Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар Тема 6. Формирование информационной среды общества

Поиск

СОКОЛОВА И.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА

Степень выпускника

Бакалавр

Москва


 

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальная информатика» подготовлена Соколовой Ириной Викторовной, д.с.н., зав. кафедрой социальной и педагогической информатики, профессором

 

Рецензенты:

1. Сладкова Ольга Борисовна, доктор культурологии, зав. кафедрой прикладной информатики МГУКИ, профессор.

2. Отюцкий Геннадий Павлович, д.ф.н., профессор кафедры социальной философии РГСУ

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Социальной информатики» утверждена на заседании кафедры социальной и педагогической информатики (Протокол № _4_ от «__27__» _ марта _ 2012г.).


1. Цель освоения дисциплины

Целью учебной дисциплины «Социальная информатика» является формирование теоретических знаний и практических навыков в области проблематики социальных аспектов информатизации современного общества для дальнейшего их использования в рамках выбранной образовательной программы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Социальная информатика» как дисциплина по выбору Б1.В2 Гуманитарного, социального и экономического цикла предваряет изучение таких дисциплин как «Основы социологии», «Социология коммуникации» и «Социология СМИ», а также предваряет возможность написания курсовых работ и выпускной квалификационной работы в контексте тематики информатизации общества.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины «Социальная информатика» направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурных

· способности использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

· способности анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

· владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13);

· способности работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-14);

Профессиональных

проектная деятельность

· умения обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8).

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

Знать основные теоретико-методологические подходы к анализу процесса информатизации современного общества.
Уметь правильно ориентироваться в новой, формирующейся информационной реальности как в мире в целом, так и в России, способствовать социогуманитарному варианту ее развития
Владеть навыками анализа современной информационной среды общества в контексте социогуманитарного подхода и активного содействия ее развитию.
Быть компетентным при изучении, освоении и участии в разработке информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего ____72___часов

Аудиторные занятия __32__час., в том числе интерактивных занятий __6___час.

Самостоятельная работа ____60___часов

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
1. Социальная информатика: предмет и задачи курса                          
2. Основные понятия теоретической информатики                          
3. Социальные коммуникации: история, современность, перспективы                         +
4. Информационные ресурсы общества                          
5. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия                            
6. Формирование информационной среды общества                         +  
7. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации                            
8. Постиндустриальное, информационное общество: социальная структур а и специфика трудовой деятельности.                         +  
Общая трудоемкость часы               +            
з.е.                            
                                 

Примечание: Групповые занятия проводятся в следующих формах:

по Т. 1 – мастер-класс, Т.2-8 – Семинары


Количество часов по учебному плану

(заочная форма обучения)

Всего ____72___часов

Аудиторные занятия __8__час.,

Самостоятельная работа ____60___часов

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самостоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
1. Социальная информатика: предмет и задачи курса                          
2. Основные понятия теоретической информатики                          
3. Социальные коммуникации: история, современность, перспективы                          
4. Информационные ресурсы общества                          
5. Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия                            
6. Формирование информационной среды общества                            
7. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации                            
8. Постиндустриальное, информационное общество: социальная структур а и специфика трудовой деятельности.                            
Общая трудоемкость часы                            
з.е.                            
                                 

5. Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Тема 1 Социальная информатика: предмет и задачи курса Индустриальное, постиндустриальное, информационное общество. Критерии вступления общества в постиндустриальный, информационный периоды своего развития. Закон экспоненциального роста объема знаний. Эволюция социальных систем (диаграмма Порета). Информатизация общества - понятие. Информатизация общества как единство процессов компьютеризации, медиатизации и интеллектуализации. Теоретико-методологические подходы к информатизации общества. Информатизация и экологобезопасное, устойчивое развитие общества. Социальная информатика - определение, предметное поле исследований, методологическая роль.
Тема 2 Основные понятия теоретической информатики Основные теоретические концепции и подходы к изучению закономерностей информационного обмена. Формализация и классификация знаний: методы и приемы, их эффективность, сравнительный анализ. Материя, вещество, знание, энергия, информация; информация, данные, знания - соотношение понятий. Традиционные и новые информационные технологии. Искусственный интеллект в предметном поле социальной информатики. Проблематика исследований искусственного интеллекта.
Тема 3 Социальные коммуникации: история, современность, перспективы Ресурсная и социокультурная концепции информационной среды как пространства социальных коммуникаций. Типы обменов в обществе. Материально-энергетический и информационный обмены. Устная, письменная, книжная и компьютерная фазы информационного обмена: специфика и вклад каждой фазы в совершенствование информационного обмена. Блок-схема социальной коммуникации.
Тема 4 Информационные ресурсы общества Информационный кризис в обществе: предпосылки, содержание, последствия, теоретические и прикладные подходы к его разрешению. Информационный ресурс общества - понятие. Основные проблемы исследований в области информационных ресурсов общества. Знания как национальное богатство. Проблема "утечки умов" из России. Формы материализации информационных ресурсов общества. Проблема "электронизации" информационных фондов России. Автоматизированные информационные ресурсы России: состояние и перспективы развития. Фактографические базы социальных данных, их структура.
Тема 5 Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия Технический аспект социальных предпосылок информатизации. Предпосылки информатизации в экономической, политической, культурно-духовной и социальной сферах общества. Исходные условия и альтернативные варианты развития процесса информатизации в России. Социальные последствия информатизации. Таблица К. Хессига.
Тема 6 Формирование информационной среды общества Информационная среда как диалектическое единство средств информатики и системы социальной информации. Информационный потенциал общества - понятие. Информационная техносфера как основа информационной среды современного общества. Социальные структуры и институты, способствующие активизации информационного ресурса общества. Информационная культура - понятие. Информатизация образования в РФ.
Тема 7 Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации Учет физического, психического и социального начал личности в процессе информатизации. Адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде. Социально-психологические аспекты информатизации. Компьютеромания и компьютерофобия как социальные явления. Социальные проблемы информатизации. Информационная безопасность личности, общества, государства - понятия. Информационный образ жизни - понятие, его слагаемые, их современное состояние.
Тема 8 Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи социальных групп при переходе к постиндустриальному, информационному обществу. Основные стимулы и специфика трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе. Проблема «общества потребления». Информатизация российского общества: социологическое измерение. Структура и социальные аспекты развития социологических ресурсов сети Интернет.

6. Планы групповых занятий и образовательные технологии

1. Мастер-класс. Тема _1__ Социальная информатика: предмет и задачи курса – Персоналии социальной информатики_

Цель: формирование культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации (ОК-1); стремления к саморазвитию (ОК-6); способности анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способности понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, осознания опасности и угроз, возникающих в этом процессе (ОК-11).

Мастер-класс проходит в форме презентации авторского электронного ресурса «Персоналии социальной информатики» (разработчики ресурса – И.В. Соколова, Е.П. Воронина). Участники получат представление о научной школе социальной информатики. По итогам мастер-класса будет проведена викторина и участники, правильно ответившие на вопросы по теме, получат дополнительные баллы.

Литература:

Основная

1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008.

Дополнительная

1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008.

2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.

3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с.

5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009.

7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с.

8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008.

Образовательные технологии

Проведение мастер-класса предполагает использование аудитории, оборудованной презентационной техникой и выходом в сеть Интернет.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: участие в викторине, проводимой в ходе мастер-класса.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: Опрос слушателей по содержанию проводимого мастер-класса. Выявление степени знакомства слушателей с основной и дополнительной литературой.

1. Семинар. Тема_2_ Основные понятия теоретической информатики

Цель: изучить основные теоретические концепции и подходы к анализу закономерностей информационного обмена.

Вопросы для обсуждения:

1. Синтаксические, семантические и прагматические концепции информационного обмена.

2. Формализация знаний: методы и приемы.

Литература:

Основная

1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008.

Дополнительная

1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008.

2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.

3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с.

5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009.

7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с.

8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008.

Темы докладовв:

1. Проблемы языковой коммуникации в условиях информатизации общества.

2. Искусственный интеллект как феномен современной культуры.

Образовательные технологии. Проведение семинара предполагает использование презентационных материалов, демонстрируемых на персональных компьютерах преподавателя и студентов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Место и роль искусственного интеллекта в информатизации общества.

2. Место и значение виртуальной реальности в современном обществе

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций. Опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявление степени знакомства слушателей с основной и дополнительной литературой.

3. Семинар Тема _3_ Социальные коммуникации: история, современность, перспективы

Цель: изучить вклад каждого исторического этапа развития социальной коммуникации в совершенствование эффективности информационного обмена.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные исторические фазы информационного обмена: специфика их вклада в его совершенствование.

2. Блок-схема социальной коммуникации.

Литература:

Основная

1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008.

Дополнительная

1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008.

2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.

3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с.

5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009.

7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с.

8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008.

Темы докладов:

1. Книжная культура как основа социогуманитарного варианта информатизации общества.

2. Перспективы развития социальных коммуникаций.

Образовательные технологии. Проведение семинара предполагает использование презентационных материалов, демонстрируемых на персональных компьютерах преподавателя и студентов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Типы обменов в обществе.

2. Гипертекст как способ коммуникации.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций Опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявление степени знакомства слушателей с основной и дополнительной литературой.

4.Семинар Тема _4_ Информационные ресурсы общества

Цель: получить представление о проблемах и основных направлениях развития информационных ресурсов общества.

Вопросы для обсуждения:

1. Информационный кризис современного общества.

2. Проблемы развития российских информационных ресурсов.

Литература:

Основная

1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008.

Дополнительная

1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008.

2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.

3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с.

5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009.

7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с.

8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008.


Темы докладов:

1. Основные направления научных исследований информационных ресурсов общества.

2. Фактографические базы социальных данных.

Образовательные технологии. Проведение семинара предполагает использование презентационных материалов, демонстрируемых на персональных компьютерах преподавателя и студентов.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Основные проблемы развития социально-информационных ресурсов в РФ.

2. Библиотеки РФ, предоставляющие пользователям информацию в режиме удаленного доступа.

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: Опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявление степени знакомства слушателей с основной и дополнительной литературой.

5. Семинар Тема _5_ Информатизация общества: социальные условия, предпосылки и последствия

Цель: изучить основные социальные предпосылки информатизации общества. Составить представление о возможных социальных последствиях информатизации (по таблице К. Хессига).

Вопросы для обсуждения:

1. Предпосылки информатизации в основных сферах жизнедеятельности общества.

2. Альтернативные варианты информатизации России.

Литература:

Основная

1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008.

Дополнительная

1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008.

2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.

3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с.

5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009.

7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с.

8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008.

Темы докладов:

1. Социальные условия формирования отечественной техносферы информатизации.

2. Социальные последствия информатизации российского общества.

Образовательные технологии. Проведение семинара предполагает использование презентационных материалов, демонстрируемых на персональных компьютерах преподавателя и студентов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Библиотечно-информационные аспекты формирования современной визуальной культуры.

2. Проблемы информационной культуры современного российского общества.

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: Опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявление степени знакомства слушателей с основной и дополнительной литературой.

Основная

1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008.

Дополнительная

1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008.

2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.

3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с.

5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009.

7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с.

8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008.

Темы докладов:

1. Проблемы совершенствования социологической и статистической информации в РФ.

2. Информационные ресурсы и информационный потенциал общества.

Образовательные технологии. Проведение семинара предполагает использование презентационных материалов, демонстрируемых на персональных компьютерах преподавателя и студентов.

Задания для самостоятельной работы студентов:

1. Социальные последствия развития информационной техносферы как основы информационной среды общества.

2. Возможности, предоставляемые современной информационной средой для повышения квалификации, продолжения образования.

3. Состав современной информационной техносферы РФ, примеры.

4. Наиболее значимые для развития информационного потенциала РФ когнитивные структуры общества, примеры.

Формы контроля самостоятельной работы студентов выступление на семинаре.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: Опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявление степени знакомства слушателей с основной и дополнительной литературой.

Основная

1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008.

Дополнительная

1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008.

2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.

3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с.

5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009.

7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с.

8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008.

Темы докладов:

1. Информационная безопасность личности и общества.

2. Межъязыковая коммуникация в условиях информатизации.

Образовательные технологии. Проведение семинара предполагает использование презентационных материалов, демонстрируемых на персональных компьютерах преподавателя и студентов.

Задания для самостоятельной работы студентов

1. Национальная и культурная идентичность в сети Интернет.

2. Социальные сети, сообщества в информационном пространстве.

3. Понятие «информационное неравенство», примеры.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: Опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявление степени знакомства слушателей с основной и дополнительной литературой.


Основная

1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008.

Дополнительная

1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008.

2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010.

3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008.

4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с.

5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009.

6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009.

7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с.

8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008.

Темы докладов:

1. Социальная структура современного российского общества: информационный аспект.

2. Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе.

Образовательные технологии

Проведение семинара предполагает использование презентационных материалов, демонстрируемых на персональных компьютерах преподавателя и студентов.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: Опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявление



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.68.228 (0.012 с.)