Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На занятии будет проведена деловая дидактическая играСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«Современное состояние образования и пути построения новой школы» (требуется подготовка) Цель игры: выработка у студентов понимания мировых образовательных тенденций, проблем и перспектив развития образования, формирование у них готовности к участию в общественно-государственном управлении системой образования.
Игровая ситуация заключается в постановке двух заданий, поиске их решений, анализе и противопоставлении полученных результатов в процессе коллективной работы по микрогруппам; построении моделей новой школы.
Ход игры: 1. Подготовка руководителем (эту роль выполняет преподаватель) сценария деловой игры и игрового обеспечения, объяснение целей, задач и правил игры. 2. Разбиение студенческой группы на сторонников тех исследователей, которые считают, что кризиса в системе образования не существует и образовательная сфера поступательно развивается, и приверженцев той точки зрения, что образование находится в кризисном состоянии, и требуются новые подходы, концепции модернизации системы образования. Затем среди сторонников той или иной точки зрения на состояние образования выделяются игровые микрогруппы по 5 человек; в микрогруппах распределяются роли: 1) педагог-организатор; 2) аналитик (может быть группа анализа); 3) критик-оппонент; 4) фиксатор; 5) исследователь-путешественник. 3. Постановка заданий для каждой микрогруппы. Задание 1. а) Проанализировать современное состояние системы образования; выделить позитивные тенденции в развитии среднего образования; попытаться обосновать возможности функционирования в современных условиях средней школы за счет традиционных подходов. б) Разработать и обосновать модель (цели и задачи, результаты; основные подходы к отбору содержания, технологий обучения, способов взаимодействия в учебном процессе) школы, адаптированной к новым социокультурным условиям. Задание 2. а) Определить основные характеристики современного состояния образования; выделить негативные тенденции в развитии системы образования; обосновать необходимость реформирования средней школы с учетом мировых образовательных тенденций, новой социокультурной ситуации в республике, на основе разработки новых концептуальных подходов. б) Разработать и обосновать модель (цели, задачи, результаты; основные подходы к отбору содержания, технологий обучения, способов взаимодействия педагога и учащихся) новой школы (гимназии, лицея, колледжа), отвечающей современным социальным требованиям. 4. Поиск решений заданий в процессе коллективного взаимодействия в течение определенного интервала времени. При этом исследователю-путешественнику разрешается правилами игры перемещаться по аудитории с целью обмена информацией. 5. Представление решений поставленных задач. Каждой игровой группе выдается лист (формат А3) с предложенной схемой, в которую фиксатор вносит полученные результаты. После выполнения листы вывешиваются на доску, образуя вернисаж плакатов. 6. Представление и защита педагогом-организатором каждой играющей группы полученных результатов. 7. Свободная дискуссия членов игровых групп. Выработка обобщенного решения по каждой задаче. 8. Рефлексия. Подведение итогов игры.
Литература. 1. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков. – 2-е изд., доп.– Мн.: НИО, 2000. – Гл. I, III. 2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие. М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Гл. 4. 3. Журнальные статьи из научной электронной библиотеки еLIBRARY.RU. (Обращаться в библиотеку КФ НГПУ)
Тема 5. ФГОС: на пути к новому качеству образования 1. Новая миссия образования и его результаты 2. Разработка и апробация стандартов второго поколения 3. Концептуальные основы федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения 4. Гражданско-правовые, идеологические, методологические, научно-содержательные основы ФГОС – Общественный договор – гражданско-правовая основа ФГОС – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – идеологическая основа стандарта – Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход – методологическая и научно-содержательная основа стандарта 5. Стандарт как система требований – Требования к результатам освоения основных образовательных программ – Требования к структуре основных образовательных программ – Требования к условиям реализации основных образовательных программ Стандарты второго поколения: Системно-деятельностный подход. Компетенции как цели обучения, обусловливающие содержание образования. Основные образовательные программы, учебники, учебные пособия, требования к ним. Характеристика нормативных документов регламентирующих функционирование образовательного учреждения. Закон РФ «Об образовании» и его основные положения. Универсальные учебные действия. Оценка уровня учащихся. Семинарское занятие №2.2. Тема: Стандарты второго поколения. Цель: знакомство с ФГОС и сопроводительными документами, отработка умения анализа урока с точки зрения формирования УУД. Вопросы для самоподготовки и обсуждения: – Закон об образовании. Характеристика основных положений. – 5 пунктов президентской инициативы. – Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа". – Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36). – Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009-2012 годы. – Федеральная целевая программа развития образования. – Концептуальные основы ФГОС. – Системно-деятельностный подход. – Универсальные учебные действия. – Основные характеристики нового стандарта. – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – Фундаментальное ядро содержания общего образования. – Требования к структуре основной образовательной программы.
Задания для самостоятельной работы по теме: В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.
Задание 1.Учимся определять и находить УУД или о чем может рассказать мультик. Заполнить таблицу:
Задание 2.Анализ предложенного урока Что предполагалось сделать для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД? (ответ представить в виде письменного отчёта). Тема урока “Такие простые правила” Цель освоение детьми правил поведения в школе Задачи
Ход урока 1. Организационный момент: Дети сидят по группам (4 группы). 2.Приветствие: Учитель: - Здравствуйте ребята! Все вы знаете, что слово “привет” можно заменить жестами. Давайте поприветствуем друг друга не просто обычным жестом, а так, как приветствуют друг друга “европейцы” - пожимают руки, “японцы” - кланяются, “африканцы” - трутся носиками. Повернитесь и поприветствуйте друг друга! Молодцы ребята. Продолжаем дальше. Сегодня у нас необычный урок. И начнётся он - угадайте с чего? (звучат версии детей)- С мультфильма! - Посмотрите внимательно мультфильм “Маша и медведь”. 3. Знакомство с персонажем: (просмотр мультфильма "Маша и медведь 11-серия: Первый раз в первый класс") Обсуждение: У.: - О чем этот мультфильм? (о Маше, о медведе, о школе, о том, как надо вести себя в школе)
4. Основная часть: Работа над правилами У.: -А будет ли всем хорошо в школе, если все будут поступать только как им хочется? Дети -НЕЕЕЕТ! У.: - А почему не будет всем хорошо? Дети:-Рассуждения детей. У.:-Молодцы, ребята. Очень интересные рассуждения и доказательства вы приводите. А как сделать так, чтобы всем было комфортно в школе, все знали как правильно и неправильно поступать? Дети: - Рассуждения детей У.: - Давайте мы с вами подумаем сейчас, какие правила надо соблюдать в школе, чтобы всем нам в ней очень нравилось учиться. Я буду называть правило, а вы поднимайте руки, если считаете, что это правило непременно должно соблюдаться в школе, чтобы всем нам в ней было комфортно и удобно находиться:
Учитель располагает выбранные детьми правила на доске под надписью: МОЖНО И НУЖНО и веселым лицом, а не выбранные располагает отдельно под надписью НЕЛЬЗЯ и грустным лицом. У.: - Ребята, мы с вами так хорошо поработали, столько разных правил определили, которые помогут нам успешно и дружно учиться. Все вы молодцы! Но у нас пока ещё отсутствуют 4 новых ученика. Сегодня вместе с вами должны были учиться и Незнайка, и старуха Шапокляк, и Буратино, и Маша. Но что-то я этих учеников не вижу в классе. Стук в дверь и входят старшеклассники в наряде Маши, Буратино, Незнайки и Шапокляк. У.: - Здравствуйте, наши новые ученики! Почему опаздываете? Буратино: - Что это, в школу надо рано разве приходить? Незнайка: Не знаю я... Шапокляк: Так это, что ж торопиться -то... Разве есть такое правило, чтобы не опаздывать? У.: - Дети, скажите, пожалуйста, есть ли у нас в школе такое правило, чтобы не опаздывать? Дети: - ДААА! Персонажи:-А почему нельзя опаздывать? Дети:- Рассуждения детей. Персонажи: - Ух ты, а ещё что-ли какие-то правила есть? У.: -Ну конечно, есть. И вот если бы вы не опоздали, вы бы про них узнали. Но ничего страшного, ведь ребята все правила знают, они вам помогут. А чтобы легче было вам во всей нашей школьной жизни и её правилах разобраться, давайте сейчас мы разделимся на 4 команды и посоревнуемся, кто лучше сможет рассказать о наших школьных правилах. Упражнение: рисунок “Школа с правилами” и “Школа без правил”.: У.: Ребята, так как мы с вами находимся в школе, то и думать о правилах нам проще. Пожалуйста, подумайте несколько минут и ответьте: если бы не было правил, что тогда происходило бы в школе? У.: А теперь я предлагаю каждой команде нарисовать два рисунка на такие темы: “Школа с правилами” и “Школа без правил”. Вы сейчас в командах подумайте и решите, кто будет рисовать "школу с правилами", а кто "школу без правил" (Контролируют время сказочные герои, которые находятся по одному в каждой группе), а помогать вам будут наши новые ученики. Заодно и правила запомнят. Всем ли понятно задание?
У: - Ну что же, а чтобы наши новые ученики не забывали правила поведения в школе, когда будут готовиться к следующему уроку и придут к нам опять, давайте мы с вами подарим им наши рисунки на память. Согласны? Дети: - ДА Персонажи: Большое спасибо, мы обязательно всё запомним выучим и когда придём в следующий раз, то не будем никакие правила в школе нарушать! 5. Итоги урока: У.: - Ну что ж, ребята, урок наш подходит к концу, все ли вы хорошо поняли и запомнили наши правила? Дети - ДА У.: -А теперь откройте ваши карты достижений в разделе “ПОВЕДЕНИЕ" и отметьте то место, куда вы себя помещаете, оценив свое поведение сегодня на уроке. У: - Посмотрите на нашу общую карту достижений “Поведение” - в этой карте вы в конце каждой недели будете оценивать поведение своих товарищей и сравнивать с тем, как вы сами себя оценили: может быть нужно что-то исправить в своих поступках, может быть напомнить своим друзьям о хорошо или плохо соблюдаемых правилах. У: - Ответьте на следующие вопросы: - Что нового вы узнали на уроке?; - Что больше всего понравилось?. У: - Похвалим себя за сегодняшнюю работу. Правой рукой гладить себя по голове от затылка ко лбу, левой - круговыми движениями живот. У: - Прошу продолжить предложение: "Сегодня на занятии я понял(а):..." У: - Спасибо всем за такой интересный урок! До свидания, ребята! До новых встреч! Дети: - До свидания!
Литература.
Серия «Стандарты второго поколения» · Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/(А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.); под ред.А.Г Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011. – 151с. · Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России./ А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. · Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./ Министерство образования и науки Российской Федерации. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 31с. · Фундаментальное ядро содержания общего образования./под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011. – 59с.
ТЕМА 4. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Цель как компонент педагогического процесса. Иерархия целей воспитания и образования. Цели воспитания и образовательные стандарты. Цель воспитания в современной российской школе. Цель урока. Компетенции.
Семинарское занятие №2.3. Тема: Целеполагание в образовании. Цель: научиться описывать учебные цели в виде результатов определенной учебной деятельности для качественного и количественного анализа об изменениях в знаниях обучающихся. Основные понятия: цель обучения, цель урока, цель образования, цель развития, цель воспитания, педагогическая задача. Вопросы для самоподготовки и обсуждения:
– Предметный (объективный) и личностный (субъективный) аспекты образования. – Предметные и личностные цели обучения. – Таксономия педагогических целей. – Развивающая, воспитательная и образовательная цель урока. – Требования к формулированию целей обучения. – Критерии достижения целей обучения. – Взаимосвязанная система педагогических целей Блума. – Планирование результатов обучения. Задания для самостоятельной работы по теме: В рабочей тетради по педагогике выполните следующие задания.
1.Познакомьтесь с высказыванием педагога, письменно ответьте на поставленный вопрос. «Многие учителя недооценивают целеполагание в педагогической работе, что обуславливает авторитарность в их профессиональной деятельности, так как они стремятся, прежде все, передать учащимся свои собственные идеалы и убеждения, вместо того, чтобы, поставив себя на место ученика, войти в его проблемы, помогая ему самостоятельно принимать оптимальные решения». Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. – 1995. - № 6. – С. 64. 2.Раскройте роль целеполагания в профессиональной деятельности учителя. 3.Используя образовательный стандарт, заполните табл. 1 квалификационными характеристиками специалиста, которые формируются при изучении конкретной дисциплины.
4.Определите собственные цели на одном из предстоящих занятий. Легко ли это у вас получилось? 5.Побеседуйте со знакомыми учителями, своими однокурсниками и узнайте, как они определяют свои цели деятельности. 6. Выпишите в словарь определения понятий: цель воспитания, целеполагание, образовательные стандарты, ЗУН (знания, умения, навыки), КИМ (контрольно-измерительные материалы). 9. Как Вы понимаете смену акцентов в целеполагании обучения и воспитания: с образования, формирующего культуру полезности (умения, навыки, знания), на образование, формирующее, прежде всего, культуру, духовные гуманистические ценности и обеспечивающее их освоение подрастающим поколением. Как Вы считаете: - нужно ли внушать ребёнку мысль о том, что есть абсолютные ценности и есть ли они вообще? - сочетаются ли вечные ценности и педагогический плюрализм? 10. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, которым он придает особое значение и которыми школы должны были бы «вооружить» учащуюся молодежь: 1) Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты и ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в развитии демократических институтов. 2) Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий. 3) Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее всевозрастающее значение. 4) Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе. 5) Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. Задание для групп: Задание 1
3. Разработайте модель личности ученика, обладающего достаточным уровнем политических и социальных компетенций. (Модель личности – это совокупность необходимых личностных качеств, знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности). Задание 2
Задание 3 1. Как еще называются компетенции, определяющие владение учеником устным и письменным общением? Почему такие компетенции особенно актуальны в современном мире?
Задание 4
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.012 с.) |