Объект, предмет и функции педагогики. Понятийный аппарат педагогики: педагогический процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, педагогическая деятельность. Педагогика в общей системе научного знания о человеке. Источники педагогической науки.

Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

Направления в современной педагогике. Гуманистические теории воспитания. Педагогика прав человека. Педагогика ненасилия. Лечебная педагогика. Социальная педагогика и др.

Общемировые тенденции современного развития педагогической науки и практики воспитания.

 

Семинарское занятие №3.1.

 

Тема: Педагогика как наука. Система педагогических наук.

Цель: Сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке; познакомиться с понятийным аппаратом педагогики как целостной системой; заложить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки.

 

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

1. Воспитание в системе общечеловеческих ценностей.

2. Основные категории педагогики.

3. Функции педагогики как науки.

4. Система педагогических наук.

5. Место педагогики системе наук о человеке.

6. Связь педагогики с другими науками.

 

 

Литература:

1.Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студ. пед. вузов - Ростов н/Д.: Март, 2002.- 224с.

2.Общая педагогика: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений/Под ред. В.А.Сластенина: В 2ч.- М.: Гуманит.изд.центр Владос, 2003.-Ч.1.-288 с.

3.Педагогика: Учебник для пед. учебн. Заведений/ Под ред.П.И. Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России, 2002.- 608с.

4.Подласый И.П.Педагогика. Новый курс: Учеб.для студентов. В 2-х кн. / И.П. Подласый.- М.: Владос.Кн.1: Общие основы. Процесс обучения.- 2003.-576с.

5.Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов педагогических колледжей/ Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.: Педагогическое общество России,2004.-606с.

6.Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник.- М.: Гардарики,2004.- 528с.

7. Современный словарь по педагогике: А-Я/ Сост.Е.С.Рапанович.- Минск: Современное слово, 2001.- 928с.

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

 

Задание 1. Напишите 10 библиографических карточек по литературе к данным темам, составьте свои аннотации к выбранным изданиям.

· Педагогика в современном мире.

· Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.

· Функции педагогической науки: теоретическая, практическая и прогностическая.

· Связи педагогики с философией, социологией, медициной, кибернетикой, информатикой и другими науками.

Задание 2. Напишите мини-реферат на тему «Междисциплинарные понятия в педагогике».

Форма отчета: текст реферата.

Задание 3.

  1. Допишите понятия.

Педагогика – наука о………………………………..

Воспитание (в широком значении)…………………

Образование – это процесс………………………….

2. Выберите правильный ответ.

Объект педагогики –

- - воспитательная деятельность;

- - ребенок;

- - воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс;

- - воспитание человека человеком.

Предмет педагогики –

- - воспитание человека как функций общества;

- - собрание правил воспитательной деятельности;

- - определяющее развитие человека противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления воспитательного процесса.

3. Установите соответствие задач педагогической науки.

Постоянные……….. Временные…………..

А. Разработка государственных стандартов образования.

Б. Вскрытие, изучение закономерностей.

В. Изучение и обобщение практического опыта.

Г. Выявление типичных стрессов у учителей.

Д. Разработка новых методов, форм, средств, систем обучения.

Е. Прогнозирование образования.

Ж. Разрешение конфликтных ситуаций «учитель-ученик».

З. Внедрение результатов исследования

Задание 4.

1. Если вам потребуется выстроить иерархию понятий той части курса педагогики, которую относят к общим основам педагогики, какие фундаментальные категории науковедения, философии вы используете как исходные для педагогики? Какие педагогические понятия отнесете к ее категориальному аппарату? Ответ обоснуйте.

Задание 5. Прочитайте и проанализируйте тексты.

1. А. С. Макаренко: «В настоящее время считается азбукой, что объектом педагогического исследования является ребенок. Мне это кажется неверным. Объектом исследования со стороны научной педагогики должен считаться педагогический факт (явление)» (Макаренко, А. С. Сочинения: В 7 т. / А. С. Макаренко.– М., 1958. –Т. 7. – С. 402).

2. В. В. Краевский: «Во многих случаях об объекте <педагогики> даже не говорят, а сразу начинают с предмета… <…> Предмет можно сформулировать так: это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки. Например, в системе отношений, возникающих в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин – дидактики, ученик предстанет как объект преподавания и субъект учения» (Краевский, В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский.– Чебоксары, 2001.– С. 31–32).

3. В. А. Сластенин: «…Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. <…> Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах. Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни» (Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов.– 3-е изд.– М.: Школа-Пресс, 2000. – С. 75–76).

4. И. С. Гессен: «…Всякая педагогическая система есть приложение к жизни философских воззрений ее автора» (Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен.– М., 1995. – С. 3).

5. Ф. Паульсен: «Невозможно отделять педагогику как науку от философии. Без психологии и этики она сделалась бы беспочвенной. А эти дисциплины не могут быть отделены от метафизики и теории познания» (Паульсен, Ф. Педагогика / Ф. Паульсен.– М., 1913. – С. 7).

6. Дж. Дьюи: «Не существует материала, который можно было бы выделить, так сказать пометить клеймом, как содержание науки об образовании. Здесь пригодятся любые методы, любые факты и принципы, заимствованные у любой дисциплины, которые помогут решить проблемы обучения и руководства» (цит. по: Краевский, В. В. Методология педагогики / В. В. Краевский.– Чебоксары, 2001.– С. 104).

7. В. В. Краевский: «Функциональное сходство педагогики и психологии состоит в том, что они обе принадлежат к числу наук о человеке. Различия между ними определяются несовпадением ракурса рассмотрения деятельности: психология изучает человека, психологическую структуру его личности в контексте деятельности и в связи с ней. Педагогика же делает объектом научного анализа один из видов человеческой деятельности…» (Краевский, В. В. Методология педагогики / В. В. Краевский.– Чебоксары, 2001.– С. 141);

8. Сколько у нас педагогик?

Краевский В.В. Сколько у нас педагогик?//Педагогика.-1997.-№4.-С.113-118

 

Нынешние времена мало располагают к теоретическим изысканиям. Особенно в нашей профессии, держащей двойной удар - по науке и по образованию. Финансирование по остаточному принципу при отсутствии и остатков, и принципов идет трудно. Уже и красивое слово «жизнь» уходит в тень. Высвечивается унылое «выживание».

При всем при том о словах и надо бы поговорить в первую очередь, ибо за ними стоит многое. Ободряет, правда, одно неожиданное обстоятельство: несмотря ни на что, исследования ведутся, научные дискуссии продолжаются, книги и статьи по педагогике печатаются и даже, на удивление, в количестве большем, чем прежде. Обсуждения, дискуссии и просто споры не затихают. Хочу к ним присоединиться с разговором о том, что, по-моему, важно: о чем спорим, что пишем и печатаем, что на самом деле означают привычные слова, - и пробиться к взаимному пониманию, чтобы объединить усилия в огромном деле - теоретической работе в образовании. Что бы ни говорили о педагогической науке, ее теории и фундаментальных исследованиях вообще, без них оно обречено на прозябание даже при самом безразмерном материальном обеспечении.

Не всем все нравится в наших педагогических делах, научных и практических. Нынче нет запретов, а у некоторых - привычки обуздывать свой темперамент. Он то и дело выплескивается на печатные страницы. В разных местах по разным поводам разгораются диалоги. Но и на монологи люди имеют право. Эта статья - монолог на тему не очень популярную и как бы незаметную, точнее, незамечаемую. Ни суждений об этом не слышно, ни несогласий как будто нет. А мне она кажется актуальной и неспокойной.

Начнем с того, что каждый Божий день миру является какая-нибудь педагогика. Возможно, их уже миллион. Нет, наверное, меньше. И возникают не ежедневно. Но все равно - много и часто. И до этого их было немало: педагогика средней школы, педагогика высшей школы, семейная педагогика, педагогика взрос­лых, народная, внешкольная, дошкольная и т. д. «Процесс пошел» давно, а сейчас принял обвальный характер: музейная педагогика, педагогика сотрудничества, пе­дагогика сотворчества, педагогика развития, спортивная, коррекционная и т. д. Где-то на черте между старым и новым расположилась социальная педагогика, она же педагогика социальной работы. И каждая - особая, каждая как бы сама по себе. Давно предостерегал мудрец от умножения сущностей. Педагогика - разве не сущность? Зачем же ее заставляют размножаться с такой страшной быстротой? Прорезаются все новые сущности, плодятся, как кролики, потом разбегаются, как тараканы. И рассмотреть-то их как следует некогда. Если педагогик слишком много, теряется смысл самого термина, его категориальный характер.

Куда же девать ту педагогику, которая в сиротливом одиночестве, без прилагательных, маячит на обложках журналов, учебников и пособий для студентов? Вопрос многослойный и сугубо неясный. Туман на него навевается многозначностью.

Не нужно подменять понятия. Педагогика (наука) и педагогическая система -не одно и то же. Конструкция телевизора не зависит от того, что показывают -дикие сцены насилия или перипетии возвышенной любви. Если бы это было не так, телевизор пришлось бы менять каждый день. Почему-то трудно дается в педагогике то, что так просто в жизни - различение зеркала и того, что в нем отражается.

Удивительно, но факт: из многоголосия мнений, толков и кривотолков насчет педагогики не складывается мелодия, и до сих пор одним неясно, а других не интересует, чем эта наука, собственно, занимается, каковы ее объект и предмет исследования. Это только на первый взгляд кажется, что вопрос этот пустой и скучный. Рискуя повториться, напомню, что без ясного представления о том, где именно мы, педагоги, обитаем в социальном и научном пространстве, нельзя в нем благополучно передвигаться. На дорожные знаки надо смотреть, а для начала следует их хотя бы расставить. Последнее по порядку, но не по важности - качество научного обоснования образовательной практики. Это последнее плохо воспринимается, если загадывать не дальше чем на один ход и не видеть стратегию всей игры.

Сумятица мнений, позиций и взглядов, а также их отсутствие обусловлены чем, что наша наука на пути ее становления, который был долог да к тому же извилист, оставила следы, перед которыми время бессильно. И по сей день, случается, что автора этих бесхитростных строк ставят на место напоминаниями вроде: «А Ушинский (Коменский, Макаренко) не так говорил!» Ну и что? Ушинский когда еще был! Сойдем, однако, с места и пройдем быстрым шагом по следам, оставленным педагогикой. Без претензий на историко-методологический анализ, скорее в метафорическом стиле, выделим некоторые вехи ее становления: Платон - эмбриональная педагогика (педагогика как часть философской системы); Я.А. Коменский - философская педагогика, или то, что сегодня назвали бы филосо­фией образования; К.Д. Ушинский - психологизированная антропологическая педа­гогика; Дж. Дьюи - психологическая (после 1929 г. - эклектическая) педагогика.

Перед современной педагогикой придется сделать передышку. Она разная. Есть в ней наследники и дублеры вечно живых наших предшественников - платоны, коменские, ушинские и макаренко. Есть и другие сторонники истинной педагогики, как существуют, например, люди, считающие, что железо должно быть железным, а экономика - экономической (не обязательно экономной). Это - наследники, но не дублеры. Приходится выбирать из трех сосуществующих концепций научного статуса этой отрасли: педагогики как междисциплинарной области, как прикладной дисциплины и как относительно самостоятельной науки, сочетающей фундаментальный и прикладной аспекты. Третье и есть педагогическая педагогика. Ее мы и выбираем.

Исходным для дальнейшего изучения будет определение педагогики как науки, изучающей особую, социально и личностно детерминированную, целенаправленную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни социума. Этот вид деятельности и есть собственный объект педагогической науки. Только эта наука изучает ее как целое, в единстве всех составляющих ее компонентов.

Что касается статуса и предмета педагогики, вспомним, как еще в 1970 г. на сессии Всесоюзного семинара по методологии педагогики говорилось о разном понимании статуса педагогики. С тех пор, 27 лет спустя, к единому мнению так и не пришли. Остается предложить свое: если признать наличие у этой науки теоретического уровня, ее предмет можно определить так: это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки. Например, с этой точки зрения в системе отношений, возникающих в обучении как объекте одной из педагогических научных дисциплин - дидактики, ученик предстанет как объект преподавания и субъект учения.

Вроде бы простой вопрос: как назвать эту особую деятельность? Но в педагогике все непросто, и особенно терминология, несущая на себе те самые следы происхождения и развития, о которых только что было сказано.

По традиции можно было бы обозначить ее термином «воспитание», и тогда получится, что это и есть объект педагогики. Но термин неоднозначен. Различают по меньшей мере четыре его смысла, выделенные Т.А. Ильиной (см.: Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1983. - С. 7-8). Воспитание понимают: в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека социума в целом и всей окружающей действительности; в широком педагогическом смысле, когда имеется в виду целенаправленная деятельность, охватывающая весь учебно-воспитательный процесс; в узком педагогическом смысле, когда под воспитанием понимается специальная воспитательная работа: в еще более узком значении, когда имеется в виду решение определенной задачи, связанной, например, с формированием нравственных качеств (нравственное воспитание), эстетических представлений и вкусов (эстетическое воспитание) и т. п. Иными словами, термин в этом случае обозначает участок приложения воспитательных усилий. Такая неопределенность чревата недоразумениями. Всякий раз приходится оговаривать, в каком смысле говорится о воспитании. Если учесть, что по-разному понимается и обучение, то разговор, например, о единстве обучения и воспитания может уподобиться спору двух глухих: один понимает воспитание в первом смысле, другой - во втором или третьем, и обучение они понимают по-разному. Один про Фому, другой про Брему. И вот годами тянутся лишенные научного содержания споры по поводу того, что главнее - обучение или воспитание - или: к какому раз­ряду отнести положение о их единстве: принцип это или закономерность?

Все зависит от того, как понимать воспитание - как социализацию вообще (в широком социальном смысле) или как обязательно целенаправленную социализацию (воспитание в широком педагогическом смысле), или же воспитание выступает в узком смысле, как специальная воспитательная работа. Воспитание в широком педагогическом смысле включает в себя обучение, а в узком - стоит в одном ряду с обучением, на том же уровне. Обучение всегда идет вместе с воспитанием, если последнее понимать в широком социальном смысле, поскольку в ходе обучения, специально или стихийно, формируются какие-то качества личности.

В движении к созданию нормативно-методологических и теоретических ориентиров должны быть остановки на полустанках, где эти ориентиры можно было бы выгрузить с поезда педагогической науки и использовать по назначению - для концептуального и проектировочного освоения различных аспектов и разделов образования. Пусть ориентиры какое-то время будут твердыми. Успех в таких делах невозможен без, согласия,. «Когда. товарищах согласья нет...» Дальше - по дедушке Крылову.

Краевский В.В. Сколько у нас педагогик?//Педагогика.-1997.-№4.-С.113-118

 

 

Семинарское занятие №3.2.

Тема: Человек как предмет образования. Личность в педагогике. Развитие, воспитание и социализация личности.

Цель – изучить основные категории педагогики: обучение, воспитание, развитие, формирование, социализация личности.

 

Вопросы для самоподготовки и обсуждения:

 

1. Сущность биологизаторской и социологизаторской концепций развития.

2. Сущность понятий «человек», «личность», «разви­тие».

3. Чем обусловлено деление детей на возрастные группы? Укажите возрастные группы школьников.

4. Раскройте сущность гуманистической концеп­ции развития и формирования личности.

5. Укажите на основные закономерности и дви­жущие силы развития личности.

6. Какие факторы являются ведущими в разви­тии и формировании человека?

7. В чем принципиальное отличие взглядов пред­ставителей различных концепций на роль наследствен­ности и среды в развитии личности?

8. Какими методами можно выявить индивидуаль­ные особенности школьников?

9. Какие сильные и слабые психолого-педагоги­ческие особенности развития детей младшего, среднего, старшего школь­ного возраста необходимо учитывать в процессе вос­питания?

10. Преемственность в развитии идей гуманной педагогики в отечественной педагогической мысли.

11. От чего главным образом зависит развитие способностей, интересов и дарований школьников? (Подласый).

12. Какие факторы влияют на формирование личности ребенка. 13.Перечислите основные закономерности развития человека.

14.Что такое гуманно-личностный подход.

15.Личность ребенка, его характеристика, возрастные особенности.

16.Важность самовоспитания в развитии личности.

 

Задания для самостоятельной работы по теме:

В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.

Задание 1.

 

1. Что мы понимаем под формированием личности? Из приведенных ответов найдите правильный, докажи­те ошибочность одного-двух неверных ответов.

a. Количественные изменения, происходящие в организме человека.

b. Целенаправленный процесс формирования у детей желаемых качеств и взглядов.

c. Становление человека как социальной личности, которое происходит в результате развития и воспитания.

d. Качественные изменения организма, претерпе­ваемые в процессе его роста.

2. Что такое наследственность? Проанализируйте пред­ложенные ответы, доказав правильность или ошибоч­ность каждого из них.

a. Биологические задатки, служащие основой для развития индивидуальных физических способностей человека.

b. Наследственность представляет собой тот со­циальный опыт, который родители передают детям.

c. Способности к различным видам психической деятельности.

d. Наследственность — это все те качества харак­тера, которые ребенок получает от родителей в генной информации.

3. Какое значение имеет деятельность человека для его развития? Из приведенных ответов выберите правиль­ный, обосновав свой выбор.

a. Человек — это продукт наследственности, среды и воспитания. Поэтому деятельность личности не играет существенной роли в ее развитии.

b. Деятельность человека может быть направлена лишь на внешние факторы, вести к изменениям внешней среды. На собственное развитие она не оказывает влияния.

c. Организованная и целенаправленная деятель­ность ребенка способствует развитию личности. Актив­ная деятельность индивида в физической, психической, социальной сферах как нельзя лучше способствует раз­витию и формированию личности.

d. Деятельность человека имеет лишь второсте­пенное значение для его развития. Ведь становление личности детерминировано наследственными фактора­ми. Поэтому в деятельности лишь проявляются гото­вые свойства личности. Своей деятельностью человек изменяет окружающую действительность, но не само­го себя.

4. Являются ли способности человека врожденными? Из предложенных ответов выберите правильный, до­казав ошибочность одного-двух ответов.

a. Несомненно. Человек рождается с различными способностями. В генетической структуре зафиксиро­вано проявление способностей каждого человека.

b. Человек рождается с набором определенных способностей, которые были характерны для родителей.

c. Способности представляют собой психические свойства личности, сформированные после рождения. Человек рождается с набором потенциальных возмож­ностей формирования способностей. Вих становлении, развитии ведущую роль играют среда, воспитание

d. и деятельность личности.

e. Способности человека нельзя отнести к врожденным свойствам. Они образуются исключительно в ходе пожизненного формирования. Качества способно­стей всецело зависят от социальных условий жизни личности.

5. Что вы понимаете под акселерацией? Из предложен­ных ответов найдите правильный. Проиллюстрируйте его примерами из жизни.

a. Акселерация—это не что иное, как проявление

b. настойчивости личности в достижении поставленной цели.

c. Акселерация представляет собой процесс актив­ной деятельности личности в общении с людьми.

d. Под акселерацией понимают ускоренное форми­рование интеллектуальных сил личности.

e. Акселерация предполагает ускорение в индиви­дуальном физическом развитии человека.

6. В чем сущность индивидуального развития чело­века? Выберите правильный ответ, объясните оши­бочность одного-двух оставшихся ответов.

a. Развитие количественных изменений в организме.

b. Развитие — это процесс формирования у детей определенных качеств.

c. Под развитием понимают становление челове­ка как социального существа; оно происходит в процес­се деятельности.

d. Развитие представляет собой количественные и качественные изменения, происходящие в организме человека в течение всей его жизни.

7. В чем вы видите смысл знания учителем, возраст­ных особенностей детей? Найдите правильный ответ, объясните ошибочность одного-двух других ответов.

a. Возрастная периодизация—это точная схема психического развития ребенка, в соответствии с кото­рой разрабатываются и применяются относительно универсальные средства воспитания.

b. На основе возрастной периодизации учитель осу­ществляет изучение индивидуальных особенностей детей и учитывает в процессе воспитания рост сил и

возможностей ученика.

c. Знание возрастной периодизации дает учителю возможность увидеть рост и развитие биологического фонда человека.

d. Для воспитателя знание возрастных особен­ностей детей не имеет реального смысла, так как все его методы воспитания основаны лишь на знании индивидуальных особенностей учащихся.

8. Можно ли путем напряженной работы сформиро­вать музыканта-творца, если у ребенка отсутствуют не­обходимые для такой деятельности природные дан­ные? Выберите правильный ответ; проанализируйте ошибочность остальных.

a. Не может такой музыкант стать музыкантом-творцом.

b. Каждый ребенок, независимо от природных дан­ных, в результате настойчивой учебы может стать

талантливым музыкантом.

c. Нельзя этого достичь. Для воспитания музыкан­та-творца необходимо, чтобы человек обладал при­родными задатками.

d. Из любого человека можно воспитать талант­ливого музыканта. Необходимо лишь с детства вклю­чить его в ежедневную настойчивую работу.

9. В процессе взаимовлияния среды и воспитания на формирование личности в чем конкретно сказывается роль воспитания? Выберите необходимые ответы.

a. Воспитание направлено на устранение тех усло­вий, которые могут оказывать отрицательное влияние на формирование личности.

b. Воспитание предполагает разумную организацию жизни и деятельности ребенка.

c. Роль воспитания состоит в создании таких условий, которые оказывали бы положительное воздей­ствие на формирование личности человека.

d. Воспитание должно быть направлено на ограж­дение воспитанника от негативного влияния.

e. Задача воспитания — осуществлять отбориз окружающей среды тех факторов, которые стимулиру­ют развитие личности.

10. Можно ли объединить в общий принцип воспитания два положения:

a. Наказание унижает человека, воспитывая из него раба,

b. Безнаказанность ведет к преступлению?

11. Выберите полный ответ. Развитие это:

a. Накопление количественных изменений в организме человека:

b. Становление человека как социального существа, которое происходит в процессе жизни и деятельности.

c. Целенаправленный процесс формирования у людей заданных качеств.

 

Задание 2.

1. Выделите и обоснуйте 10 основных положений гуманной педаго­гики (по Конвенции о правах ребенка).

2.Сформулируйте несколько положений (принципов, ведущих идей), которые, по-вашему, можно рассматривать как базовые принципы гуманистической педагогики.

3.Объясните, что объединяет перечисленных авторов педагогических произведений: Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Е. Н. Ильин, М. П. Щетинин, Б. П. Никитин.

4.Продолжите фразу: «Если ребенок совершил проступок, лучше всего…» 5. Попробуйте построить логическую цепочку, отправным звеном которой будет понятие “самосознание”, а завершающим – “поиск смысла жизни”.

6. Сформулируйте определения понятиям:

· Закономерность

· индивидуальные особенности

· потребность

· гуманно-личностный подход



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 461; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.138.253 (0.075 с.)