Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар Тема 7. Информационный образ жизни: общество и личность в условиях информатизации↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель: проанализировать возможности, предоставляемые информатизацией для совершенствования образа жизни. Вопросы для обсуждения: 1. Проблема адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями в информационной среде. 2. Компьютеромания и компьютерофобия как социально-психологические явления. Литература: Основная 1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008. Дополнительная 1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008. 2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. 3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. 4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с. 5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009. 6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009. 7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с. 8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008. Темы докладов: 1. Информационная безопасность личности и общества. 2. Межъязыковая коммуникация в условиях информатизации. Образовательные технологии. Проведение семинара предполагает использование презентационных материалов, демонстрируемых на персональных компьютерах преподавателя и студентов. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Национальная и культурная идентичность в сети Интернет. 2. Социальные сети, сообщества в информационном пространстве. 3. Понятие «информационное неравенство», примеры. Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: Опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявление степени знакомства слушателей с основной и дополнительной литературой. Семинар. Тема 8. Постиндустриальное, информационное общество: социальная структура и специфика трудовой деятельности. Цель: определить тенденции изменения социальной структуры в условиях информатизации. Уяснить специфику и проблемы трудовой деятельности в постиндустриальном обществе. Вопросы для обсуждения: 1. Социальная структура постиндустриального общества. 2. Новые варианты трудовой деятельности в условиях развертывания информатизации. Литература: Основная 1. Соколова И.В. Социальная информатика: учеб. пособие для студ. вузов / И. В. Соколова; рец.: А.Д. Урсул, Б.А. Суслаков. - М.: Перспектива: Изд-во РГСУ, 2008. Дополнительная 1. Флинн Нэнси Корпоративные блоги: правила поведения / Нэнси Флинн; пер. с англ. Юлии Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Ферберг, 2008. 2. Бачило И. Л. Информационное право: учеб. для вузов / И. Л. Бачило; Ин-т гос. и права РАН, Академ. правовой ун-т. - М.: Юрайт: Высшее образование, 2010. 3. Федосов А.Ю. Теоретико-методологические и методические подходы к решению задач воспитания в школьном курсе информатики и ИКТ / А.Ю. Федосов; рец.: Ю.А. Первин, А.В. Могилёв. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. 4. Колин К.К. Философские проблемы информатики / К.К. Колин. - М.: Бином: Лаборатория знаний, 2010. - 264 с. 5. Социально-экономические и правовые проблемы развития информационного общества: в 5 т.: материалы междунар. науч.-практ. конф., 30 сент. 2009 г. Т. 3: Социально-экономические проблемы развития информационного общества / под общ. ред. А. И. Барановского; М-во образования Омск. обл. [и др.]. - Омск: Омск. экон. ин-т, 2009. 6. Рунов А.В. Социальная информатика: учеб. пособие / А.В. Рунов; рец.: Л. Я. Аверьянов, А. А. Шестаков. - М.: КНОРУС, 2009. 7. Могилев А.В., Листрова Л.В. Средства информатизации. Телекоммуникационные технологии. - СПб.: БХВ-Петербург, 2009.- 250с. 8. Еляков, А.Д. Россия в глобальном информационном пространстве [Электронный ресурс]: III Всерос. социол. конгр. / А.Д. Еляков Ин-т социологии РАН [и др.]// III Всероссийский социологический конгресс. - М., 2008. Темы докладов: 1. Социальная структура современного российского общества: информационный аспект. 2. Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе. Образовательные технологии Проведение семинара предполагает использование презентационных материалов, демонстрируемых на персональных компьютерах преподавателя и студентов. Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре. Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: Опрос слушателей по содержанию изучаемой темы. Выявление степени знакомства слушателей с основной и дополнительной литературой. 7. Система оценки качества сформированных компетенций по итогам освоения дисциплины Форма текущего контроля – выполнение реферата. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ 1. Социальная информатика как научная основа постиндустриального общества. 2. Информатизация общества: цели, теоретико-методологические основы, проблемы. 3. Основные черты, закономерности и проблемы постиндустриального, информационного общества. 4. Концепция информатизации Российской Федерации. 5. Основные направления информатизации социальной сферы. 6. Компьютерная преступность как социологическая категория. 7. Социальная структура современного российского общества: информационный аспект. 8. Интернет как средство социальной коммуникации. 9. Социальные последствия информатизации российского общества. 10. Информационные ресурсы общества. 11. Информационный потенциал общества. 12. Компьютерная грамотность и информационная культура. 13. Информатика и образование. 14. Социокультурные аспекты развития информационной среды. 15. Личность в информационном обществе. 16. Информационная безопасность личности, общества, государства. 17. Информатизация общества и молодежь. 18. Виртуальная реальность в досуге и обучении. 19. Место и значение компьютерной игры в культурно-досуговой деятельности человека. 20. Основные стимулы и специфика трудовой деятельности в индустриальном и постиндустриальном обществе. 21. Значение процесса информатизации в решении глобальных экологических проблем. 22. Информатизация и устойчивое развитие общества. 23. Межъязыковая коммуникация в условиях информатизации. 24. Социальные проблемы и перспективы развития человеко-машинных систем. 25. Использование компьютеров в домашних условиях: cоциальные последствия. Требования к выполнению реферата: объем реферата должен быть не менее 12 стр. текста, выполненного кеглем 14, через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman. Критерии оценки реферата: максимальная оценка за реферат – 20 баллов. Форма текущего контроля – тестирование (письменное.) ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ по дисциплине «Социальная информатика» Контрольная точка 1 Перед Вами серия вопросов из пройденного курса. На ряд вопросов предложено несколько вариантов ответа с соответствующими номерами. В этом случае обведите кружочком номер того из предложенных вариантов ответов, который кажется Вам правильным. Ряд вопросов требует написания своего варианта ответа. 1. Социальная информатика - научное направление, являющееся отраслью: 1) информатики 2) социологии 3) это междисциплинарное направление
2. Кто является автором термина «социальная информатика»? 1) А.Д. Урсул 2) А.В. Соколов 3) К.К. Колин
3. Какой год может быть назван годом провозглашения нового научного направления «социальная информатика»? 1) 1989 2) 1995 3) 1974
4. Кто является автором концепции постиндустриального общества? 1) О. Тоффлер 2) Д. Белл 3) З. Бжезинский
5. Раскройте смысл и значение понятия «ноосфера»:____________________
6. Занятость в какой сфере большинства трудоспособного населения означает вступление страны в постиндустриальный период своего развития? 1) в сфере информационно-интеллектуальных услуг 2) в сфере услуг 3) в сфере материального производства
7. Что можно считать главной технической предпосылкой развертывания информатизации? 1) достаточное количество компьютеров 2) уровень телефонизации (развития сетей) 3) развитое программное обеспечение
8. Отметьте этап общественного развития, на которых по критерию занятости населения находится в настоящее время США и Россия. 8.1. США: 1) Индустриальное общество 2) Постиндустриальное общество 3) Информационное общество 8.2. Россия: 1) Индустриальное общество 2) Постиндустриальное общество 3) Информационное общество
9. В чем состоит главное отличие двух основных теоретико-методологических подходов к информатизации общества? 1) в степени распространения 2) во времени появления 3) в провозглашаемых целях информатизации
10. Какова, с Вашей точки зрения, основная цель информатизации общества?____
11. Какое слагаемое, образующее структуру процесса информатизации, должно занимать наивысшее по иерархии положение в его структуре? 1) компьютеризация 2) медиатизация 3) интеллектуализация 12. Назовите по одной, наиболее важной, из объективных и субъективных причин господствующего в теории и на практике отождествления понятий “информатизация” и “компьютеризация”? 12.1. Объективные причины: 1) стремительный прогресс компьютерной и телекоммуникационной техники 2) недостатки государственной политики в области информатизации 3) неправильная подача материалов по информатизации в СМИ 12.2. Субъективные причины: 1) идейный технократизм 2) недостаточное знакомство с сутью проблемы 3) получение политических и экономических дивидендов 13. Назовите основные слагаемые понятия «дружественный интерфейс»: ______ 14. Кто из специалистов является автором методологии измерения информации? 1) Н. Винер 2) К. Шеннон 3) Р. Хартли
15. Дайте определение понятия «бит»: ________________________________
16. Какая из перечисленных ниже систем классификации знаний лежит в основе актуальных ныне гипертекстовых технологий? 1) иерархическая 2) реляционная 3) древовидная
17. Главное отличие традиционной и новой информационной технологии? 1) тип техники, на которой она реализована 2) сфера ее применения 3) тип алгоритма, лежащего в ее основе
18. В чем состоит основная проблема языковой формы информационного обмена? 1) в несовпадении тезаурусов 2) в явлении полисемии 3) в обилии информации
19. Каково главное отличие компьютерной фазы от предшествующих фаз информационного обмена? 1) опосредованность контактов между людьми 2) общение человека с электронной памятью машины 3) безбумажный вариант коммуникаций
20. Определите основные, с Вашей точки зрения, социокультурные проблемы компьютерной фазы информационного обмена? _____________ Контрольная точка 2 Перед Вами серия вопросов из пройденного курса. На ряд вопросов предложено несколько вариантов ответа с соответствующими номерами. В этом случае обведите кружочком номер того из предложенных вариантов ответов, который кажется Вам правильным. Ряд вопросов требует написания своего варианта ответа. 1. Почему информатизация имеет важнейшее значение в преодолении экологического кризиса, обеспечении мирового устойчивого развития? Отметьте главную причину. 1) компьютерная техника позволит оперативно и глубоко анализировать ситуацию в мире 2) информированность населения будет способствовать снижению экологической напряженности 3) информационная система послужит основой системы коллективного интеллекта
2. Проблематика информационных ресурсов в мире актуализировалась в контексте частичного разрешения информационного кризиса на базе внедрения средств персональной информатики. Это произошло в: 1) 70-е годы 2) 80-е годы 3) 90-е годы
3. Какой исследователь может быть назван основоположником разработки понятия «национальные информационные ресурсы»? 1) А.И. Ракитов 2) Г.Р. Громов 3) А.Б. Антопольский
4. Что, по Вашему мнению, является атрибутом понятия «информационный ресурс общества»? 1) формализованные знания 2) любые знания, в том числе и в вербальной форме 3) создатели знаний (ученые, специалисты)
Назовите основные проблемы развития российских информационных ресурсов? _________________________________________________________
5. Отметьте соответствующий вариант расположения слагаемых такого явления как «утечка мозгов» по степени убывания размера и опасности социальных последствий?
6. Какова структура фактографических баз социальных данных? __________
7. Какое из ниже перечисленных ведомств обладает наиболее значимой базой данных о населении в РФ? 1) Министерство труда и социального развития РФ 2) Госкомстат РФ 3) Пенсионный фонд РФ
8. В чем заключается отличие двух подходов к изучению социальных условий, предпосылок и последствий информатизации? _______________
9. Реализация предпосылок информатизации в какой из сфер общества является, на Ваш взгляд, наиболее важной? 1) в политической 2) в экономической 3) в социальной
10. Какова, по Вашему мнению, главная причина популярности таблицы К. Хессига, отражающей социальные последствия информатизации? 1) большой объем фактического материала 2) системный характер 3) представительность данных
11. Определите главный фактор, определяющий положительный или отрицательный варианты развития процессов информатизации: 1) время начала информатизации 2) уровень демократизации страны 3) уровень финансирования информатизации
12. Как Вы относитесь к утверждению - «Для России необходим альтернативный вариант информатизации общества»? 1) не поддерживаю, информатизация идет по общемировому сценарию 2) поддерживаю, альтернативность необходима из-за специфики национального менталитета 3) вопрос нуждается в дополнительной проработке
13. Каковы, по Вашему мнению, должны быть слагаемые альтернативного варианта развития информатизации в России?________________________
14. Какая разновидность социальных структур входит в понятие «информационный потенциал общества»? 1) политические структуры 2) когнитивные структуры 3) экономические структуры
15. Дайте определение понятия «информационный потенциал общества» через понятие «информационный ресурс общества»: __________________
16. С чем для Вас наиболее связано понятие «информационная среда»? 1) компьютеры 2) информация 3) сети связи
17. В чем заключается отличие ресурсного и социокультурного подходов к рассмотрению понятия «информационная среда»? ____________________
18. Назовите мирового лидера производства электронных баз знаний. Это: 1) Япония; 2) США; 3) Великобритания;
19. Отметьте страну-лидера по эффективности использования ресурсов сети Интернет: 1) США 2) Финляндия 3) Швейцария Контрольная точка 3 Перед Вами серия вопросов из пройденного курса. На ряд вопросов предложено несколько вариантов ответа с соответствующими номерами. В этом случае обведите кружочком номер того из предложенных вариантов ответов, который кажется Вам правильным. Ряд вопросов требует написания своего варианта ответа.
1. Какие социальные группы в современной информационной среде могут получить новые возможности для своей самореализации, которых они были принципиально лишены в индустриальную эпоху? ______________
2. Назовите по одной, наиболее важной, из ниже перечисленных причин таких явлений как компьютеромания и компьютерофобия?
2.1. Компьютеромании: 1) увлечение компьютером 2) возможность заработать 3) отсутствие современной молодежной политики и политики в области занятости. 2.2. Компьютерофобии: 1) страх перед компьютером 2) отсутствие компьютеров с «дружественным интерфейсом» 3) неумение работать на компьютере
3. Назовите основную причину неуспеха массовой социокультурной информатизации: 1) недостаточная компьютерная грамотность населения 2) незнание английского языка 3) отсутствие вычислительных машин, созданных на основе достижений в области разработок искусственного интеллекта
4. В условиях России широко распространены нерусифицированные программные средства. Дайте Вашу оценку этому явлению: 1) это нормальный процесс, обусловленный международным характером информатизации, а также хроническим отставанием национальных разработок в области программных средств 2) это опасное явление, поэтому необходимо способствовать распространению русифицированных программных средств, а также программных средств национальной разработки 3) тип программного средства в плане лингвистики не имеет значения
5. Выберете язык, на котором в перспективе должно осуществляться ведение международных, общепланетарных баз знаний: 1) искусственный язык (эсперанто, машинный язык и т.д.) 2) английский язык 3) русский язык
Обоснуйте свой ответ:___________________________________________
6. Дайте Ваше определение понятия «информационный образ жизни»: ____
7. Какова главная причина активного использования экспертных систем в обучении? 1) учитывают уровень знаний конкретного человека 2) выстраивают индивидуальную программу обучения 3) никогда «не устают» повторять учебный материал
8. Дайте определение понятия «информационная безопасность личности»: ______
9. Какого типа информация может входить в состав так называемых «информационных угроз» для личности? Перечислите основные ее виды: _____
10. В результате информатизации общества социальные группы будут менять свой размер. Этот размер: 1) увеличится 2) уменьшится 3) это зависит от критерия выделения социальных групп
11. Известны параметры традиционного структурирования общества, такие как пол, возраст и т.д. По какому основному критерию образуются виртуальные социальные группы? _________________________________
12. Чем вызывается формирование так называемого «общества потребления»? Назовите главную причину: 1) целями развития конкретного общества 2) трудностью стимулирования деятельности как таковой 3) общемировыми тенденциями 8.2. Критерии оценки результатов тестирования: максимальная оценка за тест (одна контрольная точка) – 10 баллов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.107.223 (0.01 с.) |